История возникновения нового года для детей. История возникновения праздника Новый год на Руси. занимательные факты (средняя группа) на тему. История появления праздника

Волшебный Новый Год… Его ожидание — это ожидание сказки, нового этапа жизни, новых начинаний. И этому прекрасному чувству подвержены как дети, так и взрослые. Этот необыкновенный день — один из самых значимых в году, без преувеличения самый большой праздник. И чтобы по-настоящему понять, по какому же поводу вся эта предновогодняя суета, все эти нарядные люди, щедрые столы, сверкающие елки и гирлянды, стоит знать историю этого праздника. Особенно важна история Нового Года для детей, которые с особым нетерпением ждут его и всегда открыты новым знаниям. Узнав историю этого торжества, детишки с еще большим трепетом будут готовиться к нему и ждать того самого чуда, в которое всем нам хочется верить…

Наверняка, это еще и самый любимый праздник детворы. После дня рождения, конечно же. Но день рождения — личный праздник именинника, а новогодняя эйфория охватывает всех окружающих, витает в воздухе, поэтому эта ночь кажется такой сказочной.

Точной даты начала его празднования никто не знает. Помимо того, что он самый популярный, это еще и самый древний праздник. А начали его отмечать еще тогда, когда люди заметили, что поры года меняются, за весной наступает лето, за летом осень, и так далее по кругу. Но ведь должно же быть у этого круговорота начало!

Древние жители Руси заметили, что после длинной морозной зимы природа оживает, возрождается, и решили, что это и есть начало года, именно поэтому изначально Новый Год отмечали 1 марта. Позже его начали отмечать в начале осени — первого сентября, когда завершались все основные полевые и огородние работы. Осенний новогодний праздник пришел на Русь после принятия христианства.

У каждого народа свои традиции, и древние египтяне отмечали Новый Год в ту пору, когда разливался Нил, ведь они всегда страдали от засухи и разлитие Нила было настоящим благословением для земледельцев.

Древние кельты — одни из прародителей современных европейцев, отмечали Новый Год в конце октября, когда все садово-полевые работы уже были завершены, световой день сокращался, природа замирала, готовясь к зиме. Они верили, что в этот день открывается дверь в мир духов, и те могут проникнуть в мир живых. Кельты верили, что духи настроены враждебно по отношению к живым, поэтому отгоняли их от своих жилищ кострами, факелами. Сами же кельты собирались в группы и устраивали шумные гуляния — правда ведь чем-то эта традиция напоминает современное празднование Нового Года?

Стоит отметить, что и сегодня Новый Год отмечают в разных странах по-разному, далеко не везде его празднуют в ночь с тридцать первого на первое.

Окончательную же современную дату празднования утвердил Петр Первый в начале восемнадцатого века, а именно в 1700 году.

Дело в том, что Петр Первый старался много обычаев перенять у европейцев, поэтому и дата празднования Нового Года к нам пришла из Европы. Помимо даты, он перенял также традицию наряжать елку шариками и гирляндами. Но об этом чуть позже.

Своим указом Петр Первый велел собираться вместе и отмечать наступление начала года, а еще — палить из пушек. Такая стрельба стала прототипом современных салютов, без которых не обходится ни одно крупное торжество, в том числе и новогодняя ночь.

В Европе же традиция празднования начала года 1 января была введена древне римским правителем Юлием Цезарем, вместе с его новым календарем, который впоследствии был назван юлианским.

В Древнем Риме в этот день почитали двуликого Януса — древнеримское божество. Люди приносили ему жертвы, принято было начинать новые дела — отсюда и наша современная традиция планировать новые свершения на начало года.

Двуликий Янус назван так потому, что имел два лица: одно из них смотрело в прошлое, а второе в будущее, поэтому его образ символизирует грань между двумя годами.

Также в честь Януса был назван первый месяц года — январь.

Но вернемся к нашим прародителям — славянам. В тот период, когда они отмечали начало года весной, был у них и зимний праздник — Коляды. Отмечали его не один день, а целых десять — начинали с 25 декабря, и заканчивали 6 января.

