Как определить левша ты или правша. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Экскурс в физиологию

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

,

Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.
Более взрослому малышу можно предложить следующие , и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

  • сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
  • любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
  • не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у , предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
  7. Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
  8. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  9. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

ЕЩЕ ТЕСТЫ:

ТЕСТ №1
Проделайте следующее:
(отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

ТЕСТ №2

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты :

33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24 = Амбидекстр
20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

Введение

Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

  • Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
  • Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
  • Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.

Таким образом, нами предлагается игровой тест на право-левополушарность, удобный при работе с детьми.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности ребенка, ведь левши рождаются с более развитым левым полушарием мозга, это значит, что переучивание загубит весь его потенциал. Родителям необходимо ценить ребенка и самостоятельно поспособствовать развитию его способностей, но как определить правша или левша ребенок заранее? Для этого есть несколько несложных методик.

Левша или правша — как узнать в младенчестве?

Узнать предрасположенность ребенка к тому, чтобы пользоваться левой или правой рукой можно уже в 3-4 месяца. В это время дети начинаю терять и начинают более осмысленно пользоваться руками. Та рука, которая начинает терять такие рефлексы раньше обычно является ведущей, но для того, чтобы это определить следует иногда показывать ребенка специалисту.

Тесты для определения левши

Как определить левша или правша ребенок в более позднем возрасте? Для этого не понадобятся специалисты, несколько простейших тестов можно сделать и дома. Необходимо просто попросить ребенка в игровой форме выполнить несколько простых тестов:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Попросить ребенка переплести пальцы рук «замком». Та рука является ведущей, большой палец которой находится сверху.
  • Попросить ребенка скрестить руки на груди. Рука, лежащая сверху потенциально является ведущей.
  • Попросить похлопать в ладоши. Ведущей является та рука, которая выполняет при этом активную роль.
  • Дать ребенку два карандаша (в каждую руку), завязать глаза и попросить нарисовать два круга. Ведущая рука нарисует более аккуратный круг.
  • Дать посмотреть в видоискатель фотоаппарата. Ведущим глазом является тот, которым ребенок будет смотреть в дырочку.
  • Попросить открутить крышку с бутылочки с водой. Скорее всего, он сделает это ведущей рукой.
  • Попросить вырезать фигурку из листа бумаги ножницами. Он сделает это ведущей рукой, однако, левша или правша ребенок, большинством ножниц удобнее пользоваться правой рукой, поэтому многие левши вырезают правой.
  • Попросить сесть и закинуть одну ногу на другую. Ведущая нога в большинстве случае окажется сверху.

Подобных тестов можно придумать множество!!!


Переучивать ли?

При помощи таких несложных тестов можно выяснить, правша или левша ребенок, но стоит помнить, что переучивание — это сложный процесс для ребенка, который может негативно сказаться на его развитии. Необходимо развивать то, что заложено в ребенка природой, к примеру, покупать для него вещи в магазине для левшей, тетради, прописи и ручки для леворуких. Тогда ребенку будет максимально комфортно.

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?