Управление воспитательной работы рвсн. Значение патриотизма в развитии современного общества

Вопросы:
1. Патриотизм: истоки и традиции.
2. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России.

Патриотизм (от греческого patriots - соотечественник, земляк и латинского patria - родина, отечество. Буквально: любовь к отечеству, преданность ему) - одно из древнейших социальных явлений на земле. Как и всякое общественное явление, патриотизм имеет в объективной действительности, т.е. в развитии общества, свои материальные основы. Сущность патриотизма нельзя понять без выяснения его источников. Ученые М. Свердлин и П. Рогачев считают, что «первой предпосылкой патриотизма является формирование коллективизма». Я. Дзюба и Н. Губанов утверждают, что предпосылки возникновения патриотизма - в возникновении человеческих общностей, в развитии общения и связей между ними.
Патриотизм как определенный социально-исторический продукт проходит в своем развитии ряд этапов и форм в зависимости от того, какая социальная общность держит его на своем вооружении. Долгое время патриотизм находился на уровне общественной психологии, где эмоции и чувства были преобладающими. Да и сейчас они не потеряли своего значения. Вначале чувство патриотизма складывалось стихийно и ограничивалось восприятием родной природы, условий жизни, труда, быта. Постепенно развиваясь, патриотизм все более испытывал на себе влияние идеологии. Это влияние особенно возрастает в современном обществе.
Существует ряд концепций патриотизма. Немецкий философ Г. Гегель рассматривал патриотизм как некую мистическую силу, как «сознание абсолютности государства». Английский лорд X. Спурел объявлял патриотизм биологическим свойством людей. «Корни патриотизма, - писал он, - следует искать в том чисто животном инстинкте, простейшим проявлением которого является забота животного о своей самке и своих детенышах». Такое понимание патриотизма ничего общего с наукой не имеет, и оно не получило широкого признания.
Наиболее часто понятие «патриотизм» рассматривается наряду с понятиями «национализм» и «шовинизм». Так, американский социолог Бойд Шейфер в своей книге «Национализм» прямо отождествляет патриотизм и национализм. Бразильский социолог Брэдфорд Бернс в книге «Национализм в Бразилии» пишет: «Быть националистом - это быть гражданином, осознающим свой долг перед родиной. Быть националистом - это просто-напросто быть бразильским патриотом». В унисон такому националистическому пониманию патриотизма американский социолог Г. Кон всячески восхваляет национализм США, утверждая, что с конца XVIII века и до сих пор путеводной звездой исторического развития является национализм, а современную эпоху он называет веком паннационализма.
По поводу таких антинаучных и реакционных взглядов на понимание патриотизма необходимо сказать, что патриотизм и национализм не однозначные и тем более не тождественные понятия, и это убедительно подтверждает их этимологическое сравнение. Патриотизм - это любовь к Родине. А национализм (от фр. nationalisme) - это идеология и политика, предназначенная выражать классовые (групповые) интересы в национальном вопросе. Национализм появился позднее патриотизма, уже только с зарождением и развитием капитализма. Шовинизм, близкое к национализму понятие, также ничего не имеет общего с патриотизмом. Определение «шовинизм» происходит от фр. chauvinisme - по имени французского солдата Chauvin, поклонника завоевательной политики Наполеона. Шовинизм - это проповедь национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам. Говоря о несовместимости понятий патриотизма и национализма, отечественные исследователи П. Рогачев и М. Свердлин справедливо пишут: «Патриотизм - это естественное состояние сознания гражданина, понимающего свой долг перед родиной, национализм же - это искаженное отражение действительности, аномальное состояние сознания».
В отличие от национализма в патриотизме обязательно имеет место общечеловеческое начало. Многие из декабристов подчеркивали не только свой патриотизм, но и свой демократизм, гуманизм, уважение к другим народам. П. Каховский писал: «Человек, исполненный чистотою, жертвует собой не с тем, чтобы заслужить славу, строчку в истории, он творит добро для добра без возмездия. Так думал я, так и поступал, увлеченный пламенной любовью к родине, страстью к свободе, я не видел преступления для блага общего». Подобные мысли выражал на рубеже XIX-XX веков выдающийся грузинский мыслитель Важа Пшавела: «Каждый сын своего отечества должен служить своей родине всеми своими силами... и настолько разумным будет его труд и насколько полезна его деятельность, настолько полезным будет он и для всего человечества».
Патриотизм, вбирая в себя прогрессивные идеи прошлого, не только противостоит национализму и шовинизму, но и имеет ярко выраженную тенденцию обогащения своего содержания общедемократическими и общечеловеческими ценностями.
Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природно обусловленные, или естественные, связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также духовные связи и отношения.
Национальная общность оказывает иногда решающее влияние на формирование патриотизма. Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя дома, а это предпосылка естественного (инстинктивного) патриотического чувства. Тем не менее расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю естественность такого отношения. Национальный характер любви к Родине - необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация является многонациональным, полиэтническим государством, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе, в ней очень распространен, однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма.
Кроме национального патриотизма в современном российском обществе широко распространен патриотизм на интернациональной основе. Имеются в виду два вида патриотизма: во-первых, патриотизм на основе реального интернационализма; во-вторых, патриотизм как составная часть идеологии бывшего советского государства. Последний сегодня хотя и уходит в прошлое, но еще весьма действенный элемент практического сознания россиян старшего поколения. Причина его актуальности в ностальгии по СССР как «дружной семье народов», а также в глубочайшем разочаровании, которое возникло у многих граждан России после распада СССР.
Разновидностью патриотизма на национальной основе является двойной патриотизм членов национально-этнических диаспор, существующих практически во всех государствах мира: у большинства членов диаспор две родины - историческая (страна предков) и собственно родина (страна, где они родились и постоянно живут). Например, у многих выходцев из России, живущих в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах, сохраняется эмоциональное отношение к России как исторической родине и в то же время возникает патриотическое чувство к странам проживания. По мере ассимиляции, происходящей у разных этносов в разных странах с разной скоростью, любовь к исторической родине постепенно ослабевает, но при определенных условиях она, как тлеющие угли, может вспыхнуть с новой силой.
Патриотизм на национальной основе и национализм, питаемый патриотическими чувствами и идеями, близкие, но не идентичные феномены. У них разные объекты любви и почитания: с одной стороны, родной край, родная страна; с другой - нация, народ. Это сказывается на характере и направленности обращенных к ним эмоций. Обыкновенно патриотизм сочетается с чувством и сознанием национального достоинства, уважением к самому себе как представителю определенной национальной общности.
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолевать трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.
В битвах с врагами нашей Родины сложились и развиваются такие боевые традиции, как любовь к своему кораблю, части, верность Боевому знамени, защита командира в бою, чувство товарищества и многие-многие другие.
В первом российском Морском уставе появилось в сравнении с западным уставом одно примечательное новшество: корабль под Андреевским флагом не имел права никогда, ни при каких обстоятельствах этот флаг спускать, то есть сдаться. Три с лишним века минуло с тех пор. Но эта традиция осталась до сих пор. Вся история России с петровских времен подтверждает силу духа русских воинов. Сам Петр I, окруженный в приднестровских степях громадной и хорошо вооруженной армией врага, в безнадежном, казалось бы, положении, даже не помышлял о сдаче. Ценой немалых потерь и уступок русские войска с честью вышли из беды. Такое бывало в нашей истории неоднократно. Например, Москва была оставлена Наполеону, но не сдалась, не принесла ему ключи на Поклонную гору, жители покинули столицу. А во время русско-турецкой войны в 1877 году небольшой русский гарнизон был осажден в крепости Баязет. Положение казалось безнадежным, по данным объективной военной науки. В любой армии мира начальника гарнизона и его офицеров, согласившихся на капитуляцию в подобных условиях, не осудили бы ни трибунал, ни общественное мнение. Но в России было не так. Комендант крепости, скромный офицер в небольшом чине, ответил врагам, выражая отнюдь не личное, а русское общеармейское мнение: «Русские берут крепости, но никогда не сдают их!»
Выясняя основные направления формирования и повышения престижа воинской службы, формирования ценностной ориентации воинов, необходимо восстановить, разумно использовать в обучении и воспитании воинов все то, что скрепляло, цементировало единство Русской армии и флота на протяжении веков.
К числу духовных исторических традиций Российских армии и флота следует отнести следующие:
- активное участие армии, русского воинства в культурном развитии страны, умножении духовного наследия поколений;
- традицию культурного воинского подвижничества, свидетельствующую о тесном родстве армии со своим народом;
- традицию гуманизма, бескорыстия, стремление прийти на помощь нуждающимся как внутри страны, так и за ее пределами;
- активное участие русского воинства, армии и флота в увековечении героических страниц истории в памятниках народной и воинской славы;
- созидательный характер воинской деятельности, активное участие армии в свершениях своего народа;
- традиции военных парадов, производство салютов в честь победителей и ряд других.
В связи с этим в условиях реформирования Вооруженных Сил, при расформировании частей и соединений, носящих заслуженные в боях почетные наименования, имеющих на Боевых знаменах многочисленные награды, важно сохранить историческую память, чтобы не растерять боевых традиций, поддержать моральный дух военнослужащих. Воинские традиции как духовная ценность, имеющие многовековую историю, сохранятся, прорастут в новых поколениях военных. Забота о традициях нужна на всех уровнях военного руководства.

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской службы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности, выступает тем идейным стержнем, который пронизывает всю жизнь и деятельность воинских коллективов.
Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер воинской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга. Каким же образом осуществляется это воздействие?
1. Любовь к Родине, патриотизм позволяют ее защитникам лучше осознавать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. России чужда политика агрессии и милитаризма, но она должна быть готова дать отпор любому агрессору. Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.
Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.
2. Любовь к Родине, патриотизм помогают справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной стороны, эти трудности обусловлены характером задач, стоящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых осуществляется деятельность военнослужащих. С другой - вызваны порой недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.
Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она сильно отличается от других областей общественной жизни, где конкретные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и ясностью, как в Вооруженных Силах. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже порой внеслужебных отношений.
Военная служба является особым видом государственной службы, как отмечается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Поэтому воспитание патриотизма является первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в воинских коллективах.
3. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины.
Сегодня быть воином-патриотом - это значит активно содействовать осуществлению военной реформы в стране, четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально-боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов.
4. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что имеется в армейской жизни. Он заставляет бороться с равнодушием и нигилизмом, с благодушием и самоуспокоенностью, с недостатками и упущениями в службе.
В большинстве частей и подразделений командиры правильно понимают свои задачи, в том числе и воспитательные, пользуются авторитетом и доверием подчиненных, кропотливо ведут с ними воспитательную работу. Именно они воспитывают в душах солдат такие благородные чувства, как любовь к Родине, верность воинскому долгу, побуждают их с высокой ответственностью относиться к служебным обязанностям. Эта работа станет еще более эффективной, если командиры всех степеней будут ближе к подчиненным, будут знать их настроения, хорошо представлять морально-психологическую атмосферу в коллективе, целеустремленно вести индивидуальную работу. Учитывая существенное снижение качественных характеристик призывников, прибывающих в Вооруженные Силы РФ, воспитательная роль офицеров, младших командиров еще более возрастает.
Большие и сложные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, процессы, происходящие в войсках под влиянием военной реформы, требуют научного подхода к организации работы с личным составом, полного учета ее закономерностей и принципов, а также качественных изменений в личном составе армии и флота. В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества, армии и флота, нависла реальная угроза их утраты.
Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться интеллектуальный и культурный уровень россиян, а с другой - расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир.
Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздание эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.
Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженное выполнение долга.
Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально- экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к конкретной Родине, к конкретному Отечеству.
На формирование патриотических чувств у российских воинов большое влияние оказывает служба в Вооруженных Силах, тот внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами. Патриотизм является духовным стержнем обороноспособности нашей страны.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, учреждений культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет.
Конечным результатом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Методические рекомендации
Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, важно подчеркнуть, что все военнослужащие Вооруженных Сил РФ должны сочетать в себе высокий профессионализм, любовь к Родине, верность воинскому долгу и традициям.
При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть истоки патриотизма военнослужащих Российской армии, показать на примерах их верность воинскому долгу и воинским традициям.
В ходе изучения второго вопроса с учетом особенностей слушателей следует проанализировать наиболее актуальные проблемы духовно-нравственной безопасности России, особое внимание при этом обратить на осознание необходимости своего ратного труда на благо Отечества, успешное преодоление многочисленных трудностей в повседневной армейской жизни и боевой обстановке, укрепление боевого потенциала ВС РФ и прежде всего его духовной составляющей - патриотизма.
В заключение необходимо сделать выводы по занятию, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

