Вера лопатина, начальник центрального окружного управления образования. Педагогическая драма Средняя температура по больнице

Оптимальное использование физического, человеческого и организационного капитала - задача, которую округ ставил перед учреждениями в окружных программах развития образования последних лет. Как итог их реализации - каждое образовательное учреждение имеет программу развития. Публичный доклад стал привычной управленческой технологией для части руководителей, способных построить стратегию развития своего учреждения, умеющих работать с населением, понимающих цели и задачи «Нашей новой школы».

Ведь смысл образования, по словам писателя-публициста Александра Мелихова, не звезда и не химический элемент, его невозможно открыть в готовом виде, его создаем мы сами. И другого судьи считать его достаточным, кроме субъекта образования, нет. В послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев отметил: «Наш приоритет - это производство знаний. А значит, достижение лидирующих позиций в образовании. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций».
Сегодня сеть системы округа составляют 322 образовательных учреждения: 160 детских садов, 125 средних общеобразовательных учреждений, 11 специальных коррекционных и сиротских учреждений образования, 8 психолого-педагогических центров, 2 МУКа, 17 учреждений дополнительного образования. Она обеспечивает потребителям образовательных услуг максимальный спектр возможностей для получения образования разного уровня в разных формах. Помимо очного общего в округе развита система надомного, дистанционного, семейного и экстернатного образования.
В 2010 году в образовательных учреждениях обучается и воспитывается более 92 тысяч детей.
По сравнению с 2008 годом увеличение контингента составило 3 тысячи. Из них почти половина - дети дошкольного возраста.
Прирост рождаемости, повышение уровня доверия родителей к государственным формам образования, задачи ранней социализации привели к дефициту мест в дошкольных учреждениях. Очередность в округе составляет 846 человек.
Эта проблема решается за счет строительства новых детских садов, перепрофилирования групповых помещений, введения новых форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты, семейные детские сады, - открытия в 37 школах дошкольных отделений. Открытие дошкольных отделений - мера, поддержанная Правительством Москвы, в том числе и как решение проблемы увеличения контингента в малокомплектных школах.
Другая часть прироста детей - учащиеся старшей школы, прежде всего из других округов. 96% школ работают как профильные. Наибольшей популярностью пользуется социально-экономический профиль - его выбрали 26% старшеклассников, социально-гуманитарный - 21%, физико-математический - 17. 26% школ работают как многопрофильные. Этот перспективный путь руководители выбрали в результате качественной организации предпрофильной подготовки, изучения предпочтений учащихся и их родителей.
В новом году в учебные планы почти всех школ введен курс «Самоопределение и профессиональный выбор». Накопленный опыт профильного обучения позволил определить и организовать в 2009-2010 учебном году деятельность 25 базовых учреждений для проведения занятий по подготовке к ЕГЭ. Этой услугой воспользовались дети 45 школ округа. Информация о работе базовых школ размещена на портале, учащиеся других округов активно пользовались предоставленными возможностями. Дети Центрального округа дошли не все.
За последние три года отмечено сокращение количества образовательных учреждений на 12 в результате мер по реорганизации. Причина слияния школ в том числе уменьшение численности учащихся среднего звена на 1,5 тысячи детей. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год выявил 56 учреждений, не укладывающихся в норматив. Процесс реорганизации будет продолжаться. Пути повышения рейтинга учреждений образования - в разнообразии и качестве предоставляемых государственных услуг.
На основе современных педагогических технологий разработаны программы реабилитации детей, обучение которых еще 5 лет назад считалось невозможным, создан диагностический класс в 532-й школе для разработки индивидуального маршрута «особых детей». Развитие коррекционной системы нашло свое продолжение и в новых интегративных моделях. Приведу примеры: в учреждениях дополнительного образования кроме общеизвестных направлений реализуются программы по иппотерапии, анималтерапии, танцы на колясках, лего-конструирование, программы помощи тяжелобольным детям и другие. Наличие этих направленностей - позитивная динамика в развитии системы дополнительного образования. Однако анализ контингента УДО показал отсутствие его прироста в течение последних 3 лет. Причины этого я вижу в том, что, первое, школы сегодня составляют конкуренцию учреждениям дополнительного образования, развивая максимальное количество направлений занятости детей во второй половине дня, пусть и не на таком высоком уровне, как в центрах и дворцах творчества. Почему? Школы не отбирают детей по способностям для занятий в кружках и секциях. Второе, наши богатые традициями и историей учреждения дополнительного образования, видимо, слишком консервативны для развития научно-технического творчества, экономики, естествознания. Вот мысль для раздумий - слова великого китайского философа Лао Цзы: «Что хуже - получить или потерять? Кто любит, тот тратит, кто хранит, тот теряет. Знающий меру не опозорится, умеющий остановиться не попадет в беду. Помнящий об этом достигнет многого».
Подготовка детей к жизни в высокотехнологичном мире начинается с дошкольного возраста. Мощным стимулом к дальнейшему развитию дошкольного образования стал совместный пилотный проект Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», к реализации которого подключились и детские сады Центрального округа. Инновационные модели образовательных учреждений разрабатываются и создаются на базе ресурсных центров: «Все лучшее детям» (ЦРР №2030), «Детский сад для всех» (детский сад №288), «Негосударственный детский сад» (НОУ «Солнечный круг»), сетевые площадки ЮНЕСКО - детские сады №№1777 и 2336. Всего в орбиту городского проекта вошли 85% детских садов центра столицы. Результатом стало формирование профессиональных сообществ и творческих групп, объединенных проектной деятельностью, в которую вовлечены все участники образовательного процесса. Главное достижение этой работы - превращение родителей из союзников в компетентных партнеров. И если говорить об образовании как стратегическом ресурсе, то выбор здесь прост: чем спокойнее родитель за своего ребенка, его развитие в детском саду, тем более эффективен он на рабочем месте. Тогда наиболее важной задачей интеграции дошкольного и общего образования выступает преемственность на уровне программ, технологий, видов деятельности и психолого-педагогических аспектов воспитания и обучения.
