Иван купала в лагере дневного пребывания. Сценарий праздника «Купальские забавы. Сценарий праздника на ночь ивана-купалы в лагере - учительская копилка

Лилия Тарушкина
Сценарий праздника «Купальские забавы»

Сценарий праздника " Купальские забавы "

Цель :

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала .

Оборудование : стакан – 2шт. ,2 деревянные ложки, ведёрко – 2шт, капельки дождя - 10шт, цветы из картона, мыльные пузыри.

Ход праздника:

Ведущий : Праздник красивый , праздник старинный , мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала . Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться . В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.

По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)

В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник . Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.

А еще этот праздник называют праздником огней . И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры , по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Купалу загадывают желания , купаются в росе , обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры .

(Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)

Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит знакомится)

Вед : А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник .

Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает. Режим не соблюдает, вот и хворает. А я гляжу, у вас тут праздник никак ? А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Водица : А какой праздник нынче , знаете? Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.

Проводиться эстафета «ВОДОНОСЫ» – 2 е команды по 5-6 человек. (2ложки, два стаканчика, вода, два стула)

Проводится эстафета «КОРОМЫСЛО» - ведро на палочке. (2 ведра, 2 палочки)

Водица : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.

Конкурс «Собери капельки дождя» Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки Ведущий и Водица брызгают из бутылок.

Водица : Молодцы, ребята!

Ведущий : Есть еще одно поверье,

На Купальскую неделю

Появляются из тьмы

Ведьмы, черти, упыри!

Но не верьте в сказки эти

И чертей не бойтесь, дети

Вас тогда никто не тронет,

Смелость ваша их прогонит!

Звучит музыка появляется Баба Яга

Баба Яга : Я злая, я ужасная,

Коварная, зубастая

Я тоже люблю праздники

Хотя я и проказница!

Ведущий : Ах ты, старая карга

Ты зачем сюда пришла?

Праздник хочешь нам испортить?

Мы тебя не звали в гости!

Баба Яга : Ну и что же, что не звали! Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

(Замахивается метлой.)

Ведущий : Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Баба Яга : Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

Ведущий : Ну так и быть, оставайся. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.

Проводится игра «Бабка - Ежка» .

В середину круга встает баба Яга. В руках у нее «метла» Вокруг бегают играющие и дразнят ее

Бабка Ёжка костяная ножка;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит :

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку. (Б. Я скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом» . К кому прикоснется - тот и замирает.)

Баба Яга : А я знаю еще игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!

Дети : Хотим, хотим!

Баба Яга : Тогда становитесь в две команды!

(Дети строятся в две колонны друг за другом.)

Баба Яга : Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»

(Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.)

Баба Яга : Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль : надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!

Проводится эстафета.

Баба Яга : Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы!

Ведущий : Спасибо Баба Яга за игры. Я предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом «ЗАГАДКИ - ДУМАЛКИ»

Почему львы едят сырое мясо? (потому что готовить не умеют)

Зубы есть, а рта нет. Что это? (пила)

Что случается с платком, который упадет в воду? (намокнет)

Каких камней в море не бывает? (сухих)

Как можно перенести воду в решете? (заморозить)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (ведра) .

Водица : Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения. Загадки о растениях :

Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (трава)

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет (колокольчик)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка (одуванчик)

Путник часто ранит ногу вот и лекарь у дороги (подорожник) .

Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож (тюльпан)

Водица : Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее. Ручеек течет наш веселее

ИГРА «РУЧЕЕК» .

Водица : Ну вот и позабавились .

В этот праздник , в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Водица : Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Ведущий : На этом наш праздник заканчивается ! Вы все такие смелые, ловкие, сильные, молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.

Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.

b]Задачи: Организовать полезный досуг детям; Сделать каждому ребёнку праздник, дать ему почувствовать то, что он не одинок и любим;.

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость,.

Оформление театрально - сценической площадки:
Площадка для проведения украшена зеленью, венками, цветами, травяными гирляндами, закреплённые на деревьях, где указатели (стилизованные) разных площадок места действия. На большой подставка - программа праздника: - купальские гадания - очищение огнём - очищение водой - конкурсы - народные игры, забавы, потехи - прибытие водяного со свитой - поиск клада - шабаш нечистой силы - танцы у костра.
Большой купальский костер в центре площадки, возле озера. Соломенный купала - чучело на шесте. Дерево - купалица, украшеная ленточками. Необходимые материалы для игр и венков (свечи и проволока). Плетёные заборчики (большие и маленькие). Освещение площадки и озвучивание.
Перед началом праздником:
Звучат народные песни. Девушки в сарафанах и ростовые куклы встречают гостей, идущих к месту действия, устраивая «ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЯ» - микроконкурсы: погадать на ромашке, украсить друг друга зеленью, собрать букетик из трав, загадки на тему зелёных растений. В стороне от основной сцены - жилище Бабы Яги, 2 метлы, костёр небольшой с казанком над ним, двое носилок для Ивана Купала и Агрофены Купальницы.
Работают всевозможные торговые точки. Зазывают народ перед началом на гулянье.
1 ведущий.: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни, лето и танцевать! Скоро будем начинать!

