Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения. Введение

ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Конспект к родительскому собранию «Роль СМИ в воспитании детей. Что, было и что стало»

Большую роль в современном мире отводят средствам массовой информации, которые за частую пагубно влияют на развитие будущего поколения, так как очень много информации, которая должна быть определенно недоступной для взора детей . Однако же вспоминая свое прошлое, то есть детство, я вспоминаю наши средства массовой информации, которые сейчас почему-то несправедливо забыты, это радиовещание, где было много радиоволн посвященных именно образованию дошкольников. Это были интересные и увлекательные радиопередачи, на которых росли и воспитывались еще наши родители , и это была традиция не только моей семьи, но и многих советских семей. Например, радиопередача «Утренняя зорька» далее «Пионерская зорька» , «Радионяня» , «Музыкальная шкатулка» и таких радиоканалов было много , которые транслировали в свое эфире много познавательного и развивающего.

Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования советского союза, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей . Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радиоволна для детей – Детское радио , - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир.

Так же хочется отметить большую информационную роль детских телепередач . А именно телепередачи, на которых росли советские дети? Согласитесь, по телевизору в СССР было великое множество интересных передач. Перед сном мы бежали к экранам для просмотра «Спокойной ночи, малыши» , ждали и любили «В гостях у сказки» , узнавали много нового у "Клуба путешественников". Нас даже родители звали домой с прогулки, крича на весь двор о начале передачи, а после её окончания мы выбегали обратно на улицу. Давайте вспомним, какие передачи смотрели мы и наши родители . «Хочу все знать» , "АБВГДейка", "Будильник", "Ералаш", "Спокойной ночи, малыши", "В гостях у сказки", «В мире животных» ", «Детский час", "Мама, папа и я – вместе дружная семья", "Веселые старты", "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас".

В период 90-х появились в эфире такие детские телепередачи, как : "Зов джунглей", "Звездный час", "Веселые нотки", детская передача "Веселые нотки" была прообразом "Утренней звезды".

В советское время люди жаловались, что жесткая цензура "выпускала" только пропагандистские, идеологически "причесанные" телепередачи, западное кино было сенсационной редкостью, еще меньше звучала зарубежная музыка, а о прямых эфирах можно было только мечтать . Но зато были отличные детские и юношеские передачи : умные, добрые, познавательные и душевные.

Что касается печатных средств массовой информации, большим преимуществом считался штат высококвалифицированных журналистов. Практически по каждой сфере жизни имелся специализированный журнал. Для каждого возраста детей существовал свой журнал или газета : «Мурзилка» , «Пионер» или «Пионерская правда» , «Комсомольская жизнь» или «Комсомольская правда» , «Ёж» , «ЧИЖ» , «Новая игрушечка» , «Веселые картинки» , «Колобок» , «Поиграем в сказку» .

Рубеж 20 - 21 вв. характеризуется бурным развитием технического прогресса, повсеместным внедрением во все сферы общественной жизни компьютера и сети Интернет, вследствие этого – увеличением объемов мгновенно обновляемой информации. У телевидения и радио сложилась новая аудитория, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в сфере изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью Интернет и периодической печатью. Для того, чтобы в растущем информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего, изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать видеоряд, часто заменяя иллюстрациями печатное слово. Сейчас существуют такие детские печатные издательства, рассчитанные на аудиторию до 12 лет : «Дисней для малышей» , с приложением «Винни и его друзья» , «Веселые картинки» , «Клепа» , «Мурзилка» , ведущий свою историю с советских времен, «Домовенок» , «Когда ты один дома» , «Приключения Веселых Человечков» , «Раскраски от АиФки» , «Решу без мамы» , «Золотая антилопа» , «Играем с Барби» , «Фея» и «Принцесса» (для девочек 7-10 лет, «Журнал сказок» , «Чебурашка» , «Смешарики» .

Интернет как средство массовой информации по силе воздействия на развитие молодого поколения можно сравнить с расцветом эпохи телевидения. Интернет сегодня – неотъемлемая часть жизни любого цивилизованного общества, один из главнейших источников информации, по оперативности превосходящий печатные СМИ. В сети Интернет появилось множество детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало : «Карапуз» , «Ладушки» , «Барби» , «Вини-Пух» , «Нахаленок» , «В гостях у Золушки» , «Загадочный мир» и т. д.

Но все перемены нашего современного мира, современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей , но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно, использовать полученную информацию из средств массовой информации.

