Школа приемных родителей как проходит обучение. Зачем нужна школа приемных родителей? Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

При оформлении опеки и попечительства один из самых часто встречающихся вопросов: кто может не проходить предварительную подготовку (Школу приемных родителей), ставшую обязательной с осени 2012 года. Наш автор — специалист по семейному устройству Алексей Рудов разбирается в этом непростом юридическом и практическом вопросе.

Что говорит закон

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:

  1. (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
  2. (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ.

Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для :

— близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),

— лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.

Как обстоят дела на практике

Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.

Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.

Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.

В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.

Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.

Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

Что делать, если в опеке неправомерно требуют пройти Школу приемных родителей

Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит – пусть учатся.

Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.

В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

  • Добавить в избранное 2

50 комментариев

  • Наталья

    Здравствуйте меня зовут Наталья. От первого брака двое первых детей.второй брак хотим взять под опеку с последующим усыновление ребенка.документы все собраны прохожу школу приёмных родителей одна т к муж работает вахтами мксяц через месяц и не успевает на дни школы.Могу ли я быть опекуном и оформить тебе на

    • iolanta_kachaeva

      Добрый день! Что вам сказали в опеке и в ШПР? Подтверждают возможность взять ребенка под опеку с последующим усыновлением? Вы ведь знаете, что для этого необходимо соблюсти не одно это условие — прохождение ШПР.

      • Наталья

        Первые дети тоже с дом малютки.Опека толком ни чего не говорит единственное что заключение нам дадут только после школы т.к остальные документы в порядке.возможно ли на меня одну оформить опекунство?

          • Наталья

            Спасибо за ответы👍нам в опеке пошли на встречу!и школа дала добро но конечно в последующем мужу все таки придётся пройти шкОлу.между прочем я осталась довольной информацией дающий в школе те кто принимает ребенка в семью она просто необходима что бы в дальнейшем не пугаться когда сталкнутся спроблемами.дорогие родители не бойтесь пройти ШПР.

          • iolanta_kachaeva

          • Наталья

            Спасибо как выкрою время с радостью расскажу вам о своей семье)

          • iolanta_kachaeva

            Большое спасибо, буду ждать!

  • Валентина

    Я являюсь опекуном своего 14-летнего внука, хотела бы взять под опеку второго ребенка, чужого по крови, ему 8 лет. Мне на данный момент 66 лет, но чувствую себя хорошо. ШПР не проходила. Могу ли я взять под опеку этого ребенка без прохождения ШПР?

  • Гончарова Анна

    Я была опекуном (девочке уже 18 — поэтому «была»), также в настоящ. время являюсь опекуном др. девочки. Постановление о назначение меня опекуном 1 ребенку было от августа 2012, а второму (той, которой уже сейчас 18л) — от 03 сентября 2012. «Школу приемных родителей» не закончила. Вопрос№1 — наскольно критичен/ужасен факт, что я была назначена опекуном 3 сент 2012 — не пройдя ШПР? Необходимо ли сейчас это упущение восполнять — заканчивать ШПР (с целью «утешить» органы, нивелировать бюрократические риски) ?
    Вопрос№2: желаю снова получить постановление о возможности быть опекуном. Полагаю (а сотрудник органа опеки против), что несмотря на то, что не прошла ШПР ранее, я «освобождаюсь» от формальной необходимости получать сертификат ШПР для возможности взять еще детей (лицо которое является или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей)?

    • iolanta_kachaeva

      Все ответы на ваши вопросы — в статье.

      Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для:
      - близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),
      - лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.
      Из чего следует, что по законодательству вы имеете право не проходить ШПР, но можете это сделать в личных интересах, так как ШПР предоставляет большое количество важной и нужной информации, которую вы могли не знать.
      Постановление об обязательном прохождении ШПР вступило в силу 20 августа 2012 года. Опекунство на первого ребёнка вероятно вы оформили до этого числа, возможность взять еще одного ребёнка под опеку вам предоставили без прохождения ШПР! Соответственно, вы можете оформить еще одну опеку без прохождения ШПР до исполнения 18 лет второго опекаемого.

