Как называется кольцо вокруг кремля. Улицы Кремлевского кольца. История. Парковка между деревьями

Кремлёвскому кольцу не повезло дважды: сначала его создали, уничтожив застройку и впихнув в центр города огромную дорогу, а затем по воле людей, которые о транспорте знают только "чем больше полос - тем лучше" (что, кстати, совершенно наоборот), кольцо сделали односторонним. В итоге сейчас у стен Кремля безжизненная дорога в 10 полос, которая разрезает собою центр.

Предложения вернуть на Кремлёвское кольцо двухстороннее движение в последние годы звучали часто. Чего уж там говорить, я сам дважды об этом писал: в про вред одностороннего движения и в рамках изменений на транспорте. Долго мы с этим жили, ибо ряд чиновников были уверены, что так и должно быть (ведь так всегда было!), но, судя по рендерам проектов реконструкции улиц, Кремлёвское кольцо таки станет не таким односторонним - по нему пустят общественный транспорт в обе стороны!

Для начала немного истории: бОльшую часть жизни Кремлёвское кольцо было двухсторонним. И это понятно, идея сделать огромное одностороннее шоссе на 10 полос в центре города могла прийти в голову только безумцу: это небезопасно и поощряет аварийность, вызывает дикие перепробеги и убивает наземный общественный транспорт:

Другое дело двухстороннее движение с наземными пешеходными переходами и общественным транспортом - это уже больше походит на улицу в городе, чем на шоссе:

Это же место сейчас:

Судя по рендерам, двухсторонняя выделенная полоса появится на Кремлёвском кольце с внешней стороны, так что, видимо, там будут делать остановочные островки:

Хотя на Моховой видна только одна встречная полоса, вторая, может быть, пойдёт с другой стороны как-то:

А у Красного Октября снова в две стороны:

Помимо кольца, выделенки нарисовали на Воздвиженке в обе стороны:

Плюс на визуализации виднеются минивыделенки, которые делаются, как правило, у светофоров. М. Дмитровка:

На самом деле это очень круто, наконец-то от простых слов про приоритет общественного транспорта, город стал переходить к делу. Тем более в центре где, не побоюсь этого слова, с наземным транспортом полная жопа. Конечно жалко, что не будет выделенных полос на , кольцах (сделают лишь задел, хотя зимой выделенная полоса там уже ), но там общественному транспорту хотя бы не приходится делать дикие перепробеги из-за односторонних улиц, а пассажирам искать нужные остановки (на двухсторонней улице нужно перейти дорогу, чтобы уехать обратно, а на таких магистралях ещё бегать по городу в поисках). Вообще же, если помечтать, то для создания устойчивого транспортного каркаса в центре нужно сделать как минимум следующее:


Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)

Исторически в Москве сложилась радиально-кольцевая планировка. Такой принцип застройки города формировался на протяжении многих лет. Большинство колец, обозначенных сегодня на карте столицы, когда-то были границами Москвы. Подобная планировка встречается также во многих европейских городах, среди которых Париж и Вена.

Карта Москвы 1638 года, на которой желтым цветом обозначен Белый город.

С древности кольцевой принцип строительства применялся в городах, которые были крупными торгово-транспортными центрами и важными военными объектами. Выстраивая оборонительное сооружение, город просто окружали, что было проще всего.

Кольца появились в Москве не сразу. И первый деревянный Кремль , и каменный, возведенный Иваном Калитой , имели в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой . Реки служили тогда естественной преградой во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где в XVI веке выросли стены Китай-города.

Бульварное кольцо

Когда Москва разрослась за обе реки, границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом столицы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города . Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Белый город стал застраиваться еще в XIV веке, тогда вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы бояр. Крепостная стена вокруг Белого города появилась в конце XVI века, после того, как прежние деревянные укрепления сгорели при набеге крымских татар. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение и в 1770-е-1780-е годы была разобрана, а на ее месте заложили бульвары. Так появилось Бульварное кольцо . Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году, кольцо в целом сложилось после 1812 года. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота».

Бульварное кольцо на карте Москвы 1852-1853 годов.