2 ведущий.: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?

1 ведущий.: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий.: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

1 ведущий.: (звучит песня про Ивана Купала - Деревенька.)
Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек - Семик честной,
Другой праздничек - Троицын день,
А третий праздник - Купальница!

2 ведущий.: А знаете ли вы, что этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

1 ведущий.: На Купалу, многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу. А ещё на Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой.

2 ведущий.: И сегодня мы с вами также будем плести венок, загадывать свою судьбу, петь купальские песни и водить хороводы, играть в купальские игры и прыгать через костры, и самое неожиданное, попадём на ведьмовской шабаш и отправимся на поиски клада. Итак, если вы готовы - мы отправляемся в путешествие в магическую купальскую ночь.

1 ведущий.: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий «КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ».

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
. архилин
. плакун - трава
. лютик
(плакун-трава)

2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
Например: Я - владелец этой травы - перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!

Дурман - трава
. купаленка
. адамова голова
(дурман-трава)

3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника)
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?

Петров крест
. Медвежье ушко
. Перелёт - трава
(Перелёт-трава)
2 ведущий.: Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать да на воду спускать. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами. Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая - кого ждёт и узнаете!
Проводится игра «Заплети венок».
(Реквизит: 2 тына, за ними - дед старый, хлопец молодой, третий - чёрт).
1 ведущий.: Какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов?!
2 ведущий.: Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня - волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот у кого в руках остался бубуен - выходит к купальскому костру. (Проводиться игра «СТОЖОК».)

1 ведущий. : Помните, на Ивана Купала все прыгают через костёр, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Вот мы с вами сейчас вместе и потренируемся, как это делать будем, когда Хозяин праздника Иван Купала наш большой костёр разожжёт. А кто наш стожок не перепрыгнет, уж увольте, придётся себя чем-нибудь выкупать. Так что, прыгайте выше и веселее!!!

(Зрители прыгают, а кто не смог плавно переходят в игру «Верёвочка у кого длиннее?»).

2 ведущий.: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Двери домов открыты для всех. Это праздник воды, праздник огня самый прекрасный ПРАЗДНИК ЛЮБВИ.
Полька.

ведущий.:
До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, собираясь на лужайке, исполняя купальские песни, украшая купалицу и водя девичьи хороводы. А вот, кажется, и они.
(Звучат купальские песни, девушки появляются на площадке, украшают Купалицу лентами и венками, вовлекая отдыхающих в хоровод вокруг Купалицы).

1 Девушка:
Ой, верба, верба, вербица -
Время тебя вербица! -
Ой, ещё не час, не пора …
Час тебе Иванку, жениться
Ой, ещё не час, не пора.
(Голос за кадром:(в радиомикрофон))

1 Парень:
Ой, моя дивчина молода,
Пусть до лета, до Ивана,
Чтоб моя дивчина погуляла,
Пусть до лета до Петра,
Чтоб моя дивчина подросла
(Хоровод под Купальскую песню)

1 Девушка:
Стояла берёза вкрай чистого поля,
Стой берёза, не развивайся,
Ветру вольному не поддавайся!

2 Девушка:
У нашей берёзы четыре сокола:
Первый соколко молодый Иванко,

3 Девушка:
А вторый соколко молодый Николко,

4 Девушка:
А третий соколко молодый Михайло,

5 Девушка:
Четвёртый соколко молодый Василько.
(Под мелодию Купальской песни на игровой площадке появляются молодые парни. Они несут с собой куклу сделанную из соломы -- КУПАЛА)

1 Парень:
Ходили дивочки вкруг Купальницы,
На закате солнца
Плели веночки на вербу, чтоб судьба
Глянула в оконце.
Парни (вместе или по очереди):
Играет солнце на Купала,
В «ОЗЕРЕ БЕЛОМ»
Купался наш Иван Купала
И плавал смело!

2 Девушка:
Купался Иван, и в воду упал,
От ночи купальской ключи потерял,

3 Девушка:
Иван да Марья на горе купалися,
Купайлица с Купалой вместе целовалися,

Парни:
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалася - трава расстилалася.
(Хоровод. Песня про Купала)

1 Ведущий.:
А не пора ли нам Водяного позвать,
Наш праздник продолжать.
Вместе:
Выйди, выйди с глубины,
Выйдь, на берег, Водяной;
Позволь нам купаться
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.
(Издалека появляется Водяной. Вместе с ним на берег выходит Русалка со своими подругами русалками).Муз.оформление.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить
В глубине озёрных вод.
Почему шумит и пляшет
Возле берега народ?

