Красота и макияж женщин Древней Руси! Каким был идеал женской красоты на Руси. Девичья красота. Идеалы Руси

Маковский К. Боярышня за прялкой

В те стародавние времена понятие «красивая» обозначалось словом «славутная», «славная». Именно славутная девушка могла удачно выйти замуж, потому эту самую славутность воспитывали в девочках с малолетства. Попробуем разобраться, что же значит эта самая славутность, за которой так гнались наши предки.

Ф. Будкин Девушка перед зеркалом

Прежде всего надо понимать, что изначальная красота женщины – это не шаблоны для лучшего восприятия фото и видео камеры (что необходимо сегодня), а те параметры, которые идеально подходят для дальнейшего деторождения и вынашивания здорового потомства. Эти «каноны красоты» интуитивно определяет мозг мужчины, выделяя части тела и лица женщины, а также элементы движения и цвет кожи. И именно из этих древних инстинктов складывалось понятие славутности.

Похоже, что славутность была предтечей сегодняшней элегантности. Внешний облик славутной девушки должен был быть следующим: крепкое телосложение, высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса.

В. Васнецов Боярышня

Крепкое телосложение временами переходило в полное, ценилась так называемая дородность. Девушек на выданье вообще сажали на «свадебную диету», откармливая жирным и сладким для придания женскому телу пышности и нежности. Худые женщины считались больными, изможденными. В крестьянском дворе изможденная жена была негодной, ведь такая женщина не сможет выполнять все обилие крестьянской работы в поле и по дому. В теремах худобу не приветствовали, т.к. такое телосложение было признаком нищеты, а значит позорило весь род.

Высокая грудь и крутые бедра заставляли мужа думать о будущем потомстве. В дополнение к таким параметрам должна была наличествовать стать: прямая спина, поднятая голова, - что тоже говорит о здоровье женщины и способности к воспроизведению потомства. Девушек обязательно учили правильной, заманчивой походке: «частым шажкам» - мелким шагам с плавным покачиванием бедрами при колыхающейся груди. Именно про такую походку говорили «выступает, будто пава».

Длинная толстая коса – обязательный атрибут славутницы. И сегодня генетики подтверждают правильность тех древних понятий, ведь густые здоровые волосы говорят о наличии хорошей генетики у будущей жены. Крепкая коса – залог будущего жизнестойкого потомства.

Кожа славутницы должна была быть белой. Загар говорил о частой работе в поле, а следственно, усталости и плохом здоровье. Именно поэтому женщины всех сословий большое внимание уделяли гигиене тела и лица. Обязательным для всех было утреннее омовение с отваром шиповника (розовой водой) или отваром ромашки («водою, в которой парена есть романова трава»). Лечили кожу в банях, нанося на нее мед и при этом поливая горячие камни отварами трав и домашним пивом.

Иван Егорович Забелин, русский археолог и историк 19 века, специалист по истории города Москвы, в своем труде «Быт русских царей» приводит такое лирическое описание русской красавицы:

Одно слово – барышня «кровь с молоком». И для усиления подобного образа жительницы городов допетровской эпохи активно пользовались косметикой. Вот что писал о модных тенденциях тех времен путешественник Адам Олеарий - преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского:

В. Нагорнов Русская красавица

В городах выходить на улицу без макияжа: сурьмы, белил, румян – было неприлично. Особенно злоупотребляли краской женщины боярского сословия, тем самым показывая свою состоятельность. Дороговизну косметики подчеркивала упаковка: белила с румянами хранились в коробочках, обшитых серебром и золотом, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и финифтью. Зачем женщины пользовались такой активной косметикой – ученые-историки до сих пор не могут понять. Одно из предположений: яркий цвет женской одежды и богатое убранство «съедали» природную красоту лица, заставляя красавицу выделять свои прелести агрессивным макияжем.

Интересно, что внешности недостаточно было для того, чтобы прослыть первой красавицей. Славутница обязательно обладала умнотой – умением себя правильно вести. В девушке ценилась доброжелательность, вежливость, учтивость, послушность. Чрезмерная скромность считалась таким же недостатком, как и излишняя раскованность. Славутницей могла прослыть веселая, остроумная, умеющая петь и плясать девушка. И конечно, при этом важно было соблюсти репутацию – в этом тонком балансе и заключалась «умнота» женщины.