  • НИКОЛАЙ

    Я был временным опекуном своих племянников 8 месяцев. Потом продлили до 10 месяцев. Потом было решение суда о лишении родительских прав у них. А я стал опекуном своих племянников, после суда. Прошло 4 года,нам предлагает опека организовать приемную семью. И посылает учится в ШПР. Хотя мы родственники и у нас была предварительная опека Нам надо ли учится для приемной семьи?

  • ТаНюШкА ДиЯнОвА

    Здравствуйте, я временный опекун племянников, нужно ли мне потом проходить шпр, если я уже хоть и временный но опекун?

  • Константин

    Добрый день меня зовут Константин мне 35 лет,живём в браке с женой у нас 2е своих детей и 4 приемных,документы оформлены как приемная семья на жену так как она одна проходила школу в то время пока я работал.
    Нам говорят что я сейчас должен пройти школу приемных родителей, так как жена не имеет право даже оставить их со мной на сутки и доверенность не помогает!
    На сколько это правомерно если нет то на какие законы нам опираться?

    • Анна Рубинская

      Добрый день,

      для того, чтобы стать приемным родителей необходимо пройти подготовку («школа приемных родителей»). Во многих случаях быть формальными опекунами обоим родителям является целесообразным, с практической точки зрения, например, когда опекун в отъезде, в иных случаях. Также в Москве, возможно, что и в вашем регионе вознаграждение приемному родителю выплачивается обоим родителям, если число детей равно или более трех.

      Ответственность за воспитание детей несет их законный представитель — родитель или опекун. Закон не регулирует детально кому и на какое время имеет право поручить опекун своих подопечных. В связи с чем требования о том, что ваша супруга не имеет право оставлять детей с вами даже «на сутки», не основаны на законе. Эту ситуацию можно сравнить с передачей детей (кровных) на воспитание няням — которые точно также не являются законными представителями детей или их родственниками. Кстати, многие семьи нанимают для помощи в воспитании детей нянь и на практике это не вызывает никаких вопросов. При воспитании детей возникает множество ситуаций, когда ребенок на время перепоручается посторонним людям — учителям в школе,воспитателям в детском саду, при проведении занятий в кружках, медицинским работникам и так далее и тому подобное. То, что эти люди связаны профессиональными обязанностями и отвечают за последствия своих действий по отношению к ребенку, не умаляет того обстоятельства, что они не являются законными представителями ребенка. То, что вы не являетесь законным представителем ребенка, не означает что вы не несете ответственности за причинение ему (им) вреда или нарушение его (их) прав.

      С уважением, Карагодина Н., адвокат

  • Ольга

    Здравствуйте! Хочу стать попечителем ребенка 16 лет с интерната. В опеке мне предлагают курсы 4 месяца. Как их можно не проходить? Муж мой был ранее усыновителем 3х детей, но дети уже совершеннолетние. Еще есть двое 8 лет и 13 лет. Я с высшим образованием детский психолог педагог. Я отказалась быть приемной семьей, или же опекунами. Просто хочу взять ребенка на попечительство. Муж работает в другом городе, я в другом, где и хочу у себя в городе забрать ребенка. Прописка и дом у меня всё тут. Муж прописан и работает в другом. Сначала мне сказали, что можно пройти ускоренный курс 2 месяца, затем отказали через неделю и сказали 4 месяца. Это слишком долго! Куда можно обраться в нашей стране с жалобой! Как можно не проходить их?

