Как происходит развитие недоношенного ребёнка по месяцам? Прибавка в весе недоношенных детей

Здравствуйте, уважаемые читатели. Каждая женщина в момент, когда узнает, что через 9 месяцев появится самый дорогой, близкий человечек, делает все, чтобы он был здоров. Но порой жизнь подкидывает сложности, которые мы не можем предвидеть, к ним относятся и преждевременные роды.

Существует много факторов, которые могут спровоцировать роды начаться раньше срока, к ним относятся: слабое здоровье матери, стрессы и многое другое. Когда-то на недоношенных детках практически ставили крест, считали их неполноценными, но сегодня современная медицина шагнула вперед, теперь врачи выхаживают совсем маленьких деток, вес которых едва достигает 500 граммов.

Конечно, на первых порах ребеночек находится под строгим наблюдением врачей, ведь его организм еще не совсем готов к жизни вне маминого животика. Только после того как медики проведут полное обследование малютки, окажут всю необходимую помощь, кроха сможет отправиться домой, теперь уже мама должна заняться здоровьем и развитием своего ребенка. Мы поговорим о том, как развивать недоношенного ребенка.

  • Особенности развития недоношенного ребенка
  • Как развивать

Развитие

В 1 месяц . Если младенец здоров, то он активно кушает и набирает вес. Крошка проводит большую часть времени во сне. Мама недоношенного крохи должна проводить максимум времени рядом с крошкой, держать его на руках, прижимать к телу. Тактильный контакт очень важен для ребеночка, для того чтобы ему было спокойно и комфортно ему необходимо слышать стук материнского сердца, к которому он так привык.

В 2 месяца . Крошка немного окреп и уже пытается приподнять голову. Недоношенный пупс отличается от своих доношенных сверстников тем, что очень быстро устает. Крошка может устать даже от кормления. Ребеночек нуждается в усиленном питании, поэтому кормящая мать должна хорошо питаться. Если при тактильном контакте малютка начинает истерично плакать, обязательно обратитесь за помощью к доктору. Малыш продолжает хорошо набирать вес, каждый месяц он подрастает примерно на 3-5 сантиметров.

В 3 месяца . У малютки начинают развиваться рефлексы, он реагирует на резкие звуки, свет, учится фиксировать взгляд, на милом личике появляется мимика. Мама обязательно должна следить за температурой тела ребеночка, одевать его так чтобы ему было тепло. Не позволяется, чтобы человечек постоянно спал на одном боку. Ежедневно проветривается помещение, также делается влажная уборка

.

В 4 месяца . Ребеночек научился поднимать, держать головку, улыбается маме, фиксирует взгляд на предметах. Сейчас мама должна начинать делать ребеночку массаж. Все движения делаются аккуратными мягкими поглаживаниями. Часто и много гуляйте на свежем воздухе, дома раздевайте чадо и делайте ему воздушные ванны.Когда мама замечает, что малыш не может сфокусировать взгляд (лицо мамы, яркая игрушка и другое) обязательно обратитесь к врачу.

В 5 месяцев . Крошка слышит звуки, смотрит в это направление. Карапуз начинает лепетать (еще совсем мало, всего лишь подает осторожные неуверенные звуки). Некоторые детки пытаются хватать игрушки ручками. Пришло время развивать крошку.

В 6 месяцев . На место неуверенным звукам пришли «агу» и смех. Вес его тела должен стать в 3 раза больше, чем тот, с которым он появился на свет. Теперь малыш по своему развитию практически догнал своих сверстников.

В 7 месяцев . Малыш очень часто и подолгу говорит, переворачивается, смеется. Маленький карапуз уже умеет отличать родных людей от незнакомцев, реагирует на маму веселым лепетом и радостным дерганьем ручками. Ручки малыша уже достаточно хорошо развиты, он без проблем берет игрушки. Можно приступать к ползанию.

В 8 месяцев . Карапуз умеет ползать, много ворочается, не желает находиться на одном месте. Предпринимает попытки самостоятельно сесть. Часто недоношенные детки к своим 8 месяцам умеют кушать с ложечки.

