Техника безопасности с ножницами: это должен знать каждый. Как пользоваться филировочными ножницами Техника работы ножницами в доу

Прежде чем ребенок будет работать с опасными предметами (ножницами, иглами, клеевыми пистолетами), необходимо объяснить ему правила работы. Эти приспособления могут использоваться дома и на уроках труда в детском саду, школе. О технике безопасности с ножницами рассказано в статье.

Виды ножниц

Есть множество видов этих инструментов: для бумаги, портняжные, столовые, детские и хирургические. У них общие составляющие элементы и предназначение. Парные лезвия, скрепленные по центру, могут быть опасными для человека любого возраста. Поэтому техника безопасности с ножницами необходима для всех, как для домохозяйки, так и для дизайнера одежды. Работать с данными приспособлениями надо аккуратно.

Особую опасность представляют ножницы для детей. Развивающее творчество обычно предполагает использование разных материалов. Для этого есть безопасные пластмассовые ножницы, которыми сложно порезаться. Но даже с ними есть риск защемления, если не соблюдать технику безопасности с ножницами. Давайте узнаем, в чем она состоит.

Основы

Техника безопасности с ножницами заключается в следующем:


Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами позволит избежать травмирования. Это касается как взрослых, так и детей. Когда можно приучать ребенка к работе с режущими приспособлениями? Точного ответа нет на этот вопрос. Многие родители приучают к творческой работе с 2-3 лет. Обычно начинают с бумаги. Тогда с 6 лет ребенок будет свободно пользоваться данными инструментами.

Выбор

Важны не только правила ТБ с ножницами, но и выбор качественных приспособлений. В магазинах продаются различные приспособления, отличающиеся размерами. Необходимо приобрести те инструменты, которыми удобны.

Детские ножницы должны быть острыми, иначе будет сложно резать даже бумагу. В то же время у них есть закругленные кончики, которые служат защитой от ранения. Если ребенок является левшой, для него нужно подобрать специальные инструменты, ведь тогда ему будет работать намного удобнее.

Для совсем маленьких деток есть инструменты с пластиковой пружиной на рукоятке, облегчающей резание. В зависимости от положения пружины ножницы закрываются до конца или не полностью безопасности при работе. Также есть инструменты с фигурными лезвиями. Они не только развивают моторику, но и полезны для творческого потенциала.

Объяснение правил

Прежде чем представить ребенку этот инструмент, необходимо рассказать ему о технике безопасности при работе с ножницами. Важно объяснить, что это приспособление острое и опасное. Если дети будут аккуратно им пользоваться, то не поранятся. Пользоваться ножницами нужно лишь по назначению и за столом.

Детские инструменты используются для резки бумаги, поэтому следует пресекать попытки работать с чем-то другим. Ребенок должен брать их только с разрешения взрослых. При этом он не должен оставаться один с ножницами. Такое можно позволить лишь с приближением школьного возраста.

Обучение

Перед началом работы этими предметами с ребенком надо поиграть в веселые игры для совершенствования зрительно-моторной координации. В качестве упражнения малыш должен выполнить задание - порвать кусок бумаги на кусочки. Затем их можно приклеить к бумаге.

Другим упражнением считается выполнение дырок в бумаге дыроколом. Тогда руки будут сильнее. Помогает и такое занятие - в резиновую игрушку надо набрать воду. И пусть малыш выдавить ее. Полезны пальчиковые игры. Когда руки готовы работать с ножницами, следует научить правильно их держать.

Держание

Чтобы научить держать режущий инструмент, необходимо выполнять следующие действия:

  1. Ребенок должен держать ручку так, чтобы большой палец был направлен наверх. Нужно надеть на палец одно из колец.
  2. Затем малыш может продевать кончик среднего пальца во второе кольцо.
  3. Указательный палец надо поместить на второе кольцо.
  4. Безымянный палец и мизинец будут подогнутыми.
  5. Перед ребенком надо поместить лист бумаги. Если процедура резки идет наверх, то все выполняется правильно.

