Развлечение на тему "медовый спас". Сценарий «Медовый Спас» для детей

Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.

Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!

Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!

Ведущая:

Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.

Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.

На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Ребенок:

Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.

Ведущая:

- А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Ребенок:
Работать малой пчелке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мед душистым,

Чему я очень рад. Н. Мигунова

Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.

Летят пчелки 3 девочки .

1 пчела:

Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!

Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)

Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.

Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .

3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.

Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее».

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.

Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.

Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.

Игра « У медведя во бору» .

Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .

Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.

Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.

Ведущая:

Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.

Входят зайчата.

1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!

2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!

Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!

Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!

«Медовый спас»

Подготовила воспитатель Якимова Г.А.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста.
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. В этот день в церкви освящали мед нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли не только в пряники, блины и пироги, но и делали на его основе алкогольные и безалкогольные напитки.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называю "мокрым".
После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Звучит «Полет Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Хозяйка пасеки: Здравствуй, гости дорогие!

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Хозяйка пасеки : Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мед вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас с ними познакомлю.

Где цветок, там и медок.

В добром доме и вода что мед.

Был бы мед, а мухи найдутся.

На красивый цветок и пчела летит.

Не зная горечи перца, не оценишь сладости меда.

Люди рады лету, а пчелы – цвету.

Просмотр презентации «Медовый Спас» с комментарием.

Хозяйка пасеки: А теперь мы поиграем.

Игра для девочек «Кто быстрей наденет сарафан и платок»

Эстафета для мальчиков «Перенеси яблоко –в ложке»

Хозяйка пасеки: Молодцы, хорошо потрудились. Вы устали, а пока вы отдыхаете я вам загадки загадаю.


Чей костюмчик золотой,
Кто в пыльце, летит стрелой,
Кто жужжит и слышен звук,
Ждёт кого цветистый луг?
(Пчела.)

(С. Азарь)


Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна,
Непоседа…

(Пчёлка.)

(С. Устабеков)


Вместе с солнышком встаёт,
Начинает свой полёт.
И до вечера с лужайки
Много мёда соберёт.
Всё дела, дела, дела...
Это – тётушка...

(Пчела.)

(Е. Груданов)


Желтая мохнатая,
Как тигр, полосатая,
Крылышками машет,
У цветочков пляшет.
Делать мед старается,
Тронь ее – кусается
Вся в трудах своих, заботах,
Не мешайте ей работать,
У нее свои дела.
Это бабушка – ...

(Пчела.)

(М. Пиудунен)


Желто-черная, в полоску,
А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску
Принесёт всегда...

(Пчела.)
(С. Воин)

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная…

(Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей
Мчится пулей
И что-то прячет в уголок?
(Пчела.)

Хозяйка пасеки : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хозяйка пасеки:

Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать, угощения в Медовый Спас! (Детей-пчелок и гостей угощают медом).

Просмотр мультфильма про пчелку Майя.

Хозяйка пасеки: (Пожелания детям)

Пусть праздник к Вам приходит в дом
Предвестником событий новых!
Пусть будет Ваша жизнь как мед,
Такой же солнечной и сладкой!
Пусть счастье рядышком идет
И в полный рост, а не украдкой!

Фотоотчет

«Медовый спас»





Проведение в детском саду мероприятий, посвящённых православному празднику Преображение Господне (Яблочный Спас) стало традиционным. Но данный праздник мы так же объединяем с «Медовым Спасом» и «Ореховым Спасом».

Цель: Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения.

Приобщение детей и родителей к православной культуре, возрождение традиции празднования «Спасов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Спас медовый, яблочный и ореховый»

Воспитатель:

Все! Все! Все! Все на праздник!

Спешите скорей, спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

Ой, ты Спас, Маковей, для нас мёду не жалей!

Яблочный Спас- фрукты, овощи припас!

Ну, а Хлебный Спас-Успенья час,

Лето закрывает, осень встречает.

Добрый день, всем гостям, званным и желанным!

На Спасов день гулять -пировать

Мы вас приглашаем,

С нами вместе отмечать

Славный праздник урожая!

Нынче праздник у нас:

Яблочно-медовый и ореховый Спас!

Воспитатель: Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Пчёлка весело жужжит,
На цветок садится,
Чтобы нам с тобой медком
Вкусным насладиться!

Мёд полезный, ароматный
Мишкам нравится лохматым.
Пчёлке я письмо пишу,
А в письме – жу-жу, жу-жу
Я ей мёду закажу!

(В. Троп)

Воспитатель интересуется у детей: откуда берётся мёд? (ответы детей).

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы » . На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Первый Спас - Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить "неправильный" мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. в этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.

А мы с вами поиграем.

