Конспект занятия по логопедической ритмике. Конспект занятия по логоритмике в старшей группе “Путешествие в зимний лес”. Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие»

Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Коррекционные задачи:

· Развитие и активизация внимания;

· Развитие речевого дыхания;

· Воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

· Развитие звуковысотного, ритмического, динамического слуха;

· Развитие координации речи и движения;

· Развитие общей и мелкой моторики, регулирование мышечного тонуса.

Образовательные задачи:

· Развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Воспитательные задачи:

· Развивать умение подражать, перевоплощаться.

· Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Оборудование: мяч, картинки со следами зверей , два ободка медведей.

Ход

1. Ребята, послушайте загадку:

«Есть у радости подруга в виде полукруга,

На лице она живёт, то куда-то пропадёт,

То внезапно возвратится, грусть тоска её боится»(Улыбка)

Я предлагаю вам друг другу улыбнуться и с хорошим настроением будем заниматься.

2. Музыкальная игра «ДОМ»

Заживем все вместе в нем,

Окна открываются - сказка начинается (руки на пояс)

Зайцы скачут на опушке,

Из травы видны лишь ушки

(играет веселая музыка, дети, изображая зайцев, прыгают по залу)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка продолжается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Я медведь косолапый, (встать)

У меня большие лапы! (показать полукруглые «лапы»)

Я по лесу брожу (ходьба медвежьей походкой)

И малину ищу!

(звучит музыка, игроки двигаются по залу, изображая медведей)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка не кончается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Это я - колючий еж,

Ты рукой меня не трожь,

Быстро по лесу хожу,

А устану - посижу.

(играет музыка, дети и взрослые ходят на полусогнутых ногах, после слов «посижу» - сесть на пол - лицом в круг)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - игра завершается (руки на пояс)

А занятие продолжается!

3. Ребята, кто к нам в гости приходил?(заяц, медведь, ёж)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (мы будем говорить о диких животных)

А каких ещё диких животных вы знаете?(дети передают мяч и называют дикое животное)

У всех зверей есть свой дом, где они прячутся от непогоды.

4 . Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели(Дети загибают пальцы на обеих руках: по

Белочке в дупле на ели.одному пальцу на каждое двустишие.)

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

5. Ритмическая игра «Следы зверей» (картинки со следами зверей).

Ребята, зимой, дикие животные на снегу оставляют следы.(показывает карточки со следами) Интересно, чьи они?Сейчас животные нам расскажут, как встреча-ют зиму.

Заяц
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Педагог показывает заячьи следы, дети хлопают в ладоши восьмыми.

Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой.

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям, показывая неторопливый шаг лисы.

Ежик

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Дети стучат пальчиками по коленям шестнадцатыми длитель-ностями.

6. Ребята, а как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д. Покажем, как они ходят.

Движение в разном регистре. На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»

7. Пение песни Н.Куликовой «Ёжик»

8. Упражнение на дыхание.

Зайчонок прыгал и скакал,

Скоро заинька устал,

Под кусточком он прилёг,

Носом подышать он смог:

Носом - вдох, и замри!

Носом - выдох, отомри!

А где-то далеко воет волк: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо)

Волк приближается: у-у-у-У-У-У (произносим громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

9. Русская народная игра с пением «У медведей»

Фонограмма «У медведей» (аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет». С. Железнов, Е. Железнова). Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.

10. Релаксация

Ребята, закройте глаза и представьте все, о чем я вам расскажу:

Обошел медведь весь лес

И в берлогу он залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как и Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Все лесные звери уходят на покой. Чтобы их не разбудить мы тихо, на носочках выйдем из леса, а в группе нарисуем тех животных, которые вам больше всего запомнились.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников
по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы
логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой
дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной
являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика
сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического
и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых
разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и
общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет
место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике
обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные
виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно
с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные
(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания
равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может
быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,
как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические
единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,
музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование
способствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно
развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при
помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания-
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей
сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и
осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,
силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,
приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,
как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,
вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает
настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и
артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,
как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать
звуки с какими – либо
музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме
подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются
детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто
она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина,
тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания


Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед, г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 "Маячок"

Сертификат о публикации:

Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников для лучшего усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель логоритмической гимнастики в России (создала ассоциацию ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы входят упражнения, которые воспитывают и развивают чувство ритма через движения и тесно связаны с музыкальным ритмом. Музыка является как средство воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике проводятся по четырём разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

3.Раздел – ритмический.
а)темп;
б)динамика;
в)ритм.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа раздела, который выполняет и развивает чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить специальные музыкально-ритмические занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. С раннего возраста приходится обращать внимание на физическое воспитание ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребёнку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены часто проводить время в сидячем положении за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики и подвижных игр в режим дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются с одной стороны, физическим развитием (костно-мышечной системы, правильной осанкой, формирование правильных навыков движения, ориентировки в пространстве, согласование движения с ритмом, развитие ловкости, скорости, силы движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности, активности и других положительных черт характера.

В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие упражнения.
3.Подвижные игры.

1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно - психическое состояние.

2.Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр могут ставиться следующие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. Например, у заикающегося ребёнка не редко бывает нарушен ритм движений. Те насильственные движения в области речевого аппарата, которые возникают при заикании могут распространяться и на движение мышц лица, рук, ног и всего туловища.

У детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему в работе с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях обязательно нужно учитывать характерологические особенности этих детей. Каждый из них является маленькой самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим занятиям, логопед должен иметь полную характеристику на каждого ребёнка. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Немаловажно учитывать доступность этого материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития. Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Так, если музыкально – ритмические занятие перед логопедическим занятием, то задачей его является подготовка детей к речевому занятию, т.е. детей не следует перегружать новым материалом и возбуждающими играми. Когда музыкально- ритмическое занятие чередуется с логопедическим, тогда целесообразно подбирать такие упражнения, которые будут способствовать активному отдыху детей. В музыкально – ритмическое занятие, когда оно следует после логопедического, полезно включать побольше подвижных игр. Музыкально – ритмическое воспитание детей логопатов служит целям коррекции. Так, например, слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающее действие на одних и поднимает тонус других.

Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. В работу по логопедической ритмике включаются упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитание чувства музыкального ритма, речевые игры, пение. Основной принцип системы музыкально- ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с ее огромным эмоциональным влиянием, с ее богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Гибкость системы позволяет найти её применение в разных областях и видоизменить её метод работы, в зависимости от потребностей данной области. Особенность методики заключается в том, что в упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Идейное содержание музыки, оттенки, темпе и и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова. Значит, в основе первого метода логоритмики лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус. В основе третьего метода - развитие волевой сферы.

Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их.

Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

Пример:
«Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем танцевать»
«Вправо, влево поворот,
А потом наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или «По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда»

Скачут на одной ножке, руки в стороны, изображая букву «Т», каждый скачок совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают полёту птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке
Письма и открытки.

Но мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, в нашей работе важен не только практический материал, но и очень важна форма его подачи. В подаче важны хорошие словесные пояснения, четкость дикции, ясность изложения, увлекательность и доступность. Влияние упражнения зависит не только от существа его и его педагогической ценности, но и от умения подать задание в интересной форме, соответствующей возрасту ребёнка. Все дети и, конечно же, наши очень любят выполнять образные задания в игровом характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли крылышки как птички», - такие упражнения имеют всегда неизменный успех. Не меньшее удовольствие вызывает у детей процесс изображения какого-либо трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей.
В нём серый зайчик будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком я стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении неисчерпаема, а иногда простое упражнение может обратиться в игру, не теряя своей ценности. Она же стимулирует ребёнка к выразительности движений. Можно привести ещё несколько примеров упражнений на координацию речи с движениями.

1.Один из детей - пастух, ходит среди ребят, расположившихся на лугу (полу). Пастух играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном на лугу. (Роль пастуха исполняют поочерёдно )

2.Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.

Словесный материал на логоритмических занятиях будет всегда служить практикой для введения приобретённых звуков в речь.

Не всегда следует доводить упражнение до совершенства. Этого не требуется, так как возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх последующих занятиях, упражнения безусловно будут лучше и чище. Нужно терпеливо относиться к качеству выполняемых упражнений. Большую помощь может оказать метод вызова по одному, попарно или тех, которых хорошо покажут задание и смогут служить наглядным примером того, как следует правильно делать данное упражнение. Другим методическим приёмом служит соединение в пару успеваемых и неуспеваемых, младших и старших, более робких с более смелыми.

