Стеклянная имитация драгоценного камня. Имитация камня – термин ювелирной промышленности. Тесты на отражательную способность, теплопроводность и электропроводность

Имитация (лат. imitatio) – это подражание кому-либо или чему-либо; подделка. Как все редкостное, дорогое и пре­красное, драгоценные камни издревле вызывали много­численные попытки их искусственного воспроизведения. Уже Плиний писал о стеклянных имитациях различных драгоценных камней, а также об изготовлении триплетов. В 1758 г. австрийский изобретатель, химик Иозеф Штрасс смешиванием и сплавлением зеленого кремня, окиси железа, глинозема, извести и соды, получил бес­цветную массу, которую оказалось возможным гранить и шлифовать, после чего она начинала сверкать, как насто­ящие алмазы. Основой многих фальшивых камней и се­годня служит чистый, неокрашенный стеклянный сплав, получивший название по имени Иозефа Штрасса – страз. Широко используется для имитации драго­ценных камней и бутылочное, и оконное стекло, опти­ческий кронглас (щелочно-известковое стекло), оптичес­кий флинтглас, а также боросиликатное стекло. В качестве красящих веществ служат марганец, никель, медь, железо, хром и др. Другой способ имитации – дублирование, в результате чего получаются дупле­ты и триплеты. Существуют и другие типы подделок или подражаний. Например, имитировать природный опал можно, нагревая стекло и затем быстро его охлаждая (об этом писал еще Плиний), в результате чего оно покрыва­ется трещинками. Имитируют природные драгоценные камни, синтетические камни и различные искусственные продукты.

Подделка камней – изготовление искусственным путем камней, имитирующих природные минералы – драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Это синтетические камни, имитации камней. Ос­новой многих драгоценных камней служит красивый, чистый, неокрашенный стеклянный сплав (см. страз). Их можно гранить и шлифовать, после чего они приобрета­ют способность сверкать, наподобие природных минера­лов. Другой способ подделки – дублирование. Он за­ключается в том, что верхнюю (лицевую) часть, сделан­ную из настоящего драгоценного камня, наклеивают на нижнюю (тыльную) часть, состоящую из стекла, горного хрусталя или синтетического материала.

Вот основные способы имитации:

Дуплеты – имитации драгоценных камней, получае­мые из двух компонентов. Были известны еще в древнем Риме. Сегодня изготовляют дуплеты с применением опала: тонкий слой опала наклеивается на опаловую матку. Также применяют сапфировые, рубиновые и гранатовые дуплеты, когда тонкая пластинка соответству­ющего камня наклеивается сверху на стекло или синте­тическую шпинель. Их называют: дуплет сапфир-стекло или сапфиро-синтетическая шпинель и т. д. Изумруд имитаруют делая из бесцветного берилла: ограненный берилл разрезается пополам и склеива­ется с зеленой промежуточной прокладкой. Используют также бледный изумруд со связующим интенсивно окра­шенным клеем.

Искусственные смолы – материалы, используемые в качестве имитации янтаря, а также в украшениях для одежды (из них изготовляют пряжки, пуговицы и пр.)

Керамические массы – материал типа фарфора или гончарной керамики, с помощью которого мас­тера ювелирного производства удачно имитируют непро­зрачные драгоценные камни, особенно бирюзу. Кроме того из фаянса, майолики, фарфора изготовляют ныне модные украшения: броши, кулоны, браслеты, кольца, а также различные комплекты и гарнитуры.

Оптический кронгласе – щелочно-известковое стекло, используемое для имитации драгоценных камней.

Оптический флинтгласе – английский хрусталь, стек­ло, содержащее свинец; применяется для имитации дра­гоценных камней.

Полудуплеты – имитации крупных драгоценных камней, склеенные из двух таких же камней меньшего размера. Поскольку стоимость драгоценных камней воз­растает пропорционально квадрату их массы, такая ими­тация, выданная за один крупный камень, будет стоить гораздо дороже, чем оба составляющих ее мелких камня.

Резол – синтетический термореактивный полимер, представляющий собой вязкую жидкость или тверд растворимый и легкоплавкий продукт от светло-желто до черного цвета. Применяется для имитации янтаря.

Рейнкизель (рейнский кремень) – стекло, содержащее в белой или бесцветной стеклянной массе разноцветные вкрапления (шлиры). В настоящее время используете как имитационный материал в бижутерии.

Рубиновые дуплеты – имитация природного рубина путем наклеивания тонкой пластинки рубинового камня на стекло или синтетическую шпинель.

