Как развить память: эффективные способы улучшения способностей. Чтобы помнили: как работает наша память и что изменит её в будущем Как работает память человека новейшие исследования

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Нейроны рабочей памяти работают с перерывами, что позволяет мозгу различать между собой разные блоки текущей информации.

Нейрофизиологи и психологи кроме долговременной и кратковременной памяти выделяют ещё и рабочую, в которой хранится информация о том, что мы делаем прямо сейчас. Её можно сравнить с кэшем процессора, который ещё называют сверхоперативной памятью - в него тоже загружаются данные, которые требуются для текущей задачи, то есть непосредственно сейчас.

Префронтальная кора (выделена жёлтым) играет важнейшую роль во многих процессах высшей нервной деятельности – среди прочего её нейроны поддерживают кратковременную рабочую память. (Иллюстрация Fernando Da Cunha / BSIP / Corbis.)

Нейрон. (Фото The Journal of Cell Biology / Flickr.com.)

Если мы набираем чей-то номер на телефоне, или же ищем его в адресной книге, то и цифры, и фамилия того, кто нам нужен, будут удерживаться в нашем «кэше», то есть в рабочей памяти. То же самое касается арифметических операций в уме, пересылки письма, выполнения инструкции и т. д.

Нейробиологи сейчас уже знают, какие зоны в мозге отвечают за сверхоперативное хранение данных, однако более детальные принципы функционирования рабочей памяти мы продолжаем выяснять до сих пор. В частности, с 70 годов прошлого века считалось, что её нейроны работают постоянно - как, наверно, и следовало ожидать: ведь для того, чтобы информация была всё время доступной, нужно, чтобы её носитель, то есть нейронная цепочка, постоянно была «под напряжением».

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)

Биохимики - с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание .

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

Теперь подробнее о каждом процессе:

Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование. или быть смысловым (логическим) . Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.

Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу , в процессе запоминания и сохранения.

Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:

Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданной время, хотя сейчас они и не действуют.

Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: , например написать, рассказать, нарисовать.

Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт . Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

Теория систематической деформации следов памяти - говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание) Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. Некоторые распространенные нарушения памяти

Так как было сказано, что забывание может быть очень негативным, стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов и минут, до многих лет.

В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на

Ретроградную - забывание прошлых событий;

антероградную - невозможность запоминания на будущее

ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет переживания и события, происшедшие во время болезни;

прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памти, до ее полной потери.

Еще одно распространенное нарушение это иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

Галлюцинации - явление, когда человек убежден в реальности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.

А теперь, подытоживая все вышесказанное о механизмах памяти хотелось бы обобщить вышесказанное, и перечислить некоторые основные практические моменты, связанные с памятью.

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец ("эффект края)

запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.

Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.

Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции Это - улучшение со временем, воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала.

Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.

Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: стачала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общее, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.

Как улучшить память: развиваем способности

Когда мы говорим об успешности человека, то на ум сразу приходит наличие у него эффективной памяти. Действительно, способность быстро запоминать противоречивые сведения, надежно сохранять информацию и без проблем воспроизводить сведения в нужный момент – залог успешности в образовании и на любом профессиональном поприще.

Для чего нужна человеку мощный «компьютер»: память – залог жизнедеятельности

В наш век информационных технологий и непрерывно совершенствующейся техники, различные технические устройства значительно облегчают наше существование. Компьютеры, ксероксы, фотокамеры, мобильные телефоны способны частично компенсировать недостаточные ресурсы человеческой памяти.
Однако никакие современные устройства не могут полностью заменить память человека. Почему? Первый аргумент: для того, чтобы воспользоваться возможностями техниками, мы должны помнить, как этими устройствами пользоваться.
Второй довод: если в каждом случае, когда нам нужно дать ответ или получить какие-то сведения мы начнем листать страницы энциклопедий или бродить по электронным справочникам, мы потратим уйму времени. Или пока мы разыщем нужный ответ, попросту отпадет в нем необходимость. Именно из-за великой ценности времени, в большом почете «живые справочники» – персоны, владеющие обширными знаниями в разных сферах и способные достать нужный козырь в считанную секунду.

