Как помочь ребенку развивать навыки общения. Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Пономарёва
Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста

Сборник игр , направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми .

Составитель : Пономарёва О. В.

Пояснительная записка…. 4

1 блок Игры,

обмена информацией… . 7

2 блок Игры направленные на восприятие детей

друг друга. ….14

3 блок Игры, направленные на взаимодействия детей… . 19

5. Список литературы…. 26

Пояснительная записка

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом и со взрослыми , оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте , общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.

ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования : ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми , участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Следовательно, решению задач формирования у детей дошкольного возраста навыков общения следует уделять особое внимание.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой . В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми , происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом . Игра – главная сфера общения детей : в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

В данном сборнике представлены игры , общей целью которых является формирование и развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми .

Все игры сборника классифицированы на три блока :

1 блок - Игры,

2 блок - Игры направленные на формирование навыков восприятия детьми друг друга

3 блок - Игры, направленные на формирование навыков взаимодействия д .

Задачи, решение которых возможно посредством применения игр сборника :

Развивать навыки необходимые ребенку для осуществления обмена информацией ;

- формировать доброжелательные отношения между сверстниками .

Развивать у детей навыки восприятия партнера по общению , понимания его внутреннего состояния; взаимопонимания;

- формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.

Игры, представленные в сборнике , можно применять в процессе организации нерегламентированной деятельности, на прогулке, так и в свободной деятельности детей . Формы организации игровой деятельности могут быть разнообразными : фронтальная, в подгруппах, в парах (в зависимости от целевого назначения, особенностей содержания игры) .

Сборник может быть интересен педагогам ДО, студентам, родителям детей дошкольного возраста .

Блок 1. Игры, направленные на формирование навыков обмена информацией

Игра «Секрет»

Цель : умение находить общий язык со сверстниками , развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок . Дети ходят по группе, ищут способы, уговорить каждого, показать свой секрет.

Живая картина

Цель : развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков .

Возраст : 5-6 лет.

Количество играющих : любое.

Описание игры : дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины» .

Комментарий : несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины» , акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей .

Тропинка

Цель : развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст : 6-7 лет.

Количество играющих : четное.

Необходимые приспособления : аудиозапись с русской народной песней «Кума» .

Описание игры : дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий :

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий : игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Небоскреб

Цель : развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст : 6-7 лет.

Количество играющих : 5-6 человек.

Необходимые приспособления : складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый , наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель : построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.

Я хороший

Цель : развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.

Ход игры : игра проводится в небольшой группе детей , примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает : «Я хороший, потому что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает , что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.

Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

Цель : Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Один ребёнок – «продавец» , остальные дети – «покупатели» . На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Блок 2. Игры, направленные на формирование навыков восприятие собеседника, взаимопонимания

«Зеркало»

Цели : развивать восприятие и познание партнёра.

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга . Один из них совершает разные движения : поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру : строить рожицы, поворачиваться и т. д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

Игра «Земля, вода, воздух, ветер»

Цель : развивать внимание, актуализировать память. Учить детей слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.

Размещение лучше всего организовать в форме круга . В игре можно использовать дополнительно : - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.

Игра имеет две интерпритации :

1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля» , то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода» , то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер» , то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.

На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить.

В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.

2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка - выполнить то, или иное задание. Например , если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д., если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.

Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.

Цель : развивать умение понимать друг друга, излагать свои мысли лаконично.

Дети садятся в круг, получают по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану :

1. Внешний вид животного.

2. Чем питается.

Для игры используют «игровые» часы. Вначале крутят стрелку, на кого она покажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать, описываемое животное.

Игра «Королевство»

Цель : развивать взаимопонимание, учить понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания; выбирать роли и функции, которые они хотели бы выполнять.

1. Группа делится на подгруппы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Детям, ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него.