В минувшем учебном году образовательные учреждения округа включились в подготовку к внедрению новых федеральных стандартов. Отличие современного стандарта в том, что он описывает требования к программам, условиям и результатам обучения, а не минимум содержания, который должен освоить ребенок. Это новые программы, новая образовательная среда, новые виды деятельности и, самое главное, новый учитель. Такой учитель ниоткуда не придет. Работающие в наших школах педагоги должны освоить системно-деятельностный подход в обучении, формирование универсальных учебных действий, информационные технологии как инструмент обучения. Вопрос: способны ли наши учителя сегодня формировать не только предметные, но и метапредметные и личностные компетенции младших школьников?
Шаги в этом направлении уже сделаны:
- созданы творческие группы воспитателей детских садов и педагогов школ по вопросам преемственности;
- работают территориальные методические объединения учителей начальной школы;
- реальным прорывом стали 2 новых проекта - «Экономика» и «Энергосбережение» - «Берегоша»;
- развивается олимпиадное и конкурсное движение для детей и педагогов начальной школы.
Основная технология оценки сформированности метапредметных и личностных компетенций - участие младших школьников в интеллектуальных и социально значимых проектах. Самый надежный способ осуществления преемственности - внедрение игровых технологий в начальной школе. Не могу не вспомнить слова Льва Семеновича Выготского: «Игра организует высшие формы поведения, требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного действия, самых разных способностей и сил». К сожалению, наши учителя не могут, а главное, не хотят этому учиться, что показал анализ результатов их обучения на курсах повышения квалификации и посещенных уроков.
Понятие инфраструктуры образовательных учреждений включает материальные и информационные ресурсы, проще говоря, это среда образовательного учреждения. В условиях дефицита бюджетных средств в округе в 2010 году проведен ремонт в 186 образовательных учреждениях, после капитального ремонта вновь откроет свои двери МУК-15, где размещен Центр профильного обучения и профессиональной ориентации, переведены из ведомств в окружную сеть два детских сада на Садовнической набережной и в Тихвинском переулке, на 100 миллионов рублей выполнены противопожарные мероприятия, вводятся 2 новостройки: здание в Брошевском переулке для переселения школы №1216 и школа №83; дворик Центра образования №627 занял третье место в городском конкурсе благоустройства. Вопросы финансирования отражают возможности в совершенствовании материально-технической базы (кроме учебного оборудования и компьютерной техники), средства на которую зависят напрямую от количества детей и педагогических работников. В июне была проведена серьезная работа по приведению в соответствие с федеральными нормативами штатных расписаний учреждений всех видов и типов. В результате сокращено 919 ставок, что дало экономию бюджета на сумму тринадцать с половиной миллионов рублей в месяц! Эти средства могут быть использованы на создание комфортной учебной и рабочей среды.
Продуктивная деятельность для каждого образовательного учреждения должна стать важным инновационным проектом, средства на который стоит поискать в бюджете самого учреждения. Образцы ее широко представлены в наших детских садах: теплички-огороды, умные игрушки, макеты природных процессов, оформление интерьеров групповых помещений. Здесь есть чему поучиться!
«Наша новая школа» описывает среду как ИКТ-насыщенную. Современное состояние оснащенности округа компьютерной техникой в числовых показателях представлено так: 6 человек на 1 компьютер и 1 педагог на один компьютер. Это наши возможности.
Уровень оснащенности образовательных учреждений ЦАО:
Компьютеры Р-3 - 27,1% (низкий уровень).
Компьютеры Р-4 - 49,7% (средний уровень).
Процессор Сore 2Duo - 23,2% (высокий уровень).
Эффективность использования информационного пространства учреждений, перспективы его развития в условиях дефицита средств на обновление компьютерного парка - наша первоочередная задача. Содержание информационных ресурсов не зависит напрямую от их финансирования. Все методисты-предметники имеют собственный ресурс в среде moodle. В городском конкурсе методических служб Центральный округ занял первое место по использованию этой технологии. Наши учителя активно пользуются этим ресурсом для получения информации и консультаций. Но свои страницы ведут только 500. Сегодня каждый учитель-предметник должен иметь собственный образовательный интернет-ресурс. Речь идет и о создании электронных приложений к учебникам, об этом говорится в новом стандарте. Это могут быть цифровые видеофильмы, атласы, коллекции, цифровые лаборатории, средства формирующего контроля и дополнительные материалы для слабых и успешных учеников. В условиях новой системы аттестации педагогических кадров вопрос ИКТ-компететнтности - один из показателей профессионализма. Большую роль в этом процессе играет проект «Школа информатизации», в который включены 16 учреждений, 2 из них - Центры образования №№497 и 627 - стали окружными ресурсными центрами. Они координируют и консультируют школы, педагогов по вопросам сайтостроения, электронного документооборота, электронных журналов, организации видеоконференций, необходимых для информирования участников образовательного процесса, социальных партнеров и общественности.
Возвращаясь к понятию «среда», хочу подчеркнуть, что это прежде всего пространство отношений всех субъектов образования и воспитания. Формирование свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения и насильственного поведения. Недопустимо говорить о формировании компетенций «по принуждению». Фактов физического насилия по отношению к детям в округе не зафиксировано. Но не будем забывать: пренебрежение интересами ребенка, оскорбление, публичное унижение - факты насилия. Окружная психологическая служба зафиксировала, что обращений по проблеме насильственных приемов педагогической практики почти нет - менее двух десятых процента от общего числа обращений. Это означает, что, несмотря на наши службы примирения, комитеты согласия, мы еще не готовы к внедрению ювенальных технологий. Вопрос о деятельности социальных педагогов по-прежнему актуален. Часто их работа проводится формально. Система вторичной профилактики, в ходе которой формируются замещающая деятельность, новые интересы и круг общения, полная занятость подростка, недостаточно развита. Это совместная работа с муниципалитетами, однако их ресурс слабо используется. Социальные и личностные компетенции учащихся не возникают самостоятельно - они результат личного примера учителя. Правовое самосознание, самоуважение, личностную гигиену и внутреннюю культуру надо воспитывать в себе.

