Кудрин рассказал о неизбежности изменения пенсионного возраста. Алексей кудрин предложил сократить число пенсионеров в россии

В Госдуме 21 августа проходят парламентско-общественные слушания, посвященные законопроекту о повышении пенсионного возраста, принятом в первом чтении

В слушаниях, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина примут участие 600 человек: руководители всех фракций, председатели профильных комитетов, министр труда Максим Топилин, руководитель Пенсионного фонда Антон Дроздов и руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин. Кудрин в своем выступлении предупредил, что отказ от повышения пенсионного возраста скажется на всех социальных тратах, но подчеркнул, что начать повышение возраста было необходимо 10 лет назад и «возможно» реформу стоило проводить «более мягко»„ чтобы дать подготовиться населению.

В начале своего выступления Кудрин напомнил, что в 2016 правительство не смогло полностью индексировать пенсии и прекратили индексацию пенсий работающим пенсионерам. «Такую пенсию сохранять нельзя, нужен какой-то взгляд на ситуацию», — сказал Кудрин. Других возможностей увеличить выплаты без повышения пенсионного возраста, по словам Кудрина нет.

«Нельзя будет честно смотреть в глаза пенсионерам, которые по-прежнему из года в год выходят с такой пенсией. Улучшения не будет, перспектив улучшения уровня жизни не будет, мы в таком положении сейчас находимся» — сказал глава Счетной палаты. Добавив, что пенсии в реальном выражении должны вырасти «минимум на четверть или треть» и достигнуть 60% заработка до выхода на пенсию.
Отношение пенсий к средней зарплате: при сохранении пенсионного возраста (красный) и в случае его повышения (серый). Фото: презентация Счетной палаты.

«Если мы сегодня не решаем вопрос о повышении пенсионного возраста, мы перечеркиваем эти цели», — сказал Кудрин.
Два сценарий роста пенсий: при сохранении пенсионного возраста (красный) и в случае его повышения (серый). Фото: презентация Счетной палаты.

Возможности поддержки бюджета, к которым прибегало правительство в предыдущие кризисы, исчерпаны, уверен Кудрин. После кризиса 2008 года на спасение бюджетной системы, был полностью потрачен Резервный фонд, напомнил он. «Фонда национального благосостояния хватит на один такой же кризис, больше средств нет», — подчеркнул Кудрин.

По его словам, если поддерживать расходы на трансферты пенсионной системе на прежнем уровне, возникнут риски сокращения других расходов: на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Нефтяные доходы не могут быть основой для выплат пенсий, уверен Кудрин.

Также, по словам Кудрина, в России 30% пенсионеров продолжают работать, а в первый год после выхода на пенсию продолжают работать 65% пенсионеров — один из самых высоких показателей в мире. В 2019 году сократится трудоспособное население, предупредил Кудрин. С учетом поднятия возраста баланс сохранится, уверен он.
Трансферты в бюджет пенсионного фонда. Фото: презентация Счетной палаты

«Счетная палата в своем заключении сказала, что поддерживает концепцию, но есть замечания по механизмам», — сказал глава ведомства, напомнив, что о необходимости приступить к повышению пенсионного возраста он говорил на протяжении последних 10 лет.

«Может надо было темпы изменить, сделать более мягкими, заранее сроки продумать, это надо было делать 10 лет тому назад», — ответил Кудрин на вопрос Володина, могло ли правительство «найти иное решение». «Нужно было делать 10 лет назад, сегодня мы подошли к черте», — заключил глава Счетной палаты.

В стратегии социально-экономического развития до 2035 года, подготовленной ЦСР, содержатся предложения об увеличении пенсионного возраста. Для женщин — с 55 до 63 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет, подтвердил «Газете.Ru» член рабочей группы ЦСР, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Повышение возрастного порога преследует цель экономии бюджетных средств. Ежегодно из бюджета на покрытие расходов Пенсионного фонда России направляется несколько триллионов рублей.

Планируется, что доходы Пенсионного фонда будут расти в ближайшие три года и в 2019 году достигнут 8,9 трлн руб. Расходы увеличатся до 9,1 трлн руб. При этом трансферт из федерального бюджета в этом году составит 3,8 трлн руб., в следующем — 3,6 трлн руб., в 2019 году — 3,7 трлн руб. Должен возрасти и объем собираемых страховых взносов, с 4,1 трлн руб. по итогам прошлого года до почти 5 трлн руб. в 2019-м. Стоит отметить, что из всего объема бюджетного трансферта на покрытие собственно дефицита системы пенсионного страхования идет менее трети. В 2017 году это 989,1 млрд руб., в 2019-м — 955 млрд руб.

Вторая цель — поддержание размера пенсий на более или менее приемлемом уровне и сохранение коэффициента замещения хотя бы в пределах 35% от размера средней зарплаты (средний размер страховой пенсии в этом году достиг 13 655 руб., а средняя зарплата, по данным Росстата, в марте составляла 37 640 руб. в месяц).

Как ранее сообщали СМИ, повышенный возрастной порог, если его одобрит Кремль, позволит сократить численность пенсионеров почти на 4 млн человек — до 38,5 млн человек.

По словам Гурвича, в принципе, возможны и другие варианты, позволяющие не снижать уровень жизни пенсионеров. Например, поднять ставку взносов в ПФР. Или увеличить размер ежегодного трансферта из бюджета. Но эти меры негативно скажутся на работодателе и на самих работниках.