Поводом такого празднования было начало увеличения светового дня, ведь самый короткий днем в году 21 декабря — день зимнего солнцестояния, после которого день начинает постепенно увеличиваться, а ночь — уменьшаться. Видимо по этому признаку наши предки определяли время наступления Нового Года. Такие изменения в продолжительности светового дня говорили о том, что зима не вечна, до весны осталось не так уж и много, а значит природа снова начнет оживать, начнется новый отсчет времени.

Сегодня 25 декабря — Рождество в западных странах, а 6 января — святки, после которых наступает наше Рождество, а затем и Старый Новый Год. Новогодние и рождественские праздники практически слились воедино и весь период от конца декабря до середины января или даже до Крещения — один большой повод для веселья, для того, чтобы ходить в гости, дарить друг другу подарки, поздравлять теплыми словами.

Новогодние традиции

Это то, что повторяется из года в год, принося празднику особый настрой, вот то самое сказочное ожидание, ведь ребенок знает, что его ждет подарок под елкой или в сапожке — это и есть традиция.

У каждого народа они свои, да и со временем традиции меняются. В некоторых странах они довольно интересные и непривычные для нас. К примеру, многим известна привычка итальянцев выбрасывать все старое и ненужное в новогоднюю ночь через окно, в том числе и такие крупногабаритные предметы, как мебель, поэтому в Италии ночью под окнами лучше не ходить) Для самих же итальянцев это повод освободить в доме место для чего-то нового.

У соседей итальянцев — испанцев, принято под бой курантов съесть 12 виноградин — одна ягода под каждый удар часов. Такой обычай, по их мнению, приносит удачу и благополучие на все предстоящие 12 месяцев. Первый раз испанцы начали поглощать виноградины в год, когда этих ягод уродилось слишком много, но традиция прижилась и существует уже более ста лет.

Также интересный обычай существует в Болгарии, где после боя курантов выключают свет и все целуются.

Глава семейства в Греции в новогоднюю ночь выходит во двор и разбивает об стену спелый гранат. Считается, что рассыпавшиеся зерна символизируют достаток и счастье в предшествующем году, а значит, чем их больше, тем лучше.

Гости же в Греции несут с собой в подарок хозяевам камень. Причем, чем камень больше и тяжелее, тем лучше, ведь он символизирует кошелек хозяев в следующем году.

У нас же традиции Нового Года хоть и не такие экзотичные, но приятные и привычные. Даже дети знают, что в новогоднюю ночь принято щедро накрывать стол, приглашать гостей или самим идти в гости к друзьям, родственникам. Также в канун Нового Года стараются отдать все долги, простить все обиды, чтобы вступать в следующий год с чистой душой и совестью.

А еще Новый Год у всех ассоциируется с ароматом мандаринов, вкусными шоколадными конфетами, яркими гирляндами и хлопушками — а ведь это тоже по сути традиции, повторяющиеся из года в год.

Еще одна приятная новогодняя традиция — наряжать елку. В этом действе принимает участие вся семья, подобные занятия очень сближают родных людей, создают особую атмосферу в доме.

Символы Нового Года

Существует немало образов, предметов, которые ассоциируются с главным зимним праздником и рассказывать о всех них можно бесконечно. Кроме того, в каждой стране и даже в каждой семье могут быть свои новогодние символы. Рассмотрим лишь основные из них, но самые главные: пушистую нарядную елочку и доброго Дедушку Мороза с его внучкой Снегурочкой.

Елочка

Без этого ароматного деревца трудно представить себе зимние торжества. Вокруг нее водят хороводы, под ней находят подарки детишки, а ее нарядные ветви радуют глаз всей семьи.

Как уже писалось выше, ввел традицию украшать дом хвойными ветками Петр Первый, переняв ее у европейцев. Саму же елку в дом начали вносит гораздо позже — уже во времена Советского Союза.