Сапфировые дуплеты – имитация природных сапфи­ров путем наклеивания тонкой пластинки сапфира на стекло или синтетическую шпинель. Их называют соот­ветственно сапфир-стекло или сапфир-синтетическая шпинель.

Смолы – сложные по химическому составу вещества, вырабатываемые смолопроизводящими деревьями и син­тетическим путем. Различаются мягкие и твердые смолы. Твердые смолы обладают такой же твердостью, как гипс, некоторые из них немного тверже, другие – несколько мягче, но большинство из них царапается ножом. Быва­ют прозрачные и непрозрачные. Один из видов твердых смол – янтарь – широко используется для произ­водства разнообразных видов украшений. Некоторые смолы применяют для имитации янтаря. Индийские мас­тера при изготовлении браслетов и некоторых других декоративных изделий используют шеллак, окрашивая смолу в желтый и др. цвета.

Титановое стекло (флинтгласе) – стекло, в ко­тором окись свинца заменена окисью титана. Использу­ется для имитации природных минералов.

Триплет – имитация драгоценных камней, со­стоящая из тонких слоев природного камня, который вклеивается между двумя кусочками горного хрусталя. Например, триплет кварц-опал-кварц. Подделки под дра­гоценные камни были известны уже в Древнем Египте и Риме времен Плиния. Плиний писал об изготовлении триплетов: «Настоящие от поддельных отличить очень трудно, так как изобретен способ фальсифицировать геммы определенного рода, используя для этого подлин­ные камни. Так, научились столь искусно склеивать из трех разных гемм сардоникс, что обнаружить это невоз­можно, хотя его черный, белый и суриково-красный цвета на самом деле все принадлежат различным кам­ням».

Фаянс (франц. faience, от назв. итал. города Faenza – Фаэнца, где производился фаянс) – керамика из беложгущихся глин, покрытая бесцветной глазурью с белым плотным мелкозернистым, непросвечивающим в тонком слое черепком. Из фаянса изготовляют броши, кулоны, серьги, браслеты, гарнитуры, чаще всего распи­санные красками и покрытые глазурью, или декориро­ванные налепами (лепкой). Фаянс служит отличным ма­териалом для имитации природной бирюзы.

Фенопласты – пластмассы на основе феноло-формальдегидных смол. Легко поддаются обработке и окра­шиваются в любые цвета. По внешнему виду могут ими­тировать (см. Имитация) природные камни, в том числе жемчуг, коралл, преламутр, стекло и другие материалы. Применяются для изготовления бус, серег, колец, бро­шей, браслетов и др. недорогих украшений.

Флинтгласс (свинцовое стекло) – материал, исполь­зуемый для имитации драгоценных камней. Состоит из окислов калия или натрия, окиси свинца. Для имита­ции бриллианта иногда применяют свинцовое стекло та­кого состава: 38,2% кремнезема, 53,3% окиси свинца, 7,8% карбоната калия и небольшое количество др. ве­ществ. Этот состав дает очень высокие показатели пре­ломления света. Раньше такой материал называли стра­зом. Из флинтгласса делают дешевую стеклянную бижутерию. При умелой огранке камни из флинт­гласса красивы. Добавка свинца увеличивает преломле­ние света и дисперсию. Но эти имитации мягки, в связи с чем в процессе носки при трении быстро теряют полировку, царапаются, страдают от сернистых окислов, присутствующих в атмосфере. Со временем украшения приобретают коричневатый оттенок.

Фосфорное стекло – стекло, в состав которого входят те же компоненты, что в кронгласе, но часть крем­незема заменяется окисью фосфора. Используется для имитации драгоценных камней.

Стекло - распространенный и дешевый заменитель драгоценных камней. Оно наиболее удачно имитирует и их внешние свойства. Вставки из стекла имеют яркий блеск, прозрачность, хорошую равномерную окраску.

Состав стекла, используемого для имитаций самоцветов, варьируется. Так, композиция может содержать:

Оксид кремния (от 38 до 65%);

Оксиды натрия и калия (от 10 до 20%);

Оксид кальция (не более 5%);

Оксид бария (от 3 до 8%);

Оксид свинца (от 14 до 40%).

