Шарнирная кукла: как сделать игрушку своими руками для начинающих? Как сделать куклу с одеждой из картона своими руками: схемы, трафареты, фото. Подвижная кукла дергунчик, марионетка, Масленица, ростовая, для пальчикового театра — игрушки из картона своим

Нашу жизнь невозможно представить без такой игрушки, как кукла. Современная кукла яркая, модная, красивая. Часто кукол сопровождают наряды, дома, машины.

Но, несмотря на все это великолепие, тряпичные куклы, созданные своими руками, пользуются все большей популярностью. Их используют не только для игры, в моде сейчас интерьерные куклы, куклы обереги.

Создавая кукол, мастерицы вкладывают в свои изделия не только мастерство, но и всю свою душу. Игрушка, хенд мейд, всегда будет отличным подарком.

Как сделать красивую куклу своими руками, спросите вы? В нашей статье мы расскажем об этом.

История кукол

Кукла сопровождает человечество буквально с начала времен. Вырезанные из дерева или вылепленные из глины, куклы сопровождали обряды шаманов и колдунов, их одушевляли и обожествляли.

Славянские народы мастерили вязанки из пучков соломы и лоскутов ткани, в основном это были талисманы для дома от хворей, злых духов и несчастий.

Детские игрушки тоже, конечно были всегда. Фигурки животных вырезали из дерева, куклы шили из обрезков ткани и набивали соломой.

Намного позже, когда начали выпускать фарфоровые куклы в роскошных одеждах, покупали их только очень состоятельные люди, дети простых людей играли тряпичными игрушками.


Механические куклы были впервые сделаны в 18 веке в Китае и тоже стоили баснословных денег. Сейчас куклы шьют не для экономии, а для того, что бы иметь, что — то самобытное и эксклюзивное.

Оберег для дома

Самая не сложная в рукоделии кукла — оберег вязанка, делается из пучков соломы, ниток и кусочков ткани.

Вязанка, потому что кукла не сшивается ниткой, а детали ее связаны между собой. В идеале, в работе над оберегом не используют даже ножницы, необходимые куски полотна отрывают руками, а нитками связывают детали куклы между собой.

Прекрасным оберегом изделие будет, если сшить его из ношеной одежды хозяина, носимая в самые хорошие моменты в жизни.

Глаза и рот оберегу не рисуются. Внешне обереги могут отличаться, это зависит от того, для кого они делаются, новорождённым для заступничества, новобрачным для счастья в семейной жизни, для дома на изобилие и процветание. Обереги для богатства и отличного урожая украшают пшеницей, семенами, орехами. Для хорошего здоровья мастерят куклу травницу, заполняя ее душистыми травами.

Изготавливать оберег нужно в хорошем настроении, петь песни, читать молитвы, говорить о приятном.

Хорошие эмоции и слова кукла впитывает в себя, и это же хорошее будет источать в вашем доме.

Работу над оберегом прерывать нельзя, поэтому подготовьте все заранее, подберите время, чтобы вас не отвлекали и доделайте работу до конца.

Для изготовления куклы вязанки вам понадобится:

  • лоскут белого цвета для изготовления головы
  • наполнитель (синтепон)
  • лоскуты цветной ткани (10*10 руки, 5*8 фартук, 9*16 юбочка)
  • нитки мулине для прически и связывания

Наполнитель обернуть белым полотном и крепко замотать ниткой, «хвостик» ткани будет туловищем.

Обратите внимание!

Лоскут юбочки присборить складками и привязать к туловищу, так же поступить с фартуком, не отрывая нитку намотать ее до головы куклы делая красивое туловище.

Отрезок ткани для рук собрать гармошкой в длину и обмотать ниткой. Руки примотать к туловищу куклы крест — накрест. На голову можно одеть платок, а можно сделать волосы из ниток.

Сшитые куклы

Мир сшитых кукол многообразен, здесь и мягкие уютные игрушки для детей, и утонченные элегантные интерьерные куколки и чудные имеющие не правильные пропорции варианты.

