Путеводители для детей: увлекательное путешествие начинается! Городские ралли - детские карты и гулялки, ходилки, бродилки

Собственно к детским путеводителям мы неравнодушны достаточно давно, еще с того момента, когда старшие дети были совсем маленькими. Просто однажды мы с мужем заметили, что ходить всей семьей по музейным залам гораздо интереснее, познавательнее и полезнее (а еще, что немаловажно, гораздо тише и спокойнее) получается тогда, когда дети пытаются в этом музее что-то самостоятельно найти, прочитать и узнать.

Многие музеи, причем как в России, так и за рубежом, публикуют на своих сайтах интересные листочки с заданиями для детей. Именно с целью увлечь и привлечь юных посетителей, а также направить их энергию в мирное русло. :) Некоторые музеи этого не делают, но продают специальные брошюры или небольшие книжечки с интересными заданиями. А еще некоторые музеи даже книг таких не выпускают, так что родителям приходится заинтересовывать детей самостоятельно и буквально подручными средствами.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина . Главное здание. Здесь продается детский путеводитель по знаменитому Египетскому залу .

Внутри это самый настоящий квест: если думаешь так, то иди на страницу с номером таким-то, если думаешь иначе - идешь на другую страницу. И уже там выясняешь, прав ты или нет. :)

Такой приключенческий формат путеводителя может быть хорош и интересен для чтения дома. Но в условиях музея, где почти совсем нет лавочек, держать на весу брошюру, в толпе посетителей, нам не очень понравилось. Поэтому старались сократить перелистывания и немного хитрили. :)

Однако вопросы интересные. Очень много рассказано об экспонатах и вообще о Древнем Египте. На полях книги как раз изображены экспонаты, которые нужно найти в витринах музея. Так что в итоге книга нам все-таки понравилась. :)

В том же ГМИИ , только в галерее искусств стран Европы и Америки детских путеводителей не нашлось. Но зато внутри самой обычной бесплатной схемы залов по этажам мы обнаружили вот такие миниатюрные картинки. Постарались обнаружить соответствующие им полотна в залах музея. Попутно, конечно, увидели еще очень много интересного.

Государственный музей Пушкина . Тот, который на Пречистенке. Здесь мы обнаружили два разных детских путеводителя. Оба тоненькие, но красивые и довольно содержательные.

Путеводитель большого формата. Из него мы узнаем, что иногда рисунки на полях рукописи помогали Пушкину в процессе сочинения найти и подобрать нужное слово.

Узнаем о некоторых экспонатах музея и о биографии поэта. А еще здесь есть викторина, раскраска и кроссворд. И именно здесь есть фотография последнего пера Пушкина.

Путеводитель маленького формата построен в более логичной последовательности - от зала к залу. Мы узнаем о том, что просторный холл под стеклянным куполом - это бывший двор, который раньше находился под открытым небом. Поднимемся по парадной лестнице, рассмотрим росписи на стенах.

В книге много фотографий, информации. Есть вопросы для детей по тексту и по экспонатам, а также довольно непростой кроссворд (особенно, если не подглядывать в ответы).

У этих путеводителей есть лишь один существенный недостаток - их невозможно читать в самом музее! То есть желательно приобрести их заранее, дома в спокойно обстановке ознакомиться с ними вместе с детьми, а уже потом, непосредственно во время посещения музея, вспомнить или зачитать самые интересные моменты, ну и, конечно, ответить на вопросы и рассмотреть экспонаты.

И все-таки больше всего я люблю детский путеводитель по Историческому музею . С ним вам никакие экскурсоводы не нужны!

На форзаце и нахзаце представлены схемы залов музея по этажам.

По каждому историческому периоду есть краткий общий рассказ.

Фантастический музей и фантастический путеводитель по нему!

В музее археологии Москвы в свободном доступе лежит вот такая небольшая брошюрка с интересными вопросами и заданиями по поиску экспонатов в залах музея. Там же на столиках лежат простые карандаши, можно брать и выполнять задания.