Рекомендуемая литература:
1. Гасанов 3. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. - 2005. - № 6. - с. 59-63
2. Пшавела В. Избранное. - Тбилиси, 1953.
3. Уткин Б. Заветы победителей защитникам Отечества: историко-публицистические очерки. - М.: Главархив Москвы, 2005.
4. Во имя России. Летопись славных имен и деяний. - Софрино: Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской православной церкви, 2002.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы».

Николай ЛУЗИК, кандидат философских наук

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Олег Найда, В. Ростовский
Патриотизм и военно-патриотические традиции России

Введение

Актуальность сформулированной проблемы видится в следующих обстоятельствах.

После двух десятилетий полного забвения, патриотизм, по удачному выражению социологов, «выходит из тени». Действительно, судя по количеству обращений к термину «патриотизм», он восстанавливает права гражданства в современной научной литературе. Безусловно, что этому способствовало как усиление социальной компоненты внутренней политики российского государства, в особенности, реализация четырех национальных проектов, так и превращение страны в одного из важных игроков на международной арене.

Кроме того, актуальность темы имперского патриотизма придают развернувшиеся в обществе дискуссии относительно будущего государственного устройства РФ, которое видится либо в империи, либо в национальном государстве. Безотносительно к тому, какая форма государственного устройства утвердится в нашей стране, вопрос об имперском патриотизме приобретает важное познавательное значение, поскольку именно через него преломлялось отношение многомиллионного народа к существующей форме государственности. При этом имперское государственное устройство существовало в России на протяжении трех столетий. На протяжении этого исторического периода сущность и функциональная роль иперского патриотизма неоднократно изменялись. Эти метаморфозы заставляют более внимательно рассматривать феномен имперского патриотизма, поскольку этой модели патриотизма присущи весьма устойчивые признаки, которые, несмотря на неоднократный пересмотр парадигм общественного развития, в значительной степени сохранили свое содержание и специфику.

Одним из основных носителей имперского патриотизма в России выступал офицерский корпус. За 200 лет существования императорской армии он выработал устойчивый комплекс культурных норм, ценностей, ритуалов, символов, направленных на воспитание самоотверженных защитников Отечества и профессионалов высокого уровня. От кадетской скамьи до стен полкового собрания в сознании молодого человека утверждался главный принцип офицерской корпорации – «В службе – честь». Офицер формировался в представлении о благородстве и почётности своей миссии и важной роли в жизни страны.

Период конца XIX – начала XX вв. можно отнести к самому драматичному в истории Российской империи. Он имеет достаточно много схожих черт с тем временем, которое переживала наша страна накануне крушения коммунистической идеологии. Нарастающие социально– экономические и политические изменения в обществе влияли на сословный состав, моральное и духовное состояние офицерства, его отношение к рядовой солдатской массе, высшему военному руководству и даже представителям царской династии. В то же время, совокупность традиций офицерского корпуса Российской империи в данный период окончательно оформляется в единый историко-культурный комплекс, направленный на закрепление патриотических традиций в армии, ставший, пожалуй, основным фактором, спасавшим вооружённые силы от развала. Изучение этого опыта представляется крайне необходимым и полезным для подготовки офицерских кадров современной России.

Глава I. Российский имперский патриотизм в эпоху становления абсолютизма

§ 1. Генезис российского патриотизма

Термин «патриот» впервые вводится в российский политический лексикон обер-канцлером, членом ученой дружины Петра I, П.П. Шафировым в его полемическом трактате «Разсуждение о причинах Свейской войны». Раскрывая в предисловии мотивы своего обращения к теме прошедшей войны со Швецией, он писал: «Того ради побужден некоторой верной патриот (Отечества сын) из российского народа для оправдания своего всемилостливейшаго самодержца и прадолюбивого царя и государя в начатии сея войны от таких неправедных клевет и швецких внушений, испросил у высокопомянутого его величества всемилостливейшее соизволение сие рассуждение на свет выдать, и тем оному показать»1
Шафиров П.П. Рассуждение о причинах Свейской войны // Россию подняли на дыбы. История отечест-ва. М., 1987. Т.1. С.476. Впервые книга Шафирова опубликована в 1717 году. Но известность приобретает после второго издания в 1722 году, исторически совпавшего с окончанием Северной войны. Книга создана по прямому указанию Петра Великого и переведена на европейские языки (примеч. автора – О.Н.).

