У ребенка меняется поведение появляется. Изменение в поведении ребенка. Распространенные проблемы с поведением ребенка


Ребенок в этом возрасте - прелестное милое создание, занимающееся в основном тем, что знакомится с мамой и папой, которые, в свою очередь, поближе знакомятся с ним. Целью воспитания в течение первого года жизни является развитие спокойного ребенка, у которого должны установиться доверительные отношения со своими родителями.

Взгляды на воспитание детей постоянно меняются, в настоящее время существует мнение, что в первый год жизни ребенка невозможно избаловать. Если ребенок голоден, его надо покормить; если он испуган, его надо успокоить; если он плачет, его надо утешить. Воспитывать в детях послушание пока не нужно - их достаточно приучить к регулярному режиму.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается в 1,5 раза, а вес - в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Малыш начинает все более активно и успешно двигаться, а значит, приобретает огромные возможности познания окружающего мира. Что же касается психического развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и движений рук.

Что такое восприятие?

Зрительное сосредоточение, появляющееся еще на этапе новорожденности, постепенно совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, и к трем месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд.

Ребенок теперь может следить за движущимися предметами. В 4 месяца он не просто видит, а уже смотрит - живо реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. В младенческом возрасте ребенок воспринимает форму предметов и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показывают одновременно однотонный лист бумаги и лист, на котором изображены вертикальные черные линии, он дольше смотрит на второй лист. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным, к фигурам концентрической формы, к изломам - переходам прямой линии в изогнутую. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие свойства.

К 2-3 месяцам младенец проявляет интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались им раньше. Но реакция новизны появляется только в узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые предметы, которые значительно отличаются от уже виденных ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок зрительно различает воспринимаемые объекты по степени сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если кормить его только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с шести месяцев.
У ребенка также начинает развиваться пространственное восприятие, в частности глубины. Американские психологи провели эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, закрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку тканью, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей при виде «обрыва» начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объекта, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребности в новых впечатлениях. Как? Необходимо стараться, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто находится в разнообразной обстановке и получает больше впечатлений.

Движения и действия.

Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим разные ощущения. Для этого периода характерна синхронизация движения ребенка и матери.
Под звуки речи или при совместном рассматривании картинки мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.

Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движение рук младенца по направлению к предмету и ощупывание предмета появляются на 4-м месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, для чего требуется сложная зрительно-двигательная координация. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание - это первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметом. Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Малыш размахивает схваченным им предметом, стучит, бросает и снова его подбирает, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д.

Привязанность.

Поначалу кажется, младенец только и умеет, что смотреть туманным взглядом, беспорядочно двигать ручками-ножками, кряхтеть и громко плакать. Однако это не так. Природа позаботилась о том, чтобы беззащитный младенец с рождения был окружен заботой и вниманием. Она научила его подавать знаки - сигналы. Да-да, это не просто шум, это знаки, которые подает маленький человек большому. Вскоре вы замечаете, что малыш кричит по-разному - он очень быстро обучает маму (и других внимательных взрослых) различать оттенки своего плача. «Есть пора», «хочу, чтоб погладили», «мне мокро». Так ребенок рассказывает нам о своих потребностях.

Чуть позже, на втором месяце жизни, у младенца появляется самый очаровательный знак, что он сыт и вполне доволен вашим поведением, - улыбка! Сначала она адресована всем, кто находится в зоне его влияния. Но очень скоро (через каких-то пару месяцев) крошка научается различать «своих» и «чужих» и будет одних награждать своей прелестной улыбкой, а от других отстраняться. Его внимание и любезность теперь надо заслужить! Улыбка, гуленье, а потом агу-канье - окрыляют, пленяют и переполняют родителей глубоким чувством любви. Так малыш привязывает к себе взрослых и сам привязывается к ним.

Привязанность - это одновременно и природный инстинкт, и начало безусловной любви. Благодаря привязанности ребенок обеспечен заботой и уходом, т. е. тем, что необходимо ему для выживания. Детская привязанность, по мнению психологов, чем-то схожа с импринтингом у животных. Импринтинг - это (буквально) запечатление, «впечатывание» конкретного образа. Это мощный инстинкт, который удерживает детенышей рядом с их защитниками - родителями и способствует выживанию. Так, гусенок примет за свою маму первого, кого увидит, вылупившись из яйца. Он видит гусыню - и она моментально становится «самым авторитетным лицом», птенец будет ходить только за ней, а значит, находиться под ее защитой. Если он первым увидит человеческие ботинки, то будет следовать за ними.

