Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения. Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами дошкольного учреждения при организации воспитательно-образовательного процесса Формы в

1.Задачи и содержание взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Большую помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующий, воспитатель, которые, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и вызвать медперсонал для установления диагноза и изоляции.

Лица, поступающие на работу и работающие в пищеблоках, обязаны проходить медицинские осмотры и обследования в соответствии с действующими нормативными документами. Так, лица, непосредственно соприкасающиеся с продуктами, посудой, производственным инвентарем и оборудованием, должны проходить гигиеническую подготовку, сдавать зачет раз в 2 года по установленной программе. Санитарный врач имеет право отстранить от работы лиц, не знающих и не выполняющих санитарные правила при работе, до сдачи зачета по установленной программе. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которой отмечают результаты всех медицинских осмотров и обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении гигиенического обучения, аттестации.

Правильные планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация приема детей.

Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел. Это должен знать воспитатель. На основе данных проведенного обследования врач выдает соответствующую справку. В детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих по соседству с ним нет заразных заболеваний.

Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуду обрабатывают и кипятят отдельно, белье замачивают отдельно в дезинфекционных растворах). Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения.

Больше значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняют, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции). Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, при кашле и чиханье прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т.д.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологическая организация) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством, предупреждающим занесение инфекции в ясли и детские сады . Следует добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение.


Похожая информация.


Ирина Беленко
Взаимодействие воспитателей с узкими специалистами

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей . Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи :

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей , музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Были определены формы взаимодействия специалистов : открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят : праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями : готовит консультации по просьбе воспитателя , рекомендации, памятки.

В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде : консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями , посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности выявляет и развивает творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают индивидуальные особенности воспитанников , планируют в ходе занятия задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед, наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок, рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей с воспитателями и родителями воспитанников .

Педагог хореограф с воспитателем проводят мониторинг развития танцевальных способностей дошкольников, а также влияния занятий по хореографии на улучшение состояния здоровья детей. Вместе обучают детей музыкально-ритмическим движениям, танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Воспитатель вместе с хореографом составляют сценарии, намеченные по плану танцы, развлечения, праздники, отвечают за их подготовку и проведение. Обсуждают костюмы, атрибуты к танцам, придумывают новые танцы. Совместно идет подготовка детей к участию как в поселковых мероприятиях, так и на уровне района, готовят детей к фестивалям.

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем . Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель . В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты . Т. е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны :

Тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы .

По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены :

Индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития) . Т. е.

На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень) . На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по художественно-эстетическому направлению с этими детьми. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения художественно-творческой деятельности.

На конец учебного года в результате запланированной работы (разработки индивидуального маршрута) с детьми по повышению требований уровня освоения программы художественно-эстетического направления уровень знаний у детей вырос. Значит необходимо продолжить осуществлять дифференцированный подход к данным детям на НОД в следующем учебном году.

Мы все активно взаимодействуем со специалистами . Но хочется отметить отдельные группы, отдельных педагогов, которые особенно тесно и углубленно взаимодействуют со специалистами по направлению своего опыта работы :

Алгунова Л. М. и Голикова Н. Г. с педагогом изостудии по теме «Приобщение к истокам русской народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через фольклор»;

Евдокимова Н. С. и Ярошевич М. С. также с музыкальным руководителем и педагогом изостудии по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»;

Шабашова Е. Н. и Беленко И. Н. с инструктором по физической культуре по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста».

Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, - неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В любой специальной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;

Индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;

Учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;

Интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов и врачей.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые организуют их взаимодействие в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Кроме того, учитель-логопед планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико- педагогического обследования, которое проводится учителем- логопедом совместно с педагогом-психологом ДОУ. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают и анализируют результаты диагностики, выявляют причины нарушений, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей.

Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФН, ОНР). Даже у детей с ФФН наблюдаются некоторые отставания в лексико- грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико- грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования используется принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. На основе предложенных учителем-логопедом лексических тем происходит и разработка блочного интегрированного календарно- тематического плана, на основании которого строится вся последующая работа.

Комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет:

 обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно- логопедической помощи;

 изучение уровня речевого, познавательного, личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;

 систематическое проведение необходимой

профилактической икоррекционно- логопедической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

 оценку результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;


 формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;

 координацию усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

 создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

 развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

* развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;

 совершенствование мелкой моторики;

 развитие слухового внимания и фонематического слуха;

 развитие зрительно-моторной координации;

 развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

 активизацию отработанной лексики;

 снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

 обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

 повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса.

Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать


проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Работа воспитателя тесно переплетается с работой учителя-логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов ДОУ. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение народных игр с пальчиками и обучение детей ручному труду обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.

На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционноых занятий. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, кинезиотерапия, психогимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физической культуре работает над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально- речевого дыхания, совершенствованием просодических

компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Медицинская сестра осуществляет консультативно- просветительную работу с педагогами и родителями по профилактике заболеваний и соблюдению санитарно- гигиенических правил; оказывает необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам; участвует в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам педагогов или родителей с привлечением специалистов других профилей; при поступлении ребенка в ДОУ собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения; участвует в родительских собраниях.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики,

коррекции речи, обеспечивается интегрированное коррекционно- развивающее образование, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержания других занятий.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно- эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, кинезотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.

Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Кроме того, составляющей частью предметно-развивающей среды групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи являются коррекционные уголки, в которых дошкольники имеют возможность выполнять задания логопеда.

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного

результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года проводятся КВНы между родителями и детьми, на которых помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители, учителя начальных классов.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-до-школьника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц положительно сказывается на качестве работы.

Задание 7. Взаимодействие с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам проведения закаливающих процедур в возрастной группе.

Формируемые компетенции:

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Порядок выполнения задания

1. Провести беседу с медицинским работником, используя как самостоятельно разработанные, так и предложенные вопросы:

Какие закаливающие процедуры проводятся в образовательном процессе ДОО?

Какие задачи реализуются при проведении закаливающих процедур?

Какое место занимают закаливающие процедуры в режиме дня группы? Периодичность их проведения?

Какие закаливающие процедуры являются характерными только для летнего оздоровительного периода, место и время их проведения?

Как осуществляется мониторинг эффективности закаливающих процедур?

Каким образом осуществляется учет индивидуальных особенностей детей (в том числе особенностей здоровья) при проведении закаливающих процедур?

Как организовано взаимодействие с родителями по вопросу закаливания детей?

2. Оформить результаты беседы в свободной форме

- разработанные и предложенные вопросы для беседы с медицинским работником

Объем времени – 1 час

Понимание и определение специфики деятельности воспитателя, медицинского персонала по вопросам охраны здоровья детей

в структуре портфолио

МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Раздел 7. Мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима

Тема 7.2 Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

Задание 8. Наблюдение, анализ, планирование проведения закаливающих процедур, гимнастики после сна в возрастной группе.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК.10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Порядок выполнения задания

1. Выполните наблюдение и анализ за проведением закаливающих процедур, гимнастики в возрастной группе детей по предложенной схеме. (Приложение 8).

2. Оформите результаты проведенного анализа в свободной форме.

3. Разработайте план – конспект (такая же форма конспекта как для утренней гимнастики) проведения закаливающих процедур, гимнастики после сна для детей возрастной группы с учетом имеющихся условий в ДОО. Вид гимнастики после сна на выбор студента (классическая, игровая, сюжетная).

Обеспечивающие средства и литература:

- схема анализа по проведению закаливающих процедур, гимнастики после сна

Рунова М.А., Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез,2004

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Изд. центр «Академия», 2008

Объем времени – 8 часов

Основные показатели оценки результата:

Понимание значения закаливания в укреплении здоровья детей, физиологической сущности, средств и принципов закаливания, методики проведения с детьми разных возрастных групп.

Определение специфики содержания гимнастики после дневного сна.

Использование разных видов закаливания с детьми дошкольного возраста в гимнастике после дневного сна

Определение цели, задач, методов и приемов, средств физического воспитания в соответствии с возрастной группой при планировании гимнастики после сна.

Оформление в соответствии с требованиями к такому виду работ.

Форма представления результата: в структуре портфолио.

в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

В детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог- психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей..

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Б)На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.

У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда».