Сценарий игры к дню единства. Интеллектуально-познавательная игра "колесо истории", посвященная дню народного единства. Образовательная область «Социализация»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Гвардейское Красноармейского

района Саратовской области»

Конкурсная игровая историко-познавательная программа "В единстве наша сила!"

Провела: учитель истории и

обществознания

Султанова К.А.

2016 г.

Положение о проведении конкурсной программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Направление работы школы по патриотическому воспитанию направлено на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к достойным страницам прошлого.

В России существуют государственные праздники, которые призваны воспитывать патриотизм.
Одним из новых праздников, который отмечается в нашей стране 4 ноября, является День народного единства.

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.Историческая память возвращает нас к событиям начала 17 века. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

В связи сэтим в МБОУ ООШ с.Гвардейское будет проведена конкурсная историко-познавательная программа «В единстве наша сила!»

Цель: содействовать формированию патриотизма и чувства личной ответственности за судьбу Отечества.
Задачи:
Образовательные: формировать представление об героических страницах истории нашей страны.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности;
Развивающие:
Развить познавательные способности и бережное отношение к историческому наследию России.
Демонстративный материал: презентация
Методические приемы: художественно-исторический рассказ, художественно-познавательная задача; работа с историческими картинами; мозговой штурм; восстановление текста; подвижные конкурсы
Цели: приобщение обучающихся к пропаганде традиций и богатейшей культуры нашей страны, развития у обучающихся чувства национального достоинства, воспитания чувства гордости к историческому, героическому прошлому России,.
воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

Место проведения: школа

Участники: учащиеся школы с 5 по 9 класс

Жюри:

Председатель: Султанова К.А. – учитель истории и обществознания

Члены жюри: Обухова И.А.- учитель математики и физики

Разина О.А. – учитель географии и экологии

Ход игровой программы: Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Сегодня мы с Вами проведем конкурсную игровую программу, посвяще нную государственному празднику День народного единства.

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-что не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому . С обрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело - изгнание захватчиков или интервентов. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица).

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям - освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Приказом президента РФ в 2005 году установлен праздник 4 ноября.

В честь праздника – Дня народного единство мы проводим конкурсную игровую познавательную программу “В единстве наша сила!” Вас будет оценивать жюри. Те, кто наберет больше всего баллов победят и будут награждены. Каждый правильный ответ один бал. (Представление жюри).

Интеллектуальные задания будут сочетаться с подвижными.

Ведущий: Вспомним ход событий и участников Смутного времени, слушая стихотворение Ирины Крымской:
Слушаем стихотворение и сопоставляем с событиями истории
История смуты в стихах:

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,

Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!

Народной волей Русь сильна.

За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.

Здесь лагерем, пока большим


Ходкевич войско из поляков,

На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.

За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.

Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка.

(Ирина Крымова. Русь. Смута. Минин и Пожарский

«Разминка» Командам по очереди задаются задания. Один балл за правильный ответ.

1. (Смутное)

2. Пожарскому и от (Нижний Новгород)

3. (Ярославль)

4. ( Лжедмитрия II )

Речь Посполитая

6 ( )

Ведущий: День освобождения от польских интервентов.



Ведущий: 2 тур игры “Воззвание к народу”.

Ведущий : Послушайте, что написал Чуфарин в 1897 году к этой картине:
«Обращение Кузьмы Минина к народу»

«Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.
Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
«Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!»
Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Освободим страну родную,
Или за Родину Святую
Все до единого умрем!»
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасаешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься
Тебя никто не победит!

(В. Чуфарина «Минин и Пожарский» 1897)

День народного единства, а это значит, что, чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе

ИГРА . Игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают мяч или воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.
Ведущий: Продолжает программу 3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.


Ведущий: 4 тур: Из букв составить имя участника тех событий:
ГМОГНЕЕР (Гермоген)

А сейчас у вас есть возможность добавить в свою копилку еще по одному баллу. Играть будем все вместе.

ИГРА. Команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках. Ведущий: Мы подошли к 5 туру «Кто это?». По описанию угадайте о ком речь:
Русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и литовской интервенций. (Кузьма Минин)
Ведущий: Молодцы. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения

Василий Шуйский боярин царь

ИГРА, в каждой команде по три человека. А также надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего. И надо «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.

Ведущий: Заключительный тур “Исторические ошибки”.
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (религиозные и национальные), которые пошли на выручку гибнувшей земле.
/Подведение итогов. Комментарии жюри. Награждение./ Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз перелистали героические страницы истории нашей родины и убедились в том, что сила России – в единстве народа…
Один в поле не воин – с детства нам говорят,
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется и столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет
Ведущий :В единстве наша сила! Поздравляю всех с праздником! До свидание!

