АФО новорожденного. Уход за ним. Анатомо - физиологические особенности новорожденного ребенка


Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью, к моменту рождения она не достигает полного развития. Масса головного мозга к рождению относительно велика, но извилины и борозды его развиты недостаточно, серое вещество практически не дифференцировано от белого, почти нет мие- линовой оболочки*, т.е. наименее зрелым отделом нервной системы у новорожденных является именно головной мозг, в отличие от которого спинной мозг развивается раньше и является более зрелым образованием как в морфологическом, так и в функциональном отношении. Образование и дифференциация межнейронных связей происходят уже в процессе развития нервной системы. Огромную роль в формировании нервных связей играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется только при помощи взрослых.
Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс - пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной. Однако уже в первые дни жизни начинают формироваться и условные рефлексы, связанные прежде всего с процессом кормления, питанием. Так, может выработаться положительный пищевой рефлекс на время кормления, если ребенка кормят приблизительно в одни и те же часы, на определенную позу, привычное место кормления (кресло, стул).
Импульсивные движения, характерные для новорожденного первых дней жизни, к концу 1-го месяца жизни тормозятся в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, а также способности фиксировать взгляд на предметах.
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Эпидермис, состоящий из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток, у новорожденного нежный, рыхлый, а роговой слой тонкий, что объясняет интенсивное испарение влаги и легкую его ранимость при минимальных механических воздействиях. Базальная мембрана, соединяющая эпидермис с дермой, представлена рыхлой клетчаткой, почти не содержащей еще соединительной и эластичной тканей, сосочки дермы (собственно кожи) сглажены. Такая непрочная связь эпидермиса с дермой определяет легкую ранимость кожи новорожденного, что требует особой аккуратности при уходе.
Кожа ребенка при рождении покрыта первородной сыровидной смазкой серовато-белого цвета. При проведении первичного туалета новорожденного ее удаляют стерильной салфеткой, смоченной в стерильном растительном масле, после чего кожа здорового новорожденного приобретает розовый цвет, равномерную окраску, бархатистость. В случае изменения цвета кожи необходима консультация педиатра. На коже ребенка могут быть родимые пятна (плоские, возвышающиеся или в виде монголоидных пятен). Сальные железы у новорожденного ребенка достаточно развиты и выделяют много секрета, при их закупорке возможно образование milia (белые угри) на спинке носа, щеках, подбородке, имеющих вид белых пятен. Потовые железы развиты, но не функционируют, так как потоотделительные центры созревают лишь к 3- 4-му месяцу жизни. Воспалительный процесс, развивающийся при инфицировании, быстро охватывает все слои кожи. В то же время у новорожденных детей кожа обладает высокой способностью к восстановлению. Дыхательная и выделительная функции кожи у новорожденных детей имеют большее значение, чем у взрослых, поэтому необходим тщательный гигиенический уход (купание, обтирание, подмывание). Подкожный жировой слой развит хорошо, лучше он выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах и предплечьях.
Кожа новорожденного покрыта нежными пушковыми волосами, которые вскоре после рождения выпадают и постепенно заменяются на постоянные. На голове волосы имеют различную длину и цвет, их количество не определяет в дальнейшем пышность и густоту волосяного покрова.
Ногти у новорожденных достигают конца последней фаланги. В первые дни после рождения рост ногтей временно задерживается.
Костно-мышечная система. У новорожденных кости мягкие и эластичные, что объясняется малым содержанием солей кальция в костной ткани. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички (рис. 2.1).
Во время родов благодаря такому строению черепа его кости находят друг на друга, улучшая прохождение по родовым путям. Роднички и швы - это зоны роста костей черепа.
Позвоночник состоит из хрящевой ткани, не имеет изгибов. Грудная клетка конусообразная, ребра расположены горизонтально.
Отмечается также повышенный мышечный тонус, причем тонус мышц-сгибателей выше тонуса мышц-разгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых суставах руками. Мышцы не расслабляются даже во сне, что помогает организму сохранять необходимый уровень теплопродукции и поддерживать оптимальный метаболизм.
Физиологический гипертонус связан с незрелостью коры головного мозга и преобладанием деятельности подкорковых образований.
Дыхательная система. Органы дыхания у новорожденного также имеют свои особенности. Дыхательные пути недостаточно развиты, имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами, этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических* (сужение просвета) процессов у новорожденного ребенка. В то же время дыхательные пути содержат мало гладкой мускулатуры, поэтому явления спазма* бронхов менее выражены, а бронхиальная обструкция* во многом связана с отеком слизистой оболочки и вязким секретом, продуцируемым бронхами.
Нос у новорожденного мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, а нижний носовой ход отсутствует. Дыхание через рот у новорожденного ребенка невозможно вследствие того, что относительно большой язык оттесняет надгортанник кзади.
Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно, хотя их формирование начинается еще в период внутриутробного развития плода.
Глотка у новорожденного также мала и узка, отмечается слабое развитие лимфоглоточного кольца: обе небные миндалины не выходят из-за дужек мягкого неба в полость рта.
Гортань к рождению ребенка имеет воронкообразную форму. Хрящи гортани мягкие и податливые, голосовая щель узкая.
Трахея практически сформирована и также имеет воронкообразную форму.
Бронхи к моменту рождения ребенка достаточно хорошо сформированы, правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого.Легочная ткань новорожденного менее воздушна, имеет хорошо развитые кровеносные сосуды и рыхлую соединительную ткань в перегородках ацинусов*. Недостаточно развитая эластическая ткань способствует относительно легкому возникновению эмфиземы при различных заболеваниях легких.
Масса легких при рождении составляет 50-60 г, это примерно /50 - Хо массы тела, в последующем масса легких быстро увеличивается, причем особенно интенсивно именно в периоде новорожденное™ и в 1-й месяц грудного возраста.
Дыхание у новорожденного ребенка поверхностное, большей частоты, чем у взрослого (40-60 в 1 мин), аритмичное. При беспокойстве, плаче, крике, физическом напряжении дыхание учащается.
Сердечно-сосудистая система. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму и занимает срединное положение в грудной клетке. Оно относительно велико, его масса составляет 0,8 % от массы тела. Правый и левый желудочки имеют примерно одинаковые размеры, толщина их стенок составляет примерно 5 мм. Предсердия и магистральные сосуды у новорожденного относительно желудочков имеют несколько большие размеры, чем в последующие возрастные периоды. Артериальный и венозный протоки еще не закрыты, поэтому кровообращение имеет некоторые особенности. Так, в частности, нет четкого разделения на большой и малый круги кровообращения, они соединены между собой при помощи овального отверстия, которое у значительной части новорожденных остается открытым.
Миокард у новорожденных имеет очень тонкие, слабо отграниченные друг от друга мышечные волокна, соединительная ткань развита слабо.
Частота сердечных сокращений достигает 125-160 ударов в 1 мин и учащается при плаче, крике, изменении положения тела, поэтому число дыхательных движений и частоту сердечных сокращений у новорожденного ребенка лучше определять в состоянии покоя, когда он спит. Артериальное давление у новорожденных детей ниже, чем у взрослого: систолическое - 70-75 мм рт.ст., диастолическое составляет X или Уг систолического.
Кровеносные сосуды у новорожденного имеют тонкие стенки, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. Просвет сосудов относительно более широк, причем в большей степени это касается артерий: артерии по ширине практически равны венам, но вены в последующем растут быстрее, поэтому в более старшем возрасте их диаметр превышает диаметр артерий.
Пищеварительная система также является незрелой и анатомически, и функционально. Морфологическое строениепрактически всех отделов желудочно-кишечного тракта новорожденного ребенка имеет общие особенности, сохраняющиеся и в последующие возрастные периоды (по крайней мере до дошкольного возраста). К числу таких особенностей можно отнести:
тонкую, сухую, легкоранимую слизистую оболочку;
подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки и богато снабженный кровеносными сосудами;
недостаточное развитие мышечной и эластической ткани;
низкую секреторную активность железистой ткани.
Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний.
Строение полости рта новорожденного приспособлено к процессу сосания, посредством которого новорожденный ребенок получает пищу. Короткий пищевод - всего 10 см, а также слаборазвитый мышечный слой его и желудка создают условия для срыгивания пищи. Железы желудка вырабатывают соляную кислоту, пепсин, птиалин, сычужный фермент, створаживающие грудное молоко в желудке, участвующие в расщеплении жиров, белков и углеводов; в панкреатическом соке, поступающем из поджелудочной железы в двенадцатиперстную кишку, также содержатся пищеварительные ферменты - липаза, расщепляющая жиры, амилаза, участвующая в расщеплении углеводов грудного молока, и трипсин, способствующий усвоению белков. Однако активность этих ферментов очень низкая.
