Исправляем сценарий жизни. Как переписать сценарий травмирующей ситуации? Инструменты самоподдержки, ч.3

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Задумывались ли вы о том, что многие события, происходящие в вашей жизни, счастье, успех, интересы и отношение к людям могут зависеть от ценностей, наставлений и запретов, переданных вам родителями и близкими людьми, и от ваших решений, принятых в детстве?

Это действительно так. Ребёнок пишет свой жизненный сценарий примерно до 7-и лет, а вся его последующая жизнь является воплощением этого сценария. В результате может получиться комедия, трагедия или мелодрама, а возможно даже «кино не для всех». Всё зависит от совокупности посланий.

Сегодня я расскажу о том, какими бывают жизненный сценарии, и как переписать свой жизненный сценарий, если он Вам не нравится!

ВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий может быть выигрышным в случае, когда жизнь главного героя состоит из циклов, в которых герой достигает своей цели, и это делает его счастливым. Например, Фёдор мечтал совершить кругосветное путешествие, и, осуществив мечту, чувствует удовлетворение. Выигрышный сценарий положительно влияет на жизнь человека и не требует корректировок.

ПРОИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий считается проигрышным, если тот же Фёдор отправился в кругосветное путешествие, но пройдя пару-тройку километров, понял, что ему слишком давит на плечи рюкзак, мучает жажда, да и вообще он предпочёл бы смотреть на мир по системе «всё включено». В проигрышном сценарии герой никогда не достигает своей цели, или, достигая её, обычно чувствует себя несчастным.

БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Третий вид жизненных сценариев - безвыигрышный. Здесь главный герой реализует свои мечты, планы, цели только частично, никогда не срывая «джек-пот». В таком сценарии Фёдор мечтает о большом путешествии, но боится рисковать, и поэтому вместо кругосветки раз в год отправляется на 2 недели в пансионат в Геленджике. То есть, Фёдор вроде бы и путешествует, но не совсем так, как хотел бы. В последствии, Фёдор может сожалеть, что так и не реализовал мечту всей жизни из-за своих опасений.

Если ваш жизненный сценарий безвыигрышный или проигрышный, вы устали от неудач и мечтаете достичь успеха, вам необходимо осознать все установки, которые мешают вам выигрывать.

Только осознав свой жизненный сценарий, его можно переписать!

Проанализировав, в каких сферах жизни «проигрываете», вы сможете перестроить своё поведение и начать побеждать.
Если всё так просто, спросите вы, почему бы не сделать это прямо сейчас?

Проблема в том, что большинство людей не осознают, что живут по сценарию, потому что на этапе его формирования, в детстве, могли принимать родительские установки без критики, не обдумывая. Так же могут забываться и собственные решения, которые приводили к определённым последствиям и установкам. Поэтому, для того, чтобы осознать и изменить жизненный сценарий, часто требуется специалист, который увидит и поможет вам проанализировать повторяющиеся закономерности в вашей жизни.

Однако, уже сейчас я дам инструмент - практическое задание, которое позволит вам увидеть свой сценарий.

В прошлой статье я говорила о том, как влияют на жизненный сценарий и давала инструкцию по выявлению разрушающих родительских посланий. Сейчас Вам понадобится перечень этих посланий для осознания Вашего жизненного сценария.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Возьмите лист бумаги и ручку.
2. Вспомните значимые повторяющиеся ситуации из вашей жизни.
3. Подумайте, чем эти ситуации похожи, что может их объединять? Думайте именно о своих чувствах, мыслях и действиях в этих ситуациях.
4. Если вы выделили несколько типов похожих ситуаций, значит вы нашли несколько сюжетных линий.
5. Теперь направьте внимание на те линии, которые вы хотите изменить.
6. Рассмотрите каждый тип похожих ситуаций отдельно, сравнив их с записаными родительскими посланиями и вашими выводами из событий далёкого прошлого, которые могли привести к повторяющемуся циклу событий.
7. Теперь вы можете делать выбор осознанно и предотвращать повторение своих мыслей и действий, ведущих к проигрышу.

Помните, у каждого из нас сценарий уникален и у разных людей понятия о счастье и победе могут быть диаметрально противоположными, поэтому судить о том, какой ваш сценарий - проигрышный или выигрышный, можете только вы!

Мир меняется непрерывно, ты тоже меняешься. Любой психолог успокоит тебя сравнениями с текучей рекой, растущим деревом и прочими. Он на пальцах объяснит тебе закон перемен и даст твердую уверенность – ты изменишься.

Я не психолог, а практик, поэтому скажу тебе горькую правду – не все меняется. Есть вещи базовые, а потому неизменные. Исключения, такие как пережитый концлагерь или клиническая смерть, двадцать лет отшельничества в горах или пятнадцать в тюрьме, действительно меняют людей полностью. Но ты же не собираешься умирать или становиться отшельником?

При каких обстоятельствах происходят изменения судьбы?

Обстоятельства могут быть какими угодно, но, по сути, варианта три:

Первый – человек переживает клиническую смерть. В его мозге происходят необратимые изменения – глубокая перестройка нейральных связей. Это физиология. Если брать духовный опыт – это опыт смерти/возрождения с возможным выходом за пределы сферы материального мира. Пережившие трансфизический опыт никогда не возвращаются к прежней жизни.