Тенденции современной молодежи, это национальная проблема современного общества : безграмотность, отсутствие духа патриотизма, безнравственность. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей . Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни. Именно проблема «ребёнок –телевидение» – одна из самых актуальных в воспитании ребёнка . Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было , к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Во многих группах в детских садах появились телевизоры и DVD-проигрыватели. Часто воспитатели вместо того , чтобы занять детей какой-либо игрой , каким-то видом деятельности, включают телевизор (DVD-проигрыватель, и в группе – тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос : «А как раньше обходились без телевизоров, DVD-проигрывателей? Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои. А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов, то можно сказать, что они совсем «не детские» . Утром наши воспитанники приходят в детский сад после выходных. Раздевалка группы постепенно наполняется веселыми детскими голосами. Не доходя до группы дети начинают делится : какие мультфильмы смотрели, в какие игры играли на компьютере, кем из героев они хотели бы быть (Человек-паук, Бэтмен, и т. д.)

Наблюдая подобные сцены и слушая детские диалоги, в который размышляешь, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с взрослыми испытывают дети. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятся источниками детских страхов. На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей , содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики» , «Уроки тетушки Совы» , «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам. Проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи , не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит с культурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для будущего поколения и будущего нашей Родины . Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир и за тем, в какое время эти передачи транслируются.

Я думаю, что единственным выходом в сложившейся ситуации, является не инновационная деятельность, а простое общение детей со сверстниками , с родителями , воспитателями , учителями, и это общение должно быть ежеминутно, с ребенком нужно общаться, по средствам общения и собственного примера, только так мы можем вырастить здоровое общество. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнее и ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее!

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей . Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими.

Воспитательные возможности средств массовой информации и различных

видов культуры в подростковом и раннем юношеском возрасте. Выработка у

детей потребности и интереса к чтению периодики, к социальным и

политическим событиям, происходящим в мире и в стране. Необходимость

оказания помощи детям со стороны взрослых в ориентации в средствах

массовой информации, в содержании радио- и телепередач, газет и журналов.

Воспитательная роль молодежной моды и массовой культуры в этом возрасте.

Мода и массовая культура как средства активизации межличностного общения

у подростков и юношей. Преходящий характер влияний моды и массовой

культуры на сознание людей подрастающего поколения.

Самовоспитание подростков и юношей. Начало самовоспитания как

характерная черта старшего подросткового возраста. Непрерывность

самовоспитания. Основные ступени в развитии самовоспитания. Физическое и

волевое самовоспитание. Профессиональное самовоспитание. Самовоспитание

рационального взгляда на жизнь. Значение разных видов самовоспитания для

детей подросткового и раннего юношеского возраста. Психолого-

педагогическая помощь учителей и родителей в самовоспитании подростков.

Поддержка со стороны взрослых стремления подростков к самовоспитанию.

Необходимость самовоспитания в различных видах деятельности. Роль

примера взрослых в самовоспитании. Проблемы и трудности, связанные с

нравственным самовоспитанием в раннем юношеском возрасте. Кажущаяся

несовместимость романтических идеалов и прагматических устремлений

личности способы их согласования в сознании юношей и девушек.

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с

окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в

дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически

полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением

подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок



большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в

общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места

своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически

(психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных

и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается

усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли

самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании.

Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции

школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его

личности, а, учение временно отходит на второй план. Все это естественно и

обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с, окружающими людьми не

ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет

возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для

ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например

тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и

предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они

переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают

относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более

вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,- это уже

чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и

девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы.

Представим и рассмотрим эти качества, исключая способности, о которых уже

много говорилось.

Первая и основная группа качеств - это те, которые связаны с

самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу,

должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на

учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость,

самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление

пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и

деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми

сравнительно легко справится социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической,

экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека

по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система

социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к

самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме,

чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане

другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы

можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью,

начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе

личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по

своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей

в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей

должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции

поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень

морального развития, если его оценивать с позиций уже знакомых нам теорий,

должен в этом возрасте соответствовать уровню конвенциональной или даже

постконвенциональной морали по Л. Колбергу.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы

обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане

приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и

старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека,

около 6-7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач,

стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и

раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо

начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и

воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач.

Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение

И это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на

учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых

должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное

развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших

классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание,

понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс

психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по

уровню своего социально-психологического развития на 4-5 лет отстают от

своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив,

если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т. е.

ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми

темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит

потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые

перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для

дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.

Важным средством воспитания, связанным с формированием многих

полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно

приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы

самообслуживание было достаточно полным, т. е. чтобы дети действительно

самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний

в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее

время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения

начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить

соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные

учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности

формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в

практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и

старших классов в той или иной форме должны заниматься

благотворительностью, а школа - включать эти дела в основную программу

воспитательной работы.