  • женя

    хотим взять ребенка с мужем братика и сестричку если будет семья из 3их детишек мы ток з проблема в том что мы не можешь дождаться уроков для приемных родителей прошло уже 5 месяцев а уроков нет мы ездием в администрацию каждую неделю то народу нет то собрали группу и начнуться уроки 100 процентов 13 числа седня уже конец месяца не кто и не позвонил Мы уезжаем на лето в другой город вопрос что в таких случаях можно зделать может там в городе можно школу пройти муж с нами едет ток на месяц я с детишками на все лето можно ли ему тут пройти а мне допустим в другом городе подскажите хоть что то уже и справку с милиции получили и мед комисию махом пройдем а вот уроки тормозят в городе куда я еду у меня прописка есть или может один родитель может школу пройти допустим если муж постоянно работает а уроков до сих пор нет заранее спасибо за ответ извените что сумбурно

    • Мария

      Да потому,что вам вообще в школе бы поучиться. Словарик полистать и узнать, что слово сделать пишется через букву С, а не З. Уточнить, что в нашей стране уже несколько лет существует полиция, а не милиция. Потом может и курсы появятся в вашем городе. Вы сами себя запутали. Из изложенной Вами информации ясно, что вы просто неграмотный гражданин РФ. Печально аж плакать хочется. Удачи.

      • Джина

        Как в школе научили так и пишет человек. Если вы грамотная так и ответьте ей по пунктам что и как делать.

  • Игорь

    Здавствуйте,меня зовут Игорь.Подскажите пожалуйста в каком законе говорится,что ШПР не может проводится в рабочее время.У нас в городе две школы,в одной занятия два раза в неделю(вторник,четверг с 15.00 до 18.00),во второй четверг с 10.00 до 18.00.

  • нина

    Подскажите что можно сделать, проходили школу приемных родителей с мужем, опеку делали на меня (документы), но дали очень плохие характеристики мне, потому что психолог который писала на меня характеристику имела личные счеты со мной, в опеке разбираться не стали ссылаясь на характеристику написали не однозначное заключение, ребенка брать разрешают, но куда бы я не обратилась везде негатив ко мне. Город маленький объяснить что либо сложно, с таким заключением идти в другую опеку то же не вариант. Что бы вы посоветовали.

    • Татьяна Мардиросова

      Вы имеете право обращаться только в опеку по месту жительства, но ШПР имеете право пройти любую.
      Вы можете обжаловать решение органов опеки, и предоставить мнение другого, более уважаемого в вашем городе психолога или психологического центра.

  • Елена

    Добрый день. Подскажите как быть, у мужа ненормированный рабочий день с одним выходным, домой приходит в 19-22 ну никак ему не вырваться на обучение, которое проходит 2 раза в неделю в рабочее время. Уволиться? А на что растить малышку? Я не говорю о вещах, элементарно детское питание за деньги продают…и цена его не 3 копейки…

    • Татьяна Мардиросова

      Здравствуйте,
      вы можете оформить опеку либо усыновление только на себя. Хотя муж все равно должен быть подготовленным к приемному ребенку и его особенностям, он тогда должен подготовиться самостоятельно, используя книги, вебинары, форумы приемных родителей.
      ШПР не должна проходить в рабочее время, это нарушение федерального законодательства.
      Также есть дистанционные ШПР, выдающие официальное свидетельство.

  • В 2012 году Школа приемных родителей стала обязательной ступенью, через которую необходимо пройти всем решившимся на ребенка. После окончания выдается свидетельство о прохождении обязательной подготовки по установленной Министерством образования и науки РФ форме. Часто будущие родители считают, что они готовы к появлению в семье ребенка и дополнительные знания им не нужны. Но практика показывает, что сотрудники подобных учреждений помогают посмотреть на иначе. Цель школы приемных родителей - подготовить родителей к будущему усыновлению, дать основные знания, необходимые для создания крепкой семьи.

    Для кого предназначена Школа

    Школа приемных родителей является курсами компетенции для принимающих родителей и ориентирована на российских граждан, постоянно проживающих в России.