В биологическом музее им. Тимирязева мы давно не были. Но, помнится, там всегда есть в наличии подобные бесплатные поисковые книжечки. Или же недорогие платные.

Дарвиновский музей также предоставляет детям возможность для интересного досуга в музее. Здесь продаются интересные и недорогие путеводители для родителей с детьми всех возрастов (есть с наклейками и без, цветные и монохромные, в общем, на любой вкус). Бывают бесплатные листочки с заданиями.

В музее-панораме "Бородинская битва" сделали еще лучше: выложили в бесплатном доступе две брошюры с творческими заданиями для школьников (загадки, кроссворды и прочее) по теме войны 1812 года.

А вам какие встречались интересные детские путеводители по знаменитым музеям?

Posts from This Journal by “музеи” Tag

  • Неделя финансовой грамотности в Мастерславле.

    В минувшую субботу по приглашению мосблога мы с дочками снова побывали в нашем любимом Мастерславле. В этот раз там проводилась неделя финансовой…

  • В гости к зверюшкам.

    На недавно прошедших первых школьных каникулах (или уже очень давно, это как посмотреть) мы с детьми по приглашению мосблога побывали в контактном…

  • День Индии в Мастерславле.

    Вы уже, наверное, заметили, что мы с детьми очень любим бывать в Мастерславле (на сайте Игрудом довольно давно есть даже такой специальный тег …

  • Гранд макет Россия в Санкт-Петербурге.

    Одной из самых ярких страниц нашего пребывания в славном городе на Неве было посещение парка миниатюр Гранд макет Россия. Далее, под катом,…

Меня ужасно раздражает детская память. Вывозишь ребенка заграницу, а он по прошествии года уже ничего не помнит: ни названия страны, ни достопримечательностей, ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО! И начинается: “А вот помнишь, мы были в какой-то стране, и там что-то такое видели…”. Куда ездил, зачем – непонятно!

Также меня ужасно раздражает отсутствие детских путеводителей . Ну вот были бы какие-то адаптированные для детей издания по городам, странам. С заданиями и краткой информацией, чтобы ребенку было чем заняться в новом незнакомом городе.

Все это привело меня к тому, что перед отъездом в Будапешт я решила сделать сама смесь и .

Находилка по Будапешту

Я распечатала на цветном принтере много фотографий Будапешта, сверяясь с путеводителем, куда мы можем пойти. У меня был заранее приобретен вот этот путеводитель издательства Томас Кук . К сожалению, не все места удалось найти, но нашли мы многое.

Вопросы по Будапешту

Я очень тщательно штудировала путеводитель, чтобы придумать вопросы, которые были бы интересны ребенку.

Главное место в любой европейской столице – это, конечно же, река. В Будапеште это всем известный Дунай, который когда-то разделял два города Буду и Пешт. Их очень легко отличить визуально: Буда холмистая и таинственная, а Пешт шумный, низкий и красивый.

Главный акцент я сделал на мосты. Это показалось мне самым очевидным.

К тому же по ним можно задать много вопросов.

Я выделила пять главных мостов Будапешта:
– Цепной мост,
– мост Маргит,
– мост Эржебет,
– мост Свободы и
– мост Петефи.

В принципе, мост Петефи можно не включать, потому что он самый неприметный. И те, кто живут в центре, вряд ли дойдут до него. Но просто наш отель находился прямо около него и было бы глупо не воспользоваться этим.

Мы честно измерили все пять мостов и, кажется, Глеб все таки заполнил названия всех.

В Венгрии страшно популярна императрица Сисси. К сожалению, в Будапеште нет музея ей посвященного, но ее имя (по-венгерски ее зовут Эржебет) встречается очень часто. Памятник, площадь, мост, конфеты, название нашего отеля 🙂

В принципе, еще очень популярен Иштван Сечени, но находить “императрицу Сисси” мне показалось более романтичным.

Венгерский язык нам вообще не понять. Но можно попытаться выучить несколько слов.

