Сценарий летнего развлечения в детском саду с презентацией. Яблочный спас. Сценарий праздничного развлечения «Медовый спас

Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

Ирина Харук

Сценарий фольклорного праздника для двух старших и двух подготовительных групп. В празднике отражены традиционные, обрядовые,народные игры свойственные только для этого празднества .

Спас – всего про запас !

Сценарий для старшего дошкольного возраста.

Цель : ознакомление детей с народным праздником – Спасом : Медовым , Яблочным, Хлебным (Ореховый) . Показать красоту праздника , познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Воспитывать любовь к русской культуре.

Ведущий 1 :

В августе у мужика три заботы : и косить, и пахать и сеять. В августе отмечают : Медовый , Яблочный, и Хлебный (Ореховый) спас . Сегодня мы покажем как русские люди отмечали праздник спаса .

Ведущий 2 :

А почему их было три?

Ведущий 1 :

Все дело в том, что Спас –это праздник сбора урожая , а как известно, разные плоды поспевают в разное время. Вот и получилось из одного целых три праздника .

Ведущий 2 :

И вот на нашем празднике –ярмарке мы представим их все. Встретим хозяев праздника .

Песня : «К нам гости пришли» .

1 Зазывала : Привет детвора! Как у вас дела?

2 Зазывала : Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас !

1 Зазывала : Эй, народ не зевай, пятками доставай!

2 Зазывала : Пляши,гуляй, только рот не разевай!

Ведущий 1 : И так первый «Медовый спас » . Начинали качать мед. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку. Пчелки всех медом угощают , ведь он помогает от всех болезней.

Давайте посмотрим игру «Пчелы» в неё играли дети в старину.

Игра «Пчелы»

1 Зазывала : Яблоки ранет, яблоки! Кому яблоки!

Яблоки ранет, каких на свете лучше нет!

2 Зазывала : Кому яблоки продать? Кому дешево отдать? Грушевый! Ананас! Купи дочка про запас !

Ведущий 2 : А следующий спас называется –Яблочным.

А назывался он Яблочным потому, что с этого дня начинался сбор и заготовка яблок. Есть яблоки до этого дня нельзя было, в этот день яблоки несли в церковь и освещали. Только после этого вся семья садилась во дворе своего дома под развесистой яблоней. И чего только не бывало на этом столе –яблоки во всех видов : печеные, медом политые , фаршированные, яблочные пироги, оладьи, лепешки, яблочный квас, компот –вкусно и весело.

Ребятишки забавлялись –яблоки с горки катали –чьё дальше укатится.

Игра «Катание яблок с горки»

Считалка «Катилось яблочко»

Хоровод «Веселый хоровод»

Веселей, хоровод! Все ребята рады!

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из саду придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Песня : «Яблочко»

I.Яблочко, яблочко соку спелого полно.

Ой люли, ой, люли, соку спелого полно.

II.Так свежо и так душисто, так румяно золотисто.

III. Будто медом налилось видны семечки на сквозь.

Вот так справлялся медовый спас !

Зазывала : Вот орешки! Вкусные орешки.

Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Отгадайте загадку : Маленький мужичок –костяная шубка!

(это орех)

А это подоспел Ореховый Спас !

Заходят дети : Чики –чики –чикалочки

Едет Ваня на палочке

Дунька на тележке

Щелкает орешки.

Игра «Орехи» .

Загадка :

В лесу на полянке стоит орешник в зеленом кафтане.

Богач и невелик

А орешками наградит.

В день праздника орехи , свежее выпеченный хлеб несли в церковь для освещения, и только после освещения разрешалось все это есть. Деревенские ребятишки весь день грызли орехи и играли с ними.

1 Зазывала : Глядите, не моргайте, рот не разевайте.

Ворон не считайте, подешевле покупайте.

2 Зазывала : Давай, давай! По дешёвке выбирай

Небывалого случая три года ждут!

В этот день –Орехового Спаса на горе крестьяне продавали холсты, полотенце. Отсюда и название –«Спас на полотне » .

Игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы холста, свернутого жгутом. С возгласами «Тени холст будет толст» . Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

1 Зазывала. Все ли песни перепели! Пели –не напелися

Пели –не напелися, сели разревелися! Ой

2 Зазывала. Я иду по коридору, гуси серые за мной.

Здесь на ярмарке, веселой, как нам весело с тобой!

Ой подруга дорогая не пора ли нам сплясать

1 Зазывала. Гармонист играть нам станет, а мы будем танцевать. Два медовых пирожка , картошку рассыпучую.

Общая русская пляска

Песня «Будьте здоровы»

Ведущий 1 : Вот так разумно, мудро в старину у русских крестьян сочетался труд и отдых. Они умели потрудиться на своих полях и садах, взрастить плоды своего труда,а потом, когда был собран урожай –они умели словно повеселиться

Ведущий 2 : Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал весной и летом –теперь долгая зима была не страшна.

Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о старинном русском празднике Спаса , о трех Спасах : Медовом , Яблочном,да Орехово –Хлебном. И теперь вам будет понятно русская поговорка.

Первый Спас –на меде стоит .

Второй Спас –яблоки едят .

Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают.

А теперь милости просим к нашему столу!

(подводим детей к трем столам. Ну –ка попробуйте угадать, на каком столе от какого спаса угощения ) Дети

На первом столе –мед, медовые пряники , медовый квас .

На втором столе –яблочные пироги, яблоки.