Появившаяся не так давно кукла Тильда, стала крайне популярной. Такая куколка имеет непропорционально длинные ноги и руки, на лице изображают только глаза и щечки.

Ниже представлена выкройка куклы Тильды, для реализации ваших замыслов.

Творческий потенциал каждой рукодельницы разнообразен и каждая сшитая кукла получается уникальной.

Обратите внимание!

Новичок может начать с шитья маленьких кукол из фетра, одежда этих прелестниц вышивается из бисера и пусть вас это не пугает, такие куклы получаются всегда.

Для рукоделия подготовьте:

  • фетровая ткань
  • пряжа для волос
  • наполнитель
  • нитки капроновые
  • бисер

Можете использовать готовую выкройку можете нарисовать шаблон сами, все на ваше усмотрение. Перенесите выкройку на фетр и вырежьте заготовки. На одной из заготовок вышейте или нарисуйте лицо.

Теперь можно вышивать, на каждой из заготовок, платье бисером. Платья для куклы сшить отдельно и регулярно менять наряды. Для изготовления прически пряжу нарезать по 15-20 см и пришить на обе заготовки по линии лба и линии затылка.

Обратите внимание!

Представленный выше метод шитья позволяет создавать любые куклы, а выкройки менять по собственному желанию.

Куклы из капрона

Последнее время стали популярны куклы из капрона, капрон позволяет сделать любое выражение лица куколки.

Как сшить такую великолепную куклу? Для создания этой разновидности кукол требуется опыт, а более простой вариант шитья из капрона сейчас представим.

Вам потребуется:

  • капроновые колготы
  • наполнитель
  • бусины
  • нитки
  • нитки мулине для волос
  • английские булавки.

Начать следует с наполнения и создания формы. После наполнения верх туго завязать или зашить. Для создания лица используйте булавки, например, размечая нос, булавки вкалывайте на место ноздрей и прошивайте между ними, так как показано на фотографии.

  • Ноздри и крылья носа прошить буквально двумя стежками, прошивать каждую новую деталь лица нужно новой ниткой.
  • Щеки прокалываются булавкой сверху вниз и так же прошиваются.
  • Линия рта прошивается, так же после формирования его булавками.
  • Пуп у куклы намечается булавками и прошивается, для создания ножек используется сметочный шов.
  • На месте глаз пришивайте бусины, на голове делайте прическу, вшивая нитки мулине.
  • Брови и ресницы легко рисуются, одежда для куклы может быть любая, на ваше усмотрение.

Существует много техник шитья кукол и видов самих игрушек, не бойтесь экспериментировать и у вас все получится. Представляем фото кукол для вдохновения.

Фото кукол своими руками

Полная механизация

Перед действующим лицом в кукольном спектакле может стоять физическая задача, непосильная ни для петрушечной, ни для тростевой куклы, например влезть на дерево или проделать упражнения на турнике. В таких случаях делают дубль, то есть куклу, по своему внешнему виду ничем не отличающуюся от основного персонажа, но имеющую специальное техническое устройство или способ управления. Такие куклы приводятся в движение системой тяжей из ниток, бечевок или проволоки, проходящих внутри корпуса, по большей части деревянного. Они называются механическими, или марионетками, управляемыми снизу.

Механических кукол характеризует точность выполнения определенных ограниченных функций. Они применяются также для изображения животных, когда данная конструкция не может быть оформлена в виде петрушечной или тростевой куклы. Эти куклы не имеют каких-либо общих схем внутреннего устройства. Каждая из них решается индивидуально, и ее конструкция находится в зависимости от выполняемых функций. Поэтому здесь приводится лишь несколько примеров устройства механической куклы, из которых каждый является частным случаем.