Второй – человек попадает в невыносимые для себя условия. Все его силы и способности мобилизуются для выживания. Если время пребывания в пограничных условиях продолжительно, картина мира необратимо меняется. Соответственно, происходит изменение судьбы.

Третий вариант – человек ценой невероятных усилий перелепливает свою жизнь или применяет специальные техники, основанные на недоступных общей массе знаниях.

Не стоит надеяться, что, пройдя какой-то курс или тренинг, ты это сделаешь – поменяешь ценности, перепрошьешь свои программы и тому подобное. Возможно, если действительно поработаешь, у тебя получится. Возможно – нет. Все зависит от твоей целеустремленности и содержания тренинга.

Большинство авторов в лучшем случае дадут тебе приемы, эмпирически собранные психологами и психоаналитиками, энелперами и дианетиками. Так как их работа ведется по принципу черного ящика и основана на предположениях, прострелит у тебя или нет – дело случая.

Честно говоря, и я сам с этого начинал, с соответствующей результативностью.

О психологических штампах

Школы позитивной психологии или НЛП-миксы, например достигаторы (Тимур Гагин), вообще берут в качестве рабочей модели одни качества и опускают другие как несущественные и вредные.

Чтобы не быть голословным, привожу слова тренера достигаторства Светланы Пожаровой: «Для любви как отношений подойдет одно универсальное правило: ты мне – я тебе. Ты мне быт – я тебе поддержку. Я тебе заботу – ты мне материальный достаток. Ты мне общность интересов – я тебе принятие твоих “тараканов”».

Вот так жестко и цинично. Ни о каком духовном росте, альтруизме и так далее речи не идет. И это школа мастера НЛП международной категории. Модели менее компетентных и талантливых людей даже рассматривать не хочется.

Про всевозможных фантазеров другого перекоса, например а-ля «Секрет», сведших Вселенную к гипермаркету, а любовь – к валюте, мы уже говорили. Если ты пропустил это, пожалуйста: «Работает ли "секрет притяжения "?», «Секрет притяжения – белые пятна », «Как нас обманывают психологи – страшная правда о визуализациях ».

Причины низкой эффективности психотехник

Причин низкой эффективности приемов, созданных для изменения жизни к лучшему и тем более изменения своей судьбы, много. Одного их перечня хватит на огромную статью, поэтому мы остановимся на двух важнейших.

Первая причина – слабая вовлеченность. Человек надеется получить новую жизнь арифметически. Я остаюсь таким же, и мир остается таким же, но прибавляется то-то и то-то, а другое отнимается.

Нам почему-то не приходит в голову, что человек, уже имеющий нужное нам материальное положение и/или психические характеристики, совсем другой. По-другому оценивает мир, людей, себя, имеет другие приоритеты, радости и слезы, другие неведомые нам страхи и огорчения.

Арифметический подход не прокатывает. Каждое развиваемое качество исподволь меняет все остальное. Отказ от чего-то делает то же самое. Неосознанно мы знаем об этом и боимся неизвестности. Никто и никогда тебе не скажет, что на самом деле ты получишь в итоге.

Вторая причина низкого КПД существующих техник – неправильно расставленные акценты. Ты убираешь плохое в пользу хорошего и слабое заменяешь сильным. Как ты уже понял, по Гагину это будет одно, у Козлова – другое, а у позитивных психологов с эзотерическим уклоном, например Свияша, – совершенно иное.

На самом же деле нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Все эти определения рождены сравнением с кем-то или еще хуже с абстрактным каталогом качеств. Тот, с кем ты сравниваешь себя, – изначально совершенно другой. У него отличный от тебя рисунок генов и лабиринт судьбы.

Принять кем-то придуманные идеалы, сравнивать себя с ними, а потом страдать от несоответствия им (когнитивный диссонанс) – вообще признак инфантильности и умственной несостоятельности. Однако даже на вид вполне взрослые дяди и тети находятся под пятой запущенных давно и запускаемых сейчас мемов и не рыпаются.

Все эти равнения на успех, лафстайл и прочие выверты – всего лишь тренды, присущие нашему времени. Всего лишь мемы. Вчера одни, сегодня другие, завтра третьи. Все зависит от векторов общественного развития. Надо укреплять общество – больше коллективизма и морали, надо разрушать – эгоизма и гедонизма.

Еще раз повторю – нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Есть качества, чему-то мешающие, например обучению, общественному признанию или общению с противоположным полом, и качества, помогающие этому. В других обстоятельствах осужденные тобой качества востребованы и даже необходимы для выживания.

Надо не заменять одно другим, а НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ и УРАВНОВЕШИВАТЬ ПОЛУЧЕННОЕ. Таким образом происходят быстрые и ненасильственные изменения. Все видят результат, не замечая, какие рычаги и отвесы за ним стоят. Им этого и не нужно.

Главное понимать – все противоположности УЖЕ ЕСТЬ В ТЕБЕ, ничего принципиально нового ты не привьешь, это просто невозможно. Рыбы не скачут по деревьям, а кроты не парят в поднебесье. Из кувшина можно вылить только то, что в нем налито, и ни капли больше.

Системы координат

Отношение к жизни вообще можно уподобить фигурам в координатной сетке притязания – ответственность.