Первые 3-4 дня у новорожденного ребенка стул бывает темным, липким и без запаха - меконий, первородный кал, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни и представляет собой выделения зародышевого пищеварительного тракта. Через 3-4 дня стул становится переходным и имеет вид зеленовато-коричневых водянистых, иногда пенистых выделений со слизью. В дальнейшем стул приобретает гомогенность, кашицеобразную консистенцию, становится светло-коричневым. Частота его колеблется от 2 до 6 раз в сутки, внешний вид может изменяться в зависимости от состава грудного молока. При искусственном вскармливании нормой считается дефекация и 1 раз в сутки. Частым явлением в этом периоде жизни бывает метеоризм, вздутие кишечника, что может стать причиной беспокойства ребенка и его окружения.
Мочевая система. В первый день жизни однократно может выделиться 2 мл мочи, в последующем с каждым днем мочи выделяется все больше и больше (60-140-200 мл, к концу 1-го месяца - 330 мл), а количество мочеиспусканий может достигать 6-10 и даже 25 за сутки. Количество мочи и частота мочеиспусканий у новорожденного ребенка подвержены большим колебаниям и зависят от количества выпитой жидкости, температуры воздуха и т.д. Считается, что шестикратное мочеиспускание в течение суток является признаком достаточного поступления в организм жидкости. Помня о легкой ранимости кожи новорожденного, следует обеспечивать аккуратный и тщательный уход за кожей вокруг анального отверстия и мочеполовых органов, включая складки кожи.
Система кроветворения. Основным источником образования всех типов клеток крови, за исключением лимфоцитов, у новорожденного является красный костный мозг, масса которого составляет примерно 40 г (1,4 % массы тела). Он содержится и в трубчатых, и в плоских костях, постепенно в процессе роста частично превращаясь в желтый (жировой) костный мозг, прежде всего в трубчатых костях. Лимфоциты вырабатываются лимфатической системой, к которой относятся лимфатические узлы, селезенка, вилочковая железа, солитарные лимфатические фолликулы* кишечника и другие лимфоидные образования. В периоде новорожденное™ для костного мозга характерны функциональная лабильность и быстрая истощаемость, что при определенных обстоятельствах (острые и хронические инфекции, тяжелые анемии и лейкозы) может привести к типу кроветворения, характерному для внутриутробного периода (эмбриональный тип кроветворения).
Общее количество крови у новорожденного не является постоянной величиной и зависит от его массы, времени перевязки пуповины, доношенности и зрелости ребенка. В среднем количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела новорожденного ребенка, составляет 140-150 мл.
Состав периферической крови уже в первые дни после рождения значительно меняется. Так, сразу после рождения в крови содержится большое количество эритроцитов, соответственно отмечается и повышенное содержание гемоглобина. Уже через несколько часов содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается еще больше, а с конца первых - начала вторых суток жизни вследствие распада эритроцитов наблюдается снижение содержания и эритроцитов, и гемоглобина, что обусловливает появление физиологической желтухи. Для периода новорожденное™ характерными являются также наличие не совсем зрелых форм эритроцитов, низкая продолжительность их жизни, которая составляет на 2-3-й день после рождения ребенка всего 12 дней, что в 10 раз меньше жизни эритроцитов у взрослого. Большое количество эритроцитов и их молодых незрелых форм в крови, повышенное содержание гемоглобина в первые дни жизни новорожденного свидетельствуют об интенсивном эритропоэзе как ответной реакции на недостаточное удовлетворение потребности в кислороде во внеутробном периоде и в родах. После рождения потребность в кислороде удовлетворяется за счет внешнего дыхания, и это вызывает подавление эритро- поэза, что ведет к падению количества эритроцитов и снижению содержания гемоглобина. Снижение содержания гемоглобина достигает наибольших значений к 10-му дню жизни.
Имеются отличия от крови взрослого и в количестве лейкоцитов, а также в лейкоцитарной формуле. В первые часы внеутробной жизни количество лейкоцитов нарастает, а со 2-5-го дня жизни - уменьшается. В лейкоцитарной формуле преобладают нейтрофилы (до 60-70 %), причем содержание менее зрелых форм достаточно велико; на 5-6-й день после рождения отмечается выравнивание числа нейтрофилов и лимфоцитов за счет относительного уменьшения количества нейтрофилов и возрастания содержания в крови лимфоцитов (так называемый первый перекрест относительного содержания нейтрофилов и лимфоцитов). В дальнейшем продолжается относительное снижение числа нейтрофилов и увеличение количества лимфоцитов, уменьшается и содержание незрелых форм лейкоцитов.
Изменения со стороны остальных форменных элементов крови сравнительно невелико.
Скорость оседания эритроцитов практически постоянна во все периоды детства и составляет 6-10 мм/ч.
Система анализаторов. Развитие глаза и зрительного анализатора к моменту рождения ребенка еще не завершено, для окончательного их формирования необходима стимуляция световым раздражителем.
Форма глазного яблока новорожденного приближается к шаровидной, масса его относительно массы тела выше, чем у взрослых, примерно в 3,5 раза, переднезадний размер равен 16,2 мм, поэтому глаза новорожденного кажутся большими.
В первые часы и дни жизни для новорожденного характерна значительная дальнозоркость (гиперметропия), величина которой может доходить до 7,0 дптр, что обусловлено шаровидной формой глаза. Острота зрения низкая.
Световая чувствительность имеется сразу после рождения, но в течение первых примерно 3 нед отмечается светобоязнь, что связано с процессами адаптации глаза к условиям внеутробного существования, поэтому значительную часть времени глаза новорожденного закрыты, зрачки сужены. Но уже в возрасте 2 нед может возникать преходящая фиксация взора, обычно лишь одним глазом, зрачок начинает умеренно расширяться.
Примерно с 3-недельного возраста ребенок начинает достаточно устойчиво фиксировать взгляд обоими глазами нанеподвижных предметах и в течение непродолжительного времени следить за движущимися.
К моменту рождения орган слуха морфологически достаточно развит, но наружный слуховой проход короткий из-за недоразвития его костной части. Барабанная перепонка имеет почти такие же размеры, как у взрослого, но расположена в горизонтальной плоскости. Евстахиева труба короткая и широкая. Среднее ухо содержит эмбриональную соединительную ткань, которая рассасывается в течение периода новорожденное™. Полость барабанной перепонки до рождения не содержит воздуха, который начинает заполнять полость среднего уха при первом вдохе, глотательных движениях. Заполнение воздухом барабанной полости происходит постепенно в течение первого месяца жизни.
К моменту рождения ребенок слышит, но в силу незрелости слухового анализатора не всегда реагирует на звук, особенно слабый (до 12 дБ). Функцию слухового анализатора у новорожденного можно проверить по ответной реакции ребенка на громкий голос, хлопок, шум погремушки, при этом необходимо, чтобы ребенок не видел источник звука. Слышащий ребенок реагирует на звук смыканием век, стремлением повернуть голову в сторону источника звука, иногда двигательным беспокойством, которое может проявляться гримасой плача, сосательными движениями, открыванием рта.
Обоняние к моменту рождения хорошо развито, обонятельные рецепторы воспринимают запах сразу после рождения, новорожденный ребенок реагирует на сильные запахи изменениями пульса и дыхания, мимикой, однако дифференцировать приятные и неприятные запахи он еще не может.
Вкусовой анализатор у новорожденного ребенка развит хорошо, порог вкусовых ощущений выше, чем у взрослого человека, за счет того, что вкусовые рецепторы занимают значительно большую площадь по сравнению со взрослым: они занимают весь язык, включая нижнюю поверхность его кончика, твердое небо, слизистую оболочку губ и щечных поверхностей ротовой полости. Новорожденный ребенок хорошо различает сладкое, реагируя на него успокоением, сосательными движениями; но соленое, горькое, кислое вызывают у него отрицательную реакцию, проявляющуюся гримасой неудовольствия, закрыванием глаз, общим беспокойством.
Физическое развитие. В период новорожденное™ ребенок прибавляет в массе около 600 г. Такая низкая прибавка объясняется физиологической потерей массы тела в первые дни жизни ребенка, а также проблемами адаптации к внеутробному существованию. Рост ребенка за первый месяц увеличивается примерно на 3 см.Нервно-психическое, социальное и познавательное развитие. К концу периода новорожденное™ ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 50-80 см от его глаз (физиологическая дальнозоркость), улыбается в ответ на обращенный к нему разговор взрослого, прислушивается к звукам, голосу взрослого, пытается поднимать и удерживать голову, в ответ на разговор с ним издает отдельные звуки. Во время бодрствования в ответ на обращение к нему отвечает мимикой радости и улыбкой. В периоде новорожденное™ происходит образование условных рефлексов; начинает развиваться координация движений, возникает эмоциональный, зрительный, слуховой и тактильный контакт с родителями, особенно с матерью.

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности: есть; спать; пить; выделять; двигаться; общаться; избегать опасности; быть чистым; быть здоровым; поддерживать постоянную температуру тела.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ.

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были хар-ны для периода новорожденности:

1) обильное кровоснабжение

2) сниженные защитные ф-ции

3) несовершенство регуляторных ф-ций нервной и эндокринной систем.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

К моменту рождения наименее развита. Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть, у взрослого 1/40 часть. Борозды извилины сформированы, выражены слабо с возрастом, становятся многочисленнее, рельефнее, особенно в 5-6 лет. Мозжечок развит слабо. Движения ребенка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют, ткань мозга богата водой, кровоснабжение ее более интенсивнее, чем у взрослых. Артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослого. Спинной мозг развит лучше, чем головной. Хорошо выражены условные рефлексы.

КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ

Роговой слой тонкий, эпидермис сочный, рыхлый. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть. Потовые железы сформированы, но протоки их развиты слабо и покрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 мес. потоотделения не наблюдается. Сальные железы ф-ционируют еще внутриутробно, их секрет образует «творожистую смазку». Ф-ции кожи: защитная, выделительная, терморегляторная, дыхательная, восстановительная, витаминообразующая. Пупочная ранка после отпадения пупочного остатка остается на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 1 мес.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Бедна минеральными солями, много воды и органических вещ-в. Кости гибкие, редко ломаются, но легко деформируются. Большой родничок находится между лобными и теменными костями, закрывается к 1 году. У всех доношенных все боковые роднички закрыты. Родничок нужен для мягкого прохождения по родовым путям. Позвоночник не имеет изгибов, прямой. Зубы не видны, но имеют зачатки. Формула x=N-4, где N- число месяцев ребенка до 24 месяцев (к 2 годам) молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1года жизни:1) Рациональное грудное вскармливание. 2) Длительное пребывание на свежем воздухе. 3) Массаж и гимнастика. 4) Адекватные физические нагрузки. 5) Сон на твердом матрасе без подушки. 6) Смена положения на руках и кроватке. 7) Свободное пеленание.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Носовые ходы малых размеров. Нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Глотка узкая, но слуховая или Евстахиева труба, которая соединяется со средним ухом вследствие этого у детей часто бывает отит Гортань короткая, широкая, воронкообразной формы с сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки короткие, а голосовая щель узкая вследствие чего появляется стеноз гортани часто при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, могут спадаться и могут вызывать врожденный стридор – грубое храпящее дыхание с экспираторной отдышкой. Бронхи мягкие, склонны к спадению. Правый бронх является продолжением трахеи.Легкие малоластичны, маловоздушны, склонны к развитию отека, ателектазы, эмфиземе. Диафрагма расположена выше, чем у взрослых.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердце -20-25 г. Сосуды развиты хорошо, однако артерии лучше развиты, чем вены. Пульс относительно ускорен, аритмичен, считаться за 60 сек. АД систолическое-70/75 мм.рт.ст.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Почки анатомически незрелые. Мочеточники более широкие и извитые. Мочевой пузырь расположен относительно выше, чем у взрослого. Мышечный слой развит слабо вследствие этого появляется непроизвольное мочеиспускание из-за недоразвития регулирующей ф-ции ЦНС. Мочеиспускательный канал-0,5-1 см у девочек, 5-6 см у мальчиков.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В полости рта есть много приспособлений – подушечки Биша – жировые комочки в толще щек, валикообразное утолщение вдоль десен, складчатость на слизистой оболочке губ, относительно большой язык. Слюноотделение слабое. Пищевод 10-11 см воронкообразной формы. Желудок имеет те же отделы, что и у взрослых. Сфинктер входной части желудка, кардиальный, развит слабо, а пилорическая часть развита хорошо вследствие этого бывают срыгивания. Объем желудка 30-35 мл. Ребенок рождается со стерильным кишечником. Микрофлора зависит от вида вскармливания. Первородный кал-меконий-густая вязкая масса темно-зеленого или оливкового цвета, без запаха, выделяется 2-3 дня жизни. При грудном вскармливании с 4-5 дня жизни стул 1-4 раза в сутки, мазеобразный, однородный, золотисто-желтый с кисловатым запахом. При искусственном вскармливании – 1-2 раза. Стул плотный, светло-желтого цвета, однородный, с гнилостным запахом. Печень – самый крупный орган, который занимает половину брюшной полости, выступает из под правого подреберья на 1,5-2 см.