Лошадь (рис. 52 ). Все части куклы вырезаны из дерева. В живот лошади вделана палка, на которой водят куклу. Палка обычно маскируется попоной. Ноги прикреплены к туловищу на шарнирах. Внутри полого корпуса к каждому шарниру приделана планка. К планке прикреплен тяж, управляющий движениями ноги (как у простого дергунчика). Тяжи от ног проходят в отверстие в животе и сведены на одно управление. Иногда добавляется еще одна нитка, поднимающая голову лошади одновременно с движением ног.

Этим несложным механизмом может быть снабжена любая кукла, изображающая четвероногое животное.

Собака , показанная на рис. 53 , может становиться на задние лапы и открывать рот. Кукла вырезается из четырех частей: а) задние ноги вместе с палкой, за которую держат куклу; б) туловище с нижней челюстью; в) голова с верхней челюстью; г) передние ноги. Все внутреннее управление осуществляется при помощи одной нитки. Когда туловище при натяжении нитки принимает почти вертикальное положение, движение останавливается, так как края выемки в туловище плотно соприкасаются с задними ногами. От дальнейшего натяжения нитки голова, прикрепленная на шарнире к шее, поднимается, и верхняя челюсть отделяется от нижней. Когда нитка опускается, подвижные части силой тяжести возвращаются в исходное положение. Чтобы рот закрывался плотнее, в него продевается резинка.

Быстро бегущая собака представлена на рис. 54 . Задние и передние ноги попарно прикреплены к туловищу на шарнирах. К ногам приделан механизм в виде ножниц. Сводя и разводя рукоятки «ножниц», собаку заставляют вытягивать и подбирать ноги.

Кошка (рис. 55 ). Остов куклы делается из спиральной пружины, укрепленной на двух палочках. Сверху туловище обтягивается бархатом или ко-ротковорсным мехом. Через передние ноги проходит проволока, вращающая голову куклы. Через задние ноги проходит такая же проволока для хвоста. Эта кукла может принять естественную позу сидящей кошки.

Данная система управления куклой применяется главным образом в тех случаях, когда рядом с петрушечными или тростевыми куклами надо показать кошку, анатомически верную по масштабам и по внешнему виду.

Человек, взбирающийся по лестнице (рис. 56 ). Боковые стопки лестницы а склеены из трех частей, так что внутри каждой стойки получается канал и примыкающий к нему сквозной паз. В каждый канал вложен толстый железный прут б . К каждому пруту б припаяны по две проволочки в (одна для руки, другая для ноги). Передвигая внутри лестничных стоек прутья б , куклу заставляют взбираться по лестнице.

В тех случаях когда механическая кукла является дублем тростевой или петрушечной куклы, надо тренироваться в подмене одной куклы другой, чтобы у зрителя было полное впечатление, что по лестнице (дереву или фонарному столбу и т.п.) лезет та самая кукла, которая только что играла на ширме.

Нередко в кукольном спектакле необходимо показать такие физические действия, как падение, прыжок и т.п. Например, лиса, выпрыгнув из-за холма и пролетев по всей длине ширмы, кидается на свою добычу или человек падает из окна, прыгает с вышки в воду и т.п. Выполнить такие движения с помощью тростевой или петрушечной куклы почти невозможно. Снятая с руки кукла сразу же потеряет свою форму, и по воздуху полетит не тело человека или животного, а комок из тряпок. Для тростевой куклы к тому же это затруднено наличием тростей.

В таких случаях обычно делают дубль соответствующей формы (лиса во время прыжка, спортсмен, прыгающий «ласточкой», и т.д.). Туловище куклы-дубля туго набивается ватой.

Полеты эти надо тщательно репетировать, чтобы кукла точно проделала свой путь в воздухе и не перевернулась случайно другой стороной.

Применение механизированных деталей у петрушечных и тростевых кукол

Некоторые детали в устройстве кукол могут с одинаковым успехом применяться и у маленькой петрушечной куклы и у большой куклы на шесте. Это касается мимики, механизированных рук, движущихся хвостов у животных и т.д.