2. Один из добровольцев становится «Королем» . Он может набрать себе всех подданных - Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и так далее. Каждому, кроме ролей, Король раздает поручение.

3. Следующим этапом является проигрывание ролей.

4. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него. Или, почему, он не согласен с Королем, почему его роль, ему не нравится.

5. Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство» , что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.

6. Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.

Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.

Через стекло

Цель : Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации .

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами , представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи : «Я тебе позвоню, когда приеду» , «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Снежная королева

Цель : развивать умение видеть хорошее в друг друге.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение : Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей . После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.

Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»

Цель : развивать у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения.

Воспитатель :

Ребята, вы были в цирке?

Вам там понравилось?

Что большего всего понравилось?

А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные!

Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?

Волшебное животное - это животное, которое может быть, например , кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например , тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?

Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)

Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой.

Воспитатель с детьми строят арену цирка.

Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете?

Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например , дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню : волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.

Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики - их дрессировщиками. А потом поменяемся : мальчики будут волшебными животными, а девочки - их дрессировщицами. Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.

Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик - девочка» . Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным.

Воспитатель помогает каждой паре.

Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.

Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.

Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые!

Цель : помочь детям, испытывающим затруднения в общении , обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие, становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова» , последний - «хвост» . «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» , она становится «хвостом» . Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Интервью

Цель : развитие коммуникативных навыков , активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления : стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди , по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Из опыта работы воспитателя

Бодровой Ольги Ивановны

г. Нижнего Новгорода.

Актуальность.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков в общении старших дошкольников.

В своем опыте для начала я провела эксперимент, в котором приняли участие 2 подготовительные группы по 20 детей. Цель исследования- определить уровень развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1.Подобрать методики, направленные на диагностику общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.

2.Организовать диагностическое обследование детей по подобранным методикам.

3.Сравнить полученные в результате исследования данные.

4.Подвести итог по результатам, сделать выводы.

В поиске наиболее оптимальных, соответствующих возрастным методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, я обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов (Г.А.Урунтаевой, Р.С.Немова; О.Н. Истратовой). Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:


  1. «Рисование варежки»- автор Г.А. Урунтаева.

  2. «Лабиринт»- автор- Л.А. Венгер.

  3. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов
Методика №1 – «Рисование варежки».

Детям предлагается по одной разукрашенной рукавичке и дается задание- нарисовать соответствующий рисунок и раскрасить нужными цветами другую рукавичку. Решение задачи предполагало взаимный обмен карандашами и позволило выявить вовлеченность в действия партнера, способности к сопереживанию. Были выделены следующие критерии действий:


  1. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника- низкий уровень (1-2 балла).

  2. Беглая заинтересованность, взгляды в сторону сверстника- средний уровень (3-4 балла)

  3. Пристальное наблюдение и активное внимание к действиям сверстника – высокий уровень (5-6 баллов).
По итогам данной методики были получены следующие результаты.

Группа №1.

С высоким уровнем-4 человека.

Со средним уровнем-13 человек.

С низким уровнем- 3человека.

Группа №2.

С высоким уровнем -5 человек

Со средним уровнем -14 человек

Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот имеет ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Ведь только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать укреплению и углублению детских контактов.

Контакты со взрослыми и сверстниками в детском доме у воспитанников выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи. Они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. Это объясняется отсутствием эмпатии, умения и потребности разделить свои чувства, переживания с другим человеком. Все это лишает детей:

  • важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе;
  • переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

То есть дети-сироты с раннего возраста не чувствуют привязанности как к сверстникам, так и ко взрослым. Отмечается также, что воспитанники детского дома не так успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками, чем дети из семей. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, то есть не способны конструктивно решать конфликт.

На низком уровне находятся у ребят и навыки общения со сверстниками. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно требуют к себе внимания и отторгают его, переходя на агрессию, или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, воспитанник детского дома не умеет отвечать должным образом на них.

Таким образом, трудности общения с окружающими у детей-сирот обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.

