Филиппинский тест и другие способы определить, готов ли ребёнок к школе. Филиппинский тест — критерий «школьной зрелости Первый полуростовой скачек наступает

Оценка антропометрических показателей основывается на антропоскопии (соматоскопии), которая предусматривает определение степени выраженности описательных признаков (расовых, конституциональных, особенностей осанки, формы позвоночника, грудиной клетки, ног, наличия плоскостопия, развития мышечной и жировой ткани, вторичных половых признаков и так далее) и, в большей степени, на антропометрии (anthropos - человек, metreo - измерять) - совокупности методой и приемов измерения морфологических особенностей человеческого тела Все антропометрические показатели условно можно разделить па две группы: основные (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике - темпы физического развития. Дополнительные антропометрические показатели могут использоваться как показатели биологической зрелости (расчет индексов пропорциональности) или как показатели состояния питания ребенка (например, индекс Чулицкой). Ряд антропоскопических показателей (оценка состояния позвоночника, грудной клетки и др.) приведены в соответствующих разделах. В данной главе подробно освещена методика антропометрического исследования и методы оценки физического состояния и развития ребенка.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см.

На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом

или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) - для измерения роста стоя, другая (слева) - длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стоны плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка подводится к голове без надавливания:

Измерение длинны тела стоя

Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Одновременно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высота головы определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка:

Расположение точек для измерения высоты головы и верхней части лица

Верхнюю часть лица определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверие носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхней части лица должно быть таким же, как и при измерении роста.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. Методика измерения длины ноги приведена на следующем рисунке:

Расположение точек для измерения длины ноги нижнего сегмента

При затруднении пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела. Отмечают место расположения средней точки тела (на пупке, между пупком и симфизом, на симфизе, ниже симфиза) и расстояние до пупка. Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела. Верхний сегмент определяется как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела детей в возрасте до 3 лет проводится на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения - 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами делений: нижняя - в килограммах, верхняя - в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки - на узкой. При взвешивании нижняя гиря, определяющая массу тела в килограммах, должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. В большинстве медицинских учреждений используются рычажные весы типа Фербенкс (точность измерения - 50 г). После предварительной проверки уравновешенности весов раздетый ребенок должен встать на середину площадки весов при закрытом коромысле. Дальнейшая тактика взвешивания и записи результатов описаны выше.

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры:

Спереди сантиметровая лента располагается по надбровным дугам:

При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине:

У девочек пубертатного возраста с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряется при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно длиннику плечевой кости:

Окружность бедра измеряется в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги» под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости:

Окружность голени измеряется также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги в области наибольшего развития икроножной мышцы:

Для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, в частности - за увеличением длины конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания, применяется «филиппинский тест». Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно наложить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (когда кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6-7-летний возраст).

Слева тест положительный, справа отрицательный.


Андрей у меня февральский, и на 1 сентября ему будет 6,5 лет. То есть можно отдать в школу на следующий учебный год, а можно подождать еще годик… Никак не могу принять окончательного решения, как же лучше поступить.

В очередной раз бороздила интернет в поисках ответа на свои вопросы и сомнения. И нашла интересный способ определения готовности к школе, который раньше мне почему-то не попадался — филиппинский тест .

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Вот такой интересный тест… Жду Андрюху из садика, чтобы проверить

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма

Полуростовой скачок роста

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие - они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена ).опубликовано

Ребёнок пойдёт в первый класс. «Как он будет учиться?» – этот вопрос задаёт каждый родитель. «Всё зависит от готовности ребёнка к обучению», – говорят учителя. Что это такое – готовность ребёнка к школе? На эту тему можно найти десятки статей в интернете, написанные как специалистами, так и дилетантами. Родители, которые решат самостоятельно изучить вопрос, могут элементарно запутаться. На протяжении многих лет я профессионально занималась этим предметом, поэтому хочу предложить вашему вниманию три статьи, которые помогут разобраться в данном вопросе. Первая статья расскажет о физиологической готовности, вторая – о личностной готовности, третья – об интеллектуальной. Все три компонента очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Сначала поговорим о физиологическом развитии . В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в росте ребенка, изменяются пропорции его тела, удлиняются руки и ноги. К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного роста, чтобы поместиться за партой. Проверить пропорции тела дошкольника на «подготовленность» легко. Выполните следующий тест: попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослых это не вызывает затруднений, у школьника – тоже, а пятилетний ребёнок не сможет сделать такую простую вещь, руки у него пока ещё слишком коротки. Этот тест называют филиппинским. Результат теста характеризует биологический возраст ребёнка и показывает степень физиологической зрелости организма, созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Помните, что филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости.

Следующим показателем физиологического развития являются физическая выносливость, навыки самообслуживания, параметры крупной и мелкой моторики – здесь родители прекрасно знают достижения своих детей. Информацию о выносливости ребёнка можно получить, наблюдая за ним в туристических поездках, в музеях, на экскурсиях и других культурно-развлекательных местах.

Также существует мнение, что признаком физиологической зрелости является смена передних зубов у ребёнка. Так ли это? Мнения специалистов расходятся. Одна группа физиологов и психологов утверждает, что смена передних зубов является важной частью гормональной перестройки в организме ребёнка — это значит, что мозг дошкольника перестроился и готов к обучению в школе. Другая группа специалистов считает, что этот показатель не так важен. Они пишут о том, что современные дети отличаются неравномерным темпом развития различных систем детского организма, кроме того, из-за особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в росте и физическом развитии.

Эксперт нашего журнала Тамара Геннадиевна Богданова относится ко второй группе специалистов. Она считает, что проблемы с учёбой редко начинаются из-за отставания сроков роста передних зубов, гораздо чаще – из-за неусидчивости, неумения сосредоточиться, недостаточного развития мелкой моторики и слабой физической выносливости.

Рано или поздно физиологическая зрелость придёт к ребенку – к кому-то в шесть лет, а к кому-то в восемь. Но ни родители, ни учителя не должны сидеть сложа руки. Существуют проверенные временем методики, которые помогают детям достичь этой зрелости, они успешно применяются в словенских детских дошкольных учреждениях. Так, в дошкольных группах Люблянской школы дополнительного образования «Весёлые ребята» педагоги по специальным методикам и авторским программам развивают у детей крупную и мелкую моторику, совершенствуют навыки самообслуживания, развивают выносливость и двигательные способности.

На сегодня всё. Интересно услышать мнение родителей: что думаете вы о физиологической зрелости ребёнка, каков ваш опыт?

В следующей статье мы поговорим о личностной готовности к школе.

Интересные факты по теме

На Филиппинах. Родители определяют биологическую зрелость ребёнка следующим образом: ребёнок любой рукой точно через макушку головы пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы.

В средневековом Китае и Японии . Зрелость ребёнка определяли моментом окончания смены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум».

В России до революции 1917 года. В классическую гимназию дети зачислялись с 9 лет – считалось, что это возраст созревания нервной системы ребёнка.

В России сегодня. Обучение детей в школах, в соответствии с законом, начинается с шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. То есть, закон ориентирован на паспортный возраст ребенка, но не на его школьную зрелость.