У жестких кукол мимика достигается тем, что в твердой кукольной голове (деревянной или из папье-маше) механизируются отдельные детали.

В некоторых случаях, чтобы изменить у куклы выражение лица, меняют ей всю голову целиком, делая ее съемной. Этот способ применяют, когда куклу нельзя убрать со сцены, чтобы заменить ее дублем с другим выражением лица, а перемена эта должна произойти на глазах у зрителя.

Например, в спектакле «Сказание о граде Лебединце» Фимушка после исчезновения города тут же превращается в старуху. Она садится в изнеможении возле дерева, склонив голову. В это время голову ей надо быстро подменить. Обратное превращение происходит в тот момент, когда Фимушка низким поклоном приветствует появившийся вновь Лебединец.

С такого рода куклой во время спектакля надо обращаться очень осторожно, иначе не прикрепленная к костюму или гапиту голова при недостаточно тугой патронке может соскочить с пальца.


На рис. 57 показана голова с двумя лицами. Одно лицо видно зрителям, другое скрыто головным убором, сделанным на проволочном каркасе. Головной убор прикреплен неподвижно к твердым плечикам, на которых и поворачивается вся голова. Таким образом в спектакле «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (в Московском театре кукол) ведьма на глазах у зрителей мгновенно превращается в Аленушку.

Рис. 58 показывает голову со снимающейся масочкой. Это дает возможность менять лицо, не меняя головы. Отверстие в голове и втулка у масочки должны быть точно пригнаны друг к другу.

Закрывающиеся глаза (рис. 59 ). Оба глаза посажены на неподвижную ось. Нитка, перекинутая через скобку в верхней части головы, прикреплена к глазному яблоку. Если нитку натянуть, то зрачок опустится вниз. При этом сверху показывается обратная сторона глазного яблока, на которой нарисовано веко. Резники, протянутые от каждого глазного яблока к носу, возвращают глаза в исходное положение.

У этой конструкции есть много вариантов. Каждый из них дает мимирующей кукле несколько иную характерность.

Так, например, если нитку не перекидывать через скобку, а прикрепить непосредственно к глазному яблоку, то у куклы зрачок будет томно закатываться кверху. У куклы могут быть сделаны тяжелые веки (например, из свинца), прикрепленные к глазному яблоку. У такой куклы глаза все время закрыты, и для того, чтобы они открылись, надо потянуть за нитку. Когда же нитку ослабляют, веки опускаются вниз, и глаза закрываются.

Вместо того чтобы делать привод из нитки, можно прикрепить к задней стороне глазного яблока продолговатый грузик (рис. 60 ). От каждого движения куклы грузик болтается, и глаза как бы непроизвольно мигают.

Вращающиеся глаза (рис. 61 ). В голову вставлены две твердые планки: одна на уровне глаз, другая против нее на затылке. Сквозь эти планки пропущены две вращающиеся оси. Глаза укреплены на передних концах осей. На каждую ось плотно насажена катушка с прикрепленной к ней ниткой. Радужная оболочка нарисована на краю глазного яблока.

Перед началом спектакля такой глаз «заводят» пальцем снаружи, поворачивая глазное яблоко и тем самым наматывая нитку на катушку. Если потянуть за нитки, катушки вращаются, а с ними вращаются и глаза.

Глаза, двигающиеся слева направо и справа налево (рис. 62 ). Каждый глаз укреплен отдельно на неподвижной вертикальной оси. Оба глазных яблока лежат на планке, не позволяющей им опуститься вниз.

Глаза сведены на одно управление двумя проволочками, прикрепленными к дощечке. К глазу проволочка прикреплена неподвижно, а в дощечке загнутый конец ее может вращаться.

Одна из ниток, прикрепленных к дощечке, поворачивает глаза в одну сторону, другая - в другую.