Садовое кольцо

Первое замкнутое кольцо Москвы было образовано стенами Земляного города . Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяженностью 16 км. Вал был насыпан в 1591-1592 годах, по повелению Бориса Годунова , вскоре после набега крымских татар. Поверх него была выстроена дубовая стена. Вал получил название Земляной, а территория между ним и Белым городом стала называться Земляным городом. К концу XVIII века вал постепенно разрушилcя и местами был срыт. Городские власти приняли решение снести остатки вала, а на его месте построить широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Так было положено начало Садовому кольцу , вплоть до первой четверти XX века считавшемуся границами городской территории Москвы.

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом.

Камер-Коллежский вал

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал . Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине XVIII века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово . Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала.

Окружная железная дорога

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога . Москва в то время была огромной товарной «пробкой», и дорогу решено было построить с целью разгрузки железнодорожной сети. После строительства новой трассы столица полностью оказалась в ее границах. Дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году, на момент постройки, окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена. Сейчас здесь проходит Московское центральное кольцо (МЦК ).

МЦК. Электропоезд "Ласточка".

МКАД

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД ). Эта скоростная магистраль была построена в середине 1950-х годов для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но на протяжении 25 лет это была административная граница Москвы.

Из века в век ты кольцами, кругами Росла вокруг Кремлевского холма.

С течением времени Кремль разрастался, расширялась eго территория, менялись стены: вначале это был обычный частокол, а с 1339 г.- стена из рубленых дубовых бревен. При Дмитрии Донском Кремль был обнесен невысокой каменной стеной, которая впоследствии заменена была мощной белокаменной.

Кремль был густо населен: там находился великокняжеский двор, множество храмов, монастыри, торг, боярские усадьбы с хозяйственными постройками и садами, Жилища горожан и прочие необходимые постройки тоже находились в Кремле. С ростом населения дома горожан вскоре пришлось строить за стенами Кремля. Так появились посады. Историки считают, что первый посад в Москве возник в XII в. Он располагался на подоле - местности между Кремлем и Москвой-рекой, а также по берегу Неглинной. Словом подол в древнерусском языке называлось низкое место под горой, в данном случае под кремлевским холмом. Подол известен и в древнем Киеве. С течением времени слово подол, обозначавшее характер рельефа местности, превратилось в название, в московский топоним. Становясь топонимом, это слово могло присоединять к себе суф. -ск. Именно так образовалось название подмосковного города Подольск (из села Подол) после 1781 г.

Как свидетельствуют документы, вокруг Москвы находились села. Кроме села Кучкова к западу от Кремля было село Семчинское или Семцинское, которое упоминается уже в духовной грамоте Ивана Калиты в 1336 г, Название этого села, вероятно, происходит от имени первопоселенца, некоего Семена (Семки или Семчи; второй вариант его написания - Семцинское - свидетельствует о том, что у того, кто написал его в духовной грамоте, было цокающее произношение). Аналогично можно объяснить и название еще одного подмосковного села того времени - Михайловского на Яузе. Оно происходит или от имени первопоселенца Михаила, или от названия храма, построенного в честь Михаила Архангела. Село стояло на Яузе, что нашло свое отражение в соответствующем дополнении к этому названию. Такое дополнение вполне понятно в условиях тогдашней малой заселенности местности и слабой организации ее как пригорода: оно было своеобразным ориентиром, уточняющим местоположение объекта.

Что же касается значения самого гидронима Яуза, то в настоящее время точно не известно, что значит это слово и каково его происхождение. Необычность его формы дала основание для различных предположений, не достаточно убедительных. Историк И. Е. Забелин считал, что Яуза значит "узкая", основываясь только на совпадении звучания этих слов. По другим версиям, название Яуза, измененное на русской почве, восходит к словам финно-угорских языков со значением "сосновая река" или "приток реки". Есть попытки объяснить этот гидроним на материале балтийских языков.

К северу от Кремля находилось село Напрудское. Это название связано с тем, что село было расположено на пруде, из которого вытекала маленькая речушка - левый приток реки Неглинной, не сохранившая своего имени. Это село находилось в районе современного Рижского вокзала и Трифоновской улицы. В непосредственной близости от Кремля были и другие села, такие как Старое Ваганьково, Высокое, Хвостово (Хвостовское).