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского

возраста, о которой уже не раз говорилось на страницах учебника, это их тяга к

общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-

психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся

образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной,

обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей

к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной

пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо

выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их к общению

друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые

с помощью такого общения можно решить; каковы возможности групп

подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от

взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют

вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто.

У детей этого возраста имеется, кроме того, много специфических интересов,

удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном

общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться

неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и

интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного

развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со

сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности,

нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах

друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые

формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются

руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания,

которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально

реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше

взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных

делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующиеся

группировки детей были на виду у взрослых людей, однако не для того, чтобы

вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически

умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на

детей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации

школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных

задач, о которых говорилось в начале этой главы.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков и

юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на

самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не

осознавать, более того- не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто

не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и

которые они между собой активно обсуждают.

Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения

детей и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе со

взрослыми формирует у подростка чувство ответственности. Для ускоренного

развития этого чувства у подростков их необходимо включать в совместный

труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающих своей

системой прав и обязанностей. Доверие взрослого весьма импонирует

подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и

казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему

доверие. Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью

помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они

находятся со взрослым на равных правах и при необходимости могут

полностью его заменить, т. е. выполнить какую-либо работу вполне

самостоятельно.

В целом подростки положительно относятся к руководству их

деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на

равноправном, уважительном отношении или на разумной опеке.

Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и

желании взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действия со

стороны взрослого нередко вызывают у них решительный протест, а если этот

протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии.

Такая же картина, но с более выраженными отрицательными

симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным

образом в отношении своих детей. Установлено, например, что дети слишком

собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно,

лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать

на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены

в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном

отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального

характера.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И

КУЛЬТУРЫ

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со школой и домом.

Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее

влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать

средства массовой информации и культуры, пропагандируемые, ими цели и

ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на

подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Тем не менее и здесь имеются определенные возможности для

целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с

оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информации,

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых,

дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не

управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности

интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное

воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не

формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в

огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в

настоящее время газет и журналов.

Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией,

поступающей к детям среднего и старшего школьного возраста, речь не идет об

искусственном ограничении обращения ребенка к современным источникам

массовой информации и культуры. Скорее имеется, в виду необходимость

формирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры,

включая эстетическую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие

члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь.

Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность

прокомментировать полученные ими сведения.

Желательно, чтобы информирование о социальных, политических,

экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и

взаимным. Этим систематически должны заниматься не только учителя и

родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к

средствам массовой информации и культуры, установка на понимание, знание,

запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хороший вкус и

избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо детям,

родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий

эффект обращения к средствам массовой информации, ее воспитательное

значение.

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое

воспитательное воздействие на детей, причём иногда в силу

распространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается

впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно,

устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного

рода временны и поверхностны, с возрастом проходят. Тревогу должны

вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные,

например, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от

других, более серьезных источников личностного развития.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не

означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность

подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно

опосредствовано общением со сверстниками, которые имеют такие же

увлечения и становятся на определенное время объектами личностного и

поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно,

например, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и

тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей

сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди

определенных взглядов. Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга

друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей

нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные

проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и

избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на

определенном круге людей, направляет воспитание.

САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым

возрастом,- это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс

самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в

той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о

начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт,

что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над

возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и

предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться

охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с

возрастом представляется следующим. Первая ступень - физическое и

волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом

возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а

задача - улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость,

выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., - через

применение специальных средств и упражнений. То же самое касается

физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают

заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень - нравственное

самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто

встречающаяся цель самовоспитания в это время - духовное, моральное

развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности:

порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому

человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень -

профессиональное самовоспитание - средний и поздний юношеский возраст,

начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать

как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека

целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая

способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной

специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в

этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в

жизни. Четвертая ступень - социально-мировоззренческое самовоспитание,

период жизни после 40-45 лет. Здесь задачей самосовершенствования

становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного

взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая

постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как

высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания

человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст.

Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его

результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом

и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно

следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать

стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его

признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут,

конечно, занятия физической культурой и спортом. Особенно полезны для

детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные

физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и

гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо

вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не Должны

преследовать цель обязательного установления рекордов. Главное, чтобы они

доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали

самочувствие. Особенно полезны они для физически ослабленных детей и

тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие

взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впоследствии всерьез

заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда

воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого

физического или волевого самосовершенствования ребенка.

Занятия физической культурой и спортом для подростковполезны тем,

что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности.

Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить

всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли,

выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в

интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают

автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее

правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабатывать в

тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых

будут на практике проявляться.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в

самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы,

преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного

возраста. Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет

пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и

стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у

возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, связанная с

самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с

проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится

встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них -

стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям,

навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных

социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической

ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если

романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих

притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив,

порождает стремление к материальному благополучию и роскоши.

Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая -

активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй - борьба.

Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при

столкновении романтических идеалов с реальной современной

действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность

осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для

юношей просто отказаться от одной из целей-романтической или

прагматической - в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и

если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского

возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности

романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с

другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от

одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на

уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно,

например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым

человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма

порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим

конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно

отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и

зарубежных, деловых людей. В частности, промышленники России конца

прошлого - начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями,

внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно

приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям

деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические

сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь

молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких

произведений привлекательные нравственные и романтические черты и,

наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли. Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности школьника. Работа учителя по использованию средств массовой информации.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    Место, роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, процесс и этапы ее формирования у подростков в условиях развития средств массовой информации. Деятельность социального педагога по устранению негативного влияния средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Психолого-педагогические основы проблемы влияния средств массовой информации (СМИ) на развитие личности подростка. Историографический анализ проблемы. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Роль семьи в социализации личности. Характеристика стилей воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский. Понятие гипопротекции и гиперпротекции. Противоречивое и гиперсоциализирующее воспитание. Жесткое обращение с ребенком.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Важнейшие концепции феномена детской агрессивности. Возрастные психологические особенности ребёнка шести-семи лет. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации. Психологические аспекты средств массовой информации.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2006

    Изучение особенностей влияния социальной среды на формирование личности. Анализ понятия "социальная среда" - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.


    Подобные документы

      Понятие, признаки и виды СМИ. Понятие "ценностей" и их классификация. Факторы и степень влияние СМИ на формирование ценностной структуры молодежи. Основные функции средств массовой информации. Анализ предпочтений молодежи г. Новосибирска в выборе СМИ.

      курсовая работа , добавлен 14.02.2012

      Сущность и основные функции средств массовой информации, их место и роль в современном обществе, оценка влияния на мировоззрение человека. Роль средств массовой информации в информационной войне Грузии и России в 2008 году, методы манипулирования.

      курсовая работа , добавлен 15.10.2013

      Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

      дипломная работа , добавлен 24.09.2013

      Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

      дипломная работа , добавлен 17.05.2011

      Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя. Пять признаков, характерных для глянцевых журналов, их особенности как средств массовой информации. Роль "Месседжа" журнала в культуре потребления молодежи, использование приемов пропаганды.

      курсовая работа , добавлен 25.12.2013

      Основные функции и сущность средств массовой информации. Главные модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти. Мотивы и формы сотрудничества и проблемы взаимоотношений государственной власти и средств массовой информации.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Понятие неологизмов в исследованиях современных авторов. Роль и место неологизмов в стилистике современных средств массовой информации. Новые слова в газетах Брестской области. Изучение отношения читателей к неологизмах в средствах массовой информации.

      курсовая работа , добавлен 18.05.2014

      Этапы разработки предложения по информационному обеспечению молодежи в форме интернет-портала. Знакомство с особенностями влияния СМИ на формирование ценностных ориентаций современной молодежи. Анализ проблем социализации современной белорусской молодежи.

      дипломная работа , добавлен 22.01.2016

      Определение стиля жизни и его классификация. Влияние СМИ на стиль. Роль и место журнала "Eskuire" в системе российских средств массовой информации. Интеллектуальная составляющая стиля жизни. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2008

      Взаимосвязь СМИ с современными ценностями и приоритетами молодого поколения. Отношение молодежи к информации средств массовой информации. Анализ журналистских методов привлечения внимания данного сегмента аудитории. Современные средства молодежных СМИ.

    Введение

    Глава 1. Научно-теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе

    1.1 Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли

    1.2 Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности младшего школьника

    1.3 Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы

    Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников

    2.2 Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания

    Заключение

    Список используемой литературы


    Введение

    Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. В постановлении Правительства РК о внесении изменений и дополнений в «Закон РК о средствах массовой информации», поправки к уже существующему закону должны совершенствовать его нормы. Способствовать расширению наболевших проблем в области воспитания и распространения информации, наметить новые перспективы развития отечественного рынка информационных услуг, а самое главное – закрепить права журналиста, обязать государственные органы, должностные лица беспрепятственно предоставлять средствам массовой информации общественно-значимую информацию.

