Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате. Воспитание подростка: порядок и уборка

Меня никто не любит.

Если ваш подросток заявляет «Меня никто не любит», ни в коем случае нельзя утешать его фразами «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдешь себе новых друзей». Ребенок решит, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Постарайтесь выяснить, поссорился ли он с лучшим другом или чувствует себя в классе «белой вороной», и помогите конкретным советом.


Беспорядок в комнате подростка – обычное явление. Кажется, что подросшим детям просто необходимо творить вокруг себя хаос, что не может не раздражать родителей. Как изменить эту ситуацию и приучить ребенка к порядку?

Разбор «по полочкам»

Не думайте, что только ваш ребенок отличается нелюбовью к аккуратности. Большинство подростков не проявляют инициативу помочь родителям в уборке квартиры и делают это только после многочисленных просьб. Все дело в том, что подростки не испытывают необходимости в порядке вокруг себя. У них еще не до конца сформировалась организованность, и они искренне не понимают, почему родители уделяют так много внимания бардаку в их комнате.

Когда вы просите ребенка прибраться, всегда четко объясняйте, какой вам нужен результат. Фраза «приведи все в порядок» для подростков очень туманна. Их не смущают горы одежды на стуле и посуда рядом с компьютером. Поэтому вносите ясность, проговаривая ребенку, что он должен помыть посуду, отнести вещи в стирку и далее по списку.

Уборка - не подвиг и не наказание

Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они наказывают ребенка уборкой. Естественно, в такой ситуации он будет прибираться с неприязнью, и конечный результат в виде порядка совсем не станет радостью. Хотя не стоит и переоценивать работу по дому, например, выдавая за нее карманные деньги. Так подростку начинает казаться, что уборка - это какой-то оплачиваемый подвиг, а не норма. В общем-то, ребенок просто должен чувствовать себя комфортно, чтобы заняться домашними делами. Если ему хочется слушать плеер или включить кино во время мытья полов - пусть будет так.

Также не требуйте от ребенка немедленно навести порядок у себя в комнате, если он явно не в духе или чем-то расстроен. Мир подростков, по сути, замкнут на их эмоциях, которые они часто гипертрофируют, поэтому любой пустяк способен надолго выбить их из колеи. В такой период они воспринимают в штыки «неважные» для них просьбы и отказываются что-то делать. Лучше переждать, когда ребенок успокоится и будет в хорошем настроении.

«Вторжение»

Подростки крайне не любят, когда взрослые начинают перебирать их вещи. Иногда угроза того, что мама сама начнет прибираться в комнате и, во-первых, разложит всё по своему усмотрению, а во-вторых, найдет что-то личное, мотивирует лучше любых просьб. Объясните ребенку, что если он не наведет порядок к определенному моменту, вам придется сделать это самостоятельно, не считаясь с его представлениями о том, что и где должно лежать. Вполне возможно, этот метод быстро убедит подростка поддерживать чистоту в комнате.

Тайм-аут

Если ситуация сложнее, и у вас совершенно не получается приучить ребенка к порядку, отстранитесь на время от темы уборки и ничего не предпринимайте. Настанет момент, когда беспорядок превысит допустимые нормы и подросток сам решит хотя бы минимально прибраться. Только наберитесь терпения, не расчищая потихоньку «завалы» в детской комнате. Способ сработает быстрее, если вы перестанете делать и другие домашние дела вместо ребенка, например, не будете развешивать его постиранную одежду, объяснив, что теперь эта обязанность окончательно ложится на его плечи.

Если и этот путь не приносит никаких результатов, нет смысла создавать затяжной конфликт. Попытайтесь изменить свое отношение к проблеме и сказать себе, что комната ребенка - это его территория.

Договоритесь с ребенком, что он может поддерживать порядок в ней по своему усмотрению, но при условии, что беспорядок не отражается на других частях квартиры. То есть посуда всегда остается в пределах кухни, а забытая рубашка не валяется в гостиной. Не переживайте из-за того, что нежелание наводить порядок останется с подростком на всю жизнь. Практика показывает, что аккуратность и любовь к чистоте появляются по мере взросления, и бесконечные баталии с родителями на эту тему тут совершенно ни при чем.

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 21 356 раз(a).

Школьная форма небрежно брошена на смятую постель, свернутые бубликом грязные носки валяются на книжных полках, под кроватью, в углу комнаты. На рабочем столе - банки из-под газировки и пакетики от чипсов… добро пожаловать в комнату современного подростка! Если эта картина вам приблизительно знакома, узнайте, как оперативно заставить его убирать свою комнату.

