Среди опрошенных есть те кто придерживается патриархальных. Подготовка к ОГЭ по обществознанию материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему. Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения

Часть 1.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.



В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Часть 2. Работа с диаграммами

Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

А)

1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.

2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.

3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.

4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.

5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.

В)

1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.

2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3)Большинство опрошенных не состоят в браке.

4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.

Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.

3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.

4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.

5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.

В) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.

2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.

5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.

Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.

2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.

3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи

4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.

5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.

Что думают мужчины об успешных женщинах? По каким признакам женщины оценивают успешных мужчин? Портал Работа Mail.Ru и популярный женский проект Рунета Леди Mail.Ru провели совместное исследование критериев женской и мужской успешности.

Как показали результаты опроса, большинство мужчин по-прежнему придерживаются патриархальных взглядов на женскую миссию. Солидная часть представителей мужской группы считают высшими критерием успешности женщины рождение ребёнка (41%) и создание домашнего уюта (40%). Женская красота, по мнению сильного пола, также относится к основным факторам успеха: так думают 28% респондентов.

Больше половины женщин (51%) считают главным жизненным достижением финансовую независимость. Рождение детей как показатель женского успеха занимает второе место (36%), карьера – третье (30%), творческая реализация – четвертое (28%).

Оценивая факторы мужской успешности, участники обеих групп поставили на первое место финансовую независимость (мужчины 68%, женщины 62%). На следующей ступени стоит карьера (мужчины 50%, женщины 44%).

Судя по ответам респондентов, представления о женской и мужской роли в обеспечении семьи за последние сто лет практически не изменились. Преобладающая часть мужской и женской аудитории (64% и 61% соответственно) убеждена, что основную часть семейного дохода должен приносить мужчина. Кроме того, среди опрошенных немало тех, кто считает нормой существенную разницу в доходах супругов: так ответили 23% мужчин 23% и 15% женщин.

Вместе с тем, около трети участников опроса (32%) допускают, что женщина может зарабатывать больше. Однако партнер, который приносит в дом более низкую зарплату, устраивает лишь 27% женщин.

Оценки финансовых критериев мужской успешности распределились следующим образом: 18% женщин считают приемлемой ежемесячную зарплату в 100 тысяч рублей, 21 % – не менее 200 тысяч, 9% рассчитывают на 500 тысяч рублей. Примерно 1/5 участниц опроса (18%) не считают оклад мерилом мужской успешности. Характерно, что мужские представления о достойной зарплате сильного пола практически совпали с женскими.

Как выяснилось, для женщин установлена более низкая планка финансовых ожиданий. Всего 4% женщин и 5 % мужчин определяют достойным доходом успешной леди сумму в 500 тысяч рублей. Зарплату в 100 тысяч рублей назвали приемлемой 13% женщин и 16% мужчин, по 20% респондентов в каждой группе считают нормальным ежемесячный заработок в 50 тысяч рублей. Среди опрошенных оказалось немало тех, кто уверен, что женская успешность не измеряется деньгами (женщины 21%, мужчины 31%).

Данные исследования подтвердили, что наше общество по-прежнему разделяет профессии по гендерному признаку: 50% женщин и 57% мужчин убеждены, что есть типично мужская и типично женская работа. На первых местах в списке самых мужских специальностей оказались водители и шахтёры (по 23%), грузчики (20%) и строители (19%) – то есть те, где в первую очередь ценится выносливость и физическая сила. Истинно женским назвали труд воспитателя (49%), секретаря (20%), бухгалтера (16%) швеи (13%) и учительницы (12%).

В исследовании участвовали 8000 представителей обоих полов.

Мне 29 лет, я не замужем и в ближайшее десятилетие семью не планирую. Вместо этого я осваиваю новую профессию и ищу свое место в жизни. "Молодёжь…", - вздыхают мои старшие родственники, когда пытаются наставлять меня, что "семья есть суть и остов". На самом деле в глазах тех, кого принято считать молодёжью, - парней и девушек от 19 до 25 лет, я безнадёжная старая дева. Мои младшие сестрёнки и братишки все как один после университета в первую очередь планируют обзавестись семьями, а уже потом - всё остальное.

Хотя средний возраст вступления в брак по стране с 2014 года увеличился на два года (с 27 лет до 29 у мужчин, и с 24 до 26 у женщин), два разных исследования казахстанской молодёжи показывают, что брак для сегодняшних молодых людей важнее, чем образование. Это не что-то из ряда вон выходящее и вполне вписывается в наше представление о казахстанском обществе. Но одно дело - наши собственные эмпирические заключения, а другое - подкреплённые цифрами исследования. Есть и другая за 10 лет казахстанцы заключили полтора миллиона браков, но 500 000 из них распались. Что с этой тенденцией будет позже, пока неизвестно.