Волосы, встающие дыбом (рис. 63 ). Волосы, сделанные из тонких проволочек , пропущены сквозь отверстия в голове и прикреплены подвижно к планке, находящейся внутри головы. При натяжении нитки волосы, упираясь в края соответствующих отверстий, поднимаются. Резинка возвращает планку в исходное положение.

Курящая кукла (рис. 64 ). Через одну резиновую трубку дым втягивается из папиросы, через другую пускается в нос.

Плачущая кукла делается с помощью таких же резиновых трубок, проведенных к глазам (царевна Несмеяна в сказке «По щучьему веленью»).

Рот, открываемый ниткой изнутри (рис. 65 ). Разрез рта производится первоначально по линии губ, а затем от углов рта по вертикали и дальше тем же направлением под подбородком до шеи.

В верхнюю часть нижней челюсти вделана твердая пластинка, к которой прикреплена нитка для открывания рта, проходящая целиком внутри куклы. Ось, на которой вращается эта твердая пластинка, прикреплена к щекам куклы. При открывании рта нижняя челюсть уходит внутрь головы. Возвращается она обратно при помощи пружины, идущей от головы к челюсти куклы.

Рот, открываемый ниткой снаружи (рис. 66 ), чаще всего применяется для кукол, изображающих животных.

Аналогичная конструкция применяется и для кукол, изображающих людей. В этом случае та часть горизонтального разреза, которая не должна быть видна, замаскирована выступающим рельефом щеки (рис. 67 ).

Особая конструкция открывающегося рта (рис. 68 ), где нижняя челюсть остается неподвижной, так как она прикреплена ниткой к туловищу куклы. При подталкивании палочки кверху голова вместе с верхней челюстью отделяется от нижней челюсти. По такому способу можно сделать петуха, который при пении высоко запрокидывает голову.

При устройстве, показанном на рис. 69 , рот фактически не открывается. Нижняя губа имеет движение вверх и вниз, подбородок же остается неподвижным. Нитка тянет вниз находящуюся внутри головы и прикрепленную к затылку проволоку. К этой проволоке прикреплена металлическая пластинка с приделанной к ней нижней губой. При натягивании нитки нижняя губа опускается. Идущая от проволоки к темени пружина возвращает весь механизм в исходное положение.

На рис. 70 рот открывается и закрывается вставленным в голову куклы пальцем кукловода при помощи рычажка, приделанного к нижней челюсти. Особенностью этой конструкции является то, что нижняя челюсть плотно пригнана к верхней, и сильным ударом по рычажку можно захлопнуть рот так, чтобы он самопроизвольно не открывался. Для того чтобы снова открыть рот, надо поддеть рычажок пальцем. Эта конструкция удобна для устройства рта у животных.

Подвижные уши у собак (рис. 71 ) поднимаются при натяжении нитки, опускаются благодаря пришитым к ним грузикам. Грузик может быть заменен резинкой.

Подвижной слоновый хобот (рис. 72 ) сделан из последовательно уменьшающихся твердых колец (деревянных или картонных). Внутри пропущена нитка, прикрепленная к последнему кольцу. Кольца с обеих сторон срезаны по наклону. Сверху хобот обтягивается трикотажем. Когда нитку натягивают, кольца прислоняются одно к другому, и хобот закручивается вверх.

Вытягивающаяся шея (рис. 73 ). Голова поднимается вверх на палке. Шея сделана из трикотажа или материн, собранной в складки. Если палка, поднимающая голову, имеет изогнутую форму, то шея вытягивается по кривой.

Хвост на пружинке (рис. 74 ) извивается при движении куклы.

Хвост на пружинке с проволочкой (рис. 75 ) может вытягиваться и сокращаться.

Хвост с приделанной к нему палочкой (рис. 76 ). В том месте, где у животного должен быть хвост, прорезается небольшая дырочка, в которую вставляется палочка от хвоста длиной 10-15 см . К этой палочке прикрепляется перпендикулярно другая, спускающаяся ниже края ширмы. Кукловод вращает между пальцами вторую палочку, первая папочка совершает дугообразные движения, и собака машет хвостом.

