Cочинение «Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова). Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

любовь Печорина к Вере - большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье» . Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь все - движение! Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов) .
Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «одну минут, еще одну минуту видеть ее…» , «.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья» . Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение» , «беспокойство» , «отчаяние» , «счастье» и глаголы «проклинал» , «плакал» , «смеялся» , «скакал, задыхаясь» .
Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: «Мысль… молотком ударяла мне в сердце» . Описание скачки, отчаяния героя, его слез - одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье - таков здесь герой.
Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, считая, что здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется «откровенно и грубо» . Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но но каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать» . А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княжна… вы знаете, . что я над вами смеялся! ..»
Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда Он увидел бледненькую, исхудавшую Мери. «… Еще минута, и я бы упал к ногам ее», - пишет герой.

В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины своего несчастного характера: «Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви - беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина - эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа - глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.

В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, - ведь все это свидетельства истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно.

Утрата Веры для Печорина - это, пожалуй, самая большая потеря, но личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Климова Виолетта

Печорин и Вера в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕЧОРИН И ВЕРА В РОМАНЕ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Подготовила Климова Виолетта,9 класс

Краткое содержание главы «Княжна Мери» Глава написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость.

Образ Веры Вера - светская дама, давняя любовница Печорина. Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: "какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью". Вера- давняя любовь Печорина, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе, единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать.

Цитаты, характеризующие отношение Веры к Печорину «-Вера! - вскрикнул я невольно. Она вздрогнула и побледнела.» «- Я замужем! - сказала она. - Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем... Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали.» «…я взглянул на нее и испугался; ее лицо выражало глубокое отчаянье, на глазах сверкали слезы.» «- Скажи мне, - наконец прошептала она, - тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий... - Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою.»

Цитаты, характеризующие отношение Веры к Печорину «-Теперь ты веришь ли, что я тебя люблю? О, я долго колебалась, долго мучилась... но ты из меня делаешь все, что хочешь.» «Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед. Начались упреки ревности, жалобы, - она требовала от меня, чтоб я ей во всем признался, говоря, что она с покорностью перенесет мою измену, потому что хочет единственно моего счастия. Я этому не совсем верил, но успокоил ее клятвами, обещаниями и прочее.»

Цитаты, характеризующие отношение Печорина к Вере «- Родинка! - пробормотал я сквозь зубы. - Неужели? Доктор посмотрел на меня и сказал торжественно, положив мне руку на сердце: - Она вам знакома!.. - Мое сердце точно билось сильнее обыкновенного.» «Я ее не видал еще, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…» «Когда он ушел, то ужасная грусть стеснила мое сердце.» «Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор... Зачем она здесь? И она ли?» «- Вера! - вскрикнул я невольно. Она вздрогнула и побледнела. - Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса…»

Цитаты, характеризующие отношение Печорина к Вере «Я ее крепко обнял, и так мы оставались долго.» «Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается, я боюсь, чтобы не было у нее чахотки…» «…я ее не обману; она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть. я знаю, мы скоро разлучимся опять и, может быть, на веки: оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей …» «Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока ее шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству!»

Письмо Веры «Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью…» «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» «Но ты был несчастлив…» «…но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.» «…мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу...» «Я не стану обвинять тебя…» «…я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий.» «…я проникла во все тайны души твоей...» «Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.» «…я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды.» «…я ему сказала, что я тебя люблю...» Печорин Вера (стр.163-165) Доказат. любви Чувства Слова, характер. Печорина

Поведение Печорина после прочтения письма от Веры «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск.» «Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!» «…я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.»

Вывод: Лишь потеряв Веру, Печорин понимает, как она нужна ему. Он пытается догнать героиню, но только загоняет лошадь. Тогда герой падает на землю и начинает безудержно рыдать. Вера уходит из его жизни навсегда. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен любить. Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе. Образ Веры лишь набросок. Она зарисована только в её отношениях к главному герою, она давно любит Печорина, но эта любовь не может принести ничего кроме страданий. Вера знает об этом, но все равно ради своей любви идет на многие жертвы. Образ Веры для Печорина идеален, ведь только она полностью его понимает и несмотря ни на что все равно его любит. Печорин Вера

Аннотация. В статье рассматривается одна из сюжетно-психологических линий повести «Княжна Мери»: Печорин и Вера. В центре внимания автора находятся прощальное письмо Веры и плач Печорина.

В образе Веры многие критики и литературоведы увидели только бледную схему и этому образу отводили в своих работах всего лишь несколько строк. Например, на вопросы: «Что такое Вера? Почему та, которую он больше любит, занимает меньшее место в рассказе?» — предлагает следующий ответ: «Здесь уязвимое место: только в войне с ним и он и другие становятся интересны. Печорин не в силах заключить мир, потому что тогда всё сразу станет неинтересно … только буря в душе и в действиях — вот его удел».

По мнению Л.Вольперт, Лермонтов «посмел создать привлекательный образ неверной жены и фактически оправдать супружескую измену». Исследовательница отмечает многие черты сходства и «духовной близости» Веры и Печорина: «ореол таинственности» (мы ничего не знаем о её прошлой жизни); «то же неприятие жизни, то же ощущение несчастливости своей судьбы»; «она не только способна к проницательному самоанализу и критической самооценке, но и смогла ближе всех при близиться к «разгадке» Печорина»: «редкое по искренности и эмоциональному накалу исповедальное письмо — своеобразный аналог дневнику Печорина»

В книге игумена Нестора есть и очень спорные высказывания, и тонкие психологические наблюдения, и глубокое понимание драматических отношений Веры и Печорина. Автор монографии, реконструируя «зашифрованную историю печоринской любви к Вере», предполагает, что «страдания несчастной любви имели не односторонний, а обоюдный характер для участников драмы», что, возможно, «в прошлом в отношениях с Верой он перенёс жестокую драму отверженности».

Они по-настоящему любили друг друга, но Вера, понимая, что Печорин никогда не женится на ней, в конце концов «из покорности к маменьке» выходит замуж и тем самым наносит ему сильную душевную травму. Однако исследователь не учитывает некоторые факты. Из разговора Печорина с Верой во время их первой встречи в Пятигорске мы узнаём, что раньше, когда они любили друг друга, Вера уже была замужем.

Печорин уже видел на бульваре её второго мужа, «хромого старичка», и в своём журнале отметил, что «она вышла за него ради сына». Неубедительным является и главное утверждение исследователя о том, что «его чувство К ней нисколько не стало меньше», что Печорин сохранил к ней «необыкновенно глубокую» любовь, а решающим аргументом для доказательства этого становится реакция Печорина на письмо Веры. Но в тексте повести мы видим, как на смену страстным чувствам «первого человека» в Печорине вскоре пришла едкая ирония «второго человека».

Кроме того, вышеизложенной реконструкции «несчастной любви» Печорина и Веры противоречит, видимо, правдивый рассказ самого Печорина в гостиной у княгини Лиговской, рассказ, в котором они оба представлены в самом выгодном свете: «Мне стало жаль её … Тогда я рассказал всю драматическую историю нашего знакомства с нею, нашей любви, — разумеется, прикрыв всё это вымышленными именами. Я так живо изобразил мою нежность, мои беспокойства, восторги; я в таком выгодном свете выставил её поступки, характер, что она поневоле должна была простить мне моё кокетство с княжной».

Без сомнения, Вера занимала в жизни Печорина особое место (« … воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей … »). Он был очень взволнован, когда услышал от Вернера о «даме из новоприезжих», блондинке с чёрной родинкой на правой щеке («моё сердце точно билось сильнее обыкновенного»}, и сразу признался: « … уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…» Но не радость, а грусть вызвал у Печорина её приезд в Пятигорск: «когда он ушёл, ужасная грусть стеснила моё сердце».

С нашей точки зрения, Вера, полюбив Печорина и став его «рабой» («ты знаешь, что я твоя раба … »), осталась для него в прошлом, осталась только как дорогое воспоминание о «молодости со своими благотворными бурями», и теперь его чувство к ней, по его же признанию, есть всего лишь «жалкая привычка сердца».

Невозможно сохранить «необыкновенно глубокую любовь» к женщине, ставшей «рабой любви», ибо источником такого чувства является «идеальное», а не «рабское» начало в человеке. Подтверждением этому в русской классической литературе является, например, изображение любви в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» или в драме А.Островского «Бесприданница».

А противоположными примерами могут послужить образы «простой» и «милой» Татьяны в «Евгении Онегине» и «прекрасной, доброй, славной» Дуни в «Станционном смотрителе», Марьи Болконской в романе Л.Толстого «Война и мир» и героини рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Печорин, кажется, искренне не понимает такой преданной любви к себе со стороны Веры: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершен-но, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями … Неужели зло так привлекательно?»

Параллельно с игрой в любовь к княжне Мери Печорин ведёт другую любовную игру; встретив свою прежнюю возлюбленную Веру, он со скуки возобновляет с ней связь. Печорину и очень грустно вспоминать женщину, «которую любил в старину», и в то же время «весело» встретить её в Пятигорске, чтобы вести двойную игру: «Вера часто бывает у княгини; я ей дал слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание.

Таким образом мои планы нимало не расстроились … Весело! .. Да, я уже прошёл тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца! .. »

Так Печорин беспощадно высмеивает в себе уходящее высокое чувство. А Вера очень хочет верить в любовь Печорина, но хорошо понимает, что сохранить надолго её невозможно: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться … и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

Она очень ревнует его к Мери («она замучила меня своей ревностью») и прямо спрашивает: « … зачем же её преследовать, тревожить, волновать её воображение?» и во время ночного свидания Вера снова вопрошает: «Так ты не женишься на Мери? не любишь её?»

Потрясённая известием о дуэли из-за княжны Мери и опасностью гибели любимого человека, видимо, совершенно обессиленная, она признаётся мужу в своей любви к Печорину.

В прощальном и исповедальном письме Вера анализирует своё чувство к Печорину, пытается объяснить его причины, прослеживает развитие. Здесь как будто раскрываются некоторые загадки её души и души Печорина. Для Веры Печорин, несмотря на весь его мужской эгоизм («… ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…»), действительно был человеком необыкновенным: « … в твоей природе есть что-то особенное … есть власть непобедимая … ни в ком зло не бывает так привлекательно … ». Печорин для неё – «несчастный демон».

И особое значение для жертвенной любви Веры имело понимание того, что Печорин действительно был «истинно несчастлив». Глубокое чувство её любви к Печорину включало в себя и страсть, и нежность, и почти материнскую жалость. И всё- таки любовь Веры далека от идеальной и поэтому не может быть спасительной для Печорина.

В ней нет духовной силы и исцеляющего света, но есть душевная слабость, бессилие и рабская покорность, есть, может быть, тонкий расчёт и слишком зыбкая надежда: « … я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву. .. то была надежда напрасная». Есть и мазохистский элемент, который, по мнению современного исследователя, играет в «структуре страстного любовного чувства важнейшую роль» и, особенно в женской любви («Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий … »).

В мазохизме И.Ялом видит «стремление принести себя в жертву и слиться с другим, но это потеря себя». Есть и эгоистическая женская ревность: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла всё на свете … » Этими словами заканчивается письмо Веры.

Идеальная нравственная высота в любви лирических героев Пушкина («Я вас любил… ») и Ахматовой («Пусть голоса органа снова грянут … ») для преданной, но слабой и покорной Веры недостижима. Измученная душевными страданиями, физической болезнью и ревностью, она не способна, подобно ахматовской героине, сказать: «Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный … » Эта высота недостижима и потому, что «друг» оказался демоническим героем. Внезапный для Печорина отъезд Веры — это, может быть, её последняя возможность вырваться из «рабства» Печорина, освободиться от власти греха, последняя попытка вновь обрести жизненно необходимую свободу если не для себя, то ради своего сына.

Печорин потрясён письмом Веры и, «и как безумный», бросился в погоню. Далее следует одна из самых пронзительных сцен, одно из «лучших мест» в романе Лермонтова. В.Мильдон состояние Печорина трактует как подтверждение «единственно подлинной, непреходящей любви» героя к Вере». Нам ближе позиция М.Дунаева, по мнению которого, «Печорин не знает истинной любви», а в данной ситуации мы видим недолгое проявление «неистовства страсти», «любви-страсти», обречённой на быстрое угасание.

Единственный раз в романе Печорин молился, обращаясь к Богу за помощью, но молитва гордого человека, лишённая покаяния, является безблагодатной. Такая молитва у Печорина мгновенно сменяется проклятиями, а затем плачем от бессилия что-то изменить, исправить, вернуть, плачем из-за отчаяния, безысходности. Плач перебивается истеричным смехом …

«При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Беда и трагедия Печорина в том, что веру в Бога, любовь к Богу он, «безумный» и в этой ситуации («Я как безумный выскочил на крыльцо я беспощадно погонял измученного коня»), подменяет земной и страстной любовью к замужней женщине, повенчанной в церкви и принадлежащей другому.

И эта «запретная», «безумная» любовь осталась уже в прошлом, а теперь, когда возникла реальная угроза потери «постоянной привязанности», в душе Печорина воскресает страстное чувство, но лишь на «минуту», которая в реальном времени продолжается несколько дольше.

Символично, что Вера, земная женщина, уходит от Печорина после того, как тот, убив Грушницкого, заглушает голос совести в своей душе и тем самым окончательно убивает веру в Бога. Глубокая символика скрыта и в имени Веры, и в картине природы, как будто мгновенно реагирующей на это убийство и в образе «измученного», загнанного до смерти и «издохшего» коня.

Печорин единственный раз в романе плачет, плачет после потери Веры и смерти своего коня: « … Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие исчезли как дым; душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся».

В его отчаянных слезах нашла свой выход та глубокая неудовлетворённость жизнью, которая скопилась в нём на протяжении нескольких лет. В них присутствовали и несостоявшаяся любовь к Вере, и насилие над своей душой в истории с княжной Мери, и убийство Грушницкого, и немое страдание оттого, что жизнь заключила его в круг людей, с которыми он не может найти ни одной общей точки соприкосновения, и глубокая разобщённость с самим собой от отсутствия ясной, высокой цели в жизни, и его полное бессилие что-либо изменить в своём существовании … ».

В нашем понимании плач Печорина значит и многое другое. Это и плач над собой, из жалости к себе, плач, вызванный детской обидой на всех людей, на весь мир, в его восприятии, злой, враждебный, несправедливый. Так, наверное, не раз плакал Печорин и в детстве из-за недостатка или отсутствия любви к себе со стороны взрослых.

Беспомощно, «как ребёнок», плачет Печорин, который в духовном смысле так и остался ребёнком, «не умеющим плавать» и не имеющим веры в Бога, который так и не вышел из душевного состояния периода отрочества, очень опасной эпохи в жизни каждого человека, когда, как показал Толстой в повести «Отрочество», ребёнок под давлением «бездны мыслей» становится «философом» и «скептиком».

Печорин, у которого была «страсть противоречить», в данной ситуации выступает «палачом» уже по отношению к себе: он безжалостно высмеивает в себе высокое, настоящее, искреннее, он с очевидной иронией сравнивает себя с Наполеоном после Ватерлоо и тем самым признает своё поражение, гибель «первого человека» в себе: «я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо». По словам А. Галкина, «поражение Печорина произошло … тогда, когда он предаёт себя, убивает в себе настоящие чувства … нравственно Печорин терпит полный разгром, подобно
Наполеону при Ватерлоо».

Печорин и Вера

3 (60%) 3 votes