Что может уметь ребенок в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

Что умеет делать ребенок в 3-х месячном возрасте?

  1. Малыш умеет узнавать лица папы, мамы, бабушки и тех людей, которые чаще всего находятся с ним в тесном контакте.
  2. Ребенок может протестующе кричать и хныкать, выражая тем самым свое недовольство.
  3. Для коммуникации с взрослыми ребенок использует гуление. По характеру гуления мама уже может определить настроение ребенка.
  4. Малыш отлично попадает ручками и ножками по игрушкам, вывешенным над кроватью.
  5. Малыш хватает игрушки ручками, а потом норовит попробовать их на вкус. Переживать не стоит, в этом возрасте ребенок все грызет и пробует на вкус, таким образом, познавая окружающий мир.
  6. Ваш малыш уже умеет переворачиваться, перекатываясь со спинки на бок. Также он уверенно держит головку, пытаясь поворачивать ее, сидя на руках у мамы или папы.
  7. Ребенок умеет упираться ножками в горизонтальную поверхность, когда один из родителей поддерживает его.
  8. Умеет смеяться, учится фокусировать взгляд на одном предмете.

Физиологическое развитие ребенка

К этому месяцу жизни ваш кроха значительно подрос и прибавил в длину около 3 см, а его вес увеличился на 700-800 грамм. Любимая поза малыша - лежание на животике, во время которого ребенок старается самостоятельно держать головку и делает первые неловкие попытки ползать, тренируя мышцы. Его действия становятся осознанными, и, если ребенок хочет что-то увидеть, то он ловко переворачивается со спинки на бочок.

Самым интересным занятием в этом возрасте становится познание своего тела: ребенок рассматривает свои ручки, сжимает кулачки, сосет пальчики на ногах. Стоит поощрять такой интерес и вывешивать перед малышом музыкальные игрушки, которые малыш будет охотно хватать ручками.

Игрушки помогут ребенку занять свободное время, ведь периоды бодрствования значительно увеличились, достигая 1,5-2 часов.

Психоэмоциональное развитие ребенка

К третьему месяцу развитие психики и эмоций малыша достигает своего пика, ведь ребенок уже очень активный. Родители уже должны заметить следующие изменения:

  • Зрение становится лучше, малыш умеет фокусировать внимание на одном предмете. Проведите простой тест: возьмите яркую игрушку и покажите ребенку, а потом медленно отведите ее вправо и влево. Он следит за игрушкой глазками? Если да, то все в порядке! Но после такого теста малыш обязательно захочет подержать и погрызть яркую игрушку, поэтому не оказывайте ему!
  • Изменяется слух, становясь более чувствительным. Ребенок уже умеет узнавать голоса папы и мамы, при громких звуках он начинает плакать, реагирует на звуки, доносящиеся из телевизора.
  • Обоняние и вкус. Малыш ярко реагирует на различные запахи и уже умеет различать вкус маминого молочка. Если молоко горчит, то кроха откажется сосать грудь.

Наравне со слухом и зрением у ребенка развивается осязание и хватательный рефлекс, новыми изменениями малыш наслаждается, с удовольствием рассматривая лица родителей, игрушки и картинки.

Также к этому возрасту у ребенка пропадет ряд младенческих рефлексов: малыш не делает губки трубочкой, если прикоснуться к верхней губе, и не открывает ротик, когда мама надавливает на его ладошку.

Рост и вес 3-х месячного ребенка

В нижеприведенной таблице (Таблица 1) вы можете посмотреть, как развивается ребенок на 3 месяце жизни. Обратите внимание на то, что данные для мальчиков и девочек разнятся.

Речевые навыки и их развитие

Малыш уже отлично вас слышит и видит, поэтому настало время развивать речевые навыки. Ребенок пока издает отдельные звуки и гулит, но вы уже можете делать ряд развивающих упражнений:

  • Надувайте щеки и делайте забавные движения губами и наблюдайте, как малыш будет стараться их повторить.
  • Проговаривайте простые звуки и сочетания: «агу», «абу», «ма», «па», «ба», «бу», «га-га», «о-о» и другие.