В октябре директор Молодёжной информационной службы Казахстана Ирина Медникова презентовала исследование городской молодёжи от 14 до 25 лет (ещё не опубликовано), в том числе казахстанской, основанное на разговорах с экспертами, работающими с молодёжью, (30 человек) и фокус-группах (в общем 100 человек из "столиц"). Исследователи проводили с ними глубинные интервью, этим и объясняется небольшое количество опрошенных. По данным Медниковой, главной ценностью нашей молодёжи является семья. "Более того, - говорит Медникова, - рассуждая о важности семьи, молодые люди отмечали, что важно слушать родителей, так как они всё равно окажутся правы, важно радовать родителей и оправдать их ожидание". Исследование также проводилось в Армении, Кыргызстане, России и Украине. Молодёжь этих стран от нашей отличается тем, что главная ценность для них - качественное образование.

Важность семьи в глазах молодёжи подтверждают и другие количественные исследования, например фонда им. Фридриха Эберта "Молодёжь Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), опубликованные в 2016-2017 годах. Эти исследования проводились в 2014-2015 годах, в них участвовало 1000 казахстанцев от 14 до 29 лет (14-19 лет - 30,5%, 19-24 лет - 36,5%, 25-29 лет - 33%) из 16 регионов Казахстана По его итогам, один из главных приоритетов казахстанской молодёжи - состоять в браке (для 75,9%), - это чуть важнее, чем получить высшее образование (72,9%), и важнее, чем сделать карьеру (для 67,2%). При этом молодые казахстанцы стремятся к независимости меньше, чем их сверстники из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Исследователи узнавали мнение молодёжи и о многожёнстве: полностью согласных с многожёнством оказалось 4,7%, скорее согласных - 11,9%. Несогласных с многожёнством - 61,4%, в то время как в Таджикистане несогласных - 62,6%, Кыргызстане - 64,1%, а в Узбекистане - 73,2%. Судя по всему, в Центральной Азии наиболее лояльно к многожёнству относятся казахстанские молодые люди. Но при этом 36,5% считают, что мужчина и женщина делят сферы влияния в семье и имеют равные права, а 32,2% придерживаются патриархальной модели: мужчина выполняет функции главы семьи, а женщина подчиняется его решениям. Ещё стоит отметить, что 30,5% причиной своего высшего образования называют желание своих родителей.

Как молодые относятся к своему здоровью? 56% из них не курят, 61,5% - не употребляют алкоголь, но вряд ли это характеризует молодых людей как сторонников здорового образа жизни: 73,3% респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы. В отказе от сигарет и алкоголя у молодых людей присутствует мотив религиозности: "Я месяца два назад бросил курить и пить. К алкоголю отношусь хорошо, положительно. Не то чтобы так очень положительно, но я не считаю его таким большим грехом, как сигарета, например" (пример из комментариев респондентов, молодой человек, 26 лет, работает). Ребята также сообщали, что алкоголь и табак сегодня заменяются слабоалкогольными коктейлями и кальяном.

К слову, атеистов среди опрошенных оказалось всего 2% (20 человек из 1000), хотя и религиозных оказалось не так много - 6,5%. 73,5% обозначили себя как верующих, но не участвующих в религиозной жизни. 66% всех, кто не отнёс себя к атеистам, были мусульманами, и 30,7% - православными христианами.

На вопрос "Интересуетесь ли вы политическими событиями?" 45,9% ответили, что интересуются лишь иногда, а 33,6% не интересуются вообще. Зато, по мнению молодёжи, более заинтересованы в текущих политических вопросах их родители - 30,5%. При этом только у 7,1% молодых людей политические взгляды не совпадают с политическими взглядами родителей. Получается, остальные молодые люди солидарны со своим родителями в вопросах политической ориентации. Интересно, но традиционным источником информации о политике для молодых остаётся телевидение (для 90%), а интернет - на втором месте. Кроме того, молодые люди ближайшим союзником Казахстана считают Россию - 72%, а вот за США проголосовало 18,3%. Надо ли говорить, что высок уровень гомофобии (57,8% относятся к гомосексуальным людям отрицательно и крайне отрицательно), которая косвенно свидетельствует и о высокой ксенофобии в целом.

