Что такое шибори батик. Шибори: техника, методы и приемы работы. Узелковый батик в технике шибори

Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. А в Индии горячий батик широко распространен и по сей день. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Европе пик известности узелкового украшения приходиться на 70-е года XX века. Узелковый батик использовался в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей, а так же широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Суть метода состоит в том, что перед окрашиванием ткань складывается и перевязывается, по предварительно намеченной схеме. После этого ткань окрашивается. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для узелкового батика вам понадобятся хлопчатобумажные веревки и нитки №10. Веревки используются не только для фиксации ткани, но и для создания узора. Веревки должны быть обязательно изготовлены из натуральных волокон, поскольку искусственные волокна пропускают краски под себя. При узелковом батике используется складывание ткани и фиксация складок при помощи утюга, не лишним будет и использование горошин, бусин, камешков, пуговиц и т.д. Существуют различные способы выполнения узлов при узелковом батике: по долевой нити, по косой нити, обматывание ткани при помощи нити или веревки (широкое или узкое) и др. При помощи узелковой техники на ткани можно получить концентрические круги, маленькие кружочки (затягивая петлю на ткани при помощи нитки и иголки), мраморный узор (комкая ткань в клубок и обматывая веревкой), округлые звездчатые рисунки (при обматывании тканью горошин, бусин, камешков и т.д.).

В комплексе с приемами складывания, обматывания ткани нитями и веревками, используется техника прошивания. для этого нужно выполнить наметку будущего рисунка при помощи простого карандаша, а затем уже прометать ткань нитью №10. Рисунки, которые получаются при применении техники прошивания, очень разнообразны. Можно создать рисунки в виде кривых линий, овалов, зигзагов, квадратов и многих других фигур.

Для окрашивания ткани необходимо развести краситель и процедить его. Затем вылейте его в емкость, в которой вы будете производить окраску ткани, и добавьте туда горячей воды, затем краситель, разведенный водой, необходимо нагреть до температуры 40-45 °С. После этого можно опустить в краску ткань и продолжать кипятить уже на малом огне. При покраске хлопчатобумажной ткани, ее необходимо кипятить в растворе в течение 20-ти минут. После чего вытянуть, и добавить в воду с красителем поваренную солью (2-5 л. воды и 2 ст. ложки соли). Затем еще в течение 30-ти минут кипятить ткань в полученном растворе на малом огне. При окрашивании шелковой или шерстяной ткани проделывают все то же самое, но в раствор добавляют не соль, а 1 ст. ложку уксусной эссенции. После окраски ткань необходимо оставить на некоторое время в растворе, а затем прополоскать в теплой, и после в холодной воде. Перед повторным полосканием уже нужно развязать узлы и снять обметки. А при заключительном полоскании, нужно добавить немного уксуса в воду, в которой вы будете полоскать ткань (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды). При узелковом батике может использоваться частичное, многоцветное и многократное окрашивание.

Помимо завязывания узлов, в узелковой технике батика также используется складывание ткани. Эта техника создает геометрические узоры на ткани. Тип узора зависит от того, во сколько раз вы сложите ткань и как ее заплиссируете. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Варианты сложения ткани и завязывания узлов представлены на рисунках ниже.

Существует множество рукодельных техник, освоив которые, мы приобретаем навыки, которые позволяют расширить границы наших знаний о тканях, нарядах, истории костюма и других замечательных вещах. История батика насчитывает не одно тысячелетие, и надо сказать, что освоив это искусство, вы сможете не только стать обладателем оригинальнейших вещей, которые можно носить и дарить.

В ряду многочисленных стилей батика особенно выделяется сибори (или более привычное уху, хотя и несколько ошибочное - шибори). Придумали его японцы, чье искусство работы с текстилем общеизвестно.

Считается, что батик попал в Японию намного позже, чем например, в Китай, но не смотря на это, именно японцам удалось настолько усовершенствовать эту технику нанесения рисунков на ткань.

Историки костюма считают, что способ рисования на ткани с использованием защиты отдельных ее участков появился в Японии в 8 веке. Через несколько столетий спустя в обиходе японских текстильщиков появилось слово "санкэчи", перевести его можно как "три способа украшения ткани". Именно этот термин обобщил все техники окрашивания тканей, которые были известны в то время.

Первый способ назывался "рокэчи" - окрашивание воском. Расплавленный воск наносился на ткань в виде рисунка, а после этого ткань окрашивали. Все области, которые были защищены воском оставались неокрашенными. Второй способ назвали "Кйокэчи", что означало окрашивание складыванием. Это был один из вариантов окраски тканей с использованием трафаретов. А третий способ назвали "кокэчи" и именно он стал своеобразным прообразом сибори. Участки ткани, которые должны были остаться неокрашенными защищали с помощью завязывания или заматывания нитками. Именно этот способ окраски тканей считается самым древним.

Технику сибори можно освоить самостоятельно, благо, что знатоков этого вида окрашивания тканей довольно много. Не смотря на то, что приходится завязывать очень большое количество узелков, это очень увлекательный процесс. В классическом варианте сибори для затягивания узелков используется специальная подставка с металлической петлей-фиксатором, это приспособление позволяет делать затяжки быстро и аккуратно.

