Условия развития способностей у детей. Как развивать умственные способности ребенка. Познание и его роль в развитии ребенка

Развитие и формирование способностей у детей

Никифорова Лия Александровна, воспитатель МКДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток",п.г.т.Анна, Воронежская обл.
Данный материал будет полезен методистам, воспитателям, педагогам и родителям. В данной статье даны рекомендации педагогам и родителям по формированию и развитию способностей у детей дошкольного возраста,школьного возраста.
Цель: привлечь внимание педагогов и родителей к развитию и формированию способностей у детей.
Задачи:
1.Формировать способности у детей

2.Дать рекомендации по развитию способностей у детей
Задачи развития способностей у детей обусловливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития и формирования способностей является деятельность. В игровой деятельности маленького ребёнка происходит формирование способностей. Например, ребёнок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения солдатиков, и в это время у него формируется отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирование способностей школьников определяется целенаправленность обучения и воспитания детей в школе. Способности могут развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных способностей необходимо, прежде всего, развить у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.
В воспитании интереса и любви к труду у младших школьников большое значение имеют положительный пример, раскрытие им величие трудового энтузиазма родителей, прославленных людей нашего времени. Очень важно, чтобы дети в действительности, в жизни видели серьёзное, ответственное отношение взрослых к процессу и результатам труда. Всё это способствует тому. Что они сами начинают добросовестно трудиться. При этом необходимо, чтобы взрослые замечали все те усилия детей, которые они проявляют при достижении конкретной цели в трудовой или учебной деятельности, и всячески поощряли их успехи.
В начальных классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к занятиям начинается с формирования у них привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, удовлетворение, которое получает ребёнок от учебных занятий, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению. Пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям - такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития.
Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе есть та основа, на которой развиваются умственные способности учащихся. Воспитание способностей у учащихся, и прежде всего умственных способностей, неразрывно связано с общими задачами воспитания и формирования личности школьника в целом. Высокий уровень развития умственных способностей, широта и глубина знаний, способность к труду, способность преодолевать трудности у учащихся обусловлены формированием у них сознательного, ответственного отношения к порученному делу, моральной ответственности за своё поведение, развитием чувства долга, уважения и любви к труду.
Одним из показателей умственных способностей , способностей к учению является быстрота усвоения учебного материала. И нередко учителя излишне спокойных, с замедленной реакцией, с флегматичным темпераментом школьников неоправданно относят к числу неспособных, тем самым искусственно тормозят развитие их способностей. Учителя следует очень внимательно подойти к каждому ученику, всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников, и особенно тех, которых, по мнению педагога, необходимо отнести к числу неспособных, неуспевающих. Выясненная вовремя причина плохого, медленного усвоения учебного материала, слабого формирования тех или иных навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений об отсутствии способностей у того или иного ученика. В противном случае возможны серьёзные ошибки.
Чем раньше будут замечены, выявлены способности ребёнка, тем больше возможностей имеется для более раннего начала их целенаправленного развития. Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиться и заглохнут. Этим объясняются факты, когда многие дошкольники и младшие школьники проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки. Целенаправленному формированию содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок. Вечера художественной самодеятельности, школьные, районные и городские олимпиады по учебным предметам.
В старшем школьном возрасте развитие способностей тесно связано с существенными изменениями в становлении личности учащихся. В этом возрасте большинство подростков стремится определить цель жизни, выбрать профессию. Стремление к самоопределению заставляет их серьёзно подумать о своём призвании, самостоятельно определить пути и средства развития своих способностей. Поддержка со стороны взрослых самостоятельных решений учащихся старших классов в выборе профессий, наиболее правильного в дальнейшем использовании своих способностей и усилий является необходимой для окончательного решения старшеклассником вопроса о своём жизненном призвании.
Таким образом , всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных взрослых личностей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Вы, вероятно, задумывались о том, что помогает человеку стать настоящей личностью, какие увлечения и занятия в детстве впоследствии открывают способности вместе с необъятными горизонтами возможностей. Как развить способности у ребенка?

Сегодня вам об этом расскажет женский сайт сайт.

Почему нужно развивать способности у ребенка?

Ребенок начинает познавать мир. Шаг за шагом, звук за звуком, слово за словом. Он начинает задавать множество вопросов «зачем» и «почему», интересоваться всем, что его окружает.

И тут у родителей возникает вопрос: «Как развить способности у ребенка?». Вопрос очень важный, ведь способный ребенок – успешный человек в будущем с развитым творческим потенциалом.

И что же обычно делают родители для развития способностей у ребенка?

Ну конечно, чуть ли не с первых дней приобретают развивающие игрушки, устраивают в , записывают во всевозможные кружки и секции. Иногда это дает положительный результат, но чаще всего у ребенка возникает апатия к занятиям, а родители устают и разочаровываются.

И все-таки, как развить способности у ребенка?

Бытует мнение, что способности даются ребенку Богом, то есть ребенок способным рождается.

Другая точка зрения гласит: «Гениями не рождаются – гениями становятся».

А истина, как всегда, посередине. Многое зависит и от того, что ребенок унаследовал от своих родителей, и от того, какие грани его натуры развивали после рождения.

Известно, что если ребенок здоров, то ему под силу овладеть любым ремеслом до среднего уровня. Но в наше время необходимы люди творческие, креативные и отнюдь не среднестатистические. Да и во все времена ценились способные, талантливые личности с неординарными взглядами и повадками.

Фантазия, умение творить – это не менее важные аспекты в развитии ребенка по сравнению с тем, о чем мы говорили выше. И чтобы ребенок вырос творческой личностью с особым складом ума, непревзойденной логикой – стоит задуматься, как развить способности у ребенка, его таланты, его собственную гениальность в чем-то.