Но на самом деле еще задолго до правления Петра наши предки наряжали дерево к Рождеству. Именно это дерево и считается прародителем современной елки.

Тогда не было блестящих шариков и гирлянд, изначально на рождественском дереве были только яблоки и свечи. Позже на дерево начали вешать сладости и орехи для детей, а потом уже и различные украшения.

Сегодня ароматную елочку или сосну все чаще заменяют искусственным деревцем, что в некоторой мере правильно, ведь ежегодно к новогодним торжествам приходится вырубать много деревьев, которые впоследствии оказываются выброшенными в мусор, хотя могли бы еще долго украшать лес и производить кислород.

Но есть альтернатива и для тех, кто природу любит, а искусственные деревья не приемлет — новогодние деревья в горшках. Удовольствие это не из дешевых, но праздничная атмосфера, знакомый хвойный аромат в доме обеспечен, при этом дерево остается живым.

Дедушка Мороз со Снегурочкой

Знакомы каждому ребенку с самого раннего возраста. Без них не обходится ни один утренник, их прихода ждут с нетерпением, ведь сказочный дедушка со своей внучкой приходят не с пустыми руками — они одаривают детишек подарками, сладостями, фруктами в благодарность за рассказанный стишок или спетую песенку.

О происхождении образа Деда Мороза до сих пор спорят историки, существует несколько версий, но точно известно одно — образ этот сказочный. Но ведь главное не это, главное, что он из года в год радует детвору.

А вот с происхождением Снегурочки все не так сложно. Первый раз про нее написали в пьесе-сказке и этот образ так понравился, что со временем обрел популярность и актуален до наших дней.

Интересно, что в разных странах есть свои деды морозы и называются они по-разному, но суть их одна — это добрый старик, который приносит детям подарки.

А вот еще немного о символах в видео:

Новый Год и дети

Зимние праздники традиционно считаются семейными, отмечать их принято в кругу семьи. Готовиться к новогоднему веселью также лучше вместе. Пусть у деток пока не все получается и елку с ребенком приходится наряжать дольше, чем обычно, а салат, который помогала делать дочь, не так наряден и аккуратен, как в прошлые годы, но те ощущения, которые вы подарили детишкам совместной подготовкой — бесценны. Благодаря таким занятиям и передаются из поколения в поколение новогодние традиции, главная из которых — собирать все семейство под одной крышей для совместного празднования главного праздника года!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Классный час содержит в себе презентацию,которая необходима для его проведения.

Цель: пропагандировать традиции и обычаи нашей страны, помочь детям осознать значение семейных праздников.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с традициями Нового Года в разных странах мира;
  • способствовать развитию коллективного творчества, коммуникативной, познавательных интересов, творческого мышления;
  • воспитывать трогательные чувства к традициям народных праздников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Новый Год без забот!».

Ход классного часа

Организационный момент

Добрый день, ребята! Надеюсь вы хорошо и весело провели новогодние каникулы? Дружно всей семьей отметили новогодние праздники. А какой Новый Год без снега и снежинок? По пути к вам я собрала самые красивые снежинки, чтобы у вас появилось новогоднее настроение. Пусть каждый выберет снежинку, которая ему понравилась. Те ребята у которых снежинка с красной ленточкой пересядут за первый стол, а те у кого синий за второй. Ну что, вы, наверное, уже сами догадались чему будет посвящен наш классный час?

(Ответы детей).

Совершенно верно, сегодня мы с вами будем говорить о таком празднике, как Новый год! Мы с вами вспомним традиции, обычаи встречи Нового Года на Руси, а также традиции Нового года в разных странах.

Волшебный праздник

Ребята, а вы знаете когда отмечали Новый год на Руси?

(Ответы детей).

Новый Год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. А вот зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году.

Царь Петр издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки зажигали огни и свечи.

Ребята, а как вы празднуете новый год?

(Ответы детей).

С тех пор прошло много веков, но мы до сих пор следуем указу Петра, отмечаем любимый праздник.

А как вы думаете в других странах отмечают Новый год и когда?