Игра «Пчелки» В тарелках с мукой лежат конфеты, кто быстрее перенесет ложкой

Воспитатель:

Королевич из садов

Всех порадовать готов.

Есть с румяненьким бочком

И с весёлым червячком.

Кругленькое с ямочкой

Наливное … . яблочко!

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали "пир горой". Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Люди верят и в то, что на Яблочный Спас , яблоки становятся особенными. Откусив яблочко , можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.

Игра «Угости друга яблочком » Два ребенка угощают друг друга яблоком с завязанными глазами.

Игра "Кто быстрее принесёт яблоки"

Дети делятся на две команды. Впереди на расстоянии от команд стоят две корзинки(по одной для каждой команды) с одинаковым количеством яблок. Даётся старт. Дети по одному бегут, берут по одному яблоку на блюдечко и приносят его в тарелочку своей команды. Кто быстрее перенесёт яблоки, тот и выиграл.

Воспитатель: По народным традициям Яблочный Спас означает приход осени. К этому дню заканчивалась жатва на полях, улетали последние ласточки, устраивался веселый праздник, плели венки из цветов и колосьев и водили хороводы.

Ребята, яблоко бывает круглое , сладкое, спелое…

А какие еще бывают яблоки ?

Конкурс «Хваленое яблоко »

Участвуют две команды по 4 человека, которые попеременно хвалят яблочко . Каждый игрок должен подбежать к ведущему, у которого яблоко и сказать хвалебное слово. Кто больше – тот победитель.

(Примеры : вкусное, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое и т. д.)

Музыкальная разминка - танец

Воспитатель:

А теперь давайте узнаем, догонит ли ежик яблоко. А для этого сделаем круг. Будем быстро передавать по кругу яблоко, затем ёжика. Догонит ли ёжик яблоко?

Игра «Ежик и яблоко »

Воспитатель:

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину-

Увидишь сердцевину,

Из плодов он твёрже всех,

Называется… . орех!

Кто любит орешки? Верно – белочка

Третий спас ореховый или Хлебный . В это время заканчивался сбор зерна. В этот день пекли первый каравай нового хлеба, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.

Игра «Кто первее»

Для игры необходимо разделить детей на команды. Каждой группе понадобится один небольшой предмет (мячики). Первый игрок каждой команды становится перед стартом и зажимает между коленями выбранный предмет. По сигналу он должен допрыгать с зажатым мячиком до метки, а затем так же вернуться обратно. Предмет переходит к следующему участнику. Соревнование продолжается.

Музыкальная разминка - танец

Воспитатель: С праздником всех поздравляем,

И от всей души желаем

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !


Программные задачи:

— приобщать детей к духовно-нравственным ценностям

— познакомить с народным праздником « Яблочным спасом»

— расширять знания детей о целебных свойствах яблок

— формировать интерес к традициям отечественной культуры

— учить заботиться о ближних

Атрибуты к празднику :

Аудио запись русской народной музыки

Яблонька (искусственное дерево)

Воздушные шарики

Корзина с фруктами (орехи, яблоки, груши, виноград)

Декоративные тарелочки (2шт)

Стулья (2шт)

— солнышко

— д/и «Сложи яблоко»

— костюмы для Скоморохов и ведущей.

(Звучит русская народная музыка. В музыкальный зал заходит ведущая в русском народном одеянии

Ведущая: Добрый день, всем гостям, званным и желанным!

На «Спасов» день гулять — пировать, мы вас приглашаем,

С нами вместе отмечать славный праздник урожая!

« Яблочно-Медовый Спас!» или « Преображение Господня!»

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(под русскую народную музыку вбегают скоморохи)

1. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

2. Скоморох : Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

1. Скоморох: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев!

2. Скоморох: Есть первый Спас-Медовый, второй Спас — Яблочный и третий — Ореховый.

1.Скоморох: В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

(Хоровод « Маленькая Яблонька» старшая группа)

2. Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться. Сейчас мы пригласим ребят, которые расскажут вам о приметах, связанных с Яблочным Спасом.

(дети рассказывают народные приметы)

1. Если на Яблочный Спас сухой день — то осень будет сухой,

Если дождливый — то зима будет суровой.

2 .Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

3. Какой второй Спас – такой и январь.

4. Яблочный Спас – встреча осени-осенины

5. Яблочный Спас — всему час: шубу припас.

6. Второй Спас – держи рукавички прозапас

7. С Преображения погода преображается.

1.Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

(Игра « Передай яблоко по кругу» стр. и под.гр.)

(Эстафета «Перенеси яблоко» род и дети)

2.Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я знаю, что детки стихи про яблоки знают. Приглашаю ребят прочесть нам стихи.

В это яблочное лето

Закрома полным полны

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.