Данные действия помогают быстро натренировать ребенка на использование режущего предмета. Важно, чтобы он понял принцип его действия. Со временем он научится все выполнять самостоятельно.

Затем важно показать простые способы резки. Сначала это могут быть нарезания полосок, из которых можно выполнить цветок, гирлянды или даже елку. Развивают объемные аппликации. После нарезания полосок можно попробовать вырезать по контурам. Сначала надо выбирать простые контуры, а потом можно приступать к сложным.

Поэтому важно аккуратно работать с ножницами всем: взрослым и детям. Соблюдение элементарных правил безопасности позволит не допустить травмирование себя и рядом находящихся людей. А приучать к этому следует с детства.

✂ Как научить ребенка пользоваться ножницами

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно (большой, указательный и средний пальчики - каждый выполняет свою работу).

✂ В каком возрасте можно давать ребенку ножницы

Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 3 - 4 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения - все будет происходить «на автомате».

✂ Пора ли давать ребенку ножницы?

Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому! Как это сделать?

✏ Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) - тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш - левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

✏ Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.

Во-первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению.

Во-вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы своему товарищу (ручками вперед).

Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее.

Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю - это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички - это перышки для замерзающего воробья).

Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) - это сделает его руки сильнее.

Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду - также поможет сделать пальчики сильнее.

Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно).

После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.

  1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
  2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
  3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
  4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
  5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

✏ Далее покажите ребенку, как Вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика). Вот как развиваются у малыша навыки использования ножниц:

  1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
  2. Ребенок держит ножницы правильно.
  3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
  4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
  5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
  6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
  7. Ребенок может вырезать квадрат.
  8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм

Екатерина Терентьева
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами»

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.

С какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами ? В детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы – после четырех лет. На занятиях по аппликации в средней группе дети впервые знакомятся с ножницами . Сначала они учатся резать полоску бумаги по прямой линии, затем начинают вырезать простейшие геометрические фигуры. Конечно, не у всех ребят с первого раза получается освоить ножницы . Маленькие ручки не слушаются, бумага рвется, и очень хочется все бросить и убежать играть. А чтобы работа получилась красивой и аккуратной, необходимо приложить огромные усилия. Поэтому необходима предварительная работа перед занятиями аппликацией. Рекомендуется в свободное время предложить детям поработать ножницами : вырезать различные фигуры из бумаги. Ведь когда работаешь в группе, появляется соревновательный дух. Так, играючи, дети осваивают новый для них вид деятельности – вырезывание. Но, конечно, необходимо и дома продолжать тренироваться, тогда результаты будут намного выше. Ниже даны советы для родителей , как правильно учиться вырезать вместе с ребенком .

Выбираем ножницы для ребенка

К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Это должны быть самые что ни на есть настоящие ножницы : среднего размера с закругленными концами. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика, а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика) . Так ребенку будет легче , иначе пальчики разбегутся во все стороны.

Первые шаги к умению вырезать ножницами

Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз – открыли ножницы , два – закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы , открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет.

Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами ? На помощь придет театр теней и «Сказка о журавле и цапле» . Ножницы будут исполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того, чтоб клювы шевелились, ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок , заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным .

Начинаем резать бумагу

Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок.

Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то предложите ему обложки журналов, они поплотнее.

Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же можно использовать в аппликациях .

Техника безопасности

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы , нужно сразу объяснить ему, что ножницы – это не игрушка . Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Вот основные правила безопасности использования ножниц :

- Ножницы нельзя брать без разрешения.

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц , они острые и можно пораниться.

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.

- Ножницы нужно хранить ручками вверх.

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.

- Ножницами нельзя вырезать на ходу.

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами . Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках , особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Желаем удачи и творческих идей!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать» В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает.

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.

Консультация для родителей «Уроки с волшебными ножницами» Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Консультация для родителей «Как научить ребенка ответственности?» Как научить ребенка ответственности? Только тогда, когда ребенок научится отвечать за свои поступки, зарабатывать и не зависеть от родителей,.