Поэтому недостаточно окружить ребенка-сироту вниманием и любовью, его надо учить правильно оценивать себя, свои поступки, и умению общаться с окружающими.

Игры и упражнения с элементами тренинга направлены на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением, и включают в себя когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

Предлагаем Вашему вниманию упражнения, используемые во время проведения занятий по формированию навыков общения и толерантности и наиболее эффективные, по мнению авторов.

Ты и твое имя

Развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

Потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждойбуквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Любит - не любит…

Цели: дать участникам группы возможность предоставить товарищам обратную связь.

Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.

Вместо этого условимся, что:

Объятия - символ большой любви и симпатии;

Пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;

Хлопнуть по ладони - "ты славный малый, но не более...";

Кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии";

Опущенный большой палец руки - сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.

После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.

Две группы

  • поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
  • развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...

После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.

На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Стаканчик

Облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в веселой игре;

Снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;

Поддержать открытое выражение положительных эмоций;

Способствовать развитию нестандартного творческого мышления участников.

Ход упражнения

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления "штрафников".

Толерантность к другим через отношение к себе

Цель: показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим.

Упражнение № 1

Умение легко войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником показывает высокий уровень толерантности человека.

Ведущий тренинга предлагает участникам провести серию встреч друг с другом, объединившись в пары. Для этого нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Время на установление контакта, взаимные приветствия, проведение самой беседы, завершение начатого разговора и прощание занимает 10 минут. Примеры ситуаций:

  • перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его впервые, но вам необходимо узнать, как проехать до нужного вам места в городе, где вы находитесь впервые;
  • вас окликнули на улице, оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся; вы начинаете словами...;
  • перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться; подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

После выполнения упражнения в процессе обсуждения участники группы приходят к выводу, что умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Толерантность является системой ценностей и норм, основными составляющими которой являются:

Презумпция прав человека: каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям, ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Упражнение № 2

Участники группы садятся в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга, а все остальные участники группы обращаются к нему со словами: "Мне в тебе не нравится…", затем: "Мне в тебе нравится...". Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений "хорошо", "плохо". После того как все выскажутся, участник группы, стоявший в центре круга, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Ведущий тренинга обращает внимание участников группы на то, что решение человека выйти в центр круга означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

Управление эмоциями

Цель: управление эмоциями, понимание эмоционального состояния других

Упражнение № 1

Каждому участнику группы предлагают вспомнить ситуацию, вызвавшую какое-то чувство, и рассказать свою ситуацию группе; группа пытается понять, какое чувство испытывал говорящий в той ситуации. Если некоторые участники предпочтут промолчать, то необходимо объяснить, что услышать их мнение очень важно для всей группы.

Не следует затрагивать личностно значимые ситуации. Чтобы избежать напряжения в группе, выбираются не слишком болезненные ситуации из повседневной жизни участников группы.

Другой вариант упражнения: каждый участник по очереди изображает позой, мимикой или интонацией свое состояние, которое он в данный момент ощущает, предоставив возможность другим понять это состояние.

Упражнение № 2

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал партнер. В завершении упражнения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?"

Бесконфликтное взаимодействие

Цель: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблемной ситуации.

Упражнение № 1

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников додумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой - 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность.

Толерантность, интолерантность и неуверенность

Цель: сравнение понятий толерантности, неуверенности и интолерантности (агрессивности).

Ведущий рассказывает участникам группы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения.

  • может просить и отказывать;
  • любит восхвалять себя;
  • во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником.
  • Признаки толерантного поведения "Я хороший, ты - хороший"):

    • использует Я-высказывание;
    • говорит прямо и открыто;
    • умеет просить и отказывать;
    • умеет принимать отказ;
    • склонен к компромиссам, предлагает их сам;
    • применяет эмпатическое слушание.

