Как научить ребенка выражать свои эмоции? Как научить ребенка выражать свои эмоции и избавляться от злости Выразить свои эмоции малыш на

С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого . Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», « », «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то , поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень , он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

И меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЗЛОСТИ

Почему одни люди, когда злятся, ведут себя корректно, а другие кидаются с кулаками на обидчика? Одни переносят обиду спокойно, а другие мстят? Потому что одни умеют контролировать свои эмоции и справляться с ними, а другие нет. Очень важно объяснить ребенку, что все люди злятся, обижаются, ревнуют, завидуют, в общем, испытывают негативные эмоции. И либо человек будет контролировать свои эмоции, либо уже эти эмоции будут руководить человеком. От того, как мы научимся выражать свои чувства и эмоции, зависят наши отношения с окружающими. А эти отношения очень важны, т.к. мы живем в обществе среди людей.

Как-то мы ехали в машине, и я сказала сыну, что не смогу выполнить обещанное и сводить его в ледяной городок. Реакция была бурной и он закричал:

Ну, тогда я тебя убью.

Муж вцепился в руль, а я подумала – вот и дождались. Взяв себя в руки, я подумала, а понимает ли он, что говорит?

А что значит «я вас УБЬЮ»?

Не знаю, я слышал по телевизору.

Это значит, что ты хочешь, чтобы мы умерли. Нас больше никогда не будет, понимаешь? И нам с папой очень неприятно это слышать. Мы поняли, что ты огорчён из-за того, что не сможешь посетить городок. Но такое выражение чувств нас ранит. Если ты злишься или ты недоволен, старайся проявлять свои чувства так, чтобы не ранить других, не обидеть их. Можно громко покричать, что ты расстроен и недоволен, топнуть ногой несколько раз и так далее.

Человек испытывает огромное количество чувств и эмоций, которые очень часто не умеет контролировать. Самые эмоционально неустойчивые – это дети. Дети не умеют себя контролировать. Чего-то сильно захотел – взял и сделал, не задумываясь о последствиях. Разозлился – закричал. Испугался – заплакал. И т.п.

Постепенно человек эмоционально созревает и учится контролировать свои чувства и эмоции. И уже если он разозлился, то он не кинется драться, а может себя сдержать. Не начнет кричать и громко выражать недовольство, сдержится.

Есть люди, которые остаются эмоционально незрелыми до старости: они не умеют сдерживать своих желаний, чувств и эмоций. Они ведут себя как подростки всю жизнь – захотел-сделал, при этом не думая о том, что испытывают окружающие от проявления его бурных чувств. Таких людей называют инфантильными, незрелыми, т.е. это взрослые дети.

Всему в этой жизни надо учиться. В том числе и проявлять свои эмоции и чувства. Если вы научите этому своего ребенка, то ему не придется столкнуться в жизни с тем, что реакция других людей на неумелое проявление эмоций может быть очень негативной и даже жестокой.

В-первую очередь необходимо научить ребенка выражать свои чувства словами. Умение говорить, описывать свои ощущения, очень важны. Когда у человека достаточно слов, нет необходимости кидаться с кулаками. Ведь, как правило, бросаются с кулаками те, кто не могут выразить свою злость и раздражение словом. А злость и раздражение требуют выхода, поверьте. И выход тут один – что-то пнуть, или кого-то толкнуть. Чаще всего выбирают второе, т.к. набрасываются на раздражающего.

Поощряйте к беседам, постоянно говорите с ребенком, читайте ему книги, стимулируйте всячески его к разговорам о своем внутреннем состоянии. Выговариваясь, человек освобождается от угнетающего состояния, а это в свою очередь расслабляет, успокаивает, и нет уже повода для негативных реакций. Именно с вами он должен этому научиться.

Дети не умеют притворяться, сразу видно, что они расстроены. Заметили – принимайтесь за беседу. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок выговорился по полной. Наш сын обычно, когда он рассержен, создает вокруг себя много шума. Громко топает, кладет вещи и закрывает дверцы. Всячески привлекает к себе внимание. Обычно я спрашиваю:

Что у тебя случилось, чем ты так расстроен?

Прибегает как-то с улицы и кидает свои вещи в угол так, что они пролетели через полквартиры и с шумом стукнулись о шкаф, игрушка при этом сломалась.