Человеческая привязанность инстинктивна, а потому не менее прочна. Однако в отличие от «привязки» того же гусенка, она появляется не мгновенно. Привязанность ребенка к родителям развивается постепенно, в течение 12-18 месяцев. По мере взросления наши привязанности меняются. Наш безопасный тыл - родители - заменяются ровесниками, затем теми, в кого мы влюбляемся… Но ранняя привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.

Вывод однозначен и прост: для прочного контакта с детьми необходимо, чтобы они в младенческом возрасте сильно привязались к своим родителям!

Конечно, инстинктивная связь изначально существует между родителями и детьми, особенно между младенцем и матерью, хотя бы потому, что новорожденный ребенок воспринимает себя и ее как единое целое. Однако на исходе третьего месяца он уже осознает свою отдельность. Малыш охотно улыбается другим людям, подолгу гулит, агукает и ко всем идет на руки. Это время формирования его привязанностей. И здесь работает именно инстинкт самосохранения. Малыш крепче привяжется к тому, кто больше его любит - не в смысле гладит и сюсюкает, а удовлетворяет его потребности, кто всегда откликается на его зов - то есть плач, кто кормит, оберегает, носит на руках, когда болит животик. Другими словами, кто соответствует трем главным критериям:

  • хорошо ему знаком;
  • удовлетворяет его жизненные потребности;
  • с кем он чувствует себя комфортно.

Больше всего шансов быть главными в жизни малыша у мамы и у папы, если только они будут соблюдать эти условия.

Добрый день Олеся Геннадьевна.
У нас в семье произошло что то невероятное. Моему сыну 4,6 лет. Мальчик очень активный, общительный, лидирующий в садике. Всегда все выполняет, помогает воспитателям, не дерется, плохих слов от него не услышать. Всегда спасибо, пожалуйста...Вообщем все в садике, даже воспитатели других групп знают его, как ответственного и отзывчегого мальчика. В семье никто никогда не ругался и даже не разговаривали на повышенных тонах, и тем более никаких плохих слов и мата. но около 2х недель назад, ребенка буд- то подменили. В садике срывает уроки, всех обзывает и педагогов и детей, никого не слушается, истерики не хочу, не буду, мне надоело я пошел домой.... убегает за пределы садика и говорит что бы его хорошо попросили и тогда он вернется, ведет себя нагло и вызывающе.... на уроках музыки не получается, петь он психует и говорит что все и всё ему тут надоело и уходит. Кидается стульями.... Катострофа одним словом. Мы дома его уже наказали на неделю он остался без мультиков и сладкого, но и это его не останавливает, если раньше он начинал плакать извиняться и обещать что больше так не будет, то теперь он спокойно реагирует: ну нет мультиков и ладно.... У меня руки опускаются, не знаю что делать, муж, который на эмоции не пробивной, ходит черней тучи... не знаем что делать и как правильно себя вести. Подскажите пожалуйста. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Или может все-таки лучше на прямую обратиться к вам. Прийти на прием??? Помогите....

Здравствуйте,Алена. Очень хорошо, что вы достаточно чётко сформулировали вопросы, на которые хотите получить ответ. С них и начнём. По порядку.

Вы спрашиваете, в чём может быть причина того, что ребёнок стал демонстрировать протест, упрямство и негативизм. Судя по описанным признакам, Вы и Ваш малыш медленно, но верно подходите к тому кризисному периоду, когда происходят значительные изменения в развитии и поведении ребёнка, это нормальный этап, и его раньше или позднее проходят все дети. Суть перемен в том, что до этого периода Ваши желания и желания ребёнка были прочно связаны и почти неразделимы, потому что ребёнок ещё не осознавал, чего он хочет сам по себе, ему могло быть просто комфортно или дискомфортно. По сути, он был простым продолжением Вас, поэтому раньше и работала схема «я сказала - ты сделал». Но именно в этот кризисный период ребёнок становится более самостоятельным и независимым, потому что отныне у него появляются свои собственные желания и потребности, отдельные от ваших. Он начинает активно изучать окружающий мир, детей и взрослых, границы дозволенного и недозволенного и свои собственные возможности.