    Многие деятели культуры и просвещения, понимая большие воспитательные и коммуникативные возможности средств массовой информации, видят в них эффективное средство овладения научными знаниями, думают о создании общественного языка, на котором через посредство звукозрительных образов можно было бы излагать сложные научные понятия. Работники образования придают большое значение внедрению средств массовой информации в учебно-воспитательный процесс в школе. Часть школ специально оборудована просмотровыми классами, где установлены телевизоры. Школьные библиотеки имеют в наличии разнообразные журналы, газеты для детей, что создает благоприятные условия для приема информации во время уроков. Учебные программы передаются для школьников со второго класса, по таким предметам как природоведение, география, физиология и гигиена человека, литература, музыка, русский язык и другие. Библиотекари и учителя проводят регулярно библиотечно-библиографические уроки. Учат работать с периодической печатью. Особую роль в решении важнейших задач идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников играют средства массовой информации.

    Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги – современники Егоров В.В. и Ефимов Э. М. Занимались проблемой внедрения учебного телевидения в воспитательный процесс школы. Асенин С. В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации и влияние мультфильмов на воспитание ребенка. Джуринский А. Н. Выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

    В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь.

    Объектом исследования является процесс воспитания.

    Предметом исследования является содержание работы учителя по использованию средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

    Цель исследования – разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.

    Задача исследования:

    1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.

    2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.

    3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

    4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.

    5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.

    Методологической основой является теория познания, учение о личности и ее активности в деятельности исследования педагогов и психологов, теория методов и средств воспитания.

    Методы педагогического исследования:

    Изучение и анализ научно-педагогической литературы,

    Наблюдение,

    Анкетирование,

    Тестирование,

    Анализ продуктов деятельности учащихся,

    Педагогический эксперимент.

    Гипотеза: если в воспитательный процесс начальной школы включить систему мероприятий по использованию средств массовой информации, то это повысит эффективность работы учителя по формированию любознательности, положительного отношения к искусству, организованности школьников, при условии, что данная система мероприятий будет отвечать возрастным, психологическим, индивидуальным особенностям младших школьников и построена с учетом интересов учащихся.

    Краткая структура дипломной работы.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, необходимость использования кино, радио и печати как важнейших средств воспитания младших школьников.

    В первой главе освещаются научно-теоретические основы воспитательного значения средств массовой информации в психолого-педагогической литературе. Определяется роль и место средств массовой информации в жизни ребенка.

    Во второй главе анализируется работа учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников.


    Глава 1. Научно-теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе

    1.1 Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли

    Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует.

    Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у которого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих пределах, а раздвигаются поистине с космической скоростью.

    Научно-техническая революция способствовала созданию невиданной могучей индустрии информации. Ежедневно сотни миллионов радиоприемников, телевизоров, экземпляров газет сообщают новости населению земного шара. Искусственные спутники Земли позволили доставлять информацию практически в любой район мира. Становится реальностью одновременный охват всей планеты сеансами передачи информации. Поток ее будет неизменно возрастать.

    Информированность становится важным звеном не только в развитии политического сознания. Она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Знания людей об окружающем мире и о самих себе приобретают все большую ценность, и личностную и общественную, потому что в условиях построения нового общества свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

    Как бы ни было велико информационное море, человек смело бросается в его волны, надеясь получить нужные ему сведения, удовлетворить свои социальные, политические, эстетические, художественные, гедонистические и другие потребности, без удовлетворения которых невозможен процесс социализации, т.е. приобщения его к природе и обществу. (4)

    Рассмотрим историю развития средств массовой информации. К средствам массовой информации относим: телевидение, радио, периодическую печать и т.д. «Беспроволочная телеграфия» (так первоначально именовалась радиосвязь) явилась одним из величайших изобретений в истории науки и техники.

    Это завоевание научно-технического прогресса, прежде всего, открыло новый, исключительно плодотворный этап развития средств связи и информации. В сфере радиотехники зародились новые направления, прежде всего электроника, играющая роль (как и радиотехника в целом) выдающуюся в современной научно-технической революции.

    Во-вторых, изобретение радио – ото яркий показатель степени превращения науки в непосредственную производительную силу. Открытие в физике нового вида электромагнитного излучения явилось необходимой предпосылкой создания технических средств радиосвязи.

    Радио как феномен техники родилось в 1895 году. За несколько месяцев до его появления немецкий ученый Генрих Герц доказал существование в природе электромагнитных волн – и это дало начало новой технической эпохе.

    Радиовещание, как искусство, которое воссоздает картины мира при помощи звука, вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но на равных идет в соревновании со старейшими видами искусства, которые были у человечества. Объективной предпосылкой изобретения радио были запросы мирового производства и обращения, хозяйственное и административное освоение отдаленных районов, ускорение перевозок товаров и пассажиров. Разумеется, в то время возможность установления связи с отдаленными неподвижными и подвижными объектами (экспедициями, морскими судами) при отсутствии кабелей и проводов для этой цели интересовала правящие круги великих держав, прежде всего в военных и колониальных целях.