Развитие речи детей в повседневной жизни. Развитие речи в повседневном общении. Проблема формирования развития речи у

Татьяна Голястова
«Развитие речи детей в повседневной жизни»

В настоящее время вопрос успешного развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, планшетом, телефоном и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи и формирования культуры речевого общения. Работа, направленная на развитие речи и формирование культуры речевого общения, очень сложная и ответственная.

Ребёнок - дошкольник очень много времени проводит в обществе родителей. Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, поэтому чтобы чему-то научить детей , взрослому необходимо работать над собой. Очень важно взрослым уделять внимание своей речи . Родители должны говорить правильно, не искажать звуки, не торопясь, четко артикулируя каждое слово. Необходимо четко проговаривать незнакомые и длинные слова. Живая интонация речи помогает её лучшему усвоению. Очень важно регулировать темп своей речи . Вникать в содержание слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок на это не способен. Если ребенок не понимает смысла речи , то он прекращает ее слушать. Но так же не стоит говорить слишком медленно, так как растянутая речь просто надоедает ребенку. Необходимо следить за силой своего голоса. Говорить нужно так, как этого требуют условия момента и содержание речи . Слишком тихую речь дети не услышат, не смогут понять её смысла. Громкую речь дети перенимают, как манеру речи . Речь взрослых должна быть эмоциональной, выразительной. От того, как взрослые будут разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет речь, зависит и качество речи ребенка .

Очень важно в процессе общения с детьми использовать невербальные средства : мимика, жесты. Невербальные средства играют важную роль : способствуют усвоению значений слов; уточняют их значение; помогают запомнить материал.

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию : поездку в транспорте, прогулку и т. д. Например, собираясь на прогулку, с детьми можно поговорить о том, что одевает или снимает ребенок, какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, а также о других признаках. Так же, можно поговорить о погоде, природных явлениях и т. д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом активно формируется словарь ребенка, определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей .

В разговоре с ребенком взрослый должен стремиться к развитию детской речевой активности, очень тактично исправлять ошибки в речи ребенка , подсказывать слова, если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, помочь выбрать правильную интонацию, поправить, если ребенок разговаривает слишком громко. Поправляя ошибки в речи ребенка (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) взрослые заботятся о его интеллектуальном развитии . Так как правильная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Необходимо помнить, что только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка . Когда родители хотят поправить ребенка, не следует повторять его ошибку, нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, и попросить повторить правильное слово или предложение. Взрослым не следует торопиться всё рассказать и объяснить самим. Очень важно дать ребенку возможность самому рассказать, объяснить. Взрослый может подсказать нужное слово, поправить произношение, но необходимо дать возможность выговориться ребенку.

Чтобы ребенок научился правильно говорить у него должен быть стимул для разговора. Стимулом для разговора может быть вопрос взрослого, просьба рассказать о чем-то. При этом взрослый должен быть заинтересован в ответе, рассказе ребенка. Можно предложить ребенку рассказать о своих впечатлениях от просмотренного мультфильма, от совместной прогулки, посещения зоопарка и т. д.

Когда вы рассматриваете картинку вместе с ребенком, читаете ему сказку, очень важно обратить внимание ребенка на незнакомые непонятные по смыслу слова, образные выражения - все это приучит его внимательно слушать, понимать речь, осмысленно употреблять слова в своем рассказе.

В старшем дошкольном возрасте очень важно научить детей внимательно слушать . Развитию слухового восприятия и внимания способствуют такие игры, как : «Угадай кто позвал?» , «испорченный телефон» и т. д. Продолжительность этих игр должна быть не более трёх минут, так как они требуют особой сосредоточенности и внимания.

Семья играет огромную роль в развитии речи ребенка . Речевые игры, упражнения, беседы с ребёнком - это неотъемлемая часть процесса формирования речи . Успешное развитие речи в дошкольном возрасте очень важно для дальнейшего изучения родного языка.

Публикации по теме:

Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни Тема доклада: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» Воспитатель: Тихонова А. В.. Сегодня вопрос развития речи.

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка» Математика в повседневной жизни ребенка Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом.

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» Развитие речи детей пятого года жизни. Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

Мастер-класс «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни» Подготовила: Вишленкова Н. Л. Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной.

Практическое занятие. Развитие навыков общения в повседневной жизни Поведение детей во время разговора (беседа) 1. Беседа. Как вести себя во время разговора. Цель: познакомить детей с правилами поведения.

Развитие речи ребёнка в

Повседневной жизни

О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём рассказывали, но результата нет; сам ребёнок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чём рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора .

Участие семьи в речевом развитии ребёнка очень значимо. Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, рекомендую следующие игры и игровые упражнения для закрепления различных речевых навыков.

1 . «Игры на кухне»

«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки» . Дайте ребёнку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображение.

Игры на обогащение словаря.

«Ищем слова на кухне». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и « угостим» друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё «не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

Игры на развитие грамматического строя речи. /

«Приготовим сок». - Из яблок сок …(яблочный) ; из груш …(грушевый ); из слив… сливовый ); из вишни, моркови, лимона, апельсина. Справились? А теперь наоборот - апельсиновый сок из чего? И т.д.