"Второе, что отметила и сама молодёжь, и эксперты, работающие с ней долгие годы, - что молодежь апатична, не уверена в себе, сильно зависит от мнения взрослых", - говорит Медникова. Кроме того, эксперты исследования отметили, у нынешних молодых низкий эмоциональный интеллект. "Если пять лет назад молодёжь очень легко могла описать свои ощущения и эмоции, то сейчас она хорошо анализирует, но если её спросить о чувствах, то молодые люди отвечают со скрежетом". В работе, по мнению экспертов исследования, молодые соискатели стали слабее. Они хорошо проходят интервью, но потом не оправдывают надежд: по мнению представителей самой молодёжи, они слабо мотивированы.

Если городская молодёжь ищет мотивацию для работы, то сельская молодёжь, особенно казахоязычная, занята выживанием, не в последнюю очередь из-за плохого качества образования. В 2012 году по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) успеваемость казахстанского ученика городской школы с русским языком обучения и ученика сельской казахоязычной школы отличается, разрыв между учениками составляет почти три года не в пользу второго.

Исследователи фонда им. Фридриха Эберта считают, что желание улучшить уровень жизни и большие возможности для трудоустройства - две основные причины, из-за которых молодежь переезжает в большие города. Понятно, что из-за уровня образования приезжая молодёжь в большинстве своём не способна конкурировать с городской, отсюда и низкий уровень жизни. Но существуют и другие причины. Традиционно сельские семьи гораздо более патриархальны, и выросшие в них дети являются единственными кормильцами родителей и многочисленной родни. Это прямым образом отражается на благосостоянии молодёжи, приехавшей за заработками в города.

Неподвижность и консервативность - главные качества молодых людей страны. Такие выводы ожидаемы, ведь государство во все периоды независимости транслирует в общество идеи стабильности и монументальности. Как и в любых патриархальных обществах, отношения между поколениями здесь строятся на повиновении. В этом легко убедиться на примере государственных образовательных учреждений: отношения между учителем и учеником базируются на послушании и авторитете учителя. Послушание ставится выше, чем индивидуальность ребёнка. Недалеко ушли и вузы, которые используют студентов для массовок на официальных мероприятиях.

Живя в крупных городах и работая в креативных или научных сферах можно посчитать, что молодые люди страны - это свободные и открытые миру юноши и девушки. Однако цифры говорят об обратном. С другой стороны, нельзя сказать, что консервативность молодёжи - что-то неизменное. Те, кому во время проведения исследования было 14-20 лет, возможно, в будущем кардинально изменят свои взгляды.

Интересно и то, что 2019 год в Казахстане станет годом молодёжи. Об этом сказал Нурсултан Назарбаев. Сейчас в стране действуют 30 программ для молодых людей, в том числе и государственных. Полный список обещает опубликовать в ближайшее время Молодежная информационная служба Казахстана. Возможно, в 2019-м их станет ещё больше, и это сможет повлиять на ценности тех, кто будет отвечать за будущее страны.

Бодрова В. В.

Работа или семья: что важнее для современной женщины?


Как известно, реформирование экономики в последние годы привело к уменьшению занятости женщин в общественном производстве. Результаты опроса населения России в августе 1994 г. показывают, что реакция общества на сокращение участия женщин в народном хозяйстве неоднозначна.

Сторонники " эгалитарной" концепции исходят из того, что экономическая реформа расширяет рамки применения труда, при этом снимаются все социальные барьеры, которые мешают проявляться каждому человеку, каждой личности независимо от пола, обеспечиваются равные возможности в процессе ее самореализации. Сторонники "естественного предназначения" женщины считают: уменьшение занятости женщин в общественном производстве усиливает их ориентацию на семейные ценности при условии, что у мужчин теперь появилась возможность хорошо зарабатывать.

Несколько лет назад в обществе широко дискутировался вопрос о "сверх занятости" женщин, раздавались призывы "вернуть" женщину в семью, "освободить" ее от непосильного труда в сфере производства. Еще до начала проведения экономической реформы в опросе 1990 г. наибольшее число голосов (54%) набрала точка зрения, согласно которой для женщины семья важнее работы,

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: "Что сейчас, на Ваш взгляд, важнее для большинства современных женщин - семья или работа?" (Август 1994 г.)

причем мнения мужчин и женщин совпали. " Эгалитарный" подход (семья и работа в равной мере важны для современной женщины) собрал 37% респондентов; ориентация только на профессиональную работу женщин получила ничтожно малую поддержку - 3% респондентов.