    Упражнение № 1

    Участники объединяются в микрогруппы по три человека в каждой. Каждая микрогруппа составляет или вспоминает ситуации, приводящие участников к толерантному или интолерантному поведению. После обсуждения в группах ситуации разыгрываются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создавшейся ситуации? Если ситуация не разрешена, выход ищется совместно, затем ситуация вновь разыгрывается и группа дает обратную связь участникам ситуации.

    Пример ситуации.

    Ваш друг взял на время ваш учебник, однако завтра зачет и учебник необходим вам для подготовки. Вы звоните другу и просите вернуть учебник; друг отвечает, что принесет в течение часа. Проходит час, а друга нет. Ваши действия?

    Список литературы

    1. Кипни, М. Тренинг лидерства. - Москва: ОСЬ-89, 2008 г.
    2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - Москва: ОСЬ-89, 2005 г.
    3. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - Москва: ОСЬ-89, 2004 г.
    Введите e-mail адрес:

    Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

    Социальное развитие ребенка - это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

    Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

    Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским - это ведь не самоцель.

    Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям . К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках , травле или просто во время отдыха с друзьями.

    Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

    Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе , а именно:

    • слушать других;
    • следовать инструкциям;
    • следовать правилам;
    • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
    • обращаться за помощью;
    • говорить по очереди;
    • ладить с окружающими;
    • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
    • быть ответственным за свое поведение;
    • делать приятное другим людям.

    Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

    Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

    Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

    Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

    Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

    • устанавливать собственные цели;
    • определять и изменять свое саботажное поведение;
    • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
    • сочувствовать другим людям;
    • конструктивно управлять гневом;
    • разрешать конфликты мирным путем.

    Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

    Моделируйте навыки общения

    В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

    Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

    Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка , не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

    Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

    Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

    Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

    Не называйте детей застенчивыми

    Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

    Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

    Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости . Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

    Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента . Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

    Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

    Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

    Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

    Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами . Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

    Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

    Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

    Расслабьтесь

    Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, - просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

    Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

    • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
    • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
    • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
    • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
    • Не может инициировать или поддерживать разговор.
    • Говорит громче, чем большинство детей.
    • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

    В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

    * Ассертивность - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

    Оцените публикацию

    Вконтакт

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

    Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

    Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

    Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.

    Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

    Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

    Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .

    Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

    Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

    Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

    “Кто говорит?”

    Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

    Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

    “Угадай, кто это”

    Цель: развивать внимание, наблюдательность.

    Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

    “Пожелание”

    Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

    Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

    “Комплименты”

    Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

    Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

    “Закончи предложение”

    Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

    Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

    Моя любимая игрушка…
    Мой лучший друг….
    Моё любимое занятие….
    Мой любимый праздник….
    Мой любимый мультфильм….
    Моя любимая сказка…
    Моя любимая песня….

    Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

    “Ласковое имя”

    Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

    Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

    “Разговор по телефону”

    Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

    Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

    “О чём спросить при встрече”

    Цель: учить детей вступать в контакт.

    Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

    “Вопрос - ответ”

    Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

    Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).

    “Прощай”

    Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

    Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

    Игры на развитие навыков невербального общения

    “Как говорят части тела”

    Цель: учить невербальным способам общения.

    Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

    • как говорят плечи “Я не знаю”;
    • как говорит палец “Иди сюда”;
    • как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
    • как говорит голова “Да” и “Нет”;
    • как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

    Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

    “Зоопарк”

    Цель: развивать невербальные способы общения.

    Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

    “Сделай подарок”

    Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

    Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

    “День наступает, всё оживает…”

    Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

    Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

    “Здороваемся без слов”

    Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

    Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
    Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

    Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

    “Робот”

    Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

    Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

    “Эхо”

    Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

    Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

    “Руки - ноги”

    Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

    Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

    “Удержи предмет”

    Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

    Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

    “Змея”

    Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

    Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

    Игры на телесный контакт

    “Дрозды”

    Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

    Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

    Я дрозд. (Показывают на себя.)

    И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

    У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

    У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

    У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

    У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

    У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

    “Возьмёмся за руки, друзья”

    Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

    Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

    “Рисунок на спине”

    Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

    Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

    “Ручеёк”

    Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

    Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

    “Руки танцуют”

    Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

    Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.