Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Что такое крупная и мелкая моторика

Мелочь для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики | Важное предисловие

Однажды я прочитала пост одной мамы о том, как она активно занимается мелкой моторикой с малышом, порой находя в подгузнике «сюрпризы», и была в ужасе, ведь каждый из мелкомоторных сюрпризов мог оказаться причиной смерти малыша! Я хочу всех предупредить, что мелкие предметы в дыхательных путях смертельно опасны и если Вы не готовы не отрывать взгляда от малыша во время занятий мелкой моторикой, лучше подождите до 3 лет !
При занятиях мелкой моторикой с малышами не забываем про самое важное правило : Если у ребенка до трех лет в зоне досягаемости есть предметы менее 5-4 см Ваш взгляд должен быть постоянно прикован к ребенку.

Все дети всё тянут в рот

Многие дети действительно это делают, но не все! Мне повезло — Яна практически никогда ничего не тянула в рот. При первых играх с мелкими предметами я сделала ей несколько предупреждений. Примерно с года такие предупреждения уже не требовались.
Порой у нее возникает желание сыпать сыпучие предметы, в том числе на голову. Особенно при знакомстве с новым сыпучим наполнителем. Как правило, после ряда объяснений это желание проходит.
Предлагаю попробовать собрать статистику, ответив на вопрос:

Как часто тянет Ваш ребенок в рот мелкие детали?

Наполнители для развитие мелкой моторики

Наполнители-крупы для развития мелкой моторики

Самый первый вопрос у тех, кто только задумался о занятиях мелкой моторикой — «Какой использовать наполнитель?».
В основном всем хочется чтобы он был экономичным и эстетично выглядел.

Я предлагаю ориентироваться на возрастные рамки. Малышу 6-8 месяцев нет смысла предлагать для развития моторики мелкую крупу. Как таковое мелкомоторное развитие в этом случае будет низкоэффективное. Малыш получит порцию тактильных ощущений, но для маленьких ручек , чувствительность которых еще не развита, мелкая крупа чересчур сложный наполнитель . Представляете если Вам предложат перебирать крупу в варежках. Это не очень удобно, не так ли? Поэтому начинаем с крупных деталей, постепенно уменьшая их размер.
После того как малыш начинает уверенно держать средние предметы 5-4 см, предоставляем более мелкие.
Крупы и другие мелкие наполнители имеет смысл добавлять, когда малыш начинает учиться держать ложки, лопатки, пересыпать, сеять. Чаще всего этот возраст соответствует 1 году, для малышей с быстрыми темпами развития лучше начинать игры с крупами от 9 месяцев.

Для эстетичных сочетаний у меня следующие ориентиры:

  • Мелочь темного цвета отлично сочетается с гречкой, фигурками и бусинами из дерева и орехами.
  • Универсальная для сочетаний крупа — рис. Его даже можно покрасить в тон к мелочи.

Самые экономичные наполнители и их спутники:

  • крупы;
  • бабушкины пуговицы;
  • бусины от дешевой бижутерии.

Самый интересный наполнитель (один из наших любимых) — кинетический песок (о нём у меня есть красивый и подробный ). Он приятен во всех отношениях, кроме цены. Разнообразие игр с ним требует отдельного поста:-).

Недостатки и особенности некоторых наполнителей:

  • гидрогель — популярен за счет необычной тактильной текстуры, но при подробном изучении состава можно узнать о том, что при его разрушении высвобождается акрилат калия и акриламид. Акриламид является смертельным нейротоксином, и было установлено, что он вызывает рак у лабораторных животных. Он легко проходит через кожу и может быть вдыхаем в виде пыли. Если исключить проглатывание, то игры с гидрогелем несут опасность только в случае если он закатиться в дальний угол и начнет разрушаться в помещении. Поэтому мы в своих играх гидрогель не используем.
  • стеклянные камушки для аквариумов (марблс) — я их считала отличным вариантом пока, покупая очередную порцию, не столкнулась с разбитыми. Получается, в процессе игры есть вероятность, что ребенок может разбить камушек и порезаться осколками. Не оставляем малыша наедине даже с крупными камушками! Это конечно перестраховка, вообще марблс очень приятен для игр — рекомендую!
  • круглые бусины и марблс — любят закатываться в различные щели. Яна настолько их любит, что иногда я просто не могу отказать ей в удовольствии покатать их по квартире.
  • манка и обычный песок — очень сыпучие, быстро захватывают территорию и поэтому не удобны. Мы с ними занимаемся в редких случаях, только когда занятие требует мелкой текстуры (учимся пользоваться ситом или солонкой).