(Ответы детей).

Например, в Италии начинается шестого января. В новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Жители Древнего Рима отмечали Новый год в начале марта. Во время праздника царь на несколько дней покидал город, а народ веселился и делал все, что хотел. Однако, когда царь возвращался обратно в город, народ приступал к работе. Так каждый год люди начинали жизнь «с чистого листа». Во Вьетнаме Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. Вьетнамцы разжигают в парках, садах или просто на улицах костры, у которых собираются по нескольку семей; на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются обиды. В разных странах разные обычаи, но объединяет их то, что Новый год встречается как добрый праздник, праздник мира и радости.

А кто главный герой Нового года?

(Ответы детей).

А вы знаете, что Дед мороз в каждой стране называется по-разному. В Америке, Канаде, Нидерландах и некоторых других странах он известен как Санта-Клаус. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы носит красную куртку и колпак.

Англо-Саксонский коллега носит имя «Father Christmas». Он носит мантию, украшенную плющом и падубом, держит в руках хлыст и мешок с игрушками. Для того, чтобы получить от него подарок, недостаточно весь год быть паинькой. Необходимо также написать ему письмо с перечислением желаемого и бросить в огонь. Дым из трубы доставит список прямо по назначению. А подарки дети находят в рождественское утро в своих чулочках, предусмотрительно оставленных с вечера у камина.

Ребята, вот незадача, пока я готовилась к классному часу, я перепутала все элементы одежды русского Деда Мороза и американского Санта – Клауса. Давайте вы попробуете все исправить.

(Ребята получают конверты с костюмами Деда Мороза и Санта-Клауса).

Молодцы, вы все справились с заданием. За это вы получите елочный шарик.

Ребята, а какой же Новый Год без праздничных поздравлений? Вы, наверное, тоже в ваших семьях желаете друг другу всего самого наилучшего. А ведь это тоже древняя традиция желать всего самого хорошего в Новый Год. Во всем мире люди под бой курантов поздравляют друг друга, говоря самые искренние слова, иногда даже стихами. Давайте и мы с вами попробуем поздравить друг друга стихами. Вы получите одинаковые четверостишья, в которых не хватает последних строчек. Вы должны подобрать рифмы, чтобы у вас получилось законченное стихотворение.

Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
………………
Шарики, хлопушки.

(Пока обучающиеся сочиняют последние строчки стихотворения играет музыка «Метель»).

Вы не заметили что то у нас повеяло холодом. Конечно, ведь на новогодние праздники в России всегда стоят морозы. А вот в других странах мира Новый год может быть и таким.

(Слайды на экране).

Но мы с вами живем в России и поэтому нам не обойтись без теплых варежек. От самого слова «варежка» веет теплом и уютом, а слово с древнерусского переводится как «защита».

Для знатных и богатых людей варежки были модным и дорогим аксессуаром. Их украшали дорогими мехами, кристаллами и вышивкой. Особенно редкие экземпляры передавались из поколения в поколение. А вот для крестьян варежки – рукавицы нужны были для работы, поэтому они были прочные и удобные.

(Слайды крестьянской варежки и богатой).

Давай те, мы с вами разомнемся и поиграем в игру «Варежка». В этой коробке я приготовила для вас варежки. Но кому то из вас варежки не хватит. Под музыку вы движетесь вокруг коробки, как только музыка остановится вы должны успеть взять одну варежку для себя. Тот, кому не достанется варежка, выбирает любую у другого участника, забирает ее и садится на свое место. Остальные складывают варежки снова в коробку и продолжают игру.

Ну что, ребята, размялись, согрелись, а теперь садимся на свои места.

Скажите мне, пожалуйста, а вы верите в чудеса, которые случаются на Новый Год? Я тоже верю, хоть я и взрослый человек.! А чудеса случаются не только в Новый Год, но и приходят к нам вместе со сказкой. В моей семье до сих пор существует традиция читать волшебные сказки. Наверное, и ваши родители читали вам сказки на ночь. Посмотрите сколько написано красивых новогодних сказок (название книг). А в 20 веке сложилась еще одна хорошая традиция – смотреть художественные фильмы и мультфильмы, которые любят и дети и взрослые.