Наибольшей «красивостью» обладает имитация самоцветов из стекла, называемого «страс» или «страз» по имени немецкого ювелира Георга Страса (Georges Strass), который в конце XIX в. предложил следующую рецептуру: 38,2% оксида кремния, 53,0% оксида свинца и 8,8% поташа. Кроме того, в эту смесь добавляют незначительное количество буры, глицерина и мышьяковой кислоты. Рецептуру Страса применяют для изготовления имитаций алмаза, при этом свинцовому стеклу придают форму бриллианта полной огранки.

Для получения имитации рубина к шихте страза добавляют 0,1% кассиевого пурпура, что обеспечивает красный цвет.

Для получения синего цвета, имитирующего сапфир, добавляют 2,5% оксида кобальта. Изумрудный (зеленый) цвет имитируется прибавлением к стразу 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Этим же способом можно получить аметист. Для этого к шихте добавляют 2,5% оксида кобальта и небольшое количество (до требуемого тона) оксида марганца. В настоящее время технология окраски стекла позволяет имитировать практически любые цвета, тона и оттенки путем подбора соответствующих красителей.

При добавлении нерастворимых веществ (костной муки, криолита, оксида олова) можно получить непрозрачное белое, молочное стекло, которое служит имитацией неблагородного опала. Возможно получение черного страза - марблита путем введения 3-5% соединений марганца с оксидами железа. Такой страз является прекрасной имитацией черного турмалина (шерла).

Придание стразам необходимой формы осуществляется несколькими способами. В одних случаях - это литье с последующей шлифовкой и полировкой, в других - штампование. Полые стеклянные бусины изготавливаются выдувным способом.

Крупные стразы могут проходить особую художественную обработку, называемую гранированием на медном колесе. При этом можно наносить на стразы разнообразные рисунки и даже барельефные и горельефные изображения. Выдувные бусины могут декорироваться путем ирризации, т. е. нанесением тончайших слоев оксидов металлов, дающих радужный эффект такого же вида, который получается от пятен нефти или масла на воде. Для усиления оптических свойств на нижнюю часть страза нередко наносят серебряную амальгаму с последующим ее закреплением путем бронзирования.

Стразы легко отличить от натуральных самоцветов, так как они не имеют кристаллической структуры, хрупки, и их твердость по шкале Мооса не превышает 6. Для диагностики достаточно провести напильником по рундисту: при этом, если вставка изготовлена из страза, она крошится, если из природного или синтетического камня, то остается неповрежденной. Стразы отличаются от натуральных камней меньшей теплопроводностью, поэтому следы дыхания исчезают со стекла медленнее, чем с натуральных кристаллов. На ощупь натуральные камни кажутся более холодными, чем стеклянные имитации.

В настоящее время стразы используют в основном при изготовлении бижутерии различного уровня исполнения и стоимости.

Кроме стразов существуют и другие стеклянные имитации. Например, наиболее привлекательной имитацией жемчуга считают так называемый «римский жемчуг», представляющий собой пустотелые стеклянные бусины, покрытые изнутри жемчужной эссенцией и заполненные воском с целью придания им внешнего впечатления твердости. Для имитации бирюзы могут использовать подкрашенное матовое бариевое стекло, а также керамические материалы типа фарфора и фаянса. На рынке известно достаточно большое количество стеклянных имитаций опала.

Иногда стеклянные имитации могут иметь некорректные торговые наименования. Например, стеклянная имитация танзанита известна на рынке как «синтетический танзанит».

Имитация драгоценных камней , а именно синтетические камни в наши дни становятся более популярными. В силу того обстоятельства, что природные драгоценные камни дорого стоят и очень редки, всегда будет существовать рынок имитаций и дешевых подделок. В общем и целом назначение имитаций - обманывать людей. Их изготавливают из натуральных и синтетических материалов, которые внешне похожи на настоящие, дорогие драгоценные камни.

Имитации известны вот уже 6000 лет. Так, египтяне использовали голубой фаянс (глазурованную ) для имитации бирюзы. Римляне выдавали цветные стекла за изумруды и рубины. Во времена королевы Виктории для имитации минеральных драгоценных камней, а также и , использовались разные материалы, включая стекло и смолы.

Стекло для имитации камней

Стекло - самый подходящий материал, потому что его можно выкрасить почти в любой цвет и огранить, придав ему внешнее сходство с настоящим драгоценным камнем. Однако между стеклом и драгоценными камнями есть существенная разница. Как правило, стекло гораздо мягче драгоценного камня, за который его выдают, и поэтому, гораздо легче царапается.

