Конспект занятия по теме транспорт. «веселое путешествие». конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. лексическая тема «транспорт» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Аппликация «Воздушный шар»

Елена Куницына
Конспект занятия «Транспорт»

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цели : развивать внимание, мышление; познакомить детей с возникновением различных видов транспорта ; закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам ; активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств , профессий людей, управляющих этими транспортными средствами .

Планируемые результаты : различает виды транспорта , понимает необходимость соблюдения правил дорожного движения,

уважает труд людей, связанных с транспортом ; способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Оборудование : картинки с изображением транспорта или мультимедийная презентация; счетные палочки, геометрические фигуры; аудиозапись звуков, издаваемых транспортом .

Предварительная работа : наблюдение за транспортом ; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт » , картинок с изображением транспортных средств ; беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход деятельности

I. Организационный момент.

Дети, я прочту вам отрывок из сказки «Тараканище» Кор-

нея Ивановича Чуковского, а вы внимательно послушайте :

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле, львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.

Едут и смеются, пряники жуют.

Так на чем же ехал каждый герой сказки? (Медведи - на велосипеде, зайчики - в трамвайчике, жаба - на метле, комарики -на воздушном шарике.)

Скажите, а вы на чем добрались в детский сад? (На троллейбусе, маршрутном такси, на личном папином или мамином автомобиле.)

Как можно назвать все, что вы перечислили, одним сло-

м? (Транспорт .)

II. Рассматривание картинок.

На доске демонстрируется наглядный материал с различными видами транспорта .

Посмотрите на картинки и назовите, что вы видите. (На картинках мы видим транспорт : самолет, поезд, пароход, ракету, автобус и т. п.)

Для чего нужен транспорт ? (Транспорт нужен , чтобы перевозить грузы и людей.)

Автобус, троллейбус, поезд, трамвай - это наземный транспорт . Почему он так называется? (Потому что этот транспорт движется по земле .)

Самолет, вертолет - это воздушный транспорт . Почему он называется воздушным? (Транспорт называется воздушным потому, что движется по воздуху высоко в небе.)

Корабль, катер, лодка - это водный транспорт . Почему он

называется водным? (Транспорт называется водным потому,

что передвигается по воде.)

Давайте вспомним, в какой последовательности появля

лись виды транспорта .

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли. Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны . Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Человек получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства . Так появились и другие виды транспорта , первым из которых был. воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но выяснилось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта

III. Познавательная деятельность.

1. Беседа о профессиях.

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте , нужно много знать. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют? (Транспортом управляют люди разных профессий.)

Перечислите профессии, связанные с транспортом . (Во

дитель - водит машину, кондуктор - распространяет билеты

за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, летчик -

летает на самолете и т. д.)

2. Игра «Кто каким транспортом управляет » .

Задание : соедините линиями транспорт и профессию .

3. Рассматривание картинок.

А где транспорт останавливается на отдых? Давайте узнаем.

Какой транспорт отдыхает в гараже ? (Наземный.) Также наземный транспорт отдыхает в депо .

Какой транспорт отдыхает в аэропорту? (Воздушный.)

Какой транспорт отдыхает в порту ? (Водный.)

Представьте себе, что на некоторое время из города исчез весь транспорт . Что случится? (Не завезут продукты в магазин. Не приедет «скорая помощь» . Люди пойдут пешком и опоздают на работу. Не вывезут мусор, и город будет грязным. Папа не сможет прилететь из командировки.)

4. Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элемен

тами беседы.

- Послушайте :

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня говорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача - перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку про людей очень важной в транс

порте профессии :

Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я -. (шофёр) .

Да, это шофёры. Шофёр или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость.

5. Чтение стихотворения.

Шуршат по дорогам Дрова и арбузы.

Веселые шины, Работа шофёров

Спешат по дорогам Трудна и сложна,

Машины, машины. Но как она людям

А в кузове - важные, Повсюду нужна.

Срочные грузы : Курбан Чолиев

Кирпич и железо,

А самое главное в работе водителя - он должен очень хо

рошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит

безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать пра

вила дорожного движения должны не только шофёры, но и пе

шеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих

правил. Это очень важно!

Физкультминутка

СВЕТОФОР

В «Светофор» мы поиграем, (Потягивания.)

Раз, два, три, четыре, пять!

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не грустно,

(Наклоны.)

(Повороты туловищем.)

(Рывки руками перед

(Ходьба на месте.)

(Прыжки.)

(Бег с высоким подни-манием коленей.) (Ходьба на месте.)

Наклоняемся мы дружно

И назад. И вперед.