Притязания – сколько тебе надо от жизни.

Ответственность – кто отвечает за твою жизнь (в том числе счастье и успех).

Чтобы координатная сетка, в рамках которой фигурируют базовые психологические конструкты, стала совсем понятна, приведу примеры.

Получение материальных и прочих благ

Все люди в этом отношении делятся на несколько категорий:

  1. Те, кто идут и забирают блага; готовы жертвовать своими силами.
  2. Те, кто идут и ищут, у кого можно их отнять каким-то образом.
  3. Те, кто идут и ищут, у кого их можно выпросить.
  4. Те, кто надеются на авось и ждут, когда блага придут сами.

Соответственно, 1 и 2 расположатся в зеленом секторе ответственности, а 3 и 4 – в сером.

Одни, если есть минимум для выживания, предпочтут отдых работе. Другие не смогут довольствоваться этим минимумом и пойдут зарабатывать больше. Первые располагаются в сером секторе притязаний, вторые – в красном.

Если ты глубоко-глубоко проникнешься следующей мыслью, статья прочитана не зря.

Ты есть то, что можешь себе позволить!

Именно так и никак иначе.

Один может себе позволить жить в нищете и забываться в компании себе подобных за бутылкой, другой – нет.

Один может себе позволить ставить любого на место, другой – нет.

Один может претендовать на власть, другой – не может.

Психологи и коучеры обычно берут внешний вектор претензий и заставляют клиента работать именно с ним. Это очень тяжело и, как правило, дает короткоживущий результат.

Если отбросить наличие внутренних ограничивающих программ, то потому, что внутренний вектор не задействован.

Пролистни вверх и прочти о плохом и хорошем в тебе, о замене и акцентах. Уловил? Два вектора – два рычага. Начинаешь давить на один, не прикладывая сил ко второму, система накреняется, а потом приходит в равновесие. Обычно с побочным эффектом в виде депрессии и озлоблении на себя, психологов и весь мир.

Теперь рассмотрим матрицу притязания – ответственность подробней. Ты должен четко определить свое место в ней на данный момент.

Если отталкиваться от иллюзий – изменения будут иллюзорными.

Твое место в матрице

Матрица притязаний – ответственности в расширенном виде:

Прежде чем идти дальше, открою сразу неудобную для психологов и психотерапевтов тайну. Лет так эдак с 14-17, в зависимости от умственного развития и свойств нервной системы, наш базовый сценарий жизни уже закреплен. Разрушить его практически нереально и лучшее, что можно сделать, – косметический ремонт.

С 14-17 лет мы ничего не формируем и даже ничего не закрепляем – поздно! Все, что мы делаем, – осваиваем выбранное с рождения до 4-5 лет пространство.

Плохая новость

Хорошая новость

Успешным может быть каждый. Но не потому, что каждый может достигнуть всего. Кто так пишет, или лжец, или невежа. Все намного проще – меру успеха и что вообще им считать ты определяешь для себя сам.

От неуспешности и нереализованности страдают живущие по чужим лекалам.

Узнать, кто ты есть, проще простого. Для этого не нужно проходить тесты и медитировать. Достаточно честности.

Если объективности не хватает, можно использовать тест, взятый у Н. Козлова. (последний брал, вроде как, у М. Качалова). Хоть на него-то ответь, не кривя душой. Сначала ответь, а потом смотри результат. Записывай или помечай буквы – утверждения, с которым безоговорочно согласен.

А В наше время настоящая дружба встречается редко.
Б Я очень люблю Ее Величество ХАЛЯВУ.
А Я скорее погибну, но честь свою не уроню.
В Я готов делать неинтересную, но очень нужную для всех работу.
Г Стать богатым, сделав это своими руками, – вот самая прекрасная цель.
Б Я хотел бы попасть в авиакатастрофу, зная заранее, что останусь невредим.
В Если я получу большое наследство, то буду работать не меньше, чем сейчас.
Г Интересы моей любимой семьи – превыше всего.
В Я готов отдать свою левую руку, если это спасет жизнь сотне людей.
Г Я могу почти весь год копить деньги на классный отпуск.
А Я очень жалею всех бездомных животных.
Б Когда никто мне не помогает, я очень переживаю из-за этой несправедливости.
А Для меня самое главное в жизни - Свобода.
Б Я выбираю болеть за ту спортивную команду, которая обычно побеждает.
Г На тонущем «Титанике» я любой ценой попал бы в число спасшихся.
В Между достойным другом и недостойным братом, я выберу друга.

Расшифровка теста

Любой из этих представителей может быть ведомым или доминантом.

Основная часть здорового общества (около 80%) – потребители.

Матрица притязаний – ответственности (о которой мы сейчас поговорим) накладывается на матрицу благополучия – сценарий, закрепленный уже к 4-5 годам.

Эту матрицу мы обкатывали в статьях и тренингах. Синий сектор принадлежит психически здоровым счастливчикам, остальные секторы – всем остальным. Представителей синего сектора, как правило, 1-5%, в зависимости от формата общества.

Если у тебя возникло возмущение, читай статьи сайта, да и вообще материалы по психологии. Матрица показывает не то, что ты говоришь себе и другим. Она отражает позицию внутреннего ребенка.

Работать по этой матрице мы не будем, на то есть тренинги «Психодопинг » и «Рывок ».

