Игры для детей доступные каждому. Какие бывают развивающие игры? Виды развивающих игр

Выделяют 4 разновидности развивающих игр, к каждой из которых подобраны специальные игрушки и пособия.

Строительные игры - это игры, основанные на построении сооружений с помощью игрушек различной геометрической формы. В качестве таких игрушек могут выступать кубики, кирпичики, цилиндры, конусы, арки и кольца. Различные картинки, буквы, цифры и надписи на них усложняют процесс игры и представляют хорошую развивающую базу. Строительные игры интересны как совсем маленьким детям, ещё не умеющим ходить, так и детям более старшего возраста. При переходе от простых игр к более сложным у детей также формируются навыки для дальнейшей деятельности в рамках моделирования, конструирования.

Творческие игры - это внедрение определённых жизненных ситуаций в мир ребёнка в виде игры. Примером могут быть игры, где ребёнку отводится определённая роль. При этом малыш может выполнять функцию как живого существа (человека, животного), так и неодушевлённого предмета (паровозика, машины). Творческие игры развивают воображение ребёнка и его способность к творчеству. Доказано, что дети, мало играющие в такие игры, в дальнейшем обладают более худшими творческими способностями.

Дидактические игры представляют собой игры, имеющие в основе предметы для манипулирования ими по определённым правилам: мозаика, бильбоке, разрезные картинки, различные виды настольных игр. Выбирая ребёнку дидактическую игру, крайне важно опираться на возрастные особенности. Перед началом игры необходимо объяснить ребёнку её смысл и правила.

Подвижные игры - это игры, связанные с проявлениями физической активности. Существует большое многообразие таких игр для детей разного возраста, начиная с грудного, с использованием игрушек и без них, в коллективе и наедине. С самого маленького возраста родители учат детей играть в «Ладушки», и это одна из разновидностей подвижных игр. Дети постарше любят игры в «Прятки», «Кошки-мышки». Игрушками для подвижных игр можно назвать спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки.

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

2 4 249 0

Развитие детей – одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок стремится к познанию уже с самого рождения. Очень важно в этот момент не только позволить малышу узнать мир, но и правильно направить его активность.

Ребенок в 4 года должен уметь:

  • выполнять простые движения за родителями;
  • находить отличия между предметами;
  • складывать пирамидку по цветам;
  • начинать считать и решать простые логические задачи.

Именно в этом возрасте нужно развивать интеллект, мышление, воображение.

Использование игр позволит делать это просто и интересно. В этой статье мы сделали подборку самых интересных и развивающих игр для вашего малыша.

Вам понадобятся:

Познавательные игры для детей

Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности. Выполняют важную обучающую функцию.

Разложи по цвету

Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.

  • Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
  • Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
  • После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.

Родители могут спросить, какой они формы, большие или маленькие.

В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.

Кто где живет

Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.

  • Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
  • Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
  • Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
  • После родители проверяют с малышом полученный результат.

Для игры можно использовать и натуральные фигурки животных, если есть игрушечные места их жительства. Например, вольер для лошадки, озеро или пруд для жабки, будка для собаки и так далее.

Часть и целое

Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.

  • Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
  • Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
  • Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
  • Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
  • Победителю можно вручить вкусный приз.

Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).

Загадочный предмет

Проводится с несколькими детьми.

  • Игрок выходит из комнаты;
  • Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
  • Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
  • Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
  • Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.

Интеллектуальные игры

Развивают творческие способности. Помогают формировать чувство коммуникабельности, коллективизма. Такие игры – отличная возможность . Состоит игра из нескольких этапов (конкурсы или раунды). Каждый из них проводится по определенному сценарию и оценивается ведущим. Часто действует система баллов.

Накрываем на стол

Домашний вариант игры, которую может провести каждая мама или папа. Не нужно никаких дополнительных инструментов.

  1. На кухне вместе с малышом родители или бабушка накрывают на стол.
  2. Задача малыша не только помочь все расставить так, как нужно, но и сделать это как можно быстрее.
  3. После ребенок должен сосчитать все предметы на столе: количество тарелок, приборов, чашек и так далее.
  4. Цель не только помочь маме, но и .

Листопад

Замечательный вариант времяпрепровождения на осень. Это интересно не только детям, но и взрослым.

  1. На улице, во время прогулки, нужно собрать как можно больше листьев с разных деревьев.
  2. Там же или дома малыш должен разложить их. Можно сначала по цвету, а потом по тому, с какого дерева они были собраны.
  3. Можно просто перебирать каждый лист и называть дерево, с которого оно упало.