Третий аргумент в пользу человеческой памяти: любая возникшая в голове мысль – результат объединения в сознании большого объема информации. Причем, неважно: это гениальное научное открытие или решение банального бытового вопроса, все – следствие совместных усилий мышления и памяти. Незыблема взаимосвязь: эффективная память позволяет нам качественно мыслить, а развитое мышление расширяет ресурсы памяти.
Хотя ученые умы не покладая рук стремятся создать искусственный разум, на сегодня только люди наделены даром самостоятельного мышления. Несмотря на то, что компьютер превосходит по объему памяти ресурсы индивида, до сих пор человек является почетным победителем шахматных турниров. Поэтому задача каждого из нас – использовать дарованные природой преимущества, раскрывать и развивать возможности памяти.

Как работает человеческий компьютер: функционирование памяти

Схематически процесс, происходящий в памяти человека, можно разделить на три отдельных этапа. Причем в отличие от компьютеров, на каждом отрезке мозг производит самостоятельную обработку и переработку сведений. Итак, выделены следующие этапы:

  • запоминание;
  • хранение данных;
  • забывание;
  • воспроизведение.

  • Запоминание
    На этом этапе в органы чувств поступают входные сигналы в форме звуков, запахов, изображений, ощущений. Далее эти знаки по нервным волокнам передаются в головной мозг, где происходит их смысловая обработка. Только после этого сведения запоминаются.

    Хранение
    Процесс хранения – не просто статичное оберегание сведений, а динамичная непрерывная переработка данных. На этом этапе разнообразная информация группируется по схожим признакам, присоединяется к имеющимся данным, систематизируется по категориям, уплотняется. То есть готовые к воспроизведению сведения – не просто копия увиденного или услышанного материала, а ценный продукт интеллектуальной деятельности, результат старательной смысловой переработки.

    Забывание
    Неотъемлемый компонент процессов памяти, своеобразная противоположность запоминанию. Этот этап – аналогичное действие, которое мы проводим при очистке компьютера: освобождение места от устаревших и бесполезных сведений. Как проведенная очистка способствует более быстрой работе компьютера, так и забывание благоприятствует более высокой производительности мозга.
    Забывание – естественное полезное свойство нашего мозга, без которого разум был бы попросту перегружен бесполезным хламом. Если бы в нашей памяти сберегалось все, что мы видим и слышим, то человечеству грозило повальная потеря рассудка из-за переизбытка материала. Забывание – защитный акт, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

    Воспроизведение
    О качестве функционирования памяти человека обычно судят по тому, с какой скоростью особе удается вспомнить или воспроизвести нужные сведения.
    Обычно люди впадают в панику, если в какой-то момент не могут вспомнить требуемых деталей. Это вовсе не означает, что у человека плохая память или он не выучил нужный материал. Все дело в том, что информация, сохраненная в «кладовых» памяти, может быть просто «не выведена наружу» из-за ряда причин. К примеру, персона испытывает сильное волнение на экзамене, и ее внимание сосредоточено на ощущаемой эмоциональной напряженности. Поэтому доступ к нужному «файлу» временно заблокирован. В спокойной обстановке, когда особу не будет тревожить волнение, она без труда воспроизведен нужный материал.


    Как долго мы способны помнить: срок хранения данных

    Информация, поступающая в наш «компьютер», может сберегаться доли секунды или храниться на протяжении всей жизни. В зависимости от продолжительности хранения сведений память разделяют на четыре категории:

  • мгновенная;
  • оперативная;
  • кратковременная;
  • долговременная.

  • Мгновенная память
    Это хранилище, сберегающее материал продолжительностью, не превышающей десятую долю секунды. Однако, если в мозг не поступают сигналы от новых раздражителей, объем этого «резервуара» увеличивается до двадцати секунд.

    Примером действия мгновенной памяти является образ, который возникает при закрытых глазах сразу после внимательного просмотра печатного текста.

    Оперативная память
    В этой кладовой памяти материал удерживается непродолжительный срок – ориентировочно около одной минуты. Благодаря функционированию этого отдела мы можем конспектировать услышанные сведения. Например, нам сообщили телефонный номер, и мы сохраняем его в памяти, пока не зафиксируем цифры на бумаге.
    Объем оперативной памяти ограничен. У большинства людей он не превышает семь отдельных единиц – букв, слогов, слов, предложений. Первое правило успешного запоминания: разбить информацию на отдельные группы, в одну из которых входит не более семи компонентов.