Основные проблемы периода новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Транзиторные (физиологические) – не являются заболеваниями, но требуют больше внимания и необходимых мер.

1)Физиологическая убыль массы тела у 100% новорожденных и проявляется на 3-4 день жизни, макс. соотв. 10% от первоначальной массы, а к 7-10 дню вес восстанавливается.

Причины: мало ест, выделение воды через кожу и легкие, потеря воды с мочей и калом, срыгивание околоплодных вод, усыхание пуповинного остатка.

Тактика: раннее прикладывание к груди, кормление по требованию, борьба с гипогалактией, контроль веса ребенка.

2) Транзиторная эритема кожи (покраснение)

Простая – покраснение кожи из-за расширения сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды на кожные рецепторы новорожденного. Сохраняется от нескольких часов до 1-2 дней.

Токсическая (аллергическая реакция) – возникает на 2-5 день жизни в виде гиперемированных пятен, папул, везикул, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня. Может перейти в шелушение.

Тактика: уход за кожей, гигиеническая ванна с р-ром перманганата калия.

3) Транзиторная лихорадка

Проявляется на 2-3 день жизни, Т. 38-39С, жажда, кожа и слизистая сухая. Через 1-2 дня Т. нормализуется.

Причины: мало поступает жидкости в организм, высокое содержание белка в молозиве, перегрев.

Тактика: дополнительное питье 5% р-р глюкозы.

4) Желтуха – окрашивание кожи и слизистых (желтушное) без нарушения самочувствия. Случаев 40-60%. Появляется на 3 сутки. Максимума достигает на 4-5 сутки. К 7-10 дню жизни исчезает.

Причина: распад «отсулживших» внутриутробных эритроцитов с выходом из них гемоглобина, из которых образуется билирубин, т.к. печень временно не способна перевести непрямой билирубин (ЯД!!!) в прямой, поэтому он накапливается в крови и переходит в ткани и прокрашивает их.

Тактика: контроль за состоянием, дополнительное питье 5% р-р глюкозы, УФО.

5) Гормональный криз – переход половых гормонов матерей в кровь плода в антенательном и интранатальном периодах или поступает с молоком матери. Может проявляться в виде: 1) физиологических мастопатий у мальчиков и девочек. У ребенка наблюдается симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления, из сосков сероватые выделения. Проявляется на 3-4 день, максимума достигает на 7-8 день, исчезает через 2-3 недели. 2) у мальчиков-отек мошонки, у девочек-больших половых губ. Проходит симметрично без лечения. 3) вульвовагенит у девочек – выделение из половой щели серо-беловатого выделения, иногда коричневого. Появляется в первые дни жизни, исчезает к 3 дню.

Тактика – уход за кожей.

6) Угри (милиум) – закупорка сальных желез обильным секретом. Выглядят как беловато-желтоватые узелки размером 1-2 мл. Чаще располагаются на крыльях носа, переносице, лбу, подбородке. Держится до 2-4 недель. Лечения не требует.

Тактика – 2-3 раза в день обмывают слабо-розовым р-ром перманганата калия.

7) Мочекислый инфаркт почек - отложение мочевой к-ты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. Причина - распад большого кол-ва клеток в особенности белкового обмена. Моча становится мутной, желто-коричневого цвета. На пеленках после высыхания желтое пятно или песок. Обнаруживается на 3-4 день жизни. В течение 7-10 дней исчезает.

Тактика – питье 5% р-р глюкозы.

(5 голосов : 3.2 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Для более точной характеристики состояния новорожденного в настоящее время пользуются шкалой Апгар (предложено Верджинией Апгар в 1953 г.) производя оценку в течение первой минуты после рождения и на пятой минуте. Оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков. Основные признаки шкалы Апгар:
 Частота сердцебиений уд/мин;
 Дыхание;
 Мышечный тонус;
 Рефлекторная возбудимость;
 Окраска кожи.
При показателе 7-10 баллов состояние новорожденного оценивается как удовлетворительное; 6-4 балла – средней тяжести; 3-1 балл – тяжелое; 0 баллов – соответствует понятию мертворожденный.

Физиологические (переходные) состояния у доношенных новорожденных :
1. Физиологический катар кожи (эритема) – яркая гиперемия всей кожи новорожденного, иногда с цианотичным оттенком стоп и кистей, от нескольких часов до 2-3 суток.
Состояние ребенка не нарушается. После исчезновение эритемы появляется шелушение. Больше на стопах и ладонях. Эритема может отсутствовать при ателектазе легких, при внутричерепных кровоизлияниях, при интоксикациях. Нередко у новорожденных бывает токсическая эритема-это мелкие инфильтративные пятна. Сыпь может быть на руках, на туловище, на лице, держится 2-3 дня. Это объясняется поступлением аллергенов от матери в сенсибилизированный организм ребенка. Нужно дать ребенку достаточно жидкости. У доношенных в первые часы жизни эта краснота имеет цианотичный оттенок, на 2-ые сутки эритема становится наиболее яркой и далее интенсивность ее постепенно уменьшается, к середине – концу первой недели она исчезает.
2. Телеангиоэктазии — это расширенные кожные капилляры, остатки эмбриональных сосудов.
Представляют собой красные пятна с цианотичным оттенком, величина различная, форма неправильная, локализуются на затылке, на лбу, на переносице или верхних веках. С возрастом исчезают.
3. Физиологическая желтуха – наблюдается у 60% доношенных и у 80% недоношенных новорожденных. Появляется между 2-4 днем жизни, усиливается до 4-5 дня и исчезает в течении 1-3 недель. Кожа становится желтушной, склеры субъектеричные слизистые полости рта тоже желтушные. Состояние не нарушено, кал и моча обычной окраски. Печень, селезенка не увеличены. В моче нет желтых пигментов. Желтуха развивается в следствии гемолиза (распада) части эритроцитов и функциональной незрелости печени: активность ферментов недостаточная и печень не может обеспечить выведение из организма большого количества билирубина. Желтуха уменьшается к 7-10 дню. При сильно выраженной желтухе детям дают пить 5-10% раствор глюкозы, физиологический раствор 50-100 мл/сут., аскорбиновую кислоту 100-200 мг в сутки.
4. Половые кризы обусловлены переходом экстрогенных гормонов от матери к плоду в период
внутриутробного развития и с молоком матери. В первые же дни появляется физиологическая
мастопатия – нагрубание молочных желез с двух сторон, может выделяться жидкость, по цвету и
составу напоминающая молозиво. Набухание начинается на 3-4 день, деле размеры железы
увеличиваются и достигают максимальных размеров на 7-8 день жизни, иногда на 5 или 10 день, а
исчезают через 2-3 недели. У девочек могут появиться метроррагии – кровянистые выделения из
влагалища, держатся 1-2 дня. Девочек необходимо подмывать для предупреждения инфицирования. У мальчиков может быть отек мошонки.
5. Физиологическая убыль массы или МУМТ (максимальная убыль массы тела). Масса уменьшается на 6- 10%. У большинства МУМТ происходит в первые дни, но не позднее 4-го дня. С 4-5 дня масса начинает восстанавливаться. Полное восстановление происходит к 10 дню. Причины снижения массы: недоедание, потери воды с мочой, испражнениями, через кожу, легкие, срыгивание, высыхания пуповины.
6. Транзиторная лихорадка. В дни МУМТ на 3-4 день наблюдается подъем температуры до 39-40 0 С, держится 3-4 часа и мало отражается на состоянии ребенка. Объясняется недостаточным поступлением воды при высоком содержании белка в молозиве, несовершенством терморегуляции и перегреванием. Назначается достаточное питье: 5% раствор глюкозы, физиологический раствор, раствор Рингера, воды 50 мл/кг
7. Мочекислый инфаркт почек . На 3-4 день жизни у половины новорожденных с максимальным
снижением массы выделяется большое количество мочекислых солей. Цвет мочи коричневый. Это связано с распадом клеточных элементов, повышением основного обмена, сгущением крови. Длится в течение 2-х недель. Лечения не требует.
8. Физиологическая альбуминурия – увеличение содержания белка в моче может быть обусловлено повышенной проницаемостью капилляров. Вследствие этого в первые 2 дня жизни мочеиспускание происходит лишь 4-5 раз в сутки, в последующие дни частота мочеиспусканий увеличивается, достигая к 10 дню 20-25 раз в сутки.
9. Транзиторный катар кишечника (физиологическая диспепсия новорожденных или переходный катар кишечника). Расстройство стула наблюдается у всех новорожденных в середине первой недели жизни из выделений зародышей эпителия пищеварительного тракта, околоплодных вод. После него появляется переходный стул, который богат слизью, водянистый, иногда пенистый, негомогенный по консистенции (т.е. с комочками), а по окраске участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми. Через 2-4 дня стул становится гомогенным по консистенции кашицеобразным, по окраске желтый.