Отгадайте, кого в Будапеште больше: лошадей или львов?

Дети просто обожают заполнять всякие таблички. Я сделала на каждый день таблички, может, не очень умные, но какие уж смогла.

Представьте мое разочарование, что площадь Москвы, про которую у меня был вопрос, переименовали.

Все время мы пользовались самой старой веткой метро, на которой использованы старые симпатичные вагончики. Я уж испугалась, что мы не найдем “Привет от московского метро”. Но нет, на других ветках мытищинские вагоны на месте.

И, конечно же, не обошлось без “Правил моей кухни”. После просмотра этого австралийского кулинарного сериала, еда играет важную роль в нашей жизни.

Что вам понадобится для детского путеводителя по Будапешту:
– составить примерный план прогулок,
– найти фотографии мест, которые планируете посетить или просто симпатичные места или памятники,
– цветной принтер,
– клей,
– путеводитель по Будапешту или интернет.

Интересная поездка с ребенком обеспечена!

Москва - великая столица России. Изучать и познавать этот древний город огромное удовольствие, узнавать его историю, его тайны. Даже для взрослых звучит привлекательно, а представьте каково для детей! Вот и мы с Мишутой не хотим оставаться в стороне и во время наших наездов в столицу решили организовывать досуг максимально интересно и познавательно. Я давно уже обещала своим подписчикам в инстаграме рассказать про детские прогулки по Москве, которые легко самостоятельно организовать с помощью книг и материалов, фотографию которых однажды выкладывала. Это и различные детские карты по Москве, и детские путеводители по музеям, и раскраски с популярными московскими достопримечательностями. Такие материалы помогут любому ребенку ближе познакомиться со столицей страны, а также в простой и забавной форме расскажут об истории города. Вы не поверите, насколько детская Москва нова и необычна! Об этих всех изданиях я сегодня и хочу рассказать подробнее.

Стоит сразу выбрать формат, как вы хотите познакомить ребенка с московским наследием — либо самостоятельно, устраивая городские квесты при помощи пособий, либо воспользоваться услугами профессионалов. От себя могу порекомендовать гидов, которые проводят такие вот экскурсии для детей по Москве.

А для самостоятельных прогулок подойдут пособия — это, кстати, не всегда выгоднее, книжная продукция в наши дни недешево стоит. Кроме этого, хочу отметить, что мой обзор детских книг о Москве может пригодиться как москвичам, которые со своими детьми готовы отправиться на поиски неизведанного в родном городе, так и гостям столицы, которые хотят своим детям устроить увлекательные экскурсии по Москве во время пребывания в этом славном городе. Мы с Мишуткой как раз второй вариант) В Москве бываем периодически, и наконец можем знакомиться с этим чудесным градом ближе через увлекательные детские прогулки по Москве!

Городские ралли - детские карты и гулялки, ходилки, бродилки

Прогулки с детьми по Москве зачастую кажутся унылым занятием. Несмотря на значение Красной площади и красоту Арбата, детей подобное волнует мало. А родители не всегда знают историю и могут рассказать что-то интересненькое о том или ином месте. В итоге все заканчивается банальным селфи на фоне кирпичной стены Кремля. Полезно это для ребенка? Увлекательно? Не думаю… Вот и издательство «Самокат» считает также, а потому занялось разработкой захватывающих детских маршрутов по Москве!

Мы с Мишей приготовили карту с маршрутом по Арбату, стартуем с минуты на минуту:)

Продаются они в виде удобных наборов, внутри которых вы найдете замечательные карты со смешными рисунками. Каждая карта посвящена тому или иному объекту — Кремль, Красная площадь, Арбат, Московское метро и другие. На одну прогулку вы выбираете одну карту и начинаете «ходилки» по столице. Справа на каждой карте написаны любопытные задания. Чтобы ответить на них, ребенку придется крутить головой, считать, отгадывать, изучать памятники и многое-многое другое. После такого занимательного процесса любой ребенок запомнит особенности и историю той или иной достопримечательности.