В работе с кадрами нас ожидают три системных и важных изменения:
- новая система оплаты труда;
- новая система аттестации кадров;
- новая система повышения квалификации.

Новая система оплаты труда предполагает формирование и распределение фонда образовательного учреждения для материального стимулирования лучших работников. И надо четко понимать, кто лучшие. Это не близкие к руководителю удобные учителя и воспитатели, а активные, достигающие высоких результатов профессионалы, подтвердившие свою квалификацию в ходе аттестации. Новая система аттестации педагогических кадров предполагает три уровня:
- базовый - обязательное для всех раз в пять лет подтверждение соответствия занимаемой должности;
- первый - результаты обучения и воспитания не ниже региональных;
- высший уровень - не ниже федеральных. Вот где наши стобалльники, победители Всероссийской и международных олимпиад, творческих конкурсов, соревнований.
Дальше учитель спросит: а каковы последствия?
Непройденная аттестация - повод для расторжения трудовых отношений. Выбор индивидуальной траектории непрерывного образования каждого педагога в рамках повышения квалификации - вопрос личной ответственности руководителей. В прошедшем году на курсах повышения обучалось 4700 человек - примерно по 14 от каждого образовательного учреждения. Смогли ли заметить и оценить в коллективах, чему и как учились коллеги? В связи с этим нам необходимо уже сейчас изучить кадровый потенциал: уровень профессионального образования и квалификации, учебную нагрузку и возрастные характеристики.
В целом по округу отмечена тенденция старения кадров. Средний возраст педагогического работника составляет сегодня 48 лет. Еще три года назад - 44. При сокращении вакантных мест средняя нагрузка учителя - 19 часов в неделю, средняя наполняемость классов увеличилась до 24,6, количество классов сократилось на 82, практически 4 школы! Эти цифры - тревожный симптом, они означают, что возможностей для трудоустройства молодых специалистов становится все меньше.
Мы гордимся результатами и поддерживаем наших детей не только в спортивных, но и в интеллектуальных состязаниях.
Талант похож на жемчужину, заключенную в раковину. Иногда раковины бывают открыты. И в этом случае талант ребенка очевиден. Таких детей немного. Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами», и нужно приложить усилия, чтобы разглядеть и развить талант. В округе сложились технологии поиска и поддержки талантливых детей. Прежде всего это олимпиадное движение, выявляющее интеллектуальную одаренность. В этом направлении мы достигли реальных успехов. Наиболее значимой стала серебряная медаль в Международной олимпиаде по биологии в Сеуле 2010 года - ученицы школы №1231 Евгении Зотовой. За последние три года количество участников муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников увеличилось на 1000. Вдвое больше победителей городского этапа - 226 учащихся в этом году - почти целая школа блестящих ребят! 32 победителя Всероссийской олимпиады в 2010 году - это дети Центрального округа. Первый в рейтинге традиционно Центр образования №1479, вошедший в десятку лучших школ Москвы по результативности участия в олимпиадах. За этими успехами стоит серьезная работа учителей и методистов округа. В окружном методическом центре создана единственная в городе детская академия естественных наук, ставшая центром образовательной и просветительской деятельности. Профессорско-преподавательский состав Российской академии наук, МГУ, МПГУ, РХТУ, сотрудники музеев Москвы, лучшие учителя-предметники проводят занятия с «юными академиками» - учащимися 8-9-х классов. Почти все они победители и призеры муниципального и городского туров олимпиады, гранта префекта ЦАО. Конкурс проектных и исследовательских работ на грант префекта - старт для талантливых ребят в большое научное будущее, первая в их жизни серьезная площадка для профессионального выступления, доклада, первая возможность рассказать сверстникам о своих идеях, обосновать и защитить свою точку зрения. Именно поэтому, несмотря на сложившуюся конкурентную среду, все большее число образовательных учреждений округа (в 2010 году их было 112, 902 учащихся) целенаправленно ориентируют ребят на участие в конкурсе. Сегодня конкурс вышел на городской уровень - 146 школ восьми округов столицы стали его участниками.
С декабря по апрель прошедшего учебного года образовательные учреждения Центрального округа участвовали в Московском фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив. Задачи фестиваля - выявление технически одаренных детей и интеграция науки, образования, производства через систему социального партнерства с вузами, колледжами, предприятиями. 15 апреля состоялся первый окружной фестиваль НТТМ, по результатам которого 110 экспонатов наших детей были представлены на выставке «Ритм» в Крокус Экспо. Авторы лучших проектов награждены дипломами мэра Москвы, а учащиеся школы №354 Никита Молодницкий и Антон Шелавин представляли свои проекты в номинации «Робототехника» в научном центре «Технорама» в Швейцарии.
Поддержка и выращивание талантов происходит в основном в системе дополнительного образования и во внеурочное время. Портрет школьной системы дополнительного образования, в которой по 11 направлениям занято 59 тысяч детей, - это:
- 21 тыс. детей (35%) - объединения художественно-эстетического цикла;
- 11 тыс. (19%) - занятия в спортивных секциях;
- 9 тыс. (15%) - культурологическая деятельность;
- 1,2 тыс. (2%)- экологическая направленность;
- 1,8 тыс. (3%) - военно-патриотическое направление;
- 270 человек (0,5%) - спортивно-техническая направленность.
Это информация к размышлению для руководителя образовательного учреждения как государственного человека, в том числе и по вопросу подбора кадров для реализации воспитательной деятельности. Задача заместителя директора - создание профессионального сообщества классных руководителей для реализации приоритетного национального проекта. Анализ деятельности классных руководителей при увеличении оплаты их труда показал: работу классного наставника подменил педагог дополнительного образования или учитель-предметник. Наибольших успехов дети достигают в таких мероприятиях, как «Эстафета искусств», «Театральный Олимп», «Литературный венок России», при этом значительное снижение количества участников и работ отмечено в проектах, связанных с экскурсионной деятельностью и социальной направленностью. По данным социологического исследования, на вопрос «Кем для тебя является классный руководитель?» 38% детей ответили: хорошим предметником и контролером, но только 29% считают его авторитетным взрослым.

Современной семье важно знать, как проходит каждый день ребенка: что он делал на уроке, с кем общался, где выступал и какую эмоциональную оценку или признание получил. И это в каждом ребенке нужно разглядеть и дать возможность родителям им гордиться. Очевидно, что воспитать зрелую личность может только социально компетентный взрослый. В округе есть возможность для реализации социальных инициатив школьников - добровольческое движение, молодежный ученический совет, сообщество вожатых, совет молодых учителей, взаимодействие с ветеранскими организациями.
Второй год самый важный экзамен для системы образования - ЕГЭ. Сегодня это федеральный закон, обсуждения и споры вокруг него стали неуместными. В 2010 году ЕГЭ по 13 предметам учебного плана сдавали 5800 выпускников 139 образовательных учреждений округа, показавших достаточно высокий уровень. Вдвое больше по сравнению с прошлым годом стобалльников - 68, в четыре раза меньше выпускников со справкой - 7.
Образовательные учреждения ЦАО, имеющие максимальное количество выпускников-стобалльников:
Лицей №1546 - 7 выпускников.
Школа №54 - 5.
Школа №1253 - 5.
Школа №1259 - 5.
Школа №19 - 4.
Лицей №1574 - 4.
Высокий средний балл показали наши дети по русскому языку и по математике, самые высокие показатели - по французскому и испанскому языкам. По-прежнему недостаточно высокие результаты по физике - 52. Из перечня предметов по выбору предпочтение наши выпускники отдали обществознанию - 51% - и английскому языку - 37%. В ходе контроля за проведением единого государственного экзамена выявлены недостатки:
- дефицит информации в работе с родительской общественностью;
- неумение учащихся работать с бланками;
- несвоевременное информирование детей о правилах подачи апелляции;
- значительная часть детей не приступили к части С по причине отсутствия подготовки.
И это притом, что в течение года выпущены методические материалы для подготовки по каждому предмету, привлечены преподаватели высшей школы, ежемесячно проводилось обучение детей и учителей, консультации. Про единый государственный экзамен в 11-м классе думать уже поздно.
Почти 100% выпускников 9-х классов проходили итоговую аттестацию в новой форме, так называемый малый ЕГЭ. Результаты ГИА в целом соответствуют показателям единого государственного экзамена. Не первый раз мы говорим, что тестовая форма диагностики должна быть нормой для текущего и итогового контроля усвоения материала. Вместе с тем ряд руководителей из года в год отказываются принимать участие в окружном педагогическом мониторинге. Что это - недальновидность директора или страх получить объективный результат? Обращаю внимание руководителей - без объективной оценки ситуации трудно принять управленческое решение, связанное с выработкой стратегии повышения качества образования. А это главная наша задача - от качества работы системы - к качеству жизни населения округа!

В соответствии с государственной стратегией развития образования следующий учебный год - год глобальных изменений:
- освоения и внедрения стандартов в части образовательных учреждений округа;
- совершенствования механизмов финансово-хозяйственной деятельности системы образования, переход на новую систему оплаты труда и новые организационно-правовые формы;
- введения новой системы аттестации и повышения квалификации педагогических кадров.
Перед системой образования Центрального округа стоят серьезные задачи:
- продолжить работу по внедрению Федеральных государственных образовательных требований дошкольного образования для формирования готовности к продолжению обучения;
- обеспечить отработку механизмов внедрения новых стандартов, прежде всего в 24 пилотных школах;
- продолжить работу по оптимизации основных бюджетных показателей системы, расширению хозяйственной самостоятельности субъектов для обеспечения перехода на новые организационно-правовые формы и новую систему оплаты труда;
- руководителям совместно с окружным методическим центром разработать индивидуальную траекторию непрерывного образования каждого педагога с целью подтверждения им квалификационного статуса;
- считать приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений работу по широкому информированию и просвещению населения с целью обеспечения стабильности сегодня для инновационного развития завтра.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лопатина Вера Ивановна. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 2000 129 c. РГБ ОД, 61:01-19/393-2

Введение

Глава 1. Социально-психологические процессы в современном обществе 7

1.1. Положение человека в современном мире 7

1.2. Положение человека в современной России 7

1.3. Положение детей в современной России 8

1.4.0сновные демографические показатели г. Москвы 13

Глава 2. Понятие отчуждения в истории философии и психологии 21

2.1. Дофилософские трактовки понятия отчуждения 21

2.2. Понятие отчуждения в классической философии 22

2.3. Понятие отчуждения в марксизме 26

2.4. Понятие отчуждения в новейшей философии и психологии 29

Глава 3. Феномен отчуждения в контексте процесса психического развития. 39

3.1. Основные подходы к анализу движущих сил психического развития 39

3.2. Теория психического развития Л.С.Выготского 43

3.2.1. Концепция формирования высших психических функций 43

3.3. Общение как особая форма присвоения общечеловеческой культуры 48

3.3.1. Общение на ранних ступенях индивидуального развития человека 48

3.3.2. Роль распределенной между ребенком и матерью деятельности 50

Глава 4. Психологическое исследование образования и преодоления феномена отчуждения в детском возрасте 54

4.1. Восприятие ребенка, находящегося в кризисной ситуации 54

4.1.1. Насилие в отношении детей 54

4.1.2. Исследование особенностей восприятия работниками учреждений образования детей, подвергающихся насилию 57

Распределение (в %) ответов на анкету осведомленности по проблеме жестокого обращения с детьми 61

4.2. Развитие системы «Дети-сироты» 76

4.2.1. Развитие системы «Дети-сироты» в Центральном административном округе г. Москвы 76

4.2.2. Организация работы с детьми, перенесшими насилие в психолого-медико-социальном центре «ОЗОН» 81

4.3. Патронатное воспитание как один из способов устранения феномена отчуждения в детском возрасте 92

4.3.1. Патронатное воспитание в России 92

4.3.2. Московский проект «Наша семья» 98

4.3.3. Исследование эмоционального статуса детей, отданных на патронатное воспитание 103

Выводы 113

Литература 114

Введение к работе

В настоящее время отчетливо обозначился ряд социально-политических, экономических и экологических тенденций, которые оказывают на современного человека негативное влияние. Это - спад экономического развития, безработица, региональные конфликты, загрязнение окружающей среды и пр.. При этом данное негативное влияние сказывается в значительно большей степени на детях, чем на взрослых. В целом, отношение общества к детям может быть охарактеризовано как их отчуждение от общества. Многие педагогические и психологические мероприятия, проводимые в современной России, в которых этот момент учитывается недостаточно, не достигают требующегося образовательного и воспитательного эффекта.

Цель исследования - разработать и апробировать целостную психолого-педагогическую модель организации жизни и деятельности детей и подростков, находящихся в состоянии «социального сиротства».

Объект исследования - психолого-педагогические аспекты социального сиротства детей и подростков.

Предмет исследования - феномен отчуждения в детском возрасте.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что в основе социального сиротства ребенка лежит отчуждение его от общества, от семьи. Чувство отчужденности возникает у ребенка прежде всего потому, что он эмоционально не понят и не принят другими людьми. Отчужденность может формироваться по разным основаниям: отказ от ребенка родителей, телесные наказания, физическое и психическое насилие, равнодушное отношение. По каким бы основаниям это отчуждение не происходило, оно разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням.

Оптимальной формой психолого-педагогической помощи отчужденному ребенку может быть такая организационно-содержательная модель медико-психолого-социального Центра, которая способна компенсировать неблагополучные обстоятельства его жизни: ограниченность конкретно-чувственного опыта, специфику контактов со взрослыми и сверстниками, неполноценное протекание основных видов деятельности, недостаток любви и заботы, неуверенность в нужности себя кому-то.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: провести теоретический анализ феномена отчуждения; раскрыть содержательную взаимосвязь психологических явлений -насилие, отчуждение, социальное сиротство; выявить особенности восприятия и понимания работниками учреждений образования тех детей, которые подверглись каким-либо видам насилия; апробировать программу психолого-профилактической работы в округе с целью предупреждения жестокого обращения с детьми; изучить психологические основания патронатного воспитания как одного из способов устранения феномена отчуждения в детском возрасте; разработать и апробировать целостную многопрофильную модель Центра медико-психолого-социальной помощи детям, подвергшимся любого рода насилию - физическому, психическому, сексуальному, психологическому и пр.; провести мониторинг развития детей, помещенных в патронатные семьи, с целью определения эффективности их жизни в новых социально-психологических условиях.

В своем исследовании мы опирались на социально-генетическую теорию, разрабатываемую В.В.Рубцовым, который развивает учение Л.С.Выготского о высших психических функциях, в частности, о месте и роли единства аффекта и интеллекта в целостном психическом развитии ребенка.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: психолого-педагогический анализ статистических материалов о различных видах насилия над детьми; метод группового фокусированного интервью и анкетирования для выявления особенностей восприятия работниками образовательных учреждений детей, подвергшихся насилию; мониторинг развития детей.

Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов достигалась использованием статистических методов и методов качественного анализа данных.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 263 работника учреждений образования Центрального округа Москвы. Мониторинговое исследование развития детей проводилось на выборке детей из патронатных семей - 65 человек. Также в исследовании были использованы данные о фактах насилия над детьми, полученные психолого-медико-социальным Центром «Озон».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. 1. Раскрыты социально-психологические факторы, обусловливающие по- явление феномена отчуждения в детском возрасте.