Ваш малыш будет радостно реагировать на такое общение, интенсивно размахивая ручками и «бегая» ножками.

Питание и сон

Как мы уже говорили, часы бодрствования стремительно увеличиваются, но кроха спит в сутки около 17 часов. Вообще, мамочка должна взять на заметку, что возраст 3 месяца - переломный момент, во время которого мама должна сформировать режим дня. Можно научить малыша спать по 10 часов ночью, а остальные 7 распределять на дневное время. Так у мамы появиться больше времени для собственного сна!

Питание ребенка в этом возрасте сведено к сосанию грудного молока, первый прикорм вводить еще рано.

Развивающие игры и упражнения

Когда малыш перешагивает 3-х месячный рубеж, начинается время активного развития, которое нельзя упускать. С 3 до 6 месяцев развивающие процедуры состоят из нескольких этапов:

  1. Физическое развитие.
  2. Эмоциональное и речевое развитие.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развивающие игры.

Физическое развитие заключается в выкладывании малыша на животик, его переворачивании, а также помощи в первых попытках ползти. Ежедневно, если вы не посещаете массажиста, стоит самостоятельно делать легкий массаж для малыша, дополняя его такими процедурами:

  • Для снижения тонуса легко сгибайте и разгибайте ручки и ножки малыша.
  • Уделяйте купанию минимум 10-15 минут в день. Приобретите специальный круг, в котором ребенок сможет свободно плавать в воде.
  • Старайтесь редко практиковать тугие пеленания.
  • Повесьте на кроватку яркие игрушки, за которыми ребенок будет тянуться. Это полезно как для физического развития, так и для зрения и моторики.
  • Для развития моторики мягко разминайте пальчики малыша, сжимайте их в кулачок, давайте ребенку в ручку легкие погремушки.

Упражнения для речевого развития мы приводили выше, для эмоционального развития играйте с малышом в прятки, закрывая свое лицо ладонями, показывайте ребенку яркие картинки. Особую роль в развитии органов чувств и эмоций малыша выполняют развивающие игры:

1. Позвоните в колокольчик, включите приятную музыку или запись с пением птиц. Малыш обязательно будет искать источник звука.

2. Пойте песенки, в конце каждой песни делайте ребенку сюрприз: хлопайте в ладоши, слегка подпрыгните, сделайте «ку-ку». Уже через несколько дней малыш будет радостно реагировать на пение, зная, что в конце его ожидает сюрприз.

3. Насыпьте в глубокую миску муку и опустите туда ручки малыша, покажите, как мука просыпается сквозь пальцы.

4. Надувайте мыльные пузыри, за которыми ребенок будет с удовольствием наблюдать.

Занимайтесь с малышом по 20-30 минут в день, разделяя это время на 3-4 занятия, чтобы не утомлять ребенка!

Итак, ребенку 3 месяца. С виду это все тот же кроха, только набравший 2-3 дополнительных килограмма и плюс/минус 10 см роста. Однако по развитию 3-х месячный малыш сильно отличается от того беспомощного младенца, который приехал из роддома домой. Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Давайте разберем основные моменты развития, которых малыш, возможно, уже достиг к данному возрасту.

1. В 3 месяца дети начинают все больше осваиваться со своим телом в окружающем пространстве. Прежде всего, это может выражаться в том, что малыш все больше времени начинает проводить лежа на животике. Он уже не просто держит голову поднятой, но и более или менее уверенно опирается на руки и локти, поднимая тело. Иногда дети могут делать т.н. «лодочку», т.е. поднимают и голову, и ножки одновременно, не опираясь на ручки. Конечно, долго так пролежать сложно, но это и не нужно. Данная поза говорит о возросшей уверенности малыша по отношению к управлению своим телом.