В 9 месяцев . Придерживаясь за диван, руку мамы или иную опору малыш умеет садиться. Малютка пытается произносить простые слова. Не оставляйте малыша без присмотра, поскольку сейчас он начинает предпринимать попытки встать на ножки.

В 10 месяцев . Ваше счастье уверено стоит с помощью опоры или мамы. Делает шаги. У малютки начинает, появляется словарный запас, он может говорить «мама», «дай». Сейчас тот возраст, когда ребеночек обращает внимание на взрослых, поэтому чаще говорите с ним, пойте песни, рассказывайте сказки.

В 11 месяцев . Детеныш знает, как его зовут. Хорошо ползает, стоит. Пытается сделать свои первые осторожные шаги. Грань между доношенными и недоношенными детками полностью стерта, малыши развиваются одинаково.

В 12 месяцев . Карапуз встревает во взрослые разговоры, постоянно перебивает. К 12 месяцам ребенок весит в 7 раз больше чем при рождении, а его рост стал выше на 25-38 сантиметров.

Ниже предложена таблица прибавки веса по месяцам

Степень недоношенности
Возраст малыша 1 степень Вес при рождении 2-2,5 кг 2 степень Вес при рождении 1,5 -2 кг 3 степень Вес при рождении 1-1,5 кг 4 степень Вес при рождении 800-1000 грамм
рост вес рост вес рост вес рост вес
1 +3,7 +300 +3,8 +190 +3,7 +190 +3,9 +180
2 +3,6 +800 +3,9 +700 +4 +650 +3,5 +400
3 +3,6 +800 +3,6 +700 +4,2 +600 +2,5 +600
4 +3,8 +600 +3,8 +700 +3,7 +600 +3,5 +600
5 +2,3 +700 +3,2 +600 +3,6 +750 +3,7 +650
6 +2 +700 +3,3 +800 +2,8 +800 +3,7 +750
7 +1,5 +600 +2,3 +700 +3 +950 +2,5 +500
8 +1,5 +700 +1,8 +600 +1,6 +600 +2,5 +500
9 +1,5 +700 +1,1 +450 +2,1 +500 +4,5 +500
10 +1,5 +400 +0,8 +400 +1,7 +300 +2,5 +450
11 +1 +400 +0,9 +500 +0,6 +350 +2,2 +500
12 +1,2 +350 +1,5 +400 +1,2 +350 +1,7 +450
Итог к 1 году 9500 8650 8450 7080

Это лишь примерные показатели, вес и рос, прибавляется у каждого ребенка по-разному в зависимости от питания, умения принимать пищу, генетики. Для того, чтобы знать все о здоровье, развитии малыша, мама обязательно 1 раз в месяц должна посещать врача педиатра.

Помощь ребенку – как развивать

  1. Для того чтобы процессы развития протекали быстрее малютка должен постоянно находится в центе всех событий, конечно если он не спит.
  2. Ежедневные игры с песком, на случай плохой погоды можно приобрести домашнюю песочницу. Игра проходит под пристальным вниманием взрослых, поскольку любопытный карапузик постоянно пытается что-то съесть.
  3. Развивайте таланты. Рисуйте, танцуйте, пойте, лепите и многое другое.
  4. Посещайте бассейн.Водные забавы способствуют укреплению мышц.
  5. Когда вес ребенка достигнет 3 килограммов можно приступить к закаливанию.

Если родители делают все правильно, выполняют предписания врача, то ближе к году все особенности недоношенных деток исчезают,они совершенно ничем не отличаются от своих сверстников.

Ждем ваших комментариев и подписок на обновление сайта.

ПОЛУЧИ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО О ТОМ, КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ С ДЕТЬМИ И НЕ УСТАВАТЬ! СТАНЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ И СПОКОЙНОЙ МАМОЙ.

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша.
Пример: крохе 28 недель (7 месяцев) – 10 недель (40 недель норма вынашивания – 30 недель, возраст, когда малыш появился на свет) = 8 (2 месяца). Другими словами, малышу 7 месяцев, но его развитие должно оцениваться как для 5. И это абсолютно нормально для этой ситуации. Выходит, что в 2 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Особенности развития недоношенных детей.