Твои источники энергии

Сейчас много говорят об источниках энергии вдохновения и работы. Что только об этом не пишут, а по сути они целиком зависят от твоего места в приведенных матрицах.

Давай сразу условимся в понятиях. В психологии под источниками энергии понимают психические состояния, дающие мотивацию и влияющие на тонус. В этом ключе они и будут рассматриваться.

Сейчас модно рассуждать о ресурсных состояниях, давая этому термину совершенно разные и противоречивые определения. Сайты «про НЛП» и форумы пикапа, блоги психологов, саморазвивающихся юношей и просто любителей научить тому, о чем сами знают понаслышке. ?

Чтобы поднять тебе настроение, привожу пример одного из распространенных определений: «Ресурсное состояние (или – быть в ресурсе) – наличие физических, душевных и духовных сил, энергии для решения предстоящих задач». Как говорится, без комментариев!

Вспомни Хуана Матуса, он абсолютно правильно говорил, что для понимания чего бы то ни было требуется энергия сознания. Мало энергии – понимания не будет. Если перевести, это как мощность сигнала в нейросети и сложность нейральных связей, все становится ясным.

Для творчества энергии должно быть еще больше, если это творчество, а не его имитация.

Для решения задачек, подбрасываемых нам жизнью, требуется творчество и скорость. Мышления, принятия решения, отрывания своего зада для выполнения решения. Скорость – это энергия.

Изменить свою судьбу – это прежде всего энергетическая задача. Именно поэтому даже косметические изменения для большинства людей просто невозможны. Мы – каждый из нас – находятся на своем месте в матрице со всеми вытекающими в виде разделяемых иллюзий последствиями. Мы постоянно подпитываем свои сценарии через эмоции, мысли и поступки.

Сценарии требуют подтверждения, и мы их подтверждаем.

Подтверждение наших ценностей, стереотипов и комплексов требует энергии. Требует постоянно. Мы хотели бы изменить жизнь к лучшему, но на это просто нет сил. Ведь изменения требуют постоянства.

Утечки энергии

Когда мы находимся здесь и сейчас, наша энергетика стабильна. Иммунитет на максимуме. Хаотические токи не возбуждают мозг и нервную систему. Когда мы начинаем предаваться грезам наяву, мы включаем переживания. Частота колебаний сердца и биоэлектрики увеличивается. Появляются «белые шумы» в нейропередатчиках, надпочечники и прочее хозяйство выбрасывают гормоны, метаболизм меняется. Это физическая сторона. На уровне биоэнергетики мы начинаем строить фантом и усиленно накачивать его. Правда, чаще всего поддерживаем уже существующие – шаблоны. Если это переживания прошлого, именно туда и течет сила. Если переживания от несуществующих раздражителей, энергия просто рассеивается. Да и Бог бы с ней, но есть одно но…

Это энергия необходима как для поддержания физической формы (метаболизм и в частности регенерация), так и для внимания (способность конструировать из внешних сигналов образы мира и удерживать их) сознания. Сила нашей осознанности (от которой зависит полнота ощущения бытия) держится исключительно на энергии внимания.

А мы рассеиваем энергию и растим фантомы.

С точки зрения физики фантом – это участок самовозбуждений или пейсмейкер. Психология говорит о импринтах и сценариях, которые мы закрепляем стрессами любого рода. Последние – это просто отклонения от эмоциональной нормы. Говоря по-русски, мы способны запустить процесс, который сам себя питает. За наш счет, естественно. Встречаем сходный раздражитель и опять запускаем эту шарманку. Это обобщенная схема.

Источники ресурсов

Как ты догадался, речь пойдет не о еде, воде, кислороде и сне. Хотя последний попадает в сферу изменения судьбы, да только все, что связано с внутренними пространствами и психоэнергетикой, я рассматриваю в других разделах сайта.

Источником наших ресурсов являются состояния психики – страх, ярость, радость, смех.

Физиологически это определяется повышением и конфигурацией гормонального фона. В одних случаях выбросы адреналина, в других – норадреналина и серотонина и так далее. Рисунков биохимических коктейлей много, но сами они – следствие. Причина в сигналах нервной системы, а еще глубже – в алгоритмах работы разума.

О нем, а точнее его связи с нашим опытом мы и поговорим.

Цепочка повторений и поиск ресурсов

Ты озаботился изменением жизни – хочешь добиться всего и вся и по возможности очень быстро. Думаешь, дело только в «тараканах» в твоей голове. Вот возьму ментального дихлофоса, полью, они передохнут или разбегутся, вот тогда..! А что, собственно, тогда произойдет? Коллеги по работе сразу и скопом зауважают? Красавицы кинутся в объятия? Возьмешь джекпот по случайно купленному лотерейному билету? Что тогда?

Вот алгоритм будней: встал – собрался – поел – поехал на работу – отработал – приехал – отдохнул и поел – чуть развлекся – спать.

Могут быть нюансы, не спорю: общался с ребенком, выпил, побрехался с женой, посетил любовницу/ка, спорт или хобби, Дарова почитал опять же.

К чему это все? Не пытайся поймать меня в привычную колею. Я не про лафстайл и прелести фриланса говорю. Оставил эту тему молодым гуренышам Рунета. Наш разговор куда важнее и глубже. Речь идет о величине обода конкретно твоего беличьего колеса.