    Например, нам необходимо запомнить телефонный номер, который состоит из 12 цифр, допустим: 380974461964. Разделяем номер на составные элементы, то есть запоминаем частями: 38097 – код оператора, 446, 1964.


    В этих закромах памяти материал сберегается в течение нескольких дней. Например, мы получили яркие впечатления от посещения выставки. Детальная информация о творчестве художника будет нам доступна в последующие три – пять дней.

    Долговременная память
    Содержимое этого резервуара – дублированные сведения, сохраненные благодаря оперативной памяти. В этом хранилище зафиксирован весь наш жизненный опыт. Объем этой кладовой – неиссякаемый.
    Практически всегда, за исключением сложных расстройств высшей нервной деятельности, когда человек жалуется на проблемы с памятью, он имеет в виду плохую долговременную память. Вывод таков: производительность этого хранилища можно значительно улучшить, если правильно использовать возможности оперативной памяти. Именно улучшение функционирования «оперативки» позволят раскрыть возможности «вечного архива».
    Как это сделать на практике? Помним следующий факт: перемещение сведений из оперативной памяти в долговременное хранилище происходит в процессе дублирования материала. Если сведения важны для человека, то они будут дублироваться автоматически. О том, как преобразовать информацию оперативной памяти в долговременный «архив», пойдет речь далее.


    Способы эффективного запоминания: перемещаем данные «оперативки» в «архив»

    Существует много методов успешного переноса информации из оперативной памяти в долговременное хранилище. Опишем основные техники подробнее.

    Способ 1. Заучивание наизусть
    Это первая техника запоминания, с которым каждый человек знакомится, приступая к обучению в школе. Заучивание наизусть – единственный и незаменимый метод для усвоения основных понятий. Без «принудительного зазубривания» невозможно заложить прочный фундамент для дальнейшего усвоения знаний. Однако возможности этого способа имеют индивидуальные ограничения. И зазубриванием не следует злоупотреблять.

    Способ 2. Пересказ
    Эта техника – производный метод от заучивания наизусть. Пересказ прочитанного или услышанного материала улучшает функционирование «оперативки» и активизирует способности долговременного «архива». В процессе свободного пересказа материал перемещается из оперативной памяти в долгосрочное хранилище.
    Однако для эффективности процесса должны быть соблюдены следующие условия.
    Текст должен быть нам полностью понятен. Понимание информации ускоряет запоминание, так как изучение такого материала вызывает у нас определенные ассоциации. Как оценить понятность информации? Данные нам понятны в том случае, если в любой момент мы можем объяснить, о чем конкретно идет речь в данном фрагменте текста.
    Учитываем, что новые сведения, поступившие в оперативную память, будут проходить неоднократную переработку. Доказано, что человек способен безошибочно воспроизвести через определенный срок пересказанную информацию, если он не менее трех раз с ней соприкасался и работал. В противном случае у нас возникает ощущение: «я что-то смутно помню, я где-то это уже слышал и видел». Вывод: чтобы переместить необходимый материал на «вечное хранение» пересказываем информацию не менее трех раз, стараясь излагать мысли понятными словами.

    Способ 3. Экстраполяция
    Большая часть усвоенных нами знаний являет собой результат экстраполяции – перенос опыта. Суть этого явление: распространение выводов касательно одной части происходящего на его другую часть, выявление закономерностей в изучаемом предмете, своеобразное логическое «прогнозирование». Умение экстраполировать информацию позволяет выстраивать аналитические цепочки. Это даст возможность быстрее запоминать новый материал, поскольку в процессе запоминания мышление работает с высокой интенсивностью.