Развитие мелкой моторики в играх для самых маленьких

Мелкая моторика, по разным источникам, это — движения пальцев или кисти рук и пальцев. К слову, крупная моторика это — движение рук и ног и она не менее важна:-).
Развивать мелкую моторику следует начать с момента когда ребенок научился держать первую погремушку. Для начала предлагаем держать самые удобные легкие и небольшие предметы. Постепенно задачу усложняем — выдаем предметы помельче и предлагаем их потрогать/достать/положить/спрятать/выбрать/отсортировать из различных емкостей и т.п. Игр должно быть очень много потому что большинство являются одноразовыми — надоедают после одной игры.
Для игр с самыми маленькими лучше использовать:


Идеальными вариантами для развития мелкой моторики являются многие предметы, которые есть в каждом доме:

  • чайные пакетики в индивидуальных упаковках;
  • набор губок для мытья посуды (с ними еще интересней играть, если разрезать на кусочки);
  • шахматы;
  • резинки для волос;
  • для развития тактильных ощущений насыпьте в малые носочки разных по фактуре наполнителей (фасоль, манка, рис, вата и т.п.), зашейте так, чтобы наполнитель не высыпался. Одни носочки можно набить туго, другие мягко. Предоставьте это разнообразие на изучение ребенку. Возможно, игра займет около 5 минут. После потери интереса к заготовкам из носков, спрячьте их подальше и достаньте через месяц-другой. Интерес к носкам будет каждый раз возвращаться пока ребенок не откроет их секрет — т.е. до 4-5 лет, а может и старше.
  • разноцветная туалетная бумага:-).

Приведу некоторые наши варианты игр, надеюсь буду оригинальной:

Шарфы и кольца пирамидок отличное начало для развития мелкой моторики

Резинки для волос еще один безопасный и интересный вариант для игры

Развитие мелкой моторики детей старше 1 года (в редких случаях 9 месяцев)

В зависимости от темпов развития (при более быстрых — в 9 месяцев, при медленных — к году) добавляем игры с:

  • крупами;
  • песочными аксессуарами;
  • игрушечной посудкой;
  • пирамидкой со стаканчиками.

Некоторые мамы рекомендуют для быстрейшего обучения самостоятельной еде вручать малышам как можно раньше ложку. Я против этого, так как если у вас ребенок с медленными темпами развития Вам придется долгое время отмывать всю кухню и самого ребенка. Совсем другое дело учиться пользоваться ложкой на крупах!

Отсеиваем рис от бусин. Это наше любимое сито — крупное и удобное

Этих уток Яна почему-то привлекла к мелкомоторным играм

Посудку можно заменить пирамидкой из стаканчиков и обычной ложкой

Самое легкое занятие ложкой, для него можно использовать ячейку от яиц и бусины

Развитие мелкой моторики продвинутых малышей (от 1,5 лет)

В возрасте постарше малыш сам начинает придумывать игры, зачастую превращая их в ролевые.

Бусины 0,5 см отлично раскладываются в ячейки обратной стороны деталей Лего

Мелкие кубики из губки для посуды Яну увлекли на несколько часов

Многие игры из этого поста взяты из наблюдений за Яной.

Мелкая моторика | Пара слов о Яне

Для интересующихся нашими успехами напишу о её развитии (ей сейчас почти 1 год 10 месяцев). Несмотря на активные обильные занятия мелкой моторикой и прочим, результаты развития речи у нас очень скромные — в активном словарном запасе всего около 10 слов. Порой у меня создается впечатление, что моя дочь решила доказать несостоятельность современных педагогических теорий:-).
Тем не менее, это не повод им не следовать и при медленных темпах развития считать свои усилия напрасными, так как скорей всего результаты не видны не вооруженным взглядом. Ведь на самом деле очень сложно объективно оценить развитие ребенка (степень его понимания окружающей ситуации, умение принимать решения и другие действительно важные вещи) — поэтому за стандарты приняли, то что можно посчитать и измерить (такие поверхностные признаки как количество слов в активном словаре, кубиков в башне и т.п.).

Надеюсь пост оказался для Вас полезен! Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.

Для чего необходимы упражнения и игры

В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.

Назначение навыка

В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:

  • Рисовать не выходя за линии. Управляться с карандашом сложнее, чем с фломастером, а для красок и кисти нужны точные уверенные движения.
  • Лепка из пластилина. Обычно этот процесс состоит из манипуляций с мелкими деталями, которые помещаются между двумя пальцами.
  • Письмо. Первые навыки в освоении азбуки уже могут сопровождаться копированием изгибов букв на бумаге или доске.
  • Аккуратность. Иногда заляпанная футболка во время еды свидетельствует не о непослушности малыша, а о трудностях в управлении со столовыми приборами.