Обращение видного сановника к теме патриотизма в этот исторический период обусловливалось важными факторами геополитического, психологического и доктринального толка.

Только что победоносно закончилась Северная война, длившаяся свыше двадцати лет, и россияне переживали высокий национальный и патриотический подъем. По условиям Ништадского мира Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингрию, часть Карелии с Выборгом. Военно-стратегические итоги войны не сводились исключительно к новым территориальным приобретениям, поскольку они кардинально изменили как международный статус России, так и всю геополитическую ситуацию в Восточной Европе. Прорвав континентальную блокаду своих северо– западных рубежей и рассчитавшись за тяжелые военные неудачи в прошлом, россияне вышли к Балтийскому морю от Риги до Выборга. Параллельно, осуществив радикальную реформу экономики и управления, Россия превратилась в мощную Европейскую державу. Новая Россия начала проводить активную международную политику, опираясь на конкурентоспособную промышленность, современную армию и флот. После Ништадского мира ни одно европейское государство в своей внешней политике не могло не учитывать возросшего веса и влияния России.

Обновленная Россия выступила объектом патриотической гордости россиян. Осознанием нового положения России проникнут законодательный акт от 22 октября 1721 г. о принятии Петром I титула «Отца отечества, императора Всероссийского, Петра Великого»2
В прошении сенаторов Петру I о принятии им нового титула, указывалось: «Всемилостивейший госу-дарь! Понеже труды вашего величества в произведении нашего отечества и подданного вашего всероссийского народа всему свету известны того ради, хотя мы ведаем, что В.В… яко самодержцу, вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданный наш народ ничем иным, кроме единых ваших неусыпных попечесний и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведен есть, помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение воспринять, в день торжества и объявления заключенного оными В.В. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исходатайствование оного мира, принесть свое прошение к вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных, во благодарение титул (Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого), как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статуах для памяти в вечные роды подписаны. Святейший Минод в том с нами согласен. И тако токмо ожидаем от В.В. милостиго нам невозбранение» // Законодательство периода становления абсолютизма. Т.4. М., 1986. С.179.

После принятия этого законодательного акта Россия официально оформляется как империя и начинает именоваться «Всероссийской империей».

Провозглашение империи не стало сугубо внутриполитическим российским событием. Уже на следующий год (1722 г.), последовало международное признание России со стороны Швеции, Пруссии, Голландии.

Разумеется, что речь идет не о каких-то жестких исторических схемах и датах. Общественные явления не имеют четко очерченных границ. Становление многих империй занимало достаточно длительные исторические периоды, а применительно к России начало этому процессу было положено, по крайней мере, на два столетия раньше. Но обращение к хронологии событий достаточно убедительно свидетельствует о взаимосвязи и даже единстве двух взаимосвязанных процессов – законодательного оформления империи и генезиса идеологии российского патриотизма. Поэтому типологически российский патриотизм не мог быть ничем иным, как патриотизмом имперским, что предопределило многие его сущностные признаки.

Однако российский патриотизм, как определенная модель патриотизма, возникает в стране имеющей исключительно богатые патриотические традиции. На протяжении многих столетий, и особенно в противостоянии со степью, патриотизм часто выступал последним социальным ресурсом русской государственности, поэтому российский патриотизм имеет свою предысторию и исторических предшественников, также оказавших важное влияние на его развитие.

§ 2. Предыстория: русский патриотизм

Рассматривая проблему предыстории важно обратить внимание на большой исторический разрыв между появлением терминов «отечество» и «патриот». На первый взгляд здесь проявляется явное логическое противоречие, поскольку эти понятия квалифицируются как относительные, т.е. существующие попарно. Безусловно. ясно, что отечество как эмоционально-чувственный и рациональный образ страны формируется и существует в сознании не просто человека, а патриота. И, тем не менее, эти понятия появляются в различные исторические эпохи.

Поскольку обстоятельства возникновения термина «патриот» уже рассматривались, то обратимся к истории появления термина «отечество». Здесь, очевидны, известные этимологические трудности. В истории Киевской Руси зафиксирован термин «отчина», который может трактоваться как близкий или тождественный понятию «отечество». Такой подход был характерен для некоторых славянофилов3
См.: Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочине-ниям. СПб., 1901. С.267.

Однако к понятию «отечество», причем не только в современной его трактовке, понятие «отчина» не имеет никакого отношения. Первоначально это понималось как место и положение князя среди ближайших родственников по степени старшинства.

В соответствии с генеалогией наследник получал стол – княжество, которое также называлось «отчиной». В дальнейшем смысл «отчины» изменился. Из генеалогического принципа он стал территориальным, в соответствии с которым сын напрямую наследовал стол отца. Понятно, что замена одного принципа другим привела к распрям и междоусобицам по поводу наследования наиболее богатых областей. Киевская Русь прекратила свое существование, когда к этим принципам наследования добавился принцип личных заслуг и, наконец, просто силы. Вот почему «отчина», во всех смыслах и значениях, – синоним центробежных тенденций, антипод единого отечества.

В памятниках литературы Древней Руси первое содержательное упоминание об отечестве находим в таком историческом первоисточнике, как «Повесть о стоянии на Угре» (1480-1481 гг.) в составе «Типографской летописи». В повести содержится патриотический призыв к «храбрым и мужественным сынам русским» не пощадить «своих глав», спасая «свое отечество», «Русскую землю» от «неверных», «от пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поругания над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от рук. Назову их: болгары и сербы, и греки, и Трапезундт, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и обездольные»4
Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. С.519-521.