Также к картам прилагается подробная книжка, которую каждый родитель должен прочитать ДО прогулки с ребенком по Москве. В брошюре содержится историческая справка, даются ссылки на ресурсы по теме, а также в ней вы найдете ответы на вопросы из карты, ведь малышу не всегда хватит знаний или смекалки, чтобы ответить на них, а с помощью взрослого ему все по плечу;) Потому мудрая мама заранее предупредит расстройство от каких-то возможных неудач в процессе такой экскурсии.

Приобрести такие замечательные карты из серии «Городское ралли» можно в магазинах города или через Интернет. Я, как обычно, все заказывала на Лабиринте, т.к. меня устраивает их сервис и сроки доставки.

Москвоведение - история столицы для детей

Выбирая с ребенком тот или иной маршрут, его можно дополнить замечательными познавательными книжками от издательства «Фома». Вот такая красивая и полезная коллекция недорогих тоненьких книжек вышла у них.

Внутри каждой книжки великолепные душевные рисунки будто акварелью, а также история того или иного места в формате детского рассказа или сказки.

Я не удержалась и скупила все =) Вот возьмем с Мишуткусом карту метро из «Городских ралли», возьмем книжку про метро из этой серии, и отправимся кататься на подземке, изучая станции и отгадывая задания. Самой не терпится!!

Знакомство с Москвой через карандаши и кисти

А вот замечательные раскраски от издательства «Клевер», которые мы уже опробовали с ребенком пару месяцев назад. Первая — раскраска-путеводитель формата А4, где на каждом развороте разные достопримечательности и их краткое описание. То есть можно гулять по Москве, раскрашивать то, что видишь глазами вживую, и попутно читать небольшие заметки об этом месте.

Второе издание — книжечка-раскраска с отрывными открытками. Идея шикарнейшая! Качество исполнения великолепное!! Как только я увидела в Лабиринте эти открытки, так скупила не задумываясь!

Вы только посмотрите какое соответствие главного корпуса МГУ! И так чудесно было прогуляться с ребенком теплым майским днем на Воробьевых горах, сравнить открытки с оригинальными видами, посидеть на лавочке в цветущих садах, раскрашивая эти картинки…

Мише тогда было 4 года, но открытки-раскраски увлекают и более взрослых детей.

В тот раз мы целых пять открыток с разными достопримечательностями разрисовали и отправили в Пермь Мишуткиным друзьям и даже воспитателям в садике! Они были в восторге =) А для меня был плюс в том, что Миша сам захотел подписать все открытки. Вот уж стимул, так стимул, дабы изучать буквы и письмо! Не знаете как заставить ребенка учиться писать? Попросите его подписать открытки друзьям;)

Только обращаю внимание, что в этих раскрасках очень много мелких деталей и ребенку может не понравиться дотошно все вырисовывать. Мы раскрашивали общими крупными мазками, без внимания к деталям, плюс я помогала Мише, потому что он, конечно, еще не обладает такой усидчивостью и концентрацией внимания, чтобы все идеально доделать. Но мелкие детали это единственное, что меня смущает, детям такое раскрашивать будет нудно, работа там ювелирная, миллионы маленьких окошечек любого сведут с ума:)

И еще совет: приобретите марки заранее, чтобы потом сразу наклеить и просто бросить открытки в ближайший почтовый ящик. Я везла марки аж из Перми, сразу на нашей почте набрала)) Потому что в Москве мы были лишь один день и я знала, что марки искать будет некогда, а без них вся идея с открытками заведомо провальная, что уж точно никак не обрадует ребенка. А так у нас было все под рукой, и Мишутка с удовольствием еще и марки облизывал и шлепал =)

Приобрести эти замечательные раскраски можно также в Лабиринте. Со скидкой мне они достались всего за 140 руб. Небывалое счастье! В подборку ниже я включила еще одну раскраску — «Старая Москва» из серии «Я – художник! Раскрась шедевр», о которой я уже писала в своей статье про современные необычные раскраски для детей . Это издание тоже очень подойдет для знакомства детей со столицей через карандаши и кисти.