Морфологическая и функциональная характеристика:
Голова новорожденного относительно велика. Она составляет ¼ общей длины тела, а у взрослого 1/8. Лицевая часть черепа сравнительно небольшая. Открыты некоторые швы (сагиттальный и др.). Открыт большой родничок, он имеет форму ромба и ширина его около 20 мм. Малый родничок открыт у 25% новорожденных (состояние и размер родничков имеет большое диагностическое значение). Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.
Конечности относительно короткие – 1/3 общей длины тела; разница в длине верхних и нижних конечностей почти отсутствует. Конечности располагаются близко к туловищу и согнуты в локтевых и коленных суставах.
Кожа новорожденного – гладкая, эластичная, богата водой. Поверхностно расположенная сеть капилляров придает ей красноватый цвет. Кожа только что родившегося ребенка покрыта первородной сывороткой смазкой серовато-белого цвета, которую легко удалить при помощи небольшого количества растительного масла или при первом купании. Часто кожа покрыта нежным пушком-лануго, особенно у недоношенных. Сальные железы хорошо развиты,
потовые — слабо. Через кожу ребенок получает первые ощущения тепла и холода, соприкосновения и боли. Она является хорошим органом дыхания. Выделительная способность кожи хорошо выражена. Защитная функция кожи новорожденных вначале еще недоразвита, поэтому она часто служит входными воротами инфекций. Бледный, цианотичный, желтый, желтовато-зеленый или сероватый цвет кожи говорит о болезни ребенка. Подкожно-жировой слой, как правило, хорошо развит, хотя и существуют индивидуальные различия. Из-за
относительно большего содержания стеариновой и пальмитиновой кислот подкожно-жировой слой значительно плотнее у новорожденных, чем у детей старшего возраста.
Слизистые в период новорожденности нежные, но сухие из-за недостаточного количества желез в них. Эластичная ткань развита слабо и характеризуется обилием кровеносных и лимфатических сосудов. Этим и объясняется их розово-красный цвет.
Мышечная система развита сравнительно слабо . Мышечные волокна тонкие. Мышцы у н/р составляют 23% общего веса тела, а взрослых 42%. После рождения раньше всего развиваются мышцы шеи и значительно позднее мышцы тела и конечностей. Сразу посте рождения мышцы ребенка вялые (гипотония), а затем наступает их гипертония. Это объясняется особенностью нервной системы новорожденных. Раздражения не достигают коры головного мозга,
задерживаясь в более низко расположенных центрах.
Костная система новорожденных содержит меньше плотных веществ и больше воды. Кости мягкие, эластичные, с большим количеством кровеносных сосудов. В большей своей части по строению они близки к хрящевой ткани. Зрелость плода иногда определяют по наличию или отсутствию некоторых точек окостенения, рентгенологически
Органы дыхания. Как и все остальные системы, органы дыхания в момент рождения еще не достигли своего полного развития. Нос новорожденного мал, с мягкими хрящами и узкими ходами. Слизистая носа нежна, отечна, затрудняет дыхание. Слезо-носовой канал широк. Слезные железы функционируют с первого дня рождения, но совсем слабо. Новорожденный обычно плачет без слез. Евстахиева труба коротка и широка, расположена горизонтально, и поэтому при воспалении носа инфекция из носоглотки легко распространяется к среднему уху.
Глотка, гортань, трахея и бронхи узкие, с мягкими хрящами. Гортань расположена несколько выше, чем у взрослых. Это обстоятельство и особый наклон полости рта дают возможность пище беспрепятственно спускаться под вход дыхательного горла, таким образом, ребенок может спокойно дышать во время сосания. Легкие плотные, богаты кровеносными сосудами и бедны эластической тканью. С первым вдохом воздух втягивается в легкие новорожденного, и кровь устремляется в их кровеносные сосуды. Наполняются мелкие кровеносные сосуды легочных долей. Легкие приобретают пористую структуру, и ребенок начинает дышать
самостоятельно. Дыхание новорожденного отличается неритмичностью. Частота дыхательных движений от 40 до 60 в минуту.
Сердечно-сосудистая система. До родов плод получает кислород через плаценту. Кровь, движущаяся в артериальной системе плода, представляет собой смесь венозной крови и артериальной, окисленной в плаценте. После рождения ребенка в сердечно-сосудистой системе наступают сложные изменения. Приток плацентарной крови прекращается, начинается легочное дыхание. Элементы эмбрионального кровообращения – Аранциев проток, Боталов проток, овальное окно – постепенно закрываются, а позднее облитерируются .
Сердце новорожденного относительно больших размеров. Мышечные волокна нежные и короткие. Соединительная и эластическая ткань слабо развиты. Сердце занимает более высокое и почти горизонтальное положение. Сердечный толчок определяется на уровне IV межреберья на ½ -1 см кнаружи от сосковой линии.
Частота пульса колеблется от 120 до 140 ударов в минуту.
Артериальное давление – 45 мм рт ст, в последующие дни оно достигает 60-80 мм. Низкое давление объясняется широким просветом кровеносных сосудов. У новорожденных кровеносные сосуды хорошо развиты, но проницаемость капилляров повышена.
Органы пищеварения. В период новорожденности пищеварительный аппарат ребенка приспособлен лишь для усвоения грудного молока. Правильному акту сосания содействуют некоторые особенности строения полости рта. Полость рта у новорожденного небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно большой, но короткий и широкий. В толще щек хорошо выражены жировые комочки Биша, которые вместе с большим языком создают условия для выделения грудного молока. Вдоль альвеолярных отростков имеется
валикообразное утолщение, а на слизистой оболочке губ имеется поперечная исчерченность. Это способствует лучшему охватыванию соска при сосании. Слюноотделение до 3-х месяцев незначительное. В 3-4 месяца слюнные железы становятся вполне развитыми, и у детей наблюдается физиологическое слюнотечение. Т.к. способность глотать слюну еще не выработалась. Обилие кровеносных сосудов и сухость слизистых полости рта у
детей раннего детского возраста (РДВ) способствует легкой ее ранимости. Поэтому в первые месяцы жизни недопустимо протирание полости рта, т.к. можно повредить слизистую оболочку.
Пищевод у детей РДВ относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму, слизистая сухая, нежная, богата кровеносными сосудами. Желудок у детей первого года жизни лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить, желудок занимает вертикальное положение. Широкий вход в желудок замыкается не полностью, что нередко является
причиной срыгивания детей. Емкость желудка у новорожденного 30-35 мл, у недоношенных с массой тела менее 800 г, объем желудка при рождении 3 мл; к году увеличивается в 10 раз (250-350 мл), к 8 годам-1000 мл.
Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности. Кишечник у грудного ребенка относительно велик, его длина в 6 раз превышает длину тела, а у взрослого длина кишечника превышает длину тела лишь в 4 раза. У детей легко возникает перистальтика кишок, особенно при дефектах вскармливания, что обуславливает более частые расстройства пищеварения. Важной особенностью
кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость ее стенки. Поэтому при многих заболеваниях токсины легко проникают в кровь и обуславливают токсикоз. Сразу после рождения кишечник стерилен. Спустя несколько часов он заселяется микрофлорой. В разных отделах пищеварительного тракта она различна. В полости рта она обильна и разнообразна. В желудке и верхних отделах тонкого кишечника микробов
очень мало, в толстом кишечнике микробов содержится в огромном количестве. Основным микробом кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, является бифидобактерии и в небольшом количестве энтерококки и кишечные палочки. По мере перехода детей на смешанное питание число бифидобактерий уменьшается и микрофлора становится такой же как у взрослых (т.е. преобладает кишечная палочка и энтерококк). При вскармливании ребенка коровьим молоком преобладает кишечная палочка. Положительное значение микрофлоры: 1) защитные, антитоксические свойства, т.е. может подавлять, уничтожать патогенные и
гнилостные микробы; 2) участвует в синтезе 9 витаминов (В1, В2, В6 и др.); 3) обладает ферментными свойствами. Отрицательным моментом является то, что при определенных условиях кишечные палочки приобретают патогенные свойства и могут являться причиной различных заболеваний.Толстая кишка у детей 1 года недоразвита, относительно короткая, слабо фиксирована слизистая оболочка, что является причиной ее выпадания при запоре, крике, кашле у ребенка.
Поджелудочная железа (pancreas) к рождению анатомически сформирована, но в первые 3 месяца снижена активность ферментов, участвующих в пищеварении крахмала, белка, жира. В 3-4 года активность ферментов достигает уровня свойственного ферментам взрослого человека.
Печень у новорожденных большая и занимает все правое подреберье. Нижний край печени можно
прощупать у детей до 7 лет. Но функция печени, которая обеспечивает нейтрализацию токсических веществ, несовершенна, этим объясняется более тяжелое течение заболеваний, выраженную интоксикацию у детей РДВ.
Мочеполовая система. Почки выводят из организма обработанные продукты обмена. После рождения почки работают усиленно из-за интенсивного основного обмена. Почки у новорожденного располагаются относительно низко – верхний полюс на уровне XI ребра, нижний – на уровне V поясничного позвонка. Мочеточники извилисты, широки, длина их 6-7 см.
Мочевой пузырь располагается высоко. Вместимость 50-80 мл.
Мочеиспускательный канал имеет хорошо развитые эпителиальные складки и железы. Длина у мальчиков 5- 6 см, у девочек – 2-2,5 см. в первые три дня после рождения бывает 4-5 мочеиспусканий в сутки. В начале второй недели число мочеиспусканий доходит до 15-25 раз. Высокое содержание уратов вызывает иногда боли при мочеиспускании.