    Способ 4. Ассоциации
    Установлено, что легче и прочнее запоминаются те понятия, которые вызывают у человека яркие ощущения – чувства, эмоции, изображения, звуки. На принципе ассоциаций основана распространенная техника пиктограмм. Ее суть – разработка определенных индивидуальных значков, которыми индивид обозначает запоминаемые конструкции. В дальнейшем, посмотрев на такой символ, легко извлечь информацию из долговременной памяти.
    Мы часто становимся свидетелями того, что люди жалуются на свою память, сообщая, что у них «старческий склероз», «слабая память от рождения». Однако современная наука опровергает такие утверждения. Доказано, что от природы все люди имеют равные возможности для развития памяти. При этом способности к запоминанию, хранению, воспроизведению материала сохраняется до глубокой старости при соблюдении условия: активного использования памяти.


    Какие факторы способствуют улучшению памяти: стимулируем способности

    Продолжительные изыскания ученых установили факторы, влияющие на степень забывчивости человека, и определили условия, необходимые для развития памяти. В их числе следующие обстоятельства.

    Фактор 1. Уверенность в себе
    Основное условие для улучшения памяти – уверенность человека в собственных силах и способностях. Чем более уверенным мы себя ощущаем, тем лучше, надежнее, быстрее функционирует наш компьютер. Этот постулат подтверждают результаты многочисленных психологических исследований.
    Психологи изучили личностные характеристики людей, обладающих феноменальной памятью. Было установлено, что всех этих персон отличает уверенность в собственных возможностях, позитивный взгляд на жизнь, оптимистичный настрой, отсутствие психоэмоционального напряжения.
    Такое гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие способствует слаженной работе всех систем организма. Отсутствие гормонов стресса и мышечных зажимов позволяет доставить по кровеносным руслам к мозгу максимальное количество кислорода, что обеспечивает высокий энергетический потенциал для его активности. Нервные клетки головного мозга действуют более энергично, поэтому память функционирует более продуктивно.

    Фактор 2. Положительные эмоции
    Известно, что обычный человек использует всего лишь одну сотую часть возможностей «главного компьютера». Чтобы активировать функционирование «пассивных» клеток мозга, мы должны уметь оказывать на себя позитивное воздействие. Для стимулирования способностей памяти нам следует награждать себя полезными эмоциями.

    Как это сделать на практике? Постараемся вспомнить эпизод из нашей жизни, в котором запечатлены факты достижения личного успеха. Мысленно просматриваем отрывок биографии, в котором мы купались в лучах славы. Это может быть идеальный ответ на экзамене, восторженные взгляды болельщиков после забитого гола, благодарность родителей за подаренную им технику. Стараемся в мыслях еще раз пережить ощущения, охватившие нас после полученной премии, после увенчавшегося успехом предприятия.
    Позитивные эмоции одарят мозг положительной энергией. Нервные клетки начнут работать более активно, процессы в мозге станут интенсивными. Запоминание материала пройдет быстрее, при этом сведения сохраняться более прочно.

    Фактор 3. Искренняя заинтересованность
    Почему футбольные фанаты могут без труда описать игры своей любимой команды, назвать игроков, забивших красивые голы, рассказать об острых эпизодах матча? Секрет такой избирательности памяти кроется в прямой зависимости запоминания информации от степени заинтересованности человека.
    Установлено, что практически все люди могут с легкостью запомнить интересующие их факты или сведения, представляющие для него страстное увлечение. При этом поразительные результаты в запоминании достигаются даже в тех ситуациях, когда персона вовсе не прилагает усилий для сохранения информации.
    В то же время неинтересный для нас материал, как бы мы ни старались, наш компьютер попросту «не хочет» записывать в нужную папку. Такую избирательность памяти объясняет психологический механизм активации непроизвольного внимания.

    Выводы:

  • Заинтересованность в изучаемом предмете создает в коре головного мозга доминантный очаг возбуждения, стимулирующий деятельность всей нервной системы.
  • Увлеченность дает возможность длительное время концентрировать внимание на однотипном материале.
  • Неравнодушие к процессу изучения мотивирует на проведение самостоятельных размышлений о предмете. Такие активные поиски ответов на многочисленные «почему» способствуют переносу информации из оперативной памяти в долговременное хранилище.
  • Персона, увлеченно изучающая материал, переживает приятные эмоции. При этом в мозге включается система поощрения, вырабатываются гормоны удовольствия. Эти процессы, в свою очередь, увеличивают работоспособность и улучшают запоминание.