Диагностики и нормы мелкой моторики у детей

Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:

  • Уметь стучать ручкой об ручку – хлопать.
  • Брать указательным и большим пальцем мелкий предмет, например, щепотку соли или крупу.
  • Рисовать на бумаге карандашом.
  • Доставать маленькие предметы из банки или другой неглубокой емкости.
  • Играться кубиками и строить фигурки.
  • Умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии без линейки.
  • Пользуется фломастерами.
  • Умеет пользоваться средствами личной гигиены (чистит зубы щеткой, расчесывается, завязывает шнурки).

Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.



Возможные отклонения ловкости движения рук:

  • Наблюдается нарушение техники манипулирования предметами (сила, координация, точность).
  • Недостаточная психомоторика.
  • Не может самостоятельно обслуживать себя.
  • Без удовольствия рисует, а также выполняет мелкие точные движения.
  • Не умеет держать карандаш, ручку, вилку или ложку.

Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.


Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:

  • Вы можете строить фигурки пальцами рук, а Ваш малыш должен отображать их своими пальчиками.
  • Покажите разминку для кисти. Для этого вытяните руки перед собой, а затем поочередно зажимайте и расслабляйте кулак.
  • Представьте, что указательный и средний палец – это ноги человечка. Попросите ребенка пошагать на листе бумаги.
  • Дайте альбомный лист дочери или сыну и попросите нарисовать домик, а затем посмотрите на изображение. Ровные и прямые линии указывают на положительную динамику развития моторики рук.
  • Возьмите кубики или конструктор и попросите сложить из них домик.
  • Подобные манипуляции можно проделать с пазлами.
  • Поиграйте в считалки. Малыш должен загибать пальцы поочередно начиная с мизинца без помощи другой руки.
  • Поставьте точки на бумаге. Их необходимо соединить, не отрывая карандаша от листа.
  • Штрихование фигуры разными линиями (горизонтальные, вертикальные, волнистые) помогут выявить отклонения в ловкости и четкости выполняемых движений.

Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.


Как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:

  • До 6 месяцев. Делайте ежедневный массаж Вашей крохе. У детей развит хватательный рефлекс, поэтому давайте им в руки игрушки, чтобы они играли ими.
  • От полугода. Приобретите крупные по размеру кубики.
  • До 3 лет. Начните вместе рисовать, писать, выполнять точные движения.
  • Старше 3 лет – речь практически полностью сформирована, как и основные умения. Необходимо поддерживать интерес к действиям – поощряйте увлечения, покупайте дополнительные игрушки.

Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.

Способы, виды развития моторики

Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.

  1. Массаж ладоней. Его можно сделать своими руками. Подходит для детей в любом возрасте. Суть методики заключается в том, что мама легкими поглаживающими движениями разминает кисти и стопы малыша. Вспоминаем присказку «Сорока-ворона».
  2. Ладушки. Хлопки стимулируют приток крови к кистям, а также тренируют точность и скорость.
  3. Комкание бумаги и листание страниц. В 5-6 лет можно предложить поиграть с газетой, а потом порвать ее. Такое действие им очень нравится.
  4. Бусы, четки. Ребенок охотно перебирает мелкие детали, а также складывает пазлы. Только нужно следить, чтобы он их не съел.
  5. Рисование с помощью песка.

Игры на свежем воздухе

Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:

  • Снежки. Всеми любимая забава формирует умение лепить плотные шары, а также метко их направлять в цель. В целом во время боя увеличивается скорость манипуляций. При этом они воспринимаются очень положительно, не как урок или упражнение, а как веселье.
  • Снеговик. Построить символ этого времени года достаточно трудно, но очень увлекательно. Чем крупнее цели, тем больше придется приложить усилий, чтобы аккуратно создать фигуру.
  • Горка. Ребенку понадобится для спуска ледянка. При этом он сильно вцепиться в ручку, чтобы не покатиться отдельно от санок. Так будет зафиксирован хватательный рефлекс.

Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.


Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.

Ольга Раевская

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий . Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

с использованием подручных материалов.

Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки» . Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы : игрушки из «киндер-сюрпризов» , детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль - получится объемная аппликация.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая :

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд :

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами :

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою : что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи» . Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» , делая по шагу на каждый ударный слог :

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке :

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д. Интересное занятие для развития воображения , фантазии и мелкой моторики рук .

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами !


Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, двигательной и , наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный - можно и нужно.

Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и натренированными? Будем искать способы!

1–3 месяца: первый массаж

Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

3–5 месяцев: первые игры

В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

Ножки-ножки, где вы были?
– В гости к бабушке ходили!
Эй, вы, ручки! Хвать да хвать!
Нас попробуйте поймать!

Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и поочередно разгибайте пальчики:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!»

Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

«Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

Наша Маша
Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке)
Кашу сварила,
Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

9–12 месяцев: мы многое умеем!

Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки),
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезные идеи

Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!