Этот вариант очень простой, но понадобится помощь родителей, чтобы точно назвать все сорта и названия деревьев. Еще из листьев можно собрать красивый гербарий.

Обезьянка

Помогает развивать мелкую моторику, координацию и память.

  • Взрослый рассказывает деткам интересную сказку о том, как мальчик или девочка встретили обезьянку, которая за ними все повторяла.

Пример:

  • Мальчик съел яблоко – обезьянка тоже съела;
  • Девочка танцует – обезьянка тоже танцует;
  • Девочка убрала в комнате – обезьянка тоже убрала.

Подкрепить можно целой постановкой.

  • В эту игру можно играть большой толпой. Взрослый становится и показывает действие, а все дети повторяют за ним.

Играть можно как на улице, так и в доме. Настроение вам и ребенку будет обеспечено.

Какой предмет пропал?

Помогает развивать не только память, но и логику, мышление.

  1. Перед малышом выкладывается несколько предметов.
  2. За минуту-две он должен рассмотреть и запомнить их.
  3. Глаза закрываются или ребенок отворачивается.
  4. В это время взрослый убирает один из предметов и просит ребенка опять повернуться и все проверить.
  5. Ребенок должен сказать, что именно пропало и вспомнить как можно больше деталей: цвет, форму, размер и так далее.

Если ребеночек не может вспомнить, старший может давать подсказки: где объект лежал, что на нем нарисовано, какого он цвета.

Сюжетно-ролевые

Развивают запас возможных действий с игрушками. Это хорошая тренировка творческого мышления. Такие игры позволяют взаимодействовать коллективом и развивать коммуникативные навыки.

Игрушки у доктора Айболита

Задача игры – сводить игрушек к врачу.

  1. Нужно выбрать ведущего, доктора и медсестру.
  2. Дети выбирают по игрушке или двум. Им необходимо придумать болезни, которые их беспокоят или симптомы (горло болит, голова, ножка и т. д.).
  3. По очереди, как в больнице, они подходят и общаются с врачом, рассказывают истории, как приключилась беда, что болит.
  4. Врач советует, что делать, бинтует ножки-ручки, делает уколы и все, на что хватит фантазии.

После выздоровления, обязательно, все игрушки идут к врачу и благодарят за помощь.

Дочки-матери

Одна из самых популярных игр у девочек. Используются не только игрушки и куклы, но участвовать могут и сами дети.

  1. Мама, то есть девочка, выбирает куклу, которая будет ее дочкой.
  2. Ребенку нужно собрать ее на прогулку или к походу в гости.
  3. Требуется одеть, подготовить куклу, собрать игрушки.
  4. Девочка может прочесть книгу дочке, провести чаепитие или званий ужин, для которого все нужно подготовить.

Игра имеет множество вариаций и может проводиться несколькими детьми. Кто-то может исполнять роль мамы, кто-то – дочки.

Спортивные

Играя в них дети не только расходуют накопленную энергию, но и приобретают стремление к победе, занимаются спортом и пребывают на свежем воздухе. Они основываются на физической подготовке, но не требуют напряженной борьбы.

Репка

Рассчитана на 12 человек. Понадобятся 2 стула.

  1. Есть две команды по 6 человек, это известные дедушка, бабушка, внучка, Жучка, мышь и кошка.
  2. Стулья стоят на противоположной стороне от детей.
  3. На каждом из них сидит репка – ребенок, имеющий атрибут овоща.
  4. Начинает дед. Он бежит к репке, оббегает и возвращается.
  5. За него цепляется бабка, и они вместе паровозиком бегут, оббегают репку и возвращаются. За них цепляется внучка и так далее.
  6. Когда цепляется мышка, то оббегая репку, она уже цепляет саму репку и все бегут к началу.

Выигрывает та команда, которая вытащит репку быстрее всего. Ну и как же без приза победителям, подумайте, что это может быть.

Два вола

Игра рассчитана на двоих. Понадобиться веревка.

  1. На каждого участника одевается упряжка (они обвязываются веревкой).
  2. По сигналу каждый начинает тянуть в свою сторону.
  3. Лучше всего, если по обеих сторонах от участников будут стоять призы или цели. Каждый тянется к ним.
  4. Выигрывает тот, кто дотянется первым, ну и, конечно, забирает долгожданный приз.

Танцевальные

Проводятся под музыку. Это могут быть простые подвижные игры, те же змейки, но под определенную музыку, либо эстафеты.