2. «Мастерская золушки»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

«Узоры» . Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры.

«Панно». Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. Дома вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше втыкать в плотный поролон.

3. «По дороге из детского сада и в детский сад».

«Я заметил». - Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. Обязательно укажем, какие они? Вот почтовый ящик - он синий. А вот кошка - она пушистая. Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». - Представь, что у нас волшебные очки, когда их одеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор, красный дом и т.д.

Какими ещё упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

Какими словами, красками можно описать время года;

Назови слово предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только весёлые слова;

Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что … .

Играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый – грустный, сильный – слабый и т.д.;

Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…

4. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

6. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните!

Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает».

Будьте терпеливы. Поощряйте его любопытство, любознательность и воображение.

Радуйтесь вашему сыну, дочке.

МБДОУ №17 «Светлячок»

Интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Что необходимо для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в интеллектуальном развитии, обучении и коррекции звуков.

Чтобы он был готов к обучению интеллектуально и психологически и его умственные функции: пространственные, логические и речевые должны достичь достаточного развития. Для этого необходимо осуществлять ежедневный контроль над ними. Контроль трудностей связан сегодня с нарушением нейродинамики нервнопсихичеких процессов, т.е. работа мозга затруднена либо из-за недостаточной связи между его отделами или в связи с нехваткой энергии для него. Это значит: в этом случае мозг ребенка функционирует как лампочка, работающая в полнакала. Для того, чтобы приступить к какой-либо деятельности, нужна активизация психических процессов, а для этого нехватает сил.

Процессы возбуждения и торможения оказываются разбалансированными, а ведь для переключения с одного вида деятельности на другой они должны включаться последовательно. Вот и получается, что ребенок, например, сидит над одним заданием и не может с ним быстро справиться. Проявление такой усталости указывает на то, что энергетика мозга страдает, и начинаются необдуманные движения и действия. Уверяем, вас ребенок вовсе не хотел вредничать, а просто в тот момент не думал, что делает.

И все - таки, что препятствует гармоничному развитию функций, необходимых для интеллектуального развития и обучения?

Неблагоприятное протекание беременности, родов, неправильное соматическое развитие (не вовремя сел, пошел, позже стал говорить). Но ведь патологии беременности в развитии ребенка были всегда. Просто из жизни наших детей исчезло игровое начало. Все игры, в которые мы с вами раньше играли, заменили компьютеры, боевики, мультфильмы с военными действиями, книги с динозаврами, роботами и человеком-пауком.

Значит, ребенку уже незачем представлять, что тарелка - это руль от машины (развитие знаковой системы). Нет надобности, соизмерять расстояние при игре в прятки (не формируются пространственно-временные представления).

Как можно все-таки преодолеть задержки речевого развития детей? Если у ребенка не сформированы функции контроля, то он не умеет управлять своим поведением, речью. Но мозг ребенка пластичен и функции восстанавливаются при усиленном контроле и помощи со стороны родителей, воспитателей, логопеда.

А еще мы помогаем создать в группе детей с нарушением речи психологически комфортную атмосферу для ребенка. Детям необходимо чувствовать себя защищенными, уверенными и любимыми.

Что вредно и полезно для мозга? Мозг любит: световой день, спортивные занятия, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, бодрящие ароматы (хвои, цитрусовые). Мозг не любит: курения родителей, монотонных занятий, однообразной пиши, переутомления.

“Массаж… мозга”

Различные виды речевой недостаточности органически связаны с заторможенной деятельностью рече - двигательного и рече - слухового центров коры головного мозга. Разрешение этой проблемы в логопедической практике подсказала заметка “Массаж… мозга”:

Изучая рефлекторные связи языка и полости рта, специалисты одного из московских институтов пришли к выводу, что продолжительное (5–10 минут) полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания у большинства здоровых и больных людей сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны и особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа-ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающем весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.»

Итак, у ребёнка в руках стакан кипячёной воды комнатной температуры. У четырёх - семилетних детей эта процедура занимает 3–5 минут в утренние часы (час - полчаса до завтрака). Можно приговаривать при этом: “Просыпаются щёки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!”. За несколько месяцев ежедневного применения данной аквапроцедуры дети становятся более любознательными, рассудительными, находчивыми; значительно улучшается память.

Попробуйте! Это так просто и в то же время эффективно для активизации речевой моторики и мыслительных процессов.

Как сказал Сухомлинский В.А.: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Развитие мелкой моторики для детей

Дошкольного возраста

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. В Китае – специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца положительно повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние кишечника, среднего – на желудок, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими

орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает

перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребёнка. Поэтому развитые и усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребёнка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений, ребёнок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком лёгкого прикосновения к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.

Развитие мелкой моторики важно не только для развития письма, но и для полноценного формирования у ребёнка устной речи. Существование такой зависимости имеет своё историческое объяснение.