Признать право на личное пространство

Важно понимать, что подростковый период - временной интервал, в течение которого родителям придется проявить большое терпение и такт. Мало того, что типичный тинейджер сам не наводит порядок в своей комнате, так он еще и запрещает взрослым это делать, считая, что тем самым они «нарушают его жизненное пространство». Иногда, как в американских фильмах, подростки клеят на двери, ведущей в их спальню, плакаты с грозными надписями вроде «Посторонним вход воспрещен». Неудивительно, что родители в такой обстановке теряют остатки терпения. Однако первое, что нужно понимать: личность, с которой вы имеете дело, - это уже не тот милый кроха, в чьей детской вы некогда заботливо расставляли плюшевых мишек и делали ремонт. Если маленький ребенок ощущает свое единство и связь с родителями и поэтому охотно делит с ними свою территорию, то подросток стремится от них отделиться, и его комната - это своеобразный бастион, где он укрывается от «посторонних». Увы, в подростковом возрасте к категории «посторонних» относятся и родители.

«Не хочу убираться» или «Не умею»?

Для начала попробуем встать на место подростка. По мнению психологов, некоторые тинейджеры не убирают в своей комнате просто потому, что… не замечают беспорядка. Недавно в США проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что у ребенка в переходном возрасте лобовая часть мозга, функция которой связана с управлением порядком действий и концентрацией внимания, еще недоразвита. Пик ее развития приходится лишь на возраст 19-20 лет. Кроме того, по мнению детских психологов, помещение, в котором личность проводит большую часть времени, является отражением ее внутреннего состояния. Поскольку в переходном возрасте в мыслях ребенка обычно царит хаос (а виной тому гормональные изменения), то и в его комнате соответственно полный беспорядок. Как же тогда приучить сына или дочь к порядку?

Конкретные обязанности вместо призывов к «идеальному порядку»

Первое, что нужно сделать, это признать право ребенка на обладание личным пространством. Вместо того, чтобы врываться в его комнату и нависать грозной тучей с требованием немедленно навести первозданную чистоту, попробуйте сначала постучать (тем самым вы выражаете уважение к сыну или дочери). Затем вы можете попросить подростка навести порядок.Озвучьте свои пожелания, но в максимально конкретной форме: «Я хочу, чтобы ты повесил свой пиджак в шкаф, бросил грязные носки в бельевую корзину и расставил музыкальные диски на полке». Это позволит ребенку четко осознать, что именно от него требуется. Не призывайте к «идеальному» порядку, это слишком абстрактная категория для подростка. Чтобы он не опасался большого объема работы, лучше сразу перечислить все, что он должен сделать.

Объясните, почему так важно соблюдать порядок в комнате. Скажем, пыль может нанести вред аппаратуре, стать причиной выхода из строя DVD/CD rom"а. В данном случае ваши логичные доводы не вызовут острого протеста, ведь вместо того, чтобы посягать на территорию сына или дочери («Сейчас же выйди из комнаты, здесь нужно пропылесосить!»), вы тактично предлагаете помощь. Кроме того, вы как бы даете понять подростку, что признаете в нем отдельную личность, обладающую правом занимать собственное пространство.

Поэтапная уборка, минимализм в комнате и собственный пример

Как правило, дети игнорируют уборку потому, что она требует больших затрат времени и сил. Покажите ребенку, как поэтапно устранить беспорядок в комнате. Скажем, сегодня можно протереть пыль на книжных полках и аппаратуре, а завтра пропылесосить комнату. Если это не привело к должному результату, пусть подросток выполняет один тип работ, к примеру, протирает пыль и застилает постель. По мере взросления можно увеличивать список его обязанностей.

Чтобы поддерживать порядок в комнате, еще с раннего возраста приучайте детей к тому, чтобы детская была обставлена в минималистичном стиле. Большое количество декоративных штучек на горизонтальных поверхностях визуально создают ощущение бардака в комнате. Чем меньше в ней будет лишних предметов и пылесборников, тем легче подростку будет навести порядок. И, конечно же, не скупитесь на похвалу, когда заметите первые признаки опрятности. Наконец, сами подавайте хороший пример: если в доме у вас царит уют и первозданная чистота, то вряд ли подросток будет устраивать форменный беспорядок, хотя бы потому, что всю жизнь был приучен к чистоте.