  • Как развить заинтересованность, если предмет скучный? Стараемся специально возбудить в себе преувеличенную увлеченность. Для этого овладеваем техниками самовнушения и, приступая к изучению нудного материала:
  • потираем руки от удовольствия;
  • улыбаемся, смотря в раскрытую книгу;
  • повторяем себе: «Как мне это нравится! Как мне приятно и интересно!».

  • Фактор 4. Отсутствие помех
    Очень частый виновник слабой концентрации внимания, которая крайне необходима, чтобы запомнить материал, – мешающие факторы окружающей среды. Чтобы сосредоточить внимание, не всегда возможно уединиться в тихом помещении и работать наедине.

    Как легко сконцентрировать внимание, когда вокруг шумят и кричат? Используем метод Николая Гоголя. На листе бумаге несколько раз подряд пишем одно и то же предложение. Вместо речевой конструкции, мы можем раз десять нарисовать один и тот же сложный иероглиф. Или отсчитывать ход секундной стрелки на часах в течение пяти минут.

    Фактор 5. Умение преобразовывать материал
    Когда наш мозг сталкивается с монотонными сведениями или разрозненными фактами, память попросту не знает, как такую информацию воспринять. Поэтому наша цель – сделать материал более интересным и цельным. Для этого мы должны сочинить небольшой рассказ и запоминать информацию, просто прокручивая в мыслях или рассказывая вслух придуманную историю.
    При сочинительстве нам следует руководствоваться правилами:

  • История должна быть захватывающей, оригинальной и веселой. Помним о том, что человеку сложно запомнить что-то обычное, в то время как мистический или поражающий воображение материал «схватывается» памятью с легкостью.
  • Нам следует обязательно иллюстрировать в мыслях сочиненный рассказ. Подобно комиксу «рисуем» картинки к каждому предложению. Стараемся запомнить предложения в виде ярких иллюстраций. Забавные рисунки прочно закрепятся в памяти.

  • Фактор 6. Целеустремленность
    Помним: четко установленная цель работы над информацией помогает прочно усвоить сведения. Экспериментально доказано, что многократное чтение текста не обеспечивает его запоминания, если у человека отсутствует цель этого действия.
    То есть, если учащемуся сообщить: «Прочитай текст пять раз», он плохо запомнит его содержание. Однако если сказать: «Прочитай рассказ, чтобы ты его потом мог пересказать», то незнакомый материал запомнится хорошо.

    Фактор 7. Секрет непроизвольного запоминания
    Запоминание информации может проходить двумя способами: непроизвольно и произвольно. Первый вариант – пассивное запоминание происходит естественным образом, без участия сознания и прикладывания волевых усилий. Этот непроизвольный процесс стартует, когда на нас произвело сильное впечатление какое-то важное событие, необычная ситуация, волнующие явления или трагические происшествие. Под действием интенсивной эмоции запускается естественный процесс запоминания, при этом индивид не осознает причин, давших старт прочной фиксации событий.

    Можно использовать выгоду от возможностей непроизвольного запоминания. Для этого подбираем такие источники учебного материала, которые могут нас удивить и шокировать. Благодаря включению пассивного запоминания в нашем компьютере отложиться часть информации.


    Как активировать произвольную память: соблюдаем требования быстрого запоминания

    Практически весь новый материал усваивается в результате действий произвольной памяти. Такой процесс активного запоминания происходит благодаря волевым усилиям человека, наличию определенной цели, осознанным пониманием задачи, использованием специальных техник. Какие требования обеспечивают эффективность произвольной памяти?

    Логическая связь
    Чтобы усвоить новые сведения, человек должен понимать, каким образом новая информация связана по смыслу с данными, которыми он уже владеет. Логически цельная, понятная индивиду информация запоминается значительно быстрее, чем не связанные между собой отрывки сведений.

    Самостоятельная работа
    Установлено, что проще запомнить тот материал, который является результатом собственной деятельности человека. Проиллюстрируем на примере: рабочий, который возводил ступеньки на входе в офисное здание, будет точно знать их количество. В то же время сотрудники офиса, которые дважды в день проходят по этим ступенькам, не смогут сказать их число.
    Почему? Потому что, ступеньки для рабочего – плод его труда, а для сотрудников – окружающие условия. Этой же закономерностью объясняется надежное запоминание текста, собственноручно переписанного, чем эпизода из рассказа, прочитанного в книге.