Ты сломал игрушку. Можно узнать, что случилось?

Я играл на улице, мои вещи разобрали другие дети. А когда я стал отбирать, их мамы еще на меня же и накричали (начинает плакать).

Сын, а я, твои игрушки и вещи в этом виноваты?

Нет.

Тогда почему ты кинул свои вещи так, чтобы они сломались? И кричишь на меня?

Не знаю.

Я знаю. Ты расстроен и так проявляешь эмоции. Вместо этого тебе просто надо было позвонить мне, я же специально даю тебе телефон, рассказать мне подробно, что случилось, чтобы я могла дать тебе совет. Не надо ломать вещи. Расстроен - говори мне, и вместе найдем выход. Либо я поговорю с этими родителями, либо ты просто уйдешь оттуда и займешься чем-то другим. А сейчас ты расстроен и вещи сломаны, значит, это неправильная реакция.

Чувство злости нам всем знакомо, последствия и подавно. Когда-то я прочитала в книге, что злость материальна. Она как ветер, его не видно, но все чувствуют. Когда в моем присутствии кто-то злится, я это чувствую. От злости можно избавиться, если осознать, что она в нас есть и не прятать и не скрывать ее. Когда я злюсь, начинаю мысленно повторять:

Я злюсь, я злюсь. Я успокаиваюсь и отпускаю свою злость. Иди, злость, к себе.

Мне это метод помогает очень хорошо. Раз помогает мне и ребенку поможет.

Самовнушение, вещь полезная. Мы мысленно программируем себя на что-то желанное. В данном случае на успокоение.

И я говорю своему ребенку:

Ты злишься сейчас – это нормально. Все люди злятся, только одни, когда злятся, ломают вещи (как ты сейчас) и дерутся. А другие выражают свою злость по-другому. Вот сейчас ты сломал игрушку и больше у тебя ее не будет. Это сделала злость и кому от этого хуже? Тем на кого ты разозлилась или тебе?

Мне, у меня нет игрушки.

Значит, надо как-то успокоить свою злость, чтобы не причинять себе еще больших неприятностей. Представь, что твоя злость живая и сидит у тебя в животе. И ей плохо там, вот она тебя и злит. А ты ее выпусти. Пусть идет к себе.

Иди злость к себе, я тебя не держу.

Так ребенок не ищет виноватых вокруг, а просто успокаивается. Он понимает, что можно реагировать по-разному. Очень трудно жить тем людям, которые выискивают виноватых. Этот виноват – обидел, тот виноват – разозлил. А плохо от нашей злости и неумения ее выразить только нам. Нам и учиться избавляться, нам учиться реагировать спокойно. Умение сказать самому себе – успокойся, тоже труд. Чем раньше научите этому своего ребенка, тем легче будет ему жить.

Подготовила: Шумкина С.П.


Все, что происходит с ребенком, окрашивается определенными эмоциями. Все воспоминания у малышей ассоциируются с эмоциями. Эмоциональная сфера помогает детям выражать свои чувства, которые проявляются с помощью жестов, мимики, слов, взглядов, движений.   Эмоции – это совокупность переживаний, связанных с наличием или отсутствием удовлетворения определенных интересов. Под воздействием эмоций дети совершают как положительные, так и отрицательные поступки.

Дети должны учиться правильно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции, чтобы впоследствии не жалеть. Ученые пришли к выводу, что нельзя сдерживать эмоции, в особенности отрицательные. Такие эмоциональные состояния следует проявлять конструктивно, чтобы не задевать самолюбие окружающих.

Важно! С особой осторожностью относитесь к эмоциям маленьких детей, поскольку они тесно связаны с их чувствами. Не забывайте, что малыши очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослых. Эмоции, которые выражают родители, сильно влияют на детей.

Когда малыши начинают проявлять эмоции?:

Дети проявляют свои эмоции с первых минут жизни. Новорожденные общаются с окружающим миром с помощью эмоций. Таким же образом родители учат малютку реагировать на различные события. Если мама пугается громких звуков, то и малыш будет демонстрировать эту эмоцию на громкость. Если в ответ на внезапный звук мама будет смеяться, то и ребенок будет также реагировать на данную ситуацию. Так мама учит ребенка реагировать на разные события: тревожиться, смеяться, плакать, улыбаться.

Дети учатся проявлению различных эмоций у взрослых, которые находятся рядом с ними. Главными людьми, которые учат детей различать и контролировать эмоции, являются родители.

Что означают детские эмоции?:

Существует несколько видов эмоций у детей. К ним относятся состояния:

Радости
гнева
интереса
удовольствия
удивления
горя
страха
вины
стыда
презрения

Каждое эмоциональное состояние играет свою роль. Отрицательные эмоции сообщают, что человека что-либо не устраивает. Положительные говорят о том, что все устраивает, малышу что-то нравится. Удивление возникает, когда реальность не соответствует ожиданиям, интерес возникает в предчувствии хорошего события, страх предупреждает о надвигающейся опасности. Каждому ребенку хочется переживать только положительные эмоции. Для этого он должен делать все, от чего они возникают.

Как научить малыша различать эмоции?:

Называйте собственные эмоции и эмоции малыша
рассказывайте ребенку о разнообразии эмоций
показывайте ребенку картинки с эмоциями, изображайте их на своем лице. Предлагайте это повторить малышу
играя с ребенком, изображайте поведение разных животных: злого волка, хитрой лисы, трусливого зайца, радостного котенка
просматривайте с ребенком фильмы, в которых персонажи ярко проявляют свои эмоции
анализируйте с ребенком поведение героев сказок, стихов, рассказов

У детей дошкольного возраста психика еще не сформирована, поэтому им тяжело учиться управлять своими эмоциями. Очень важно научить малыша безопасно их проявлять. Не существует плохих и хороших эмоций. Они могут быть только приятными и неприятными.

Плохие эмоции полезны:

Причины, по которым негативные эмоции играют положительную роль на развитие ребенка:

Страх предупреждает об опасности
неудовлетворенность побуждает к действию
благодаря негативным эмоциям ребенок ощущает всю полноту жизни
агрессия может помочь достичь победы в спорте

Многие родители совершают ошибку, если поощряют проявление только положительных эмоций и отрицают проявление негативных. Прислушиваясь к пожеланиям родителей, дети скрывают страх, гнев, злость, что может привести к психическим расстройствам. Во время сильного эмоционального напряжения у ребенка снижается познавательная потребность, ему ничего не интересно.

Важно! Давайте возможность выходу всех эмоций у ребенка!

Запрещать проявление негативных чувств нельзя!:

Если взрослые постоянно препятствуют выражению малышами негативных эмоций, это может привести к таким последствиям:

Ребенок учится подавлять собственные эмоции, а не контролировать их
происходит накопление отрицательных эмоций, что приводит к неадекватному поведению
сдерживание отрицательных эмоций может привести к заболеваниям, психическим нарушениям
подавление эмоциональных проявлений приведет к игнорированию детских проблем
у малышей формируется комплекс неполноценности
неумение управлять эмоциями формирует импульсивное поведение у детей

Ребенку сложно научиться управлять своими эмоциями, если родители сами не овладели такими навыками, а выражение эмоций происходит в форме агрессии и крика.

Важно! Взрослые должны начать с управления собственными эмоциями, прежде чем приступать к работе над эмоциональной сферой своего малыша!

Влияние на детей негативных эмоций родителей:

Проявление гнева взрослых на маленьких детей провоцирует цепочку негативных ощущений
при постоянном проявлении взрослыми отрицательных эмоций происходит нарушение контакта и взаимосвязи с детьми
у малыша формируется негативное отношение к окружающему миру и собственному "Я"
запреты на проявление детьми чувств (например, "Не плачь", "Не смейся", "Не кричи", "Не разговаривай") лишают малыша индивидуальности, детской непосредственности
проявление отрицательных эмоций у взрослых формируют у ребенка неуверенность в своих силах, чувство вины
Негативные эмоции взрослых могут появляться в качестве ответа на плохие действия ребенка с помощью:
выразительной мимики
внятного голоса
тоном, который не пугает малыша

Влияние на ребенка положительных эмоций взрослых:

У ребенка формируется стойкая эмоциональная связь со взрослым
положительные эмоции взрослого побуждают у ребенка интерес
жизнь ребенка наполняется радостью, становится полноценной

Только родители смогут научить малыша полноценно чувствовать, ощущать и правильно реагировать на разные ситуации!