Я вам предлагаю посмотреть кадры из известных фильмов. Попробуйте угадать их название.

(На экране кадры из мультфильмов).

Ребята, мы забыли с вами про главную новогоднюю традицию – наряжать елку на Новый Год.

Как здорово, когда все члены семьи вместе наряжают новогоднюю красавицу. Ребята, а почему именно ель выбрали символом Нового года? Конечно, но не только поэтому. Ель на Руси считалась символом верности и долголетия. А первыми игрушками на елке были картофель и яблоки, которые серебрили и золотили. (показать в фольге). А потом елку стали украшать различными лакомствами: орехами, конфетами, баранками.

А как вы украшаете в своих домах елку? Давай те и мы не будем нарущать эту новогоднюю традицию. Все шары, которые вы заработали в конкурсах мы повесим на нашу елочку.(Подводятся итоги конкурсов).

Смотрите, даже здесь произошло новогоднее чудо! Обе команды заработали одинаковое количество шаров. Но соблюдая старинный обычай мы украсим нашу елочку не только шарами, а так же баранками и конфетами. Вот какая елка у нас получилась!

  1. Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. (Вьетнам)
  2. Он носит мантию, украшенную плющом и падубом, держит в руках хлыст и мешок с игрушками. (Father Christmas))
  3. Как зовут европейского Деда Мороза? (Санта Клаус)
  4. Благодаря кому на Руси появилась традиция встречать Новый год 1 января? (Петр 1)
  5. Первыми игрушки на елке были (картофель и яблоки)

А под елочкой как и принято в Новый год обязательно должен быть подарок. Угощайтесь! А я желаю вам чтобы вы каждый Новый Год встречали в окружении самых любимых и близких для вас людей, чтобы в ваших домах всегда царило сердечное тепло и согласие. Мне было очень приятно работать с вами. Надеюсь, что вам тоже понравилось. Ребята, кому понравилось наше мероприятие возьмите свою снежинку и повесьте ее на нашу елочку. Всего доброго. До свидания!

Валентина Серегина
«История праздника Новый год» Как рассказать детям о празднике Новый год

Что же это за праздник Новый год ?

В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожидаемые подарки. Но если спросить у Деда Мороза, почему под Новый год он появляется в каждом доме и устраивает такой чудесный праздник всем нам и нашим деткам, то он расскажет вот такую историю :

Все страны на Земле один раз в году отмечают этот сказочный праздник , и все дети без исключения любят и очень ждут его. Оказывается, Новый год приходит в разные страны не в одно и то же время : где-то летом или осенью, а где-то зимой, как у нас в России.

Новогодний праздник – это праздник солнцестояния и берет свое начало из древнейших времен, когда считалось солнце главным божеством, дающим жизнь растениям, животным и человеку.

Когда наступали самые короткие дни в году, и солнце едва поднималось над горизонтом, люди боялись. Что солнышко уйдет и больше не вернется. Поэтому они стали зажигать огни, факелы, костры, крутить горящие смоляные бочки, подражая движению солнца по небу, считая, что придают солнцу новые силы , удваивают его энергию для возвращения к людям. Так появились различные обряды встречи Нового года, рожденные поверьями и легендами разных стран мира.

В России когда-то Новый год отмечали дважды – первого марта по церковному календарю и первого сентября по светскому. Но однажды царь Петр I издал указ от 15 декабря 1699 года, в котором всем было приказано считать праздник Нового года с первого января. С этого времени появился первый общий зимний праздник в России .

В новогоднюю ночь палили из пушек, катались на тройках, жгли на площадях смоленые факелы и бочки, а дома и ворота украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом » - приказал Петр I. Всем понравился этот красивый и веселый праздник .