После завершения процесса окрашивания и сушки, узелки распускают. Если они сделаны по всем правилам, они распускаются практически сами, главное знать, за какую ниточку тянуть. Рисунок, полученный в результате этих манипуляций будет совершенно уникальным и сохранится даже после многочисленных стирок. Палантины, шарфы, панно, платья, юбки и блузки, даже постельное белье можно окрашивать в технике сибори.

Шибори - это техника росписи ткани, пришедшая к нам из Японии. Увлекательный процесс росписи ткани в технике шибори позволяет создать удивительные фактуры на ткани порой совершенно непредсказуемые. Техника шибори проста и может быть выполнена без предварительной подготовки и художественных навыков, это одна из техник узелкового батика.

Сегодня мы будем создавать вот такой шибори платок на шелке с помощью пластиковой трубы.

Материалы для работы:

Я решила сделать на одной трубе сразу два платочка на атласном шелке и на полупрозрачном эксельсиоре.

Ход работы:

1 этап - складываем платок косынкой и наматываем на трубу, при этом старайтесь, чтобы намотка была очень тугой. В тех местах где будет намотка останутся не прокрашенные участки ткани, что создаст тот самый рисунок, который нам нужен на батик платке.


2 этап - делаем сборку ткани гармошкой на трубе, очень плотную.


Важно, чтобы труба была с гладкой поверхностью, иначе сборка не получится. Нужно приложить некоторые усилия, чтобы плотно сжать шелк. Все эти манипуляции делаем для того, чтобы в местах сборки платка ткань не прокрасилась.

3 этап - приступаем к окрашиванию. Когда все готово для росписи платка, в тарелочке наводим раствор краски, разбавляя краситель водой при необходимости.



Окрашивание также можно проводить путем погружения трубы в краску, но при этом имеет место большой расход краски, кроме того, такой платок будет долго сохнуть и может слишком сильно окраситься. При таком способе рискуем не получить должного рисунка на платке, поэтому я предпочитаю метод окрашивания кистью.

4 этап - Оставляем ткань просохнуть на сутки. Важно, чтобы наш шибори платок хорошо просох, так как при размотке сырого платка можно безобразно перепачкаться в краске и испачкать ткань в местах, где она не прокрасилась.


5 этап - самый волнующий этап - что же у нас получилось в итоге? Можно снимать платочек с трубы, аккуратно разматывая веревку. Далее необходимо закрепить краситель на ткани паром и простирать платок в щадящем мыльном растворе, чтобы смыть излишки краски с ткани.

Вот какой рисунок получится на одном из платков. Я решила дополнительно задекорировать его серебристым контуром.


А второй платочек подвергся еще многократному окрашиваю в технике узелкового батика и выглядит теперь так:


На этом позвольте завершить мастер-класс, удачных Вам экспериментов и творческих неординарных успехов в технике батик!

Узелковый батик шибори отличается вниманием к деталям и требует соблюдения многих тонкостей. Окрашивание ткани этим методом – доступный и несложный вид творчества.

Технику шибори может освоить даже ребенок, но самые красивые работы выполняются настоящими мастерами, которые обладают утонченным вкусом.

Узелковый батик в технике шибори

Узелковый батик позволяет создавать абстрактные картины, нашейные платки, украшения,

Чтобы сформировать необычные узоры с применением этой техники, можно брать любые предметы, благодаря которым при нанесении специальных красок получится сделать ткань рельефной. В качестве таких предметов могут быть использованы косточки фруктов, ракушки, веточки и камни.

Материалы, необходимые для окрашивания ткани

Техника шиборы применяется при наличии следующих материалов:

  • основа (рекомендуется брать шелк);
  • подстилка;
  • утюг;
  • чаша (глубокая с широкими краями);
  • вода;
  • , губки и кисточки для ее нанесения;
  • рельефные предметы (ракушки, камни и т. п.);
  • канцелярские резинки, ленты или нитки;
  • подставка или банка.

Перед тем как приступить к работе, нужно прочитать советы, указанные на упаковке с краской. Скорее всего, понадобится водяная баня. Можно применить кастрюлю или пароварку. После внимательного изучения материала появляется представление, как можно сделать ленту шибори, и процесс ее изготовления уже не кажется таким сложным.

Техника шибори: последовательность действий

Лента шибори делается легко, рассмотрим процесс ее создания. Последовательность необходимых действий выглядит следующим образом:

1.На ровной поверхности расстилают подстилку, например, на газете, скатерти или покрывале. Затем перед собой ставят чашу и опускают в нее подставку (банку) основанием вверх.

2.Шелковую салфетку смачивают водой (подойдет как белая, так и цветная салфетка) и хорошо отжимают, после чего расправляют на защитной подстилке.

3.В центр салфетки кладут рельефный предмет. Материал сворачивают пополам и фиксируют расположенный внутри предмет резинкой или нитками таким образом, чтобы сформировался узелок.

Вместо узлов можно вязать спирали, подкладывать внутрь камешки и пуговицы, вязать нитками разной толщины или резинками.