Вправо, влево поворот.

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем.

Начинаем, детвора.

Вверх поднимаемся,

Вниз опускаемся,

Полетим, как самолет.

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой.

Левой, правой,

Смело мы идем вперед.

Светофор - помощник славный,

Уставать нам не дает.

IV. Развивающие игры и задания.

1. Игровое задание «Проедем без происшествий» .

Светофор нужен, чтобы на дороге не было аварийных ситуаций. Давайте представим, что мы с вами водители.

Левой рукой положите палочки, как заборчик, на расстоянии друг от друга. Указательным пальцем левой руки проведите вашу машину слева направо между палочками. А теперь сделайте

то же самое правой рукой, по той же дорожке. Важное условие палочки задевать нельзя!

Молодцы! Вы все проехали без аварий.

2. Отгадывание загадок.

Я бываю разная :

Черная и красная,

Грузовая, легковая.

Кто же я такая?

(Машина.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед.)

По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем,

А под крышею дуга,

Ток по ней идет всегда.

(Троллейбус.)

Что за чудо - синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином?

(Автобус.)

Карандаш взлетает ввысь -

Мчится резво, словно рысь.

Он к планете другой мчится,

Сзади пламенем клубится.

(Ракета.)

Стрекозой-винтом вертел,

Прямо на площадку сел.

(Вертолет.)

3. Дидактические игры.

«Каждому транспорту найдем свое место » .

На картинках изображены небо, море, дорога. Вам нужно расположить транспорт так , чтобы водный находился в воде, воздушный - в воздухе, наземный - на земле.

«Угадай на слух вид транспорта » .

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта , - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

4. Конструкторская деятельность .

Ребята, как вы думаете, где изготавливают транспорт ? (Транспорт изготавливают на заводе.)

Сейчас наша группа превратится в машиностроительный завод, а мы с вами станем инженерами и рабочими и будем строить корабль и машину из геометрических фигур.

Дети моделируют транспорт из предложенных геометрических фигур.

У вас отлично получилось.

V. Рефлексия.

За день транспорт устал и спокойно отдыхает там, где каждому положено. Где спят машины? (В гараже.) А вертолеты, самолеты - в аэропорту.

Где ждут дальней поездки поезда? (В депо.)

Нам тоже пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофером, или капитаном, или летчиком.

1)Развивать умения классифицировать виды транспорта по месту его передвижения (наземный, воздушный, водный); умение рассуждать, делать выводы;

2) упражнять в навыке находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта;

3) расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность и усидчивость;

4) Закрепление знаний о геометрических фигурах

Оборудование: наглядный материал по теме транспорт, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

Орг. момент

Воспитатель: К нам пришло письмо. Читает:

«Здравствуйте, пишет вам почтальон Печкин! Шарик и Матроскин решили строить новый дом и попросили меня доставить им все необходимые материалы. Привезти на велосипеде у меня не получилось. Дядя Федор говорил, что есть какие-то транспортные средства, которые летаю по воздуху и плавают по рекам. Помогите нам разобраться – какой транспорт бывает и для чего он предназначен»

Воспитатель: Антон, ты догадался какая у нас тема нашего урока.

Антон: Транспорт

Воспитатель: Транспорт делится на три вида: наземный, воздушный и водный. К наземному транспорту относятся: машина, поезд, автобус, трактор, велосипед. К воздушному транспорту относятся: самолет, вертолет, ракета. К водному транспорту относятся: корабль, лодка, яхта.

Воспитатель: А сейчас мы с тобой отгадаем загадки.

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

3) Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: развитие логического мышления, внимания, мелкой моторику рук.

Дидактическая игра «Выложи машинку по контуру»

Цель: развитие воображения, моторики рук

4) Физминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)

И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)

Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)

И автобус побежал. (убегают)

5) Аппликация «Машинка»

Цель: закрепление геометрических фигур, цвета, формы, учить ребенка правильно пользоваться кисточкой и клеем, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

6) Игра «Плывет, едет, летает».

(ребенок перечисляет разные виды транспорта и выставляет их на магнитной доске)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

7) Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.

Описание игры: Педагог помещает на доске четыре предметных картинки, на трех из которых изображен транспорт одного вида, а на четвертой – другого.

8) Рисование «Что забыл дорисовать художник?»

Цель: развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику.

9) Игра с мозаикой.

Цель: развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику..

Цыганова Любовь Валерьевна
ГБДОУ детский сад №25, Санкт-Петербург
воспитатель

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

«Транспорт. Кто работает на транспорте»

Цыганова Любовь Валерьевна.

