Во сколько дети начинают разговаривать предложениями. Развитие речи у ребенка

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки. Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова. Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 2 месяца, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже «водят» на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова. В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово "мама" , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы . Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к участковому педиатру.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя доктора, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами). По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков . Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь. Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать . Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь проговорить медленно и очень доброжелательно, как только вы и можете, что именно малышу нужно. Не повторил сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз. Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают. Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Вопрос, когда ребенок начинает говорить, тревожит ответственных родителей еще до рождения малыша. Изучая всевозможную информацию о том, как развивается малыш, мамы и папы разрабатывают стратегию развития крохи. Когда малыш готов заговорить, какие нормы речевого развития и на что обратить особое внимание? Об этом читайте в статье.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы

С рождением малыша родители штудируют горы литературы, скупают в магазинах пособия и брошюры по развитию ребенка. С детками занимаются по новейшим программам, ожидая, что к году чадо порадует связными фразами и коротенькими предложениями. Возможно ли это и правильно ли ждать от ребенка в столь раннем возрасте, что он заговорит?

Важно понимать процесс формирования речи и знать особенности психического и физиологического развития малыша. Новорожденный начинает общаться с окружающим миром с первым вздохом. Крики младенца, плач, которые порой выводят родителей из себя и заставляют нервничать, - это и есть первые попытки наладить коммуникацию с теми, кто рядом.

Кроха слышит слова, которые говорят ему мама и папа, он запоминает интонацию, мимику. Хотя и не осознанно, но повторяет их.

Разберемся помесячно, чего ждать от ребенка. Итак:

  • 1-й месяц жизни.

К концу первого месяца жизни кроха способен протягивать гласные. Пока еще малыш не может передавать свои чувства и эмоции интонацией, он играет со звуками, издавая их. Для него это открытие и достижение.

  • 2-й – 3-й месяц жизни.

Малыш учится чередовать гласные с согласным [г]. Его гуление становится эмоциональным. Ребенок реагирует на речь мамы и папы. Уже в этом возрасте по «разговору» младенца можно понять, спокойно ему или тревожно, радостно или грустно.

  • 4-й – 5-й месяц жизни.

Ребеночек уверенно и упорно гулит. Малышу доставляет удовольствие, что он может контролировать звуки, которые издает. Звуковой запас ребенка становится шире и богаче, к согласному [г] добавляются согласные [к ], [х], [б], [п].

  • 6-й месяц жизни.

В полгода родители начинают несказанно радоваться тому, что их дитя говорит первые слова: «мама», «папа», «баба», «дада». Это, конечно, повод для радости, но еще не слова. Однако «ма», «па», «ба», «де», «да» - это форма проявления речи, но не слова.

В этот период у ребенка начинает формироваться пассивный словарный запас. Малыш еще не может произносить слова, но запоминает их. Например, услышав слово «баба», ребенок повернет голову в сторону бабушки или туда, откуда слышен ее голос.

  • 7-й месяц жизни.

Ребенок все еще не произносит связных и осмысленных фраз, но умеет контролировать громкость и тембр голоса. В это время детки нередко шепчут, а потом резко срываются на крик - это всего лишь испытания собственных возможностей, а не повод для беспокойства.

  • 8-й месяц жизни.

Кроха все еще не говорит, но активно запасается словами, которые слышит от близких. Малыш понимает короткие и простые фразы, может повторить слоги из трех букв.

  • 9-й – 10-й месяц жизни.

К этому возрасту малыш вступает в диалог, используя язык жестов. Кроха реагирует на названия предметов и умеет чередовать разные слоги.

  • 12-й месяц жизни.

Ближе к году ребенок уже осознанно скажет «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «де-да». Это уже не повторение услышанных звуков, а конкретное обращение к тем, кто окружает его заботой с первых минут жизни.

С каждым месяцем малыш будет узнавать все больше слов, а первые связные фразы скажет еще через полгода.

Когда ребенок начинает говорить: норма

Произносить короткие и простые предложения ребенок начнет около двух лет. К этому времени его пассивный словарный запас существенно обогатится. В активном обиходе у малыша будет около 50 слов.

К двум годам с малышом можно начинать учить короткие стихи - это развивает память и помогает освоить новые слова.

Задаваясь вопросом, во сколько ребенок начинает говорить, важно понимать, что малыш не способен общаться на ровне со взрослыми.

Малыш должен знать названия предметов, откликаться на свое имя, узнавать голоса родных. Чем чаще и дольше родители общаются с ребенком, тем легче ему будет общаться с теми, кто его окружает.

Не стоит ожидать, что ровно к двум годам ребенок начнет разговаривать, если до этого молчал. В зависимости от психотипа малыш может быть молчаливым. Некоторые детки сохраняют режим тишины до 2,5 лет.

Фото: Всё о развитие ребёнка или молодая мама

Если и в этом возрасте ребенок молчит, необходимо обратиться за помощью к специалистам, чтобы выяснить причину того, почему кроха не разговаривает. Запоздалое развитие речи может быть спровоцировано следующим:

  • проблемы со слухом;
  • патологии внутриутробного развития плода;
  • врожденные патологии;
  • расстройства речи;
  • психологические проблемы;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Часто девочки опережают мальчиков в речевом развитии. В среднем разница - 2 месяца. Также активные и физически развитые дети начинают говорить позже своих сверстников.