Как научить ребенка выражать эмоции?:

Взрослым необходимо уметь выслушать малыша обо всех неприятностях, которые у него произошли
повышенное внимание следует уделять положительным эмоциям ребенка
с целью обучения управлению эмоциями используйте игры

Родители должны учиться осознанию своих чувств. В этом помогут такие занятия, как йога и медитация, ведение дневников, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, рисование
использовать отрицательные переживания малыша с целью сближения с ним
выслушивать малыша, проявлять сочувствие
учить малыша назвать словами свои эмоции
установить грани плохого поведения: зеленая – разрешается, желтая – с действиями можно смириться, красная – недопустимые действия. Объясняйте ребенку, что существует множество способов проявления чувств. За плохое поведение применяйте систему наказаний – отсутствие наград, лишение чего-то, отказ от внимания к ребенку и т.д.
помогать ребенку в решении его проблем, но не делать все вместо него

Если малыш переживает такие отрицательные эмоции, как злость, раздражение, недовольство, необходимо родителям вместе с ним:

Потопать ножками
побегать и попрыгать
глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть
побить подушку
подраться подушками
замесить тесто
надуть воздушный шарик
потанцевать
скомкать кусок бумаги и бросать его
нарисовать обидчика, смять лист, потоптаться по нему
порвать листок бумаги на маленькие кусочки
громко кричать
поплакать

Волшебные предметы, помогающие освободиться от негативных эмоций:

"сказочная" коробочка, в которую можно кричать
бумага, которую можно смять, порвать, побросать в цель
карандаши, которыми можно рисовать неприятные ситуации, а затем зачеркнуть или смять изображение

Приемы обучения контроля эмоционального состояния ребенка:

Упражнение "Счет". Закрыть глаза и мысленно посчитать до 10

Упражнение "Мой досуг". При накоплении негативных эмоций предложите ребенку собрать пазлы, нанизывать бусинки, сложить свои игрушки, принадлежности

Упражнение "Глубокое дыхание". На вдохе говорить: "Спокойно", на выдохе говорить медленно: "Злость прочь"

Упражнение "Быстро – медленно". Сначала движения выполняйте в быстром темпе, затем – в медленном (приседание, хлопки, ходьба)

Упражнение "Шепот". Лечь рядом с ребенком и разговаривать с ним шепотом

Прослушивание спокойной музыки

Накопившиеся эмоции ребенка можно выразить с помощью игр, в которых он никому не причинит вреда, а освободится от негативных переживаний. Необходимо учить малыша выражать отрицательные эмоции в приемлемой словесной форме: "Я расстроен", "Меня это огорчило" и т.д.

Игры для обучения ребенка управлению своими эмоциями:

Игра "Робот". Представить себя роботом, напрягая руки и ноги. Затем робота "выключили" и он резко расслабился (упасть, сесть, наклониться)

Игра "Злюка". Ребенок "разозлившись", сильно бьет подушку

Игра "Снежные бои". Изготовить бумажные снежки и устроить сражение

Игра "Весело – грустно". Предложить малышу вспомнить веселую историю и улыбнуться, а затем грустную – сделать печальное лицо

Игра "Рисуем эмоцию". Предложить ребенку нарисовать лица, выражающие разные эмоции: грусть, радость, удивление, печаль, злость, счастье

Уделяйте внимание эмоциональному развитию своего ребенка! Обучая ребенка навыкам управления эмоциями, научитесь сами владеть ими. Побольше вам положительных эмоций!


Как трудно порой понять, что чувствует человек. А еще сложнее разобраться в эмоциях ребенка. Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными. Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны. По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.

Эмоции у детей раннего возраста

Что такое эмоции для детей? Эмоциональная сфера человека – это нечто сложное и многообразное. Однако дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое. Уже на втором месяце жизни малыши понимают, что их плач помогает им заполучить внимание мамы. Кроме того, они начинают осознавать такие базовые потребности, как пища, тепло, комфорт, равновесие и свобода движений. Если что-то в их мире выходит из строя, они начинают плакать. Дети капризничают, когда голодные или замерзли, они пугаются при громких звуках, они избегают тугого пеленания. Любые эмоции у детей раннего возраста сопровождаются общим возбуждением, учащенным пульсом и дыханием, блеском в глазах и иногда потягиванием. Также детишки нередко вздрагивают, начинают произносить простые звуки и двигают ручками.