Статья предоставлена:

Аревик Чахоян,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.

Трудно быть родителями подростка – возраст бунтарства, свободомыслия, чрезмерно горячего отстаивания своего «Я», зацикленности на собственных эмоциях. Обычно то, что для взрослых важно, юным бунтарям таковым не кажется.

К числу спорных тем относится уборка. Воспитывать в детях аккуратность, организованность, ответственность необходимо. Как сделать это правильно? Как приучить подростка к порядку, избежав домашней войны?

Психологи советуют родителям, которые столкнулись с затронутой в статье проблемой, не отчаиваться раньше времени. Ваш ребенок – не единственный, кто капризничает, когда встает вопрос об уборке. Это черта свойственна большинству подростков, которые еще не осознают, насколько важно поддерживать комнату в чистоте: им разбросанные вещи, грязная чашка возле компьютера, пыль на полках не мешают.

Подростки искренне не понимают, почему взрослые так сердятся, почему так настойчиво, а нередко – грубо, вмешиваются в их привычный уклад жизни.

Но это вовсе не означает, что и в дальнейшем ребенок будет придерживаться того же мнения. По мере взросления его отношение к уборке поменяется.

Ждать, когда неряшливость пройдет сама по себе, не стоит. Родители на то и родители, что должны воспитывать. Заметьте, не кричать, приказывать, унижать, а воспитывать. И начать должны с себя. Если с малолетства ребенок привык видеть бардак, учиненный родителями, бессмысленно ожидать от него иного поведения. Он будет копировать взрослых.

Основные способы приучения к порядку

Психологи предлагают несколько основных способов, как приучить ребенка к чистоте:

Это основные моменты, которых стоит придерживаться при воспитании в детях опрятности. Немаловажным является и общение.

Найти общий язык с подростком невозможно? Так считают ленивые родители. Трудно – да, но пытаться стоит.

Важно пояснить, почему плохо то, что чашка стоит возле компьютера, а скомканная рубашка лежит на полу. Не менее значимо также уточнить, чего именно вы хотите. Понятие прибраться весьма абстрактное. Такую просьбу ребенок обычно игнорирует. Нужно четко поставить перед ним задачу: разложить книги, убраться в шкафу и т. п.

Поэтапное воздействие

Приучать к порядку нужно постепенно. Сегодня пусть пропылесосит, завтра – почистит аквариум. Малыми дозами принять воспитание легче. К тому же подмечено, что многих подростков пугает перспектива впустую, как кажется им, потратить время. Поэтому уборки на первых порах должны быть непродолжительными. Не беспокойтесь: позднее у ребенка выработается привычка что-то делать своими руками по наведению порядка. И без вашего напоминания.

Ни в коем случае не наказывайте детей уборкой. Этот процесс должен восприниматься как норма. Не стоит также давать деньги на карманные расходы в качестве награды за порядок.

Отставьте приказной тон. Особенно если видите, что ваше чадо чем-то увлечено. Мудрее будет предложить ему прибраться в удобное для него время. И не стоит препятствовать, если подросток предпочтет совместить уборку с просмотром фильма или прослушиванием музыки. Любые замечания взрослых могут перебить желание делать что-то.

Мотивация и критика – все должно быть в меру

Нельзя забывать о таком факторе, как мотивация. Непременно нужно оценить работу ребенка. Лесть здесь неуместна. Подросток всегда почувствует ложь. Но и с критикой перебарщивать не следует. Со временем качество уборки улучшится.

При желании можно поощрить за выполненные задания лишним часом прогулки или игры в компьютерные игры.

Понаблюдайте за ребенком. Что его интересует? К каким занятиям тянет? Если дочка любит цветы, почему бы не поручить уход за ними? Если сын увлечен темой животных, переложите на него обязанности чистить кошачий горшок, менять воду в аквариуме. Если ребенок – книголюб, пусть протрет пыль на книжной полке. Такая своеобразная мотивация – отличный способ воспитания.

Тактика и никаких угроз

Психологи запрещают применять тактику угроз. Родитель не должен вторгаться в пространство ребенка. Как и у каждой сформировавшейся личности, у него имеются собственные секреты и тайны, которые не должны стать достоянием родителей. Угрозы не имеют силы, так как реакция подростка будет прямо пропорциональной. К тому же такой способ может испортить отношения. Также родителям стоит запомнить:

Если ребенка не смущает беспорядок в его комнате – это одно. Совсем другое дело, когда он проявляет небрежность на «общей» территории: на кухне, в ванной, гостиной, прихожей. Здесь – никакой грязной обуви и разбросанных вещей. Важно суметь придерживаться данного правила и самим.