В стекле могут быть пузырьки и воронки, которые легко обнаружить с помощью лупы. Геммолог без труда отличит стекло по его единственному показателю преломления (1,5-1,7), потому что драгоценных камней с единственным показателем преломления, равным этому значению, не существует.

Имитация бриллиантов

Один природный драгоценный камень можно использовать для имитации другого, более дорогого, драгоценного камня. Так, например, цитрин можно использовать для имитации топаза, а не имеющий цвета кварц или стекло - для имитации самого бриллианта. Бесцветное стекло нельзя признать хорошей имитацией бриллиантов, ибо оно недостаточно твердое и лишено свечения и сияния.

Другими имитациями бриллиантов являются кубический диоксид циркония (фианит) и появившийся сравнительно недавно . Он примерно такой же твердый, как и алмаз, по шкале Мооса его твердость составляет больше 9. Основное отличие заключается в том, что у алмаза один показатель преломления, тогда как у муассанита их два. В более крупных кристаллах муассанита это проявляется в виде удвоения фасетов павильона, если смотреть через камень, но маленькие камни муассанита, вставленные в ювелирные изделия, отличить непросто.

Известны также и другие имитации бриллиантов, включая алюмоиттриевый гранат и титанат стронция, но все они либо не имеют сверкания (шпинель, , топаз) или же наоборот сверкают слишком ярко (титанат стронция, рутил), либо очень мягкие или слишком хрупкие. Имитации можно отличить от бриллиантов благодаря тому, что они значительно хуже проводят тепло. Проверка камня с помощью прибора, измеряющего теплопроводность, сразу же натолкнет геммолога на мысль о подделке.

Составные камни: дублеты с верхним слоем из граната и склеенные изумруды. В качестве имитации камней выступают и так называемые составные дублеты. Этот способ стал применяться уже несколько веков назад и получил широкое распространение в XIX в. Слой драгоценного камня наклеивают на плотную основу. Однако чаще всего за основу берется обычное стекло, которое покрывают кварцем или другим не очень дорогим минералом.



Например, кусок зеленого стекла, поверх которого положен тонкий слой красного граната, может быть использован в качестве подделки изумруда или зеленого граната. Дублет с верхним слоем из граната состоит из двух частей, что легко может быть установлено благодаря разнице в блеске. К тому же в стекле могут присутствовать характерные для него пузырьки, которых нет в гранате.

Если смотреть на этот «камень» через верхнюю площадку, он кажется зеленым, но если смотреть на него сбоку или погрузить его в воду, становится заметным красный слой граната. Изменяя цвет нижнего, стеклянного, слоя, можно изготовить имитации драгоценных камней всех цветов. Другим композитом является склеенный изумруд, изготовленный из двух слоев бесцветного кварца, между которыми заключен тонкий слой желатина или зеленого стекла.



Составные камни: дублеты и триплеты опала.К особой категории составных камней относятся опаловые дублеты и триплеты - тонкие «бутерброды», в которых благородный опал присутствует в виде тончайшего слоя. Дублеты опала (они состоят из двух слоев) изготавливают, склеивая кусочек благородного опала, демонстрирующего игру цвета, с подложкой из неблагородного опала, кварца, халцедона, стекла или пластика. У триплетов опала, помимо подложки, есть и верхний, защитный, слой из .

Имитация опалов

Игра цвета, которой отличаются благородные опалы, - результат интерференции света на внутренней сферической структуре минерала. В 1974 г. французский ученый Пьер Жильсон впервые продемонстрировал , полученный в лаборатории. Опалы Жильсона можно отличить от натуральных камней по их пятнистости и похожим на мозаику «связкам» между цветными зернами. Американский ученый Джон Слокум синтезировал стеклянный опал, известный как «камень Слокума». Под микроскопом цветовые пятна в камнях Слокума выглядят несколько сморщенными.

Искусственные, или синтетические ювелирные камни можно разделить на четыре вида:

  • синтетические камни, т.е. искусственные самоцветы, полученные синтезом оксидов металлов;
  • культивированный жемчуг;
  • естественные имитации драгоценных и полудрагоценных камней;
  • искусственно окрашенные и облагороженные камни

Также широко применяется стеклянная и пластмассовая имитация ювелирных камней.

Наиболее известным синтетическим драгоценным камнем является алмаз, представляющий собой модификацию углерода. Впервые алмаз был синтезирован группой Э. Лундблата в Швеции в 1953 г. (при давлении 8 ГПа и температуре более 2500°С). В 1954 году группа Г. Холла в США, а в 1960 группа Л.Ф. Верещагина в СССР также провели синтез алмазов.