Значение этого патриотического призыва ко всем сословиям русского общества трудно преувеличить, поскольку в отличие от других памятников литературы повесть в хронологических рамках совпадает с мощными интеграционными процессами, получившими наименование «собирание земель», и главным событием этой исторической эпохи – стоянием на Угре, которое положило конец ордынскому игу. Что же касается собственно трактовки понятия «отечество», то, хотя оно и далеко от строгих дефиниций, но в содержательном плане охватывает практически все признаки, присущие этому сложному общественному явлению, и, без всякого преувеличения, является завоеванием русской политической мысли.

Появление термина «патриот» на два с половиной века позже термина «отечество» к историческим случайностям или недоразумениям отнести никак нельзя, поскольку исторический разрыв между ними обусловливался достаточно важными социальными факторами, рациональное объяснение которых предполагает введение в исследование понятия «министериалитет».

В настоящее время в российской исторической науке к нему прибегают для обозначения состояния прав и свобод высшего служилого сословия русского общества XV-XVI вв. Но вообще понятие «министериалитет» отнюдь не отечественного происхождения и своим распространением обязано в первую очередь Западной Европе. Именно здесь появляются «министериалы» – выходцы из народных низов, поступавшие на придворную, административную и военную службу к королю и получавшие за нее земельные владения (министериальные лены).

Первоначально министериалы были лично несвободными людьми, но уже к XII-XIII вв. сумели повысить свой социальный статус и обрести свободу.

Что же касается понятия «министериалитет» применительно к московскому государству, то, несмотря на некоторые признаки сходства между западными министериалами и русскими боярами, это понятие демонстрирует тенденцию совершенно противоположную. Если в Европе развитие общества в целом шло от несвободы к обретению разнообразных прав и свобод, то Россия двигалась от относительной свободы в раннем средневековье к ее утрате в новое время. Это проявлялась, в частности, в том, что подданные московского государства, независимо от их статуса, т.е. положения при государе, родовитости и заслуг, считались одинаково находящимися в холопской зависимости от верховного правителя.

В начале XVI в. русские бояре впервые назвали себя в челобитной князю Василию III «холопами государевыми»5
Хорошкевич А.Л. Великий князь и его подданные в первой четверти XVI в. // Сословия и государст-венная власть в России XV – середина XIX вв. Ч.2. М., 1994. С.165.

В исторической литературе уже высказывалась точка зрения, согласно которой русский «министериалитет» своим происхождением обязан, главным образом, татаро– монгольскому игу6
См.: Филюшкин А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопросы истории. 1997. №8. С.146.

Не подвергая сомнению правомерность такой трактовки, нельзя не отметить и внутреннюю противоречивость процессов централизации в московском государстве. Эти процессы, с одной стороны, позволили ликвидировать раздробленность русского этноса, объединить земли, существенно увеличить материальные ресурсы и, тем самым, укрепить обороноспособность страны. Но, с другой, входящие в состав Руси Московской территории, вместе с проживающим там населением, московский государь начинал рассматривать уже как свою вотчину. Сам же государь все больше превращался в самодержца, объединяя в одном лице власть исполнительную, законодательную и судебную. Участие же во власти высшего сословия феодального общества – боярства, ограничивалось законосовещательной деятельностью в рамках Боярской думы.

Будучи прямыми защитниками отечества – военным сословием, и соучаствуя в государственном управлении, т.е. формально являясь по всем признакам патриотами, бояре, тем не менее, квалифицировали свое положение как «холопское». Подобная низкая самооценка отражала реальное положение вещей. В законодательном плане «холоп» на Руси являлся рабом или полурабом, которым его господин мог неограниченно распоряжаться. Примерно в таком же отношении находились бояре к московскому государю. «До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем…», – подчеркивал Иван Грозный в первом послании Андрею Курбскому7
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1993. С.144.

Опричнина наглядно продемонстрировала боярству эфемерность их прав и привилегий.

В свое время русский философ И.А. Ильин отмечал, что любовь к Родине является таким же свободным актом, как и любой нравственный поступок. «Как всякая любовь, – писал он, – патриотизм свободен»8
Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993. С.242-246.

Именно по этой причине представители самых высших классов Руси Московской не могли ни терминологически, ни политически идентифицировать свое служение Отечеству с явлением «патриотизма». Ничем не ограниченный деспотизм и произвол власти подрывал саму основу формирования русского патриотизма. Подтверждением этому является невольная констатация Иваном Грозным очевидного: упадок воинской доблести у русского войска.

В пылу полемики с А. Курбским он, не замечая причинно– следственной связи между собственной практикой бессудных расправ и ослабевшей мотивацией русского служилого сословия, пишет своему оппоненту: «А насчет бранной храбрости снова могу тебе обличить в неразумии… Ведь предки ваши, отцы и дяди были так мудры, и храбры, и заботливы о деле, что ваша храбрость и смекалка разве чо во сне может с их достоинствами сравниться, и шли в бой эти храбрые и мудрые люди не по принуждению, а по собственной воле, охваченные бранным пылом, не так как вы, силою влекомые на бой и скорбящие об этом…»9
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. С.146.

Принятие института на царство также негативно сказалось на гражданском компоненте русского патриотизма. Ориентация на византийскую традицию привела к полному отождествлению политической и духовной власти в лице царя. На Западе, как и в Московском государстве, король являлся «помазанником божьим», но прямым и непосредственным наместником Бога на земле считался Римский папа. При нарушении королем прав своих подданных последние приобретали как политическое, так и моральное право восстать против тирана. Для русского же человека любое отстаивание своих прав перед лицом власти могло расцениваться как выступление против Бога. В основу политической морали русского человека была положена следующая формула «Домостроя»: «Царя боиси и служи ему верою и всегда о нем Бога моли, и ложно отнюдь не глаголи перед ним, но с покорением истину отвещай ему, яко самому богу, во всем повинуйся ему»10
Домострой // Вестник Московского университета. Сер 12, Политические науки. 1998. №1. С.74.