Если в первые два месяца после рождения эмоции ребенка обращены в никуда и являются лишь рефлекторным явлением, то уже на третьем месяце жизни ребенок начинает испытывать положительные эмоции при общении с мамой. Он демонстрирует радость при виде родителей, смотрит в их сторону, улыбается, гулит, машет ручками и ножками. У крохи вырабатывается так называемый «комплекс оживления». Это очень полезное явление, которое нужно постоянно стимулировать. Если мама будет все время обращать внимание на «призывы» ребенка к общению, у крохи будет лучше развиваться двигательная и голосовая активность. Кроме того, важно понимать, что ребенок непременно начнет повторять за мамой ее мимику. Если она постоянно будет улыбаться, малыш очень скоро научится открывать ротик, приподнимать брови и морщить носик.

В возрасте 5-7 месяцев ребенок начинает узнавать знакомых и незнакомых ему людей. Он настораживается, если в комнату входит незнакомец. Чем больше опыта накапливается у малыша, тем разнообразнее становятся его реакции. Эмоции детей дошкольного возраста во многом связаны с теми установками, которые они получают от родителей. Если мама постоянно отталкивает папу, и сама каждый раз несется к кроватке ребенка при первом его крике, малыш очень скоро начнет отдавать предпочтение маме. Если от него постоянно отгоняют собак, он начнет их бояться. Если мама не дает ребенка никому на руки, он начнет настороженно относиться ко всем окружающим. Начиная с полугода и дальше, родители должны быть очень внимательными ко всему, что они делают и говорят. От этого зависит будущий характер их малыша. Очень важно не насадить на ребенка лишние, никому не нужные страхи. А вот что обязательно надо развивать в детях раннего дошкольного возраста, так это чувство симпатии к людям. И чем больше людей будет встречать малыш, тем более открытым и добрым он станет.

Во втором полугодии своего развития младенец начинает играть с родителями и проявлять познавательный интерес. Он повторяет движения взрослых и отвечает на их просьбы. Простые игры, типа «Ладушки» или «Ку-ку» вызывают у него массу позитивных эмоций, которые проявляются в бурной реакции на все происходящее. Чем больше родители играют с ребенком, тем лучше это сказывается на . Кроме того, ребенок начинает пытаться удержать возле себя маму. И если раньше удаление мамы в другую комнату никак не трогало кроху, то теперь он проявляет недовольство. У него возникают такие эмоции, как расстройство, ревность, стеснительность, робость в общении с посторонними и радость во время визита знакомых ему людей. Эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется, позволяя родителям начинать заниматься его воспитанием.

Развитие эмоций у ребенка

Как утверждают психологи, развитие эмоций у ребенка делится на 4 этапа:

  1. до года
  2. с 1 до 3 лет
  3. с 3 до 4 лет
  4. с 4 до 12 лет

На первом этапе происходит формирование основных эмоций. На втором этапе ребенок учится контактировать с окружающими. На третьем этапе эмоции ребенка перестают зависеть от его потребностей. Они переходят на новый уровень. И на четвертом этапе, в старшем возрасте, происходит формирование высших эмоций, которые базируются на здравом смысле и логических умозаключениях. Интересно знать, что одни и те же условия могут вызывать в разном возрасте совершенно разные эмоции. Например, если ударить годовалого малыша, он начнет плакать, если ударить ребенка постарше, он даст сдачи, а если обидеть школьника, он вполне может смекнуть, что давать сдачи плохо и лучше пожаловаться учителю.

Именно в старшем возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще . Если взрослые смогут наладить с ребенком нормальный контакт, им будет легче понять, что именно чувствует их сын или дочь в . Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться. Таким образом, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив. Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.

Порой дети не могут объяснить словами, что с ними происходит и прибегают к самому для них простому и удобному способу выражения негативных эмоций. Это может проявляться в разных видах: истерика, причинение вреда себе либо другому человеку (битье головой о окружающие предметы, кусание, самоцарапание, вырывание волос, разрыв вещей, причинение вреда животным и т.д.).

Родитель должен понимать, что ребенок не знаком с другим способом выражения своего дискомфорта и психика реагирует единственно знакомым и наиболее простым для конкретного ребенка способом.