Синтетический кварц впервые был получен (в виде столбчатых кристалликов размером 0.5-0.8 мм) В. Брунсом в 1889 г. в Англии.

В 1900 году Г. Специя (Италия) в автоклаве кристаллизовал кварц размером до 2 см. Крупные кристаллы кварца весом более 2.5 кг были синтезированы в 1955 году и в СССР.

В настоящее время синтезированы иттриево-алюминиевые гранаты (ИАГ), шпинелиды (ганит), а также (в 1976 году) искусственный цирконий – фианит (джевалит, даймонсквай) (Zr 0.8 Ca 0.2 O 1.92).

Под синтетическими камнями понимают искусственно полученные кристаллические или аморфные химические соединения, которые сходны по своему составу и структуре с природными либо имеют внешнее сходство, обусловленное физическими свойствами. Путем синтеза получены рубин, шпинели, изумруды, кварц , а также самостоятельные химические соединения (гранатит, фианит).

Синтетические, искусственные самоцветы, обладая свойствами натуральных камней, с успехом заменяют их в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, но они по сравнению с натуральными дешевы, а стеклянные имитации – это всего-навсего дешевые подделки.

Синтетические корунды и шпинели имеют большое разнообразие цветов, а свое торговое название камни получают по имеющимся аналогам в природе – рубины, сапфиры, турмалины, александриты, аквамарины и др. Для получения синтетических корундов пользуются чистейшей окисью алюминия, а для получения шпинели смесью окисей алюминия и магния. В зависимости от заданного цвета добавляют красители: для рубина – окись хрома, голубого сапфира – оксиды железа и титана, василькового сапфира – оксиды железа, титана, хрома, александрита – окись ванадия и т. д.

Подготовленная шихта (затравка) сыплется непрерывной струйкой через водородно-кислородное пламя (пламя «гремучего газа»), температура которого выше 2000°С, на тугоплавкий стержень. На стержне образуется конус расплава, который опускается с заданной скоростью. Таким образом, вырастает одиночный кристалл в виде цилиндрического стержня (були).

Для получения синтетических звездчатых корундов (рубинов и сапфиров) в исходный материал добавляют окись титана. В процессе синтеза образуется смешанный кристалл, при последующем его нагревании ниже температуры плавления окиси алюминия он распадается с выделением тончайших игольчатых кристалликов рутила. Расположение кристаллов рутила в синтетическом корунде такое же, как и в естественном звездчатом корунде. При огранке кабошоном синтетический рубин или сапфир дает тот же звездчатый эффект, что и природный.

Синтетические корунды и шпинели обладают прекрасными физическими и химическими свойствами; имеют нулевую пористость, высокую прозрачность, прочность даже при высоких температурах, стойкость к воздействию обычных кислот и большинства щелочей. Плотность их 3.98 – 3.99, твердость по шкале Мооса – 9.

Синтетический изумруд получают флюсовым и гидротермальным методами. Наращивание кристаллов в обоих случаях происходит на затравку из природного берилла. Скорость роста кристаллов 0.8 мм в сутки. В большинстве случаев синтетические изумруды имеют отчетливо выраженную зональность окраски.

Синтетический кварц выращивается гидротермальным способом, а растворителями природного сырья служат растворы гидроокисей и карбонатов щелочных металлов – натрия или калия. Посредством красителей (окислов металлов) или облучения кварц можно получать от бесцветного до черного, включая цвета всех природных кристаллических его разновидностей.

Гранатит (иттрий-алюминиевый гранат) представляет собой иттриево-алюминиевую окись, имеющую структуру граната. В чистом виде гранатит бесцветен, плотность 4.54, твердость по шкале Мооса – 8.

Гранатит получают в специальных аппаратах при высоких температурах в глубоком вакууме методом «вытягивания» кристалла из расплава. Благодаря своим свойствам бесцветный гранатит используется как имитация алмаза, а с помощью добавок гранатит окрашивается в различные цвета.

Культивированный жемчуг . Культивированный жемчуг, подобно природному, выращивается в теле моллюска в естественных условиях. Зародышем служит перламутровый шарик. Его заключают в кусочек оболочки мантии трехлетнего моллюска, вырабатывающего перламутр, получая таким образом «жемчужный мешок». Этот мешок вкладывают в другую раковину, которую помещают в специальный водоем. Обволакивание зародыша может длиться от 2 до 7 лет. В процессе роста жемчужин раковины проверяют несколько раз в год. Выращенные жемчужины внешне неотличимы от натуральных, имеют правильную заданную форму. Оболочка искусственного жемчуга соответствует по химическому составу натуральному и обладает теми же физическими свойствами. Искусственный жемчуг может выращиваться в больших количествах, принимать заданные размеры и формы и быть не менее красивым, чем настоящий.