Впервые рассмотрена содержательная взаимосвязь между насилием над ребенком (как фактом), отчуждением его от общества (как процессом) и социальным сиротством (как результатом).

Выявлены и изучены вариативные сочетания внешних и внутренних условий, реабилитирующих психику ребенка, испытавшего насилие.

Изучены психологические основания патронатного воспитания ребенка как эффективной формы устранения феномена отчуждения в детском возрасте.

Разработана теоретическая модель многопрофильного Центра медико-психолого-педагогической помощи детям. Апробация этой теоретической модели доказала эффективность деятельности Центра как в предупреждении социального сиротства в округе, так и в реабилитации детей, подвергшихся любого вида насилию.

Практическая значимость исследования определяется тем, что изученные в нем вопросы непосредственно связаны с совершенствованием воспитания детей и подростков. Выявленные в исследовании результаты позволяют определить наиболее эффективные формы и способы работы с детьми, имеющими опыт жестокого с ними обращения. Разработанная модель психолого-педагогического центра «Дети-сироты» реально действует в Центральном административном округе Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту:

Социальное сиротство (сиротство при живых родителях) формируется на основе отчуждения ребенка от семьи, от общности, наиболее эмоционально значимой для него.

Источником внутреннего отчуждения ребенка является различного вида насилие, которым он подвергался или подвергается. Насилием является и такое отношение к ребенку, в котором он воспринимается как не принадлежащий к лично близкой ему социальной сообщности.

Насилие, отчуждение и социальное сиротство представляют собой взаимообусловленное целое: совершившийся факт (или совершающиеся факты) - процесс переживания - неизбежный результат.

Одной из эффективных психолого-педагогических моделей устранения феномена отчуждения у ребенка - сироты является система патронатного воспитания, опирающегося на восстановление эмоционально-положительных отношений ребенка с другими людьми и с самим собой.

Положение человека в современном мире

Современное общество характеризуется не только экстенсивным развитием науки и производства, но и рядом крайне негативных процессов.

Уже конец XIX в. переживался его современниками как время существенных и резких перемен. Одним из символов ощущения безысходности и близкого конца истории стал «Закат Европы» О.Шпенглера. Век спустя кризис общества еще не преодолен. Он проявляется в различных сферах: в промышленности («власть машин»), в социальной сфере (отчуждение человека), в межнациональных отношениях (войны), в экономике (перепроизводство и экономические кризисы), в экологии (загрязнение окружающей среды и снижение уровня здоровья человека), в науке (корпоративные интересы), в искусстве (массовая культура).

Продолжается процесс разрушения общечеловеческих ценностей. Межчеловеческие контакты все более приобретают статус прежде всего деловых отношений, теряя свой эмоционально-личностный компонент. Человек все более и более неудовлетворен своей работой: каждый день приходится делать монотонную и однообразную работу, нет достаточной самостоятельности, мало осмысленных заданий, не очень хорошие взаимоотношения с другими работниками, много работы ради «корзины» . Одной из самых характерных черт современного человека становится неуверенность в себе .

Положение человека в современной России.

К процессам, которые происходят во всем мире и которые отрицательно действуют на самосознание современного человека, в России добавляется еще и ряд специфических процессов, связанных с ее историей и с настоящим моментом развития. Они крайне негативно влияют на самосознание россиян. Происходит резкое преобразование экономики, ломаются привычные производственные стереотипы. Углубляется кризис системы ценностей. Семейная жизнь лишается государственной поддержки. Происходит рост уровня преступности.

Все это оказывает отрицательное воздействие на все социальные группы, но в первую очередь на молодежь. Молодежь пополняет ряды безработных. Увеличивается уровень детской преступности. Растет число детских и подростковых суицидов, которые стоят на третьем месте среди причин подростковой и детской смертности (после туберкулеза и травматизма).

Положение детей в современной России.

Нами был проведен специальный статистический анализ, целью которого было рассмотрение негативных тенденций, сопровождающих психологическое развитие детей в России (особенно в г. Москве). В нем нашли отражение данные прежде всего 1993-1996 гг., но уточнения, сделанные в 2000 г., в целом показывают, что положение дел существенным образом не изменилось, а по ряду позиций ухудшилось.

Для оценки полученных данных необходимо иметь в виду некоторые общестатистические показатели. Так, население России к началу 1995 г. составляло 148,3 млн. человек., в 1998г. - 146,3 млн., т.е. уменьшилось на 0,3%. Численность детей и подростков до 18 лет составляла 25,9 % от общей численности населения. С 1996г. по 1999г. число детей сократилось на 2,7 млн. человек и составило 23,9%.

Дофилософские трактовки понятия отчуждения

Явления отчуждения, еще до того, как они были зафиксированы виде строгого философского понятия, стали предметом рассмотрения достаточно давно. Это произошло прежде всего в плане повседневного (обыденного) сознания, затем и в области медицинских науках.

Если рассмотреть на материале русского языка обыденное использование и этимологию слов «отчуждение» и его первоосновы «чужой», то обнаруживается интересная особенность.

Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля дается следующее толкование слова «чужой». Чужой - это не свой, сторонний незнаемый, незнакомый не родня, не нашей семьи, не из нашего дома не нашей земли, иноземный [Владимир Даль, 1991, с. 613].

Более явное указание именно на принадлежность к иному роду, иному племени можно увидеть, обратившись к этимологии данного слова. Как пишет Г.П.Цыганенко, чужой - это «принадлежащий другому, не свой, не родной». Праславянский tjudjb «чужой, чуждый» образовано от слова tjud-ъ «народ». Это слово возникло в праславянский период в результате освоения готского заимствования «народ». Так готы называли сами себя. Готское «народ» на славянской почве передано как tjudb со значением «пришлый, чужой народ» и далее - «чужой, чуждый». С этим словом в родстве находится существительное чудь. Им славяне называли не только готов, но и прибалтийских финнов, отсюда название Чудское озеро [Цыганенко Г.П., 1989, с. 488].

Схожие лингвистические ассоциации связаны и с немецкими словами entfremden - отчуждать и die Entfremdung - отчужденность, отдаление. Так, fremd - это чужой, der Fremde - иностранец, die Fremde - чужбина.

Все эти смысловые связи достаточно отчетливо говорят о том, что в обыденном сознании существует целый пласт мировоззренческих установок, первоначально основанных на использовании родоплеменной объяснительной парадигмы. Внутри этого пласта и находит свое место термин «чужой», или «отчуждение». В данном контексте, сделать чужим означает передать во владение другому родоплеменному сообществу.