Однако было бы неверно поспешно выводить из этой идеологии какие-то национальные традиции покорности и долготерпения.

Во-первых, установки «Домостроя» лишь воспроизводят известное положение из послания апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»11
Новый Завет. Киев (К римл.,XIII,1-2), 1991. С.200.

Очевидно, что адресатом этого послания является не только Московское государство, но и вся христианская цивилизация.

Во-вторых, в условиях деспотизма и своеволия власти социальный протест все же существовал. Но поначалу он не был связан с гражданственным патриотизмом, поскольку у высших классов он чаще всего приобретал форму «отъезда», интриг и заговоров, а у народных низов – массового оттока на окраины государства.

На всем протяжении своей истории Московское государство постоянно находилось в состоянии больших, малых, затяжных (несколько десятилетий) и относительно кратковременных войн и конфликтов. Это также являлось немаловажным фактором, затрудняющим развитие гражданственности в русском патриотизме. В его политическом содержании преобладали мотивы служения великому князю и в дальнейшем царю, которому и присягали; верности христианству в форме православия; заботы о судьбе своих родных и близких. Что же касается такого важного элемента «отечества» как «родная земля», то она чаще всего отождествлялась с непосредственным местом проживания. Наглядно представить себе территорию Московского государства было просто невозможно из-за постоянно раздвигающихся границ и отсутствия отечественной картографии.

Достаточно дискуссионным является вопрос о национальной идеологии этого исторического периода. Представители социально-философской и исторической науки как прошлого, так и настоящего времени выделяют две концепции, претендовавшие на эту роль: «Москва – третий Рим» и «иосифлянство».

«Доктрина о Москве как третьем Риме, – считал русский философ Н.А. Бердяев, – стала идеологическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи»12
Бердяев Н.А. Истоки и смысл Русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С.9.

Суть этой концепции неоднократно становилась предметом анализа в философской и исторической литературе, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на её изложении. Определенное влияние на узкий круг церковных иерархов и непосредственное окружение московского государя она, безусловно, имела. Это проявилось в том, что Московское государство наследовало не только символику, но и важнейшие инструменты светской и духовной власти Византийской империи. Но функционально концепция «Москва – третий Рим» тяготела к решению чисто религиозных проблем, связанных с сохранением «истинного» православия.

Гораздо ближе к решению насущных проблем Московского государства находилась, несомненно, концепция «иосифлянства». Её автор (Иосиф, 1439 – 1518 гг.) был инициатором перехода Волоцкого монастыря под юрисдикцию московского князя. Эта акция стимулировала процесс сближения светской и церковной власти. В дальнейшем в системе идей под общим названием «иосифлянство» на первый план выдвинулось обоснование, оправдание и легитимация процессов политической централизации русского государства, развитие абсолютизма и самодержавия. В целом эта идеология носила исторически прогрессивный характер, ибо способствовала формированию и институализации русской нации и национального государства.

К идеологии «иосифлянства» примыкает раннедворянская мысль XVI в, представленная творчеством Ф.И. Карпова и И.С. Пересветова. Эти авторы, исповедуя аналогичную систему политических ценностей, тем не менее, стремились выработать некие противовесы абсолютистской власти. Для Ф.И. Карпова – это закон, для И.С. Пересветова – ограничение самодержавия. Для последнего автора, вообще, была очевидна взаимосвязь между порабощением людей и отсутствием необходимых качеств защиты «земли». В таком царстве, считал он, «люди не храбры и к бою против недруга несмелы: порабощенный бо человек сраму не боится, и чти себе не добывает»13
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука. С.38.

Правда, эти положения высказывались в осторожной и отвлеченной форме и не могли рассчитывать на сколько-нибудь широкое понимание и признание.

Русский патриотизм не раз становился объектом научного анализа в исторической литературе. Такие процессы, как расширение территории Московского государства, успехи и окончательная победа над степью, эпопея с ополчением Минина и Пожарского, однозначно, оцениваются современными авторами как проявление лучших сторон русского патриотизма. Более того, отдельные эпизоды этой исторической эпохи, вырванные из более широкого исторического контекста, служат для ряда авторов основой для выведения самой сущности русского патриотизма.

«Русский патриотизм, – пишет Ф.Ф. Нестеров, – отличался от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству. Если в Киевской Руси, как и в Западной Европе, в трудный час призывали ратников встать грудью на защиту своего домашнего очага, жен и детей своих, то Минин, напротив, предлагает «дворы продавать», жен и детей закладывать, «чтоб только помочь Московскому государству»14
Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987. С.128.

На исконной «державности» русского патриотизма настаивают Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, аргументируя свои выводы эпизодами из «Смутного времени»15
См.: Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный фе-номен // Социально-политический журнал (социально-гуманитарное знание). 1997. №6. С.21.

Подобные оценки и выводы требуют известных уточнений, ибо гражданская война в Московском государстве, получившая название «Смутного времени», свидетельствует как раз об обратном – слабости государственного начала в русском патриотизме. Кризис легитимности власти, связанный с уходом из жизни последнего представителя из династии Рюриковичей, вызвал самые разрушительные для русской государственности последствия. Этим не замедлили воспользоваться принципиальные противники всякого общественного порядка и независимости Руси Московской – казачество, часть служилого сословия, искавшая у самозванцев новых чинов и привилегий, поляки и шведы, рассматривавшие страну как свою законную добычу. Драматические события «Смутного времени» прямо указывают на утрату массовым патриотическим сознанием не только национальных и государственных, но и религиозных ориентиров.