Прошло много времени, и он украсился исконными славянскими образами : Деда Мороза и Снегурочки, потешными клоунами-скоморохами, а в каждом доме появилась елочка-красавица. Украшение Новогодней елки – это радостный и хлопотный для родителей и детей обряд.

Считается, что Дед Мороз живет в ледяной избушке и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонек, а к послушным деткам, он тихо приходит в дом, ночью. Как? Это секрет! Главное, он оставляет подарки под елкой, под подушкой, или прячет в туфельку. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка – милая, веселая девушка, которая помогает ему развлекать детей. В России верят, что как Новогоднюю ночь встретишь, так ее и проведешь. Поэтому в Новый год принято веселиться и дарить подарки. Пусть Новый год принесет мир и счастье всем.

Цель урока - познакомить учащихся с историей возникновения традиции украшать ёлку на Новый год и Рождество. На уроке используются наглядные, словесные, практические упражнения. Методы проверки знаний, приёмы сосредоточения и привлечения внимания детей, приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки. Тип урока - комбинированный. Уроку предшествовала предварительная работа - изготовление фигуры ангела из солёного теста. Урок состоит из теоретической и практической части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 18»

Конспект урока на тему:

Подготовила:

Преподаватель

Андросова Светлана

Валентиновна.

п. Лиман, 2017г.

Дата проведения: 01.12.2017г.

Место проведения: МКУДО «ДШИ №18»

Участники: учащиеся ДШИ

Возраст участников: 8-9 лет.

Цель урока: познакомить учащихся с историей Новогодней и Рождественской ёлки.

Задачи:

Образовательная:

познакомить учащихся с историей возникновения традиции украшать ёлку на Новый год и Рождество;

продолжить изготовление игрушки ангела из солёного теста.

Развивающая:

развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике;

обогатить словарь детей новыми понятиями и словами;

формировать информационную культуру.

Воспитательная:

Приобщить воспитанников к культуре и традициям Новогоднего и Рождественского праздников.

Форма занятия: занятие знакомство с новым материалом.

Методы и приёмы: методы – наглядные, словесные, практические упражнения, метод проверки знаний. Приёмы - привлечения и сосредоточения внимания детей, приём обеспечения эмоционального интереса детей; приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: фигурки ангелов из солёного теста, баночки с водой, баночки с клеем, влажные салфетки, кисти для клея, пайетки, ватные диски, ножницы, клеёнки для работы.

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, экран, ноутбук, музыкальная аппаратура, слайдовая презентация со звуковым сопровождением по теме занятия.

Музыкальное оформление: видеоклипы на песню «Ангел летит» в исп. группы «Непоседы», «Тихая ночь», «Рождественская ёлочка».

Предварительная работа: изготовление фигурки ангела из солёного теста, сушка, покраска.

Практическая работа: оформление фигурки ангела крыльями, пайетками.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Педагог. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Скажите, какой праздник мы будем отмечать в скором времени? (Ответы детей).

А какой главный атрибут Новогоднего и Рождественского праздника? (Ответы детей).

Правильно это ёлочка? А как давно возникла традиция украшать ёлку? Кто это придумал? И почему украшают именно ёлку, а не другое дерево? (Ответы детей).

Педагог . Вы все знаете слова из песенки: «И вот она нарядная на праздник к нам пришла…». Вот сегодня мы с вами и узнаем, откуда пришла ёлочка. На нашем занятии мы познакомимся с историей Новогодней и Рождественской ёлочки.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию и послушать историю о Новогодней и Рождественской ёлке.

Приложение №1

Презентация на тему: «История о Новогодней и Рождественской ёлочке».

2 слайд. Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной ёлки не принадлежит к числу коренных русских традиций. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.

3 слайд. В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.

4слайд .
История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии. В Германии еще до принятия христианской веры, ель почитали, как символ торжества над смертью, как средство, защищающее родной очаг от злых духов, холода и мрака. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже - рождественским растительным символом.

5 слайд . А кто придумал наряжать ёлку и когда это было?

Считается, что это предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь, домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской.
В 18-19 веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам.