Литература:
Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.сот. В. А. Шамшурин. М.
Садовский Б. Гимн в память подвига Нижегородского ополчения 1611-1612.
Карташова М.В. Балахна - Минин - Нижегородское ополчение.
Сорокина Л.А. Князь Д.М. Пожарский на балахнинской земле//Нижегородский музей.№7.2006.
Крымова Ирина. Русь. Смута. Минин и Пожарский.
Сборник «Русское сердце тебя не забудет»
Нижегородская старина: ист. издание. 2001. № 9.

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом

4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому

2
1

7 тур “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки взяли Смоленск; турецкий отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные силы, начинают пробуждаться силы политические, которые пошли на выручку гибнущей земле.

Разминка

1. Какое время на Руси наступило 400 лет назад после смерти царя Ивана Грозного? (Смутное)

2. В какой город Кузьма Минин пришел к Дмитрию Пожарскому и от куда они начали свой путь освобождения? (Нижний Новгород)

3. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. (Ярославль)

4. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? ( Лжедмитрия II )

5. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

6 . С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? ( С воцарением Михаила Романова. )

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль (Нижний Новгород)

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович (Дмитрий Михайлович)

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом (купцом)
4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом (День казанской иконы Божьей Матери)

2 тур игры “Воззвание к народу”. Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор; (2)б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому (1)


4 тур: Из букв составить имя участника тех событий: ГМОГНЕЕР (Гермоген)
Подсказка: второй Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612, в заточении с 1 мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской Православной Церковью.

. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец
Пожарский Дмитрий Михайлович воевода 2 ополчения

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения
Гермоген митрополит Московский
Василий Шуйский боярин царь

7 тур. “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (национальные), которые пошли на выручку гибнущей земле.

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,
Борьба за власть, и цены вздуты,
Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
Открыл Кремль древние врата –
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!
Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,
Народной волей Русь сильна.
Воззванья церкви столь весомы:
За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.
По Волге – в Ярославль; стояли
Здесь лагерем, пока большим
Сплочённым войском не предстали.
К Москве, где враг, мы победим!
Ходкевич войско из поляков,
Литовцев, венгров вёл к Москве
На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.
Пожарский дал в Москве сраженье
За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.
А вскоре гарнизон, что в сердце
Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оформление:

  1. Название познавательной игры “Колесо истории”.
  2. Стенд “День народного единства”.
  3. Символика России.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).
  2. Таблички с названиями команд.
  3. Жетоны трех цветов.
  4. Костюмы.

Подготовительная работа:

  1. Репетиция сцен с участниками исторического кружка.
  2. Оформление стенда “День народного единства”.
  3. Деление на три команды, выбор капитанов.
  4. Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.

Правила игры:

  1. Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).
  2. Перед началом каждого тура команды по очереди вытягивают жетон. Если цвет вытянутого жетона совпадет с цветом команды, то на счет команды записываются дополнительные 10 верст.
  3. После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.
  4. Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

  • За морем теплее, а у нас милее.
  • На чужой стороне Родина милее вдвойне.
  • Где кто родился, там и пригодился.

Вот некоторые пословицы о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

2. Основная часть

I тур
“Сценки”
Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.
  2. 10000.
  3. 100000.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  2. Жителей Сибири;
  3. Иностранцев.

На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.

1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?

2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

Маличики смеются и дразнят юношу.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!

Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

  1. Петр I;
  2. Менделеев Дмитрий Иванович;
  3. Ломоносов Михаил Васильевич.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

    1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
    2. избушка, где содержали кур;
    3. тюремная камера.

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
  2. Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
  3. Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

II тур
“Ответь словами поэта”

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

6.Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

9.Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

10. То свободы русской зарево
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.

(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
  2. У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
  3. Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)

III тур
“Ситуации”

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

  1. Много украшений было на венце;
  2. Царь решает много государственных вопросов;
  3. Опасная служба – быть царем.

2. На новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник пригласил позвать Александра Ярославовича, хоть не молодого, но очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.

ВОПРОС: Кто такой посадник?

  1. Человек, который сажал людей в тюрьму;
  2. Человек, занимающийся посадкой растений;
  3. Человек, который руководил городом.

3. В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

  1. родословная Романовых;
  2. заметки о Европе;
  3. астрологический прогноз.

4. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет рода от Рюрика.

ВОПРОС: Кто такой Рюрик?

  1. Князь варягов;
  2. Первый московский князь;
  3. Основатель Киева.

5. “Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…

ВОПРОС: Кем был Илья Муромец?

  1. Князь;
  2. Крестьянский сын;
  3. Дружинник.

6. Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.

ВОПРОС: Какой город считается родиной Российского флота?

  1. Санкт- Петербург;
  2. Архангельск;
  3. Воронеж.

7. В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.

ВОПРОС: Как звали богатыря-змееборца?

  1. Алеша Попович;
  2. Добрыня Никитич;
  3. Илья Муромец.