Субъективные причины Смуты не раз становились предметом самого пристального анализа в исторической литературе. Причем позиции таких авторов как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов по вопросу об идейно-теоретических и социально-психологических причинах Смуты практически совпадают. Их усматривают как в вотчинной философии самого московского государя, так и в неразвитости политического сознания подданных русского государства. В.О. Ключевский следующим образом раскрывает специфику русского политического мировоззрения этого исторического периода: «Тогда у нас и не понимали государства иначе, как в смысле вотчины, хозяйства государя известной династии и, если бы тогдашнему заурядному московскому человеку сказали, что власть государя есть вместе и его обязанность, что, правя народом, государь служил государству, общему благу, это показалось бы путаницей понятий, анархией мышления. Отсюда понятно, как московские люди того времени могли представить себе отношение государя и народа к государству. Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа. Для них были нераздельными понятиями не государство и народ, а государство и государь известной династии; они скорее могли представить себе государя без народа, чем государство без этого государя.

…Московские люди как будто чувствовали себя пришельцами в своем государстве, случайными, временными обывателями в чужом доме; когда им становилось тяжело, они считали возможным бежать от неудобного домовладельца, но не могли освоиться с мыслью о возможности восставать против него или заводить другие порядки в его доме»16
Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.4. М.: Мысль, 1988. С.48-49.

Непроясненность в массовом политическом сознании важнейших понятий о государе и государстве, которая, на первый взгляд, должна была способствовать укреплению легитимности власти (легитимность в форме традиции – О.Н.), привела к результату прямо противоположному. Катастрофические неудачи Бориса Годунова и его советников на экономическом поприще, обострившиеся социальные противоречия между правящей элитой и различными группами служилого сословия, закрепощенным населением и его хозяином – дворянством, радикальным образом изменили само представление о существующей верховной власти: реальный царь стал восприниматься как незаконный, а самозванец – как истинный. Вот почему Лжедмитрий, католик по вероисповедованию, с такой легкостью занял престол в православном государстве.

Уроки Смуты отнюдь не сводились к тому, что обнаружили «исконно державные начала русского патриотизма». Они находились совсем в иной плоскости, а именно в проблематике прав и свобод основного населения и его способности встать на защиту своей страны. Введение крепостного права, о чем косвенно свидетельствует Указ об «урочных летах» (1597), с одной стороны, лишило власть на всех уровнях сколько-нибудь ощутимой поддержки и опоры, с другой, стало главной причиной готовности значительной, если не преобладающей части населения поддержать любую социальную силу, способную вернуть утраченные права и свободы. «Самое большое зло сложившегося в Москве порядка, – справедливо отмечал М.О. Коялович, – заключалось в том, что служение государству, отечеству сосредоточено было только в так называемых служилых людях и во имя этого они стали распорядителями земли и свободы русского человека…»17
Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СП., 1901. С.310.

Разумеется, Смута продемонстрировала высочайшие образцы подлинного патриотизма, мужества, героизма и самопожертвования. Но следует напомнить некоторым современным авторам, воспевающим «беспредельную» верность русского человека деспотическому и тираническому государству18
Нам представляется более историческим достоверным положение из речи К.Минина перед нижегородцами в изложении А.А.Данилова. Здесь говорится не о Московском государстве, а об отечестве, что полностью соответствует логике аргументации В.О. Ключевского. «Мое мнение, – говорит К. Минин, – все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов во обладании». Данилов А.А. Рабочая тетрадь по истории России для студентов вузов. М., 1998. С.32.

Что деятельный патриотизм, обращенный на наведение общественного и государственного порядка, прекращение грабежей и разбоев, изгнание иноземных захватчиков, был проявлен, в первую очередь, населением севера и северо-востока Руси Московской, которое было либо незначительно затронуто крепостным правом, либо не было затронуто вообще.

Вернемся вновь к Кояловичу, специально отмечавшему: «Служение отечеству, которое в смутные времена так гармонически, стройно проводило в движение все силы северного населения, без разделения на сословия и без вражды между ними, было всем ощутительно, тогда как середина России, служилая и крепостная, или изменничала, или бессильно страдала»19
Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1901. С.310.

Ущербность патриотизма, основанного на несвободе, отмечает Ключевский: «Дворянское ополчение… еще раз показало в смуту свою мало– пригодность к делу, которое было его сословным ремеслом и государственной обязанностью»20
Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.3. Ч.3. М., 1988. С.57. Выводы историков подтверждают и очевидцы смутного времени. Так, дьяк Иван Тимофеев (Семенов) в своем произведении «Временник» определяет дворян как «лжевоинов». См.: История политических и правовых учений. М.: Инфра-М, 1996. С.229.

Энергию, инициативу, настойчивость – основные слагаемые успешных действий по освобождению страны, Ключевский усматривает в действиях казачества, перешедшего на сторону государственности и правопорядка21
Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.3. Ч.3. М., 1988. С.57.

Важным элементом новизны, внесенным Смутой, было углубление социальных аспектов освободительной борьбы русского народа практически на всех уровнях общественной организации. Большинство структурированных групп начинают, хотя и не всегда последовательно, выдвигать свои требования и отстаивать специфические интересы.

Прежде всего, это касается несколько легальных и гласных попыток боярства получить от очередного кандидата на престол более или менее оформленные гарантии от произвола царской власти. Это прямо свидетельствует о возросшем гражданском сознании боярства и его нежелании мириться со своим унизительным и порабощенным положением перед самодержавной властью. Впервые это произошло при избрании Бориса Годунова, который в молчаливой форме – «перемолчал», отверг эти требования. Но уже Василий Шуйский вынужден был дать, причем письменно («подкрестная запись»), такие обещания, как отказ от преследования родственников осужденных и неприкосновенность их имущества, вынесение смертного приговора лишь при согласии Боярской думы; гарантии прав населению, занятому в торговле; не принимать во внимание и не давать ходу непроверенным доносам и пр. В данном случае является несущественным, что В. Шуйский нарушил свои обещания. Гораздо более ценным в историческом плане являются первые формы гражданского протеста против самовластия, которые потребовали от их инициаторов немалого мужества.