Со временем разрастался другой московский посад - на юго-восток от Кремля, в сторону современной гостиницы "Россия" и ГУМа, занимавший территорию, называвшуюся Китай-городом. По сравнению с Подолом этот посад был очень большим и поэтому получил название Великий посад, или Большой посад. Наиболее древняя его часть находилась на территории бывшего Зарядья, там, где сейчас расположена гостиница "Россия". Этот посад сильно разросся в последующие века и именно с ним связывается понятие "московский посад". Подол со временем прекратил свое существование, так как он сослужил плохую службу Кремлю: под укрытием его многочисленных построек враги могли почти незамеченными подходить к невысоким стенам Кремля и проникать внутрь.

Название Китай-город появилось в 1535 г., когда в целях обороны Великого посада его начали обносить хорошо укрепленной стеной. Существует несколько гипотез о происхождении этого топонима. Известный историк Москвы И. Е. Забелин считал, что оно связано со словами кита, кит, сохранившимися в диалектах, и значит "плетенничный", т. е. построенный по принципу плетня (переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами). В доказательство этого он приводил запись, сделанную в летописи: "Устроиша хитрецы велми мудро, наченъ отъ каменыя болшия стъны, исплътаху тонкий лъсъ около болшого древня и внутрь насыпаху землю и велми кръпко" * , Некоторые исследователи считают, что название Китай значит "средний", т. е. "средний, срединный город между Кремлем и Белым городом"; иначе говоря, Китай-город - это средняя по местоположению крепость. Само слово китай в этом значении попало к русским из монгольских языков. Этой версии придерживался исследователь топонимии Москвы историк П. В. Сытин. Эта версия поддерживается гипотезой, согласно которой название Кремль означает "внутренняя крепость" (см. очерк "Кремль"). Согласно другой гипотезе, слово китай является тюркским и переводится на русский язык как "крепость, укрепление, укрепленное место". Оно часто становилось ойконимом, названием населенного пункта, выросшего на месте этой крепости, как и русское городок, городец. Ойконимы от слова китай были известны на юге современной Украины еще в XIX в., там, где древнерусский язык соприкасался с тюркскими языками ** .

* (Полное собрание русских летописей, т. 6. СПб., 1853, с. 292. )

** (Подробнее см.: Романова Г. Я. О названии Китай-города в Москве.- В кн.: Учен. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской, 1964, т. 148. Русский язык, вып. 10, с. 434-441. )

По мере роста города Москвы заселялась территория между реками Москвой, Неглинной и Яузой и вдоль дорог, шедших от Кремля в разных направлениях. В XIV-XV вв. на территории Москвы сложились и продолжали застраиваться, совершенствоваться такие ее части, или, как бы мы сказали теперь,- микрорайоны: Кремль (или город), Великий посад, Заречье (за Москвой-рекой) , Занеглименье - территория на северо-запад от Кремля за рекой Неглинной между современными Кропоткинской пл. и ул. Неглинной. В то время названия не были официально закреплены за определенными частями города. Так, Занеглименье иногда называлось Загородьем, и Загородьем же могла называться территория Великого посада.

Названия этих частей, районов города этимологически почти прозрачны. Приставка за- свидетельствует о том, что все эти части города расположены позади объекта, который обозначен корнем слова, т. е. позади реки, города, Неглинной. И все же основа одного названия - Занеглименье - в настоящее время не является до конца выясненной. Некоторые ученые, например В. Н. Топоров, сопоставляют его со схожими названиями в Латвии и Литве. Основываясь на раннем варианте названия реки Неглинной - Неглимна, откуда и Заыеглименье, где сочетание глим- напоминает балтийское gilm, В. Н. Топоров считает название реки Неглинная и местности Занеглименье балтизмом. Но одного этого аргумента едва ли достаточно, так как в русских народных говорах, например в рязанских, наблюдается расподобление звуков нн в мн именно в данном случае: глимяный вместо глиняный. Поэтому вполне реально связать название реки Неглинная с характером окружающей почвы. О том, что почва в Москве и ее окрестностях была не только болотистой, но и глинистой, свидетельствуют ранние топонимы, в частности название местности Глинищи, известное еще в XV в. в районе, близком к современной площади Ногина. Вероятно, река была названа Неглинной по неглинистому дну и берегам, что было ее характерной особенностью.

