Украшения по эскизам дали. Комментарии Сальвадора Дали о своей коллекции ювелирных изделий (1959 г.). «Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить.

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

— Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
— Бьющееся сердце из рубина!
Диалог Сальвадора и Гала

Шедевры — как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она — вдохновительница, он — исполнитель. Идеальное тому подтверждение — дуэт Гала и Сальвадора Дали.Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.


Ювелирная коллекция Фонда «Гала — Сальвадор Дали» — роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...


Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.


Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии.


Сердце из медовых сот.
Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.


Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар
- музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",
1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.


Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.


Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.


Крест ангела, 1960
В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.


Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.


Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.




И снова Дали со своими шуточками - наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.




Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.




Крест из золотых кубов, 1959.



Лазуритовый крест.
Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.




Падший ангел, 1963.




Цветок жизни, 1959.




Лебединое озеро, 1959.




. Паук ночи, 1962.



Свет Христа, 1953.




Дафна, 1967.



Дельфины и русалки, 1969.



Космический слон, 1961.




Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок
Золото, натуральные камни.
Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.
Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.


Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.



Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже». 




Ниже-Виноград бессмертия, 1970.



Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.


Брошь-часы Глаз Времени.
Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.


Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.
Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

С.Дали
Тристан и Изольда


Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.
Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть - дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".
(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".
Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет
Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала — Сальвадор Дали».





Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.


В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».

Ну и напоследок, взгляните на видео, о том, как работают некоторые изделия - это признание Дали в истинной любви. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.



Оригинал записи и комментарии на

Ну а сейчас немного подробнее об украшениях Сальвадора Дали.

Когда Вы их увидите, Вы поймете, что даже если никогда не знали, что Дали занимался дизайном украшений, увидив их любой единожды видевший другие творения дали - безошибочно определил бы автора.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Шедевры — как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она — вдохновительница, он — исполнитель. Идеальное тому подтверждение — дуэт Гала и Сальвадора Дали. Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Madelle Hegeler демонстрирует ювелирные изделия Сальвадора Дали, Нью-Йорк, май 1959

Конечный художник — зритель

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Ну, что поехали в Фигейрес любоваться на шедевры Дали?
ПОООООехали!

В музее эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Как Вы думаете что это?

А это песнь любви Сальвадора к Гале - рубиновое «Королевское сердце», которое на самом деле «билось», как настоящее — благодаря подвижному элементу внутри. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры Дали, которые выставлены в музее на его родине. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.

Это настоящий сюрреалистический объект «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:
« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:

- Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? 

И она ответила новым подарком для меня: 
- Бьющееся сердце из рубина!»

.

Вот оно:

Одной из самых знаменитых работ Дали является брошь «Глаз Времени». С этой удивительной брошью фотографировался и сам Дали, и Гала, и несколько моделей, демонстрировавших её в Америке.

Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».

Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее.


Открывается и закрывается, как прекрасный цветок, являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.

Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.

Другим известным украшением является брошь «Рубиновые Губы» - действительно усыпанная рубинами, демонстрирующая в разомкнутом рте жемчужные зубки. Она была создана после войны, когда искусству требовались новые формы, новые идеалы. Сальвадор Дали в своем прикладном творчестве делал акцент на красоте деталей.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики


Впервые Дали начал создавать ювелирные изделия в 1941 году. Дали нарисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его идеи воплощены ювелиром и другом семьи Карлосом Алемани. "Визитной карточкой" всех этих сокровищ была насыщенность цвета: "Саншайн" (самое солнечное желтое золото), рубины, белоснежный жемчуг, коралл, цвета крови, самый яркие изумруды, сапфиры богатого синего цвета, ослепительное серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво!

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.


Космический слон.
Большой слон - это символ силы и власти, а опирается он на длинные и тонкие ноги, похожие на комариные. Это в свою очередь олицетворяет неустойчивость и ненадежность всего, что на первый взгляд кажется незыблемым.

Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл

Капли крови орошают всю жизнь. Алмазы, рубины, изумруды, золото, драгоценные дары земли, здесь связаны, образуя крест, символ вечной жизни.

Кровоточащий мир.
"Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир."

Об этом украшении Дали рассказал так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».

сентябрь 1958 года

Окончание завтра...

Комментарии Сальвадора Дали о своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.:

В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями.

Палладин нового Возрождения, я тоже отказываюсь быть ограниченным. Мое искусство охватывает, помимо живописи, физику, математику, архитектуру, ядерную науку - психоядерную, ядерную мистику и ювелирное мастерство. Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть - дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху возрождения.


ДИЗАЙН И ВДОХНОВЕНИЕ

В ювелирных изделиях, так же как и во всей моей творческой деятельности, я воплощаю то, что больше всего люблю. В некоторых из них можно оценить архитектурные оттенки (как и на отдельных моих картинах). Здесь еще раз проявляется логарифмический закон, а так же отношения между духом и материей, между временем и пространством.


ОБ ОТНОШЕНИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

Понимание единства времени и пространства проникло в мое сознание еще в детстве. Однако изобретение мною «мягких часов» - сначала написанных маслом, а позже, в 1950 году, изготовленных из золота и драгоценных камней, вызвало противоречивые отклики: принятие и понимание, с одной стороны, и скептицизм и недоверие, с другой.