2. Постепенно к возрасту 3-4 месяцев малыш начинает потихоньку перемещаться, лежа на животе. Т.е. если его что-то интересует, он может поменять свое положение относительно горизонтальной плоскости. Пока особой уверенности в этом движении у ребенка не может быть, потому что он почти не ползает. Вернее, он может стараться ползти, но пока его тельце слишком тяжелое для перемещения за счет силы рук и ног.

Однако, пусть Вас не удивляет, если оставив ребенка повернутым в одну сторону, через некоторое время Вы находите его развернувшимся на 180 и более градусов. С связи с этим будьте крайне осторожны, оставляя ребенка на кровати, развивающем коврике или иной поверхности, с которой он может упасть. Обязательно страхуйтесь тем или иным образом (мы обкладываем малыша плотными подушками, через которые он точно не переползет).

3. Малыш отлично плавает. По крайней мере, если нет возможности для него поплавать, то купание уже перестает причинять ему страх или неудовольствие. Теперь уже проблема вынуть визжащее и улыбающееся чадо из воды.

Наш малыш почти совсем не принимал купание как таковое до этого возраста. Совсем не лежал на спине, заходился в крике. Но, в то же время, почти всё время купания плыл (с маминой помощью). Недавно мы купили для него специальный круг для купания, который закрепляется на шее малыша, благодаря чему он может самостоятельно передвигаться в ванне. С этого момента абсолютно всё изменилось. Малыш смеется, улыбается, плавает (самостоятельно!) на груди и на спине, отталкивается ножками от дна и стенок ванны, иногда сам переворачивается со спины на груди и обратно. Основная проблема теперь – вынуть его из ванны.

4. Ребенок активно осваивает разговорную речь. Здесь, наверное, основную роль играют мама и папа. Чем больше с малышом ведется разговоров на любые темы, чем больше ему читают стихов, песенок и т.д., тем чаще у него должно появляться желание что-то произнести в ответ.

В одной из статей на сайте (Что должен уметь ребенок в 2 месяца) я писал, что наш малыш почти не говорил «агу», сколько бы мы не просили. Но теперь всё поменялось. Засунет кулачок в ротик и болтает без умолку. Тут и «агу», и «бо», и еще много того, что нельзя описать, но очень приятно слышать.

5. Наверное, одно из самых приятных умений детей 3-х месячного возраста – это умение смеяться. Раньше ребенок только улыбался, а теперь уже смеется, если что-то ему очень нравится.

Здесь же следует упомянуть менее приятное, но, наверное, необходимое умение визжать. Интересно наблюдать, как малыш с постоянством все лучше и лучше осваивает это дело.

На данный момент наш малыш учится это делать очень высоким голоском (жена шутит, как павлин из мультфильма про Мюнхаузена). Пока не получается, но упорству стоит позавидовать.

6. В этом месяце дети всё активнее знакомятся с окружающим пространством. Именно поэтому считается, что малыш должен предпочитать лежать на животике. В таком положение «сканировать» окружающие предметы намного удобнее, чем лежа на спине. И именно поэтому следует насторожиться, если малыш предпочитает пребывать лежа на спине.

Наш малыш (к сожалению или к счастью, смотря как посмотреть) привык часто бывать на ручках у своих родителей. И очень любит, когда его повернешь спинкой к себе и поднесешь к окну. Не знаю, насколько далеко он способен видеть, но наблюдать на движущимися внизу машинами он способен, кажется, бесконечно. Приходится терпеть (в смысле, мне).

7. В 3 месяца или чуть позже, малыш уже может (конечно, с поддержкой) стоять на полной стопе, не поджимая пальчиков на ногах. Вообще он уже не старается «шагать» (поднимать ножку), как только касается ногами поверхности. Вполне возможно, что Ваш малыш уже отлично и прямо стоит на своих ножках. Кажется, отпусти его, и он сам будет стоять, но этого, конечно же, делать нельзя, т.к. позвоночник еще недостаточно окреп. Но с поддержкой и, особенно, в воде, малышу данное положение уже дается без особых проблем.