5.Салфетку перекладывают на подставку (банку) и с помощью губки или кисти покрывают краской.

6.Ее сушат вдали от солнечных лучей и обогревателей. Важно, чтобы ткань высохла сама.

7.Высушенную салфетку расправляют и оставляют в таком состоянии либо продолжают с ней работать. Например, окрашенную ткань можно применить для создания одежды или натягивания на каркас с целью создания картины или панно.

8.Салфетку гладят утюгом через марлю или газету, после чего ее кладут на газету и сверху накрывают еще одной газетой, затем – сворачивают в рулон. Края рулона загибают внутрь, в результате получается маленький брикет , который во избежание его раскрытия плотно перевязывают.

9.Сформированный брикет отправляют на водяную баню (если применять самый простой способ, достаточно будет несколько раз обернуть брикет пищевой пленкой, это поможет исключить вероятность проникновения влаги и позволит подвесить брикет в мультиварке). Воздействию пара изделие подвергают в течение полутора часа, не меньше.

Уникальные рисунки, полученные благодаря применению техники шибори

После проделывания необходимых манипуляций изделие расправляют и еще раз проглаживают. Краска, закрепление которой произошло в результате использования водяной бани, хорошо держится, она не выстирывается, и не выгорает при воздействии солнечных лучей. Рисунки всегда уникальны , а при правильном сочетании фактур и цвета можно получить настоящее произведение искусства.


В древности для окрашивания ткани использовался натуральный краситель индиго, который получали из растений, произрастающих в тропических и умеренных широтах. К концу 17 века такой краситель стоил очень дорого.

В 1856 году Уильям Перкинсон изобрел первые красители на основе каменноугольной смолы, и это событие стало предвестником производства синтетического красителя индиго. Буквально спустя несколько лет он уже вошел в обиход. Процесс окрашивания ткани при этом практически не изменился. В современных условиях используются анилиновые красители. Диапазон оттенков индиго весьма широк: от бледно-голубых до насыщенного бирюзового.

Вам понадобится:

  • краситель
  • емкость для окрашивания
  • перчатки
  • камушки или крупные бусины
  • резинки или веревка
  • деревянная или пластиковая трубка
  • ткань или одежда для окрашивания
Добиться разных рисунков и узоров на ткани можно, по‑разному складывая материал и используя дополнительные приспособления (резинки, бусины, камушки, прищепки и т. д.). Существует много техник окрашивания в стиле шибори, но некоторые из них настолько сложны, что освоить их самостоятельно очень трудно. Мы рассмотрим три простых техники, с которыми сможет справиться даже новичок.

Техника Араши шибори



Араши начинается с обматывания ткани вокруг деревянной или пластиковой трубы.
Чтобы добиться такого эффекта, как вы видите на фото, нужно сложить ткань в несколько раз, обернуть ее вокруг деревянной трубы (можно использовать обычную скалку), сосборить материал и крепко зафиксировать резинками или веревкой.



Можно просто туго скрутить материал, не используя трубу, и зафиксировать его резинками. Например, эта футболка была окрашена таким способом.



Туго скрутили футболку, наметили примерные места расположения резинок (именно в этих местах потом останутся красивые белые полосы) и зафиксировали.


Техника Кумо шибори



Техника Кумо шибори заключается в том, что ткань обматывают вокруг круглого предмета - гальки, камушка или бусины. Затем ткань фиксируют резинками или веревками, после чего опускают в краситель.



Можно делать симметричный рисунок или абстрактные картины. Все зависит только от вашей фантазии, не существует правильных или неправильных узоров в технике шибори.



Обратите внимание: предметы не обязательно должны быть идеально круглой формы. Можно использовать неидеальные формы, от этого рисунок будет только инетереснее.


Техника Итаджими шибори: эффект плиссе



Техника Итаджими шибори заключается в следующем: ткань укладывают гармошкой (лучше хорошенько приутюжить все складки), а затем фиксируют резинкой или веревкой. В некоторых случаях ткань укладывают между двумя деревянными брусками или другими плоскими предметами и уже потом закрепляют резинками.




Процесс окрашивания

После того, как ткань и все вещи подготовлены, можно приступать непосредственно к окрашиванию.

Шаг 1

В первую очередь разведите краситель согласно инструкции.

Шаг 2

Затем намочите подготовленные вещи и ткань в обычной воде, после чего опустите в емкость с красителем.


Шаг 3

Постоянно помешивайте ткань в красителе, не допускайте, чтобы материал лежал на дне: там могли остаться нерастворившиеся частички красителя, они могут сделать окрашивание неравномерным.

Шаг 4

Удалите ткань из красителя, дайте ей полежать некоторое время (примерно 20−30 минут). Когда вы извлечете материал, он будет зеленоватого оттенка. Ткань будет синеть постепенно, окисляясь на воздухе. Если вы хотите добиться более темных оттенков индиго, дайте материалу полежать 20−30 минут, а затем опустите в краситель второй раз.

Шаг 5

Снимите все резинки, извлеките камушки и бусины.

Шаг 6

Осталось прополоскать ткань в воде, развесить и дать ей высохнуть.


Фото: Pinterest.com
Материал подготовила Анна Соболева