  • Вес. В 3 месяца вес увеличивается в два раза, в 6 - в три раза, в год - в четыре-восемь раз. Неплохо к году малышу весить 8 кг.
  • Рост. Прибавляет малыш за первый год жизни около 25-38 см, приблизительно по 3-6 см. К году недоношенный ребенок вырастает в длину и становится 70-80 см.
  • Окружность. В первые 6 месяцев объем головы больше, чем грудной клетки. Их объемы будут одинаковые в полгода, а потом грудная клетка будет становиться больше.
  • Зубы. У малыша, рожденного после 35-й недели, первые зубки появятся в 8 месяцев. В 30-34 - в 9 , а до 30-й недели - к году.
  • Нервно-психическое развитие. В зависимости от времени рождения недоношенные дети сначала проходит развитие внутриутробных этапов (глотание, сосание, терморегуляции и другие). Затем, как все дети, держат голову и грудь, переворачиваются и ползают, стоят и самостоятельно топают. Только все эти этапы проходят немного позже.
  • Навыки. Конечно недоношенный ребенок отстает в развитии , задержки в освоении навыков не избежать. Но это не значит, что с ним не надо заниматься. Есть специально разработанные таблицы НПР, по которым можно сверять срок и наличие для такого ребенка того или иного навыка. Держать голову детки начинают в 4 месяца . Переворачиваться со спины на животик - в 8 месяцев . и седеть - в 11, а стоять и - в 12-14 месяцев.
  • Для физического развития, начиная со 2 месяца, грудничку необходимы занятия лечебной физкультурой ().


Как правило, к возрасту 2-3-х лет (с глубокой недоношенностью - максимум к полностью выравниваются в развитии и приобретении умений. Они ни чем не отличаются от своих сверстников, рожденных доношенными.
Каким будет развитие недоношенных детей до года - решать вам и зависит только от вас, родители. При правильном уходе все детки вполне благополучно получают все грани нужного развития.

Когда малыш окажется дома?

Недоношенный ребенок отстает в развитии и может находиться в больнице от семи дней до полугода, зависит это от уровня недоношенности малыша.

Периоды выхаживания грудничков, родившихся раньше срока, заключаются в следующем:

  1. Медицинское оказание основной помощи в родильном отделении.
  2. Оказание помощи в отделении интенсивной терапии.
  3. Кроху выписывают домой при положительной динамике.

При этом мать ребенка находится вместе с ребенком в больнице, сцеживает грудное молоко и ухаживает за ним, помимо медперсонала. Этот метод выживания самый исключительный и результативный, а является он способом «кенгуру». Недоношенного ребенка выписывают из больницы при следующих обстоятельствах:

  • Общее развитие недоношенного малыша находится в постоянном состоянии, без каких-либо осложнений.
  • Терморегуляция крохи находится в нормальном состоянии.
  • Малышу не требуются помощь врачей и оборудование для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
  • Малыш хорошо прибавляет вес (повысилась до 2000 г), самостоятельно и хорошо сосет бутылочку или грудь матери.
  • В домашних условиях родители обязаны обеспечивать кроху правильным уходом, знать, как правильно кормить и при надобности знать, куда обратиться.

Уход за недоношенным малышом

Особенности развития недоношенных детей заключаются в изучении степени ухода в соотношении с доношенными малышами и составляет от одного до трех месяцев. Особенности врачебного наблюдения грудничков, родившихся раньше времени заключается в следующем:

  1. Медицинский осмотр у врача до месяца должен малыш проходить каждую неделю.
  2. После месяца ребенка наблюдают два раза в месяц до достижения им шести месяцев.
  3. Уровень гемоглобина определяют каждый месяц, чтобы предупредить у ребенка.
  4. Также рекомендуется принимать препараты со второй недели для у грудничка.
  5. Каждые три месяца необходимо консультироваться с невропатологом и ортопедом. А также в течение года дополнительное наблюдение ребенка другими специалистами (офтальмолог, эндокринолог, физиотерапевт, кардиолог, отоларинголог).

Вскармливание недоношенных малышей

У малышей, появившихся раньше времени, должна быть последовательность в способах кормления, которые должны знать родители.