Стоп. Прочти еще раз. Мы сейчас поговорим о величине обода беличьего колеса твоей жизни. О его связи с ресурсами (состояниями сознания) и возможностью изменения судьбы. Возможностью столь грандиозной, сколь и простой.

Возможностью, о которой тебе не расскажут психологи, опирающиеся на штампы школ, подходов, иерархий.

Создавали прорывы такие, как Юнг или Бендлер. Удел прочих исследователей – застраивать коммуникациями, оставленные первопроходцами территории. Те же, с кем ты имеешь дело (психологи консультанты и коучеры), – этими коммуникациями пользуются. Чувствуешь разницу?

Посмотри на обобщенный таймлайн:

Горизонталь показывает время (t по оси x), вертикаль – яркость отпуска или иных незапланированных, но, безусловно, позитивных событий.

Не поленись, построй свой таймлайн ярких и счастливых моментов последних 3-5 лет, и ты выяснишь несколько печальных закономерностей:

  1. Всплески периодичны и стремятся к одному и тому же интервалу (поверь, это не от работы и климата зависит).
  2. Всплески стремятся к одной высоте по вертикали и с годами снижаются.
  3. С годами редеют.

Я хочу в ближайшее время дать совершенно новые инструменты убойной силы. Да вот загвоздка, воспользоваться ими смогут только хоть немного подготовленные читатели. Те, кто научился анализировать свою жизнь, используя предлагаемые мной статистические методы. Этот один из них.

Ты ищешь не просто острова приятных событий – ты, как кладоискатель, ищешь ресурсы. Не для того, чтобы вспомнить и поставить якорь или побаловаться прочими фишками НЛП. Ради этого я не стал бы огород городить и на 12 страниц Word раскатывать вводную.

Эта статья написана для практиков, которые все обдумают и в сухом остатке определят свое место в матрице притязания-ответственности, а также нарисуют таймлайн, потратив полчаса на приятные воспоминания. Для тех, кто подписался на рассылку и следит за анонсами, чтобы не пропустить следующую статью, в которой будут рассказаны законы, определяющие наше пространство свободы и что с этим можно сделать.

На этом круглюсь и желаю тебе хорошо и с пользой провести время!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

В жизни часто бывает так, что некоторое событие очень часто повторяется в нашей жизни. К примеру, это могут быть неудачные отношения, сценарий которых повторяется из раза в раз.

Опиши свою жизнь в виде истории. Вспомни все те моменты которые тебя не устраивают и определи некий сценарный процесс, который заложен во всей твоей жизни (которая касается одной из областей твоей жизни [например: отношения, любовь, секс] или жизни в целом) Определи свою роль во всем этом спектакле или романе. Можешь определить жанр пьесы. Определи главный действующих лиц в ней. Люди меняются, а роли остаются прежними. Пойми, каких людей ты привлекаешь в свою жизнь. И какова твоя роль во всей этой пьесе. Если у тебя были неудачные отношения. Просмотри всю свою жизнь со стороны: В какие моменты ты срывалась? Где у тебя возникало поведение, которое отталкивало людей, или где ты безосновательно рвала отношения или не могла решить каких-то проблем? Опиши, что общего в твоих моделях поведения и состояниях. Как одним словом ты бы мог(могла) себя описать: Я та, которая _____. Заполни пробел. Можешь даже подобрать себе символ той, кем вы являетесь по жизни. «Я та, которую всегда бросают», «Я та, которой пренебрегают». Или «Я та, которая побеждает по жизни». Варианты могут быть разными. Найдите свой сценарий, наиболее близкий к вам.

Если у вас выявился позитивный сценарий, продолжите фразу: «Я та, которая побеждает по жизни, НО ….» Добавьте слово «НО» и продолжите. К примеру: «Я та, которая побеждает по жизни, НО людям вокруг меня разбегаются в разные стороны.» Так вы выявите негативный аспект сценария.

После чего подключите свою фантазию: Вы тот человек, который может переписать любую историю. Возьмите листок бумаги и ручку. Перепишите полностью свой сценарий, как если бы он был таким, каким вы всегда хотели видеть свою жизнь. Не ограничивайте себя ни в чем. Пофантазируйте, насладитесь этим процессом. Запишите все мысли, все идеи: Какой бы вы хотели видеть свою жизнь и свой сценарий вместо того, который выявился. Перепишите все что вам хочется: свой главную роль. Главных героев, второстепенных героев, лучшие развязки. Возможные новые модели поведения и состояния. Истории побед. Истории свершений, истории дружбы и любви. Все в ваших руках. Перепишите свой сценарий и воображайте, как все могло бы быть.

А затем виртуально проживите эту новую жизнь. Тем самым ты перепишешь свой сценарий и уже начнешь совсем новую жизнь. Продолжай переписывать некоторые негативные моменты свой жизни и ты увидишь, что ты начинаешь жить совсем в другом, более лучшим мире.

О написании игрового сценария часто говорят, что "написание - это переписывание". Вы иногда можете слышать об успешном фильме, основанном на сценарии, который написали за пару недель. Более типичный случай - это знаменитый фильм с Томом Хенксом "Изгой", работа над которым длилась 5 лет, сценарий был переписан 250 раз, прежде чем был доведен до совершенства и превратился в успешный фильм со множеством наград.