Повтори за мной

  • В центре становится ведущий;
  • По кругу располагаются детки;
  • Под музыку ведущий показывает танцевальные движения;
  • Цель детей повторить их как можно точнее.

Можно делать смешные движения, прыгать, детям такое веселье точно понравится.

Ручеек

Нужно непарное количество детей.

  • Все становятся парами, поднимая высоко руки, создавая ворота;
  • Под музыку непарный бежит и на ходу выбирает себе пару;
  • Новая пара становится позади, а оставшийся без нее бежит вперед и выбирает опять себе другого;
  • Проигрывает тот, кто остался без пары, когда музыка закончилась.

Пальчиковые

Используются для развития моторики у ребенка.

Гуси-гуси

Под известную считалку выполняются движения.

Гуси-гуси: взмахи руками.
Га-га-га: движения пальцами, похожие на клюв.
Есть хотите: движения кругом.
Да-да-да: опять движения клювом.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печем “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырек”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Детские игры онлайн

Если вы хотите занять ребенка, чтобы в доме было спокойствие и порядок, и вы могли заняться своими делами, предложите ему онлайн-раскраски любимых персонажей. Пусть из предложенных ниже выберет того, который больше понравиться, кликнет по картинке и начинает раскрашивать.

Для девочек

Для мальчиков

Все родители без исключения знают, что в определенном возрасте с малышом требуется проводить специальные занятия. Они помогут его скорейшему развитию. Для этого специалистами-исследователями (детскими педагогами, психологами) были разработаны развивающие игры для малышей.

Предназначение

Целью этих игр является развитие мышления, воображения, раскрытие творческого потенциала ребеночка. Самому малышу может казаться во время забавы, что его просто хотят развлечь. Стоит помнить о том, что каждой возрастной категории соответствует своя развивающая игра. Различного рода действия, понятия весьма непохожи. Например, занятия с новорожденным малышом существенно отличаются от игр с ребенком постарше.

Младенец только делает попытки познакомиться с новым для него окружающим миром. Но большую часть времени он проводит так, как привык в животике у мамы. Поэтому на занятия с новорожденным малышом не нужно строить планы, необходимо уметь поймать удобный момент, когда он сыт, чист и пребывает в хорошем расположении духа. Детки старшего возраста, например, от 1 года до 3- лет, уже в какой-то степени осознают себя частичкой мира. Они способны различать предметы по форме, цвету, запаху, могут говорить, поэтому играм с ними следует уделять особое внимание.

Развивающие задания для малышей - игра

Какой должна быть забава, чтобы она была полезна? Ведь можно совместить приятное времяпровождение с уроком. Развивающие игры для малышей должны вызывать у ребенка интерес, желание действовать, влиться в данный творческий процесс. Только тогда родители смогут наблюдать положительные результаты в развитии своего крохи. Игра не должна превращаться в обязанность. Иначе это может вызвать отвращение, которое потом будет очень сложно преодолеть. Родителям рекомендуют ознакомиться с тем, какими бывают развивающие задания для малышей. Игра способствует развитию у ребенка внимания, памяти, логики, мелкой моторики, творческого потенциала. Она поможет формированию координации движений.

На сегодняшний день существует огромный выбор развивающих игрушек для ребят. Во-первых, такую вещь можно приобрести готовую в магазине детских товаров, где представлен широкий их ассортимент. Во-вторых, родители сами могут своими руками сделать такую забаву, опираясь на пример уже готовых экземпляров. В-третьих, это может быть так называемая игра-фантазия, изобретенная кем-либо из взрослых в процессе общения с ребенком. Например, строительство волшебного замка с башнями из обычных кубиков или песка. В ходе такой игры может быть придумана и рассказана целая история, положительно влияющая на развитие воображения малыша.

Также имеют место забавы, отобранные для себя самим ребенком. Например, малыш может вместо кубиков заинтересоваться желудями, баночками из-под косметики, пластмассовой посудой или еще чем-нибудь. Игра хороша для развития малыша тем, что в ней нет предела как проявлению вашей собственной фантазии, выдумки, так и вырабатыванию этих же качеств у ребенка.

Азбука

По мере роста и развития ребенка родители понимают, что пора переходить на следующий этап. Развивающие игры для малышей усложняются. В жизни ребенка появляется азбука. Это та самая первая книга, при помощи которой дети обучаются алфавиту и чтению. Она знакома нам всем. Иногда малыш сам начинает проявлять интерес к книгам, в частности к азбуке, беря пример с самих родителей или старших братьев и сестер. Но это случается нечасто.