Поднимающиеся и распускающиеся крылья (рис. 77 ) Нитка А пропущенная сквозь отверстие в спине птицы поднимает крылья вверх. Отдельные перья каждого крыла на общем шарнире прикреплены к одной дощечке, в свою очередь приделанной на петле к корпусу птицы. После того как крыло уперлось в бок птицы, нитка а тянет уже не крыло, а крайнее перо, которое вращаясь вокруг шарнира, поднимается вверх. За ним, распускаясь, следуют остальные перья, свободно скрепленные между собой.

Нитка Б поддерживает перья, когда крыло опущено вниз, и собирает их, когда крыло поднято вверх.


Современные материалы, такие как полимерные глины (Fimo, Cernit и др.), позволяют создать авторскую куклу практически за один день и не требуют сложного обжига в специальных печах. Это дает необычайные творческие возможности современному художнику-кукольнику.

Фарфор же - материал сложный, работа над куклой из него может занять месяцы. Но эта несовременная “неторопливость” с лихвой окупается красотой и изяществом этого прекрасного материала. Недаром из него традиционно создают и статуэтки.

Кроме того, твердость фарфора позволяет сделать подвижными суставы куклы, а технология литья в формы – небольшие тиражи как отдельных деталей (тельце, ножки), так и всей куклы.

Этап 1. Подготовка модели

Сначала создаем образ куклы: в эскизе на бумаге или в своем воображении.

Решаем, в каких суставах нужна подвижность и как будут соединяться отдельные части, рисуем схему куклы.

Если высота куклы не превышает 30 см, достаточно подвижности в шейном, плечевом и бедренном “суставах”. Если кукла гораздо больше – имеет смысл сделать подвижными еще , локти, кисти и стопы. При таких размерах следует учесть еще и рабочий объем печи для обжига – чтобы все детали могли быть обожжены по возможности за один раз.

На стадии рабочего чертежа имеет смысл решить, каким образом все части тела куклы будут соединены, где будут крепления, отверстия и т.д., потому что все эти вспомогательные элементы проще сделать, пока фарфор сырой; высохнув, он станет хрупким, а после обжига слишком твердым для сверления.

Предлагаю для начала сделать небольшую куклу с подвижной головой, ручками и ножками. Крепления конечностей – по принципу пуговиц “на ножке”, где вместо ниток используется резиновый шнур или шляпная резинка, а “пришиваются” они к телу.

Лепим отдельные детали куклы (вместе с креплениями) из пластилина, глины, паперклея или другого материала. Каждую деталь нужно зашлифовать (загладить), т.к. все неровности перейдут в фарфоровую отливку. Детали из паперклея имеет смысл покрыть лаком.

Теперь модели отдельных частей нашей куклы готовы, но нужно учесть, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора, чтобы его не было видно на готовой кукле. В нашем случае отверстие в головке закроют , а в плечах, бедрах и туловище – . Долепливаем к деталям куклы дополнительно литник - на его месте в форме будет воронка, через которую будем заливать жидкий фарфор–шликер .

Каждую модель делим линией на 2-3 части, стараясь, чтобы она проходила по местам наиболее сложного рельефа, иначе не избежать “травмирования” модели при вынимании ее из формы. На сколько частей мы разбиваем модель, столько частей-кусков будет в гипсовой форме.

У нас все детали удалось разделить на 2 части, значит форма для отливки каждой из них будет иметь 2 куска.
В модели головы куклы линия проходит в плоскости крепления ушей, в руках и ногах – по боковой плоскости.

Этап 2. Снятие формы

Готовим подмодельник из оконной замазки или пластилина, “замуровав” в него нашу модель по размеченной линии так, чтобы над его поверхностью осталась часть, с которой снимается первый кусок формы.

Обратной стороной карандаша делаем в подмодельнике выемки – это замки формы для соединения ее частей. По краям делаем бортики из дощечек или пластилина.