Логоритмические занятия следует проводить в виде увлекательной игры и соблюдать следующие принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход от простого к более сложному, от знакомого к новому.
3.Планирование занятий.

В планировании занятий следует включать следующие виды работы:
1.Пение.
2.Вводные упражнения,
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ - пение регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет грудную клетку, помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь. В пении можно автоматизировать поставленные звуки, громко петь не нужно, лучше контролировать выразительность интонации. Кроме пения хором, можно петь отдельно, обращая внимание на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе песни следует учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни желательно начинать с коротких фраз, а для заикающихся рекомендовано - слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие задания в виде маршировки, учат ходить по кругу. Ходить по одному, парами, соблюдая дистанцию, поворачиваться, ориентироваться в пространстве, ходить спиной по кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной(две колоны – поезда встретились и разошлись). Просто слушать музыку разного характера – не давая разъяснения. Под музыку можно шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В словесных упражнениях используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – даются упражнения на чередование напряжений и расслаблений под музыку. Этим способом ребёнок учится понимать, как управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка, координация движений, равновесие. Здесь же фиксируется внимание на дыхание, но требуют, чтобы ребенок не выполнял упражнения с открытым ртом, не задерживал дыхание, не допускайте переход от бурных, активных движений, сразу к сидячим играм. Используют марш, чтобы отрегулировать дыхание.

4.Цель речевых упражнений без музыкального сопровождения:
Речевые упражнения – это своего рода физминутки, произношение в ритмизированном стиле. Стихи могут быть как в сочетании с движениями, так и без них. Используют наклоны, движения с лентами. При их выполнении используем стихи, согласно игре, движениям. Выбирается ведущий из детей.

5. Упражнения, активизирующие движения.
Цель упражнений, активизирующих внимания – направлены на стимуляцию внимания и памяти, на быстроту и точность реакции. Тренировка зрительной, слуховой и двигательной памяти.

6.Цель упражнений, воспитывающих чувство ритма –заострять внимание на эмоциональное содержание. Здесь передаем характер музыки, можно соотнести к игре. Плавно выполняют движения под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные цели: подвижные игры с музыкой или без музыки, обязательно вводится речевой материал в виде отдельных слов или предложений. В игре воспитывать – выдержанность, чувство коллективизма, умение мириться с поражением.

8. Заключительные упражнения. Цель: ребёнок должен быть готов к следующему занятию, нужно постараться переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания музыки, воспитание познавательных навыков, назвать имя композитора, раскрыть особенности этого музыкального произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

Конспект занятия по логопедической ритмике.

Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие».

Логопедическое заключение . Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Возраст. Подготовительная к школе группа.

Этап. Формирование первичных произносительных уме­ний и навыков.

Цель: Преодоление речевого нарушения путем воспитания и коррекции движения в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционные:

воспитание тормозных установок, координации, переклю­
чаемое, плавности движения;

перераспределение мышечного тонуса;

развитие и активизация внимания;

воспитание зрительно-пространственных ориентировок;

развитие речевого дыхания;

воспитание слитности и плавности речи;

воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, ди­намического слуха;

развитие координации речи, движения и музыки;

развитие общей и мелкой моторики, мимики.
Образовательные:

закрепление умений детей различать разный характер му­зыки и передавать его в движении и песне;

развитие чувства ритма, музыкального слуха;

расширение знаний детей о продуктах питания.
Воспитательные цели.

воспитание воображения, творческой активности и инициа­тивы;

развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;

обучение умению подражать и перевоплощаться

Оборудование . Кубики, костюмы солдата, бабушки, камин, горшок, мяч, шнурочки, деревянные ложки, дорожки из мо­чалок, большая деревянная ложка.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие зрительной ориен­тировки на говорящего. Развитие мелодичного и ритмического слуха.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Как вас всех зовут? Называйте свои имена и хлопайте в ладоши.

Дети. Да-ша. (Произнося каждый слог, один раз хлопают в ладоши.) Ма-шень-ка. (Хлопки в ладоши.)

Логопед. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да, мы очень любим сказки.

2. Развитие оптико-пространственной ориентации. Уп­ражнение «Разминка».

Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном по­езде?

(Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники», муз. М. Л. Старокадомского.)

Логопед. Раз, два, три - в сказку приехали мы.

(Появ­ляется Солдат, приветствует детей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».)