Эндокринная система. Данные о функции эндокринных желез в период новорожденности очень скудны. Несмотря на то, что их секреторная деятельность начинается сразу после рождения, гормоны выделяются в ограниченном количестве. Это компенсируется гормонами, полученными и получаемыми новорожденными от матери.
В период новорожденности особое значение имеет вилочковая железа и щитовидная железа. Эти две железы последовательно вступают в действие, как факторы роста. Особое значение имеют и надпочечники.
Нервная система. Головной мозг относительно больших размеров – 350-400 г. Кора больших полушарий относительно тонкая. Серое вещество мозга недостаточно ограничено от белого. Ганглиевые клетки слабо дифференцированы. Намечены большие борозды мозга, но они не всегда ясно выражены и вообще не глубокие. Кора головного мозга после рождения функционирует слабо. Отмечается недостаточная ее возбудимость и быстрая
утомляемость. Нижестоящие отделы мозга частично замещают ее функции. Для всех жизненно важных процессов особое значение имеет подворье, хорошо развитое у новорожденных. Вследствие недоразвития ЦНС у новорожденных появляются безусловные (врожденные) рефлексы, которые после первых месяцев жизни не могут быть получены – сосательный, глотательный рефлексы, хоботковый, хватательный (р. Робинзона) рефлексы, а также рефлексы обхватывания (р. Моро) и ползания (р. Бауэра) и др. На основе безусловных рефлексов идет формирование условных рефлексов.
Такие рефлексы как сухожильные и коленные, как правило, могут быть вызваны в период новорожденности и остаться на всю жизнь.
Рефлексы – это закономерные ответы организма, осуществляемые при посредстве ЦНС на внешние и внутренние раздражители.
Спинной мозг к моменту рождения имеет сравнительно хорошо законченное строение и функциональную зрелость.
Движения новорожденных нескоординированы, непрерывны (атетозоподобны)
Органы чувств. Характерной особенностью периода новорожденности является несовершенство органов чувств. Уровнем развития органов чувств определяются этапы социальной адаптации.
Осязание. Дети с рождения обладают достаточной чувствительностью. Новорожденный более чувствителен к холоду, чем к теплу.
Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито. В среднем ухе содержится эмбриональная соединительная ткань, которая исчезает к концу 1 месяца жизни. На сильные звуковые раздражители ребенок вздрагивает, поворачивает голову на звук со 2-ой недели жизни.
Зрение. В первые дни после рождения у детей высокая степень дальнозоркости (плохо видит
близкорасположенные предметы). Для новорожденных характерна умеренная фотофобия, глаза почти всегда закрыты, зрачки сужены. Около 2-х недельного возраста ребенок начинает фиксировать взгляд. Нередко у новорожденного бывает косоглазие, нистагм (дрожание глазных яблок), которое проходит спустя две недели.
Обоняние. Резкие запахи воспринимает уже в 1-ые дни жизни.
Вкус. Плод и недоношенный ребенок хорошо реагирует на подслащенную воду, негативно на соленное и горькое.

Психомоторное развитие ребенка к концу периода новорожденности проявляется следующим: младенец способен фиксировать взгляд на заинтересовавшем его объекте, следить за его движением, а также смотреть на источник звука. Дети первого месяца жизни фиксируют взгляд на лицах, на контрастных точках, следят за движением или изменением интенсивности освещения предметов, которые находятся в поле зрения. При вертикальном положении может на мгновение удерживать голову. Таким образом «ведущие линии» развития , т.е. функциональные системы, которые наиболее бурно развиваются в период новорожденности, это:
 Сенсорное развитие – анализатор слуха «Ас» и анализатор зрения «Аз»;
 Движения – общие «До».