  • Кормление грудью. Ребенок должен брать и сосать грудь самостоятельно. Так как нужно прилагать усилия при сосании, а малыш еще не набрался сил, то необходимо вскармливать сцеженным молоком из ложечки или бутылочки.
  • Кормление искусственно. Для этого применяют специальные смеси (богатое содержание витаминов, белка, жирных кислот) для недоношенных малышей. При использовании смеси для грудничка, надо посоветоваться со специалистом.
  • Недоношенных детей в первый месяц жизни кормят до 20 раз в день, порционными частями. Начиная со второго месяца, малышей набравших достаточный вес, переводят на восьми разовое кормление за сутки.
  • Малыша прикармливать необходимо после седьмого месяца. Начинать прикорм нужно с каш, потом добавлять в рацион пюре (мясное, овощное) и соки, а продукты кисломолочные вводят в последнюю очередь, докармливая смесью или грудным молоком после каждого прикорма.

Вследствие слабого здоровья мамы, разнообразных заболеваний или чрезмерно активного образа жизни беременной новорожденный может появиться на срок раньше положенного времени. На развитие недоношенного ребенка большое влияние оказывают такие факторы, как социальный статус семьи, моральное состояние родных и близких, качество питания и ухода за малышом и т. д.

Согласно общеустановленным в медицине правилам, недоношенными считаются детки, которые родились в период с 22 по 37 неделю беременности. Согласно весу при рождении всех недоношенных деток классифицируют на несколько категорий:

  • от 500 грамм до 1 кг – недоношенные груднички с экстремальной массой;
  • от 1 до 1,5 кг – недоношенные дети с низкой массой;
  • от 1,5 до 2,5 кг – недоношенные малыши.

Показатель недоношенности может проявляться и в отставании развития некоторых органов. К примеру, ушные раковины могут быть некорректно сформированными, а кожа тела очень тонкой. Пупочная ямка у недоношенных детей находится внизу живота, в то время как должна быть расположена по центру и пр. Все внешние отклонения от нормы исчезнут до года, однако чтобы развитие малыша проходило правильно, за функционированием каждого органа и любой системы организма следует тщательно следить.


Особых различий между недоношенными малышами и детками, рожденными в срок, нет, но при этом определить недоношенность крохи можно без труда. Недоношенные малыши имеют следующие особенности строения тела:

  • кожные покровы очень тонкие, кожа очень морщинистая и первое время имеет ярко выраженный красный оттенок;
  • спина, конечности, а в некоторых случаях и лицо покрыты волосяным пушком;
  • голова недоношенных детей непропорциональна телу;
  • ушные раковины и ногтевые пластины очень тонкие и практически прозрачные;
  • половые органы сформированы не до конца – половая щель у девочек широко открыта, а яички у мальчиков еще не опущены в мошонку;
  • маленький родничок может иметь участки без кожного покрова;
  • большой родничок смещен из-за неполноценно сформированного черепа.

Некоторые особенности телосложения наглядно показывают степень недоношенности детей, однако в большинстве случаев до года состояние деток приближается к норме, поэтому дальше отличить недоношенного ребенка от рожденного в срок невозможно.


Несмотря на то, что рождение раньше срока может вызвать некоторые сложности в развитии ребенка, в большинстве случаев никаких особых отклонений у таких деток не наблюдается. Основное отличие ранних малышей от обычных грудничков в том, что все навыки и умения они осваивают несколько позже. К примеру, если обычный ребенок начинает держать голову к 1,5-2 месяцам, то недоношенному для этого понадобится месяца 3, и т.д. Отставание в развитии зависит от степени недоношенности и состояния здоровья ребенка на момент рождения. Если малыш родился после 32 недели беременности, то различия в развитии составят не более чем 1-2 месяца, для деток, появившихся на свет ранее 30 недели, отставание может быть около 3-4 месяцев.

У ранних детей имеются также определенные особенности в функционировании нервной системы. Такой ребенок требует повышенного внимания, поскольку он еще не приспособлен к жизни отдельно от маминого организма. Для недоношенного малыша важно постоянно чувствовать мамино тепло, из-за чего самых маленьких нередко помещают в специальные боксы с оптимальными условиями для дыхания и полноценного развития еще не корректно сформированного организма.