6 слайд. Когда в России стали отмечать Новый год?

7слайд. 20 декабря 1699 года вышел указ Петра Первого о праздновании Нового года.

8 слайд. И Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Тот, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе.

10 слайд. Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1сенября) оставалась русская березка. Все, что было модно в Европе, сразу же перенимали в московской Немецкой слободе. Там ёлка быстро прижилась и именно в Москве 1818 году, великая княгиня Александра, супруга будущего императора Николая I, нарядила первую ёлку для своей семьи.

11-12 слайд. А в 1828 году, в своем дворце Петербурге, уже императрица Александра Федоровна устроила детский праздник, «Ёлку», без которого отныне стало невозможно представить себе празднование Рождества Христова. При этом следует подчеркнуть, что елки и подарки были непременным атрибутом именно рождественских праздников, а не календарного начала Нового года.

13 слайд . Заготовка ёлок стала одним из доходных заработков для крестьян из пригородных деревень. За неделю до Рождества у Гостиных Дворов, на площадях и рынках начиналась бойкая торговля - «Ёлочные базары». Продавались деревья на любой вкус: от самых маленьких, которые можно было поставить на стол, до могучих красавиц, достойных украсить собой парадные залы дворца.


14 слайд. А вот в самих в крестьянских избах ёлки не прижились, считаясь пустой господской забавой. Народ продолжал традиционно праздновать святки, колядовать, петь рождественские песни и рядиться в козлиные, да медвежьи маски и вывороченные наизнанку тулупы.

15 слайд. Праздничная рождественская идиллия продолжалась до 1914 года. Началась Первая мировая война, и Германия стала основным противником Российской империи. В эти годы Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Пострадала и ёлка, которую Святейший Синод объявил «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

16 слайд. Впрочем, ёлку в России наряжать не перестали, с ней праздновали Рождество и в окопах, и в землянках во время войны.

17 слайд. После большевистской революции жизнь зимнего праздника складывалась еще более непросто. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введён новый стиль ведения календаря. Поскольку разница между старым и новым стилем составляла 13 суток, то Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14 января. (Новый год по новому стилю продолжил датироваться с 1 января).

18 слайд. Новые власти всё ещё проводили ёлки для детей рабочих и крестьян.

19 слайд. Таким образом, Новый год по новому стилю стал отмечаться раньше Рождества. Нарушение календаря ломало жизнь с её традиционными православными праздниками. Ёлку стали ставить не на Рождество, а на Новый год. А венчать её не восьми или десятиконечной звездой, а пятиконечной, символом победы коммунизма.

С 1925 года началась борьба с религией, и в 1929 году отменили празднование Нового года.

20 слайд. В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка , которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой.

21 слайд. Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка .

22 слайд. Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами.

23 слайд . В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.

Педагог. Вот такая история Новогодней и Рождественской ёлочки. Что-то новое вы узнали? Что именно? Расскажите. (Ответы детей). В 18 веке люди украшали рождественские ёлки фигурками ангелов. Их вешали на самую макушку ёлки. Ангелы это божественные существа, которые наделены безусловной любовью и безграничными возможностями, которые охраняют человека от зла. Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Ангел – это спаситель человеческой души.

3. Практическая работа

Педагог. А теперь я приглашаю вас в мастерскую, чтобы завершить работу по изготовлению ангела для украшения ёлки.

Для изготовления крыльев вам понадобится ватный диск, ножницы, пайетки для украшения, клей и кисть.

Инструктаж по технике безопасности

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

Технология изготовления:

  1. Свернуть диск пополам, и разрезать ножницами.
  2. Украсить пайетками платье и крылья ангела.
  3. Приклеить крылья к готовой фигурке.
  1. Физкультминутка.

Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.

Прилетели ангелочки, становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили, в стороны направили,

Наклонились до земли, словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули,

Повели руками чуть над головами.

А теперь им всем пора делать добрые дела.

5. Рефлексия.