Шел солдат с войны домой.

(Звучит «Марш», муз. Т. Н. Ломовой. Дети и Солдат идут друг за другом, маршируя.)

Логопед. Видите, впереди - широкая дорога, пойдем по ней за Солдатом! Встали парами, пошли!

(Дети идут парами под «Марш», муз. Н. Леей)

Логопед. Узкая дорожка на пути,

Нужно «змейкой» нам идти.

(Звучит «Змейка», муз. В. В. Щербачева. Дети идут «змей­кой» по залу.)

Логопед. Куст, пенечек впереди,

Их придется обойти.

(Звучит «Этюд», муз. Т. Н. Ломовой. Дети обходят кубики.)

Логопед. Низкие ветви на пути,

Под ними нужно проползти

(Звучит легкая музыка В. А. Моцарта. Дети ползут на чет­вереньках под дугами (4 дуги).)

Логопед. Небольшой ручеек

Нам дорожку пересек.

Выше ножки поднимайте.

И по камушкам шагайте.

(Звучит полька «Ручеек». Дети идут по дорожке из мочалок, высоко поднимая ножки)

3. Развитие координации пения с движением.

Логопед. Впереди видна река -

Глубока и широка.

Изготовить нужно плот,

По воде он поплывет.

Взял Солдат пилу и начал пилить бревна для плота. (Исполняется песня «Пила».)

Дети (стоят парами, двигают руками вперед-назад, имитируя движения пилой, и поют песню).

Запилила пила,

Зажужжала как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Не начнем сначала!

Логопед. Стал Солдат с бревен сучья срубать топором.

4. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор».

Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замо­чек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «Ух!» и расслабленно качают руками внизу.

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Решил Солдат шнурком бревна связать.

Дети (обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение).

Вверх шнурок,

Вниз шнурок.

И еще, еще разок!

Логопед. Решил связать другие бревна. (Дети шнурком обвязывают два пальца на правой руке и повторяют стихотворение.)

Логопед. Готов плот! Взял Солдат шест.

6. Координация речи с движением.

Логопед. Деревянный этот плот Прямо к берегу плывет!

(Дети проговаривают слова вместе с логопедом и одновре­менно «отталкиваются палкой» - плывут.)

Логопед. Стоп! А вот и берег! Устал Солдат. Видит - стоит дом. Решил солдат постучать в дверь.

7. Развитие мелкой моторики, общих речевых навыков,
тембрового слуха. Пальчиковая гимнастика «Два солдата».

Логопед (читает текст и показывает движения, дети повторяют).

Стук в дверь:

Тук – тук.

«Кто там?»

Спросим у мамы:

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Спросите у папы».

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Пустите!»

«Входите!»

«Ах, какая благодать,

Что пустили ночевать!

Раз, два, три – входи!»

Ладони вместе, стучать ребром

ладоней по столу.

Стучать указательными пальцами, говорить низким голосом.

Стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом.

8.Развитие слухового внимания.

(Входит бабушка-хозяйка.)

Солдат (кланяется, дети повторяют). Здравствуй, хозя­юшка!

Бабушка. Здравствуй, служивый!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.

Бабушка. Заходи, солдатик.

Солдат. А нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

Бабушка. Нет, солдатик, самим есть нечего.

(Солдат и дети садятся на ковер.)

9.Развитие мимики.

Логопед. Понял Солдат, что жадная хозяйка. Вдруг уви­дел он топор и горшок и говорит…

Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?

Логопед. Удивилась хозяйка.

(Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.)

Бабушка. А разве можно кашу из топора сварить?

Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.

10. Развитие артикуляторного аппарата.

Дети (повторяют вместе и индивидуально). С-с-с… Солдат. Чтобы кашу сварить, кашу надо посолить. Хо­зяюшка, принеси-ка соли.

(Бабушка приносит банку с солью.)

Логопед (имитируя движения). Соль берем, в котел кла­дем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем. (Дети повторяют все движения за логопедом.)

11.Развитие дыхания. Упражнение «Соль на ладошках».

Дети стоят в кругу. Делают вдох и дуют на правую ладош­ку, на левую, затем на обе ладошки. По просьбе логопеда неко­торые дети выполняют упражнение индивидуально.

Солдат. Без крупы не выйдет каша.

Даст крупу хозяйка наша?

Бабушка. А какая тебе нужна крупа, солдат?