К естественным имитациям драгоценных и полудрагоценных камней относят камни, полученные из отходов натуральных камней путем склеивания, прессования, сплавки, а также натуральные камни, окрашенные в другой цвет.

Один из видов имитации самоцветов – дублеты (дубли), склеенные камни. Отходы (тонкие пластинки) – натуральных самоцветов, которые не могут быть огранены самостоятельно, склеиваются с менее дорогими минералами, сходными по прозрачности и цвету, и совместно обрабатываются. Чаще других встречаются дублеты сапфиров и изумрудов. Подклейками могут служить горный хрусталь и цветные стекла. Дублеты, таким образом, состоят из верхней части – дорогостоящего минерала и нижней – дешевого. Если на камень смотреть сверху, склейка дублета незаметна, если же его просматривать, повернув боком, под определенным углом к источнику света, заметна красноватая полоска по периметру подклейки или слабые красноватые отражения подклеенной грани. Дублеты обладают всеми оптическими свойствами самоцвета и, так как низ камня не изнашивается, долговечны в эксплуатации.

Янтарь имитируют прессованием и сплавкой. Прессованный янтарь – разогретые и спрессованные под давлением мелкие зерна и осколки естественного янтаря, они отличаются от естественного большим замутнением. Блеск жирный, а твердость и химические свойства в пределах естественного.

Сплавленый (плавленый) янтарь – легкоплавкая масса, получаемая в результате разложения янтаря при сухой возгонке при температуре 420°С. Цвет от желтовато-коричневого до коричнево-черного, температура плавления 180°С, растворим в бензоле, сероуглероде, горячем льняном масле. Прессованный и плавленый янтарь по качеству и декоративным свойствам уступает натуральному и ценятся недорого.

Для изменения окраски ряда камней применяют прокаливание для самоцветов и химическую окраску для цветных. Пользуясь свойствами ряда минералов группы кварца изменять цвет при нагревании, ранее их прокаливали различными способами: запекая в хлебе, засыпая золой в горшочке, обмазывая глиной, и после полного равномерного остывания камни приобретают розовые или золотые тона.

Для изменения цвета агата и яшмы их выдерживают длительное время (от нескольких дней до нескольких месяцев) в сахарном или медовом растворе, обрабатывая затем серной кислотой и другими реактивами. Очень часто окрашивают агаты, имитируя карнеол или сардер (красного и коричневого цвета), оникс (черного или коричневого), хризопраз (зеленого), халцедон (синий и голубой).

Красный цвет получают пропиткой в азотнокислом железе и последующим нагреве. Желтый цвет получают травлением пропитанного соединениями железа агата в соляной кислоте. Черная и коричневая окраска агата достигается проваркой в сахарном сиропе с дальнейшим травлением нагретой серной кислотой. Зеленая окраска достигается применением солей хрома или нитрата никеля с дальнейшим сильным нагревом. Синяя и голубая окраска получается при пропитке агата в растворе ферроцианида (желтая кровяная соль) и последующим кипячением в медном купоросе.

В результате халцедоны могут принимать цвет хризопраза и сердолика, агаты – коричневую и черную окраску, а яшмы – усиливать яркость окраски и изменять ее. Цвет бирюзы может быть усилен анилиновыми красителями, но еще в древности для улучшения цвета бирюзы (CuAl 6 (OH) 2 ×4H 2 O) ее клали в бараний жир или масло. В настоящее время искусственную бирюзу получают, в том числе, и при прокрашивании минерала говлита, боросиликата кальция (Ca 2 [(BOOH) 5 SiO 4 ]) или халцедона солями меди или анилиновыми красителями. Кроме того синтетическую бирюзу («неолит», «необирюза», «резе бирюза») получают из крошек бирюзы, спеченной с клеящей массой, стеклом, фарфором, смолами.

