Их взаимосвязь с художественным ручным трудом. Программа * "Изобразительное искусство и художественный труд"

Их взаимосвязь с художественным ручным трудом

Художественный ручной труд - это работа с различными ма­териалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художест­венный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристи­ки художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создают­ся материальные ценности. Перспектива не только созерцать соз­данное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, ве­щи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изде­лиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.

Художественным ручным трудом ребенок овладевает посте­пенно. Вначале он осваивает некоторые ручные и орудийные дей­ствия с материалом. Затем идет овладение определенными трудо­выми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И, наконец, дошкольник ов­ладевает ручной деятельностью в совокупности множества трудо­вых процессов. И здесь, на этом этапе, возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника.

Художественный ручной труд - это художественная деятель­ность, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Красивая, художественно ценная вещь отличается тем, что в ней все согласованно, подчинено единому замыслу: назначение, форма, материал, цвет, узор, композиция.

Сочетание красоты с удобством и полезностью является не­пременным требованием ко всем предметам, которыми пользу­ется человек.

Чтобы предмет соответствовал художественным требовани­ям, важно уметь выбрать материал. Он должен отвечать назна­чению и форме предмета, наиболее ярко передавать его эстети­ческие свойства.

Художественно значимый предмет соразмерен во всех частях (пропорционален), выразителен по форме.

Большое значение имеет в художественной вещи цвет. Чем гар­моничнее сочетание цветов, чем больше цвет соответствует фактуре материала, назначению вещи, тем более выразительна эта вещь.

Таким образом, художественный ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Психолог А.В. За­порожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок актив­но воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в дос­тупных ему формах художественной самодеятельности.

Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и каче­ствах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбини­ровать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и подел­ками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.

Даже самую простую поделку из бумаги ребенок украшает: ор­наментом сарафан у матрешки, цветочками фартук у зайчихи и т.д., и элементарная игрушка приобретает выразительность, ори­гинальность, что характерно для художественного изделия. Ребе­нок переживает эстетическое удовольствие от результатов собст­венной деятельности и становится более чувствительным к красо­те в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

Итак, художественный ручной труд - средство развития лично­сти ребенка. Используя это средство, педагог должен обеспечить развитие деятельности как продуктивной, где необходимо осоз­нание цели и мотива, этапов и способов достижения результата, так и художественной, где необходимо подчинить достижение результата специфическим требованиям этой деятельности.

Отсюда вытекают задачи, которые должен решать педагог.

1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народного прикладного искусства (предметы быта, выполненные в стиле лоскутной техники, тканые, вышитые, кружевные, плетеные, аппликативные), развивать эстетические чувства, эмоциональный отклик на воздействие художественно выполненных изделий.

Рабочая программа кружка «Ручной художественный труд».

Внеурочная программа художественно-эстетического направления.

«Дети должны творить необычное,
А для этого понадобятся лишь
Простые материалы, инструменты
и собственные руки!»

Пояснительная записка

Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка сразличными материалам, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:

Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров;

Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр;

Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов;

Работа с глиной и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров;

Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок,

Правильно организованный ручной труд даёт детям углубленные представления о качествах и возможностях материалов, стимулирует желание трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе.

Труд – это важный элемент гармоничного развития дошкольников.

Методические рекомендации

Для развития у школьников творческого мастерства организована кружковая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста «Ручной художественный труд», направленная на освоение школьниками методов и приёмов работы с разными материалами. Данная работа проводиться в совместной деятельности педагога с детьми 4 часа в неделю.

Цель: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства ; развитие творческого мастерства детей посредством художественного ручного труда из различных материалов.

Задачи:

1. Учить детей художественному ручному труду из различных материалов;

2. Развивать фантазию и воображение дошкольников;

3. Способствовать формированию положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.

4. Развивать мелкую моторику, вовлекая детей в творческий процесс, укрепление уверенности в своих силах.

5.Развивать умения и навыки творческой деятельности

6.Развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности

7.Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.

8.Ознакомление детей с различными технологиями ручного труда.
9.Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по работе с различными материалами. 10.Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий. 11.Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 12.Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 13.Создание условий для формирования и развития у детей культуры художественного творчества. 14.Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда
15.Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Формы работы:

    индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);

    групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

    коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

    демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    (устное изложение, беседа, рассказ.)

    наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию

    репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

    частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

    исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

    фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

    индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

    групповой – организация работы в группах.

    индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов , используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

    активизация и индивидуализация занятий;

    игры и игровые ситуации;

    творческие работы и т.д.

Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов

по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.

Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.

Приемы работы кружковой деятельности :

    прием показа способов деятельности, совместной деятельности;

    объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение.

    игровые приемы.

    Создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;

    Поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного труда и изобразительного искусства;

    Создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.

    1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

    2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

    4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Ожидаемые результаты работы:

1.Различать технологии ручного труда. 2.Уметь выполнять работы с использованием различных материалов. 3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс. 4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами. 5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда. 8.Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом. 9.Организовать выставки детского творчества, показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в творческий процесс многих школьников. 10. Лучшие работы ребят ежегодно выставлять на выставках прикладного творчества.

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

К концу обучения в кружке «Ручной художественный труд» обучающиеся получат возможность:

В результате изучения программы ученик должен

    знать:

    • роль трудовой деятельности в жизни человека;

      влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

      правила безопасности труда и личной гигиены;

      виды стежков и швов;

      приёмы стилизации в лепке;

      правила и приёмы пришивания пуговиц;

      композиционную основу орнамента,

      правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;

      область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

      приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;

      композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);

      правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

    уметь:

    • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

      осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;

      изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;

      соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

      создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

      осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

      пришивать пуговицы, кнопки, крючки;

      выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

      использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

      выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;

      изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии;

      собирать семена и готовить их к зимнему хранению;

      выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;

      правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

      в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

      разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;

      решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

Литература:

Лутцева Е.А. Методическое пособие. Ступень к мастерству.М. «Вентана-Граф», 2005г
Евстратова Л.М. Цветы
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов.
Журналы: Сделай сам
Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства
Романов К.М. Программа по предмету «Технология»
Симоненко В.Д. Технология
Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях.
Энциклопедия: Лоскутная техника

detkam . e - papa . ru / podelki

Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В.А.

Горского. – М. :Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн –образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век»Смоленск 2012 г.

Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание:дети!).

Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение,1990.

Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «АкадемияРазвития», 1997.

Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

Виды художественной обработки материалов:

Лепка

Совершенствовать умение в лепке разными способами. Ис пользовать в работе глину, тесто, пластилин. Комбиниро вать в работе пластилин и семена, различные печатки. Учить планировать технологическую цепочку выполнения работы.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, солёного теста).

Рисование

Учить рисовать орнамент, рисунок на поделке из глины и солёного теста с последующим нанесением красок: акварели, гуаши, нанесению параллельных линий в раз ном направлении при помощи расчески, рисовать тушью.Учить передавать особенности народных игрушек, росписей декоративно- прикладного искусства

Учить делить фон на части по линейке и «на глазок». Про должать учить комбинировать разные материалы в одной работе.

Аппликация

Учить использовать разные материалы: бумагу, ткань, кожу, мех, тополиный пух, перья, соломку.

Учить обрывать материалы разными способами: пальцами или прижав кончиком кисточки, от целого куска или от полоски, в один слой или многослойно, на белом или цветном фоне. Со вмещать в одной работе обрывную и резаную аппликацию.

Продолжать учить создавать образы при помощи объемной аппликации, наклеивая части поверхности в несколько слоев. Использовать элемент «кулечек» (елка).

Продолжать учить симметричной аппликации, используя прием складывания бумаги пополам и в несколько раз с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. Для большей реальности образа использовать способ подклейки бу маги другого цвета.

Учить геометрической, симметричной и асимметричной аппликации. Составлять и приклеивать узоры в круге. Исполь зовать традиционные народные орнаменты (тарелочка для котенка).

Продолжать учиться комбинировать, использовать фольгу. Наносить рисунок методом продавливания пустым стержнем (ваза).

Из ниток.

Учить укладывать на шаблон вазы элементы «шарики» и «колбаски», образуя узор. «Раскрашивать» оставшуюся поверх ность, с использованием приема «ломтик» (элемент «расписная посуда»). Учить составлять композицию из элементов «распис ная посуда», «фрукты», «ягоды» (натюрморт).