Хитрый подход к приучению к порядку

Подтолкнуть подростка к уборке можно ненавязчиво, при помощи некоторых уловок. Припрячьте какую-либо вещь. На вопросы ребенка отвечайте, что нужно следить за порядком. Если это не поможет, стоит пригласить в гости школьных товарищей сына или дочки. Обычно перед друзьями подросток желает выглядеть достойно. Комната обязательно преобразится.

http://youtu.be/EmruhS2q6Io

Советов много. Если быть честными, многие из них могут не сработать. Каждая ситуация индивидуальна. Подросток – это целый мир, который сотрясает революция. Не учите тому, во что сами не верите. Не требуйте того, чего сами не исполняете. И самое главное – будьте искренними, и тогда ребенок обязательно вам раскроется, а процесс воспитания и приучения к чистоте станет легким и приятным.

Добрый день! Извините, что длинно. Не знаю, правильно написала сюда или надо было в "Разное". Но все-таки речь о психологии, хотя уже и не детской, а подростковой. И моей.
Пожалуйста, помогите, надавайте советов, научите, как вести себя с дочерью-подростком. Не могу уже больше. У меня с ней ничего не получается.
Дочери 15 лет. Я знаю, что все дети и подростки разводят бардак в комнате. Но наша - это что-то особенное. Буквально за пару часов умудряется развести в комнате жуткий свинарник. На столе и на диване вперемешку валяются учебники, тетради, клочки бумаги, фантики, шелуха от семечек, стаканчики из-под творожков, грязная посуда, грязные трусы (вы бы их видели, я вообще не понимаю, как ДО ТАКОЙ степени заносить трусы), носки, колготки и много всего другого. Под диваном и в любом другом укромном месте периодически образуется склад, где вперемешку прячутся: сумки, пустые подарочные пакеты, грязные колготки, огрызки, новые хорошие вещи в жутком состоянии, использованные прокладки и многое другое. Ну и так везде.
Единственное средство заставить убраться - отобрать компьютер. На некоторое время помогает, ненадолго.
Новые вещи мне даже не хочется ей покупать. Потому что один раз надетая новая блузка/юбка/футболка/еще что-то после снятия в смятом виде засовывается в шкаф/под диван/еще куда-то вместе с грязным тряпьем и огрызками, потом там неделю тухнет, потом кидается в стирку, а чем больше стирок, тем быстрее вещь становится не новой.
Про места общего пользования я уже не говорю. В порядке вещей - не смыть за собой унитаз, оставить в туалете использованную прокладку, не говоря уже про грязную посуду и кучу крошек на столе. Пробовала делать замечания и мягко, и грубо - она кивает головой и делает по-своему.
Все чаще ловлю себя на мысли, что я НЕ ХОЧУ жить с ней в одной квартире. Мне неприятно. Есть вещи, с которыми я не могу смириться. И не знаю, как заставить ее выполнять требования совместного общежития: убирать за собой хотя бы крошки (Бог с ней - с посудой, вечером в посудомойку засуну), унитаз смывать. Я уже просто жду, когда она начнет жить отдельно, но ждать еще долго.
Безуспешно пыталась привлекать ее к уборке квартиры. В том числе и за деньги. Объективно - заниматься ей этим особо некогда, т.к. до 15 она в школе, потом у нее 2 раза в неделю английский, 2 раза в неделю бассейн. Справедливости ради, ее вряд ли можно назвать трудным подростком: она неплохо учится в гимназии, вполне ответственная в каких-то вопросах, не касающихся уборки
Сегодня первый раз я пригласила дом. работницу. Вчера дочери 3 раза сказали, что комната должна быть оставлена в таком виде, чтобы там можно было убираться - вытирать пыль, мыть пол. Т.е. все ее вещи должны лежать по местам. Она сказала да-да, и даже вчера вечером убрала со стола. Вы бы видели ее комнату сегодня утром! Обнаружила уже после ее ухода в школу (стормозила, не проверила) - постель не убрана, подушки от дивана вперемешку с другими вещами валяются на полу, на столе опять мусор (и когда успела со вчерашнего вечера!). Так стыдно было перед посторонним человеком, которого пригласили вообще-то мыть полы, а не убирать постель за неряхой.
Что мне с ней делать?