А. Саврасов Хоровод на селе

Вот такие они были – русские красавицы. Ведь красота женщине на Руси была нужна исключительно для выполнения её основной задачи: замужества и рождения детей. Из книг И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле». Возможно, сегодня тоже стоит прислушаться к этому правилу предков в первую очередь, и уже во вторую – к новомодным тенденциям.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Исследовательская работа

Елена Петровна Шашкова,
учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2014

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»…………………………….5
3. Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней………..7
4. Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты» …………9
5. Глава 4.
Идеал женской красоты в русских сказках………………………..13 6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Литература………………………………………………………….................16
8. Приложение…………………………………………………………………....17

Введение

Во все времена девушки стремились соответствовать неким идеалам красоты. Удивительно, что в разные эпохи у представителей различных национальных культур имелось свое мнение о красоте и идеале. Так, в Индии идеальной считалась полная женщина, поскольку ее пышные формы свидетельствовали о здоровье, богатстве и изобилии. Телесный вес являлся показателем общественной значимости, весомости. Женщина «в теле» являлась подтверждением того, что муж богат и занимает высокое положение в обществе. И в Италии настоящей матери положено было иметь полную фигуру, так как женщина считалась центральной фигурой в семье, сосредоточием мира. Материнство в мире людей символически связывалось с изобилием Матери-Природы. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Но почему в современном мире исказилось представление о женской красоте? Почему изменилось представление об идеале красоты русской женщины, и какие народные черты сохранила русская женщина в наше время?
Актуальность исследования обусловлена изучением представлений об идеале женской красоты в разных культурах и выявлением особенностей красоты русской женщины. Чтобы познать идеал красоты русской женщины, мы обратились к русским литературным и народным сказкам. Поэтому объектом исследования служат русские народные и литературные сказки, а предметом исследования – женские образы в русских народных и литературных сказках.

Нами выдвинута гипотеза : красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала красоты русской женщины на примере русских сказок. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :

1) рассмотреть, как менялся идеал женской красоты в разные эпохи;
2) провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
3) проанализировать русские народные и литературные сказки и выяснить, какой идеал женщины в русском национальном сознании представлен
в сказках; составить собирательный образ идеальной русской красавицы.
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов; практические методы: анкетирование, наблюдение и сравнение.

Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»

Что такое красота? Что такое идеал? Существует ли в наше время идеал женской красоты? Каковы основные эталоны красоты нового времени? Эти вопросы волновали ни одно поколение. Остановимся на определениях этих понятий и обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля: « Красота ж.- свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость,
в образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова
, изящество выражения . Красота приглядится, а ум вперед пригодится...»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова находим такое определение: «Красота - это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (разг.)».
И определение понятия «
Идеал - это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. Совершенное воплощение чего-нибудь. Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь ».
Определение «идеала эстетического» дано в «Словаре литературоведческих терминов»: «идеал эстетический - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. Идеал эстетический - высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. Художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу,
его характер определяется общественными тенденциями».
Этало́н ( étalon ) - (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение или хранение , а также передачу её размера нижестоящим по средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке».
5

Поэты и художники в разных странах и в различные эпохи разрабатывали трактаты о красоте и пытались создать свой идеал красоты. Так, например, Питер Пауль Рубенс внес свой вклад в определение понятия идеала красоты, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц
женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее
действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм…»

Определение идеала красоты современной женщины дано и в «Энциклопедии красоты»: «Идеал красоты женщины состоит из двух взаимосвязанных вещей: внешней красоты и здоровья.
В моде плавность и гибкость линий, отсутствие излишне богатых
форм, худоба лица, но главное – ухоженность и холеность».
Таким образом, мы видим, что точного определения понятия «идеал красоты» нет ни в одной справочной и энциклопедической литературе, так