1 Ведущий.:
Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной:
Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг! Да и главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Гл. русалка:
Все красавцы, удальцы!
Знамо, прямо молодцы!
В круг подружки, их ведите,
Хороводы заводите.
Я внимательно гляжу,
Кто мне любый, покажу
Пусть проявят все уменье
И смекалку, и раденье.
(Русалки с девушками вовлекают в хоровод молодых мужчин из отдыхающих, и оставляют для игры «Возьми венок», на одного участника больше, чем самих венков).

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, идёт топиться!
Враз русалки защекочут,
Коль жениться не захочет?!!

Гл. русалка:
Одного мне братец, мало,
Я бы больше их желала.
Пусть покажут свою силу,
Чтобы я их полюбила.
(Проводится игра «Развяжи узлы».)

Водяной:
Ты б пошла моя сестрица
С женихами танцевать.
Пусть увидят, как красива,
И ума не занимать.
А с богатства Водяного -
Половину я отдам,
В озере закатим свадьбу,
Править будем пополам.

(Русалка танцует танец с русалками и мужчинами из отдыхающих. После всех оставляет на игру «Разбей горшок»)

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица
Кто в зятья то мне годиться?

Гл. русалка:
Да, любезный братец мой,
Всеми чтимый Водяной!
(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Гл. русалка:
Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!
На руках неси невесту.
Аж до свадебного места.
Да не бойся ты воды,
Одарю, чай, за труды.
Что за главную русалку
Ты теперь готов отдать?
Счастлив я! Пусть будет праздник!
У меня - нашёлся зять!
(Звучит музыка. Представитель отдыхающих несёт главную русалку к воде. Она невольно сталкивает его в воду).

Продолжение>>

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №55 комбинированного вида»

Подготовила: воспитатель

Пьянзина Юлия Александровна

Саранск 2017

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С ранних лет человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Праздники позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты и снова делают счастливым. И уже афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Сценарий праздника «Как на Ивана на Купалу» был разработан с учётом возрастных особенностей детей подготовительной группы.

Праздники, развлечения, досуги - важный фактор формирования маленького человека, личности. Через звуки и движения ребёнок познаёт мир, в который пришёл. У детей досуг, праздники побуждают к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребёнка, видно, чему он научился, насколько комфортно себя чувствует в детском саду.

В современных условиях существования народного образования перед педагогами детского сада стоит задача широкого использования наиболее эффективных форм т методов обучения и воспитания. В последние годы отмечается проблема снижения компетентности родителей и педагогов в вопросах духовного воспитания на базе традиций народной культуры, нравственных ценностей.

В дошкольном учреждении большое внимание уделяется сохранению, развитию, популяризации лучших национальных традиций, обрядов, обычаев русского народа и распространению знаний среди подрастающего поколения о праздничной культуре.

Праздник « Как на Ивана на Купалу» знакомит детей и родителей с малоизвестным народным праздником Ивана Купала и дает им представления об особенностях старинных купальских обрядов, их значении.

ЦЕЛЬ : расширять представления детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала; формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой; способствовать возрождению национального самосознания при празднования Ивана Купала в детском саду или в кругу семьи и близких.

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора.

2. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от совместной деятельности.

3.Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского народа, своей страны.

В мероприятии участвуют воспитанники, сотрудники ДОУ, родители

воспитанников, старшие братья и сёстры.

Ход мероприятия

(Звучит русская народная музыка.

Выходит ведущая тётушка Аграфена в русском народном костюме) .


Аграфена:
Здравствуйте, гости дорогие!
Я тётушка Аграфена на праздник к вам пришла,
И с собой в корзинке травы принесла.
Эти травы не простые –
Силы таят в себе целебные, полезные.
В старину говорили: «Иванов день пришёл – траву собирать пошёл»

Сегодня 7 июля – День Ивана Купала-праздник огня, воды и матушки Земли!
Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Еще его называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный.

На празднике этом украшением служит береза. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут

(Аграфена предлагает детям встать в хоровод

и спеть песню «Во поле береза стояла»)

Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Люли, люли, стояла! Некому березу заломати, Некому кудряву заломати. Люли, люли, заломати, Люли, люли, заломати!
Не будем мы березоньку ломати,
Будем мы кудряву завивати.
Люли, люли завивати,
Люли, люли завивати!
(Дети подходят к березе, украшают цветными лентами) Аграфена:

Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения.
Угадайте, какие травы я с собой принесла?