С другой стороны, следует отметить, что в ряде медицинских трактатов, восходящих к античности, используется термин, очень близкий к рассматриваемому нами, «алиенация» - делание людей или вещей субъективно чужими. Соответствующее понятие (alienatio mentis) служило в римской антике и в средние века для общего обозначения психических болезней, в дальнейшем оно также использовалось для обозначения безумия или задержек умственного развития. В основе этого понятия лежат вполне определенные мировоззренческие установки, служащие объяснительной моделью, в данном случае - возникновения психических расстройств. Это -представление об одержимости «злыми духами», в оформлении которого кроме всего прочего играли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь (в том числе психическая) ощущается как что-то чуждое, лишающее его власти над своим телом. В этом контексте, «сделаться чужим» значит попасть в зависимость от злых духов и, соответственно, лишиться поддержки своих добрых духов-покровителей.

Таким образом, можно увидеть и общую линию развития дофилософ-ских представлений, связанных с понятием отчуждения. Исходно, это - уступка другой родоплеменной общности, что может быть связано с использованием передаваемого во вред «дарителю»; производно - потеря власти над чем-то, что переходит во власть другого. И в том, и в другом случае, отчуждаемый «предмет» - в качестве которого может выступать и человек (ребенок) - закономерно приобретает свойства незнакомости и потенциальной опасности.

Понятие отчуждения в классической философии.

Философское осмысление понятия «отчуждение» связано прежде всего с возникновением буржуазных отношений, которые требовали адекватного своего описания [Огурцов А.П., 1967, т. 4, с. 189-194; 1989. с. 456]. Но при этом произошло не только углубление исходных представлений, но и очень существенное сужение эмпирической базы, из которой выводилось это понятие.

Исходно данное понятие получило философское обоснование в теориях общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Здесь отчуждение было положено в основу возникновения самого общества, которое стало рассматриваться как результат передачи прав личности политическому организму. Именно в этом акте отчуждения собственных прав фиксируется юридическая сторона товарных отношений. Но в этом же процессе заключен источник порабощения человека, т.к. при таком отчуждении происходит процесс обезличивания, деиндивидуализации социальных отношений, перевод их в формальную (юридическую) плоскость.

Основные подходы к анализу движущих сил психического развития

Существует множество теорий, объясняющих развитие психики человека. Основным критерием их валидности выступает соответствие теоретической интерпретации движущих сил психического развития с эмпирически устанавливаемыми периодами психического развития.

В разных моделях периодизации психического развития описываются разные стадии и для их выделения используемые разные критерии, соотносимые с пониманием движущих сил этого развития. Основой дискуссий о движущих силах психического развития является вопрос, что важнее - наследственность или среда. От решения этого вопроса напрямую зависит и решение вопроса о источниках отчуждения индивида от общества.

В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается по аналогии с процессом исторического развития. В учении Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта; З.Фрейда - направленность либи-дозной энергии; Э.Эриксона - центральные задачи возраста; Д.Б. Элькони-на - смена ведущих типов деятельности.

Можно выделить следующие подходы к описанию движущих сил психического развития: биогенетический, поведенческий, когнитивный, психодинамический, гуманистический. При этом иногда в рамках одного учения происходит интеграция различных подходов.

Биогенетический подход.

В основе этого направления лежит так называемый «биогенетический закон». Его сформулировали Ф.Мюллер и Э.Геккель. В соответствии с ним, в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение («рекапитуляция») признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез в сокращен ном варианте повторяет филогенез. Это понимание развития живого распространяется и на развитие психики человека. В соответствии с ним психическое развитие индивида - в силу биологической закономерности - повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

В учении Ст.Холла, основателя педологии, онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития. Здесь выделяются такие стадии: младенчество, детство, предпод-ростковый возраст и юность. Эти стадии содержательно соответствуют стадиям эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма [Холл Ст., 1920; Холл Ст., 1925].

В.Штерн разработал собственную теорию психического развития ребенка, теорию «конвергенции». В ней была сделана попытка примирить два подхода. С одной стороны, - преформистский подход, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности. С другой стороны, -сенсуалистический, в котором упор делался на внешних условиях. В теории конвергенции среда рассматривалась как фактор, влияющий лишь на темпы развития, ускоряющий или тормозящий проявления биологически обусловленных качеств.

Отчуждение трактуется здесь как результат неправомерного предъявления воспитательных требований к индивиду, который еще не созрел для их выполнения.

Сенсуалистический подход.

Сенсуализм, будучи прежде всего философским направлением (Т.Гоббс, Д.Юм) характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских школах эпикурейцев и стоиков. Здесь ум было предложено рассматривать как "чистую доску", на которой опыт чертит свои письмена. В дальнейшем на основе сенсуализма возникла ассоциативная психология, в которой задачей психологического исследования виделось выявление первичных чувственных элементов (ощущений), из которых складывается вся душевная жизнь.

В этом подходе очень силен «утопический мотив», основанный на стремлении скорейшего создания идеального человека будущего, но неучет прошлого, в том числе биологического, сводит все эти стремления на нет.

Отчуждение трактуется в рамках этого подхода как прямое отражение в психике и сознании человека тех противоречий, которые присущи самому обществу.

Гуманистический подход.

Гуманистическая психология отвергает внешний детерминизм психоаналитического и поведенческого подходов. Здесь в центре внимания стоит осознания индивидуумом собственной значимости. По мнению представителей гуманистической психологии, человек действует по своему усмотрению, проявляя активность и творчество при достижении целей.

В созданной Ш.Бюлер периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении . Она выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены следующие фазы жизни: первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25-30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и в поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65-70) остаются лишь воспоминания.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Родители учеников гимназии №1520 недовольны тем, что за год из школы уволилось 13 лучших педагогов, а в гуманитарных классах, не дожидаясь введения нового госстандарта, отменили уроки химии, физики и биологии и ввели вместо них урок естествознания. Жалуются они и на «добровольно-принудительные» пожертвования: приходится за свой счет менять окна в школе, закупать интерактивные доски, ноутбуки и даже туалетную бумагу. Отдельная строка расходов — подарки директору: «по праздникам» на них якобы уходит по 5000 рублей от класса. Причем директор, по словам родителей, возвращает подарки, «если они ей не понравились».

Недовольство учителей вызывает тот факт, что директор, Ольга Овсейчик, при помощи управляющего совета «снимает» треть зарплаты за незначительные нарушения, лишая педагогов стимулирующих надбавок (например, если треть класса придет без форменных жилеток). При средней зарплате в школе около 70 тыс. рублей лучшие учителя-предметники получают около 40 тыс. рублей. Вызывает вопросы и распределение гранта, полученного школой в прошлом году (школа заняла 64 место ): учителя получили премии по 40 тыс. рублей; директор, завучи и профсоюзник — по 350-400 тыс. Наконец, директора обвиняют в самоуправстве: она якобы «повесила» вину за пропажу десяти «подаренных» школе макбуков на старейшего в школе учителя русского языка, из-за чего та легла в больницу и позднее уволилась.