Спустя немногим более двух лет - в октябре 1992 г. число сторонников "естественного предназначения" женщины (ее предпочтения семьи, а не работы) резко сократилось с 54 до 37%, а число сторонников " эгалитарного" подхода выросло с 37 до 49%. В августе 1994 г. был повторен вопрос, заданный в 1990 и 1992 гг.: "Как Вы считаете, что сейчас важнее всего для большинства женщин - семья или работа?" Число сторонников "естественного предназначения" женщины осталось на уровне 1992 г. (37%), удельный вес "эгалитаристов" в вопросах семьи и работы несколько уменьшился по сравнению с 1992 г. (44%). Среди опрошенных женщин эта точка зрения набрала 48% (см. рис. 6). Мнение о приоритете профессиональной работы для женщин по-прежнему получило небольшую поддержку - 2,6% респондентов. Среди респондентов заметна группа тех, кто склонен считать, что сейчас для женщин работа важнее, чем семья - 7% ответивших. Таким образом, некоторые изменения идеологии в отношении работы женщины произошли еще в 1992 г. в связи с началом проведения экономической реформы.

Остановимся подробнее на взглядах женщин разных поколений и разного социально-профессионального статуса на эту проблему.

44% женщин в возрасте до 24 лет отдают предпочтение семье, еще 40% женщин этого возраста считают, что семья и работа важны в равной мере. Среди женщин 25-39 лет первый вариант ответа дали 34%; второй - почти половина женщин (49%).

Тенденция такова: чем моложе женщины-респондентки, тем чаще они высказываются в пользу семьи (аналогичная тенденция прослеживалась и в опросе 1992 г.).

Наблюдается тесная корреляция между предпочтениями женщин и их социально-профессиональным статусом: для 62% женщин-руководителей семья и работа важны в равной мере, только 22% из них отдают предпочтение семье; за ними следуют в порядке убывания женщины-служащие, специалисты, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие.

Таблица 38

Ответы женщин на вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или вообще не работали, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?"

(В % к числу ответивших.)

Каждая вторая безработная женщина считает, что семья и работа одинаково важны для женщин и 28% из них склонны рассматривать семью как более важную по сравнению с работой.

В меньшей степени на ответы повлиял уровень образования женщин и душевого дохода, хотя и здесь прослеживается тенденция: с повышением дохода растет доля тех респонденток, которые предпочитают семью работе и, наоборот.

Чтобы понять, почему почти половина учащихся женщин выбирает семью, необходимо проанализировать ответы на следующий вопрос: "Работала ли Ваша мать хотя бы в течение года с Вашего рождения до тех пор, когда Вам исполнилось 14 лет?" Девять из десяти (87%) ответили утвердительно. На вопрос: "Работали ли Вы вне дома полный рабочий день, когда у Вас был ребенок дошкольного возраста?" утвердительно ответили 60% женщин.

Старшее поколение женщин значительно реже имело возможность не работать, имея детей дошкольного возраста (см. табл. 38).

Закон об отпуске по уходу за ребенком до одного года был принят в 1981 г. До этого работающие женщины имели право только на декретный отпуск. Работа женщин неполный рабочий день широко не практиковалась, за такое право женщины "боролись" с государством, которое в условиях экстенсивного развития экономики видело в них прежде всего рабочую силу. Незначительная доля женщин в возрасте старше 54 лет (5%) работала неполный рабочий день, когда у них были дети дошкольного возраста.

Большинство респондентов (76%) абсолютно согласны со следующим утверждением: если женщина работает полный рабочий день, это в целом плохо сказывается на семейной жизни (не согласны с ним 10%); 80% убеждены, что если оба родителя работают полный рабочий день, это плохо сказывается на ребенке дошкольного возраста. Больше половины респондентов (55%) полагают, что женщина должна находиться дома, заниматься семьей и воспитанием детей, когда она имеет ребенка дошкольного возраста. Подобное мнение находит еще большую поддержку у женщин-руководителей (61%) и неквалифицированных рабочих (71%), условия труда которых вредны для здоровья женщин. Только 4% женщин убеждены, что женщина должна работать полный рабочий день, несмотря на то, что у нее есть ребенок дошкольного возраста (см. рис. 7).

Идеальные представления о роли женщин, высказанные населением в октябре 1992 г., феврале 1993 г. и августе 1994 г., позволяют выявить направление развития внутри семейных отношений.

Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: "Как Вы считаете, должна ли женщина работать вне дома полный рабочий день, неполный рабочий день или же вообще не должна работать, когда у нее есть ребенок дошкольного возраста?"