(все ответы сопровождаются видеорядом из цветов)


Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(РОМАШКА)

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(РЕПЕЙНИК)


Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.

(ОДУВАНЧИК)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(МОХ)


Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее?
(КРАПИВА)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(КОЛОКОЛЬЧИК)

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(ДУШИЦА)

Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(ВАСИЛЁК)

Аграфена : Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Девочки исполняют песню:


1. На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
В Волгу-речку бросала.
Мой веночек не тонет,
2. Плывет, не исчезает,
Плывет, не исчезает,
На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
На ромашке гадала.
То ли любит - не любит,
Милый мой, я не знаю,
На Ивана Купала
Я все жду и гадаю.

Девочка: Мы детишки не простые, заводные, озорные,
Сорвём цветок, завьём венок.

Игра «Венок »

(Дети, держась за руки, идут по кругу, затем ведущий

ребёнок завивает детей, по спирали к центру круга):


Пойдём, пойдём, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька!

Аграфена: В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, Богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускали их на воду, наблюдая, как и куда они поплывут. Там и суженый живёт.
Девочки
произносят загов о р:

Ой, на Ивана,
Ой, на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
- Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,


С кем век вековать?
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок.
Игра «Ты пойди мил дружок»:
«Ты пойди, пойди, мил дружочек,
Танцевать со мною во кружочек,-
Моли, моли во кружочек.
Моли, моли во кружочек.
( Дети идут по кругу, девочки приглашают мальчиков, исполняют

танцевальные движения под русскую мелодию) Аграфена: Но самым главным растением в этот день считался папоротник . Он расцветает только раз в году.
Кто его найдёт, да цветущим сорвёт, тому – клад, мешок наград.
Только найти его не так просто.
Хотите попробовать?

Дети: Да.
Аграфена: Придётся преград немало пройти,
Чтобы цветок волшебный найти.
Ох, нелегко нам будет цветок отыскать,
Потому что его охраняют русалки, кикиморы,
Водяные, лешие лесные.

Ребенок исполняет стихотворение о папоротнике.
Цветок волшебный,
Что блестит однажды в год,
Златоцветный и целебный,
На мгновенье расцветет.
Я пройду толпу видений.
Без оглядки убегу,
И источник наслаждений
Возле сердца сберегу.
Мир тому, кто не боится
Ослепительной мечты,
Для него восторг таится,
Для него цветут цветы!
Аграфена: Запасайтесь храбростью и отвагой: сорвавшего цветок будет преследовать нечистая сила и всячески попытается напугать и отобрать чудесный цветок. Спрячьте его за пазуху и уносите ноги, не оборачиваясь и не реагируя на оклики.
А чтоб сильными стать,
У костра силы надо взять.
Купальский огонь, как и вода, несёт заряд здоровья и сил.
Игра-импровизация «Через огонь». (Дети прыгают через «огонь», сделанный из красных и жёлтых лоскутов) Слышится голос:
Расшумелись, раскричались,
У костра здесь все собрались.
Напугаю, разгоню,
От папоротника подальше
В лесную чащу уведу.
Ну и что вы здесь кричите,
Всех тревожите:
Разбудили Кикимору, Водяного.
Вы, наверное, забыли, что сегодня Ивана Купала – обливай кого - попало.
(Выбегают сказочные герои Кикимора и Водяной и стараются облить детей

водой. Дети убегают, увёртываются)
Водяной:
Слышал я, что вы за волшебным цветком собрались. А чтоб его найти, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Лодку я вам не дам. Перебирайтесь подручными средствами.

Игра-эстафета « С кочки на кочку»

( Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку-обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой. Тот, кто оступился, остается в болоте).

Водяной: Купаться в Иванов день – обычай всенародный. Я тоже купаться хочу. Кто быстрее наполнит ведро водой, того и пропущу дальше в лес за папоротником.
Игра «Водоносы» ( Дети строятся цепочкой и передают ведёрки с водой друг - другу,

наполняют большое ведро)
Водяной по окончании игры имитирует купание, а дети перебираются через «реку» в «лес». Ищут цветок папоротника: рассматривают цветы, травы, встречающиеся на участке. Заходят в «чащу»

Аграфена:
Как Иванова ночь наступает,
Снова папоротник здесь зацветает.
К кладу нам откроет путь тот цветок,
Только нам бы не уснуть в тот часок.
Клады волшебные в нашем лесу,
Ноги промочим с тобой о росу.
Коль увидишь огонёк
С лепестка на лепесток,


Этот путь запоминай,
К кладам он, ты так и знай.
Аграфена:
А вот и необычный цветок.
Дети хотят его сорвать, но вдруг выбегает Леший, пытается поймать детей. Устаёт.
Леший:
Ох, устал. Не могу больше.
Так и быть, отдам вам цветок.
Но этот цветок не простой,
Богатство и силу несёт он с собой.