Сегодня в американских школах мои «мягкие часы» демонстрируются как пророческое выражение текучести времени…, нераздельности времени и пространства. Скорость передвижения в наше время - космические полеты - подтверждают это убеждение. Время текуче, оно не застывшее.

О ПРИНИСЫВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОДУШЕВЛЕННЫМ ОБЪЕКТАМ

Антропоморфные темы вновь и вновь проявляются в моих ювелирных изделиях. Я вижу человеческие формы в деревьях, листьях, животных; животное и растительное - в человеческом.


Мое искусство живописью, бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами, золотом, хризопразом доказывает, каким образом происходит метаморфоза; человеческие существа обладают способностью создавать и преобразовывать. Когда они спят, они абсолютно меняются, превращаясь в цветы, растения, деревья. Следующее преобразование происходит в Раю. Тело вновь становится цельным и достигает совершенства.




О ФРИВОЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ВИДЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДАЛИ

Иллюзия! Ювелирные изделия Дали должны восприниматься очень серьезно. Мне нравится, когда мои «Телефонные серьги» вызывают улыбку. Улыбка есть нечто приятное. Но эти серьги, так же как и все мои ювелирные изделия, серьезные вещи. Серьги - обозначают ухо - символ гармонии и единства. Они заключают в себе значение скорости современных средств коммуникации, надежды и опасности внезапного обмена мыслями.

О КОЛЛЕКЦИИ

Моя коллекция ювелирных изделий, собранная Ассоциацией Оуэн Чисем, неизбежно приобретет историческое значение. Со временем эти изделия докажут, что просто красивые предметы, не имеющие практического применения, но при этом прекрасно изготовленные были оценены в эпоху, когда основной упор делался, казалось, на все утилитарное и материальное.


Освобожденные от материализма и во имя филантропических идеалов, ювелирные изделия Дали выступают послами в Америке, России, Европе и остальном мире, символизируя собой космогоническое единство нашего века.


Ювелирно оформленные вещи - украшения, медали, кресты, предметы искусства были задуманы не для того, чтобы храниться мертвым грузом в бронированной камере. Они были созданы, чтобы радовать глаз, поднимать дух, будить воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти изделия не выполнили бы той функции, ради которой они были созданы. Значит, сам зритель превращается, в конечном счете, в художника. Его взгляд, сердце, ум, улавливая, в большей или меньшей степени понимая намерение создателя и сливаясь с этим намерением, вдыхают жизнь в эти изделия.






История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Изготовлением реплик уникальных украшений, представленных в нашем интернет-магазине, по эксклюзивной лицензии занимается Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение» - С. Дали.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 г.

Сальвадор Дали не раз убеждал мир в универсальности своего таланта. Идею собственной коллекции ювелирных изделий, обладающих неповторимым сюрреалистичным шармом, он вынашивал много лет, но претворить в жизнь свои идеи смог, наконец, повстречав талантливого ювелира Карлоса Алемани.

Уроженец Буэнос-Айреса Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.


С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, - изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.


Модель, демонстрирующая ювелирные произведения Сальвадора Дали

По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений и ещё два были созданы уже после смерти художника. Всего в мире существует 39 ювелирных работ по эскизам Сальвадора Дали. Начиная с военного 1941 года, когда Дали живёт и работает в США, компания нью-йоркских ювелиров «Alemany & Ertman» претворяет фантазии мастера в жизнь под его контролем. Одно за другим на свет появляются произведения искусства, «нарисованные» драгоценными материалами.



Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали в выставочном зале "Dali-Joies" Театра-Музея Дали в Фигерасе

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

В 1999 году Фонд «Гала – Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений, рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.


«Космический слон», 1961

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

С. Дали «Живой цветок», 1959 год. Золото, бриллианты, малахитовая основа

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Правда, посвятил Дали механическое сердце коронации Елизаветы II.

Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.


«Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, 1953 год

«Живое» рубиновое сердце

Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.

С. Дали, К. Алемани. Брошь «Сердце из медовых сот», 1949 год, золото, бриллианты, рубины




С. Дали. Ожерелье с переплетенными конечностями (Хореографическое ожерелье), ок. 1964, золото, бриллианты, аметист, сапфир




С. Дали «Лебединое озеро», 1959 год, золото, бриллианты, аквамарины, изумруды, сапфиры, горный кристалл. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Рука в форме листа», 1949 год, золото, изумруд, рубины. Фото: Richard Lozin




С. Дали, К. Алемани «Pax Vobiscum», 1968 год, золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды. Фото: Richard Lozin





С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц. Фото: Richard Lozin




Брошь «Постоянство памяти», 1949 год



Адрес музея, где расположена выставка, время работы, цены на билеты, а также другую полезную информацию вы сможете найти на официальном сайте фонда «Гала-Сальвадор Дали» .

По какой-то причине, далеко не все знают, что кроме вклада в живопись, этот художник успел немало побудоражить знатоков ювелирного дела.