Стеклянная и пластмассовая имитация камней. В качестве дешевой имитации самоцветов и цветных камней применяют стеклянные и пластмассовые сплавы.
Стеклянные сплавы – это легкоплавкое прозрачное стекло, в состав которого для усиления блеска вводятся окислы свинца, калия и бора. Окрашивают стеклянные сплавы окислами меди, селена, кобальта, урана, марганца и др. Камни получают штамповкой с последующей обработкой. Для создания эффекта игры камня на обратную сторону его наносят тонкий зеркальный слой серебра, закрепленный лаком.

Непрозрачные стеклянные сплавы могут служить имитацией цветных камней: бирюзы, агата (черного), лазурита и др.

Пластмассы служат имитацией камней органического происхождения и некоторых цветных камней. Цвет пластмассы и прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется. Для имитации жемчуга применятся молочно-белая пластмасса с незначительной прозрачностью, с последующим покрытием жемчужной эмульсией для перламутрового блеска, янтаря – неровно окрашенная, местами прозрачная, желтых тонов, коралла – непрозрачная, кораллового цвета, для бирюзы – непрозрачная, голубовато-зеленоватая и т.д., форму придают штамповкой.

Каздым А.А.,
кандидат геолого-минералогических наук,
член МОИП

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Каждый понедельник, среду и пятницу мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

В этот пост вынесены все наиболее часто задаваемые вопросы по минералам и камням.

1) Что такое драгоценные камни? Чем они отличаются от прочих камней?
Ювелирные камни - камни, отличающиеся красотой и износостойкостью, представляющие значительную ценность. Все они подвергаются огранке. Могут являтся денежным вкладом, иногда по существенности сравнимым с квартирой в Москве. Для драгоценного камня весьма желательна твердость по шкале Мооса от 7.0, потому как более низкая автоматически означает истираемость камня мельчайшей кварцевой пылью, присутствующей везде. Исключение составляет опал и некоторые другие.

Все ювелирные камни измеряются в каратах - мера веса - и в миллиметрах. Используются для вставки в благородные металлы и их сплавы. Камни свыше 10 карат могут иметь собственное имя.

Красота камня оценивается по чистоте цвета и его "игре", способности пускать радуги (дисперсия), наличии особенных эффектов - дисперсии или плеохроизма. Так же стоимость драгоценного камня напрямую зависит от его чистоты и размера. Некоторые камни очень редко образуют кристаллы свыше 2 карат (цаворит), другие редко бывают чистыми (изумруд).

Для ювелирных камней так же критерием оценки является частота встречаемости на поверхности Земли. К примеру, танзаниты синие природные уже полностью выработаны из единственной шахты, остались только желтые, зеленые, коричневые. Очень редкими являются красные бериллы биксбиты и натуральные черные алмазы.

2) Что такое поделочные камни? Чем они отличаются от прочих камней?
Поделочные камни используются для поделок. Как правило, низаются для бус и браслетов, используются для резьбы и изготовлении мелких предметов наподобии чернильниц, пепельниц, бокалов и пр. Требования к ним ниже, чем к ювелирным. Для поделочного камня достаточно быть красиво окрашенным, не слишком хрупким и не слишком чуствительным к простым бытовым веществам вроде мыла и воды. Критерии красоты для поделочного камня весьма расплывчатые и зависят от конкретного минерала.

Обычно поделочные камни вешают на граммы, а стоимость измеряется для одного изделия. Иногда могут использоваться как вставки. Цена поделочного камня невелика за редким исключением.

3) Что такое коллекционные камни?
Коллекционные камни могут быть и ювелирными, и поделочными. Их редко можно найти в обычном магазине, и не из-за цены. Такие камни имеют какое-либо свойство на любителя, уступая прочим ювелирным и поделочным камням. Большинство коллекционных ювелирных камней слишком мягкие и/или хрупкие, что бы их можно было носить в ювелирном изделии. Они хороши в витрине. Некоторые поделочные камни предназначены для любителей, потому как весьма необычны, но недорогие, например письменный пегматит.

Коллекционные камни не имитируют, но иногда они могут иметь синтетический аналог.

4) Может ли камень одновременно быть и поделочныи и ювелирным?
Нет. Могут быть разные образцы одного и того же минерала. Термин "ювелирно-поделочный" камень является неверным. Обычно ювелирный камень имеет поделочную разновидность: более загрязненную, менее красивую, непрозрачную. Реже ювелирную разновидность минерала выделяют в отдельный вид. Некоторые минералы либо только поделочные,либо ювелирные.

5) Что такое синтетический драгоценный камень?
Синтетический драгоценный камень получен людьми с помощью специального оборудования. Является отдельной категорией камней. Отличить порой синтетику от природного камня не могут даже геммологи со стажем.

Ювелирные синтетические камни имеют полностью аналогичный природному химически состав (или очень близкий) и выгодно отличаются от него чистотой, ярким цветом. Аналогичен и в физических показаниях за небольшими отклонениями.
Поделочный синтетический камень далеко не всегда является синтетикой в истинном смысле этого слова. Вполне может иметь другую структуру и состав, что приближает его к имитации.

Любой синтетический камень дешевле природного. Более того, стоимость синтетики со временем склонна снижаться. Все потому что искуственных камней можно сделать сколько угодно, а природные имеются в ограниченных количествах.

6) Что такое имитация драгоценного камня.
Имитация драгоценного камня - материал, внешне похожий на камень, но имеющий другие физические свойства и/или химический состав. Некоторые имитации ближе к аналогу, некоторые дальше.

Суть имитации в том, что бы выдать дешевый материал за более дорогой. Обнаруженная суть имитации снижает цену камня до стоимость исходного материала.

7) Что такое облагороженый камень?
Облагороженый камень - природный, который подвергли обработки люди уже после извлечения из недр земли. Огранка не считается. Традиционные формы облагораживания: облучение, запекание, окрашивание, заполнение составами.

Облагораживают камни с той же целью, что и имитируют: что бы выдать дешевые образцы за дорогие. Выявленное облагораживание значительно снижает стоимость камня, возможно даже ниже исходной для необлагороженого камня.

Некоторые методы облагораживания породили отдельные разновидности искуственных камней, которые в природе не встречаются или встречаются очень редко: празиолит, мистик-топаз, акваурит, андезин-лабрадор и пр.

8) Зачем заниматься идентификацией камней?
Потому что слишком велик соблазн выдать дешевое за дорогое. Ювелирные камни прежде всего красивы, а это понятие весьма субьективно, и на нем можно играть. Сейчас критерии красоты оцифрованы, но от этого не становчтся менее значимыми.

9) Кто занимается идентификацией камней?
Геммолог. Русские геммологи часто бывают непрофессиональней работников ломбарда со стажем. Имейте в виду, что в России с 2000 года обязательная сертефикация геммологов отменена - а значит, что в эту отрасль может прийти любой человек.

Все услуги геммолога стоят денег. Часто стоимость услуги превышает стоимость изделия, особенно для поделочных камней, поэтому экспертизу проводят для дорогих камней или в случае, если непонятно даже в принципе, что это такое. Обычно экспертиза укладывается в несколько сотен рублей.

10) Можно ли занимать идентификацией камней дома?
Можно. Но осторожно:-) Без особых трудностей можно различить некоторые простейшие имитации: стекло - лунный камень, бирюза - пластик. В некоторых случаях уже придется вооружится чем-нибудь: иглой, водой. Не следует самоуспокаиваться: домашняя экспертиза примитивная, она не может заменить работу геммолога в случае синтетики. Она лишь подсказывает, что иногда пора уже сходить к профессоналу.

Синтетику, некоторые виды благораживания и даже некоторые имитации невозможно выявить в домашних условиях. Замечено, что чем дороже камень, тем выше шанс получить весьма высококачественную имитацию. Помните, что имитируют только то, что имеет смысл имитировать: дешевыми материалами дорогие.

11) Если я собираюсь купить себе что-то, надо ли мне составить элементарное представление о предмете?
Весьма желательно, особенно для поделочных и редких камней. В конце концов, камни мы покупаем не каждый день. Для этого и существует этот блог.

В некоторых случаях безграмотные продавцы путают даже элементарные вещи: лазурит с халцедоном, гагат с черным агатом. А иногда производжитель дезинформирует самих продавцов. Автор поста сама наблюдала, как крашеный синий прозрачный кварц имел ценник авантюрина. В данном случае достаточно просто знать, как выглядит камень и не препираться с продавцами (бесполезно для них и вредно для вас), а брать то, что нужно. Вполне можно найти разбирающего человеа, но тот вполне может лукавить:-[ и играть с конечной стоимостью, что особенно проявляется у индивидуальных препренимателей.

Такие игры характерны для магазинов поделочных камней и бижутерии. Для ювелирных бутиков с изделиями из драгметаллов характерно другое: не указывать, что камень облагорожен.

Помните, что любые камни - хоть ювелирные, хоть поделочные - ценны прежде всего своей уникальностью. Они как люди: не бывает два одинаковых, есть похожие. За это и платим.