Солдат. Нам сейчас дети подскажут, какая нужна крупа для каши.

12. Развитие грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»

(Дети стоят в кругу. Солдат бросает им мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?»)

Дети (ловят мяч и отвечают). Гречневая. Рисовая. Пше­ничная. Пшенная. Овсяная. Перловая. Манная.

Хозяйка. Вот тебе, солдат, манка.

Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем да песенку поем.

(Логопед раздает детям бутылки, в которые насыпана раз­ная крупа.)

13. Развитие чувства ритмического рисунка, развитие спо­собности выразить ритм в общей и мелкой моторике. Игра «Манка».

Дети (поют и одновременно в такт музыки трясут буты­лочками с крупой).

Манка, манка, молоко,

Манка, манка, сахарок,

Манка, манка, маслице,

Манка, манка, соль.

(Затем дети кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.)

14. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Слу­шание музыки.

(Дети сидят в удобной позе на ковре.) Логопед. Пока каша подойдет, кот нам песенку споет! (На ширме сидит игрушка-кот, раскрывает рот. Звучит «Русская вечерняя колыбельная».)

Люди, люди, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет Ваня крепко спать.

Будут гули говорить,

Будут Ванечку любить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут Ваню кормить -

Белой кашкой с молочком

И румяным пирожком.

Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша. (Дети повторя­ют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша из топора. (Дети повторяют.)

16. Координация музыки, речи, движения, воспитание рече­вого акцента.

Логопед. Каша готова. А где же ложка?

Бабушка. Вот самая большая и красивая ложка.

Логопед. Бабушка, всем хочется рассмотреть ложку.

Дети (под музыку Т. Н. Ломовой «Мелодия» передают друг другу ложку). Возьми, Даня, возьми, Лиза, возьми, Даша

Логопед. Это ложка для Солдата.

Эти ложки вам, ребята!

17. Координация музыки, движения и речи.

(Исполняется композиция «Как у наших у ребят» (автор неизвестен).)

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад -

Туки-тук, (стучат ложками)

Ай-люли! (стучат по коленкам)

Всем нам нравятся они.

Щи да каша -

Пища наша. (2 раза)

После щей и после каши Дети ели простоквашу.

Ели, ели, ели, ели,

Не худели, не толстели.

Ели, ели, ели, пили,

Две недели сыты были.

(В такт песне дети стучат деревянными ложками.)

18. Организация окончания занятия.

Снятие эмоционально­го излишнего возбуждения, переключение на другой вид деятель­ности.

Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться. Попрошу я вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, для меня нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков. (Уходит под музыку Н.Леви «Марш». За ним следом убегает бабушка.)

Логопед. Ребята, вы запомнили название сказки, в какой мы побывали?

Дети. «Каша из топора».

Логопед. Какая была хозяйка?

Дети. Хозяйка была жадная, скупая, алчная.

Логопед. А Солдат?

Дети. Солдат был смешливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый

Логопед. Из чего солдат кашу сварил?

Дети. Из манки, воды, молока, масла, сахара, соли.

19. Отражение лексической деятельности в изобразитель­ной деятельности, закрепление пройденного материала.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и приглашает детей отправиться в группу рисовать сказку. Дети уходят из зала без музыки.

Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР »Музыка весны».

Цель : коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Весна»;
  • Развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений;
  • Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Коррекционные задачи:

  • Работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
  • Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
  • Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).

Оборудование: тазы с водой, бумажные кораблики, разрезные картинки по теме «Первоцветы», магнитная доска, металлофоны,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит инструментальная обработка «Музыка весны» А.Вивальди, дети входят в зал.

На ковёр все проходите,
Мне улыбки покажите.
Чтоб плясать было удобно,
Чтобы двигаться свободно,
По полянке разойдёмся…
И снова улыбнёмся!

2. Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка, здравствуй!» муз. и сл.М.Л.Лазарева (Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997. – с.128)

Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте, все!

Логопед: Дети, послушайте загадку (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.) и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что, потому что
По земле идёт … (весна)

3. Упражнение на согласование речи с движением.

Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной?

В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп!
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Нищева Н.В.)

Логопед: На лесной полянке остановимся. Как приятно греет весеннее солнышко.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Солнышко». (Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.)

Маленькое солнышко я держу в ладошках.
А большое солнышко вижу за окошком.
Маленькое солнышко спит в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнышко светит всей планете.