Кинематографисты должны принять тот факт, что чем больше они будут заниматься переписыванием сценария, тем лучше он будет становиться, - только если делать это правильно.

Если вы хотите сделать совершенным свой сценарий, написанный в первый раз, то вы никогда это не закончите. Как только вы обозначили действующие лица и сюжет истории, дальнейшие ваши коррективы будут только в деталях и мелочах. Это занимает от 2 до 4 недель. Если вы обнаружили, что потеряли нить и растеряны, то вы врядли сможете завершить работу с хорошим результатом. Попробуйте сделать шаг назад, прежде чем продолжать.

У вас в руках есть первый вариант вашего сценария? Поздравляю вас! Возьмите пару недель отдыха.

Серьезно! Вам нужно время, чтобы очистить разум и посмотреть после на вашу работу свежим взглядом, прежде чем начинать первое переписывание сценария.

Только если у вас нет помощника по написанию, настоятельно не рекомендую вам показывать ваш первый вариант кому бы то ни было. Найдется много опечаток и мелких недоработок, которые не понравятся читателю, не посвященному в творческий процесс. Вы можете приберечь их мнение на потом, когда уже переработаете сценарий до того уровня, на который вы способны.

Не показывайте ваши работы окружающим, пока не выполните некоторые шаги, приведенные ниже. А затем показывайте только тем, кто поймет, что это рабочий процесс. Скажите им, что это только первый вариант. Профессионалы так и делают. Прежде чем объявить о том, что у них на руках есть первый вариант сценария, они переписывают его множество раз.

Переписывание сценария

Переписывание сценарие само по себе уже искусство. При работе сценаристов над проектом это требует специальный склад ума и способностей. Это очень важная составляющая процесса кинопроизводства.

Большинство начинающих сценаристов представляют, что переписывание заключается в перечитывании сценария строчка за строчкой и исправлении грамматические ошибки и опечатки. После пары подобных прочитываний это их утомляет, а сценарий по-прежнему никуда не годится. Переписывание вашего сценария займет время, но вы можете выполнить это так быстро, как это возможно, и, что более важно, сумеете внести значительные исправления, если будете следовать некоторым советам.

Чтобы суметь повысить эффективность во время вашей работы над сценарием, нужны организованность и обзор картины в целом. Работайте над теми элементами, которые могут повлиять на наибольшую реструктуризацию сценария, и по нисходящей переходите к менее важным и глобальным деталям, на уделение внимания которых достаточно пары слов.

В любой момент можете взять перерыв в несколько дней, если чувствуете, что вам необходим отдых и свежий взгляд на вещи. Затем переписывайте сценарий так, как это делают профессионалы. Отметьте ряд шагов в вашей работе, каждый раз концентрируясь только на одном или двух элементах. Обратите внимание на каждый пункт приведенного ниже списка, и продумывайте эти пункты, проходя по сценарию каждый раз. Вероятно, прежде чем перейти к пункту 7, вы сделаете лишь некоторые заметки. Вам необходимо время, чтобы обдумать все и принять необходимые изменения.