как у каждого народа в разные эпохи было свое представление об идеале
красоты.
6

Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней

Вглядимся в зеркало времен и понаблюдаем за тем, как менялся
идеал женской красоты. В первую очередь, вечная или истинная
красота была связана с библейским образом Евы, прародительницей человечества, красивой женщины с округлыми формами. Вне зависимости от времени, от модных тенденций искусство всегда предпочитало создавать образ пышных женщин. И этому есть объяснение. Изначально мир был сотворен по образу и подобию круга: земля, солнце, луна, звезды,
атомы – все имеет круглую форму. Полнота, или округлость форм, ближе к совершенству – райскому состоянию единения с Богом. Эта истина отразилась в символике мифов, сказок, верований разных народов. Не случайно округлость фольклорных героев считалась признаком здоровья.
В Античности вес тела не имел значения, главное, чтобы тело было пропорциональное и натренированное. Так, в древней Греции эталоном красоты стала скульптура Афродиты. В раннее Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. В это время идеалом средневековой женщины стала пресвятая дева Мария. В XII-XIII веках люди перешли к почитанию богатства, и в женской моде появилось подчеркнутое великолепие. Существовал некий собирательный образ Прекрасной Дамы со стройной фигурой, светлыми волосами. Рыцари такую женщину сравнивали с розой – нежной, хрупкой и изящной. Чувственные, цветущие женщины эпохи раннего и высокого Возрождения сменили стройные тела средневековых женщин. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев. И вновь искусство вознесло на пьедестал материнство. Идеалами той эпохи стали Мона Лиза,
7

увековеченная великим Леонардо да Винчи, и красавицы Рубенса , Рембрандта и других художников венецианской школы. [Приложение 1]
Начало эпохи романтизма проявилось в женской моде естественностью и худобой, девушки облачались в корсеты, чтобы подчеркнуть свои формы. Идеал европейской женской красоты ввел в моду хрупкость и изящество, которое к началу XX века перешло на женскую фигуру.
В XX веке главным достоянием женщины стала свобода, которая открыла возможность самовыражения. Больше всего у женщин ценился ум, энергия, умение зарабатывать деньги. В 20-е годы в моду вошли женщины со стройной фигурой, короткой прической и кукольным лицом. Идеальная женская фигура стала походить на мужскую. Мода всего лишь соответствовала духу времени, она поддерживала идею равенства полов. Но гениальное искусство вне зависимости от идеалов и вкусов своей эпохи отдавало предпочтение пышным, округлым формам, воплотившихся в произведениях Пикассо, Брака, Бекманна, Кустодиева. С началом эры кино законодателем мод на идеальную женскую фигуру стал Голливуд. Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лолабриджида стали считаться идеалом женской красоты для миллионов людей XX столетия.
В XXI веке эталоном красоты являются стройные, спортивные женщины, которые не согласны мириться с лишними килограммами веса и довольно далеко отошли от первооснов человеческого бытия. Вышли из моды и признаки зрелой женственности, на смену пришел идеал девочки-подростка, затянутой в джинсы с татуировкой на теле.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие о женской красоте на протяжении многих веков менялось, что в мире не было как такового общепринятого понятия идеала женской красоты. Каждая женщина искала для себя что-то свое, чем подчеркивала прелести своей фигуры.
Но во все времена ценились уверенные в себе женщины – те, кто игнорировали свои недостатки и принимали свое тело таким, каким создала его природа.
8

Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты»
В анкетировании на тему «Понятие идеала женской красоты» приняли участие учащиеся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 1, всего было опрошено 50 учеников, среди них 38 девочек и 12 мальчиков. Анкета содержала семь вопросов, посвященных теме нашего исследования:

    Красота в вашем понимании?

    Красота в наше время – это…

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое

    Согласны ли вы с утверждением «Красота – страшная сила»?

    Для вас красота - важный показатель?

    Идеал женской красоты – это…

    Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?

    Кто для вас является идеалом женской красоты?

Результаты опроса:

1. Красота в вашем понимании?

На первый вопрос «Красота в вашем понимании» ребята отвечали весьма разнообразно: и душа, и внешность, и гармоничное сочетание внутренней и внешней красоты... Для одних, красота - это все прекрасное, для других, красота - это все то, что вдохновляет и имеет интерес. Но большинство опрошенных все-таки сошлись в едином мнении о красоте, как о внутреннем составляющем, гармонирующим с внешним обликом. Радует, что среди наших ребят есть те, кто ценит не только одежку, но и ум, и душу. Были и другие варианты ответа: «идеальное состояние внешности человека и его духовного мира», «это богатство внутреннего мира», «красота души».