Разрастаясь, город нуждался в защите. С этой целью уже в 1394 г. начали копать ров от Кучкова поля (район современной ул. Дзержинского) до реки Неглинной и далее. В 1586-1593 гг. по рву была возведена стена, основание которой было сложено частично из белого камня. Это было первое значительное кольцо, точнее - полукольцо вокруг Москвы. Стена Белого города была снесена в конце XVIII в., и он перестал существовать. На месте стены было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до настоящего времени от станции метро "Кропоткинская" (раньше здесь была площадь Пречистенских Ворот) до Большого Устьинского моста. "Устроение булеваров есть щастливая выдумка, ибо это придало неимоверную красоту древней нашей столице",- было написано в одном из альманахов пушкинского времени.

В настоящее время о стене Белого города напоминают бывшие названия ворот, которые находились в местах пересечения стены с главными дорогами, шедшими от Кремля. Сейчас это названия площадей: площадь Никитских Ворот, площадь Покровских Ворот. В устной же речи москвичей эти названия звучат как Никитские ворота, Покровские ворота и даже Кировские ворота, которых на самом деле никогда не было - были Мясницкие ворота. Последний факт свидетельствует о большой живучести топонимов, связанных с воротами Белого города.

Почти сразу же после возведения стены Белого города появилось следующее кольцо Москвы - Земляной город. Полоса укрепления Земляного города проходила по линии современного Садового кольца. Он имел и другое название - Деревянный город. Земляным (одновременно Деревянным) город назывался потому, что одна его важная составная часть была земляной - вал вдоль рва, а другая-деревянной: вдоль всего земляного вала была сооружена деревянная стена. Эта часть Москвы, заключенная между Белым городом и земляным валом, называлась еще и Скородом. Это имя, как предполагают, связано с тем, что дома здесь строились "на скорую руку". Строить основательно не имело смысла, так как данная часть Москвы постоянно страдала от набегов врагов, которые сжигали все постройки. Есть, правда, и другие версии.

Вначале название Земляной город относилось только к самой крепостной стене, к линии укреплений, состоящей из стены, вала и рва. В этом значении - "ограда, крепостная стена, линия укреплений" - слово город было известно в русском языке с XIII в. * Во второй половине XVII в. Земляным городом стала называться вся часть Москвы, расположенная между стеной Белого города и Земляным городом. После пожара 1812 г. земляной вал и стена были снесены, а ров засыпан. Освободившееся место было застроено маленькими домиками, хозяева которых были обязаны разбивать палисадники и рассаживать сады при домах. Так в 30-х годах прошлого века появилась Садовая улица длиной в 15 км, разделенная на двадцать отдельных улиц и площадей.

* (См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып, IV. М.. 1977, с. 90 (далее - СлРЯ XI-XVII вв.). )

О существовании Земляного города и вала напоминают названия Валовой улицы, Зацепского Вала и некоторые другие.

В XVI-XVII вв. Москва была большим городом с огромным по тому времени населением и многочисленными постройками: в XVI в. в ней было примерно 40 тысяч домов (если верить сведениям путешественника С. Герберштейна), а к концу XVII в. население составляло около 200 тысяч человек. К этому времени в городе было много ремесленных и других слобод, их насчитывалось более 140. Москва расширялась, опоясавшись новым кольцом - Камер-Коллежским валом, возведенным в 1742 г. и имевшим протяженность 35 км. Его постройка была вызвана не только ростом города, но и потребностью установить контроль за провозом в Москву таких товаров, как водка, табак и т. п. Купцы, получившие откуп на продажу этих товаров, боялись, что их будут провозить в город нелегально. Под их давлением правительство приняло решение поручить Камер-Коллегии строительство новой линии укреплений вокруг Москвы, которая и получила название Камер-Коллежского вала по наименованию этого ведомства. В местах пересечения дорог с новой линией укреплений были устроены заставы, где и проводился надлежащий контроль за провозом товаров.

Как и все предыдущие, этот этап в развитии Москвы нашел свое отражение в топонимии. Там, где проходил Камер-Коллежский вал, слово вал входило в названия улиц, многие из которых сохранились до настоящего времени: ул. Бутырский Вал, Грузинский Вал, Даниловский Вал, Лефортовский Вал и др. Факт существования застав тоже оставил свой след в именах московских площадей: площадь Абельмановской Заставы, площадь Крестьянской Заставы. До недавнего прошлого в Москве были еще Бутырская застава, Рогожская застава и др.