Физическое развитие.
Масса тела новорожденного за 1-ый месяц увеличивается на 600-800 г.
Длина тела – увеличивается на 1,5-2 см.
Окружность головы – увеличивается на 2 см.

Оценка антропометрических данных осуществляется с помощью центильных таблиц.
Центиль, т.е. процент.
Социальное развитие. Ребенок, родившись, попадает в социальную обстановку, в которой он уже на некоторое время становится центром внимания, олицетворяя собой надежды и опасения родителей. Возникновение чувства близости между родителями и ребенком состоят из эмоциональных уз и обязанностей и характеризуют семейные взаимоотношения. Утрата взаимопонимания может быть причиной эмоциональных расстройств у ребенка, а также препятствием к достижению ребенком своего потенциального уровня интеллектуального или социального развития.
Облегчает установление взаимоотношений то обстоятельство, что уже в первые минуты жизни
малыш реагирует преимущественно на фигуры, напоминающие лицо человека. В первые недели жизни ребенок воспринимает окружающий мир преимущественно через осязание. Прикосновение к мягкий, теплой коже матери закладывает основы навыков общения с миром. Во время
кормления грудью ребенок не просто насыщается, но и обретает спокойствие. Физический контакт с матерью возникает у ребенка, когда она берет его на руки и прижимает к груди. Помимо осязания, у новорожденных хорошо развито чувство гравитации. Когда мать носит ребенка в
платке или рюкзаке за спиной, ребенок, постоянно покачиваясь, быстро успокаивается. Подобный эффект возникает, когда малыша кладут в колыбель, которая создает у ребенка впечатление присутствия матери.

Первичный патронаж новорожденного

Цель – контроль за состоянием здоровья новорожденного и его мамы. Задачи: Выявление проблем новорожденного, связанных с основными жизненными потребностями (дышать, есть, спать, выделять, быть чистым и защищенным); выявление проблем мамы, связанных с ребенком. Определение помощи в решение этих проблем.

Из роддома передается телефонограмма в детскую поликлинику о выписке новорожденного. Участковый педиатр и участковая медсестра должны посетить его на следующий день после выписки – первичный патронаж новорожденного. Они осматривают новорожденного, знакомятся с «выпиской из истории новорожденного», дают советы по уходу и вскармливанию, организации прогулок. Медсестра обучает маму проведению гигиенической ванночки новорожденному, уходу за пупочной ранкой, обучает пеленанию.

При проведении первичного патронажа здорового новорожденного могут возникнуть следующие, наиболее часто встречающиеся проблемы. У ребенка: срыгивание, связанное с нарушением правил кормления; переходные состояния; беспокойство, связанное с недокормом, перегреванием, метеоризмом. У мамы: со стороны молочных желез уплотнение, трещины, ссадины сосков; волнение, беспокойство, связанные с дефицитом знаний и информации о анатомо-физиологических особенностях ребенка, его состоянии, о правилах ухода, с дефицитом навыков по уходу за ребенком.

Нервная система. – головной мозг у новорожденного относительно велик(1/8 массы тела, у взрослого 1/40); - мозговые извилины, борозды развиты недостаточно; - нервных клеток столько же, сколько у взрослых, но они плохо связаны друг с другом, т.к.имеют мало отростков; - ткань мозга богата водой, мало белковых веществ; - головной мозг богат кровоснабжением; - повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера; - спинной мозг у ребенка более сформирован; - спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка). Спинномозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого. – с момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде (сосательный, мигательный, мигание глаз и др.); - у новорожденного есть ряд примитивных рефлексов, которые называют физиологическими; наличие этих рефлексов и их исчезновение после определенного срока является признаком нормального развития; их сохранение после определенного срока или их повторное появление является патологическим признаком; - на базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов (т.е. формируется 1 сигнальная система), затем начинает формироваться и 2 сигнальная система; - несовершенство терморегуляции (ее лабильность). Температура воздуха в палате должна быть 22-23 градуса. Безусловные рефлексы - простейшие "автоматические" действия, контролируемые более примитивными центрами головного и спинного мозга. Хоботковый рефлекс - выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.
Поисковый рефлекс Куссмауля. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно "искать" материнскую грудь: при этом нижняя губа опускается, "тянется" в сторону раздражителя, туда же отклоняется и язык малыша. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина . Умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы в сторону раздражителя. Сосательный рефлекс – если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Рефлекс ползания Бауэра - Будучи выложенным на живот и почувствовав приставленные к его подошвам ладони взрослого, малыш постарается оттолкнуться от них, как от опоры. И продвинется вперед.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет "стоять". Если же "стоящего" таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает "переступать" ножками - это и есть автоматическая ходьба.
Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона – ребенок захватывает вложенные пальцы взрослого ему в ладонь. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за предложенные пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).
Рефлекс Галанта выражается в изгибании спинки новорожденного в ответ на тактильное раздражение его кожи в паравертебральной области в направлении от шеи к ягодицам. Малыш при этом выгибает спину, образуя дугу, открытую в сторону раздражителя.
Ревфекс Переза. Проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подущечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша. От копчика к шее. Обычно в ответ на такое раздражение ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и... плачет.
Рефлекс Моро - хлопок ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем - как бы охватывает себя руками. Рефлекс Бабинского – штриховые раздражения подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.



Развитие 1 сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Вкус – достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие).
Обоняние – развито хуже. Различает только резкие запахи.
Слух – слышит. Уже в период новорожденности ребенок при звуке колокольчика перестает двигаться и замирает. На сильные звуки реагирует вздрагиванием. Зрение – видит с периода новорожденности. Нередко бывает косоглазие и нистагм (исчезает к ½-1 месяца).

Кожа и подкожно-жировая клетчатка. – эпидермис рыхлый, легкоранимый; - базальная мембрана недоразвита, не имеет «шипов», поэтому связь между эпидермисом и дермой очень слабая, легко происходит отслойка эпидермиса. Этим обусловлены частые кожные заболевания новорожденного, во многих случаях связаны с образованием пузырей. – Дерма – собственно кожа: богато васкулеризирована, сальные железы хорошо развиты, выделяют много секрета, потовые железы сформированы к рождению, но выделительные протоки их развиты плохо. – Волосы не имеют сердцевины, поэтому мягкие – пушковые, заменяются новыми с 1,5 месяцев. - Подкожно-жировой слой развит обильно, чем объясняется округлость формы, глубокие складки. Слабее всего подкржно-жировой слой развит на животе. - Защитная функция кожи несовершенна, поверхностные слои тонкие, нежные, легкоранимые. - Терморегуляционная функция недостаточная. Ребенок быстро охлаждается. – Дыхательная функция кожи развита хорошо (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи, легочный аппарат ребенка еще не совершенен). – Выделительная функция хорошо развита (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи). – Витаминообразующая функция играет важную роль. Под действием УФ лучей образуется витамин Д.

Мышечная система. У детей первых месяцев жизни тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей – поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми руками и ногами). Сила мышц у ребенка слабая.