В современном обществе педагогами, филологами, лингвистами изобретено великое множество различных методик по обучению чтению. Существуют даже центры, обучающие правильному развитию этого навыка. Бытует мнение, что в школе ребенка сразу же читать не научат. На помощь к нам приходят все те же развивающие игры. Азбука для малышей сегодня имеется во всевозможных вариациях. Родителям следует подобрать вариант, наиболее подходящий для их ребенка. Азбука может быть в виде обычной печатной книги с яркими картинками. Они способны заинтересовать ребенка. Также в магазине можно найти электронные азбуки. А некоторые родители используют онлайн-пособия, которые составлены в виде игр.

Неважно, по какой азбуке будет учиться читать ребенок. Главное в занятиях - чтобы малыш был способен увлечься, заинтересоваться, сосредоточить свое внимание. Не стоит перенапрягать ребенка. Иногда для успешного обучения хватает 5 - 10 минут в день.

Лучшие развивающие игры для малышей

Определить, какая игра для ребенка окажется лучшей, очень нелегко. Прямой ответ на данный вопрос дать трудно. Для каждого родителя, учитывая мнение крохи и достигнутые результаты, будут предпочтительны разные развивающие игры для малышей.

Опираясь на мнения молодых мамочек, можно составить небольшой список. Разного рода игры отвечают за развитие определенного уровня навыков ребенка.

Например, очень важно применение занятий, способствующих физическому развитию малыша. В это время ребенок учится владеть телом, координировать свои движения. Это могут быть игры с мячом, шуточные формы массажа и другие.

Забавы с применением музыкальных игрушек занимают важное место в формировании слуха малыша.

Сюжетные игры с использованием кукол, мягких персонажей формируют у ребенка навыки воображения, логики, мышления, способствуют построению ассоциативных рядов.

Игры в кубики или сборка конструктора невероятно полезны. Они развивают у малыша мелкую моторику, логику и координацию движений.

Чтобы достичь положительных результатов в развитии ребенка, стоит попробовать с ним разные игры, по возможности прибегая к их комбинациям.

Старше одного года



Развивающие игры – неотъемлемая часть детства. С их помощью ребенок познает окружающий мир в простой и доступной для понимания форме. В игре быстрее развивается мелкая моторика, формируются азы – понятия формы, цветов, звуков. Влияние игр на ранее развитие ребенка огромно: помимо увлекательности самого процесса, с их помощью активно развивается воображение, память, концентрация внимания, способность к анализу и логическое мышление.

С какого возраста следует знакомить малыша с развивающими играми?

Да с самого рождения! Ласковый мамин голос, отвечающий на призывный плач; всем известное «ку-ку», когда родное для малыша лицо прячется и выглядывает из-за сомкнутых ладоней; красочный мобиль, подвешенный над колыбелью – все это относится разновидностям первых детских игр. Хватательный рефлекс у малышей развит с рождения, но первые игрушки-погремушки рекомендуется вручать маленькому исследователю после первого месяца жизни, подбирая легкие модели с удобной для держания ручкой, без острых и разборных элементов. Яркий цвет и веселый перезвон стимулируют ребенка на действие – дотянуться, подержать, рассмотреть. За игрушкой малыш начинает поворачивать и держать головку, а затем – переворачиваться и ползать.

С полугода ребенку будут интересны яркие пирамидки, башни из кубиков, мячики – все эти игрушки стимулируют восприятие формы и понятие «большой-маленький». Конечно, ни один младенец не останется равнодушен к игровым предметам, извлекающим звуки – миниатюрные музыкальные инструменты, различные игрушки, которые начинают играть мелодию при нажатии кнопок - все это развивает не только слух, а и моторику маленьких пальчиков.

К году становятся актуальны движущиеся игрушки – машинки, самоходные механизмы, детские коляски – они подталкивают ребенка развивать опорно-двигательный аппарат: ползать, вставать, ходить, нагибаться, бегать. А вот после года – время развивающих игр, участие в которых должны принять и родители. Первые рисунки пальчиковыми красками, конструктор, кубики с буквами, тесто для лепки, крупные пазлы – все это заинтересует малыша-годовичка.

В возрасте 3 года ребенок уже не только получает удовольствие от самого процесса игры, а и понимает, что его навыки и умения способны меняться – так зарождается осознание потребности самосовершенствования. С этого времени рекомендуются ролевые и коллективные игры – ребенку уже требуется внимание не только родителей, а и сверстников, возможность получения новых знаний в процессе игры.