Если с ребенком мало разговаривают, ему не читают книг, не рассказывают сказок, с ним не беседуют на прогулке, ему не откуда черпать знания. Его словарный запас не обогащается, и развитие речи тормозится.

Двуязычие - одна из основных причин запоздалого развития речи у детей, не имеющих проблем с психическим и речевым расстройством.

Ждать 3-летнего возраста, чтобы забить тревогу, - непозволительная безответственность.

Если вас терзают сомнения по поводу того, нормально ли развивается малыш, обращайте внимание на следующее:

  • С первых минут жизни малыш должен кричать, когда ему хочется есть, больно, холодно, страшно, одиноко или скучно.
  • В полгода ребенок должен уметь управлять мышцами лица: улыбаться, складывать губки, высовывать язычок.
  • В этом же возрасте малыш должен без устали гулить, учить согласные звуки, эмоционально реагировать на появление родителей.

Отдельное внимание стоит уделить тому, реагирует ли ребенок на незнакомые и резкие звуки:

  • В 7 месяцев ребенок должен знать названия того, что его окружает, и находить глазками предметы, если было произнесено название.
  • К году ребенок должен произносить простые слова.
  • Еще через полгода малыш начинает произносить более сложные сова, иногда - связные фразы. Он понимает просьбы, реагирует на замечания, обращения.

Фото: Детский логопед-дефектолог в Раменском

Говоря о нормах развития речи, не ошибочно полагать, что речь - это только слова. Невозможно научиться говорить, если не слышишь.

Не стоит думать, что речь - это умение правильно называть предметы и отвечать на обращения. Умение реагировать на фразы и просьбы, умение находить взглядом и показывать пальчиком предметы - это тоже речь.

Общайтесь со своими детками еще до их рождения и помните, что они берут от родителей все до последней эмоции, жеста и слова. Растите здоровыми!

Рождение ребенка - важное событие в жизни каждого человека. В первые несколько месяцев новорожденный адаптируется к незнакомой среде, немаловажную роль в этот период играет общение и внимание родителей. Мама должна как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Уже в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, он отлично осознает, что происходит вокруг, учится распознавать звуки.

В первые месяцы жизни малыш издает разные звуки, по ним мама может определить его настроение и состояние. Несмотря на то, что скорость овладевания речью в каждом отдельном случае отличается, весь процесс можно разделить на несколько периодов .

Во сколько дети начинают произносить первые слоги, агукать

Услышать первые «агу» от ребенка можно в период 1,5 - 3 мес., в этот период они нечленораздельно произносят звуки и слоги, реагируют на речь родителей. В 4-5 месяцев от малыша можно услышать однообразные односложные звуки «ме», «ба», «му», «па». В этот период рекомендуется с ним разговаривать, описывать окружающую обстановку и события, можно показывать падающие за окном листья и рассказывать, что происходит.

Сложные слова при этом лучше не произносить, речь должна быть максимально точной и понятной , чтобы малыш постепенно запоминал произношение.

Первые слова

Первые двусложные слова малыш начинают говорить к восьмимесячному возрасту . Ребенок произносит наиболее удобные слова, это не обязательно «мама», первыми словами могут быть «ляля», «тата», «папа» и т. д. В первое время ребенок мамой может называть взрослых и все окружающие предметы, это будет продолжаться до тех пор, пока малыш не поймет, что каждый предмет имеет свое наименование. К одному году словарный запас состоит из 5-10 несложных слов.

Простые фразы

В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, «хочу есть», «дай пить» и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.

Родители на этом этапе должны показывать какое-либо действие и называть его, малыш охотно будет повторять за взрослым.
Запоминать слова лучше в игровой форме, малышу можно предложить поиграть в ладушки, и он охотно это продемонстрирует. В это период рекомендуется все комментировать и призывать малыша к действию .

Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.

Мозг ребенка находится в постоянной активности, он каждый день запоминает информацию, даже если со стороны кажется, что процесс несколько замедлился. В определенный момент малыш выдаст все накопленные знания.

Простые предложения

К двум годам словарный запас ребенка состоит уже из 200 слов , ежедневно он запоминает до 10 слов, в основном существительных. В этот период взрослые должны следить за речью в присутствии малыша.

Ребенок учится соединять слова в простые предложения, в этот период рекомендуется разучивать с ним стишки и песенки.

Сложные осмысленные предложения

В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов , малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.

Причины отставания в речевом развитии

Многие родители волнуются, что малыш для своего возраста мало или плохо говорит, в данном случае необходимо учитывать, что скорость развития у всех разная. Основания для беспокойства появляются в том случае, если ребенок не говорит в трехлетнем возрасте . На это существует множество причин, проблемы со здоровьем при этом часто не играют никакой роли.