    В соответствии со ст.127 Семейного кодекса РФ лица, не прошедшие подготовку в установленном законодательством порядке, не могут быть усыновителями, за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.

    Проще говоря, без свидетельства о прохождении учебного курса могут обойтись близкие родственники ребенка или те, кто уже является .

    Последовательность обучения

    Для удобства слушателей обучение в Школе приемных родителей разделено на курсы, каждому из которых отводятся фиксированные часы (их количество может варьироваться в зависимости от программы школы).

    Первый курс ориентирован на начинающих. У будущих опекунов и усыновителей еще нет необходимых документов. На этом этапе задача специалистов – помочь подготовиться к приему ребенка в семью.

    Второй курс для тех, кто уже собрал пакет документов и ищет ребенка. Или ребенок уже найден и проходит стадию адаптации в семье. Большая часть работы происходит при взаимодействии с психологами.

    Третий курс предназначен для тех, кто стадию адаптации уже прошел. В это время затрагиваются вопросы сохранения тайны усыновления, отношений в семье, отношения ребенка к кровным родственникам и окружающему обществу.

    Чему можно научиться в Школе приемных родителей

    В Школе приемных родителей освещаются четыре основных аспекта усыновления. Юридический (социально-правовой), медицинский, психолого-педагогический и социальный. Юридический курс рассказывает о структуре и взаимодействии органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей. Будущие родители узнают о материальных и нематериальных правах и обязанностях приемной семьи, о требованиях, предъявляемых законодательством к кандидатам. Юристы также помогают в сборе и оформлении всех необходимых документов. Медицинский курс подразумевает лекции об оказании доврачебной помощи детям, корректируемых и некорректируемых диагнозах, о системе установки диагноза, методах диагностики детей в учреждениях.

    Психолого-педагогическая часть обучающего курса включает в себя индивидуальное собеседование с родителями, обзор возрастной психологии детей и обсуждение понятия семейной системы – психологии семьи, этапов развития, кризисов, функций и дисфункций. Социальный курс освещает вопросы адаптации ребенка в обществе. Психологи консультируют родителей на протяжении всего обучения.

    Как начать курс обучения

    Сказать, что есть установленные требования к каждой школе приемных родителей, нельзя. В некоторых городах и населенных пунктах эти учреждения бесплатные, в других — придется заплатить. Универсальных программ для подготовки будущих родителей также не существует. Как уже было сказано выше, обучение обязательное, без свидетельства пакет документов для усыновления ребенка будет неполным. Поэтому первое, что предстоит сделать родителям – найти ближайшую школу для прохождения обучения. Для этого можно обратиться в органы социальной опеки. Сотрудники, как заинтересованные лица, обязательно подскажут, где учат на родителей и когда можно к обучению приступить. Как правило, лекции и семинары проходят на протяжении месяца. О количестве часов обучения вам расскажут сотрудники школы приемных родителей. Будьте готовы к тому, что лекции могут начаться через месяц или два после того, как вы подадите заявку. В настоящий момент существует заочная форма обучения. Вы можете прослушать необходимый материал на вебинаре, через интернет. Но зачеты и тесты все равно нужно будет сдавать лично.

    Нужно. Но школа приемных родителей – это теоретическая база. Практика начнется после, когда в вашей семье появится новый член семьи. Часто после обучения усыновители решают, что они не готовы к такому серьезному шагу. Другие, наоборот, развеивают для себя мифы и предрассудки и становятся еще более уверенными в своем решении. Специалисты советуют отнестись к занятиям с предельной серьезностью. Без знания основных правил сложную задачу воспитания ребенка не решить.

    Елена Кононова

    Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Что такое «школа приемных родителей»?

    Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.

    Кто приходит на такие занятия?

    Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.

    С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?

    Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства - это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.

    Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?

    На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.

    И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?

    Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.

    Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?

    Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание - это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.

    Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?

    Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.

    Часто ли заходят папы?

    Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.

    Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?

    Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.

    Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?

    Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.

    Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.

    Требование пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку установлено п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ . Такая подготовка осуществляется по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, но общие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

    Есть два исключения к требованию о прохождении ШПР:

    • Во-первых, это требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
    • Во-вторых, это требование не распространяется на тех кандидатов, которые являлись или являются усыновителями и в отношении них усыновление не было отменено; либо если эти кандидаты являлись или являются опекунами или приемными родителями и в отношении них опека или приемная семья не были отменены.

    Более подробные указания о порядке организации ШПР можно найти в , и в Рекомендациях по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобрнауки России от 24.08.2012 года № ИР-713/07 .

    В частности, в Порядке организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 13.03.2015 № 235 , говорится:

    • В частности Порядок определяет правила организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Подготовка осуществляется в отношении граждан, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, стать патронатным воспитателем.
    • Подготовка осуществляется органами опеки и попечительства и (или) образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческими организациями, специализирующимися на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым органами опеки и попечительства переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители или опекуны в установленном порядке .
      Органами опеки и попечительства и организациями осуществляется информирование граждан об организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, программе подготовки, расписании занятий посредством размещения указанной информации на информационных стендах, на официальных сайтах органа опеки и попечительства и организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в средствах массовой информации, а также непосредственно работниками органов опеки и попечительства и организаций, осуществляющих подготовку, на личном приеме, по телефону, по электронной почте. Органами опеки и попечительства и организациями гражданам предоставляется возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки.
      В случае если органом опеки и попечительства, который наделил организацию полномочиями по подготовке, было принято решение о прекращении действия решения о передаче организации полномочий по подготовке, органом опеки и попечительства должно быть организовано завершение прохождения гражданами подготовки в иной организации с соблюдением установленных настоящим порядком предельных сроков подготовки, а также места проведения подготовки.
    • Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе .
    • К подготовке привлекаются специалисты, имеющие профессиональное образование по профилю , соответствующему преподаваемому разделу программы подготовки, а также лица, имеющие опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации.
    • Подготовка организуется таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и территориальная доступность для граждан, проживающих на территории субъекта РФ. Граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях независимо от места жительства на территории РФ .
    • Период ожидания гражданами начала проведения подготовки не должен превышать 30 календарных дней . Органы опеки и попечительства и (или) организации обеспечивают возможность прохождения подготовки в удобное для граждан время , в том числе в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
    • Органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную ), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Период проведения подготовки не должен быть менее пяти календарных дней и более 180 календарных дней .
    • Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется органами опеки и попечительства или организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, его место жительства. Гражданин при подаче заявления предъявляет паспорт или иной документ , удостоверяющий его личность.
    • Подготовка осуществляется индивидуально и (или) в группе, численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек . В случае индивидуальной подготовки органом опеки и попечительства или организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
    • Органом опеки и попечительства и (или) организацией обеспечивается предоставление гражданам справочных, информационных и методических материалов по вопросам, включенным в программу подготовки.
    • Организацией ведется учет посещения гражданами занятий. В случае пропуска более 30% от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.
    • Психологическое обследование граждан в процессе подготовки проводится только с их письменного согласия . Результаты психологического обследования передаются гражданину лично . Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина .
    • По окончании подготовки органом опеки и попечительства или организацией не позднее трех рабочих дней с момента ее завершения гражданину лично выдается . По письменному заявлению гражданина свидетельство направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    • Органом опеки и попечительства или организацией осуществляется учет граждан, которым были выданы свидетельства, в журнале учета граждан, прошедших подготовку. Ведение журнала осуществляется в печатном и (или) электронном виде.
    • В случае если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории РФ.
    • Подготовка осуществляется на государственном языке РФ и (или) языке республики, находящейся в составе РФ, других языков народов РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, не владеющие русским языком, обращаются с заявлением о прохождении подготовки с переводчиком.