Костная система. – волокнистое строение; - богато водой, бедна минеральными солями; - кости мягкие, непрочные, поэтому легко искривляются, поэтому необходимо следить за правильным пеленанием, недолжно быть давящей одежды, правильно класть ребенка в кроватку (деформация головы). – богато васкулеризирована – развитие гематогенного остеомиелита. - между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка – зона роста (метафиз). – голова относительно больших размеров (составляет ¼ длины тела, у взрослого – 1/8). Окружность головы при рождении 34-36 см. – Швы черепа открыты, поэтому кости легко смещаются. – Имеются роднички (это соединительно-тканные мембраны на стыке костей). Различают: Большой родничок – передний – расположен между теменными и лобными костями, ромбовидной формы. Размер в поперечнике в норме до 3 на 3 см. Закрывается к 12-15 месяцам. Малый родничок- задний. Расположен между теменными и затылочными костями. Треугольной формы. После рождения открыт только у 25% малышей. Закрывается к 3 месяцам. Боковые роднички могут быть открыты только у недоношенных. – Позвоночник у новорожденного не имеет изгибов. Шейный лордоз образуется в 2 мес (ребенок начинает держать голову); грудной кифоз образуется в 6 месяцев (ребенок начинает сидеть); поясничный лордоз – в 11-12 месяцев (ребенок начинает ходить). – Грудная клетка цилиндрической формы (до 6мес) или усеченного конуса. При рождении окружность грудной клетки 32-34 см. Ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. – Таз в основном представлен хрящевой тканью, отличается малой вместимостью, нет половых различий (в размерах). – Зубы – ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. – Конечности искривлены у новорожденного ребенка, это связано с гипертонусом мышц сгибателей (до 3-4 мес).

Дыхательная система - слизистые оболочки всех отделов дыхательной системы ранимые, богато васкуляризированы, сухие; - Нос – носовые ходы маленькие, узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует, поэтому незначительное заболевание вызывает закупорку носовых ходов. Добавочные полости – развиты слабо или отсутствуют, поэтому у детей грудного возраста синусит практически не наблюдается. – Глотка – узкая. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая, широкая, поэтому секрет легко проникает из носоглотки в среднее ухо и развивается отит. – Голосовая щель – прикрывает вход в гортань. Она узкая, голосовые связки короткие. Подсвязочное пространство рыхлое, поэтому быстро развивается отек, из-за чего у детей часто развивается стенозирующий ларингит. – Гортань – длинная, воронкообразной формы, хрящи нежные, податливые. – Трахея – узкая, хрящи мягкие, податливые, фиксирована слабо. – Бронхи – узкие. Правый бронх является продолжением трахеи, широкий, поэтому инородные тела необходимо искать именно здесь. – Легкие – богаты соединительной тканью, малоэластичны. Легкие маловоздушны, полнокровны. Легко возникает застой в легких, создаются условия для воспаления. По мере роста увеличивается объем альвеол, уменьшается количество соединительной ткани, образуются эластические волокна. – Плевра – в грудном возрасте тонкая, плевральная полость легкорастяжимая, из-за этого происходит быстрое смещение органов средостения. – Диафрагма – расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые, поэтому грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха. – Дыхание поверхностное (ребра расположены горизонтально, диафрагма расположена высоко, сокращения ее слабые, мышечная система слабо развита, а следовательно, слабо развиты и дыхательные мышцы, легкие малоэластичные, плотные). – ЧДД у новорожденного 40-60 в минуту. – Ритм дыхания неустойчивый, т.е.неравные паузы между дыхательными движениями, поэтому дыхание у ребенка необходимо считать строго за минуту. – Тип дыхания до года – брюшной.

Сердечно-сосудистая система - При рождении наступает разделение большого и малого кругов кровообращения. – Сердце у новорожденного относительно велико. – Положение сердца поперечное (лежит на диафрагме). – Просвет сосудов у новорожденных и детей раннего возраста – широкий. Артерии: вены = 1:1, а у взрослого = 1:2. – Пульс частый, т.к. превалирует влияние симпатической нервной системы. Чем меньше ребенок, тем чаще пульс (у новорожденного 120-140 в мин), пульс у ребенка аритмичный, поэтому подсчет пульса производится строго за 1 минуту. – АД у ребенка ниже, чем у взрослого, у новорожденных максимальное давление 70-74 мм рт ст.

Система пищеварения - В период новорожденности аппарат пищеварения приспособлен лишьдля усвоения грудного молока. – Слизистая оболочка всех отделов пищеварительного тракта ранима, богато васкуляризирована, сухая, т.к. слизистые железы слабо развиты. Активность ферментов жкт снижена. – Полость рта – в ротовой полости ребенка раннего возраста есть приспособления для акта сосания: валикообразные утолщения на деснах, складчатость слизистых губ, комочки Биша (жировые комочки в толще щек). – Слюнные железы у новорожденного слабо развиты, поэтому мало слюны. – Пищевод – относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой слабо развит. – Желудок у детей первого года расположен вертикально, когда ребенок начинает ходить принимает горизонтальное положение; кардиальный сфинктер (вход в желудок) развит слабо, пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит, поэтому у ребенка могут быть частые срыгивания после кормления (надо подержать вертикально 5-10 минут). – Кишечник – длина относительно больше, чем у взрослого; хорошо проницаем для токсинов, микробов (из-за чего быстро развивается токсикоз при желудочно-кишечных заболеваниях). Кишечник новорожденного стерилен до первого кормления. Затем он заселяется микробами. При естественном вскармливании в основном бифидобактериями, при искусственном – кишечной палочкой (непатогенной). – Стул – в течение первых дней (12-72 ч) густая темно-зеленая масса – меконий. Затем переходный стул. С 4-5 дня нормальный: на естественном вскармливании 4-5 раз в сутки, кашицеобразный, желтого цвета, с кисловатым запахом; при искусственном вскармливании стул 2-3 раза в сутки, густой кашицей, желтого цвета, с гнилостным запахом. – Печень – самый крупный орган ребенка, занимает ½ объема брюшной полости. У детей до 7 лет печень выступает из подреберья на 1-2 см. Печень ребенка функционально незрела.

Система мочевыделения - Почки – имеют дольчатое строение, т.е. эмбриональное строение (исчезает к 2 годам), концентрационная функция их снижена, поэтому удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого (до 2 лет – 1003-1005, после 2 лет – 1009-1016). – Мочеточники – относительно широкие и более извитые, чем у взрослых, мышечный слой их развит слабо, отсюда гипотония мочеточников. – Мочевой пузырь – расположен выше (в надлобковой области), поэтому его можно прощупать, мышечный слой развит слабо. – Мочеиспускательный канал – у девочек короче (0,8-1 см), чем у мальчиков (5-6 см), количество мочи до 10 лет определяется по формуле: Д сут = 600+100(П-1), где П –число лет, и чем моложе ребенок, тем число мочеиспусканий больше. У новорожденного 20-25 р/сут, у взрослого 4-7 р/сут. Количество мочи у новорожденного при каждом мочеиспускании 10-50 мл.

Система кроветворения Системакроветворения включает: красный костный мозг, печень, селезенку, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования. Красный костный мозг находится во всех костях до 4 лет. Затем он сохраняется только в плоских костях: ребрах, грудине, телах позвонков.

Возрастные показатели общего анализа крови (ОАК)