Основные причины отставания речевого развития:

  • плохо развитая моторика - так как между речью и моторикой существует прямая связь, рекомендуется делать массаж пальчиков, ребенок должен больше лепить и рисовать;
  • интернациональные семьи — в таких случаях малышу сложно определиться с языком, он может путаться в словах и понятиях, не говоря уже о составлении предложений;
  • дефицит внимания со стороны взрослых — малышу не с кем говорить и не за кем повторять;
  • сильная опека со стороны родителей , которые исполняют желания ребенка по первому его жесту, у малыша отпадает необходимость учиться говорить, так как он моментально получает все необходимое;
  • стресс — в семьях, где много ругаются, ребенок замыкается в себе и долго не говорит, так как у него отсутствует стремление к этому, первые предложения он начинает говорить только к 5 годам.

Доктор Комаровский о нормах и сроках


Ребенок учится быстро говорить в семьях, где с ним много общаются, где речь обращена именно к нему . Очень важно с первых месяцев рождения читать ему сказки, петь колыбельные.

Важно помнить, что на скорость речевого развития влияют самые разные факторы. Некоторые дети могут молчать до 1,9 года, а в 2 отлично выговаривать все буквы. При этом необходимо учитывать, что после продолжительного молчания малыш не будет говорить полноценными предложениями.

На этом этапе очень важно не давить на него, он не должен повторять за взрослыми все фразы, тем более не нужно заставлять его это делать.

Ребенка не следует сравнивать с его ровесниками и другими детьми, не нужно думать что он чем-то хуже них.

Следует учитывать, что если малыш не умеет говорить до трехлетнего возраста, дальше будет только сложнее. Он будет коверкать слова, использовать неправильные словоформы, что существенно затруднит общение.

При наличии проблем с речью в 3 года малыша рекомендуется показать специалисту, тест позволит определить уровень речевого развития .

Родители должны обращать внимание на построение предложений, поправлять малыша следует ненавязчиво, чтобы у него не исчезло желание учиться говорить. При наличии дефектов рекомендуется обратиться к логопеду.

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить - важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух - время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет - время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями - должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

К году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

К полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов - не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

К двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

К двум - двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;

К трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Быстрый ответ: в 6-12 месяцев.

Рождение ребенка, безусловно, великое счастье для любой мамы. Первое время малыши вообще ничего не понимают, однако быстро адаптируются к новым для себя условиям. Специалисты сходятся во мнении, что для развития малютки с ним необходимо начинать общаться практически сразу после рождения. А если есть возможность, то читайте книги вместе со своим ребенком. Однако внимание и заботу нужно проявлять не только разговорами — мама должна как можно чаще обнимать свою кроху, ведь таким образом она как бы показывает ей, что она находится в полной безопасности. При этом малыш начинает осознавать, что рядом с ним находится близкий ему человек, которому можно доверять. И если вы считаете, что ребятишки в этом возрасте не осознают, что происходит вокруг них, то придется вас расстроить — это не так.

Первые звуки, который начинает издавать , вы сможете услышать примерно на второй-третий месяц. Для того, что бы он учился их произносить, мало разговоров — можно ставить ритмичную музыку со словами, которая наверняка понравится малютке. И всегда показывайте ребенку, что вам нравится то, как он пытается говорить, всячески поощряйте его.

Если малыш не заговорил даже в годик, то сильно беспокоиться не стоит, хотя и стоит обсудить этот вопрос с педиатром. А до этого момента не забывайте разговаривать с ним и обсуждать насущные вещи. Как правило, к 12 месяцам ребенок, если он еще не научился разговаривать, прекрасно понимает свою маму, а иногда и папу, и знает, что ему нужно делать после тех или иных произнесенных слов. Правда, не во всех случаях детишки моментально реагируют на речь родителей — часто им нужно осознать, что вы хотите получить от них.

К 18 месяцам кроха знает в среднем несколько десятков слов и начинает строить из них фразы, не всегда удачные. Как бы там ни было, всегда хвалите его упорство, при этом не забывая поправлять его. Еще через полгодика словарный запас малыша увеличивается до нескольких сотен слов и вы можете спокойно понимать друг друга. Это именно тот возраст, когда ребенок проявляет интерес к окружающим вещам и начинает задавать вопросы, на которые вам придется отвечать. Хотя пик вопросов придется на 4-6 лет.

Полноценные предложения можно услышать примерно в три годика. При этом кроха может говорить названия предметов, но и способен описывать их свойства. Правда, произношение некоторых букв по-прежнему затруднено (Р, Л, Щ, Ш, Ж), но это — вопрос времени.

Ну а в 4-5 лет ребенок говорит практически также хорошо, как и взрослый человек. Он прекрасно строит предложения, не путается в падежах, правильно произносит сложные слова и пытается выучить новые. Это именно тот возраст, когда маме и папе постоянно отвечать на вопросы своего малыша. А вопросов у него скопилось предостаточно, уж поверьте.

Подведем итоги? Кроха может начать говорить в 6 месяцев, а может и в годик, причем это вовсе не отклонение. К слову, по статистике девочки начинают раньше говорить и связано это с особым строением нервной системы.