2. Красота в наше время – это

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое.


9
Результаты опроса показали, что большинство учеников (56%)
под красотой понимают гармонию внутренней и внешней красоты. Но некоторые считают, что в наше время в человеке важна только внешность. Вероятно, эти ребята выбирают себе собеседника по внешним параметрам. Наверно, с такими людьми достаточно тяжело общаться, ведь для них приоритетнее то, как выглядит человек, но никак не духовный мир.

Рис. 1. Определение понятия красоты

3. «Красота - страшная сила»?

Эта крылатая фраза Фаины Раневской стала культовой в наше время. « Красота – страшная сила», порой требующая самых невероятных жертв и проявлений. Иногда она может обернуться против обладателя красоты и принести ему немало неприятностей и страданий . А может изменить мир в лучшую сторону, так как человек всегда стремится к прекрасному. Главное, чтобы красота была не разрушительной, а созидательной силой. И с этим согласны 74% учащихся. А 26% ребят считают, что истинная красота - это скромность, естественность без риска здоровью и что ее роль в обществе
невелика.

4. Красота - важный показатель?

При встрече или знакомстве мы всегда оцениваем человека внешне, то есть обращаем внимание на то, как он выглядит. Нам интересно было узнать, является ли важным показателем для ребят красота. Из всех 50 опрошенных
10

только 19 считают, что красота - это важный показатель. Внешнюю привлекательность они ставят выше внутренних качеств. Такие ребята весьма критичны к внешнему виду человека, они не будут общаться с человеком, обладающим внешними изъянами. 25 других думают о том, что это не совсем важный показатель. Ведь в данном случае во внимание берется внешний облик. Такие ученики просты и некритичны по отношению к другим, для них неважна яркая оболочка, так как ценна внутренняя суть. Для двух ребят красота совсем не играет никакой роли в человеке. Из ответов учащихся мы увидели, что для большинства из них красота не является важным показателем, такие люди более просты в общении и в выборе друзей и ценят в них только душевные качества.

5. Идеал женской красоты.

При выборе качеств, характеризующих идеал женской красоты почти все ученики, ответили, что для них женским идеалом является обладательница богатого внутреннего мира и хороших внешних данных
(90%). Остальные 10% ответили весьма оригинально: 7 % посчитали идеалом совокупность хороших качеств в женщине: ухоженность, аккуратность, воспитанность, естественность, а другие 3 % и вовсе посчитали идеал, как и слово «совершенство», понятием быстротечным, но ярким. Для них идеалом послужила беременная или влюбленная женщины.
6. Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
В результате анализа ответов, выяснилось, что лидера среди эталонов женской красоты не наблюдалось. Варианты были самые разные, все они отражают господствующие критерии красоты современного общества:
1. Дистрофийное телосложение. 2. Осиная талия, длинные ноги, параметры тела (90/60/90); модельная внешность. 3.Тату, вульгарная и вычурная одежда. 4. Обеспеченная девушка: наличие дорогой машины, квартиры, дизайнерской
11

одежды. 5. Ухоженная женщина с маникюром, ярким макияжем и с индивидуальным стилем. Таким образом, эталонов красоты нового времени множество, и они отвечают критериям современного общества.

7. Кто для вас является идеалом женской красоты?

По результатам опроса среди идеалов женской красоты лидирует мама.

Рис. 2. Определение идеала женской красоты

Большинство ребят (44%) из этой категории выбрали в качестве своего идеала маму, то есть родного человека, которого знают с самого рождения и для них, безусловно, она лучше всех. На втором месте число ребят (24%), у которых идеал женской красоты совсем отсутствует. Думаю, это связано с неспособностью видеть прекрасное, хотя, может быть, в жизни этих ребят еще не появился человек, который заинтересовал бы своей индивидуальностью. На третьем месте те ученики (20%), чей выбор в пользу кинозвезд: Одри Хепберн, Вивьен Ли и другие. Остальные ученики (12%) выбрали в качестве идеала красоты принцесс из сказок и мультфильмов.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что женская красота для учащихся нашей школы понятие неоднозначное, большинство главным качеством красоты считают внутренний мир человека. Идеалы женской красоты в нашем мире существуют, но для каждого ученика они индивидуальны, у многих опрошенных идеал - мама. Эталонов красоты много, и они отражают критерии красоты современного общества.
12

Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках

«Красота спасет мир», - писал Ф.М. Достоевский. Но какая красота спасет мир? Ведь у каждого народа свой эталон красоты. Что значит красота русской женщины? Прежде всего, идеал русской женщины проявился в сказках. И это не случайно, потому что русская сказка – это путь понимания народной мудрости, выражение духа народа. Она повлияла на наше национальное сознание, привела к пониманию христианской жизни.
Исследуя женские образы в русских сказках, попытаемся определить отличительные черты русской женщины. Народный идеал русской женщины, прежде всего, представлен внешностью сказочных героинь: девиц с белым лицом, румянцем на щеках, с бровями «черна соболя», глазами, словно «звездами», осанкой «лебединой», походкой «павиной», с длинной русой косой. Но только ли внешность героинь определила эталон красоты женщины? Обратимся к сказкам и понаблюдаем за судьбами сказочных героинь.
Тяжело пришлось в жизни Настеньке из сказки «Морозко». Трудолюбивую, кроткую падчерицу невзлюбила мачеха и решила погубить. Несмотря на жестокие испытания холодом и трудом, Настенька не озлобилась ни на отца, ни на Морозко. Настенька является идеалом терпеливости, трудолюбия, силы духа и светлой души.
В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Аленушка пострадала от зависти и ревности сестер. В семье она была младшей дочерью, « отец любил ее больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее». Не за подарки она «молвила слово доброе и сердечное», как это делали сестры. Аленушка жалела своего отца, заботилась о нем, он был для нее самым дорогим человеком. И ради его спасения она была готова покинуть отчий дом и принести себя в жертву чудовищу. Аленушка стала идеалом
доброты, сострадания, жертвенности и родительского почитания.


Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка» по воле зло
колдуньи была превращена в лягушку. Снять заклятие ей помогла любовь Ивана. Эта героиня обладала мудростью, хитростью и способностью творить чудеса. Она была прекрасной хозяйкой, мастерицей: и рубаху могла сшить, и каравай испечь, и ковер выткать. Василиса - идеальная невеста, так как помогала своему жениху достойно пройти все испытания и обрести семейное счастье. Василиса Премудрая стала олицетворением мира и семейного очага.
Марья Моревна, заглавная героиня народной сказки «Марья Моревна», прекрасная царевна, смелая воительница, осталась преданной в разлуке с мужем, помогла ему победить Кащея. Все завидовали Ивану и говорили, что «такой красавицы во всем свете поискать – другой не найти». Для народа Марья Моревна служит идеалом порядочности, верности и любви.
В сказке «Белая уточка» княжна, нарушив запрет мужа не выходить в сад в его отсутствие, ослушалась и была превращена колдуньей в белую уточку. Вскоре она вывела деточек и вырастила. Но случилась беда, ребята случайно забрели на княжеский двор, ведьма узнала их и омертвила. Материнское сердце уточки почуяло горе, она отправилась на поиски детей и нашла их «белые тела» на княжьем дворе. «Кинулась она к ним, крылышки распустила и завопила: «Мои деточки, я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темную ночь недосыпала, сладок вкус недоедала!» Почуял князь неладное, снял с уточки заклинание, и обратилась она в молодую княжну. В образе княжны воплотился идеал материнства, заботы и нежности.
Таким образом, сказки помогли определить эталон красоты русской женщины и прийти к выводу, что русская красавица – это женщина-славянка с богатым внутренним миром и силой духа, в ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, милосердие, любовь и верность. Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница
14

семейного очага. [Приложение 1] Своей особой красотой, уступчивостью, самоотверженностью русские женщины и сегодня привлекают мужчин всего мира, так как в них идеально гармонируют внешность и духовность.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: славянки с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа. В ходе исследования были изучены и описаны идеалы красоты женщин различных эпох, сделаны выводы об относительности понятия идеала красоты, эталонов женской красоты.

По результатам анкетирования учащихся сделаны выводы о неоднозначном понимании идеала женской красоты, эталонов красоты нового времени.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы и выводы можно использовать при подготовке классных часов, для проведения элективных занятий по МХК и уроков литературы.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.

2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.