Леший отдаёт цветок и сундучок тётушке Аграфене.
(Аграфена его открывает (там: ленточки, бусы, серёжки) и раздаёт девочкам)


Аграфена: А что же мальчикам достанется?
Может, подарим им веночки из трав целебных Купальских?
Девочки раздают мальчикам веночки.
Аграфена:
А себе я возьму пучок трав волшебных, целебных. Будем чай пить.
А теперь, детвора, всем резвиться пора!
Песни петь, хороводы водить, в игры играть,
Весело плясать – Ивана Купала отмечать!

Результативность:

Сценарий праздника « Как на Ивана на Купалу » был разработан мной с учётом возрастных особенностей детей, дети знакомятся с русскими народными песнями, танцами, играми, закрепляют народные хороводные движения по кругу, «змейкой», Работа с детьми и родителями:

Для проведения праздника составлен план на целый день. С самого утра дети и с родителями оформляют участок.

Подготовка презентации по итогам праздника

Консультация для родителей « День Ивана Купалы»

Проведение праздника « Как на Ивана на Купалу» способствуют знакомству детей с обрядами, обычаями, фольклорными песнями и прозой русского народа.

В группе проводятся чаепития и фото сессия с детьми и родителями.

На прогулке дети рисуют на асфальте и примеряют украшения.

Список литературы

    Н.С. Агамова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995

    Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

    М.А. Давыдова Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2007.

    М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2005

    Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.

Слово « праздник – это призыв к постоянному поиску: Как? О чём? Каким образом?

Сколько сил, ума, терпения отдают педагоги, чтобы праздник стал по- настоящему ярким, добрым, запоминающимся, чтобы он продолжался и продолжался…

    Очень правильно выбрать ведущего и героев праздника. Они должны быть в костюмах.

    Они должны отличаться хорошей дикцией, обаянием, умением завладеть вниманием детей и взрослых.

    Позаботьтесь о месте проведения праздника и оформлении.

Всем должно быть комфортно.

Очень важно четко распределить обязанности и назначить ответственных за те или иные мероприятия.

Создать группы «актеров», «декораторов», «художников-оформителей», «костюмеров», «звукорежиссёров».

    При работе над выразительным чтением обратите внимание на дикцию, ударения, чёткость и ясность речи.

    Все вокальные номера готовьте заранее.

Желательно, чтобы в их подготовке участвовал специалист.

    После проведения праздника необходимо проанализировать и подвести итоги, чтобы отметить удачные и неудачные моменты в проведении праздника.

Необходимо выяснить причины неудач.

    Обеспечьте санитарно-гигиенических норм.

Работа интересная, творческая, работа в радости и для радости маленьких и взрослых.

Целый день дети готовятся к празднику: Украшают ленточками дерево-купалицу.

А главные гуляния Купалы обычно проводятся на берегу речки или озера. Где можно было по-настоящему поиграть с водой. Одним из довольно распространенных обрядов Ивана Купала - обливание друг друга. Ведь в этот день вода наполняется солнечной энергией и является целительной.

Сегодня праздничек-купальничек – взявшись за руки, ребята делятся с нами полученными впечатлениями. Праздничная игровая программа позволяет вести воспитательную и познавательную работу. На вопрос что же можно приготовить из репки, последовали ответы, о которых не знала сама Василиса Премудрая.

Колядовать можно не только зимой, но и летом. Только угощение колядующим, не сладости, а яйцо. Отсюда и игра поцелуйная. Куда яйцо покажет, того и целовать, если девочки кумились - подруг верных себе выбирали.

Седьмое июля самый длительный день, после дни на убыль. И большинство развлечений поэтому, посвящены дню и ночи. На Ивана Купалу проверяли и народные поверья – на хорошую погоду, ребята бросают монетки в старинный ушат. Попадёшь в воду будет вёдро, мимо к дождю.

Летом каждая травинка имеет лечебное свойство, прибавляет силы и оказывает очищающее воздействие. Прыжки через крапивный костёр добавили задора в познавательную программу.

Мальчишки и девчонки лентами цветными берёзку украшают, желание загадывают.

Девушки плетут венки из полевых трав и цветов. Ребята на сцене делают плетеные заборчики и соломенное чучело славянского бога Купалы для праздничного спектакля. После ужина, все украшают друг друга зеленью, гирляндами из цветов и листьев.