Детские путеводители и энциклопедии по Москве

Ну и что же делать без книг-путеводителей юному путешественнику и первооткрывателю? Верно мыслите, хотя бы один путеводитель у него быть должен обязательно! ;) Лично я сделала свой выбор в пользу такого вот - толстая книга, которую можно изучать постепенно в течение длительного времени, рассказывает детям о столице во всех ее проявлениях. Как о древних событиях, так и более новых, о полете в космос, например.

Буквально на днях с помощью этой книги готовили доклад на «Окружающий мир» про столицу.

В путеводителе рассматриваются музеи Москвы для детей, их контакты, чему посвящен тот или иной музей. И все это в игровой форме, с загадками, ребусами, кроссвордами и прочими прибаутками:) Ну и текст статей здорово адаптирован под детскую аудиторию — обо всех местах рассказывает сказочный герой, приглашая ребенка за собой в мир нового и неизведанного. Несомненно достойное издание!

Но помимо этого путеводителя, существуют и другие от разных издательств. Хоть их и не очень много, но, тем не менее, все равно их вам покажу, вдруг вы решите выбрать что-нибудь из этих вариантов.

Вот и весь небольшой обзор, но поверьте очень продуктивный:) В том плане, что даже при наличии этих немногочисленных изданий, увлекательные детские прогулки по Москве вам обеспечены на месяцы, если не на годы. Мы вот бываем в главном городе страны лишь изредка, а потому нам боюсь этих изданий хватит до конца школы =) Ну а в скором будущем я расскажу вам еще и о детских маршрутах по Санкт-Петербургу. Так что оставайтесь на связи и следите за обновлениями блога! ;)

P.S. Друзья, если вам нужна скидка в Лабиринте 15% на эти и другие книги, не стесняйтесь в комментариях ниже написать об этом. Я смогу оформить заказ со своей скидкой на ваше имя. Оплачивать мне ничего не нужно, сделать это можно будет при получении посылки в пункте самовывоза в вашем городе.

Среди посетителей музея много школьников младших и средних классов. Поэтому учреждению культуры необходимо позаботиться о том, чтобы литература, которую оно выпускает, была не только доступной, но и понятной для этой целевой аудитории

Об использовании детских путеводителей

Особое внимание стоит уделить изданию путеводителей, с помощью которых дети и подростки смогут легко ориентироваться на территории музея, получая при этом эстетическое наслаждение и интеллектуальное удовольствие. К этому, собственно, и стремиться данное учреждение.

Вместе с тем, наличие способствует просвещению и образованию посетителей, а также привлекает в музей взрослую аудиторию - родителей или других родственников школьников. Поэтому данные издания по праву могут носить статус семейных.

Практически в каждом музее есть отдел музейной педагогики, сотрудники которого проводят , используя при этом детские путеводители. Также данные издания можно приобрести на территории музея-заповедника, что отвечает потребностям не только организованных групп посетителей, но и тех, кто посещает музей в одиночку.

Благодаря путеводителям, и те, и другие, могут получить полную информацию о данном учреждении, его экспонатах, мероприятиях и так далее. Учреждение может издавать путеводители как по территории музея, так и по каждой отдельной экспозиции.

Поскольку издание детского путеводителя - дело довольно сложное, к его подготовке стоит привлечь сотрудников отдела музейной педагогики, которые непосредственно работают с детской аудиторией и знают все ее особенности.

Подготовка музейного путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах:

  • иметь четко проложенный маршрут;
  • текст, представленный в издании, должен быть написан на доступном для данной аудитории языке;
  • быть компактным, но при этом представлять наиболее важные и интересные объекты;
  • иметь привлекательный внешний вид и запоминающееся иллюстрированное сопровождение и другие.

Но самое главное - это то, что путеводитель должен быть увлекательным.