4. Ресурс [Электронный ресурс] – режим доступа – Википедия – версия энциклопедии на русском языке.

5 . Ресурс http : // byaki . net / [ Электронный ресурс] – режим доступа – Н.М. Аршавская. Идеал красоты в разные эпохи от Средневековья до конца 19 века.

6. Ресурс www passion . ru [ Электронный ресурс] – режим доступа – Энциклопедия красоты.

7. Пропп, В.Я. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. - М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1978

Приложение

Идеалы женской красоты

Идеал Античности

Идеал Средневековья

Пресвятая Дева Мария

Идеал эпохи Возрождения

Мона Лиза

Идеал эпохи романтизма

Идеал красоты женщины XX века

Мэрилин Монро

Идеал красоты современной женщины

Русские красавицы


Идеал русской женщины

Русская красавица – это женщина славянской внешности с богатым внутренним миром и силой духа. В ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, самоотверженность, милосердие, любовь и верность.
Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница семейного очага. Она такая же тайна, как и сама русская душа.

Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити ». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра , Екатерина Великая , королева Марго , Мария Медичи . Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум . Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.


Восприятие красоты очень различно. Даже в рамках одной страны, например в современной России можно увидеть разные представления о красоте. Дабы далеко не ходить, загляните в социальные сети, посмотрите страницы популярных пользователей, почитайте комментарии к фотографиям и увидите, насколько они разные.


Конечно, огромная масса негативных комментариев пишется по причине зависти неудовлетворенных людей, но многие высказывают мнение на основе своего истинного восприятие, которое может отличаться от моего и вашего. В результате мы имеем разнообразные представления о красоте.


Хотя существуют и стандарты красоты, Милитта уже не раз писала на данную тему, например, в публикации – . А сегодня давайте вспомним историю красоты. Как воспринимали красоту девушек наши предки – русские, жившие много лет назад.



Красивые девушки и красота в русских традициях


Красота (баса, басота, хорошество). Народное наименование привлекательности, в основном относящееся к девушкам, пребывающим в девичестве и не успевшим выйти замуж.


В традиционных русских представлениях красота очень сильно связана с девичеством, отсюда различные высказывания типа - красная девушка, девицы-красавицы. Как правило, «красивой» считалась девушка до замужества. Это представление нашло отражение в различных песнях, сказках и частушках

.

Моя маменька Елена в поле цветик сорвала.
Красоту мою сгубила, рано замуж отдала.



После замужества и утраты девственности, утрачивалась и красота. Таковы были народные представления. При этом с красотой можно было расстаться даже не выходя замуж, а просто распрощавшись с девственностью. Вот так все строго.


«Как начнет не тем заниматься, – говорили наши предки – так она и повяла. А если будет все время сама себя держать, так и двадцать пять, и тридцать – она все еще молодая». Понятие красоты здесь фактически совпадает с понятием девичества.



Интересно получается, сегодня глянцевые журналы, различные психологи, доктора и ученые утверждают, что хранить девственность не надо и даже опасно. Будто девственность после определенного возраста является причиной разных женских проблем и болезней. Выходит, наши предки были совсем дикими и заблуждались?


Вовсе нет! Если глубоко изучить многие науки, медицину, психологию, историю, социологию, прекрасно разбираться в искусстве и глубоко понимать сущность бытия за счет богатого опыта и духовных знаний можно понять, что наши предки не заблуждались и девство само по себе богатство. Правда в современном мире все изменилось, и теперь многие из нас имеют твердое убеждение в необходимости секса, ведь нас пронизывает множество информационных потоков, которые подвигают нас к различным экспериментам и приключениям.


Посему среднестатистическая современная девушка будет страдать от отсутствия близких отношений, и в результате приобретет обещанные докторами и учеными проблемы и болезни. Только виной тому не девство или отсутствие регулярных интимных отношений, а неудовлетворенность собой, ведь она убеждена, что живет не так, как надо, и ее жизнь не соответствует нормам современного общества. По современным стандартам она неудачница!


Вот такие дела, только мы отвлеклись от истории, давайте вернемся в прошлое.



Косметические средства и стандарты красоты в русской истории
Основой народной косметики были беление лица и тела, крашение щек, чернение бровей, то есть в косметике культивировалась та же триада: белый – красный – черный, что использовалась в расцветке восточнославянской и индоевропейской народной одежды.