Консультация для родителей «Как научить своего ребенка транспортной культуре?» Ребенок вырвался из рукЧтобы научить своего ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего, следует самим овладеть хотя бы азами.

Учимся работать ножницами.

Средняя и старшая группа - это один из главных этапов в обучении дошкольников. В этом возрасте дети овладевают серьёзными навыками. Важно не пропустить в этом возрасте даже самую малость.

Так, например, в средней группе дети учатся работать ножницами. Ножницы для детей нужно выбирать не очень большие. Лезвия у них должны быть прямые около 10-20 см длинной, хорошо наточенные, концы закруглённые. Ножницы не должны быть тугими.

Правильное положение руки с ножницами:

Существуют правила работы с ножницами:

На столе ножницы должны лежать закрытыми.

Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги - это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

Загадки про ножницы.

Смотрите, мы раскрыли пасть-

В неё бумагу можно класть.

Бумага в этой пасти

Разделится на части.

Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

Я ими платьице крою, Узоры вырезаю.

Сама и штопаю, и шью, Иль маме помогаю.

Для дочек, бабушек и мам

Хорошие помощницы,

Наверное, знакомы всем –

Это чудо... НОЖНИЦЫ!

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Немного из истории ножниц...

Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, использовали нож. Но около трёх с половиной тысяч лет назад один мастер соединил ручки двух ножей мостиком. Так появились первые ножницы. Древние ножницы совсем не походили на современные: у них два клинка соединялись кривой гибкой пластиной, что было не очень удобно. А больше тысячи лет назад другой мастер придумал заменить мостик гвоздиком. Так родился замечательный инструмент. Говорят, что первые ножницы появились в Италии. А уже в арабских странах они приобрели современную форму: раздвигающиеся лезвия с кольцеобразными ручками.

Ножницы используются всюду: в мастерской, в гараже, в больнице, на швейной фабрике и, конечно, в школе и детском саду. В настоящее время существует большое разнообразие ножниц - бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, парикмахерские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.

Вот почему важно обучать детей правильному обращению и работе с ножницами. Но обучения в детском саду недостаточно! Необходимы дополнительные упражнения дома.

Вот несколько простых упражнений для обучения детей работе с ножницами. Потренируйтесь дома вместе с ребёнком.

https://pandia.ru/text/78/382/images/image004_19.jpg" width="549" height="62 src=">

Упражнение «Ступеньки».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая квадрат по диагонали на равные части. Продолжать учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Умение пользоваться ножницами зачастую дается маленьким дошкольникам нелегко. Ведь для того чтобы овладеть этим навыком, ребенок должен уметь использовать указательный, средний и большой пальцы отдельно от безымянного и мизинца. Несмотря на то что дети начинают пользоваться ножницами уже с трех-четырех лет, полностью этот навык развивается у них только к шести годам. Вы можете помочь вашему дошкольнику овладеть умением вырезать ножницами с помощью специальных упражнений, развивающих мелкую моторику.

Как научить ребенка дошкольного возраста пользоваться ножницами

1. Развивайте навыки моторики

Существует много интересных идей для развития навыков мелкой моторики и двусторонней координации ребенка, применять которые необходимо с самого раннего детства, еще до того, как он начнет пользоваться ножницами.

  • Пусть ребенок перемещает кубики или другие предметы с помощью кухонных щипцов, ему это непременно понравится.
  • Попросите ребенка выжимать воду из водной игрушки или губки во время купания.
  • Наполните пипетку для закапывания глаз краской и попросите ребенка нарисовать картину, понемногу выдавливая краску из пипетки.
  • Предложите ребенку пробивать дыроколом отверстия в листе картона, это укрепит его мышцы рук.
  • Пусть ребенок почаще играет с пальчиковыми куклами-марионетками. Это великолепный способ научиться использовать пальцы по отдельности.
  • Ребенку также понравится рвать бумагу на мелкие кусочки. Это поможет развить сноровку и ловкость.
  • Закрепление прищепок по краям бумажной или пластиковой тарелки идеально подходит для развития двусторонней координации.