На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит,

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

Но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

Грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

Я приготовила для вас загадки, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

— -Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

(Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Ведущая : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

1. Скоморох : Пришло время поиграть, развеселиться, вместе порезвиться.

(Игра «Собери яблоко») (« Кто быстрее съест яблоко» род и дети).

2. Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

(Хоровод « По малину в сад пойдем» под.гр.)

Ведущая: День сегодня яркий,

Солнце и прохлада.

Вам корзину яблок

Принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!


Сценарий русского народного праздника «Масленица»
для детей старшего дошкольного возраста 2012г.

Цель:
познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,
вовлечь детей принять в участие в празднике;
знакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Оборудование: костюмы для детей и взрослых, мешки, канат, подушки, платочки, блины.

Под музыку дети входят в зал и присаживаются на стулья

Входят ведущая(в народном костюме) и Скоморох.
Скоморох.
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Ведущая: Здравствуйте, гости!
Милости просим!
Скоморох: Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостьюшку дорогую!

1-й ребенок : Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!
2-й ребенок : Ой, ты масленица-кривошейка,

Мы встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом калачом,

И печеным яйцом.
Ведущая: Душа ль ты моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широк двор!
На горках кататься, в блинах поваляться.
Сердцем потешиться!
Скоморох: В проводах Масленицы есть свой порядок, обозначенный названием дней недели.
Понедельник – Встреча.
Вторник – Заигрыш.
Среда – Лакомка.
Четверг – Разгул.
Пятница — Тещин вечерок.
Суббота — Золовкины посиделки.
Воскресение — Прощенный день или проводы.
Масленица – самый веселый праздник!
Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Ведущая: Встречайте, едет Масленица!

Два ребенка в костюмах лошадок ввозят чучело Масленицы.
Д ети исполняют попевку «А мы масленку втречаем».
Устанавливается чучело в зале.
Ведущая и Скоморох: з дравствуй, сударыня Масленица (кланяются).
Скоморох: Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Дети исполняют танец « Матрешки»
Ведущая: Сударыня наша масленица!
Протянись до велика дня!
Ведущая: Ребята, пришло время поиграть, веселой игрой Масленицу потешить.
Скоморох: А кого на масленой неделе
Не катал на карусели?
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!
Игра «Карусель». Младшие группы

Игра «Сова» средняя группа. (я сова, больная голова, день наступает все оживает)

Ведущая: Дети, а вы знаете, что раньше люди всегда закликали птиц: куликов, жаворонков, ласточек, чтобы они прилетели и принесли весну?
Скоморох : Давайте и мы птиц покликаем.
Дети поют «Жаворонушки, прилетите-ка…»
Ведущая:. Жаворонушки! Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима надоскучила!
Руки, ноги отморозила!
Дети (хором): Уходи, зима! Приходи, весна!
Уходи, зима ко дну,
Присылай весну!
Дети исполняют песню «Веснянка».
(Под пение птиц входит «Весна»).
Весна:
Здравствуйте! Вот и я, Весна, к вам пришла!
Тепло принесла.
Услыхала я ваши заклички, да поспешила скорее сюда.
Скоморох: Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!
Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?
Весна: Короб житушка, два пшеничушка,
Малым детушкам по яичку,
Красным девушкам по перстенечку,
Молодым молодушкам по детенышку,
Старым старушкам по рублевику!

Скоморох: В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы.
Проводятся аттракционы:
1.Бег в мешках.
2.Перетягивание каната.
3.Петушиный бой.
Ведущая: А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных?
Не пора ли блины печь?
Песня «Блины»
Скоморох : Русская Масленица издавна славилась своими блинами.
Весна: Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!

Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.

Девица: Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица, с которой мы прощаемся, лучше горела
Проводится игра «Горелки».
Весна: Ты пришла с добром,
Сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Скоморох : Блины масленые,
Шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.

Все вместе: Ты прощай, прощай наша Масленица!
Скоморох: А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать!

(Ребята и гости одеваются и выходят на улицу. Ведущие выносят чучело Масленицы и устанавливают его на участке).

Скоморох. В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы.

Проводятся аттракционы:
1.Бег в мешках.
2.Перетягивание каната.
3.Петушиный бой.

Скоморох.
Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед – назад
И сказать три раза – «Эх!» —
Победит, наверно, смех.


Девица. Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица, с которой мы прощаемся, лучше горела

Проводится игра «Горелки».

Скоморох.
А Масленица нас обманула,
Обманула, провела –
Годика не дожила.
Говорила: «Семь недель»,
А остался один день.

Девица . Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

(Дети заводят хоровод вокруг чучела с песенкой «Гори, гори ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг».
Все хором.

Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!