И если этот кризис пройден успешно, то на выходе из него мы получаем ребёнка, который со многим может справится самостоятельно, чётко знает, что можно и что нельзя, умеет адекватно выражать свои чувства и желания (например, если у него что-то отобрали, скажет прямо «Это моё ведёрко. Отдай, пожалуйста», а не пойдёт крушить песочницу и бить совком других детей, выражая своё негодование).

Я вижу, что Вы стараетесь с пониманием и уважением относиться к желаниям вашего ребёнка, уделяете ему много времени и сил и стараетесь делать всё. Это очень хорошо. В то же время, похоже, Вы относитесь к ребёнку, как к маленькому взрослому. В итоге ребёнок, который был раньше относительно свободен, вдруг и довольно резко оказывается перегружен просьбами, предложениями, частоколом выборов и ответственностью за своё поведение/

Итак, вот что, на мой взгляд, могло бы помочь Вам в вашей ситуации:

1. Задайте и создайте ребёнку чёткие безопасные границы, в рамках которых он мог бы спокойно действовать, экспериментировать и проявлять самостоятельность, не вредя себе. В данном случае, я имею в виду не только физические границы, но и психологические. Ребёнок чётко должен знать, что можно, что нельзя, что будет, если эти границы нарушить и почему их лучше не нарушать. При этом важно, чтобы каждое «нельзя» шло в паре с альтернативным «можно», например: нельзя кошку бить, а можно гладить, кормить и расчёсывать. Нельзя прыгать на диване, можно на полу, на улице и на батуте.

2. Требования, которые Вы предъявляете ребёнку должны быть разумными (с учётом его реальных возможностей, а не ваших текущих желаний), постоянными и едиными у всех членов семьи . Если Вы требуете, чтобы игрушки были убраны перед сном, они должны быть убраны и при Вас, и при папе, и при дедушке с бабушкой, и после гостей, и в дождь, и даже если Вам лично сегодня всё равно и Вы устали. Старайтесь твёрдо следить за тем, чтобы эти требования, раз уж Вы их выдвинули, исполнялись. Многие вещи, которые ребёнок отказывается делать в приказном порядке («Убери всё сейчас же» или «Вымой руки»), можно делать сначала вместе (брать ребёнка за руку и убирать игрушки вместе с ним, или мыть руки вместе каждый своим мылом), ведь правила едины для всех.

3. Придерживайтесь чёткого режима дня. Ребёнок должен знать, что утром, когда он проснётся, рядом с кроваткой будет лежать его одежда, потом он умоется и почистит зубы, потом поест, потом поиграет, потом пойдёт гулять и т.д.

4. Сосредоточьте усилия на том, чтобы поддерживать и вознаграждать у ребёнка желательное поведение, а не наказывать и всеми силами искоренять нежелательное. Подавайте ему пример своим собственным поведением.

5. Дайте ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и успешным. Пусть он иногда сам выбирает во что и как ему играть, если в данный момент он не скучает и не просит вас о помощи. Терпеливо ждите, пока он сам доест суп, даже если обливается при этом, сам застегнёт куртку или натянет штаны. Независимо от результата, хвалите его за усилия. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и расширять свои возможности.

6. Помните, что так же, как он изучает окружающий мир, он изучает Вас. Капризы и крики могут быть просто ещё одним способом получить от Вас то, что ему нужно или избежать того, что делать не хочется. Следите за своими реакциями и будьте терпеливы.
Я изложила всё в общих чертах, и, предполагаю, что у Вас могут возникнуть вопросы по какому-то из пунктов. В этом случае, запишитесь ко мне на консультацию, и мы разберёмся во всём подробно и с учётом Ваших возможностей.

Уверена у Вас все получится. Успехов Вам.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

Хитрова Олеся Геннадьевна, психолог в Челябинске

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.

Какое поведение считается нормальным?

Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.

В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.