2. Выбирайте правильные ножницы

Обдуманно подходите к выбору подходящих ножниц для вашего малыша. Не существует универсальных ножниц, которые подходили бы всем. Попросите ребенка опробовать ножницы, чтобы убедиться, что они достаточно остры и подходят ему по руке.

  • Ножницы для правшей и левшей. Ножницы, которые вы покупаете ребенку, должны соответствовать доминированию одной из его рук. Большинство ножниц рассчитано на правшей. Тем не менее ребенок-левша должен пользоваться ножницами, предназначенными специально для левшей. У ножниц для левши верхнее лезвие расположено слева, чтобы ребенок мог видеть линию отреза. Существуют ножницы, которые рекламируются как универсальные, но такие модели могут не дать левше четкий обзор данной линии.
  • Адаптивные ножницы. Детям со слабыми мышцами рук, особыми потребностями или любыми другими ограничениями требуются адаптивные ножницы. Существует несколько форм и конструкций таких ножниц, которые соответствуют определенным потребностям. Бывают ножницы с пружиной, которые сами раскрываются после сжатия; настольные ножницы для работы пользователей с одной рукой и учебные ножницы, которые прекрасно подходят для обучения ребенка правильно располагать ножницы в руке.
  • Безопасные ножницы. Некоторые специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, предпочитают пользоваться ножницами с тупыми (закругленными) концами для начинающих. Их обычно называют безопасными ножницами. Покупать нужно такие, которые будут хорошо резать бумагу, так как некоторые из ножниц данного типа практически не режут. Если ребенку будет слишком трудно резать бумагу, у него может пропасть желание обучиться навыкам вырезания ножницами.

3. Обучайте ребенка правилам безопасного использования ножниц

Важно обучить ребенка правилам безопасного обращения с ножницами и повторять эти правила перед каждым занятием с ними. Есть два основных момента, которые следует особо подчеркнуть. Во-первых, дети должны знать, что ножницами можно резать только бумагу и больше ничего. Во-вторых, следите за тем, чтобы ребенок не ходил и не бегал с ножницами. Если малышу необходимо куда-то пойти, покажите ему, как нужно правильно держать ножницы при ходьбе, то есть с сомкнутыми лезвиями, в кулаке и кольцами сверху. Его руки должны находиться рядом с телом.

4. Научите детей правильно держать ножницы

Начните с правильного положения рукоятки в руке. Продемонстрируйте малышу правильный способ держать ножницы и попросите его повторить ваши действия. Вам, возможно, придется помочь ребенку разместить пальцы в соответствующих отверстиях. Учите и показывайте, что большой палец всегда идет в меньшее отверстие, а указательный и средний - в большее отверстие. В этом вам могут помочь рисунки со схематичным изображением правильного положения ножниц в руке. Пусть ребенок также тренируется разжимать и сжимать ножницы. Это поможет ему обрести силу, необходимую для работы с ними.

5. Вырезайте с детьми по линии

Для того чтобы ребенок научился управляться с ножницами, он должен сначала научиться резать по линии. При этом используйте относительно плотную бумагу, а не слишком тонкую и легкую, которая легко складывается и сгибается. Помогите малышу, на первых порах направляя его руку своей рукой, пока он не освоит это умение на должном уровне.

6. Вырезание форм

После того как ваш ребенок освоится с предыдущими этапами, он может переходить к вырезанию различных форм. Вы можете сами рисовать разные формы и фигуры фломастером с толстым наконечником или использовать цветные напечатанные изображения треугольников, кругов или квадратов , а также других изображений.

7. Вырезание с поворотом бумаги

Покажите ребенку, как нужно вырезать, поворачивая бумагу. Помогайте ребенку, когда он будет пробовать одной рукой вырезать, а другой поворачивать лист. Это поможет ему научиться не переворачивать ножницы вверх «дном» (что происходит довольно часто). Научите его вырезать не спеша, постепенно, при этом контролируя положение и ножниц, и бумаги.