Как оформить детский путеводитель по музею

Оформление путеводителя для детей требует особого подхода, поскольку от этого в большой степени зависит возникновение желания у ребенка увидеть тот или другой музейный предмет или коллекцию, посетить заинтересовавший его уголок и так далее.

Обложка путеводителя может выполнять две функции, то есть одновременно со своим прямым предназначением выступать в роли карты-схемы с проложенным маршрутом. Многие посетители на практике убедились в удобстве такого подхода. Ведь достаточно легко и удобно двигаться от одного объекта к другому, держа в одной руке карту с проложенным маршрутом, а в другой - саму книжечку с текстом.

Рисуя карту, художники стараются сделать ее как можно боле забавной. При этом во многих случаях изображаются не только исторические памятники, существующие на текущий момент, но и давно утраченные, которые, предположительно, находились на том или ином месте.

Примером может послужить составление путеводителя такого исторического объекта, как дворец Дурасова в Люблине. Основной логикой маршрута является предложение посетителям музея осмотреть данное строение в роли гостя армейского бригадира. Такое предложение связано с тем, что сам дворец имеет не совсем обычную форму - сочетание в плане креста и круга. Такая форма строения не предполагает анфилад.

Здание дворца является достаточно компактным. Оно окружено парком, поэтому в данном случае появляется возможность за короткое время провести посетителей по этому парку и провести осмотр объекта со всех сторон. После этого они могут подняться по главной лестнице в вестибюль дворца и пройти по всех залах, как в те далекие времена делали гости Дурасова. В этом случае используется в основном словесная навигация, однако, при этом присутствует и небольшая карта-схема.

Особенностью составления детских путеводителей является и то, что визуальный ряд не должен просто повторять то, что посетители учреждения культуры видят перед собой. Ведь поле зрения человека намного шире той картинки, которая предлагается в книжке. Поэтому лучше всего, если изображение объекта в путеводителе будет представлено в виде «марочки». Это убедит посетителя в том, что информация касается именно данного памятника или территории.

Иллюстрации должны привлечь внимание ребенка даже к самым мелким деталям, которые самостоятельно он вряд ли увидит. Можно использовать способы приближения или увеличения того, что в реальности находится на большом расстоянии от глаз.

К примеру, на иллюстрациях можно хорошо рассмотреть верхние части высоких дворцовых стен, потолки или размещенные на них плафоны. В этом случае можно отметить одно из преимуществ путеводителя перед реальными экскурсоводами, которые не могут увеличить или приблизить определенный объект.

Также в путеводителе можно использовать метод сопоставления музейных объектов, которые в реальности находятся в совсем разных местах, расположив их рядом друг с другом. Одним из заданий путеводителя является расширение визуального ряда музейной экспозиции.

Кроме этого детские путеводители должны выполнять и другие функции, а именно:

  • способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению;
  • стимулировать к осуществлению самостоятельного поиска, а также многие другие.

Внешняя привлекательность, красивые и запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание поиграть или поработать с данным пособием.

Если говорить о стимулировании к самостоятельному поиску, то в этом случае стоит прибегнуть к включению в путеводитель различных заданий, например:

  • решить задачу;
  • ответить на поставленный вовпрос;
  • разгадать ребус, кроссворд или загадку;
  • нарисовать рисунок;
  • дописать предложение;
  • раскрасить картинку;
  • найти в экспозиции тот или иной предмет и так далее.

Воспользовавшись хотя бы раз таким путеводителем, у детей, как правило, возникает желание просмотреть их или поработать сними снова и снова.

Каким должен быть язык путеводителя

Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Но вместе с тем его содержание должно быть строго научным, а форма изложения пользоваться популярностью. Относительно научности, то авторы данного пособия чаще всего консультируются с научными сотрудниками учреждения культуры или хранителями музейных фондов.