В нынешний переходный период идет ломка прежних идеологических установок относительно положения женщины в семье и обществе, наблюдается разрыв между теоретическими изысканиями ученых и представлениями населения о назначении и ролях женщины.

В ответах представлены пять типов взглядов населения на идеальный жизненный путь женщины.

I тип: женщины должны работать и делать карьеру, не обращая особого внимания на семью. Во всех трех опросах эта точка зрения набрала ничтожно малое число сторонников: 1% всех ответивших респондентов. Их отличает прежде всего возраст - от 20 до 44 лет, а давших подобный ответ женщин - проживание в городской местности, а также отсутствие у них детей.

П тип отражает традиционный взгляд, который господствовал в СССР на протяжении многих лет: постоянное сочетание работы и семейных обязанностей дает женщине экономическую независимость и статус, возможность добиваться равных с мужчиной успехов.

Среди сторонников этих взглядов женщины преобладают над мужчинами (в 1992 г. - 21% женщин и 16% мужчин; в 1993 г. - 13% женщин и 8% мужчин; в 1994 г. - 15% женщин и 10% мужчин), существенно больше людей зрелых и пожилых в возрасте 49-59 лет, воспитанных на такой идеологии.

III тип представляет идеальным жизненный путь женщин следующим образом: работа - дом и семья - работа, т.е. пока не появились дети - работать, пока дети маленькие - оставаться дома, а когда подрастут - вернуться на работу и сочетать работу (карьеру) с ведением домашнего хозяйства и заботой о детях. Подобная точка зрения близка к идеологии равенства, провозглашенной в качестве государственной доктрины в доперестроечное время. Видимо, ее сторонники считают, что давление "д войной занятости" на время появления и воспитания маленьких детей будет снижаться и женщины в течение определенного периода отдадут предпочтение

Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: "Что главным образом побуждает работать женщин, имеющих детей?"

только заботам о семье, а не работе. Это мнение набрало наибольшее число сторонников как в 1992 г., 1993 г., так и в 1994 г. (соответственно 33%, 29 и 34%), причем чаще ее выразителями были женщины (1992 г. - 38%, 1993 г. - 34%). (В 1994 г. в вопрос было внесено изменение формулировки: ограничение "домашнего периода" женщины возрастом ребенка до трех лет.) В 1994 г. мужчины несколько чаще, чем женщины, высказывались за такую модель: 35% - мужчин и 33% - женщин.

IV тип в большей степени, чем предыдущий, отдает предпочтение семье: пока не появились дети - работать, а когда они появятся - сосредоточиться на семье, вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. В 1993 г. так отвечали 22% опрошенных, в 1994 г. эта точка зрения набрала 26% сторонников среди мужчин и 27% сторонниц среди женщин-респонденток.

V тип: женщина должна посвятить себя семье, всю жизнь заботиться о доме, детях, родных и близких и не работать вне дома на оплачиваемой работе. Доля тех, кто придерживается патриархального взгляда на положение женщин, выросла с 16% в 1992 г. до 22% в 1993 г. и затем в 1994 г. опять снизилась до исходного уровня.

Особенностью переживаемого момента в России является выталкивание женщин с рынка труда, что объясняется в первую очередь их меньшей конкурентоспособностью по сравнению с мужчинами, профессиональной сегрегацией в сфере занятости. Женщины, которые продолжают работать, понимая шаткость своего положения, могут идеализировать свое будущее положение в семье. Кроме того, у молодых с повышением социального и материального статуса происходит изменение ценностных ориентации: повышается значимость семьи, усиливается стремление больше внимания уделять детям и т.п.

Вероятно, нынешние представления об идеальном жизненном пути женщин являются своеобразной реакцией на предыдущую государственную доктрину всеобщей занятости женщин в общественном производстве и

Таблица 39

Ответы на вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны с тем, что лучший способ быть независимой для женщины - это иметь работу?" (В % к числу ответивших.)

имеют переходный характер, как и время, в котором живет Россия. Идеальная модель поведения женщин на рынке труда, полученная нами в результате этих опросов, дает основание для следующего вывода: свободу выбора женщиной своего пути общественное мнение оценивает как положение, которое трудно реализовать в жизни. 80% опрошенных в 1992 г. и 70% в 1994 г. среди мотивов, побуждающих женщин с детьми работать вне дома, назвали "невозможность прожить только на заработок мужа" ("интерес к работе" называли от 9 до 5% опрошенных) (см. рис. 8). Вторым мотивом работы женщины назвали "стремление иметь "свою" зарплату, чтобы быть материально независимыми" (62%).