3.Заключительная часть

За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.

Елена Колчина
Сценарий спортивного праздника, посвящённого Дню народного единства

Сценарий спортивного праздника «В единстве наша сила!»

Цель:

Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

1. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

2. Дать элементарные сведения об истории России.

3. Углублять и уточнять представления о Родине - России.

4. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

5. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.

6. Развивать интерес к народным играм.

Образовательная область «Социализация»

1. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

2. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Образовательная область «Физическая культура»

Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Совершенствовать речь как средство общения.

2. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Пополнять литературный запас стихотворениями о России.

Интегративные качества:

Формировать у детей активность, любознательность, отзывчивость, умение управлять своим поведением в коллективе.

Оборудование:

Эмблемы команд;

Название команд;

Мешки для прыжков – 2шт. ;

-«кочки» - 4шт. ;

Скакалки – 2шт. ;

Фитболы – 2шт. ;

Ленты -2шт. ;

Флажки белого, синего и красного цвета по количеству участников;

-«туннели»-2шт. ;

Ориентиры – 2шт.

Ведущий . Во все времена русские люди любили свою Родину, объединялись, когда ей грозила беда и защищали от врагов. 400 лет назад напали на нашу землю враги – поляки. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретёт силу, не обретёт былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. В Нижнем Новгороде жил в то время удалой богатырь Кузьма Минин. Собрал Минин на площади русский народ и сказал: «Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России» Почти целый год собирали силы русские люди. И вот настал день, когда город провожал своё войско на битву. Командовал русским войском лучший военачальник того времени - храбрый и честный князь Дмитрий Пожарский. Битва за столицу была упорной и кровопролитной, храбро сражались ополченцы и победили. Славил народ освободителей земли русской.

Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И в наше время в столице нашей Родины – в Москве, на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

1. Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

2. В единстве, братстве сила наша,

И нас врагу не победить!

Так пусть становится все краше

Страна, где довелось нам жить!

3. Сильна великая держава

Сынами, дочерьми своими.

России не померкнет слава,

Пока мы вместе и едины!

4. Наша матушка-Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Вед: Русский народ испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – эдакие силачи с добрым сердцем и чистою душой. Наши богатыри сегодня собрались на спортивных соревнованиях «В единстве наша сила» и мы сейчас узнаем, какая команда самая сильная, выносливая, упорная. ловкая и самая дружная.

Представление команд:

1. «Дубравушка»

Девиз: Главное – вместе!

Главное дружно!

Главное – с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушье не нужно!

В мире, согласье со всеми живи!

2. «Рябинушка»

Девиз: Хорошо на свете,

Если солнце светит.

Хорошо на свете,

Если все мы вместе.

Вед. Внимание! Внимание! Здесь собрались самые ловкие, смелые и быстрые дети.

Соревнования начинаются!

А теперь небольшая разминка!

Каждый день по утрам делаю зарядку!

Очень нравится нам всё делать по порядку:

Весело шагать, (маршируют)

Руки поднимать (упражнения для рук)

Приседать и вставать (приседают)

Прыгать да скакать (прыгают)

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1 эстафета: «ПРЫГАЙ ВМЕСТЕ – ПРЫГАЙ ДРУЖНО» (прыжки в мешках.)

Дети парами надевают мешок и прыгают до ориентира и обратно. Передают мешок следующей паре. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

2 эстафета «САМЫЙ ЛОВКИЙ». (Кто быстрее пройдет по кочкам).

Ребёнок стоит на одной «кочке», перед собой кладёт вторую «кочку», переходит на неё и т. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

Две косички, две сестрички

Вверх взлетают, словно птички.

Со скакалкою с утра -

Начинается игра.

3 эстафета со скакалками «ПЕРЕВЕЗИ ТОВАРИЩА»

Участвуют парами, скакалка используется как вожжи. На одну сторону в роли лошадки бежит один, обратно - другой. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

Будем вместе мы играть,

Бегать, прыгать и скакать.

Чтобы было веселее,

Мяч возьмем мы поскорее.

4 эстафета «НАЕЗДНИКИ».

По сигналу первый участник каждой команды садится на фитбол и скачет на нем, держась за рожки, до кегли и обратно и передает фитбол следующему участнику, а сам уходит в конец колонны.. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

Вед. А пока наше уважаемое жюри подводит итоги, ребята исполнят песню «Российский флаг». Подведение итогов по 4 эстафетам.

Песня «Российский флаг»

5 эстафета «БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ»

Дети по очереди вешают на ленту флажки, передавая эстафету дуг другу.. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

6 эстафета "ДРУЖНАЯ КОМАНДА"

Ребёнок держит своего товарища за ноги, а он на руках доходит до ориентира. Обратно возвращаются бегом, держась за руки. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

7 эстафета «САМЫЙ СМЕЛЫЙ» (туннель)

Ребёнок проползает по туннелю, возвращается к команде, передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая первая закончит эстафету.