    Верное намерение
    От конечной цели изучения материала зависит продолжительность сохранения сведений. Если мы ставим цель: выучить правило, чтобы успешно сдать экзамен, то, вероятнее всего, мы в ближайшем будущем забудем эту информацию. Если же нашим намерением будет: запомнить правило, чтобы в дальнейшем использовать его при написании статей, то данные прочно отложатся в нужном «файле».

    Понимание
    Четкое понимание изучаемой информации – основа запоминания, гарантия перемещения сведений в долговременное хранилище. Как добиться понимания материала?

  • Нам следует прочитать информацию один раз для составления общего представления о его содержании.
  • Устанавливаем логическую связь между отдельными частями изучаемых данных.
  • Кратко резюмируем изученные факты.

  • После того как мы выполнили ряд условий, необходимых для запоминания информации, переходим к непосредственному применению существующих методов развития памяти.

    Метод 1. Нахождение сходства и различий
    Нам значительно проще запомнить стимульный материал, в котором обнаруживаются схожие или противоречивые свойства. Эффективность деятельности нашей памяти возрастает, когда в предъявленной информации нам удается выявить важные характеристики. Сравнивая установленное сходство или различие, в памяти возникают ассоциации с явлениями, которые были изучены ранее.

    Например, если мы стремимся запомнить рецепт нового мясного блюда, мы изучаем входящие в его состав ингредиенты и определяем между ними связь. Наверняка кусок запеченной свинины у нас ассоциируется с натиранием полуфабриката солью, перцем. В то же время, изучая этот рецепт, мы устанавливаем противоречия – компоненты, несоответствующие прежним способам готовки, например: горчичный соус. Таким образом, у нас в мыслях формируются две колонки: левая – одинаковые ингредиенты (ранее нам известные), правая – другие компоненты (отличные). Расчленив информацию на две части: сходства и различия, нам будет проще удержать в памяти новый рецепт.

    Метод 2. Систематизация
    В наш мозг ежесекундно поступает огромное количество разрозненных и беспорядочных сведений. Такая информация требует обязательной предварительной обработки. Один из видов эффективного переосмысления данных – систематизация. Этот процесс предусматривает сознательное расположение сведений в определенном порядке. Это выработка системы, в которой факты размещены в определенной последовательности, разрозненные знания упорядочены.

    Систематизация информации в сознании схожа с поиском нужного продукта в огромном супермаркете. Представим, что мы отправились в крупный торговый центр с целью купить пакет натурального кофе определенной марки. Поиск нужного товара у нас займет немного времени. Почему? Потому что мы имеем представление, где расположен в супермаркете отдел продовольственных товаров. Мы, ориентируясь на указатели, находим секцию бакалейных товаров. Разыскиваем полки, где размещены различные виды кофе. Мы находим продукцию интересующего производителя, выбираем нужный помол и берем пакет нужного веса.

    То есть, последовательно передвигаясь от общего к частному, нам удается достигнуть цели. То же самое требуется для запоминания и последующего воспроизведения информации из хранилища мозга: правильно систематизировать части материала, определив прочную логическую цепочку.

    Метод 3. Классификация
    Суть этой техники: упорядочивание изучаемого материала в простые схемы, группировка данных по определенным признакам. Классификация подразумевает интеллектуальную переработку сведений для построения собственной логической схемы. Во время мыслительной обработки информации активизируются участки головного мозга, что обеспечивает прочное сохранение материала.

    Приведем пример. Нам необходимо в течение минуты запомнить тридцать слов, которые, на первый взгляд, не имеют общего сходства. Однако внимательно изучив написанное, удается обнаружить, что все слова удобно разделить на шесть категорий по пять слов в каждой. В итоге у нас возникает таблица:

  • овощи: огурец, картофель, морковь, свекла, помидор;
  • растения: береза, сосна, тополь, фикус, орхидея;
  • мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф;
  • электроприборы: холодильник, телевизор, тостер, миксер, блендер;
  • продукты питания: сахар, мука, соль, масло, рис, макароны;
  • канцелярские товары: ручка, карандаш, линейка, циркуль, ластик, бумага.