  1. Является ли герой действительным героем , а злодей - настоящим злодеем ? Так ли это очевидно? Являются ли они действительно энергичными, умными и обворожительными персонажами, и достойны ли они друг друга? Осуществляет ли герой в конце настоящий подвиг или значимые действия? Вашему зрителю будет не интересна банальная мягкая концовка. Перепишите героев и злодеев, пока они не станут достойными восхищения.
  2. Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным? Имеются ввиду вопросы жизни и смерти, а не какие-то мелкие недоразумения. Они оба хотят что-то, нуждаются в чем-то, но не могут заполучить это одновременно. Перепишите это, пока ваш конфликт не затронет вас эмоционально.
  3. Являются ли действующие лица интересными, реальными, энергичными, правдивыми и последовательными? Final Draft позволяет вам сформировать отчет любого отдельного персонажа, увидеть список диалогов, где участвует лишь этот человек. Когда вы читаете диалоги с каждым персонажем вслух, действительно ли они правдоподобны и соответствуют тому, с кем и о чем они говорят? Отличается ли отдельный персонаж чем-то от остальных? Достаточно ли раскрывается сущность персонажа, чтобы читающий смог определить пол, уровень образования, социальный статус, где он вырос и примерный возраст человека, только на основании данного сценария? Перепишите диалоги, пока каждый ваш персонаж не станет уникальным и однозначным.
  4. Являются ли второстепенные персонажи такими же правдоподобными и уникальными в своем роде, как главный герой или злодей? Никогда не описывайте персонажей обобщенно. Вместо варианта МИЛИЦИОНЕР №1 лучше написать НИКОЛАЙ ИВАНОВ, 50-летний полный милиционер с двумя детьми, учащимися в университете, и у которого есть секрет, любовница. Все это вряд ли всплывает в вашей истории, но наличие подобных описаний личностей, даже второстепенных героев, сможет обогатить ваш рассказ и сделать диалоги и действия более правдивыми.
  5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А теперь какая сцена худшая ? Вырежьте ее. Если сцена скучна, то исправьте это или вовсе удалите ее, а то, что необходимо, поместите в другой сцене. Одна слабая сцена делает слабым и менее впечатляющим весь сценарий. Удалите слабое звено в цепи, и цепь становится сильнее. Когда текущая сцена исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным.
  6. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей? В общей сложности, мотивов должно быть 3 или более. Возможно, это вопросы власти, силы, жизни и смерти. Правдоподобно ли эти идеи раскрыты? Возникают ли конфликты при решении данных проблем?
  7. Теперь пройдитесь по тексту снова и перепишите сценарий первый раз , основываясь на заметках и записях, которые вы сделали до этого. Киноценарии - это детальный план для построения вашего кинопроекта. На этом этапе не стоит бояться существенно изменить ваш рассказ. Чтобы была возможность вернуться назад, сохраняйте предыдущие версии.
    ---
  8. Является ли ваша история в плане эмоций настоящими "американскими горками" от начала до конца? Просто, когда в сюжете страсти утихают, должно произойти что-то новое, чтобы снова возникла напряженность. Перепишите и переместите сцены так, чтобы не было безжизненных эпизодов.
  9. Соответствуют ли предложения темпу вашей истории, разная ли длина предложений? Для быстрых сцен предложения должны быть краткими и сбивчивыми. Для медленных действий - длинными и более содержательными.
  10. Удалите все прилагательные, наречия, предложения и параграфы, которые не являются абсолютно необходимыми. Вашей аудитории не удасться увидеть словесные картины, которые вы изображаете в своем тексте, поэтому ваша идея должна звучать как можно более компактной и емкой.
  11. Есть ли среди ваших персонажей те, кто находится постоянно под стрессом и им в каждой сцене что-то требуется ? Даже если персонажу нужен стакан воды, вы должны предоставить мотивы, какие-то действия и устремления. Продолжайте переписывать.
  12. Прочтите первое предложение на первой странице. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Переписывайте, пока у вас не возникнет такое желание. Прочтите первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу? Продолжайте переписывать, пока не добьетесь этого. Если бы вы не были автором этого текста, заинтересовал бы он вас? Сравните ваш сценарий с вашими любимыми и лучшими сценариями, рассказами. На самом деле ли вам нужно это медленное вступление, или лучше перейти к первой большой захватывающей сцене, а медленную сцену поставить позже? Начинается ли ваша история и каждая сцена в ней в то самое время, которое вам кажется наилучшим? Завершается ли каждая сцена тем моментом, который предопределяет главную идею?
  13. Попробуйте поменять порядок слов в предложении, чтобы посмотреть, будет ли оно звучать лучше и более естественно. Зачитайте их вслух. В Final Draft есть опция зачитывания текста вслух. Голос механический и весьма плоский, но это то, что вам нужно. С хорошим озвучиванием ерундовый текст может хорошо зазвучать. Если ваш сценарий захватывающий, и диалоги, воспроизводимые компьютером, хорошо звучат, только вдумайтесь, как хорошо это может звучать, когда это зачитывают профессиональные актеры.
  14. Уберите ваши "детища" . Ваши любимые сцены и образы, которые вам безумно нравятся, вероятно, не подходят для вашего сценария. Часто первые образы, которые приходят на ум при формировании идеи к фильму, в результате оказываются неуместными в итоговом сценарии. Творцы часто защищают свои "детища" независимо от того, наскольно ужасны и неподходящие они на самом деле. Если сцена не является абсолютно обязательной, ее нужно убрать. Все профи знают, что любимые сцены обычно удаляются.
  15. Если ли места, где на протяжении 2 страниц не происходит ничего визуального ? Перепишите этот кусок, добейтесь, чтобы что-то происходило. Кино само по себе - это движение. После 2 минут просмотра разговаривающих лиц фильм наскучит зрителю, независимо от того, насколько интригующи диалоги. Представьте 14-летнего мальчика с синдромом дефицита внимательности. Если вы сумеете задержать его внимание на протяжении всего периода болтовни, значит у вас все хорошо. Подложите бомбу под стол, за которым герой беседует с Андре ("Мой обед с Андре"), и зрители не найдут себе места на своих креслах.
  16. Если один из героев говорит в диалоге более, чем 3 предложения, сокращайте текст. В реальной жизни никто не даст вам говорить так много, не прервав вас, либо не переключившись на что-то другое. Перепишите сценарий так, чтобы каждые несколько предложений было прерывание или параграф действий.
  17. Является ли начало вашего фильма самым интригующим началом из всего, что вы когда-либо видели? Проходит ли оно "попкорн" тест, когда зритель так взволнован начальными сценами, что забывает, что собирался выйти и купить себе попкорна, пока идут титры?
  18. Является ли концовка фильма логичным завершением истории? Не обязательно финал должен быть счастливым, но он должен быть четким и точным. Даже когда в фильме нет победителей, переписывайте сценарий до тех пор, пока не будет сомнений, где ваши герои оказываются, и какие события и дела ждут их. Что почувствует зритель, когда увидит ваш неожиданный конец? Вы - рассказчик. Вы должны контролировать ситуацию с вашими зрителями.
  19. Используете ли вы правильные слова, надлежащую грамматику и правописание ? Этот момент является менее важным, нежели сильная история, поэтому этот пункт указывается в конце списка, однако он также важен. Если в вашем тексте присутствуют слабые фразы, неточные формулировки, неподходящие конструкции, исправьте это. Позже вы можете привлечь друга, хорошо владеющего правилами правописания, чтобы он перепроверил вашу работу.
  20. Выполните исправления по всем остальным заметкам, которые у вас остались, и отложите на пару недель работу в сторону. Когда ваша голова освежится, вернитесь и заново прочтите свой сценарий. Начните с первого шага и снова проработайте все пункты. Перепивывайте, исправляйте все, что мешает зрителю полностью погрузиться в вашу историю.