А знаете ли вы, что этот праздник Ивана Купала называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Ивана Купала загадывают свою судьбу, обливают водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой. А еще девушки опускают на воду венки с зажженными свечами и ждут, куда понесет их течение. Если уплывет венок далеко, значит, не скоро милый замуж позовет, ну а к берегу прибьет – скоро сватов в дом жди.

Активизируется в день Ивана Купала и вся нечисть лесная. Водяные, лешие, кикиморы веселятся не меньше людей. И если их задобрить щедрыми дарами и добрыми словами, то не будут они вредить людям целый год. А если развеселить-порадовать красивыми песнями и плясками, то может быть будут еще и помогать.

Летний оздоровительный лагерь в День Ивана Купала превращается в грандиозный шабаш на Лысой горы. Девушки водят хоровод и поют купальские песни. В них прославляются деревья, вода, ветер, солнце. Ведь могущество человека заключается в единстве с природой. Это хорошо знали наши предки. Потому и посвящали природе столько обрядов и праздников.

Девушки просят у Водяного разрешения опустить на воду венки, узнать свою судьбу:

Выйдь на берег, Водяной, Позволь нам купаться, Над водой играться, Бросать венки в воду, Погадать народу.

Водяной услышав такие призывные песни, выбирается на берег, да не один, а с русалками-подружками:

Кто меня посмел тревожить, В глубине лиманских вод. Почему шумит и пляшет, Возле берега народ.

Ему объяснили, что этот праздник замечательный в лагере - День Ивана Купала, что девушки в этот день гадают на женихов, он обрадовался:

Женихи! Это хорошо! А то в Лимане русалок на выданье полным-полно. А ведь русалки сестры мне, у меня за них душа болит. Только им любые женихи не нужны. Так что, ладно уж, шумите. Очень уж охота на женихов поглядеть, пусть покажут, кто каков!

Юноши танцуют, поют, демонстрируют боевые искусства – очень уж хочется водяному и русалкам понравиться. У водяного нрав суровый:

Люб тебе скажи, сестрица! Коли нет, веди топится! Враз Русалки защекочут, Коль женится не захочет!

Но как только девушки опустили венки в воду, ведьма сразу пронюхала, что кто-то затевает ворожбу за его спиной. Прилетела на метле и свиту с собой привела: лешего, кикимору и прочую нечисть.

Кто тут без меня ворожбу затевает? Про меня совсем забыли. Вот когда травки какой от хвори или приворожить кого, так вы ко мне тропинку находите, а на праздник Ивана Купала меня, Ведьму не пригласили.

Ведь в купальскую ночь многие травы и растения приобретают целебную и магическую силу. А главное только этой ночью, один день в году, на Ивана Купала расцветает папоротник. И кому удастся его сорвать, получит все земные сокровища.

Ну а кому не повезло в этом году сорвать папоротник, чтобы оставаться весь год счастливыми и здоровыми, обливаются водой, прыгают через купальские костры, чтобы сгорели в этом пламени все недуги и печали. Не возбраняется и просто посидеть у костра, обратившись к духу огня с просьбой выжечь из жизни все плохое, тяжелое, гнетущее.

А на восходе солнца можно умыться росой, чтобы весь год оставаться красивыми.

И конечно же, всех ждет купальский каравай, прикоснувшись к которому, нужно загадать желание. И оно непременно сбудется!

Игры на Ивана Купала

Игра «Водолей»

В день Ивана Купалы все традиции имеют тесную связь с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, - обливание водой прохожих.

На начало дистанции обычно ставят ведра, наполненные водой, а на финиш - пустые ведра. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени (3-5 мин) будет иметь большее количество воды в своем ведре, выигрывает.

Игра «Пламя костра»

Игра заключается в том, чтобы удачнее и быстрее перепрыгнуть через костер, пройдя всю эстафету.

У каждой команды есть свой «костер » - два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом.

Игра «Цветущий папоротник»

Самая известная легенда купальских праздников повествует о цветке. В праздничную ночь Ивана Купалы расцветает этот цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Первый игрок команды верхом на метле по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники.

Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Победителем считается команда, закончившая эстафету первой.

Перепрыгивание через костер

Ночью, когда огонь достигает большей силы и становится самым высоким, парни и девушки прыгают через него с разбега парами и по одному. Во время гуляний и игр девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару. В случае удачи, когда костер не задет, пламя не искрит и руки прыгающих через костер не разъединены, будет пара.

Праздник Ивана Купалы: мифология и обычаи

Праздник Ивана Купалы: мифология

Имя «Купала» означает «ярко-белый». Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет. Ромашка - это символ праздника Купалы. "На Ивана Купала Я веночек сплетала, Я веночек сплетала, На ромашке гадала."