В договоре от 4 февраля 1610 г. об условиях приглашения сына польского короля Владислава на престол московских царей нашли отражение интересы служилого сословия, дьяков и неродовитых людей о повышении «меньших людей» сообразно их «заслугам» и выслуге и право свободного выезда за границу для получения образования. Но эти справедливые требования будут реализованы только в эпоху петровских преобразований.

Что же касается народных масс, то они начинают переходить к более активным формам протеста, нежели бегство на окраины и за границы Московского государства, и XVII в. входит в российскую историю как век «бунташный».

Итогом осмысления социального хаоса «Смутного времени» стал вывод о необходимости согласия между властными и подвластными, гармонии общественных и государственных отношений, выраженных в идее «народного блага». Это достаточно радикальная идея стала пониматься как некое условие и предпосылка истинного служения отечеству, т.е. «благо народное» и «благо отечества» начинают трактоваться как близкие и даже тождественные понятия. «Только те люди заслуженно пользуются плодами, выгодами и правами своей родины, – подчеркивал Ю. Крижанич, – коих действия и труды стремятся прямо к общему народному благу. А чья жизнь и чьи труды не приносят никакой пользы ни для защиты, ни к охране народа, те люди не стоят ни воды, ни воздуха своей родины и должны быть изгнаны из неё вон»22
Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С.322.

Методический материал в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки по теме:

«Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России».

ВОПРОСЫ:

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

2. Патриотическое сознание воинов как фактор формирования морального духа армии.

3. Быть верным воинскому долгу - конкретное проявление патриотизма российских воинов.

4. Пути формирования у военнослужащих преданности Отечеству и верности воинскому долгу.

Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обладали высокими чувствами патриотизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и остается важнейшей задачей в деятельности командиров, воспитателей, армейской общественности.

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греческого слова patris -родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности для прогрессивного развития и процветания Родины.

Чувство патриотизма как общественное духовное явление включает несколько компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию Отечества и его защите.

Патриотическая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей, на укрепление могущества и авторитета страны.

Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возникла серьезная необходимость воспитания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.

На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качество. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости национального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение.

Именно патриотизм, национальное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с русской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчиков.

Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепление в "Уставе ратных и пушечных дел..." (1607 г.) и стал нормой отношения к родной земле, поведения русского воина.

При Петре 1 чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении кандидатов на получение чинов, наград и мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: "И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество..."

Последователи Петра I - великие полководцы и военачальники Суворов, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспитанию чувства патриотизма у офицеров и солдат. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспитанию подчиненных ценен и для нашего времени, его необходимо изучать и использовать.

Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деятелей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX века А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.

Значительное внимание разработке проблемы патриотизма уделяли русские мыслители и философы Н. Бердяев, В. Соловьев. И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал прежде всего духовность человека. "Именно духовная жизнь, - писал И. Ильин, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность".

Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни (см. схему).

Схема

Какие же силы питали патриотизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.

Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками. которым была присуща любовь к Отечеству.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось. что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!"

Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патриотизма в армейской среде. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии, а лишь о военных.

Такое исключительное внимание церкви к армии объясняется тем, что именно от нее. как в прошлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления. Особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка.

Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдания собственной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идеологически подкованный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными были - забота о солдате и личный пример начальника.

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) вынужден был признать, "что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером". А Наполеон о русском солдате так высказался: "Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию".

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются?

Прежде всего в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее воинам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.

Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

ВОПРОСЫ:

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому

Прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

Беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.

Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

Дискуссия на тему: В ЧЁМ ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА урок развития речи в 11 классе Цель урока:    воспитание чувства патриотизма; развитие устной речи учащихся; закрепление на практике правил устного выступления.     «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию». П.И. Багратион «Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». Н.М. Карамзин «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». В.В. Путин «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Дж. Кеннеди Вступление Тема дискуссии: «В чём истоки патриотизма?» Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Дискуссия это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какаялибо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения. 1. С чего начинается Родина?      Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»? Считаете ли себя патриотом? Почему? Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели бы вы уехать из России? Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, друзья, любимые книги, природа – такие простые ценности становятся основой настоящей любви к Родине.   Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. 2. Гордитесь ли вы своей страной?    В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? Какие эмоции вызывает у вас гимн нашей страны? В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Ругать свою историю – все равно, что придавать анафеме своих родителей. 3. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?     Как различаете понятия «русский» и «россиянин»? Как относитесь к чистоте русской речи? Гордитесь ли тем, что живете в России? Что такое национализм? «О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян!» А. Пушкин  Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Все люди под одним небом живут.(Восточная поговорка) Нацистская германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида. Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Из всеобщей декларации прав человека: Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны. 4. Связываете ли вы свой патриотический долг с воинской службой?     Нужны ли стране профессиональные военные? Кто из вас хочет поступить в военные училища? Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии? В древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином. Еще недавно служба в рядах советской армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой. А Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. 5. Кто такой патриот современной России?     С чего и как нужно начинать патриотическое воспитание? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека? Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке? Дух России жив и будет жить! Храни огонь родного очага И не позарься на огни чужие – Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! Лелей лоскут отеческой земли Как ни болотист, как ни каменист он, Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли! И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учился в школе, Ты будешь знать, за что тебе стоять. Ты будешь знать, за что тебе стоять! (О. Фокина, ученица моск. школы) Вопросы для анкетирования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Считаете ли вы себя патриотом? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию родины? Хотели бы вы уехать из России? Хотели бы вы родиться и жить в другой стране? Почему? Престижна ли профессия российского офицера? Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Читаете ли вы периодические издания? Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? Есть ли у вас пример для подражания? Кто?