8. Возможно, Ваш малыш делает намного больше (или немного меньше) упомянутого. Я был и остаюсь на позиции того, что ребенок никому ничего не должен. Не научился сейчас, научится завтра.

Однако существуют некоторые моменты в развитии малышей, которые должны насторожить родителей. В связи с этим предлагают ознакомиться с коротким видео, в котором, помимо общих умений детей в возрасте 3-х месяцев, упомянуты основные моменты, на которые родителям следует обратить пристальное внимание.

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

Читайте в этой статье:

Малыш, которому исполнилось 3 месяца, значительно изменяется не только внешне, но и эмоционально. Он вырастает, крепнет, его личико все больше разглаживается, взгляд становится осознанным, появляется мимика. Зная, какие физиологические и психологические особенности характерны для этого периода, родители могут оценить развитие ребенка в 3 месяца.

Физиологическое развитие

За 3 месяц своей жизни малыш набирает около 800 г веса, его рост увеличивается на 2,5-3 см. Допускаются незначительные отклонения от принятых норм. Все органы и системы ребенка продолжают стремительно расти. Интенсивное развитие нервной системы и клеток мозга находит свое отражение в особенностях поведения крохи, характерных для этого периода.

Движения ручек 3 месячного малыша становятся более координированными. Теперь он может подносить игрушки и другие предметы к лицу, играть погремушкой, тянуть пальцы в рот. Он контролирует и свои ножки: положив на них мячик, вы увидите, что малыш пробует его пинать. Если лежащего на спине карапуза потянуть за ручки, он будет пытаться сесть, однако это не означает, что в 3 месяца ребенок готов к присаживанию: позвоночник и мышцы спины его пока еще очень слабы.

Если положить ребенка на живот, он поднимется с опорой на предплечья и будет хорошо держать голову. Некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться со спины на бочок и обратно. Взяв кроху подмышки, вы обнаружите, что он твердо упирается в поверхность слегка согнутыми ногами и даже пробует шагать.

Трехмесячный малыш обязательно заинтересуется крутящимся мобилем, подвешенным над его кроваткой. Такая игрушка будет стимулировать познавательное развитие крохи, поможет сформировать взаимосвязь между его зрением и слухом. Выбирайте качественный мобиль с яркими деталями, мигающей подсветкой и спокойной мелодией, которую можно отключать.

Родители должны понимать, что 3-месячный малыш стал очень подвижным, некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться на живот и менять положение своего тела в пространстве. Теперь нельзя оставлять ребенка одного ни на минуту. Если вам необходимо отойти, оставляйте малыша в манеже, кроватке или на полу, постелив одеяло.

Режим дня младенца

Многие дети в три месяца имеют сформированный режим бодрствования и сна. Здоровый малыш спит ночью около 10 часов, иногда просыпаясь, чтобы получить питание. Детские врачи не рекомендуют родителям подходить к кроватке каждый раз, когда ребенок просыпается. Если малыша ничего не беспокоит, он не плачет, то, проснувшись и немного повозившись, он снова уснет. Дневной сон крохи с 2 до 3 месяцев по-прежнему состоит из 3-4 периодов по 1,5-2 часа.

Педиатры рекомендуют чаще гулять с ребенком в любую погоду. Хорошо, если каждый дневной сон малыша проходит на улице. Помешать выходу из дома может лишь сильный ветер, ливень или температура воздуха ниже 10 градусов. В таких случаях на время сна ребенка необходимо приоткрывать окно. В летнее время длительность прогулок должна доходить до 6 часов.

Утро ребенка должно начинаться с гигиенических процедур. Лицо и глазки крохи следует протирать ватным диском, смоченным кипяченой водой, при необходимости — чистить его ушки и носик ватным жгутиком. Если малыш намочил или испачкал штанишки, его необходимо подмывать проточной водой. Не нужно злоупотреблять детской косметикой, если кожа малыша чистая.