Купайла - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. С помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Однако главным героем растительного мира становился в этот день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах и о наделении того, кому посчастливится заполучить цветок папоротника, волшебными, сверхъестественными качествами и способностями.

Как мы помним из легенд - чудесным даром прозорливости наделяется тот, кто сорвет цветок папоротника. Правда, это тот случай, когда сказать проще чем сделать. Согласно повериям, папоротник расцветает лишь на несколько мгновений в полночь на Ивана Купала.

Середина лета - период самых длинных дней и самых коротких ночей. Для этих людей в краткости ночи скрывается какая-то концентрированная, а потому особо мощная магическая сила. Связаны купельские обряды с силами природы: с землей, водой. Особое место в таинстве занимает огонь. Через костер прыгают, чтобы избавиться от всего плохого, а чтобы исполнилось желание - проходят по углям.

Изначально языческий праздник Ивана Купала был связан с летним солнцестоянием. И отмечался в ночь с 20 на 21 июня. Позже обрядовую часть приурочили старому стилю к 24 июня, по новому - 7 июля. Так что все теперь празднуют по-разному. Кому какая дата ближе. Если в ночь на Ивана Купала, не важно по какому стилю, вам все-таки удастся найти цветущий папоротник, значит, вы прогуливали ботанику. Зацвести он может лишь так - благодаря мерцанию свечи.

Говорили, что с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в Ивано-Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть: невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет завладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним - стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице - и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка»

Праздник Ивана Купалы: обычаи

В ночь с 6 на 7 июля празднуется этот мистический, загадочный, но в то же время веселый и разгульный день Ивана Купалы.

Иванов день был наполнен различными обрядами, связанными с водой. Самый распространенный обычай - купаться в Иванов день, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным, так как в этот день именинник - водяной, которого тревожить не стоит.

Всякий неосторожный человек, полезший в его царство, будет утоплен. Еще одно поверье: в эту зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с одного места на другое и шепчутся друг с другом с помощью листьев. Травы в эту ночь наполняются особой волшебной силой.

Главный герой растительного мира в день Ивана Купалы - папоротник, с этим растением были связаны повсеместные легенды о кладах. В этот день папоротник раскрывается огненно-красным, сильным мерцающим светом, что дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с помощью цветка папоротника, раскрывающегося только полночь на несколько мгновений в Иванов День, можно увидеть все вклады, как бы глубоко в земле они не были запрятаны.

Главной особенностью купальской ночи являются очищающие костры. Вокруг них всегда плясали и прыгали: кто прыгнет выше и удачнее, тот будет счастливее. В некоторых местах даже прогоняли скотину через купальский огонь, чтобы защитить ее от мора. В купальском костре можно было сжечь снятые с часто болеющих детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. Дети и молодежь, напрыгавшись через костры, устраивали веселые шумные игры и бег наперегонки. Игра в горелки тоже была традиционной.

Девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь должны были несколько раз обежать ржаное поле, желательно обнаженными. Считалось, что пока девица бегает голой кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть- его судьба.

В этот день было обычаем бросать в реку венок из веток и листьев березы: если венок поплывет - выйдешь замуж, если утонет- ожидает смерть, если к берегу прибьет - будешь незамужней. Существует обычай есть кутью и париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи.

Солнце в день Ивана Купалы играет и скачет. Этнографы записали много различных поверий о том, что на Петров день и в День Ивана Купалы «солнце на восходе играет, переливается всеми цветами радуги, погружается в воду и снова появляется».

В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

Подобные наблюдения за «играющим» солнцем продолжались до Петрова дня, который стоит рассматривать, очевидно, как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Одни празднуют так называемый праздник Росы, другие украшают вербу и водят вокруг нее хороводы, а третьи устраивают ведьминский слет на высокой горе.

Существует поверье: в самую короткую ночь вода и растения проявляют свою чудодейсвенную способность излечивать болезни и повышать плодородие земли. Люди разжигают костры, опускают на поверхность воды венки и ищут в лесу чудесный цветки папоротника.

По поверью, на противоположных берегах реки стоят любящие женщина и мужчина. Они стремятся друг к другу, но только один раз в году, 7 июля, они могут встретиться, перейдя вброд реку.

Мужчинами разводится огромный костер, пляшут вокруг него, а затем веселятся внизу у костра: поют песни, танцуют и играют.

Русалки - еще один сказочный персонаж этой загадочной ночи. Русалки слывут своей неземной красотой. Бытует поверье, что русалки в в Купальскую ночь наделяются огромной силой и способны утащить на дно. Для того чтобы задобрить речных дев, самые красивые девушки плетут венки из полевых цветов и пускают их по воде. Согласно приметам, русалки, приняв человеческий облик, выходят полюбоваться на берег издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его. Чары прекращают свое действие, когда проходит Иванов день.