Важно помнить, что взрослым и детям вредно держать все эмоции в себе, а особенно негативные . Последствия у этого могут быть весьма плачевными – неуравновешенность, невроз, повышенная раздражительность, проблемы в общении.

Поэтому очень важно научить и ребенка, и себя выражать свои эмоции без нанесения вреда кому-либо , это поможет сохранить здоровье и наладить отношения с друзьями, окружающими, полюбить себя и мир.

Часто родители совершают ошибку, говоря малышу:
«Не плачь»,
«Прекрати»,
«Если не перестанешь, будешь наказан»,
«Не шуми»
«Как ты себя ведешь?»
«Ты, что сопли распустил».
Но спрятанные эмоции, если не в этот раз, то в другой, обязательно найдут выход, и к сожалению, очень часто в виде психосоматических симптомов. У ребенка может нарушиться речь, он может заболеть или начнет быстро утомляться. Таким образом, родителям необходимо усвоить следующее:
испытывать боль – это нормально. Необходимо только давать ей выход наружу;
в виде слез в младенческом возрасте;
в виде слез, а также проговаривания своих чувств, когда ребенок подрастет и научится говорить;
до ребенка нужно донести, что выражение эмоций – это естественно. Он должен научиться их различать, понимать и выражать. Но самостоятельно ребенок не может этому обучиться – родители должны помочь ему своим примером;
если родители не дают малышу выплеснуть эмоции, то ребенок может стать более раздражительным и беспокойным.

Поведение родителя в случае возникновения неадекватного поведения, описанного выше:

1) Родитель обращаясь к ребенку, спокойно должен узнать, что именно происходит с ребенком.

2) Сам объясняет, какие видит эмоции у своего ребенка

Здесь важно подчеркнуть, что переживания ребенка вполне естественны и ничего плохого в этом нет. Подойдут следующие фразы:
«Да, я понимаю, что ты расстроился…»
«Конечно, тебе обидно, что..»
«Это неприятно, когда…»
«Ты огорчился, потому что…» и т.п.
Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может сформулировать свои чувства в слова.
В следующий раз просит, чтобы ребенок сам объяснил о происходящем.

3) Когда ребенок находится в спокойном состоянии, родителю стоит договориться со своим ребенком, как в следующий раз необходимо выразить свои эмоции: злость, гнев, ярость, обиду и др.

Например:

  • Придумать с ребенком, какого зверя можно изображать, когда накатывает негатив и хочется плакать и кричать. Можно договориться, что можно рычать как лев, мычать как корова, гавкать как собачка.
  • Проговаривать: «Я злой как змея» и шипеть.
  • Проговаривать: «Я сейчас обижаюсь, мне не нравится когда..!»,
  • «Я злюсь, потому что..!»
  • Порвать бумагу
  • Скомкать бумагу и побросаться ею.
  • Приобрести мягкую палку или биту и побить ею стены/диван.
  • Придумать обзывалки, например «редиска, огурец, абрикос» и т.д.
  • Отжиматься, качать пресс, запеть знакомую песню.
  • Рисовать на бумаге свою злость, жалость, обиду и т.д.

4) И как только родитель видит, что его ребенок опять впадает в эмоцию, подсказывать ему, что стоит делать.

У ребенка должен быть четко заведенный режим дня и порядок жизни. От неразберихи в жизни дети теряются и чувствуют себя нестабильно.

Ребенок должен ясно понимать грани дозволенного, что можно и чего нельзя делать. В этом случае причин для негативных эмоций будет явно меньше. Если у ребенка отсутствуют правила жизни, по которым он живет, то возрастает беспокойство и внутреннее напряжение.

Каждому родителю стоит понять, что стараясь выглядеть хорошо в глазах своих знакомых, мы часто запрещаем своему ребенку выражать негативные эмоции прилюдно. Идя в этом направлении, мы закладываем серьезную базу психического нездоровья наших детей.

Очень часто ребенок вынужден кричать и капризничать, когда его элементарные потребности не удовлетворяются, когда его просто не слышат, когда в семье не установлены элементарные правила поведения, а запрет родителями чего-то приравнивается к отсутствию любви.

Любите и уважайте своих детей! Любви вам и взаимопонимания!

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Расписание мероприятий, проводимых тренером (ведущим)

22.03.2020 - 16:00
Одесса
250 грн
29.03.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
05.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
12.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
19.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
вт, 17 Марта, 2020 - 15:00