Что говорит об отклонении от нормы

Если ребенок иногда впадает в истерику , спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:

  • Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
  • Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
  • Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
  • Ребенок часто лжет , ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
  • Плохое поведение в школе: драки , опоздания и прогулы.
  • Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
  • Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
  • Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
  • Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
  • Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.

С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.

Распространенные проблемы с поведением ребенка

Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.

Неуважение и дерзость

Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.

  • Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
  • Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
  • В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
  • Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
  • Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
  • Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
  • Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.

Сквернословие

Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
  • Не допускайте сквернословия дома.
  • Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
  • Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.

Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.

Агрессивное или жестокое поведение

Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.

Ребенок учится агрессивному поведению . Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.

  • Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
  • Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
  • Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.

Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.

Ложь

Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:

  • Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
  • Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
  • Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
  • Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.

Буллинг

Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.

  • С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
  • Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
  • Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.

Манипуляции

Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.

Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.

  • Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
  • Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
  • Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.

Низкая мотивация и лень

Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:

  • Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
  • Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
  • Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
  • Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка . Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
  • Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.

Плохое поведение в школе

«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.

  • Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
  • Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
  • Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».

Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.

Оцените публикацию

Вконтакт

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Если ваш ребенок внешне безучастен ипокорен, или же в его поведении прослеживаются внезапные вспышки яростии стремление делать «все наперекор» можно просто не разглядеть явныхсимптомов его психологического неблагополучия. Как раз в последнемпримере родные и близкие ребенка, практически уверены, что отклонения вего поведении это следствие отсутствия «твердой руки» отца: «А что Выожидали? Ребенка просто некому поставить на место».
В течение достаточно продолжительно периода ребенок после развода старается использовать все доступные ему способы каким-либообразом его предотвратить. В большинстве своем – это изменившеесяповедение. То, что он может самостоятельно контролировать.
Основные детские тактики:
Ребенок – серая мышка. Дети изо всех сил стараются статьнезаметными, укрыться в дальнем углу и ни каким образом не раздражать родителей и избегают маломальского общения с ними. Данный стильповедения особенно удобен для обоих супругов, ведь ребенок оченьспокойный и послушный.
Ребенок - герой. Дети с данным стилем поведения всеми силамискрывают все свои душевные переживания, опасаясь лишний раз потревожитьродителей, стоически переносят их недоступность в эмоциональном плане ивзваливают на себя их обязанности.
Пример:
1- «Мама, очень устала на работе, она недовольна беспорядком игрязью, и я просто обязан, навести чистоту», - так рассуждает ребенок,при этом, не догадываясь, что требование порядка, это лишь очереднойповод для скандала между родителями, чистоте являются лишь предлогомдля скандала между родителями.
2- Обещания, даваемые самому себе, такие как «Я учиться буду только на «отлично»
Ребенок - больной. Заболевший ребенок – это просто отличныйповод, заставить обоих родителей не расставаться, и держаться, вместеопираясь на чувство вины. В обязанности профессионального психотерапевта перед тем так назначить ребенку соответствующее лечениеи процедуры по поводу детских истерий и неврозов, входит тщательнейшееизучение истории семейных отношений.
Яркие симптомы заболевания:
- тики различной этиологии;
-недержание мочи (энурез);
-обкусывание ногтей (онихофагия);
- недержание кала (энкопрез);
- обгрызание волос (трихотиломания);
- обжорство или наоборот потеря аппетита;
- потеря веса и т.п.
Все это - явные показатели начинающейся детской депрессии, развивающейся в ответ на сложившуюся неблагополучную ситуацию.
У ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, просто нет другойвозможности продемонстрировать свой душевный дискомфорт, и онприменяет, лишь доступные ему способы сообщения о нем.
Ребенок эмоционально отстранен. Дети выглядят отстраненными,«летающими в облаках» и абсолютно равнодушными ко всему происходящему. А на самом деле –это поведение защита-показатель говорящая окритической степени дискомфорта. Ребенок просто разочаровался в своихсилах, у него «опустились руки». Но родители, в большинстве своем,данный тип поведения воспринимают наоборот – как признак детскогоблагополучия.
Проблемный ребенок. Это практически аналогично «ребенку-больному»,лишь его заболевание выглядит, как неадекватное поведение дома или жев коллективе сверстников.
Основная часть родительской энергии идет на устранение конфликтныхситуаций связанных с ребенком, вместо того, чтобы заниматься решениемнеприятностей возникающих в собственной семье.