Педагог. Цель нашего урока: познакомиться с историей и Новогодней и Рождественской ёлки. И оформить фигурки ангелочков, выполненных на предыдущем уроке. Какие красивые и разные у каждого получились ангелочки.

Ребята, оставьте их на столах, а сами встаньте в круг. Я тоже сделала своего ангелочка на ёлку и принесла вам его показать. Давайте будем передавать его друг другу и поделимся своими впечатлениями от нашего занятия.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Что вам понравилось, запомнилось?

Какие эмоции у вас вызвало занятие, какое настроение?

Спасибо всем, и пусть ваш Ангел-Хранитель будет всегда рядом с вами!

6. Итог занятия. Педагог оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История Новогодней и Рождественской ёлочки. Презентацию подготовила: преподаватель С.В. Андросова

Когда в России стали отмечать Новый год?

Ёлка в землянке. Новый 1917 год. Фото А.В.Мартынова.

Спасибо за внимание!


«История Нового года»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Конспект подготовила: воспитатель

Цыцаркина Н. А.

Конспект НОД по ознакомлению с социальной действительностью в старшей группе

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность

Тема: «История Нового года»

Цель:

формировать представления о празднике новый год ,

Задачи:

Обучающие:

формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;

продолжать учить отгадывать загадки;

Развивающие:

учить давать полные и развернутые ответы;

развивать интерес к новогоднему празднику;

развивать игровую деятельность детей.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику») , фотографии детей на празднике в семейном кругу, фотографии с изображением столиц разных стран (Англии, Германии, Франции, Японии, России) .

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.

Что за праздник на дворе

Наступает в декабре?

В это время все вдруг рады,

Малыши подарков ждут,

Ради нескольких минут

Собирается семья:

Мамы, бабушки, родня.

И держа в руках бокалы,

Сосчитав часов удары,

Все от радости визжат,

Шутят, прыгают, шалят.

Прочь кошмары и ненастья,

В эту ночь ждут только счастья,

Это праздник без хлопот,

Это праздник -….

( Новый год )

Воспитатель : Правильно ребята, это Новый год . А что такое Новый год ?

Воспитатель : Новый год – это праздник . Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год . С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год » . (музыка и слова Е. И. Морозовой)

Прослушивание аудиозаписи

2. Беседа о появлении Нового года.

Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель : Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января.

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны , можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем, фруктами, орехами и даже овощами.

Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой , который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка» , но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.

Вот таким образом и появился тот Новый Год , который мы привыкли встречать с самого детства.

Воспитатель : А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.

3. Физкультминутка « Новый год »

У всех Новый год ,

И у нас Новый год . (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,- (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.

Воспитатель : Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.

Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.

Воспитатель : Это Лондон – столица Англии.

Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.

Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.

Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.

Воспитатель : А это ребята Берлин – столица Германии.

Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.

Воспитатель : А это Париж – столица Франции.

Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части : некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.

Воспитатель : А это, ребята. Токио – столица Японии.

Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год .

Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде . Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.

Воспитатель : Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.

В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.

А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Воспитатель : Скоро наступит Новый год в нашей стране . А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год ?

Дети рассказывают о том, как они дома отмечают праздник.

5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель : Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

ответы детей.

Воспитатель : А скажите, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?

ответы детей.

6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .

Воспитатель : Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы. Тогда мы с вами сейчас поиграем в игру «Нарядим елку к празднику» . Дети делятся на две команды. Перед ними картинки с изображением елочных игрушек и предметов, не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.)

Дети приступают к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.

7. Отгадывание загадок.

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.

Воспитатель загадывает загадки:

Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

На деревьях, на дорожках,

на ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (снег) .

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (месяц декабрь)

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … ( Новый Год )

Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

Раз, два, три! - Звучит команда, -

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые … (шары) .

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки) .

Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

8. Итог.

Воспитатель : Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

Воспитатель : Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

ответы детей.

Воспитатель : Наше с вами путешествие подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом !

Во второй половине дня предложить вниманию детей просмотр презентации «История Нового года».