Представления о красоте тела сводились, главным образом, к признакам физического здоровья - полные ноги, белое и румяное лицо – «кровь с молоком».



Кожа лица
Чтобы лицо оставалось белым, девушки и молодые женщины избегали загара, закрываясь во время полевых работ низко надвинутым на глаза платком. Девушки умывались молоком или молочной сывороткой, огуречным рассолом, березовым соком. Для использовали различные белила.


Девушки беляночки, где вы набелились?
– Мы коровушек доили, молочком умылись.



Румяна русских красавиц
Румянца достигали, натирая щеки бодягой, ягодами ландыша, красной свеклой, водочным настоем красного сандала, раствором квасцов, и иными средствами.



Брови и ресницы
Для бровей готовили специальную краску из сурьмы, а чаще просто из сажи, смешанной с жиром, или наводили брови углем. «Собольи брови» – важная составляющая девичьей красоты, постоянно упоминаемая в фольклоре.


В некоторых регионах были периоды, когда прижился обычай чернить зубы, только такое сомнительно средство для красоты продержалось недолго. В основном всегда и везде большинство девушек хотели обладать максимально белыми зубами. Для отбеливания зубов существовали свои давние рецепты, о которых мы еще поговорим в будущем.



Красота и замужество
Раньше, как и в наши дни, красивая девушка обладала большими шансами на удачное замужество, ведь красота всегда была наиважнейшим фактором выбора. Хотя в целом русские мужчины из прошлого выбирали «красивую» невесту по своему вкусу и возможностям.



Некрасивые девушки
Не всем повезло родиться красивыми, кто-то не соответствовал стандартам традиционной русской красоты. Это в первую очередь очень маленькие и наоборот чрезмерно высокие девушки, худые девушки и девушки с худыми ногами. Недостатком считалась плохая походка и сутулость.



Посему многие особенно старательные девушки даже тогда, сотни лет назад работали над своей внешностью. У них не было в распоряжении салонов красоты и пластической хирургии, но имелось много народных средств. При этом, как и сегодня, в те давние времена высмеивали красавиц, чья красота казалась чрезмерно искусственной.


О таких красотках слагали даже стихи и частушки - кудри у нее навитые, а щеки и губы намазаны румянами и помадой!


Прошло много лет, но ничего не изменилось. Сегодня так же много людей терпеть не могут . Хотя в большинстве случаев эта нетерпимость и тогда, и сегодня была основана на зависти.



Помимо материальной косметики пользовались девушки и иными средствами. Для наведения красоты русские девицы читали разные заговоры, молитвы, которые так и назывались - «на красоту». Произносились эти заговоры и молитвы во время, когда девушки умывались, одевались, ухаживали за лицом, телом и волосами. Сия практика может показаться нелепой, но на самом деле это действенно, ведь девушки сами себя убеждали в своей красоте, благодаря чему, чувствовали себя лучше и уверенней.


Девушка настраивала себя на то, что будет самой красивой, чтобы все на нее «зрели и смотрели, очей ясных не сводили», «любили, уважали, все почитали». Более действенными эти слова становились, если произнести их в Чистый четверг или Иванов день, умываясь первой утренней водой. Заговоры «на красоту» можно рассматривать как способ психологической подготовки перед публичным появлением на молодежном игрище.



Волосы русских красавиц


Современные девушки редко заплетают косу, кому-то лень этим заниматься, а большинству попросту заплетать нечего, если только жиденький хвостик.


Раньше коса очень ценилась. Коса была еще одним символом красоты и девичества. Девушки использовали различные природные и магические средства для роста волос и богатства косы. Длина и толщина косы являлись предметами гордости и похвальбы перед подружками.


Если же девушка растрачивала свое девство в случайных связях до замужества, во многих регионах ее лишали права носить косу. Считалось, что с потерей девства ушла и красота, посему косу расплетали или обрезали.



Во время свадьбы с косой тоже приходилось распрощаться, ее торжественно расплетали и укладывали волосы по-бабьи, скрывая их под головной убор.