На третьем столе –булочки, домашний хлеб, орешки.









Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Ход развлечения:

Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)

Август устали не знает, заглянув во все сады,

Он в корзины собирает золотистые плоды,

Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,

А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.

Собираем в августе

Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.

Самуил Маршак

Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)

Знаете ли вы – что август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Есть первый Спас – Медовый,

Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).

Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.

(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Хозяйка пасеки:

Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)

– Где цветок, там и медок.

– В добром доме и вода что мёд.

– Был бы мёд, а мухи найдутся.

– На красивый цветок и пчела летит.

И пчела не на себя работает.

– Трудится, как пчела.

Одна пчела много мёду не наносит.

– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.

Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Мёда принесёт в свой дом.

Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок один найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

Хозяйка пасеки:

А теперь мы поиграем.

Игра «Собери цветок»

У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.

Хозяйка пасеки:

На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.

Хозяйка пасеки:

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (Оса.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (Шмель) .

Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Хозяйка пасеки:

Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».

Выбираем ласточку считалкой:

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).

Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.

«Медовый спас»

Звучит русская народная музыка. В музыкальный зал заходит ведущая в русском народном одеянии

(под русскую народную музыку вбегают скоморохи)

1. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

2. Скоморох : Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

1. Скоморох: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев

Исполняют «Хоровод».

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

2.Скоморох:

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

1.Скоморох:

Солнце светит

Полянки согревает
Медовый Спас сегодня

Детишек собирает!

2.Скоморох;

Эй, ребята, подходите
Сказку про пчел да
Медведя сейчас подглядите!

Ведущая:
Чтобы нам медок
Собрать надо пчелок всем позвать

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте

(Летят пчелки 2 девочки)

1 пчела:

Надо славно потрудиться
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Все:
Эй, цветочки, расцветайте
И лужок наш украшайте
Танец цветов «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Ведущая; Молодцы, пчёлки, хорошо потрудились. Вы устали?



Пчелки: Ох, устали! Отдохнём, да частушки пропоём!

Частушки: « Жу-жу-жу- пчелиные».

Пропоём сейчас частушки

Вам совсем не длинные,

Мы частушки назовём

Жу-жу-жу- пчелиные.

Пчёлки, милые подружки.

Будем вместе мы летать,

Да садиться на цветочки,

Чтоб немножко поболтать.

А мы пчёлки-пчёлочки,

Оделись мы с иголочки,

Над цветочками летаем.

Нектар сладкий собираем

Вот кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные
Мы частушки называли

Жу-жу-жу-пчелиные.

Ведущая Молодцы, пчёлки! Как хорошо вы пели!

Ведущая:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают
Вдруг услышали - медведь
К ульям крадется
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется

Медведь взрослый:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай
Нынче ведь Медовый Спас
Будет праздник тут сейчас

Медведь:
Буду я тогда скучать
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй

Игра « У медведя во бору»

Медведь:

Ох и ловкие детишки
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучай

Исполняют «Мы на луг ходили»

Пчелки:
Получай-ка, мишка, мед
Коль ты встал в наш хоровод.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок.

1.Скоморох. В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

«Мы сейчас пойдем налево»

2.Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.

1.Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра « Передай яблоко по кругу» -у кого яблоко осталось в руках,тот выходит в круг и танцует.

Эстафета «Перенеси яблоко –в ложке»

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

1.Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребят загадки отгадать, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

2. .Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребята загадки отгадать.


Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

(Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Ведущая : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

1. Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Исполняют танец «Пяточка носочек»

Ведущая: День сегодня яркий,

Солнце и прохлада.

Вам корзину яблок

Принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!


Программное содержание:

  • вспомнить и приобщиться к традициям русского народа;
  • развивать внимание;
  • речь;
  • эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений;
  • обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику.

Оборудование:

Костюм для медведя, белки, пчелы; маски-шапочки для маленьких пчёл; узорчатые платки; полоса препятствий; искусственные цветы: маки, ромашки, васильки, одуванчики; туесок с медом; угощение по количеству детей.

Ход развлечения

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Танец с платками » Медовый Спас» (анс.Медовый Спас»)

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки». (Муз. сопровождение песня» Хорошее настроение» исп.» Волшебники двора»)

Дети встречают Белочку

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.

Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:

1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

4. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

Душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут » крылышками»

Пчёлы. и » жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.

Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.

1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,

Надо чтоб мёдом наполнились соты,

2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,

Сладкий нектар из цветов собираем,

3 пчела: Мы от работы не устаем,

Мёд собираем и песни поем.

Хоровод» Весёлая пчёлка» (муз.Д.Тухманова,сл.Ю.Энтина; исп.»Непоседы»)

Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

Выбирают две команды считалкой:

Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.

Раз, два, три — водишь с ним и ты!

После этого дети — «медведи» говорят слова:

Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,

Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)

«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу » Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, « жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.

Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.

Пчёлы угрожающе «жужжат».

Топтыжка:Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

Игра » Собери букет»

По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.

Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)

Песня-инсценировка «Что такое доброта»(исп. «Барбарики). Дети остаются стоять в кругу.

Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.

Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.

Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,

Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.

Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!

Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.

Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.

Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.

Литература:

М.Ю.Картушина « Русские народные праздники в детском саду»;

В.А.Руднев «Обряды народные и обряды церковные»;

Л.Ю.Глазырина « Физическая культура дошкольника»;

М.Ф.Литвинова « Русские народные подвижные игры»;

Г.Дзюбенко « Загадки».