Цель: Познакомиться с разными видами и функциями транспорта, а также с профессиями, связанными с транспортом.

Задачи урока:

Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека;

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;

Вспомнить основные правила дорожного движения.

Расширять кругозор.

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.

Проанализировать полученную информацию и сделать вывод об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)

Материалы : картинки транспорта, загадки, кроссворд на доске, картинка светофора, листы бумаги, простые карандаши

Ход НОД

Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.

Еду в нём на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся - под лучами

Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит -

Днём и ночью он не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт. (Корабль.)

Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?

Сегодня мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим, как влияет транспорт на окружающую среду.

Что такое транспорт? (Транспорт - средство передвижения человека на любые расстояния.)

Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

Есть разные виды транспорта - одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи - плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

1. Воздушный - к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

2. Наземный - к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

3. Водный - корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

4. Подземный - к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Какую? (Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом).

Трудно представить нашу жизнь без транспорта. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут такие машины как скорая помощь, пожарные и другие машины? (ответы детей)

Всегда ли автомобили приносят пользу?

Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в водоемы и загрязняет их, выхлопные газы загрязняют воздух.)

Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

Какую помощь можете предложить вы?

Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили)

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

- Ну, вот немного отдохнули и можно двигаться вперед.

Игра «Соображайка».

Внимание, сейчас будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы, начинаем:

(автобус, поезд, теплоход, самолёт)

- Дети- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.

- Хорошо, а как же называют людей передвигающихся на этих транспортных средствах?

- Пассажиры.

- Значит, какой это транспорт?

-Пассажирский.

- Дети- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.

- Значит какой это транспорт?

- Грузовой.

-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: (Знакомство с автомобилями специального назначения)

Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет
на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...
(Скорая помощь)

- Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Это автомобили специального назначения: Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.

- Отгадайте следующие загадки:

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их... (машинисты)

Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто... (лётчик)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (шофёр)

Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый... (капитан)

Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (кондуктор)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной... (стюардесса)

Как можно объединить всех этих людей? (их профессии связаны с транспортом)

- Ребята, давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, какое слово в нем спряталось.

1.А в т о б у с

2.Т р а м в а й

3.К о л е с о

4.К а т е р

5.Т р о л л е й б у с

6.ф а р а

7.Д о р о г а

8.П а р о х о д

1. Дом по улице идет

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

3. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

4. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

5. По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может

6. Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой

Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это....
7. Всем она давно знакома -
Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот -

Куда хочешь поведет.
8. Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел
Не с ума ли он сошел

Вспоминаем главное правило пешеходов:

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера.
Красный свет - проезда нет.
Желтый - будь готов к пути.
А зеленый свет - кати!

- А теперь послушайте наказ от светофора

  1. Мчатся, поднимая ветер хлесткий,

Тысячи машин во весь опор,

Потому на многих перекрестках,

Как друзей вас встретит светофор.

  1. Подчиняйтесь всем его приказам,

Он вокруг внимательно глядит,

Стойте, если взглянет красным глазом,

А зеленым взглянет - путь открыт.

А напоследок поиграем в игру «Правда или нет». Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то на своем листочке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «-». Готовы?

1. Транспорт - это средство передвижения. (+)

2. Автобус - вид воздушного транспорта. (-)

3. Корабль является наземным транспортом. (-)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка - это транспорт, который передвигается по воде.(+)

6. Транспорт приносит только вред человеку. (-)

7. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

Давайте проверим.

Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

Какие виды транспорта мы знаем?

Что такое специальный транспорт?

Какой вред может наносить транспорт?

Назовите профессии, связанные с транспортом.

Молодцы, наше занятие подошло к концу.

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад «Санаторный» г. Абакан, республики Хакасия

Шишлянникова Наталья Валерьевна

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о транспорте.

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

Предварительная работа:

На музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

Наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный ~, воздушный, наземный =);

Словесные (беседа, вопросы, загадки,);

Практические (массаж языка «Поезд», подвижные игры «Едем-Летим-Плывем-Гудим», «Светофор», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, опорных схем «глаза», «человек разрезной конструктор из картона «Собери машину из частей», для игры «Светофор» 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый круг, набор крупных цифр от 1-10.

Ход занятия

I. Орг. Момент.

Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

Кто такие путешественники?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

II. Основная часть.

Поезд готов к отправлению?

А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

Первая станция "Загадай-ка".

Загадки о транспорте.

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка».

Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный - плывем, наземный - едем, специального назначения - сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.

Физминутка «Светофор».

Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет - стоим, желтый - готовимся (хлопаем), зеленый - идем (шаг на месте).

Рисунок 1

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Подбирай-ка».

Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.

Машина аэропорт

Корабль гараж

Самолёт вокзал

Автобус порт

Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка».

Д\и «Четвертый лишний» (по картинкам).

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, корабль.

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.

Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

Итог.

Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка город Абакан, детский сад «Санаторный».

Коррекционно-учебные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт»; побуждение детей к активной и выразительной речи; воспитание внимания к обращенной речи; привитие навыков пояснительной речи; формирования простых и распространенных предложений с помощью вопросов к рисункам; побудить употреблять в собственной речи разные по цели высказывания и интонации предложения ; употребление предложений с союзом а; пополнение словаря прилагательными, наречиями, глаголами; воспитывать умение согласовывать существительные с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами; формирование графо-моторных навыков.

Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; координация речи с движениями творческого представления; мимической мускулатуры, речевого дыхания, темпо-ритмичной стороны речи; развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, тактильного восприятия; развитие логического мышления при отгадывании загадок; развитие психических и фонематических процессов; развитие зрительно-пространственного восприятия, представления; зрительного анализа и синтеза, зрительного контроля; формирование зрительно-моторной координации.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения работать с дидактическим материалом, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.

Материалы: рисунки различных видов транспорта; наложенные контурные изображения различных видов транспорта; рисунок с теневыми изображениями видов транспорта; рисунок лабиринта; схематическое изображение машины; палочки пластмассовые, бумажные кружочки, игрушечная машинка.

Ход логопедического занятия в детском саду

Организационный момент

Мчатся машины с машинами,

Шелестят машины шинами.

Остановилась машина,

Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.

Работа с загадками

Я не ем овса и сена,

Дайте выпить мне бензина.

Всех лошадей обгоню,

Кого хочешь догоню.

(Автомобиль)

В синем небе путь у меня,

Быстрее всех летаю я.

(Самолет)

Что есть у самолета, а нет у автомобиля?

Лексико-грамматическое упражнение «Узнай, что это?»

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть заштрихованные картинки различных видов транспорта и отгадать, что изображено.

Лексико-грамматическое упражнение «Что я вижу?»

Детям предлагается рисунок, на котором представлены наложенные изображения различных видов транспорта. Дети внимательно рассматривают и отвечают на вопрос «Что я вижу?».

Лексико-грамматическое упражнение «Еду в гости»

У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, самолет, поезд, корабль). Логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает: «На чем ты поедешь в гости?». Ребенок показывает свою картинку и отвечает на вопросы.

Дидактическая игра «Узнай за тенью»

У каждого ребенка на столе лежат рисунки различных видов транспорта (трамвай, автобус, грузовик, автомобиль, экскаватор, трактор). На листе бумаги нарисованы теневые изображения различных видов транспорта. Ребенок внимательно разглядывает теневые изображения и определяет по контуру своего рисунка вид транспорта. Затем ребенку предлагается прикрепить свой рисунок транспорта на доску, на которой размещены теневые изображения.

Физкультминутка «Регулировщик»

Регулировщик стоит упрямый (Ходьба на месте)

Людям машет не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте)

Есть палочка волшебная в руках у меня,

Через мгновение сто машин останавливает она!

— Вот палочкой влево, я вам показал

Красивый и ровный, автомобильный ряд стал.

— Вот дети вам правую сторону покажу

И палочкой помогу.

— Едем вперед машины,

Аж свистят от этого шины.

— Вот палочку вверх я ловко поднял

Сразу «Мерседес», как вкопанный стал.

Загадка

Транспорт регулирует он,

Как настоящий актер

Всем свои правила диктует

Ну, а называется он ….

(Светофор)

«Лабиринт»

На листе бумаги нарисован лабиринт. Ребенку предлагается «проехать» по лабиринту. Логопед дает ребенку игрушечную машинку, ребенок едет и комментирует маршрут движения, отвечает на вопрос: «Как ты поедешь?»

Упражнение «Штриховка автомобиля»

(Упражнение на развитие графомоторных навыков)

Дидактическая игра «Волшебные палочки»

Детям предлагается выложить из палочек автомобиль.

Итог занятия

Существительные автомобиль, грузовик, трамвай, самолет, автобус, поезд, машины, экскаватор, трактор, дорога, шоссе, колеса, крылья, руль, остановка, груз, гараж, светофор, цвета, водитель, шина, инспектор ГАИ
Прилагательные красный, желтый, зеленый
Глаголы ехать, лететь, остановилась, тормозить,
Числительные один — много
Наречия быстро, медленно, влево, вправо, вперед, назад
Предлоги в, на, по
Союзы а
Словообразования груз — грузовик