Проблемы с адаптацией к окружающему миру – это нередкое явление для недоношенных детей. Помочь малышу освоиться в сложном мире достаточно легко, главное – обеспечить его лаской, вниманием и создать комфортную атмосферу дома. В период до года постарайтесь проводить с крохой как можно больше времени, при этом не ограничивайте его общения с другими детьми, ведь коллектив помогает овладеть многими навыками намного быстрее.

При должном уходе, качественном питании и нормальной атмосфере в семье недоношенный малыш будет развиваться правильно и быстро догонит своих сверстников, поэтому постарайтесь обеспечить крохе комфортную и благополучную среду для жизни и развития, тогда все у вас будет хорошо.


Чтобы вовремя выявить и распознать отставания определенных качеств и умений у новорожденного до года, нужно знать, как должно проходить развитие недоношенного ребенка по месяцам:

  • 1-3 месяц – малыш впервые улыбается, может фокусировать взгляд на интересующем его предмете. В положении на животе только в это время кроха пробует самостоятельно приподнять и удержать голову.
  • 2-3 месяц – улучшается слух, дети такого возраста прислушиваются к окружающим звукам, поворачиваются на знакомый голос и улыбаются в ответ на попытки заговорить с ними;
  • 3-5 месяц – недоношенный ребенок начинает понемногу гугукать, радуется вашему появлению рядом, активно стремится на ручки и в положении стоя упирается ногами в пол;
  • 4-6 месяц – это период активного развития мелкой моторики, детей сейчас можно завлечь новой игрушкой, которую они ловко захватывают руками. Слух развит настолько, что ребенок с легкостью определяет источник даже слабого звука. Радость от общения малыш проявляет в виде громкого заливистого смеха;
  • 5-7 месяц – особенности данного периода заключаются в развитии конечностей, малыш уверенно стоит с поддержкой, может предпринимать попытки приподниматься в манеже и переворачивается с животика на спинку;
  • 6-8 месяц – дети начинают ползать, могут проявлять интерес к взрослой пище и даже есть с ложки. Проявляются разговорные навыки, в это время родители услышат первые осознанные слоги «ма», «па» и т.д.;
  • 7-10 месяц – недоношенный малыш такого возраста умеет брать игрушки из разных положений, свободно передвигается ползком, понимает, о чем говорят взрослые, и показывает те предметы, которые просят найти;
  • 8-12 месяц – детей до года уже можно научить немного разговаривать, если тренировать этот навык постоянно. Помимо этого сейчас малыш умеет самостоятельно садиться и вставать, длительное время играется игрушками;
  • 9-13 месяц – откликается на свое имя, играет без помощи взрослых, недолго ходит с поддержкой, может сам пройтись вдоль опоры;
  • 10-14 месяц – пытается залезать на высокие стулья и без труда преодолевает небольшие препятствия в виде подушек или мягких пуфов, стоит без помощи, проводит различные манипуляции со сложными игрушками – надевает колечки на палку, собирает кубики в пирамиду и пр.;
  • 12-16 месяц – если до года малыш только ползал, то это время первых самостоятельных шагов. Ребенок понимает значения предметов и знает практически все названия, делает то, что его просят – встает, берет и подает игрушки, показывает, где мама и т.д.

Разумеется, это не конечный свод правил, по которому должен развиваться недоношенный ребенок. У каждого малыша имеются свои особенности развития, однако при отставании показателей больше, чем на 1,5-2 месяца от данной таблицы, следует проконсультироваться со специалистом.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Недоношенный ребенок - это новорожденный, родившийся на сроке до 37 недель, вес которого менее 2,5 кг.

8 месяц. Пытается сам сесть, встает на четвереньки, пробует раскачиваться. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой показать что-либо, интересуется слышимой речью, ее тоном и темпом.

9 месяц. В этом возрасте малыш сидит уже более уверенно, пытается ползать, говорит первые слоги, повышается необходимость в общении. Появляются первые зубки, если кроха родилась на 32–34 неделе.