На празднике каждый должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов. Полное очищение состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела): Каждый присутствующий на празднике в День Купала должен омыть свое тело в священных водах (реки, озера, водоема, росы и т.д., предпочтительней текучая вода) не менее 9-ти раз, чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души): Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры не менее 9-ти раз, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа): Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала проходит босиком по горящим углям не менее 9-ти раз.

Цели:

    Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Вызвать эмоциональный отклик детей.

    Приобщить к обрядовой культуре.

    Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

История празднования Ивана Купала

Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».

Театрализованное игровое представление

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

Хоровод 1

1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.

Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)

Купала: Эй, девчата! Всем привет!

Вы узнали меня? Нет?

Я Купала – озорник,

И скучать я не привык!

Солнце весело сияет,

Нас лучами согревает!

Ведь настал Иван Купала,

Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)

Купала садится на пенек и грустит.

2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?

1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!

Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.

2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?

Иван Купала: Да!

2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?

Воспитанницы: Да!

1 ведущий .:

В гости к нечисти пойдем,

И листки все соберем.

И отыщем Лета клад!

Кто со мною из девчат?

Воспитанницы: Мы! Я! Все!

Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)

Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!

Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?

Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Воспитанницы: Баба Яга!

Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?

Иван Купала: Отдавай листок от карты!

Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.

1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).

Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.

Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?

Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.

Игра «Бабкина метелка»

под музыку

Баба Яга: Ох и молодцы!

Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.

Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.

«Коршун и наседка» (2-3 раза)


Ведущий 1,2: Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!

Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)

Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!

Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.

Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.

Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.

Иван: У кого?

Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.

Ведущий 1,2: Р азрешим.

Баба Яга:

В дремучем лесу, на болоте

Её непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Сестренка моя и подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её Снегурка. Хи-хи.

Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.

Иван: Ну, вперед, девчата!

«Кикимора»

Эй, Кикимора, красавица болотная!

Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?

Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!

Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!

«Веревочка»: у кого длиннее под музыку

«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку

Кикимора:

Эх меня развеселили,

И немного утомили!

Вот держите вы листок.

Только знай же, мой дружок,

Есть ещё один листок.

Иван Купала: Подскажи Кикимора.

Кикимора: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.

Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.

Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Звучит песня водяного «Я водяной»

ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?

Водяной:

Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,

Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,

А лягушки взяли – лапками все замарали.

Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.

(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .

Водяной: Ну, спасибо, угодили!

Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?

Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!

Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!

Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.

«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.

«Раз, два, три лови!»

Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.

Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.

Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!

Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?

Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?

Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.

Водяной: Но я вам ничего не говорил.

Иван Купала: Спасибо.

Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)

Леший:

Кто пришел сюда без спроса?

Быстро пошли вон!

Налетели, словно осы

Ото всех сторон!

Это кто здесь гуляет,

Мои грибочки собирает?

Купала: Это я, Иван Купала.

Леший

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Леший хватает Ивашку.

Ведущий 2:

Леший, Леший, не серчай,

Как гостей ты нас встречай!

Леший:

Я вам сразу говорю,

Что гостей я не люблю!

Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!

Ведущий 2: Хватит охать, причитать.

Угощают вареньем .

Леший:

Ой, спасибо, угодили,

Исцелили, излечили!

Теперь в полном я порядке,

Слушай Лешего загадки!

(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

И еще одну загадку я вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

Леший:

Ладно, честно заслужили,

Вот – листок держите,

Лес родной, природу нашу

Только берегите!

Иван Купала: Обещаем лес беречь,

До свидания! До новых встреч!

«Песня разбойника»

Разбойники:

Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!

Иван Купала:

Мы пришли за листками,

Отдавайте лучше сами!

Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!

Разбойник 2: С нами будете играть? (да)

Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!

(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)

Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!

(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)

Игра «Перегонки»

Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!

Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!

Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?

Разбойники: Конечно хотим, спасибо.

Иван: Где ж последний лепесток?

Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.

Иван: Где?

Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.

Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»

Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!

Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.

Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.

Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?

Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......

1. Счастье, здоровье, удача

2. Повстречаться с добрыми людьми.

3. Везение в учебе

4. Победы в соревнованиях

5. Тяжелые посылки

6. Письма и переговоры.

7. Удача во всех начинаниях

Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?

Русалочка : Есть!

Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.

Русалочка : А зачем?

Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.

Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.

Иван Купала: Мы согласны.

«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,

«Коса». под музыку

Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.

Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»

Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.

Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.

Д.А.:

Посмотрите! Что же это?

Клад, что подарило Лето!

Верило я в ваш успех!

Вы, девчата, лучше всех!

И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!

Хоровод 2

Ведущий 1: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Ведущий 2 : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!