Из семян и крупы.

Учить заполнять пространство фона последовательно, нано ся клей, пластилин и приклеивая крупные и мелкие семена.

Работа с бумагой и картоном

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки - елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации;
знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – квиллинг.(бумагокручением)

Работа с тканью и нитями

Учить создавать выразительный образ, используя полоски из несыпучей ткани.

Создавать композицию из длинных и коротких ниток. Комбинировать метод «полупомпон» и «помпон » в создании выразительного образа.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; приемы лоскутного шитья в технике «квилтинг», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе; панно из узорной тесьмы, пришивная и мягкая аппликация из ткани. Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.
Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Помпоны из ниток, создание аппликаций из ткани.

Конструирование из готовых форм (из коробок).

Учить внимательно рассматривать имеющийся материал, осо бенности его формы, дополняя различными деталями. Допол нять образ необходимыми деталями, чтобы сделать поделку бо лее выразительной.

Учить обклеивать готовую коробку полосками, чередуя попе речный и долевой рисунок (к

Использовать навыки, полученные на уроках для создания художественной композиции.

Работа с природными материалами.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты - плетеным декором.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.
Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.

Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.

Работа с бросовым материалом
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Это художественно-трудовая деятельность, состоящая в изготов­лении детьми художественно-эстетических полезных поделок, не­обходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольни­ков.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого им нужно овладеть не­обходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов - реализации творче­ских замыслов.

Собственные поделки, которые дошкольники впоследствии ис­пользуют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой дея­тельности, приобретают для них определенную ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней отно­сятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд - важное средство развития личност­ных качеств дошкольника: стремления к трудолюбию, вниматель­ности по отношению к окружающим, аккуратности, терпеливости и т.д.

Приемы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправ­ленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому конструктивному творчеству.

2. Какие виды конструктивного творчества можно условно выделить? В чем состоит суть каждого вида конструктивного творчества?

3. Какие материалы чаще всего используются в работе над аппликаци­ей?

4. В чем отличие и в чем сходство между аппликацией, конструировани­ем и художественным ручным трудом?

5. С какого возраста целесообразнее обучать работе с ножницами? По­чему?

6. С какой целью используются эскизы в процессе обучения апплика­ции?

7. Каково значение схем в процессе обучения конструированию?

8. Какие конструктивные приемы осваивают дети младшего дошкольно­го возраста?

Методика развития детского пластического творчества

Понятие и виды пластического творчества

Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пласти­ческих образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими ма­териалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества .

Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изоб­разительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материа­лами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефно­го) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).

Объемная лепка

Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица

Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смеши­вать цвета пластических материалов, получая множественные оттен­ки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).

Пластилинография

Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответ­ствующим способом.

Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем пред­варительного многослойного их оклеивания с последующим оформ­лением получившейся копии.

Пластические материалы .

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладыва­ют в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного со­стояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщатель­но проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 сто­ловые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яично­го желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - ис­кусственный материал, специально созданный для лепки и модели­рования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченно­го порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень дав­но, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пла­стилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформиру­ются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних фак­торов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить нескольки­ми способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 ста­кана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт при­меняют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). При­ятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно без­вредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко от­мывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (маляр­ным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необ­ходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, фор­мочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраня­ют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих вырази­тельный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно ис­пользовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть ис­пользованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи боль­шую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются де­тали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, цел­лулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные мате­риалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; на­стольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме : круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества . Пластическое творче­ство - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошколь­ников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего раз­вивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать пред­мет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими рука­ми со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего воз­раста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знако­мится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение коорди­нировать движение рук, очень активно развиваются мелкая мотори­ка пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого карто­на (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета выре­зают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отдел­ка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, до­биваясь выразительности образа.

Развитие образного восприятия мира, изобразительные способ­ности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обо­гащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает раз­витию воображения.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные от­крытия.

Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный спо­соб ) - наиболее простой способ, когда пластический образ состав­ляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объ­екта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, по­ложение в пространстве, позу. Создание образа начинается с перво­начального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движения­ми: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пла­стический способы, позволяет разнообразить технически пластиче­ские образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, об­легчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразитель­ности образа (цв. вкл. рис. 44).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.