Пока какие-либо выводы о правых и виноватых делать рано — в гимназии будет работать контрольно-ревизионная комиссия. Однако поборы, несправедливое распределение зарплатного фонда и недовольство родителей качеством уроков свойственны почти всем школам столицы.

Неслучайно руководитель столичного департамента образования Исаак Калина, присутствовавший на прошедшем 5 сентября собрании недовольных родителей, заявил, что «за полтора года количество руководителей [образовательных учреждений Москвы] уменьшилось на 500 человек».

Гимназия № 1520 была открыта в 1892 году в Леонтьевском переулке (знаменитый Шведский тупик). Как начальное городское училище для мальчиков и девочек ее основали купцы Капцовы. С 1963 года это — английская спецшкола № 31. С 1993 года - гимназия. Школу окончили общественный деятель Наталия Солженицына, Народный учитель СССР Леонид Мильграм, драматург Эмиль Брагинский, актеры Юлия Рутберг и Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, писатель Виктор Пелевин и многие другие .

Средняя температура по больнице

Вице-мэр по социальным вопросам Леонид Печатников , также присутствовавший на этой встрече, рассказал «МН» о своем видении проблемы.

— Насколько поборы, некачественное преподавание, непонятные ситуации с зарплатами, надбавками и распределением премий — все то, о чем рассказывали родители, — системная проблема для московского образования?

— Такая встреча у меня была впервые за три месяца, которые я работаю вице-мэром. Описанное в письме выглядело настолько вопиющим, что я не сдержался и немедленно встретился с ними. Я готов и хочу встречаться с коллективами других школ. И, похоже, это системная проблема.

— Я много раз слышал об этих проблемах в других школах. На встрече это не прозвучало, но многие учителя опасаются упразднения лужковских надбавок.

— Не буду обсуждать лужковские надбавки. Вы знаете, я чиновником стал случайно. Может быть, эта машина дала сбой. В Москве сейчас не тучные годы. Нам приходится долго согласовывать каждую трату. У Сергея Собянина есть принцип, что люди должны получать много, но человек должен деньги именно заработать. Любую идею можно извратить. Когда в школе в центре города вводится предмет «Естествознание», и учитель с химико-технологическим образованием должен обучать детей биологии — это ненормально. Он начнет много зарабатывать, но я не могу понять, где кончается нажива и начинается реальное образование.

Я приехал еще и потому, что несу ответственность за реформу зарплат. Эта реформа, может, и не самая удачная, но сейчас положение дел лучше, чем было. И я не хочу, чтобы реформу извратили. Я не хочу, чтобы учителя стали получать высокую зарплату за счет того, что их в школах стало меньше.

— Средняя зарплата — 70 тысяч рублей. А здесь сидит учительница, у которой 42 «грязными».

— У меня та же ситуация с врачами. У меня в отчетах значится, что средняя зарплата врача в Москве — 65 тысяч. Но я же знаю врачей, моих коллег, которые не видели даже таких денег.

Мы, чиновники, смотрим статистику и видим «среднюю температуру по больнице». В ситуации с этой конкретной гимназией, видимо, есть кто-то высокооплачиваемый — и мы, как правило, понимаем, кто это. Если один будет получать 500 тысяч рублей, а другой — 100 тысяч, то средняя зарплата будет 300 тысяч. А дальше идет речь об ответственности руководителей.

Мы меняем эту ситуацию в пользу того, чтобы у руководителя была зарплата не больше трех средних по учреждению. Я разговаривал с замминистра труда и выяснил, что в некоторых федеральных институтах разница между руководителем и его подчиненными в 20 раз, где-то — в 40 раз. Это же волосы дыбом! А когда увидите среднюю — получите прекрасные деньги. И когда я докладываю об этой средней зарплате, мне стыдно.

— Почему учительницу уволили, кстати?

— К сожалению, на встречу пришел всего один учитель. Хотя писали мне многие. И то, мне кажется, учительница [русского языка и литература Людмила Каршина] пришла из благодарности, потому что за нее мощно вступились родители. Другие учителя побоялись прийти. Значит, каждый народ заслуживает своего правительства: если учителя будут бояться дальше, то вряд ли что-то изменится.

— Родителей также взволновало появление в расписании уроков естествознания вместо химии, физики и биологии.

— Я звонил Андрею Фурсенко. Он мне рассказал, откуда оно взялось. Естествознание как предмет планировали для сельских школ. Но сейчас нет ни стандартов, ни учителей для введения этого предмета.

— Андрей Фурсенко же сам утвердил гостандарт для старших классов . В нем прописана возможность изучения этого предмета вместо трех естественнонаучных. Но неувязочка в том, что стандарт должен вводиться в пилотном режиме только с 2013 года.

— Андрей Александрович мой товарищ и он высокий профессионал. Он мне сегодня сказал, что не должно быть естествознания. Это самое дикое из всего, что я прочитал в письме родителей и услышал на встрече. Классный руководитель — учитель физкультуры? Ну все может быть, черт его знает.

Понимаете, вот я всю жизнь хотел стать врачом. Не собирался быть ни физиком, ни биологом, ни математиком. Но я до сих пор могу решить квадратные уравнения, знаю все законы Ньютона, даже по очередности. Я прекрасно знаю, как устроен дождевой червь. Не говоря уже о том, что я учил в школе французский язык и выучил его так, что потом читал на нем лекции в Сорбонне, хотя после школы его не учил нигде. Поэтому я никогда не пойму, как может биологии учить человек, окончивший химико-технологический. И Фурсенко мне подтвердил, что такого быть не должно. Какие-то курсы для сельских учителей были. Но Шведский тупик — не село!

— Насколько я знаю, массового введения естествознания и перехода на новый стандарт в московских школах пока нет. Видимо, одна гимназия решила опередить время и исправить свои кадровые проблемы.

— Это не кадровые проблемы, ведь директор увольняет учителей. Эта реформа стала служить для обогащения отдельных директоров и учителей.

— Каким образом?

— Если один учитель ведет три предмета, и не нужны в школе ни физик, ни биолог, значит, все деньги получает один человек.

— Если школьнику дается право выбора, то он может сделать выбор не в пользу химии с биологией, ведь так?

— Правильно, потому что детям кажется, что проще стать гуманитарием. Стать юристом или экономистом. Но юристу без математики тоже не обойтись. С чем столкнулись сегодняшние школы. Огромный поток информации, век интернета, которого не было в мое время. Была спокойная программа, которая сейчас разрослась. Я понимаю объективную сложность школ в этом плане. Ну не может быть два урока русского языка в неделю!

Педагогическая драма в пяти картинах

Действующие лица:

Леонид Печатников , вице-мэр по социальным вопросам

Вера Лопатина , руководитель управления образования ЦАО

Исаак Калина , глава департамента образования Москвы

Людмила Каршина , учитель русского языка и литературы

Хор родителей

Иллюстрация: Тим Яржомбек

Картина первая: Вопросы естествознания

Леонид Печатников: Я, как коренной москвич, родившийся и выросший здесь... могу сказать, что гимназия № 1520 была едва ли не лучшей в Москве. Поэтому решил собрать вас и выявить реальную ситуацию… Очень серьезный вопрос — я даже не поверил, что такое возможно! — правда ли, что в школе введен предмет «Естествознание» и его преподает один учитель?