Примите поздравления! Вы закончили с переписыванием, но это еще не все. Теперь у вас есть "первый вариант", который можно показать вашим наиболее заинтересованным друзьям-читателям, чтобы получить отзывы. Обсуждайте с ними по-одиночке, чтобы у вас была возможность обдумать, учесть все интересные предложения и переделать текст до того, как текст прочтет следующий критик.

Не оспаривайте никакие предложения, которые люди вам дают. На данном этапе не стоит пользоваться фразами типа "Да вы не поняли... Я пытался тут показать, что...". Если читатель не понял ваш замысел, значит, проблема в недостатке ясности описанной мысли, а не в читателе. Не оправдывайтесь, не извиняйтесь. Просто слушайте и делайте заметки, которые будете вносить в следующей версии сценария.

Если человек действительно хочет услышать ваше объяснение чего-то, дождитесь, когда все предложения и советы будут высказаны. Избегайте каких-либо действий, которые могут прервать поток идей со стороны критика и поменять их первоначальное впечатление.

Ведите себя вежливо, записывайте все, что они говорят, стимулируйте их к более подробным комментариям, добейтесь от них наиболее искреннего мнения. Затем уединитесь и тщательно обдумайте все, что было высказано, прежде чем у вас появится время ощутить собственный провал и осознать, что им не понравилось практически каждое слово в вашем сценарии.

По сути, если ваш читатель очень впечатлен, либо ему крайне не понравилась ваша работа, это хороший знак. Если их реакция слабая, значит, вы не смогли передать эмоции в должной мере, и это большой минус. Основное правило в кинопроизводстве - это то, что ваша сценарий должен быть впечатляющим, и в противном случае не ограничивайте количество и глубину исправлений в тексте. Найдите историю получше.

Сценарий готов

Если вы прошли все шаги переписывания сценария, получили отзывы ваших читателей, значит, ваш сценарий готов. Серьезно! Можете расслабиться.

Если вы получили отличные отзывы, то можете переходить к следующим шагам, превращая рассказ в отличное кино. Если отзывы не достаточно хороши, отложите сценарий в ящик, и возьмитесь за новые идеи.

Многие сценаристы застревают в своей работе, думая, что некоторые исправления в их посредственном сценарии смогут сделать его Отличным сценарием. Не попадайтесь в эту ловушку. Переходите к новому проекту. У вас есть масса отличных идей, готовых быть раскрытыми. Дайте шанс и им.

Практика доводит до совершенства

Некоторые сценарии просто не созданы, чтобы стать успешными, независимо от того, сколько усилий вы приложите в их переписывание.

Дов Сименс любит говорить: "Ваш первый сценарий - это чушь собачья! Любой первый сценарий - это чушь собачья!"

Он прав. Мы все обожаем наши первые творения, и мы не способны объективно оценивать его. Когда вы закончите писать свой первый рассказ, последуйте совету Дова и сожгите сценарий. В конце концов вы поймете, насколько ужасен он был, когда вы напишите пару новых работ, и когда у вас за плечами будет уже некоторый опыт. Хорошим кинематографистам присуща объективность в своей работе.

Сценаристы и писатели не начинают заявлять о себе и своих талантах, пока не напишут свою 5-ю или 6-ю работу. Переписывание улучшает сценарий, но лишь написание новых сценариев сделает вас профессионалом. Если сценарий, над которым вы закончили работать, не вызвал восторга у всех, кто его прочитал, просто отложите его в сторону.

Если вы не верите, отправьте ваш драгоценный сценарий на оценку профессиональному Голливудскому чтецу. Их вы можете найти в профессиональных журналах или на сайтах. Это будет стоить вам немалых денег, но вы получите настоящий, качественный и объективный отзыв от человека, прочитавшего тысячи сценариев, и знает, какой сценарий можно назвать Отличным.

Не пытайтесь сотрудничать с некоторыми персонами, предлагающими долгосрочные и дорогостоящие программы консультаций. Они будут уверять вас, что сценарий великолепен, за исключением некоторых нюансов, которые только они способны исправить.

Пройдут годы, десятки мелких нюансов будут исправляться, и уйма денег уйдет на переписывание, после чего вы все еще будете исправлять последние неточности. Вместо того, чтобы тратить годы на доработки, вы можете делать лишь одну вещь, которая сможет реально усовершенствовать ваши способности. Просто пишите новые сценарии.

Практика доводит до совершенства. Большинство сценаристов, пока не напишут несколько полноценных сценариев к художественным фильмам, либо равнозначных рассказов и коротких повестей, даже не пытаются заявить о себе и своих способностях.

Если вы все еще не верите, отправьте мне пару тысяч долларов, и я расскажу вам, насколько замечателен ваш сценарий, за исключением некоторых деталей, которые я могу поправить.