Язык путеводителя должен отвечать следующим требованиям:

  • быть четким;
  • в изложении должны использоваться короткие фразы;
  • минимальное использование сложных оборотов;
  • построение рассказа от имени сказочных героев, сопровождающих посетителей музея, например, льва - символа царской власти, единорога, мудрого сверчка и других;
  • наличие терминов и незнакомых слов должно быть минимальным и сопровождаться разъяснениями в доступной для детей форме;
  • разъяснения стоит дополнять необходимым изображением, в некоторых случаях не одним, а несколькими.

Художники, которые подготавливают иллюстрации к разъяснениям, должны иметь опыт работы с детской литературой. Также в этом случае является необходимым тесное взаимодействие редактора и автора путеводителя. Разъяснение может предоставляться в разных формах, к примеру, в виде загадки, кроссворда или ребуса.

Ведь в наше время вряд ли можно встретить ребенка, а иногда и взрослого, который бы точно знал о предназначении таких сельскохозяйственных орудий, как плуг, борона или соха, которые когда-то использовались крестьянами. Поэтому с целью определения их предназначения и выяснения того, как они выглядят, автор может предложить такое задание, как распутывание путаницы.

При составлении путеводителя для детей стоит обратить внимание и на его обширность. Лучше всего, если он будет вмещать столько информации, сколько можно воспринять на протяжении одного урока. При этом посетители должны получить сведения о наиболее важных объектах данного учреждения культуры. Оптимальным вариантом является 24 страницы с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, размером в половину авторского листа.

Представим себе, что история литературы есть некое цветущее древо.

Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа

Одни книги – это корни, другие – новые побеги; есть узловатые ветки, не самые прекрасные, но без них не обойдешься, есть цветы, подчас красивые, но однодневки. Кое – какие ветви зеленеют круглый год, другие засыпают на время, а глядишь – через сто лет проснулись и снова живут. Древние верили, что у каждого дерева существует душа – дриада. Душа нашего книжного дерева собрана из множества историй, которые веками рассказывались, а потом записывались множеством людей. Как сказала американская поэтесса и общественная деятельница Мюриэл Рукейзер: «Вселенная состоит не из атомов, а из историй» . Многие из этих историй обращены к детям, причем с разными целями: научить, развлечь, утешить, а то и просто усыпить. Вот так и родились относительно недавно, всего пару веков назад, особые книги, написанные специально для детей. Сначала появились буквари и то, что мы теперь называем «учебными пособиями», потом записи народных сказок и их обработки для детей, и к девятнадцатому веку писатели открыли для себя нового бесценного читателя – ребенка.

Впрочем, не только писатели стали воспринимать детство как отдельную, самостоятельную часть жизни человека. Согласно Филиппу Арьесу, знаменитому французскому историку, автору работ по истории повседневности, семьи и детства, немногим ранее, в семнадцатом веке, в западном обществе происходит перелом в понимании того, что есть ребенок: «…Эти хрупкие существа воспринимаются по – новому, и за ними признается право быть чем – то особенным, право, в котором отказывали раньше» . А к особенному существу нужен и особенный подход. Ему необходимы свои собственные истории, не такие, как взрослым. Родоначальником детского книгоиздания считается Джон Ньюбери, в восемнадцатом столетии опубликовавший немало поучительных и обучающих книжек для детей . В начале девятнадцатого века братья Гримм собирают и обрабатывают народные сказки и бродячие европейские сюжеты. А вскоре сочиняет свои сказки и Ханс Кристиан Андерсен.

На середину девятнадцатого века приходится расцвет творчества британских авторов. Выходят на сцену реалистический роман, описывающий приключения ребенка, а за ним, начиная с «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, и авторская сказка. Именно викторианская Англия породила феномен авторской сказки, опираясь на которую Джоан Ролинг на пороге двадцать первого века создала своего знаменитого Гарри Поттера. «Показательно не только появление в викторианской Англии детской литературы в современном смысле этого слова, но и то, что обязательным компонентом детской литературы становится ностальгия взрослых по утраченному миру детства» . Постепенно ребенок становится не только героем, но и читателем книги.