Готовим гипс: в воду добавляем примерно равный объем гипса, взбиваем стеком или ножом, как тесто на оладьи или блины. Ждем с минуту и заливаем в подмодельник, следя за тем, чтобы на поверхности модели не осталось пузырьков воздуха.

После застывания первая часть формы готова.

Снимаем подмодельник. Деталь формы смазываем вазелином или другой смазкой, чтобы предотвратить склеивание кусков формы. Делаем бортики и заливаем гипс.

Разнимаем куски формы, достаем модель, зачищаем края формы.
Форма готова, но ее нужно высушить при комнатной температуре в течение 2-3 дней.

Этап 3. Литье фарфоровой детали

Сухую форму собираем и скрепляем тугой резинкой (из велосипедной камеры, например) или проволокой по вертикали и по горизонтали и ставим отверстием литника вверх.

Наступило время заливки в форму фарфора. Фарфор лучше брать тонированный, потому что в готовом виде покрасить его ровно очень трудно.

Фарфоровый шликер хорошо перемешиваем и заливаем в отверстие литника до краев формы. Льем медленно, чтобы не осталось воздушных полостей и пузырьков.

Ждем 1-5 минут в зависимости от диаметра литника и свойств шликера, пока фарфоровая деталь внутри формы не наберет необходимую толщину (обычно 2-3 мм). После этого оставшийся шликер из формы сливаем, иначе деталь не будет полой и может деформироваться при сушке и обжиге.

Через 1-3 часа снимаем резинки и аккуратно разнимаем форму.

Вот она, наша деталь! Осторожно, она еще мягкая, на ней могут оставить следы даже пальцы. Аккуратно вынимаем ее, срезаем литник и делаем отверстия согласно схеме. Важно сделать их до высыхания – потом это практически невозможно без повреждения фарфоровой детали!

Вот готовы все наши детали: тельце, ручки, ножки и голова куклы.

Теперь их надо высушить. На них остались “швы” от формы. Их необходимо зашлифовать до обжига, после него фарфор станет прочнее камня. Сделать это можно мелкой наждачной бумагой или куском капронового чулка.

Обжиг фарфора происходит по сложной схеме набора и снижения температуры. Он может занять 10-12 и даже более часов, все зависит от вида фарфора и печи.

Но вот все детали обожжены. Раскрасим лицо куклы.

Можно использовать простую ПВА-темперу или специальные керамические краски, требующие высокотемпературного обжига. Но мне нравятся акриловые краски для керамики и фарфора – они обжигаются в обычной духовке, а блеск и текстура у них “интеллигентней”, чем у темперы.

Собираем куклу, продевая в отверстия резиновый шнур.

Одним отрезком шнура крепим к телу обе руки, связав его концы через отверстие для головы.

Другим отрезком крепим голову и ноги. Чтобы петля не проскальзывала в отверстии в шее куклы, проденем ее в металлическую шайбу соответствующего размера. Концы резинки свяжем через отверстие литника внизу тела куклы.

Вот, “фарфоровая” часть работы над куклой завершена.

Осталась самая интересная и творческая - одеть куклу, сделать прическу, подобрать

Мечтаете о покупке БЖД-куклы, но не знаете какую выбрать? Тогда вам непременно стоит почитать нашу статью. Здесь вы найдёте рассказ о производителе бжд-кукол Fairyland / Фейриленд, а также особенности кукол и подробную информацию и них.
Т.к. тема нашей статьи слишком обширна, чтобы вам удобнее было читать, мы разделили наш материал на две части. Сегодня мы расскажем вам о том, что такое куклы БЖД и о компании производящей эти куклы - Фейриленд (Fairyland).


Базовая кукла ПукиФи Луна

У всех БЖД-кукол есть несколько неоспоримых преимуществ, которые многих любителей побуждают присоединиться к миру БЖД. Неоспоримый плюс БЖД - это уникальная подвижность куклы и возможность создавать её неповторимый образ.