10 месяц. Десятимесячный малыш предпочитает пока ползать, но уже хорошо стоит, ходит, держась за опору. Ему нравится наблюдать за перемещающимися предметами. Он уже знает, как его зовут. У малышей, родившихся до 31 недели, появляются первые зубы.

11 месяц. Ребенок активно ползает. Он уже подолгу стоит без поддержки, делает первые шаги без опоры, хорошо контактирует со знакомыми людьми. Ему интересны кубики, пирамидки, любые перемещающиеся игрушки.

12 месяц. Малыш может начать ходить, иногда это случается чуть позже — в 18 месяцев.
Нервно-психической зрелости такие детки достигают к 2–3 годам. Все это является вариантом нормы.

Особенности ухода

Уход за недоношенным ребенком имеет ряд особенностей:

  1. Одежда . Должна быть из натуральных материалов, с застежками-кнопками, чтобы без труда закреплять медицинские приборы.
  2. Средства по уходу. Должны быть гипоаллергенны и подобраны в зависимости от степени недоношенности ребенка. Кожные покровы недоношенного малыша очень нежные и чувствительные. В отделении больницы и позже дома понадобятся памперсы для недоношенных младенцев. Они бывают «нулевого» размера до 1 кг, а также от 1 до 3 кг.
  3. Температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть 23-24 градуса, вокруг тела ребенка — приблизительно 28 градусов. В случае необходимости можно использовать грелки. Оптимальная влажность воздуха 70%. Такой терморежим нужно поддерживать на протяжении первого месяца.
  4. Купание. Не должно быть резких скачков температуры. Чтобы этого избежать, ребенка нужно завернуть в тонкую пеленку, поместить в ванночку, развернуть ткань и помыть малыша. Температура в комнате должна быть не меньше 25 градусов, воды — не меньше 36 градусов. Заворачивать кроху нужно в теплое полотенце. Лучше, если ребенка будут купать оба родителя.
  5. Прогулки. Ребенка нужно беречь от переохлаждения и резких скачков температуры. Если малыш появился на свет летом и масса его тела более 2 кг, то гулять можно сразу. Прогулки длятся максимум четверть часа, температура воздуха на улице должна быть 25 градусов. Если малыш родился весной или осенью, то гулять разрешается в 1,5 месяца, когда он будет весить 2,5 кг. Когда ребенок появился зимой, то выход на улицу разрешен при массе тела от 3 кг и температуре воздуха максимум -10 градусов.
  6. Массаж и физкультура. Они нужны всем недоношенным младенцам. Желательно, если их будет делать специалист. Физкультура и массаж нормализуют костно-мышечную систему, улучшают метаболизм, пищеварение. С их помощью ребенок в срок сядет, встанет, поползет и пойдет.


Особенности кормления

Грудное вскармливание — лучшее, что может быть для таких детей. Маме нужно как можно дольше кормить малыша грудью. Недоношенному младенцу тяжело сосать грудь, поэтому его нужно докармливать сцеженным молоком.

В продаже имеются специальные смеси для недоношенных детей, если из-за различных обстоятельств естественное вскармливание невозможно, то придется кормить малыша ими, но покупать смесь нужно после консультации со специалистом.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 20 раз в день, маленькими порциями. Когда кроха прибавит в весе со 2-го месяца, достаточно будет кормить 8 раз в сутки.

Начиная с 7-го месяца питание недоношенных детей должно быть разнообразным, нужно вводить прикорм. Раньше этого делать нельзя, так как органы пищеварения еще не готовы переваривать какую-либо пищу, кроме грудного молока или смеси.

Но и затягивать с прикормом нельзя: ребенку нужны витамины и минералы. Начинать нужно с каш, затем вводить овощи и мясо, свежие соки, и в самом конце — кисломолочные продукты. Сладкие фрукты и сахар давать нельзя.

Рождение недоношенного ребенка — стресс для родителей. Но нужно помнить, что сегодня медицина шагнула далеко вперед и в наши дни возможно выхаживание недоношенных детей, рожденных даже до 28 недель.

Полезное видео о недоношенных новорожденных детях

Ответов