Широко распространено мнение (так считают 44% опрощенных), что главной причиной, по которой женщинам не удается добиться того служебного положения, на которое они могли бы претендовать в соответствии со своей квалификацией и желаниями, - затраты времени, связанные с семьей, заботой о детях. Респонденты также называли отсутствие честолюбия у женщин (18%), причем сами женщины, особенно замужние (23%) или с высшим образованием (26%), женщины-руководители (24%) на это обстоятельство указывали чаще мужчин.

Известно, что на руководящей работе в России и в бывшем СССР занято гораздо больше мужчин, чем женщин. Такое соотношение, например, у специалистов с высшим образованием - 48:7, т.е. женщины в семь раз реже, чем мужчины, занимают руководящую должность. Однако общественное мнение в этом вопросе иное. 45% опрощенных (август 1994 г.) полагают, что женщина должна участвовать в управлении наравне с мужчиной (что на 6 пп. ниже, чем в 1992 г.; суммарное число сторонников не равноправия меньше - их 28%, при этом 7% полагают, что женщин вообще не должно быть на руководящих постах).

Насколько удовлетворены женщины своей работой, оплатой труда по сравнению с мужчинами? Наибольшее число неудовлетворенных в разной степени своей работой по данным 1991 г. у женщин (в 1,6 раза выше, чем мужчин), причем совершенно неудовлетворенных своей работой женщин было в два раза больше, чем мужчин. Косвенно об удовлетворенности работой можно судить по ответам на вопрос о неудовлетворенности оплатой труда. В иерархии привлекательности работы она стоит на последнем месте с большим отрывом от остальных. В августе 1994 г. "совершенно неудовлетворенных" своей зарплатой было 48% среди ответивших респондентов (в 1991 г. - 51%), у ответивших в том числе мужчин - 46% и женщин - 51%.

На вопрос: "Кто в Вашей семье зарабатывает больше: муж или жена?" 38% и мужчин, и женщин в 1994 г. (в 1992 г. - 40%) ответили, что муж получает намного больше жены, причем это относится ко всем поколениям ответивших. 62% молодых женщин (до 24 лет) придерживаются мнения, что муж получает намного больше жены (в 1992 г. - 67%).

В обществе по-прежнему господствуют два основных взгляда на положение женщины на работе и в семье. С одной стороны, считают, что лучший способ быть независимой для женщины - иметь работу. С этим согласны 59% всех ответивших респондентов. С другой стороны, 69% респондентов согласны с тем, что дело мужа зарабатывать деньги, а дело жены - вести домашнее хозяйство и заниматься семьей.

Взгляды респондентов разного возраста заметно различаются (см. табл. 39).

Молодые женщины (до 24 лет) в 1,7 раза чаще, чем женщины более зрелого возраста (от 25 до 54 лет), не согласны с мнением, что наличие работы может гарантировать женщине независимость (соответственно 22 и 14%), незамужние (16%) чаще замужних (14%). Женщины в большей степени, чем мужчины, не удовлетворены своей работой и ее оплатой. Вероятно, это оказывает влияние на мнение молодых женщин, почти каждая четвертая из которых не считает наличие работы гарантом своей независимости. Среди мужчин в возрасте 25-39 лет - почти каждый четвертый, а в возрасте 40-54 лет

Почти каждый третий не согласны с мнением о том, что работа дает независимость женщинам. Среди молодых мужчин чаще распространено мнение (44%) о том, что работа и независимость женщин взаимосвязаны, и только 13% придерживаются точки зрения, что работа

Не лучший способ достижения независимости женщинами.

    1)). Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и


1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.


2) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения. 2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации. 3)Большинство опрошенных не состоят в браке. 4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z. 5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
    3)) Учёные изучали мнение жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Опрошенные признали наличие различных влияний на поведение человека. 2)Большинство опрошенных считают отклоняющееся поведение случайным стечением обстоятельств. 3)Люди не любят признавать свою вину за плохие поступки. 4)Общество может негативно влиять на человека, подталкивая его
        к отклоняющемуся поведению. 5)Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с личными качествами человека, а не социальными факторами.

4)) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

        1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой компании». 2)Процент тех, кто считает, что влияние «плохой компании» определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин. 3)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера. 4)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека. 5)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
    задание части С Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

(Назовите две основные причины, указанные автором.)

С 2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

С 3. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

С 4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным.

С 5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.

С 6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.