Ежедневно перед отходом ко сну ребенка следует купать в ванночке. Если малыш сильно возбудим, эту процедуру можно проводить в дневное время. Для 3 месячного крохи очень важна температура воды: она должна быть не ниже 36,6 и не выше 37,5 градусов. При наличии высыпаний на детской коже после консультации с врачом после купания можно ополаскивать ребенка слабым настоем ромашки, череды или чистотела.

Кормление малыша

По мнению большинства педиатров, материнское молоко — единственное питание 3 месячного ребенка, обеспечивающее его всеми необходимыми для роста и развития веществами.

В этот период не рекомендуется прикармливать: в кашах, фруктах и овощах нет необходимости. Не требуется младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, и допаивание водой. После консультации с врачом ребенку можно давать витамин D в каплях, чтобы предупредить возникновение рахита.

Примерный объем молока, который должен съесть трехмесячный ребенок за сутки, равен 800 мл. Если малыш получает 7-разовое питание за 24 часа, количество молока, необходимое на 1 прием, должно быть не менее 115 мл. Однако если мама видит, что ребенок высасывает меньший объем, но просит грудь чаще, она не должна препятствовать его желанию. Ученые давно доказали, что кормление по требованию благоприятно влияет на физическое и эмоциональное развитие младенца.

Разные причины — стрессы, плохое питание, различные заболевания — могут привести к тому, что у матери уменьшится выработка молока. Для восстановления лактации следует чаще прикладывать малыша к груди. Если это не помогает и ребенок не наедается, необходимо обсудить с врачом возможность докармливания смесями. При полностью искусственном вскармливании давать младенцу бутылочку по требованию нельзя: между кормлениями должен выдерживаться период 3-3,5 часа.

Психологические изменения

Маленький человек в 3 месяца уже способен узнать свою маму и людей, которых он часто видит. Малыш активно выражает свои эмоции криком, гулением, улыбкой. Родители могут услышать, как ребенок певуче растягивает гласные, когда находится в хорошем настроении. Более активной становится и мимика крохи. Появляется «комплекс оживления»: радостная реакция на взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек и ножек.

Некоторые дети этого возраста предпочитают большую часть времени находиться на руках у мамы или папы. Не отказывайте ребенку в этом желании и вы увидите, что умеет малыш. Сосредоточенно глядя на ваше лицо, прислушиваясь к голосу, ребенок будет улыбаться, хмуриться, показывать язычок и пытаться повторять произнесенные вами звуки.

Свои желания малыш по-прежнему выражает плачем. Требуется ли ему питание, смена пеленок, родительское внимание — ребенок будет плакать по-разному. Обычно к 3 месяцам мама уже может различить, что необходимо карапузу. В этот период малыш начинает капризничать просто из-за того, что ему скучно. Врачи не рекомендуют в таких случаях сразу бежать к ребенку. Дайте ему время успокоиться самостоятельно.

Что должен уметь 3-месячный малыш?

К концу 3-месячного возраста многие дети обычно умеют:


Если родители оценят, что умеет их ребенок, и обнаружат, что его достижения не соответствуют перечисленным, им не следует тревожиться и паниковать. Небольшая задержка в развитии не свидетельствует о наличии проблем, а может говорить лишь об индивидуальных особенностях крохи. Стоит ожидать, что через несколько дней малыш удивит маму и папу новыми способностями.

Как стимулировать развитие?

Чтобы побуждать ребенка произносить звуки, постоянно беседуйте с ним. Называйте его по имени, объясняйте, какие предметы находятся рядом с вами, озвучивайте все свои действия. вы удивитесь, когда увидите, что умеет ваш ребенок. Трехмесячный малыш, глядя на ваши губы, будет повторять их движения и даже имитировать речь. Произносите те же звуки, которые издает кроха. Так вы будете поощрять его к развитию навыков общения. Выполняя домашнюю работу, старайтесь оставаться в поле зрения малыша. Так он будет видеть и слышать вас, а если вы станете объяснять все свои действия, то со временем и понимать. При общении с ребенком меняйте тембр голоса, певуче растягивайте слова.