Развитие тонкой моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Начиная с 1,5 лет можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться рекомендованные задания. Упражнения должны быть доступными и легко выполнимыми, что достигается в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

  • Различные виды конструирования
  • рисование
  • перевод картинок через копировальную бумагу
  • вырезание ножницами различных фигур
  • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи
  • обучение игре на пианино и других музыкальных инструментах.
  • перелистывание книжных страниц
  • лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук

Неограниченный простор в развитии у ребёнка ручной моторики даёт сама жизнь, нужно умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (сбор лесных и садовых ягод, чистка и резка варёных овощей, не требующая использование острого ножа и многое др.)

Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические игрушки. Игры с предметами заставляют ребёнка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие
  • для прокатывания
  • образные, с застёгивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией)
  • раскладывание фигур разной величины, формы; сравнение предметов резко отличающихся по форме (шар, куб) и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др.) При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

  • посильность требований
  • постепенность усложнения

Если для самых маленьких требуется наглядный показ взрослого, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого. Родителям необходимо больше уделять внимания детям с речевыми нарушениями: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия.

Играем с пальчиками


Прокатывание карандаша по поверхности стола.


Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу

Вправо-влево - как хочу.


Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.


Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

Карандашик поднимаю,
Крепко пальцем прижимаю.



Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами.


Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.




Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.


Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

Успехов вам, взрослые и дети!

Учитель - логопед: Потапенко Е. В.

МБДОУ №17 «Светлячок»

«Если ваш ребёнок плохо говорит…»

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

  1. Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3 . Неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег) , вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух - трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» - велосипед, «пигин» - пингвин, Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

Советы логопеда

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционногоаппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  • Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.


Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни

Муляр И.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад № 9 г. Губкина Белгородской обл.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;
  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные: у Саши - зелёные, у Маши – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати – сапоги».

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют, чем моют, какая вода, какое мыло, чем вытираются и т.д.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.


Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни

В процессе игры

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: "Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?" При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: "А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!" Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: "А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: "Покажи мне".) А где у Ляли глазки?"

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска качается,
Cейчас я упаду".

А. Барто

На прогулке

Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, воспитатель может сопровождать свою речь короткими стихами. Например:

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлебца каравай,
Сколько хочешь, получай!
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там каша масляная,
Ложка крашеная.
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут,
Злятся, злятся, травки мнут.
Комарики-макарики,
Довольно вам летать,
Довольно вам жужжать!
В лесу на опушке
Посреди лужайки
Три старые лягушки
Бренчат на балалайке:
Кокс-кваки-кваки-кокс.
Пришла во двор корова:
"Му! Я здорова.
Раздуты бока.
- Кому молока?"
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер-косолап.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи, мороз, домой,
Стужу уводи с собой.
Ручеек, ручеек,
Неширок ты, неглубок,
Ты, как ниточка, идешь
Ну и что ж!
Ты бежишь и ты поешь.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Жили-были два жука,
Два жука веселых,
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
Улитка, улитка,
Открой свою калитку,
Покажи рожки.
Синий, синий василек,
Ты любимый мой цветок.

Перед сном

Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.

Ниже представлены примеры стихотворений, которые можно прочитать детям перед сном.

Спать пора, уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

А. Барто

Спят ли волки?
Спят, спят.
Спят ли пчелки?
Спят, спят.
Спят синички?
Спят, спят.
А лисички?
Спят, спят.
А тюлени?
Спят, спят.
А олени?
Спят, спят.
А все дети?
Спят, спят.
Все на свете
Спят, спят.

А. Введенский

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

А. Блок

Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.
Наш мурлыка старый кот
Тихо песенки поет;
Баю-баю-баю-бай!
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки,
Потягушечки,
Где игрушечки,
Погремушечки?

Г. Лагздынь

В процессе одевания

Одевая малышей после сна, собираясь на прогулку, нужно называть все предметы одежды и действия, разными способами побуждая детей к речевому общению. Например: "Так, надели ботиночки. Теперь что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять".

Маша варежку надела
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Н. Саконская

Если малыш разбросал свои вещи, педагог может помочь ему сложить их аккуратно и прочитать такие стихи:

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять -
И засунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!

Л. Барбас

Мишка, Мишка, где штанишки?
Потерял, потерял.
У девчонок на орешки
Променял, променял.

Во время умывания, купания

Умывая, купая ребенка, совершая другие гигиенические процедуры, можно сопровождать действия ласковым разговором, стихами, песенками. Например.

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать словия, побуждающие детей рассказывать.Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.Рассказывание имеет место и в играх «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям. В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду - вот снова для формирования такого сложного умения, как рассказывание. Нужно добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел этим умением в том доступном объеме, который намечен «Программой воспитания в детском саду».

Тема: «Методика работы с книгой в детском саду»

План 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой2.Методика чтения произведений на занятиях3.Приемы формирования восприятия произведений4.Методика заучивания стихотворений5.Формы работы с книгой вне занятий6.Самостоятельная деятельность детейЛитература

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

    Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

    Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

    Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

    Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

    Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

    Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

    Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

    Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

    Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

    Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

    Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.