Какие бывают развивающие игры?

Игры для развития детей – это комплекс различных заданий, подобранных с учетом возраста и имеющихся навыков у малышей. В зависимости от задач, которые предстоит решить в процессе, все игры условно классифицируются на:

1) Игры на развитие речи

Простейшие развивающие занятия учат ребенка правильно воспроизводить услышанные звуки, говорить первые слова, осваивать звукобуквенный ряд, расширять словарный запас, понять принцип словообразования.

К таким играм относятся:
«Артикуляционная гимнастика» - развивающая игра для ребенка 1-2 лет. Суть – повторить за взрослым правильно звук. А чтобы ребенку было интересно, каждому мимическому положению, в котором выговаривается тот или иной звук, присваивается игровой псевдоним.

Например, «заборчик» - широко улыбнуться, не размыкая зубов; «дудочка» - вытягиваем губы в трубочку; «лошадка» - цокаем языком по небу, будто едем на коне;

«Подбор прилагательных». Задача - охарактеризовать один или несколько предметов (в зависимости от возраста). Суть игры – ведущий (один из родителей или воспитатель) показывает картинку или игрушку, а дети называют признаки, присущие данному предмету. Например, «яблоко» - круглое, красное, вкусное, сладкое, сочное и т.д;

«Узнать по описанию». По сути – это те же загадки, которые можно подобрать к любому предмету или действию, охарактеризовав его так, чтобы ребенок смог назвать отгадку.

2) Игры на развитие внимательности и памяти

Если ребенок с детства не приучен концентрироваться на проблеме, даже выдающиеся интеллектуальные способности не заменят умения сосредотачиваться и искать пути решения поставленной задачи.

Развить эти важные качества помогут игры такого типа:

«Угадай, что исчезло» - перед ребенком выкладывается несколько предметов или игрушек, которые он должен рассмотреть и запомнить. После чего малыш закрывает глаза, а мама убирает 1-2 предмета (или добавляет лишние) и просит ребенка объяснить, что именно появилось или исчезло. В 6 лет дошколенок должен с легкостью ориентироваться в ряде из 10 предметов;

«Рыбалка» - отличная детская игра, которая развивает на только внимательность, а и координацию. Для неё потребуется удочка с магнитиком и игрушечные рыбки (можно смастерить самому или купить в магазине готовый набор). Удить можно рыбок по какому-нибудь общему признаку (например, одного цвета или формы) либо любые металлические предметы (главное, чтобы они были легкими и неострыми);

«Сфотографируй картинку» - ребенку на несколько секунд дают рассмотреть карточку с каким-либо сюжетом, а затем картинку прячут и предлагают подробно описать, что именно он запомнил. Впоследствии, задание усложняется – после запоминания первой картинки, малышу дают вторую, со схожим изображением. Он должен назвать как можно больше различий между первой и второй.

3) Игры на развитие логического мышления

К ним относят не только игры, помогающие понять причину, следствие и найти возможные пути решения, а и занятия, формирующие навыки анализа и синтеза, основ геометрии, вычленение частного из общего и обобщение.

Например:
«Распредели предметы по группам». Цель игры – найти общий признак у нескольких разложенных предметов или рисунков (посуда, овощи, игрушки, обувь, одежда, одинаковый цвет или форма и т.д.);

«Составь единое целое». Для первых игр подойдет любая крупная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Когда малыш поймет, каким образом совмещаются обрезки, чтобы сложиться в одну картинку, можно усложнить задачу, увеличивая количество кусочков. А затем – наступит время пазлов;

«Найди домик для игрушки» - подойдут готовые игры, в которых предлагается попасть игрушкой различных геометрических форм в специально прорезанное отверстие. Обычно, после верного ответа малыша вознаграждает короткая мелодия.

4) Игры на развитие воображения

Креативное мышления и даже азы изобретательства ребенок может получить, развивая зачатки воображения, которые даны каждому из нас от природы. Передать свое видение окружающего мира и материализовать фантазии можно с помощью:

Рисования (от пальчиковых красок до фломастеров);
- лепки из теста, пластилина, глины;
- составления различных аппликаций;
- уроков папье-маше, вязания, макраме;
- работы с природными материалами: гербарии из листьев, различные поделки из каштанов, желудей и т.д.

Главное, чтобы развитие ребенка было разносторонним. Не стоит идти только по пути логики или анализа, надеясь воспитать из малыша гениального математика. Его истинное призвание проявится гораздо позже, а задача занятий в игровой форме – всестороннее развитие ребенка.