Чем хороша песочная терапия для детей. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома. Стадии игры с песком

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка. Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка. Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает "песочная игра". Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук. Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Видеоуроки по математике.

Игры на песке.

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать - писать буквы, цифры...Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как "дорисовывание".

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях. При этом дети могут начать самостоятельно творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке - это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке.

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • "идут ведмеди" - ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • "ползут змеи" - ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • "бегут жучки, паучки" - ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - "жучки здороваются")
  • "крокозябла" - ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например:"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки - дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчанок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Видео про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей "горячо-холодно"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Психотерапевты заметили свойства песка, позволяющие нейтрализовать отрицательную энергию человека, как бы вбирая её в себя. Этот сыпучий материал помогает психике высвободить внутренние конфликты, расслабиться. Песочная терапия для детей и взрослых применяется довольно успешно, позволяя решить многие проблемы.Для эмоциональной сферы детей такой метод имеет наибольшую актуальность, ведь можно одновременно лечить, развивать и развлекать ребёнка.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия для детей полезна в любом случае, даже при отсутствии каких-либо показаний. Но особенно необходима она в следующих случаях:

  • у ребёнка имеются страхи и часто возникает тревожное состояние;
  • присутствует задержка психического развития;
  • вы замечали нервные тики или диагностирован невроз;
  • неадекватное поведение (в виде агрессии или гиперактивности);
  • низкая самооценка;
  • напряжённое отношение со взрослыми (родителями, учителем, воспитателем или одноклассниками);
  • депрессивные состояния, замкнутость, мысли о суициде;
  • ребёнок перенёс насилие или другую психологическую травму

Малыши не всегда могут сформулировать чувства и эмоции, которые они переживают. Поэтому песочная терапия и игры для детей младшего возраста имеют большое значение.

Цели

Цель песочной терапии – ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.

Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.

Что нужно для терапии

Вам понадобится непосредственно сам материал (не менее 3 килограмм) и песочница.
Приобрести песочек для занятий и творческой деятельности можно в большинстве магазинов с игрушками, зоотоварами, а также товарами для рукоделия.

Там же можно поискать и песочницу. Выглядит она как небольшой короб (примерно 70*50 см и 10 см высотой) из хвойных пород дерева. Нередко можно встретить и песочницу из пластмассы. Если по каким-то причинам купить её не удалось, то не нужно расстраиваться или тем более отказываться от занятий данной терапией. Сделайте короб самостоятельно, либо возьмите самую большую посуду (тазик), которая имеется у вас в доме. Летом песочная терапия для детей дошкольного возраста может проводиться на улице (в песочнице на детской площадке).

Для более старшего (школьного) возраста будет интересен специальный песочный стол с подсветкой. На нём можно рисовать разнообразные картины, делать надписи при помощи пальцев рук. Такая терапия – это не только огромная польза для психического и эмоционального здоровья ребёнка, но ещё и развитие фантазии, творческих способностей.

Если такой стол вам не по карману, то можно приобрести обыкновенный ватман. Закрепите его края, чтобы не скатывался в рулон и высыпьте около килограмма сухого песка. Импровизированная песочная анимация готова, можете приступать к рисованию.

Какой песок нужен для терапии

Строгих правил для того, каким должен быть материал для песочной арт терапии для детей нет (сгодится даже манная крупа). Главное – отсутствие различных примесей. Поэтому если вы решили заготовить самостоятельно речной песок, то обязательно нужно его просеять. Также не забудьте тщательным образом просушить. Чем мельче материал для занятий, тем лучше (особенно если дети младше 2 лет).

В идеале для работы с детьми раннего возраста используется кварцевый песок с наименьшей фракцией до 0,3 (рыжий, светло-жёлтый или белый). Материал может быть влажный или сухой.

Занятия, упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определённой программы, либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребёнка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

  1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
  2. Теперь выполните с ребёнком задание «змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
    Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки. Затем пусть медленно высыплет обратно в песочницу.
  3. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
  4. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребёнку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Работа может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Песочная терапия подходит для любого возраста, даже если малышу нет ещё и года. Различные упражнения позволяют тактильно почувствовать сыпучий материал и оценить его свойства.

Лучше, если программа подбирается индивидуально. Ведь на первых занятиях педагог-психолог изучает проблемы, имеющиеся у маленького пациента, а они могут быть разными внутри одной группы. Впрочем, терапия песком полезна для всех: детей с зпр, инвалидов, гиперактивных малышей и депрессивных подростков.

Ниже приведён пример упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

  • Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.
  • Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).
  • Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
  • Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.
  • Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Заключение

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Конечно, вы можете отдать своё чадо в какую-либо студию, где имеется песочная терапия. Это направление в последние несколько лет достаточно прогрессивно развивается. Но совместное с родителями творчество и общение приносит гораздо большие плоды, ведь в данном случае царит атмосфера взаимопонимания и любви – лучшее лекарство для восприимчивой и нестабильной психики ребёнка.

Наталия Часовская

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", - писал К. Г. Юнг.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми. Я впервые познакомилась с ней, будучи на семинаре у одного очень известного психолога-арттерапевта . Меня очень заинтересовала песочная терапия , и я закончила курсы и получила сертификат по этой современной форме работы с детьми. Далее я начала использовать полученные знания на практике и видела результаты своих трудов, получая в благодарность счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок ? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком , я считаю, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно! Главное, чтобы рядом с ребенком в момент игры был специально обученный педагог-психолог, который сможет понять проблему ребенка и помочь ему решить ее. Поэтому песочная терапия и игры с песком - это разные вещи . Желательно, предварительно ознакомиться с массой литературы , пройти курс обучения, чтобы начинать заниматься терапией , дабы не навредить. Игры с песком может проводить воспитатель . Такие игры с песком , помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения , поэтому советую воспитателям раннего возраста приобрести песочницу , чтобы облегчить пребывание ребенка в детском саду.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами :

Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь) .

Усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

Совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Темы для своих занятий я выбираю сама, отталкиваясь от желаний и потребностей детей, вот некоторые из них : «Моя страна» , «Мое настроение» , «Моя семья» , «Мои друзья» , «Место, где я счастлив» , «То, что я люблю» , «Мой страх» , «Мой сон» , «Место, где я отдыхаю» и т. д. Эти темы относятся к терапии . Также я провожу и тематические развивающие

занятия : «Дикие и домашние животные» , «Овощи» , «Фрукты» , «Морские обитатели» , «Семья» , «Птицы» , «Насекомые» и т. д.

Занятия проходят в специально организованной зоне в кабинете. Моя песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок , который лепиться при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком . Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны . Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок .

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!















Публикации по теме:

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Консультация для родителей «Чудеса на песке» Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей.

Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.