Способность творить – ключик к успеху во взрослой жизни, вот только развитием у ребенка именно творческих способностей стоит заниматься с раннего детства. Главная задача – обнаружить, какие именно задатки и способности к чему есть у вашего чада. У каждого малыша есть возможность стать успешным, если родители вовремя смогут определить его способности и помогут реализовать их, воплощая в жизнь все самое безумное. Многие гении, кстати, были безумцами.

Как определить способности ребенка?

Внимательно присматривайтесь, к чему есть способности у ребенка, даже если он совсем еще кроха.

Ваш малыш засыпает под красивую музыку, а услышав фальшь в музыкальной композиции, начинает нервничать? Специалисты рекомендуют классические композиции Бетховена, Вивальди, Моцарта. Замечено, что такая музыка успокаивает и способствует уникальному и быстрому развитию, даже в некоторых школах во время перемен включали такую музыку для детей. У вашего малыша наверняка музыкальный слух, если ему нравится, если он внимательно вслушивается в то, что играет.

Маленькая дочурка любит рисовать и пачкать красками все вокруг? Скорее всего у нее есть способности к рисованию. Подарите ей набор для юного художника, фломастеры, карандаши, мелки на выбор — пусть проявит фантазию, а вы одобряйте и поддерживайте ребенка в этом направлении.

Придя домой, вы увидели крепость из подушек и сына с кастрюлей на голове, который вообразил себя рыцарем? Не ругайте его, он умеет видеть в простых вещах то, чего вы уже представить не сможете.

Не надо лишать его этой способности и стандартизировать под общество.

Пусть фантазирует и действует, не во вред вашему имуществу, конечно. Возможно, ваш ребенок – будущий актер, и если вы действительно замечаете склонность к этому, своевременно отдайте его в школу актерского мастерства.

Попробуйте направить способности ваших детей в мирное русло и придумайте, как развить способности у ребенка, не нанося ущерба окружающей среде и людям. Во взрослой жизни дети будут благодарны вам за то, что вы вовремя наставили их на нужный путь, помогли в нужное время открыть, развить и реализовать дар.

Главный вопрос: как развить способности у ребенка?

С чего начать открывать и развивать необычные способности у вашего ребенка? Попробуйте хоть на миг стать ребенком, посмотрите на мир его глазами, попробуйте увидеть рыцаря в мальчике с кастрюлей, сказочный замок в куче подушек и все вопросы решатся сами.

А если серьезно, то можно выделить несколько пунктов, которые помогут вам в этом непростом деле.

Разговаривайте со своим ребенком, вместе придумывайте сказки и смешные истории, играйте в рифму, когда один придумывает самое сложное слово, а другой — рифму к нему, что прекрасно развивает память и мыслительные способности, интеллект, смекалку. Старайтесь поддерживать творческую инициативу малыша.

А главное, чем бы ни занимался ваш ребенок, создайте дома атмосферу любви и понимания, хвалите его за каждое достижение, ведь нет большего стимула к действию, чем похвала близкого человека.

Что полезно для развития малыша?

Игры и игрушки, которые развивают воображение и способности ребенка, слушание приятной музыки, поделки своими руками, рисование, чтение любимых сказок – все это будет положительно влиять на вашего ребенка и поможет ему развиваться.

Предложите ребенку несложные игры, которые заставят его думать.

  • Например, «плюсы-минусы» — предложите ребенку слово, а он пусть назовет его плюсы и минусы. К примеру, слово «электропечь»: плюс — печет пироги, минус – горячая.
  • «А что здесь видишь ты?» — нарисуйте на двух листах по одинаковой фигурке, дайте один листик ребенку, второй оставьте себе. Предложите ребенку дорисовать, то, что он видит, а вы рисуйте ваш вариант, потом сравните. Например, нарисовали кружочек. Вы увидели в нем солнышко, а малыш - цветок.
  • «А что если…» — попросите ребенка представить, что случится, если вдруг животные начнут разговаривать или кошки научатся летать.

Теперь вопрос: «Как развить способности у ребенка?» не стоит настолько остро и воспитание творческой личности не является невыполнимым заданием.

Главное, будьте терпимы к проявлениям интереса ребенка, отвечайте на все «почему» и «зачем», поддерживайте его и всегда находите слова похвалы. Ваш ребенок уникальный, он такой один, и вы увидите, что ваши совместные старания не окажутся напрасными.

Давайте подытожим все, о чем мы говорили в этой статье:

  • Ÿ Определите талант ребенка. Присмотритесь и определите, к чему именно есть склонность у вашего ребенка, его хобби и любимые занятия. Если ваш малыш еще не раскрылся, помогите ему, предлагая всевозможные варианты. Если ему что-то действительно придется по душе, вы это сразу поймете, что позволит двигаться в нужном русле и развивать именно эту область.
  • Ÿ Развивайте у ребенка память и интеллект. Как можно больше общайтесь с ребенком, читайте, учите стихи, играйте в интеллектуальные и развивающие игры, решайте ребусы и задачи.
  • Ÿ Социально адаптируйте малыша. Пусть ваш ребенок как можно больше общается с другими детьми. Это позволит выработать общительность и избежать замкнутости.
  • Ÿ Будьте примером. Дети, как правило, учатся у родителей. Поэтому будьте такими, какими вы хотите видеть ваших чад в будущем. Фундамент характера закладывается, как и дом, с самого начала, а именно с детских лет.
  • Ÿ Запишите ребенка в кружок, секцию, отдайте его на занятия танцами или каким-либо другим видом спорта, например, легкой атлетикой. Как только вы увидите, к чему есть способности у малыша, сразу же принимайтесь за их полноценное раскрытие и развитие личности.