Значение ювелирных произведений Дали вряд ли кто-то мог бы сформулировать точнее, чем это сделал сам художник, хотя и иносказательно. Первое из «Десяти правил для тех, кто хочет стать художником», гласит « ... Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни» На всякий случай, остальные девять:


2. Не бойся совершенства: тебе никогда не добиться его!

3. Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя.

4. Не теряй глаз, руку, ни тем более голову, если ты станешь художником, они пригодятся тебе.

5. Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме.

6. Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежет тобой.

7. У лени шедевров нет!

8. Художник, рисуй!

9. Художник, не пей спиртного и за всю жизнь не кури гашиш больше пяти раз.

10. Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.

Но проблема заключается в том, что сегодня можно назвать лишь несколько публикаций, посвящённых итогам развития ювелирного искусства в ХХ В., где упоминается имя художника и сделаны попытки определить его роль в этом процессе. 

В 1985 г. в Нью- Йорке вышла книга английского критика Барбары Картлидж «Ювелирные украшения двадцатого века», подводящая итоги столетия, где имя Дали названо в ряду выдающихся художников XX столетия, которые в послевоенные 1940 - 1950-е гг. работают в сфере художественных ювелирных украшений.




Автор книги, владелец известнейшей лондонской ювелирной галереи «Электрум», высоко оценивает значение ювелирных произведений Дали. Она отмечает, что, в отличие от Пабло Пиикассо, Макса Эрнста, Александра Колдера и Жоржа Брака, занимавшихся ювелирным искусством время от времени, «Дали работает в этой области постоянно: его рисунки, осуществлённые высококвалифицированными ремесленниками, составляют важную часть его вклада в искусство вообще», - и далее: «Экстраординарная коллекция его сюрреалистических ювелирных изделий из золота и драгоценных камней с механизмами, как бьющееся сердце, шокирует мир привычного ювелирного искусства своей дерзостью и экстравагантностью.

Космический слон.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.


Несколько определённее по поводу ювелирных произведений Дали высказался немецкий историк Германн Шадт в книге «Искусство златокузнецов. 5000 лет украшений и посуды»: «Ювелирный дизайн испанского живописца Сальвадора Дали иллюстрирует соединение различных сфер его интересов: что пространство совокупных живописных концепций может быть трансформировано в украшение... »

Впервые к созданию украшений Дали обратился в 1941 году. Дали рисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его задумки воплощал ювелир и друг семьи Карлос Алемани. «Визитной карточкой» всех этих сокровищ была цветовая насыщенность: самое «солнечное» жёлтое золото, рубины, белейший жемчуг, кровавые кораллы, самые колоритные изумруды, густо-синие сапфиры, ослепительно чистое серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво.

Результат:

Далее, находясь в США между 1942 и 1944 г., Дали совместно с Домом Вердура создаёт драгоценности, навеянные «общей ностальгией по Возрождению». Здесь в военные годы, с одной стороны, продолжает господствовать «стиль выскочек» (cocktail style). С другой - сложились благоприятные условия для реализации Оригинальных творческих концепций в модернизации предметного мира, принесённые художнииками-эмигрантами из Европы.

Сама атмосфера художественной культуры США этих лет создавала благодатную почву для чрезвычайного расширения диапазона интересов художника. В воюющей Европе эксперименты в ювелирном деле были немыслимы. В течении всех этих лет производство драгоценностей как предметов роскоши облагалось высокими налогами. В послевоенные годы особым спросом в Европе пользовались украшения, выполненные в традиционном дизайне. Они в наибольшей мере отвечали превалирующим в обществе стремлениям восстановить разрушенный войной размеренный ритм жизни. 



Ситуация начинает меняться только в конце 1940-х гг., когда завершается период «празднования мира» и потребность в переменах возникает в наиболее консервативных «малых искусствах». 

Ювелирные произведения Дали конца 1940-х гг. - это овеществленное развитие его живописных образов. Исследователи не раз отмечали, что из картин Дали нельзя выбросить ни одной детали. Но важно и то, что они буквально насыщены художественными афоризмами, ставшими знаковыми символами ХХ в.


Моя цель - показать ювелирное искусство в его истинном значении. Дизайн и мастерство должны стоить больше, чем драгоценные камни и металлы, как это было в эпоху Возрождения».

Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл. 




Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже». 




Следующее десятилетие стало особенно плодотворным для Дали-ювелира. В этот период он создал свои самые известные произведения - брошь-часы «Глаз времени», «Рубиновое сердце», брошь «Рубиновые губы». Композиции 1950-х гг. постепенно обретают некую цельность, что косвенно подтверждается их относительной самостоятельностью. Относительной, потому что первоначальную идеи всё же реализуются в живописи; не столь буквально, как в 1940-х, репродуцируются в ювелирных изделиях. 



Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».


Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее

Открывается и закрывается, как прекрасный цветок , являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.

В ещё большей степени развитие произведения прикладного искусства как «пластической философской метафоры», художник отразил в сюрреалистическом объекте «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:
« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:

Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? 

И она ответила новым подарком для меня: 
- Бьющееся сердце из рубина!»

.


Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.


Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики.