Христос воскресе – Воистину воскресе: поздравления с Пасхой короткие и в картинках. Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно Христос воскресе что

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Христос воскрес, воистину воскрес,
Как песня льётся над церковной Русью
И, возносясь душою до небес,
С вчерашнею мы расстаёмся грустью.

Ликует поле и весенний лес,
Всё, возродившись, радуется жизни.
И смерти нет! И греет душу крест -
Весною, растопившей горечь тризны.

Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Спустился он к нам вновь с небес.
Взглянул на золотые церковные купола
И успокоилась его безгрешная душа.
Христос с народом пообщался…
Со всеми нищими обнялся.
Взглянул на порушенные войной города
И понял, - на земле здесь вновь беда.
Чиновник по-прежнему ворует…
Работягу… повсюду на земле мордует.
Коррупция выросла повсюду в разы…
Простой народ довели до нищеты.
Задумался Иисус и умылся слезой…
Знать на планете обернётся бедой.
Прикинул, что...

Христос воскрес! Воистину воскрес!!!
Спустился на землю не из чудес…
На путь истинный нас направить,
Без войны жизнь на земле наладить.
Посмотрел с небес, что в мире творится!
Сильно стал он впрямь здесь злиться…
Коль и дальше так будет продолжаться,
Ему всерьёз придётся взяться.
За тех, кто войны на планете разжигает…
Солдат убивать, мирных людей заставляет!
Иисус на Голгофе не так жизнь отдал,
А, чтоб народ… на земле процветал.
А на планете, что кругом творится?
Чиновник от жиру...

"Христос воскрес" поют во храме,
Но грустно мне, душа молчит.
Мир полон кровью и слезами
И этот гимн пред алтарем,
Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был средь нас и видел
Чего достиг наш славный век,
как брата брат возненавидел,
как опозорен человек...

И если б здесь, в блестящем храме
"Христос воскрес" Он услыхал,
Какими б горькими слезами
перед толпой Он зарыдал.

Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов;
Умолкнут стоны и проклятья
И стук мечей, и...

Христос воскрес! И стены храма
встряхнула вешняя земля!
И Бог вошёл в наш мир упрямо
походкой верной короля!

Когда Мария Магдалина
спешила поклониться ниц,
небесный свет, как пелерина,
её покрыл под пенье птиц.

Она, как дочь благословенья,
Христа воскресшего нашла,
и тут же из сердечной кельи
исчезла недоверья мгла.

Христос воскрес! Ты, как Мария,
ищи Его! Твой интерес
пусть будет только о Мессии -
Христос воистину воскрес!

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.

20.04.2012

15 апреля 2012 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас сердечно еще и еще раз приветствую Пасхальными словами: Христос Воскресе!

Эти слова свидетельствуют о нашей глубокой вере, о том, что за 2000 лет, которые прошла Церковь по тернистому историческому пути, не было утеряно самое важное, что, может быть, составляет сердцевину духовной жизни рода человеческого, - это убеждение в том, что Сын Божий и Сын Человеческий, придя в этот мир, пострадав и умерев за нас, воскрес силой Божией и нас с Собою совоскресил.

Само по себе хранение этой веры является чудом. Хорошо известно, что произошло за эти 2000 лет: как до неузнаваемости менялся мир практически в каждую новую эпоху; как одна империя сменяла другую; как одна культура, разрушая предшествовавшую, приходила ей на смену; как менялись философские взгляды, убеждения, общественные пристрастия и идеалы; как воевали люди, уничтожая друг друга и стирая с лица земли то, что было создано трудами предшественников. Можно сказать, что практически ничего не сохранилось с той эпохи, кроме отдельных памятников и гробниц, - все развеяно прахом земным. Но веру в то, что в третий день после смерти воскрес Господь наш Иисус Христос, невозможно было уничтожить никакими потрясениями, даже такими страшными и радикальными, которые до неузнаваемости меняли мир.

И тому есть только одно объяснение. Вера - это не вымысел, это не только эмоциональное чувство и не только убеждение. Вера есть живая связь человека с Богом. Именно через веру Божественная сила прикасается к человеку, оплодотворяет его душу, укрепляет его физические силы, дает ему мудрость, мужество идти по жизненному пути, сохраняя в том числе и то, чему научил род человеческий Господь наш Иисус Христос.

Его жизнь была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед Воскресением. Вся Его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь Он видел, как люди пренебрегают Его словом, несшим в себе огромную духовную силу, способную преобразовать мир. И это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Он видел сомневающихся учеников, которые, являясь свидетелями многих Его чудес и Его слов, продолжали оставаться теми же самыми рыбаками с их привязанностями, с их человеческими представлениями о жизни, в том числе о том, кто может и должен быть первым, кто важнее, кто значительнее. Он видел, как им не хватало веры, чтобы повторить те чудеса, которые Он совершал. Наверное, скорбью наполнялось Его сердце, видя, что слово Его и могущественное действие не производят в людях той перемены, которую они должны были бы производить. И, наконец, кошмар Страстной седмицы - предательство близкого человека, арест, допросы, издевательства, пытки и, наконец, позорная смерть на кресте…

Тот, Кто принес миру великое слово Божественной мудрости, Тот, Кто подкрепил это слово великими чудесами, был убит под рев ликующей толпы, которая требовала Его смерти. Что может сравниться с этой бездной страданий, принятых Спасителем? Нет ничего в этом мире, нет ничего в жизни людей, что могло бы уподобиться страданиям Спасителя.

Люди принимают тяжкие страдания, претерпевают и издевательства, и измены, и пытки, и жестокую смерть. Но даже самый честный человек, подвергаемый таким страданиям, в глубине своей души понимает, что и он в жизни совершал зло и неправду - и мыслями своими, и словами, и делами. Может быть, иногда трудно соотнести крест, возлагаемый Богом, с собственным пониманием того плохого, что человек сделал. Тем не менее сам факт человеческой греховности поставляет страдания людей в иной ряд по сравнению с тем, что произошло с безгрешным Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Господь воскресает и Своим Воскресением утверждает победу и слов Своих, и дел Своих. Он посылает на служение апостолов, которые, получив дар Святого Духа, перестают быть простыми рыбаками и становятся вдохновенными проповедниками и свидетелями Воскресения. Воскресение Христово открывает новую страницу человеческой истории. И это уже не история - это метаистория, у которой нет конца, которая уходит в вечность. И все мы, живущие после Воскресения, становимся через это событие сопричастниками иного бытия, и перед нами открывается дверь вечной жизни.

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек - и мудрец, и простец - чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения.

Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением.

Удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей - может быть, мы еще узнаем более точную цифру - пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принад­лежность Матери - Русской Православной Церкви.

Это - наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни.

Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.