: венцы, ленты – носили название «красота». Перед свадьбой на последнем девичнике невеста отдавала эту «красоту» своим подружкам, иногда только одной, любимой подружке или младшей сестре, что означало пожелание ей выйти замуж. «Красоту» могла символизировать елочка или иное деревце, украшенное лентами, сластями и поставленное на столе во время девичника. Девушки, прощаясь с невестой, оплакивали ее «красоту».



Взрослые женщины не лишались красоты, но в понимании наших предков они обладали иной красотой, которая ассоциировалась с плодородием.


«Курица несется – и гребень красный; перестала нестись – и гребень посинел», – гласит пословица, намекая на то, что женщина сохраняет красоту, пока рожает детей. Вместе с тем беременности и роды, со временем уносили женскую красоту, которая передавалась детям.


По мнению наших предков, особенно быстро уходила красота у женщин, которые рожали исключительно девочек, ведь каждой надо было отдать частичку своей красоты – каждая должна вырасти красавицей.


Красота девушек на Руси прославилась на весь мир. В свое время их считали самыми привлекательными среди всех остальных, причем секреты их красоты пытались узнать многие женщины мира. Какие параметры женского тела и моральных качеств считались идеальными на Руси и кто был идеалом подражания?

Девичья красота. Идеалы Руси

Деревенский уклад требовал от каждой жительницы обладать особыми качествами, которые в современном мире могут посчитаться нецелесообразными. Но девушки Руси сохраняли этих традиции и обычаи вплоть по XIX века.

Главная задача любой женщины Руси – продолжение рода. Именно этот критерий нередко совпадает с правилами жизни мусульманской женщины. Русь же славилась тем, что в достаточно юном возрасте, примерно 13-16 лет, молодые дочери выдавались замуж за мужчин. Основной их задачей было также поддержание порядка в доме, научиться искусству соблазнения своего мужчины. Женственность – качество, которым славились девушки. Они воспитывались в строгости, соответственно законам того времени, но в то же время их основной задачей было угодить своему мужчине.

Приятная внешность, умение правильно одеваться, придерживаться этикета и моральных установок – главные требования к любой женщине. При этом достаточно большой акцент уделялся ее «честному» имени. Ни одна из барышень не имела права разгуливать подолгу со своими подругами, а встречаться с мужчинами и вовсе было запрещено. Если девушка приглянулась молодому парню, то он имел право вступить с ней в любой контакт лишь после обряда венчания.


Существовало несколько правил относительно стандартов красоты на Руси:

    Крепкое телосложение. Худощавые девушки не были в почете, поскольку считалось, что они не смогут родить здорового ребенка. Кроме того, такие барышни нередко не могли выполнять домашнюю работу наравне со своими супругами

    Высокая грудь и круглые бедра. Особенно это ценилось среди молодых девушек, которые еще не рожали детей. Такие женщины считались идеалом красоты, пышная грудь, широкие и упругие бедра, круглое лицо – поражали воображение любого мужчины на Руси

    Несмотря на новомодное веяние в Европе на бледнолицых девушек, здесь не прижились такие стандарты. Потому бледное «аристократическое» лицо воспринималось мужчинами Руси не иначе, как признак болезненности избранницы или ее неспособности заниматься домашним хозяйством. Девушки, которые с утра до вечера проводили время в работе под раскаленным солнцем, просто не могли оставаться светленькими

Кроме того, самыми обаятельными считались чернобровые девушки с пышными и шелковистыми волосами. Нередко они заплетали их в тугие косы, которые не состригали большую часть своей жизни. В те времена не было заведено носить короткие стрижки, потому даже старшие женщины имели густые косы.

Вымышленные правила красоты на Руси

Среди современных исследователей нередко можно услышать о некоторых вымышленных стандартах красоты девушек в былые времена. Причем их опровержение достаточно незатруднительно.

Самые распространенные заблуждения относительно красоты на Руси современности:

    Белые зубы женщины – признак ее здоровья, таких девушек всегда хотели взять в жены любые мужчины

Конечно, этому факту уделялось некоторое внимание, однако не столь большое, как говорят сегодня. Поскольку в те времена не существовало специальных средств для отбеливания зубов, то считалось, что красива та женщина, которая имеет здоровые зубы. Причем их оттенок мог быть от сероватого, до естественного желтоватого. На Руси полагали, что женщина с такими зубами менее подвергается болезням, а ее организм крепкий.