Стимулировать познавательное развитие 3-месячного малыша помогут игрушки. Повесьте их над кроваткой или манежем так, чтобы кроха мог разглядывать их, задевать ручкой, ударять, дергать. Для малыша этого возраста достаточно 1-2 предметов одновременно. Хорошо, если, стукнув по игрушке, ребенок сможет услышать звуки. Трехмесячному малышу можно приобрести мягкий развивающий коврик, который специально создан для развития всех органов чувств ребенка. Не забывайте периодически менять висящие перед карапузом предметы. Выбирайте игрушки, разные по форме, цвету, материалу, звучанию. Следите, чтобы ребенок не мог дотянуться до мелких деталей.

Познакомьте кроху с картинками. Распечатайте на цветном принтере или приобретите готовые изображения животных, людей, различных предметов. Показывайте картинки ребенку, четко называя, что на них нарисовано. Можно предложить малышу посмотреть на свое отражение в безопасном зеркальце: у некоторых детей это вызывает огромный восторг.

Чтобы вызвать положительные эмоции у крохи, танцуйте, кружитесь, подпрыгивайте, держа его на руках. Детям очень нравится музыка, поэтому приобретите сборники детских песен или классических мелодий и чаще включайте их. Ученые, изучающие познавательное развитие младенцев, доказали, что самым положительным образом на эмоциональное состояние ребенка влияет пение матери. Даже если у женщины совсем нет голоса, ей следует напевать своему малышу колыбельные и другие песни.

Упражнения с ребенком

Чтобы ускорить развитие ребенка, ежедневно выполняйте с ним полезные упражнения:

  1. Приготовьте мяч, детский крем, небольшую емкость с теплой водой и коврик с шершавым покрытием. Нанесите на поверхность стола немного крема. Возьмите малыша так, чтобы он упирался ножками. Выполняйте скользящие движения ступнями ребенка сначала по поверхности, смазанной кремом, затем по шершавому коврику и по воде. При этом рассказывайте потешки или пойте песенку. Наблюдайте за реакцией крохи: ему не должно быть больно или неудобно. В конце упражнения попинайте ножками ребенка мяч.
  2. Положите ребенка на пеленальный столик. Покажите ему яркий одноцветный предмет. Убедитесь, что малыш смотрит на него. Медленно передвигайте предмет в разных направлениях, ребенок при этом должен следить за ним взглядом. Свои действия сопровождайте словами.
  3. Проделайте предыдущее упражнение с игрушкой, которая издает звук, например, колокольчиком.
  4. Положите кроху на животик на твердую поверхность. Перед ним поместите яркую игрушку. Когда малыш заинтересуется ей и захочет схватить, поставьте ладонь к его ножкам, чтобы он мог оттолкнуться ступнями. Это полезное упражнение ускорит развитие ребенка, побудив его ползать.

Зарядку с ребенком заканчивайте сеансами массажа. Эта процедура незаменима для детей 3 месяцев, особенно недоношенных и отстающих в развитии. Массаж снимает гипертонус, помогает формировать навыки сидения и ползания, укрепляет детские мышцы. Для этого вы можете обратиться к специалисту или выполнить основные движения самостоятельно:

  1. Положите малыша на живот, погладьте ладонью его спинку от головки к ягодицам.
  2. Перевернув ребенка на спину, пройдитесь руками от его груди до пупка. Чтобы укрепить поперечные и косые мышцы детского животика, совершайте круговые движения, обхватив ребенка по бокам в области поясницы.

Не переживайте, если ваш малыш в физическом или психологическом развитии уступает своим сверстникам. Все дети индивидуальны. Продолжайте развивать навыки малыша, и тогда он в скором времени обязательно порадует, умилит и рассмешит вас новыми умениями, догнав и перегнав по развитию других детей.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.