В отличие от модных fashion-кукол, изменить облик которых можно только с помощью элементов гардероба или аксессуаров, собрать образ БЖД-куклы очень легко самим. Вы можете выбрать базовое тело, голову, руки и ноги, подобрать парик и глаза, макияж, а потом приодеть куколку в одежду, обувь и украсить аксессуарами. Благодаря такому большому разнообразию вариантов можно создать неповторимый образ куклы и менять его по своему желанию, чтобы она выглядела так, как захотите вы, чтобы ваша кукла всегда была единственная.

Получается, что БЖД-кукла открывает безграничное пространство для творчества ее владельцев!

На сегодняшний день разнообразие БЖД-кукол настолько велико, что начинающим порой очень трудно разобраться в потоке информации. Не говоря уже о том, как трудно принять решение, что же именно нужно, с чего начать знакомство с миром БЖД-кукол.

Прежде всего, вы должны определиться, что для вас важно в кукле: её максимальная подвижность, необычность образа, цвет кожи или красота личика и линий тела. Для одних любителей основным параметром становится рост куклы или строение ее шарниров, для других - детальная прорисовка лица и реалистичность, кому-то, наоборот, по нраву герои культуры аниме или фантазийные образы сказочных существ.

Кукла Ниа в Стране Чудес
Бемби Крони Bambi Crony

Существует общепринятая классификация размеров БЖД-кукол:
Tiny - рост 9-19 см,
Small - рост 20-39 см,
MSD - рост 40-49 см,
SD - рост 50-69 см,
70+ - рост 70 см и выше.

Обычно у каждой фирмы-производителя есть свои сильные и слабые стороны БЖД-кукол. Мы покажем обе стороны медали. Но помните одно: идеальных кукол не бывает, они все разные и каждая по-своему хороша и любима.

БЖД-куклы Fairyland / Фейриленд

Fairyland (Фейриленд) - одна из самых популярных корейских фирм производителей кукол БЖД. Куклы этой фирмы не случайно стали главными героинями третьей статьи о БЖД-куклах. Полюбились они благодаря своей уникальной подвижности и пластичности по сравнению со всеми другими производителями БЖД. «Фейрики» - так мило их именуют владельцы - самые подвижные, «контактные» и «живые» в позах куклы. Они прекрасно стоят без подставок и поражают умением балансировать на одной руке или ноге без дополнительной опоры!

Бжд-куклы компании «Фейриленд» различаются по высоте. Так существуют следующие серии кукол:
FeePle / ФиПли , размер 62,5-65 см
MiniFee / МиниФи , размер 41-42 см
LittleFee / ЛиттлФи , размер 25 см
PukiFee / ПукиФи , размер 15,5 см
PukiPuki / ПукиПуки , размер 11,2 см
Realpuki / Реалпуки , размер 11,2 см

Сравнительные фото (слева направо):
1. LittleFee 2. PukiFee (Normal Head) 3. PukiFee (Multi Head) 4. PukiPuki (Multi Head) 5. PukiPuki





LittleFee Fairyland

Давайте подробнее разглядим кукол серии ЛиттлФи Фейриленд /LittleFee Fairyland.

Кукла ПукиФи Зефи

Анкета кукол LittleFeeFairyland

Пол куклы: мальчик или девочка
Тело: шарнирное, тип соединения S
Цвет кожи: белый, натуральный
Глаза: рекомендуемый производителем размер 12 мм и 14 мм , акриловые
Цвет глаз: карие, зеленые, серые, голубые (и другие на выбор)
Волосы: паричковые, снимаются,


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Большинство кукольников отмечают, что постичь технологию создания кукол на шарнирах можно только наглядно: творить, опираясь только на инструкции, нереально. Поэтому мастер-классы по изготовлению шарнирных изделий своими руками очень популярны (как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть), например, здесь: https://www.youtube.com/user/Lbrevner/videos.