  • Классифицировав слова в категории с общим определением, вслух повторяем каждую цепочку по три раза. При этом стараемся, чтобы каждый элемент вызвал яркий образ. Изначально разрозненный набор слов запомнен.

    Продолжением описанных выше методов станут следующие действия по запоминанию.

  • В изучаемом материале выделяем компоненты с противоположными характеристиками. Например: веселый мальчик – грустная девочка. Такие антонимичные образы хорошо откладываются в памяти, становясь основой для запоминания информации в целом.
  • Сравниваем объекты, которые относятся к одной категории, но имеют значительные отличия друг от друга. Например: желтый кислый овальный лимон – красное сладкое круглое яблоко.
  • Обнаруживаем и анализируем подобные признаки у объектов, расположенных в разных категориях.
    Например: кровать – мебель, компьютер – техника, однако и то, и другое присутствует дома.
  • Как улучшить память: учитываем особенности психики

    Всем известна поговорка: «Куй железо, пока оно горячо». Это высказывание точно иллюстрирует процессы, происходящие в нашей памяти. Чтобы запомнить максимальное количество сведений, не тратить время на его длительное зазубривание, необходимо приступить к повторению материала непосредственно после знакомства с ним.
    Именно поэтому педагоги рекомендуют приступить к выполнению домашнего задания в тот же день, когда был прослушан материал. Откладывание повторение изученного на потом приведет к тому, что придется усваивать урок с самого начала.

    Это происходит из-за особенностей забывания: новая или более интересная информация вытесняет из памяти более ранние сведения, которые со временем утрачивают свою актуальность.
    Не менее дельный совет: проделывать аналитическую работу над изучаемым материалом. Это означает: выполнять краткий пересказ, схематический конспект непосредственно после знакомства с новой темой. Рекомендуется возвращаться к краткому аналитическому обзору в тот же день, затем увеличивать интервал повторов. В таком случае изучаемый материал прочно зафиксируется в долговременном хранилище.
    Психологами открыта интересная закономерность памяти человека, именуемая «эффектом начала и конца». Установлено, что легче всего запоминаются сведения, расположенные в начальной и завершающей частях материала. Поэтому после знакомства с данными целесообразно начать изучение темы со срединной части.
    Полезный совет для тех случаев, когда необходимо запомнить большой объем информации. Необходимо разбить сведения на несколько логичных частей. У нас гарантированно отложится в памяти начало и концовка каждой части, тем самым мы сэкономим время для запоминания середины.

    Хотя знаменитая пословица утверждает: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», информация, воспринимаемая на слух, значительно быстрее запоминается и удерживается прочнее. Для развития слуховой памяти необходимо ежедневно читать вслух небольшие рассказы. Сразу после завершения чтения нужно три раза пересказать своими словами его содержание.
    Для тренировки зрительной памяти подойдет простой способ. Берем детскую иллюстрацию с красочными изображениями и в течение минуты рассматриваем десять объектов. Закрываем книгу, стараемся назвать все картинки поименно. Постепенно увеличиваем число картинок для запоминания.



    Для развития памяти можно использовать таблицу Шульте, применяемую для формирования навыков скорочтения. Однако наша цель – запомнить расположенные в таблицы числа после непродолжительного ознакомления.


    Помним о том, что после двадцати минут работы снижается концентрации внимания, соответственно, ухудшается запоминание сведений. Для поддержания на высоком уровне производительности мозга, необходимо после 20 минут интенсивного умственного труда делать пятиминутный перерыв, переключая внимание на другой объект.

    Учитываем, что возможности нашей памяти имеют определенные биологические ритмы. Для качественного запоминания желательно осваивать новые знания в часы максимальной активности организма. Непосредственно перед сном не следует делать значительных трудовых подвигов, ограничившись кратким обзором изучаемого материала. Полученные сведения за день прочно запечатлеются в памяти во время ночного отдыха.

    Вместо послесловия
    На просторах интернета можно отыскать много наглядного материала – тренировочных упражнений для развития памяти. Ежедневная получасовая практика уже через месяц покажет отличные результаты.