Естественная традиционная кольцевая застройка Москвы продолжалась и после возведения Камер-Коллежского вала. Интенсивной она стала в XX в. и особенно после Октябрьской революции. Бурный рост города в первой половине XX в. привел к появлению еще одного кольца - Московской кольцевой автомобильной дороги, которая в настоящее время является административной границей Москвы. Сооружение этой дороги началось в 1956 г., а в 1960 г. было принято решение привести городскую черту Москвы в соответствие с фактическими контурами застройки города и с учетом перспективного развития. Эта черта и была определена кольцевой автомобильной Дорогой. В состав Москвы были включены подмосковные села, деревни, поселки - Медведково, Царицыно, Крылатское, Теплый Стан, Очаково и др. и даже небольшие города - Бабушкин, Кунцево, Перово и др.

В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип "город-солнце" с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.

От Кремля до Бульварного кольца

Именно от Кремля расходятся все основные улицы, образуя кремлевское кольцо, улицы которого лучами пробираются сквозь другие кольца: Бульварное, Садовое, и другие современные транспортные кольца, затем устремляясь на все стороны к далеким городам России.

Манежная площадь

Манежная площадь - раньше это Манежная улица и проложена была в 1820 году, название она получила от Манежа, большого здания, построенного по проекту А. А. Бетанкура в 1817 году.

Китай-город

Китай-город - в 1534 году Великий Посад (поселение торговцев и ремеслеников) около Кремля был обнесен рвом и укреплениями из дерева и землипо одним данным, с монгольского "средняя крепость" ("китай" по монгольски - средний, "город" - по-старорусски - крепость)

Варварка

Улица Варварка - на этой улице в XVI веке была построена церковь Варвары, церковь Максима, в XVII веке - церковь Святого Георгия и Знаменский монастырь.

Никольская

Никольская улица - возникла в XIII веке, связав Московский Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.

Знаменка

Улица Знаменка - название получила от церкви Знамения Богоматери, известной с 1600 года. В 1929 этот храм был закрыт, а еще через два года разрушен.

Моховая

Моховая улица - известна с XV века, а имя она получила в XVIII веке по площади Моховой (современная Манежная), потому что здесь в те времена крестьяне продавали мох для конопачения срубов.

Воздвиженка

Улица Воздвиженка - в те столетия улица называлась Орбатом, что в переводе с арабского языка означает предместье перед городом, и застраивалась неспеша.

Большая Никитская

Большая Никитская улица - называли эту улицу в древности Полоцкой и новгородской - по дороге, ведущей из Новгорода через Волоколамск до Москвы.

Тверская

Тверская улица - в XV веке напротив Исторического проезда был построен деревянный мост, связавший по прямой линии дорогу из Твери в Москву. В том же столетии дорога в Тверь слилась с дорогой в Великий Новгород, и эта улица стала главной улицей Москвы.

Неглинная

Неглинная улица - до 1922 года была Неглинным проездом, соединял Театральный проезд и Трубную площадь на бульварном кольце, возникла улица (в то время проезд) в 1820-х годах после того, как речку Неглинную заключили в подземную трубу.

Рождественка

Улица Рождественка - появилась в XIV веке и соединяла основанный в те времена Рождественский девичий монастырь с центром города.

Мясницкая

Мясницкая улица - когда-то начиналась с Ильинских ворот Китай-города, делала крутой поворот влево, шла по Лучникову переулку... Лишь в XVIII веке Мясницкая улица обрела современную геометрию.

Маросейка

Улица Маросейка - является продолжением Ильинки и расположена между Лубянским проездом и Покровскими воротами. В XV - XVI веках здесь цвели сады и стояли загородные дворы Ивана III и Василия III.

Солянка

Улица Солянка - в XVII - XIX веках на углу Солянки располагался Соляной двор, отсюда и название улицы.

Улицы вокруг Кремля. Как появились первые улицы Москвы

1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.

Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.

В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.

Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница "Россия".

Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.

Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.

Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским "крестцом". К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.

Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.

А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.

Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.

Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.

Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.