Хор: Да, вместо физики, химии и биологии в гуманитарном классе.

Леонид Печатников: Меня волнует, как предмет, который должен преподаваться учителями физики, химии и биологии, будет преподаваться одним учителем… Исаак Иосифович, существует ли принятый госстандарт, в котором есть предмет «Естествознание»? Существует ли учитель, выпущенный из университета с дипломом «Учитель естествознания»?

Исаак Калина: 8 лет назад министр Филиппов утвердил госстандарт общего образования первого поколения. В одном из вариантов учебного плана стоит этот предмет. В пединститутах была подготовка таких учителей. Да не обидятся на меня москвичи, живущие в центре столицы, готовили их для сельских малокомплектных школ, потому что на физику и химию там часов мало дают. Но такой вариант учебного плана есть…

Леонид Печатников: Не думаю, что в деревне под названием «Шведский тупик» такие специалисты есть. Я спросил Исаака Иосифовича как учителя математики, преподавал ли он физику, он сказал, что один раз попробовал и больше не решился. Я с трудом представляю себе учителя химии, который отличит пестик от тычинки… Или он учит учебник вместе с учениками?

Иллюстрация: Тим Яржомбек

Картина вторая: Правило двух «У»

Леонид Печатников: Вынуждают?

Хор: Вынуждают!..

Людмила Каршина: У нас в школе действует правило двух «У». Угадать и угодить директору. Если ты не угадал настроение нашего директора и не угодил ему, то надо уходить. Если ты имеешь свою точку зрения, то у тебя будет проблема…

Леонид Печатников: Подарки директору — это добрая воля родителей?

Родитель: Мы щадили учителей. Но было понятно, что от этого зависело отношение. Директору надо было дарить Burberry и подобные вещи. Мы заранее делали заказы. Купоны в косметический салон. Потом нам сказали, что лучше деньгами. Как правило, это сарафанное радио от управляющего совета. Он во многом и существует, чтобы передавать волю высокого начальства родителям. Педагоги выведены из этого процесса. Это все без их ведома происходит.

Родитель: В других классах на праздники собирали по 200 евро, или ювелирные украшения дарили. А мы как-то на 8 марта подарили фарфоровый сервиз, он ей не понравился, так она снесла его охраннику на стол.

Иллюстрация: Тим Яржомбек

Картина третья: Где деньги?

Леонид Печатников: Каждую четверть сдаете?

Хор: Каждый месяц!

Родитель : Все классы — высокобюджетный ремонт. С полной заменой окон.

Леонид Печатников: Не меняет окна бюджет?

Вера Лопатина: Меняются в порядке очередности. Не можем же во всех школах города сразу! Если аварийная ситуация, если окно выпало… Есть типовые окна, а есть — нетиповые, как в гимназии.

Леонид Печатников: То есть, Вера Ивановна, вы считаете, что это нормально — сдавать по 100 тысяч рублей от класса на окна?

Вера Лопатина: Бывают ситуации, что выпадают окна…

Исаак Калина: Ни на одну копейку финансирование гимназии в 2012 году не уменьшилось. Средняя зарплата учителей в гимназии: в сентябре 2011 года 42 тысячи рублей, ноябрь — 55, декабрь — 72… Есть зарплаты и по 80 тысяч рублей.

Смех в зале

Леонид Печатников: Ну скажите, Людмила Ивановна, вы — гордость школы со всеми регалиями — получали когда-нибудь 80 тысяч?

Людмила Каршина: Знаете, грязными 42 тысячи. 36 тысяч — на руки.

Леонид Печатников: А куда делись еще 40 тысяч? … Кто-то же получил эти 40 тысяч рублей, не вернули же их в казну!

Иллюстрация: Тим Яржомбек

Картина четвёртая, таинственная

Леонид Печатников: Насколько я знаю, у вас пропало 10 макбуков.

Одна из родителей: В бывшем 9 «Б». Некто подарил 15 макбуков… Никаких документов, никакой материальной ответственности на учителя нашего не было. Ольга Алексеевна не знала, с какого бока к ним подойти. Ей за это еще выговор сделали — мол, она такая несовременная — и баллов лишили. А потом выяснилось, что из коробки пропало 10 макбуков. Это была катастрофа, у нее был сердечный приступ, и ей поставили диагноз «гипертонический криз»…

На охрану сдают по 500 рублей, не смотря на то, что ее покрывает город. Как же мы с ними работать будем, если 10 ноутбуков вынесли?..

Леонид Печатников: У нас есть аудитор — она знает все про внебаланс, и ремонт, и прочее. Не бывает подарков юридическому лицу! Я не могу понять, школам выделены огромные деньги на информатизацию, на макбуки для младших классов. Это сотни миллионов. Я не понимаю, если у вас все есть, вы все сами покупаете, а у родителей такие добрые сердца и такие, извините, хорошие кошельки, может, тогда отправим эту технику в те школы, которые нуждаются? Может, нам снять гимназию со снабжения? Вы и туалетную бумагу сами покупаете, и на памятник Капцову деньги сами собираете?

Хор: Да! Всегда!

Иллюстрация: Тим Яржомбек

Картина пятая: Высокопоставленные родители

Леонид Печатников: Когда возникла возможность встретиться с главными начальниками московского здравоохранения…

Хор: Образования!

Леонид Печатников: Да я уже не знаю, что с вами делать, учить или лечить… Почему на встречу пришел только один учитель? Где остальные? Кого они испугались?

Родитель: Директора. Когда формировался Общественный совет, я записалась. Так потом директор сказала классному руководителю, чтоб меня не брали…

Исаак Калина: Вы думаете, ситуация в вашей гимназии — единственный конфликт? За полтора года у нас количество руководителей уменьшилось на 500 человек. Но там родители грамотнее были. Они писали не на форум, а направляли обращение, под своим именем. Потом приходит проверка, и все действия директора вскрываются…

Леонид Печатников: Мне уже звонили некоторые высокопоставленные родители, которые очень довольны директором и просят его не наказывать и не увольнять…

Исаак Калина: Не было еще ни одного детского садика, где во время подобного конфликта мне бы не звонил какой-нибудь важный родитель и не просил не трогать директора.

Чем еще недовольны родители

— В 10-х классах нет классных руководителей, работает один куратор на всю параллель.
— После ухода учителей словесников, классным руководителями назначают физруков
— В девятых классах всего два урока русского языка в неделю. В аналогичных школах в ЦАО — по 4 урока. Причина в отсутствии русистов.
— Отменили экскурсии и походы в театры. План экскурсий нужно сдавать в управление образования до 6 сентября.