Детские развивалки своими руками. Как сделать своими руками игрушки для развития мелкой моторики у ребёнка. Какие игрушки нужны детям

Зачем покупать игрушку, если можно сделать её своими руками, причём из материалов, которые найдутся в любом доме. От такого заманчивого предложения не откажется ни один ребёнок. Предлагаем вам несколько оригинальных идей для совместного творчества .

1. Человечек из проволоки

Человечек из проволоки

Вам понадобится:

  • цветная проволока – несколько цветов (или обычная проволока из меди или алюминия). Также подойдёт тонкая вешалка из химчистки, которую нужно будет предварительно разогнуть;
  • зубочистка;
  • декор по желанию: цветные нитки, пробка от вина;
  • шило.

Шаги:

  1. Сначала сделайте 2 заготовки – возьмите 2 куска проволоки, завяжите их, но не затягивайте узел, а оставляйте 2 петли в виде яйца с 2-мя свободными хвостиками. Первая заготовка – с овалом чуть большего размера и более длинными хвостиками – это тело и ноги, вторая заготовка чуть меньшего размера – голова и руки.
  2. Соедините обе детали между собой: оберните проволочные руки несколько раз в местах воображаемых плеч.
  3. На кусочек проволоки или зубочистку намотайте края наших ручек, формируя кулачки.
  4. Если под рукой есть пробка от вина, можно сделать симпатичные ботиночки. Для этого нужно разрезать пробку вдоль, положить плоской стороной на стол – отрезать кусочек нужного размера. Если человечек достаточно большой – можно использовать целые половинки. Шилом проделайте в пробковом ботинке отверстие, вставьте в него ногу-проволоку, кончик загните и плотно прижмите к подошве, чтобы нога «не выскочила» из ботинка.
  5. Если пробки не нашлось – просто сформируйте стопу из проволоки.
  6. Сделайте одежду. Для этого используйте цветную проволоку. Закрепите краешек и намотайте на ноги проволочные штанишки, на туловище и рукава – кофту. Если цветной проволоки не оказалось, можно использовать цветные нитки. В таком случае, необходимо тщательно закрепить края узлом.
  7. Делаем подобным образом необходимые аксессуары .

Котик из перчатки и театр теней

2. Котик из перчатки

Котик из перчатки

Вам понадобится:

  • вязаная перчатка - цвет выбирайте сами;
  • чёрные нитки или мулине;
  • синтепон или фасоль (для придания объема);
  • 2 пуговицы – для глаз;
  • 1 бусинка для носика;
  • ленточка – шарфик на шею;
  • дополнительный декор по желанию;
  • иголка;
  • ножницы.

Шаги:

  1. Заверните мизинчик внутрь перчатки и зашейте – он вам не понадобится.
  2. Придайте телу игрушки объём. Сформируйте 4 лапки. Для этого полотно утрамбуйте в перчатку используемый наполнитель до уровня предполагаемой шеи котика. В нашем случае – это 1 см. ниже резинки перчатки. Плотно перевяжите заготовку в этом месте.
  3. Придайте объём голове. Зашейте резинку по краю.
  4. Приступайте к оформлению мордочки. Пришейте пуговички-глазки, бусинку-носик и вышивайте чёрными нитками ротик котика.
  5. Завяжите котику бантик на шее.
  6. По желанию – сшейте ручки между собой и добавьте плюшевое сердечко.

3. Театр теней

Театр теней

Вам понадобится:

  • картонная коробка или крышка с невысокими бортиками;
  • лист белой бумаги;
  • клей;
  • картон тёмного цвета;
  • деревянные шпажки или китайские палочки;
  • трафареты персонажей или калька;
  • канцелярский нож;
  • фонарик.

Шаги:

  1. Вырежьте из дна коробки донышко, отступив от рёбер по 2 см.
  2. Приклейте с внутренней стороны коробки лист белой бумаги – ширма для театра теней готова.
  3. С помощью трафарета нарисуйте и вырежьте из бумаги тёмного цвета фигурки сказочных персонажей. Если нет трафарета, перенесите изображение при помощи кальки.
  4. Приклейте фигурки к деревянным палочкам так, чтобы кончик палочки приходился на центр фигурки.
  5. Включите фонарик и положите его рядом с ширмой с внутренней стороны так, чтобы пучок света освещал белую бумагу.
  6. Выключите свет и начинайте представление , перемещая фигурки на палочках.

Ежики из поролоновой губки и кораблик из бутылки

4. Бомбочки-ёжики из поролоновой губки

Бомбочки-ёжики из поролоновой губки

Вам понадобится:

  • 10 разноцветных мягких поролоновых губок для мытья посуды;
  • 5 резинок;
  • ножницы.

Шаги:

  1. Разрежьте каждую губку на 4 полоски по длине. Можете разрезать на большее количество полос, тогда «колючек» у ёжиков будет больше.
  2. Сложите получившиеся цветные брусочки друг на друга в 2 слоя, из расчёта – 8 брусков на одного ёжика.
  3. Крепко сожмите сложенные бруски по центру и перевяжите резинкой – поролоновые ёжики готовы.

5. Кораблик из пластиковой бутылки

Кораблик из пластиковой бутылки

Вам понадобится:

  • пластиковая 2-х литровая бутылка от воды прямоугольной формы с крышкой;
  • пластилин;
  • деревянные шпажки или китайские палочки – для мачт;
  • цветная бумага – для парусов;
  • ножницы;
  • дырокол или шило;
  • нитки.

Шаги:

  1. Отрежьте от бутылки одну грань (по рёбрышкам).
  2. На дно бутылки приклейте 3 кусочка пластилина так, чтобы один был по центру дна, а 2 других на равных от него расстояниях.
  3. Вырежьте паруса: нам понадобится большой парус (15х22 см) и 2 маленьких (10х8 см). Одному из маленьких парусов можно придать форму треугольника.
  4. Дыроколом или шилом проколите отверстия под диаметр палочек-мачт в верхней и нижней части парусов (так, чтобы мачта проходила по центру паруса).
  5. Вставьте мачты с парусами в пластилин.
  6. Закрепите края мачты нитками. Для этого зафиксируйте край нитки на горлышке бутылки, затем натяните нить и обмотайте несколько раз вокруг первой мачты, затем натянув нить, обмотаем центральную мачту, затем таким же образом – последнюю. Шилом проделайте отверстие в корме корабля и зафиксируйте свободный край нити.
  7. Обязательно проверьте корабль на устойчивость. Налейте в тазик воды и запустите судно. Если корабль кренится, добавьте пластилина.

Робот из пластика и зверушки из скорлупы грецкого ореха

6. Робот из пластиковых крышек

  • В остальных крышках из тела проделайте отверстие такого размера, чтобы в него вошли оба края хомута. Завяжите хомуты в узел и оплавьте его зажигалкой для более прочной фиксации.
  • Делаем руки. Для начала склейте между собой 8 крышек. Получилось 4 заготовки.
  • Делаем кисти. В донышках 2-х крышек проделайте 4 отверстия и пропустите сквозь них 4 кусочка пластикового хомута – когти робота. Края хомутов оплавьте с внутренней стороны.
  • Соедините руки. Вам понадобится хомут такой длины, чтобы на него можно было насадить крышки обеих рук. По центру крышки-кисти сделайте отверстие – проденьте хомут. Край оплавьте.
  • Далее сделайте в склеенных крышках отверстия под хомут таким образом, чтобы он проходил между половинками. Повесьте 2 склеенные заготовки.
  • Плечи. Соедините руку со следующей крышкой-плечом. Хомут должен пройти сквозь ее центр. Рука готова;
  • Пронизывайте тело горячим шилом в местах крепления рук.
  • Закрепите одну руку, продев хомут сквозь отверстия.
  • На свободный край хомута, который вышел через второе «плечо» насадите детали второй руки в обратном порядке. Кончик хомута оплавьте.
  • Зафиксируйте голову-клювик. Для этого проделайте в кромке крышки-клювика 2 отверстия. Прикладывайте к роботу.
  • Со стороны груди робота проделайте отверстие на том же уровне, что и дырочки в клювике, и пропустите сквозь него небольшой хомут, закреплённый на крышку. И дальше продевайте хомут в дырочки крышки-клювика. Края хомута оплавьте.
  • Нарисуйте на клювике глазки. Робот готов.
  • Дети по природе своей любопытны. Им всё хочется потрогать, попробовать, рассмотреть. Ведь любое взаимодействие ребёнка с окружающим миром – это своеобразная школа жизни. Это развитие ребёнка.

    И хорошие родители ищут всевозможные пути обучения своего чада. Но маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут часами сидеть и изучать новые темы: будь то алфавит или названия предметов. Поэтому на помощь родителям приходят развивающие игры. Сегодня онлайн-журнал «Королевнам.ру» расскажет вам о развивающих играх для детей от 3 лет.

    В трёхлетнем возрасте ребёнок уже многое умеет делать сам, у него совершенствуется мелкая моторика, он знает некоторые цвета, названия животных и птиц, понимает, где большой предмет, а где маленький. Чтобы помочь ему закрепить полученные знания и приобрести новые, родителям можно сделать развивающие игрушки своими руками.
    У «домашних» развивашек для детей есть несомненные плюсы:

    — во-первых , вы точно будете знать, из каких материалов они сделаны, следовательно, есть возможность практически полностью исключить вредные вещества из игрушки;

    — во-вторых , вы можете оформить игрушку так, как вам хочется, сделать нужного вам цвета, размера, наполнения, да и обучающий материал выбрать тот, который считаете правильным именно вы (те же изображения к алфавиту можно выбрать по своему желанию);

    — в-третьих , процесс изготовления таких игрушек очень интересен, к нему можно привлечь и самих деток, да и самих взрослых это занятие порадует *wink*

    Развивающие игры подразумевают разные занятия, поэтому и материалы для игр можно разделить на группы:

    — Карточки для игр (это могут быть фигуры, буквы, цифры, животные, растения и т.д.);

    — Краски и сенсорные пакеты для рисования (можно рисовать пальчиками, кисточками, ватными палочками, сами краски могут быть объёмными);

    — Смеси для лепки (пластилин, солёное тесто);

    — Цветные смеси для аппликаций и игр (разноцветный рис или «песок»);

    — Книги (фетровые, картонные, тканевые и др.);

    — Подручные материалы (прищепки, крышечки, баночки и т.д.).

    — Теперь можно рассмотреть все группы по отдельности.

    Карточки для игр

    Фигуры. С ними можно придумать огромное количество игр. Фигуры могут быть просто напечатаны или нарисованы на листе, могут быть вырезаны – в зависимости от того задания, которое вы хотите дать своему малышу.

    Примеры заданий с карточками «Фигуры»:

    — Самое обычное и распространённое — раскрасить. Печатаете изображение (не очень большое) круга/квадрата/ромба или др. и вручаете малышу вместе с карандашами/фломастерами/красками на ваш выбор. К этому заданию, кроме изучения самой фигуры, можно добавить изучение цвета, сравнение размеров (большой-маленький-средний).

    — Обвести по контуру, или соединить по нескольким точкам. Принцип тот же, можно это задание поставить перед предыдущим – обводим, затем раскрашиваем и т.д.

    — Для малышей постарше и для родителей, доверяющих ребёнку ножницы – вырезание фигур. Сначала это могут быть полоски, затем усложняя – квадраты, круги и другие фигуры.

    — Для тех, кто уже освоил виды фигур – напечатать разные фигуры на листе бумаги, отдельно приготовить вырезанные фигуры (можно из плотного картона), найти соответствия фигур – положить вырезанные кружочки на нарисованные, так же поступить с остальными фигурами.

    — Подобно предыдущей игре можно поступить с размерами фигур – напечатать большой круг, средний и маленький. Ребёнок должен положить вырезанные кружочки на нарисованные в соответствии с размером.

    — Из вырезанных фигур собрать картинку, например, домик или цветок.

    Буквы и цифры . Основная задача при играх с этими карточками, конечно же – выучить буквы и цифры, потом сложнее – собрать слоги, а затем и слова.

    Примеры заданий с карточками «Буквы и цифры»:

    Так же как и с фигурами – можно раскрасить, обвести или соединить по точкам.

    Напечатать табличку. Верхняя строка – с простыми предметами, которые ребёнок знает, например, кукла, мяч, собачка. Нижняя – пустая, в неё малыш должен положить вырезанную буковку, на которую начинается слово.

    Напечатать табличку. Верхняя строка с рисунком (например, божья коровка, у нее на спине на разных картинках – разное количество точек). Нижняя пустая – туда кладут карточку с цифрой, которая равна количеству точек на спине божьей коровки. Можно вместо таблички сделать отдельные карточки – с картинками и цифрами.

    В этой карточке нужно написать вразброс разные буквы, повторяя по нескольку раз. Задание состоит в том, чтобы найти (можно и обвести кружочком) какую-то конкретную букву, например: «Давай найдём все буквы «А». Тоже самое можно сделать и с цифрами.

    Животные и растения . С этими карточками могут взаимодействовать предыдущие группы карточек.

    Примеры заданий с карточками «Животные и растения»:

    — Изучаем названия животных и растений.

    — На какую букву начинается название животного.

    — Кто как говорит.

    — Количество лапок, глазок, хвостов и пр.

    — Кто плавает, кто ходит, кто летает.

    Краски и сенсорные пакеты для рисования

    Наверное, нет такого ребёнка, который не любил бы рисовать. Особенно руками. Особенно не там, где положено . Но сегодня хотелось бы рассказать о том, чем можно рисовать ребёнку, кроме тех красок, которые мы покупаем в магазинах.


    Домашние краски

    С рецептом красок можно и нужно экспериментировать. Тогда ваши авторские краски будут неповторимыми. Что же нужно для приготовления домашних красок?

    Примерный рецепт (пропорции можно увеличить):

    — мука (250 г)

    — соль мелкая (2 ст. л.)

    — растительное масло (1 ст. л.)

    — пищевые красители

    Замешивается до консистенции сметаны. Делится на столько частей, сколько цветов вы планируете делать, добавляется краситель, перемешивается. К окрашиванию можно привлечь и детей – это очень интересно для них.

    Внимание! Хотя краски и домашние, в них есть соль, которая в большом количестве опасна для жизни человека. Следите за ребёнком. Не страшно, если малыш попробует краски или смесь для лепки с солью, но лучше оградить его этого и уж тем более от поедания таких смесей!!!

    Объёмные краски

    — 1 ст. л. муки

    — 1 ст. л. мелкой соли

    — немного воды

    — пищевые красители.

    Рисовать лучше на плотной бумаге или же можно использовать картон. После создания шедевров с помощью этих красок, рисунок нужно положить в микроволновку на 10-30 секунд (в зависимости от мощности), и он обретёт объём.

    Сенсорный пакет для рисования

    Для создания такого пакета нам нужно:

    — собственно сам пакет (на молнии, zip-пакет)

    — гель для волос

    — красители и блестки (можно без блесток, это уж кому как нравится)

    Все тщательно перемешивается в пакете и закрывается.

    Готово! На сенсорном пакете можно рисовать фигурки, буковки, делать отпечатки ручек или предметов.

    Смеси для лепки

    Лепка – занимательный процесс, не только весёлое развлечение для малыша, но также способствует развитию мелкой моторики у ребёнка, развивает воображение и помогает изучать предметы – вы можете учить с малышом геометрические фигуры, животных, цветы и многое другое.


    Домашний «пластилин»

    Это мягкий пластилин, который может храниться в холодильнике несколько недель.

    Ингредиенты:

    — Мука 200 г

    — Соль мелкая 100 г

    — Вода (примерно 200 мл, может меньше)

    — Растительное масло 2 ст. л.

    — Лимонная кислота (обычная, продается в маленьких пакетиках в продуктовых магазинах) 2 ст. л.

    — Пищевые красители (порошковые – можно добавить в муку, в самом начале, а жидкие – уже в готовую смесь)

    Муку, соль, лимонную кислоту смешать. Воду вскипятить, добавить в неё растительное масло. Воду понемногу вливать в смесь с мукой, аккуратно перемешивать. Вода может понадобиться не вся, за консистенцией нужно следить. Думаю, все знают, какой должен быть пластилин. Делим пластилин на части, добавляем красители, вымешиваем. Всё. Можно лепить.

    Солёное тесто

    Мука и мелкая соль в пропорциях 1:1 по весу (не по объёму) и вода. То есть, например 300 г муки, 300 г соли, 200 мл воды. Всё хорошенько вымешать, и можно лепить. Сушить такое изделие можно при комнатной температуре (но это достаточно долго) или в духовке (изделие ставят в холодную духовку, включают и сушат при небольшом нагреве, остужают там же, в выключенной духовке). Потом скульптуру можно раскрасить.

    Цветные смеси для аппликаций и игр

    Дети любят яркие цвета, поэтому один из самых главных факторов любых развивашек для детей – цвет. Яркие цвета хорошо запоминаются, вызывают у малышей позитивные эмоции. А если сочетать в развивающей игре сочный цвет и интересное задание – ребёнок с удовольствием будет заниматься – на радость вам.

    Разноцветный рис

    Ингредиенты:

    — Сырой рис

    — Пищевые красители

    — Уксус или вода

    — Мисочки или пакетики

    Приготовление:

    Делим рис на части (в мисочки или пакеты) – столько, сколько у нас будет цветов. Пищевые красители разводим в воде или уксусе. Заливаем разведённые красители в рис, разминаем и потом высушиваем рис.

    Цветной песок

    Понадобится:

    — Пищевые красители

    — Блендер

    — Мисочки

    Приготовление:

    В миску высыпать краситель и развести его в небольшом количестве воды, добавить манку, перемешать. Высыпать полученную смесь в блендер и размолоть. Так же поступить с остальными красителями. Хранить «песок» в холодильнике.

    Что можно делать с цветным рисом и цветным песком:

    — «Искалочки» В большую миску насыпают цветную смесь (рис или «песок»), туда же прячут всевозможную предметы (маленькие игрушки, пуговицы, крышечки и др.), ребёнок ищет предметы. Развивается мелкая моторика.

    — Второй вариант «искалочек»: прячутся парные предметы – один вы просто показываете ребёнку, второй точно такой же малыш на ощупь находит в миске с рисом или «песком»

    — Для детей постарше эти смеси можно использовать в поделках – например, делать «насыпные» аппликации – на картоне нарисовать картинку, намазывать её детали клеем и насыпать сверху «песок» или рис.

    — Также эти смеси подойдут для изучения цветов, можно попросить малыша насыпать красный рис в красную мисочку/формочку, или зелёный песок в зелёную баночку (можно с помощью воронки и лопатки).

    Книги развивашки своими руками

    Книги можно купить. Да, как и всё остальное. Но это очень интересно даже для взрослых – создать книгу для ребёнка своими руками. В интернете можно найти всевозможные выкройки, идеи для создания книг.


    Одна из самых простых, но самых занимательных книг – это фетровая книга.

    Не обязательно быть швеёй экстра-класса, чтобы сшить такую книгу своему ребёнку. Главное – с душой. И крепко пришивать маленькие детали.

    Для фетровой книги понадобится:

    — Фетр (бывает разной толщины, и разных видов, выбирайте на свой вкус)

    — Разноцветные нитки и иголки

    — Ткань-основа

    — Тонкий поролон или очень плотная ткань (можно без него, но объёмная книжка интереснее)

    — Пуговицы, маленькие фигурки, молнии, шнурочки-ленточки, тканевые аппликации, бусинки и прочее.

    И ваша фантазия. Выбираете размер книжки, делаете странички (вставка из поролона чуть меньше по размерам, чем размер странички). Придумываете, о чём будет ваша книжка, продумываете картинки на страничках – и вперёд.

    Самое главное в таких книжках что – детали и элементы, которые будут интересны ребёнку и помогут ему развиваться и необычным способом учиться делать вполне обычные вещи. Например, страница, на ней цветочный стебель и вместо серединки цветка – яркая пуговичка, вырежьте из фетра сам цветок и сделайте прорезь в середине – малыш научится застёгивать пуговички.

    На страничках можно использовать шнуровки, кнопки, молнии – для того, чтобы ребёнок обучался справляться с теми ситуациями, которые могут возникнуть у него в жизни, и вскоре он сам без посторонней помощи сможет застёгивать свою одежду.

    Также можно с помощью фетровых книг изучать цвета (страницы с радугой или кучей разноцветных пуговичек), развивать мелкую моторику (странички со всевозможными дверками, лабиринтами, бусинками, которые можно перекатывать под сеточкой) и многое-многое другое.

    Подручные материалы

    К сожалению, бывает, что нет возможности купить или сделать развивашки своими руками – нет времени, сил, денег. Но! У всех дома есть всевозможные предметы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к развитию ребёнка, но это не так.

    — Прищепки. Это и изучение цветов (красные прищепки в одну миску, жёлтые – в другую), и счётные палочки (сколько всего прищепок ты нашёл в пакете?), и возможность просто прищепить их на тоненькую стенку миски или ведёрка, кроме того прищепкой можно захватывать и перекладывать маленькие предметы с одного места на другое.

    — Крышки. Маленькие и большие, от пластиковых бутылок и стеклянных банок. Учим цвета, размеры, перекидываем по разным банкам маленькие и большие крышки, да и просто учимся использовать крышки по назначению – открываем и закрываем баночки и бутылочки.

    — Мисочки. Маленькую в среднюю, среднюю в большую. «Искалочка» в миске – насыпать много мелких предметов и давать задание найти конкретный предмет.

    — Веревочки и бусины. Учимся нанизывать крупные и мелкие бусины, изучаем цвета, формы, размеры, Делаем «ожерелье» для мамы – выбираем из предложенных бусин только те, которые подойдут под цвет маминой кофты.

    Самое главное во всех развивающих играх для детей – ваше внимание к ребёнку и терпение по отношению к нему. Не всегда всё получается правильно, не всегда всё выходит с первого раза. У кого-то обучение проходит быстро, кому-то нужно время.

    Ваш ребёнок – уникален, не подстраивайте его под вундеркинда знакомой, если вашему малышу очень тяжело даются какие-то занятия, и не расстраивайтесь сами. Занимайтесь с ребёнком каждый день, не забывайте, что в некоторых заданиях ему понадобится ваша помощь, и не злитесь на ребёнка, если ему не хватает усидчивости. Окружите ребёнка заботой и пониманием – и всё у вас получится!

    В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

    Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

    Основные этапы развития ребенка

    Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

    Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

    0- 3 месяца

    Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

    Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

    Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

    3 - 6 месяцев

    Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

    Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

    Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

    6 - 9 месяцев

    Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

    Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

    Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

    9 - 12 месяцев

    Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

    Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

    Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

    1 год - 1 год 3 месяца

    Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

    Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

    Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

    1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

    Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

    Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

    Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

    1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

    Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

    Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

    Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

    1 год 9 месяцев - 2 года

    У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

    Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

    Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

    2 - 3 года

    Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

    Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

    Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

    3 - 5 лет

    Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

    Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

    Материалы для изготовления развивающих игрушек

    Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

    Остатки ткани

    Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

    Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

    Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

    В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

    Мебельная фурнитура

    Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

    Шуршащие элементы

    Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

    Гремящие элементы

    Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

    Звенящие элементы

    Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

    Блестящие и прозрачные элементы

    К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

    Открывающиеся элементы

    Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

    Старая одежда

    Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

    Наполнители

    В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

    Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

    Какими бывают развивающие игрушки

    В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

    Развивающий коврик

    Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

    Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

    Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

    А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

    Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

    Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

    Варианты игрушек и умения, которые они развивают

    Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

    Бусы (слингобусы)

    Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

    Подушка с пуговицами

    Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

    Книжка

    Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

    Стенд с замочками

    Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

    Коврик - сказка

    Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

    Галина Уткина

    В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей – ярких , красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками .

    Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности.

    Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

    Игрушка , сделанная руками , пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

    Немного фантазии – и никто не догадается, из чего в действительности сделан ваш уникальный арт-объект.

    Живёт лишь тот, кто творит. В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек ? Чем больше игрушек , тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта игрушка сделана самим ребёнком или вместе с взрослым.

    Задачи :

    1. Формировать интерес детей к изготовлению игрушек из бросового материала и бумаги.

    Воспитывать желание доставлять себе и другим радость игрушками , изготовленными своими руками .

    2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа, аккуратность и самостоятельность.

    3. Использовать способы преобразования и конструирования (конус, цилиндр, коробочка, картонка - превращаются в игрушку ).

    Дополнять предложенный вариант деталями, путём приклеивания и подрисовывания.

    4. Формировать умение организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.

    5. Определить эффективные формы работы с родителями.

    Психологически «прячась» за игрушку , выступая от ее имени, ребенок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.

    Куклы творят чудеса : веселят, обучают, развивают, корректируют поведение. В процессе изготовления игрушек -самоделок дошкольники приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление. У детей развивается вкус к прекрасному и появляется желание сделать это своими руками . Необходимо всегда хвалить ребенка и поддерживать таким образом его интерес. Во-первых, это очень увлекательное занятие, во-вторых, делает детей ближе друг к другу. С изготовленными самодельными игрушками можно не только играть, но и дарить их своим братьям , сестрам, бабушкам.

    В процессе работы дошколята советуются, обсуждают, подходит ли деталь, радуются, если у них получается задуманное. Так создаются условия для формирования детского коллектива, диалогического взаимодействия, дружеского речевого общения.

    А эти русские народные пословицы – тоже помогают во время работы :

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Начиная дело, о конце размышляй.

    Без труда – не вытащить и рыбку из пруда.

    Без ножниц платья не скроишь.

    Мало хотеть, надо знать, да уметь.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут.

    Семь раз примерь, один отрежь.

    Тяп да ляп – не выйдет корабль.

    Дети любят игрушки , сделанные своими руками , не боятся сломать, испортить поделки, так как могут самостоятельно их отремонтировать. Но, самое главное – это то, что здесь проявляется фантазия ребенка, он раскрывается внутренне, раскрепощается. И каждая, на первый взгляд ненужная вещь превращается для ребенка не только в интересный персонаж для игр, но и в дорогого друга.

    Наверняка у вас дома остаются на выброс коробочки из-под сыра Хохланд или из-под конфет. Из них можно изготовить сказочных героев или персонажей мультфильмов, а ножки и лапки героев сделать с помощью крышек от йогурта или кефира.

    Волосы, мордочка и ноги Нюши вырезаны из вискозной салфетки, ромашка на волосах сделана из ватных дисков.


    У Машеньки волосы также вырезаны из вискозной салфетки.

    Из пробки от шампанского, ватных дисков и вискозной салфетки так же можно изготовить персонажей настольного театра.


    Вот такие бабушка с дедушкой получились для театральной игры.

    Увлекательными получаются игрушки , сделанные из необычных флаконов шампуни, немного фантазии и вот какие игрушки получатся



    Из коробочек от крема можно изготовить вот такие машины, колеса сделать либо из картона, либо из крышек из-под лимонада.



    У этого КАМАЗА цистерна сделана из баночки «Растишки» .

    Этот рыжий котик изготовлен из коробки от крема, голова из полоски бумаги свернутой в рулон, мелкие детали вырезаны из цветной бумаги


    Мир человеческих фантазии не иссекаем, стоит только взять в руки любой бросовый материал, немного творчества, вот и готова игрушка-самоделка . Из рулона туалетной бумаги, пластмассовой катушки, крышки из-под крема получилась вот такая кукла для театрализованной игры


    Вот таких зверюшек можно сделать из стаканчиков йогурта и ватных дисков


    Эта веселая лошадка – символ года сшита из вискозной салфетки, внутри вата, грива и хвост из ниток двух цветов, глаза из пуговиц.


    К 23 февралю в подарок папам можно сделать вот такие самолеты и танк. В работе использовали картон, спичечный коробок или яйцо от киндер-сюрприза, цветную бумагу, клей, а колеса сделаны из макарон и раскрашены в черный цвет.




    Этот солдат сделан из плотной белой бумаги, склеенной в форму цилиндра, для украшения использована цветная бумага и картон.


    У этой коровы голова и тело также сделаны из белого картона склеенной в цилиндрическую форму, мелкие детали вырезаны из цветной бумаги.


    Поросеночек вылеплен из соленого теста и раскрашен гуашью.


    А это с виду обыкновенные баночки из-под леденцов, а внутри, если открыть выскакивают игрушки-сюрпризы «Веселый Петрушка» , «Зайка»


    В этой игрушке главное правильно сделать пружинку (взять две разноцветные полоски, склеить их, сгибая поочередно, то одну, то другую полоску до конца - получится двухцветная пружинка, нарисовать по собственному желанию любую мордочку, вырезать и приклеить ее к хвостику пружинки, противоположный конец пружинки приклеить ко дну баночки, закрыть крышку. Игрушка - сюрприз готова .


    Таким образом, игрушки - самоделки имеют огромное значение для развития ребенка любого возраста. Они развивают не только мелкую моторику, но и фантазию, умение выразить себя и понимание окружающего мира.

    Вот так мы играем с игрушками-самоделками







    Хенд-мейд игрушки, в сравнении с другими, имеют ряд приоритетов: они более экологичны, практичны и безопаснее. Прочитав эту статью, у вас не останется вопросов о том, как сделать для ребенка развивающую игрушку. Мы подготовили множество развивающих игровых материалов, которые по силам каждому родителю и, несомненно, будут оценены маленькими непоседами.

    Самодельные р азвивающие игрушки своими руками детей до года

    В этом возрасте малыши реагируют на все яркое, интересное и шумное. Не зря погремушка - это любимый предмет новорожденного. При выборе игрушки, которую вам предстоит воплотить в жизнь, необходимо понимать, что она предназначена для младенца, а значит она не должна:

    • быть сделанной из дешевого и некачественного материала. Например, для вязки выбирайте нить без ворса. Помните, грудничок обязательно захочет попробовать игрушку на вкус;

    ВАЖНО! Чтобы сделать развивающую игрушку, отвечающую требованиям безопасности, необходимо выбирать гипоаллергенные материалы: текстиль и наполнитель.

    • содержать мелкие предметы, которые легко снимаются. Ведь при таком раскладе, малыш может легко оторвать и проглотить элемент декора;
    • иметь опасную для ребенка конструкцию, а также острые углы.

    Мягкие кубики

    Такая игрушка не только подарит приятное времяпрепровождения для вас с малышом, но и поможет развить моторику рук крохи, тактильное восприятие, мышление. Для более старших детей, кубики могут служить как пособие для изучения палитры цветов, букв и даже цифр.

    Нам потребуется: гипоаллергенный наполнитель (синтепух, экофайбер), иголка, тонкая нить, разноцветная ткань (лучше всего подойдет хлопок).

    Итак, приступим к самому процессу изготовления.

    1. Вырежьте из ткани квадраты одинакового размера (6 вырезанных квадрата = 1 кубу).
    2. Соединяем 5 элементов будущего кубика с помощью иголки и нитки.
    3. В конце выворачиваем получившуюся конструкцию и заполняем ее наполнителем. Вместе с ним, во внутрь кубика можно также вложить звенящий шарик или шуршащую клеенку.
    4. Зашиваем содержимое кубика последним, шестым квадратом из ткани.
    5. Декорируем кубики: пришиваем бусины, пуговицы, разные геометрические фигуры или картинки животных.

    Увлекательные рыбки

    Нам потребуется: разноцветная ткань, иголка, нитка, наполнитель, шуршащий материал.

    Яркие, красивые и «умные» рыбки привлекут внимание каждой крохи. А сделать их проще простого, достаточно лишь:


    Делаем р азвивающие игрушки своими руками 1 год

    Игры с прищепками

    Процесс работы займет лишь несколько минут, а полезность - неизмеримая (очень хорошо развивают моторику).

    Потребуется: плотный картон, ножницы, карандаш, черный маркер и разноцветные прищепки.

    Приготовление:

    • нарисуйте, а затем вырежьте самые разные фигуры: облако, геометрические фигуры, разные овощи, фрукты, а также животные;
    • маркером обведите контуры и разукрасьте вырезанные элементы.

    СОВЕТ! Чтобы сделать картонные фигуры более практичными, обклейте их скотчем.

    Игра готова к использованию. Попросите ваше чадо к облачку приделать дождик, котику приставить хвостик, ежику - иголки и т.д.

    Забавная игра с хрюшкой

    Нам нужны: пластиковая бутылка, розовая мягкая ткань двух оттенков (светлая и темная), ножницы, иголка с ниткой, пара кукольных глаз, мягкий наполнитель.


    Игра готова к использованию. Возьмите фасоль или бусины среднего размера и попросите кроху «покормить» свинку. Такое времяпрепровождения обязательно придется по вкусу каждому малышу 1,5 лет.

    ВНИМАНИЕ! Тщательно следите за тем, чтобы малыш не проглотил мелкие предметы.

    Интересный мастер класс и еще больше об игрушках для годовалых детей, которые можно сделать своими руками, рассказано в этом видео:

    Развивающие игрушки своими руками ребенку 2 года

    Цветочная поляна

    Поделка отлично подойдет для 2 лет. Нам потребуется: картон, ножницы, краски, пустая картонная коробка из-под яиц, деревянные палочки, клей.

    Пошаговая инструкция

    1. Вырежьте из картона несколько штук одинаковой формы цветов (минимум 5).
    2. Раскрасьте красками вырезанные формы и деревянные полочки.
    3. Возьмите картонную коробку и, не открывая ее, сделайте разноцветными отделения для яиц.
    4. Когда картон высохнет, сделайте небольшие узкие дырочки на окрашенном месте.
    5. Закрепите цветы к деревянным палочкам одинаковой расцветки.

    Наша игрушка готова. Играть с ней достаточно просто и не менее интересно. Попросите малыша расставить цветы по соответствующим ячейкам. Такая игра не только научит малыша различать основные цвета, но и поможет развить логику и мышления.

    Интересные игры с резинками

    Нам нужны: множество тонких разноцветных резинок (более 10), пуговицы разной формы, ткань (отлично подойдет фетр), иголка и нить.

    На большой кусок ткани (30×30 см) пришиваем, недалеко друг от друга, большое количество пуговиц разного цвета и формы (не меньше 20-ти). Для того чтобы ткань не комкалась во время игры, ее можно закрепить на плотный картон или другой материал. Вот и все, развивающая игрушка готова к играм с вашим чадом.

    Возьмите резинки и попросите кроху закрепить их на пуговицы. Такая деятельность понравится ребенку, ведь это весело и увлекательно. Не забывайте похвалить малыша за выполненное задание.

    Своими руками развивающие игрушки 3 лет

    Волшебные ботинки

    В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад, и родители пытаются как можно быстрее обучить их социальным навыкам. Завязывания шнурков - не исключение.

    Чтобы помочь родителям в этом деле, мы подготовили специальный макет. Материал достаточно распечатать и наклеить на плотный картон. После этого нужно аккуратно сделать дырки в назначенном месте. Предоставьте ребенку шнурок, объясните как нужно шнуровать обувь и попросите кроху повторить процесс.

    Веселая гусеница

    Понадобится : длинный шнурок, крышки из-под пластиковых бутылок.

    Возьмите 1 пластиковую крышку и, как вы видите на картинке, зафиксируйте шнурок. В остальных крышках (не менее 10-ти) сделайте в центре дырочки. Предоставьте основу малышу и попросите его собрать самую «длинную» гусеницу. Ребенок с радостью выполнит такое задание, да и еще получит массу позитивных эмоций и полезных навыков.

    Развивающие игрушки 4 года своими руками

    Попробуй спрятать помпон

    Нам понадобится: пряжа разных цветов, вилка, ножницы, 2 стеклянных бутылки, щипцы.

    1. Возьмите вилку, на 2 зубцах накрутите нить и перевяжите получившуюся конструкцию по центру.
    2. Снимите основу и разрежьте ее по концам (так, как показано на картинке).
    3. Таким образом делайте как минимум 15 штук помпонов разных цветов.

    Возьмите стеклянные бутылки и дайте ребенку щипцы, пусть он попробует поймать и бросить помпон в бутылку. Взрослому такое задание покажется легким, но, поверьте, малышу справиться с ним будет совсем непросто. Такая игра отлично развивает моторику и логику.

    Геометрик

    Такая игра способствует развитию логики, моторики, мышлению, откроет для ребенка мир креатива и фантазии, научит его счету, а также, ознакомит с основными геометрическими фигурами и даже буквами. Понадобится: доска из ДСП, кнопки-гвоздики, разноцветные канцелярские резинки.

    СОВЕТ! Для практичности и аккуратности, можно обклеить доску специальной пленкой.

    Разметьте доску, на стыках линий аккуратно забейте кнопки. Вот и все, наша развивающая игра готова. Дайте дошкольнику резинки и объясните, что растягивая их можно сделать различные фигуры.

    Делаем детские развивающие игрушки своими руками для детей 5-6 лет

    Увлекательный лабиринт

    Возьмите крышку картонной коробки из-под обуви и простые коктейльные трубочки. Меняйте размер последних с помощью ножниц и расположите их частички на внутренней части крышки таким образом, чтобы получился лабиринт (см. рисунок). Зафиксируйте трубочки разных размеров с помощью клея. Через несколько минут игрушку можно испытать. Дайте ребенку маленький мячик и предложите ему, без рук, лишь контролируя положение крышки, провести мячик через сложный лабиринт. Дети, непременно, оценят ваши старания.

    Цветные квадраты

    Такая игра отлично развивает логику и мышления ребенка. Нам понадобятся ножницы, карандаш и цветная плотная бумага.

    1. Вырежьте квадраты одинаковой формы (не менее 10-ти).
    2. Разметьте квадрат на 4 части (так, как показано на картинке)
      3. Раскрасьте или наклейте на отдельные части данной формы разноцветную бумагу. Несколько квадратов необходимо закрасить одним цветом, то есть, один - желтым, например, а другой - зеленым.
    3. Сделайте аналогичную партию развивающего материала в миниатюре.

    Готово. Играть очень легко: сложите маленькими квадратами ту схему, которую придется повторить вашему чаду. Основное правило - стороны прилегающих квадратов должны быть одинакового цвета.

    Детские развивающие игрушки своими руками: полезное видео

    О полезности бизиборда знают практически все родители, но о том, как его сделать самостоятельно - лишь малая часть. Предлагаем вам ознакомиться со следующим видео, в котором детально объясняется как сделать развивающую игрушку своими руками.

    Вы можете купить наборы для изготовления игрушек в Мир Вышивки --->