Логопед: Старается солнышко, греет. Вот уже на деревьях тает снег и с веток свисают ледяные сосульки.

5. Упражнение на развитие чувства ритма «Кап — кап» муз.и сл. Е.Макшанцевой (Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – с.34)

На доске изображения сосулек – две короткие, одна длинная.

Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что там за оконцем?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что блестит на солнце?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!

Логопед: Сыграйте песенку сосулек на металлофоне.

6. Развитие речи с движением.

Все со мной в кружок вставайте,
И движенья повторяйте.
То – то славно, ребята,
Зиму гоним долой!
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой!
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь!
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш!
И зиме холоднющей
Громко скажем мы: «Кыш!» (притоптывают ногой)
Дружно хором попросим:
«Просыпайся, Весна!»
Домик птичкам построим:
Им сейчас не до сна! (стучат кулачками)
В пляс пошли наши ножки –
Эй, гармонь, заиграй! (играют на гармошке)
Ручеёк у дорожки,
Веселей запевай! (хлопают)

7. Развитие слухового восприятия: слушание журчания ручья в записи. (аудиозапись из серии «Звуки природы»)

Логопед: Зажурчал ручеёк, значит, услышала нас Весна!

Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна!

Под музыку заходит Весна:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня Весна!

Логопед: Здравствуй, милая Весна, мы тебя долго ждали и приготовили в подарок песню.

8. Дети исполняют песню «Весна» муз.и сл. Л.Самохваловой (Музыкальный руководитель – 2012 — №1 – с.56)
Весна: А я тоже приготовила вам подарок. По весенним ручейкам весело играть с корабликами.
(Весна достаёт из корзинки бумажный кораблик).

9. Игра «Кораблик»

Кораблик «поплыл»: дети передают его друг другу под медленную музыку. Под быструю музыку пробежались, опять передают кораблик, снова побежали. («Русская народная мелодия» аудиозапись из серии «Танцевальные народные мелодии»)

10. Упражнение на развитие физиологического типа дыхания.

Логопед: Давайте подуем на наши кораблики, чтобы они поплыли по ручейку. Вдохнём, не поднимая плечи. Дуем на кораблики. (Дети выполняют).

Весна: А теперь мы с вами перешагнём через ручеёк и попадём на полянку. Проверим, все ли пришли, никто не заблудился в лесу?

11. Игра на развитие слухового внимания и тембрового восприятия «Узнай по голосу» муз. и сл. Е.Тиличеевой (Музыка в детском саду: средняя группа)

Дети поют, стоя в кругу.

Саша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну – ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай поскорей.

12. Активизация словарного запаса по теме «Первоцветы». Развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А на полянке кое – где растаял снег и на проталинках появились первые весенние цветы.

Весна: Ребята, какие первые цветы вы знаете? Посмотрите и назовите эти цветы.

На стене картинки с изображением первых цветов: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница, купальница, медуница, крокусы, ландыш, тюльпан.

Весна: А теперь я предлагаю вам собрать разрезные картинки с изображением цветов.

Дети садятся на ковёр и собирают разрезные картинки «Цветы».

Весна: А вы знаете, какой цветок появляется самым первым? Ну конечно, мать-и-мачеха.

13. Пальчиковая гимнастика «Мать-и-мачеха» (Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – с.11) Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов.

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных лепестках –
Круглые комочки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Весна: набежала злая тучка, закрылись наши цветочки. А вы, ребята, не боитесь тучки?

Логопед: Нет, Весна, наши дети тучи не боятся. Они весело танцуют под первым весенним дождём.

14. Развитие движений, чувства ритма. Музыкально – ритмическая композиция «Виноватая тучка» муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина (движения по выбору музыкального руководителя)

Вот и солнце закатилось,
Славно мы повеселились!
В путь – дорогу вам пора,
Прощаться надо, детвора!

15. Заключительная часть.

Логопед: Спасибо тебе, Весна! Замечательно мы погуляли. Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса.

Дети закрывают глаза и в свободных позах слушают «музыку весны» — пение птиц, журчание ручейка, жужжание мошек и т.д. – аудиозаписи из серии «Звуки природы». Весна уходит.

Логопед: Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? Вспомните, что мы видели в весеннем лесу?

Список использованной литературы:

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005.
Музыкальный руководитель – 2012 — №1
Музыка в детском саду: средняя группа. – М., 1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.