Вед. Ребята, вот и закончились наши соревнования. Попросим уважаемое жюри подвести итоги.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Вед: Сильна Россия только тогда, когда она едина! Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно.

Песня «Родная сторонушка» Музыка И. Тихомировой, слова В. Бредиса

Публикации по теме:

«День народного единства» (4 ноября). Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать «День народного единства».

«День народного единства». Сценарий праздника для детей подготовительной группы Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья. Ведущий. Здравствуйте, ребята! 4 ноября мы отмечаем один из главных государственных праздников.

Сценарий праздника «День народного единства» День народного единства Зал празднично оформлен. Звучит песня «О России», дети проходят в зал и рассаживаются на места. Ведущая: Добрый.

Сценарий праздника к Дню единства «Мы сильны своей дружбой» Цель: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.

Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.

Задачи: расширять представления детей о Родине, о народах проживающих в России, о дружбе и мире во всем мире. Демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Дети под музыку песни "С чего начинается Родина" заходят в зал и садятся на стулья.

Слайд 1

Ведущая: Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечает День народного Единства. И сегодня мы с вами вспомним, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою Родину, дружили, помогали друг другу, объединялись, когда Родине грозила беда, и вместе защищали её от врагов.

Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В.Степанов)

Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей!

Песня "Моя Россия", муз. Г.Струве

Слайд 2

На карте мира не найдешь тот дом,
В котором ты живешь,
И даже улицы родной мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.

Слайд 3: Флаг России.

Ведущая: Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свой флаг. С чем у вас ассоциируется цвета на флаге.

Дети:

Белые берёзы, белые снега,
Белые на небе тают облака,
Белые туманы и цветущий сад,
Журавли над нами белые летят.

Синие озёра, цепи синих гор
Расстелился в поле васильков ковёр.
Солнышко сияет в синих небесах,
И у россиянок синие глаза.

Красная рябина под окном растёт,
В красном сарафане девочка идёт,
А зимою белой, ну-ка посмотри,
Красные на ветках птицы-снегири.

Эстафета: "Кто быстрей доставит флажок".

(Группа делится на две команды девочки "Россиянки", мальчики "Россияне". Участники эстафеты с флажком в руках должны по кочкам добежать до определенного места, поставить флажок и прокричать: "Россия - Родина моя!" и вернуться к своей команде. Чья команда быстрее справится с заданием, та - победитель.)

Слайд 4: Герб России.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

Игра "Сложи герб России"

Ведущая: Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны? .

А как она называется? Правильно, - это Гимн России!

Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас один куплет Гимна Великой нашей Державы - России!

Звучит "Гимн Российской Федерации" - 1 куплет

Дети и взрослые слушают его стоя. Затем садятся

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья,
Россией зовётся наш общий дом,
Пусть будет уютно каждому в нём!

Ведущая: Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Населяют Россию люди разных национальностей, но всех объединяет язык общения - русский.Столица России город Москва.Москва - это Красная площадь. Москва - это башни Кремля. Москва - это сердце России, которое любит тебя.

Родина и Единство... Только задумайтесь над этими словами. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала трудные лихие времена, времена войн и вражды. В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

В городе Новгороде жил в то время Кузьма Минин. На площади собралось много народу, и сказал он народу: "...Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим своей жизни для избавления России". А князь Пожарский возглавил войско. И началась война за Москву.

Никакая вражеская сила не могла остановить их.

На улицах Москвы шли бои, город горел. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!

Вся Россия благодарила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Победить врага можно было только, объединив весь народ России.

Деревни, села, города.
С поклоном русскому народу.
Сегодня празднует свободу.
И День единства навсегда!

А теперь пришла пора поиграть нам детвора, показать силушку богатырскую.

Игры для детей: "Канат", "Строители", "Дружные пары"

Ведущая: Войско несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

И поднималась Русь с колен.
В руках с иконой перед битвой,
Благословенная молитвой.
Под звон грядущих перемен.

Ведущий: На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано "Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия".

В столице находится правительство страны. Здесь живут и работают президент и премьер-министр

Ведущая: Россия - единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная - протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно! И люди могут быть счастливы только тогда, когда на их земле царит мир и дружба.

Наша дружба, наша вера с нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля. Не погибнет никогда!

Для вас исполняются прекрасные танцы

Танец "Разноцветная игра"

Танец "Топ-топ"

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо, а у настоящей дружбы, как поется в песне, не бывает выходных.

Слайды фотографий на тему "Дружба"

Ведущая: Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником - с Днем Народного Единства.

Ведущая: Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах. С праздником!

Дети дарят гостям российские флажки сделанные своими руками

Под музыку песни "Моя Россия", муз. Г.Струве дети уходят из зала