Вариант с повышением пенсионного возраста — наиболее логичный и единственный, который может поддерживаться, считает Гурвич.

«Продолжительность жизни в России растет, жизнь — это наивысшая ценность, но побочный эффект этого — старение населения и нарастающие проблемы социального обеспечения», — говорит руководитель ЭЭГ.

Если предложение Кудрина будет одобрено, то властям удастся сохранить на текущем уровне и коэффициент замещения — размер средней пенсии к размеру средней зарплаты. Сейчас он составляет около 35%. Правда, до кризиса 2008 года власти ставили задачу увеличить коэффициент замещения до 60%, то есть до уровня развитых стран ЕС.

По словам Гурвича, рабочая группа обсуждала и более жесткие, и более мягкие варианты реформирования пенсионной системы.

В частности, предметом дискуссии был темп увеличения возрастного предела для выхода на пенсию по старости: от трех месяцев ежегодно до года.

Стоит отметить, что Алексей Кудрин уже давно ратует за повышение пенсионного возраста. В январе этого года на Гайдаровском форуме он заявлял, что это возможно, но только при сохранении цели на поддержание достойных пенсий.

«Прогноз ЦСР исходит из повышения пенсионного возраста и вовлечения в трудоспособное население тех, кто сегодня уже уходит на пенсию. В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет», — заявлял Кудрин на форуме.

Он напомнил, что данные Росстата свидетельствуют о том, что Россия перешла к тренду непрерывного снижения численности населения трудоспособного возраста. Демографическое дно, по экспертным оценкам, наступит в 2030 году.

Открытым остается вопрос о старте пенсионной реформы. Ранее министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что решения о повышении пенсионного возраста в стране в 2017 году не будет. В следующем году состоятся президентские выборы, и менять пенсионную систему в это время Кремль не решится.

Наиболее вероятным кажется 2019 год. Ранее представитель вице-премьера Ольги Голодец сообщал «Газете.Ru», что предложения о повышении пенсионного возраста с 2019 года не обсуждаются в правительстве.

При этом в СМИ появилась утечка о том, что ПФР подготовил презентацию пенсионной реформы. Сообщалось, что благодаря повышению возраста для выхода на пенсию нагрузка на федеральный бюджет к 2030 году снизится на 638 млрд руб. (с 2,5% ВВП до 1,4%).

Позднее ПФР опроверг эту информацию. «Пенсионный фонд никогда не получал от правительства поручений провести расчеты динамики расходов на выплату пенсий при условии изменения пенсионного возраста», — говорилось в заявлении.

Социальный блок правительства последовательно выступает против повышения пенсионного возраста, уточняется там же.

«Тема пенсионного возраста действительно широко обсуждается в экспертном сообществе. Но это не означает, что эти предложения обсуждаются властями», — уточнила представитель Пенсионного фонда.

Соцблок правительства и ПФР ориентируются на позицию президента Владимира Путина, неоднократно заявлявшего, что повышение пенсионного возраста нецелесообразно. Изменит ли свою точку зрения президент, а вместе с ним соцблок правительства, пока неизвестно. Непонятно также, как предложения ЦСР связаны с предлагаемым Минфином налоговым маневром, предусматривающим понижение страховых взносов с 30 до 22%, а также концепцией индивидуального пенсионного капитала, которая предполагает добровольные взносы граждан на пенсионные накопления.

У повышения пенсионного возраста в России существует как минимум две рабочих альтернативы - решение проблемы высокой смертности в трудоспособном возрасте и увеличение темпов экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Альтернативы повышению пенсионного возраста

Повысить пенсионный возраст в России придется в течение 10-16 лет, заявил в эфире телеканала «Россия 1» руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Среди причин такого решения он выделил ежегодную убыль работающего населения на 0,5-1 млн человек и рост числа пенсионеров, для обеспечения которых достойной пенсией будет не хватать собираемых налогов.

«Повышение пенсий за счет пенсионного возраста представляется не самой очевидной вещью. Само по себе повышение пенсионного возраста предполагает увеличение нахождения на рынке труда, но в том случае такой человек впоследствии претендует на более высокую пенсию. Здесь возникает коллизия - кто будет платить повышенные пенсии, если количество работников у нас сокращается. Чтобы пенсионеры могли получать достойную пенсию, следует идти в другом направлении, и здесь есть как минимум две рабочих альтернатив.

Первая - это сокращение смертности в трудоспособном возрасте, которая у нас выше в 5,5 раз, чем в европейских странах. По этому пути сегодня идут и в Великобритании, уделяя повышенное внимание борьбе за здоровье трудоспособного населения. Вторая альтернатива – повышение темпов экономического роста. По подсчетам немецких экономистов, ежегодных 3-5% роста будет достаточно, чтобы сбалансировать ситуацию с пенсионными доходами и расходами», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Риски повышения пенсионного возраста

Что касается предложения Кудрина, то, по мнению эксперта, увеличение пенсионного возраста может привести к целому ряду негативных социальных последствий для российской экономики. Сама специфика нашей экономики не позволяет выполнить цель, которую декларирует Кудрин, за счет повышения пенсионного возраста.

«Появление дополнительной рабочей силы создаст безработицу, так как согласно статистике количество рабочих мест каждый год сокращается, при этом вновь вводимые рабочие места не способны заместить их в полной мере. Особенно серьезной эта проблема выглядит для лиц старшего поколения, потому что с 45-50 лет трудоустроиться на вновь создаваемые рабочие места гораздо сложнее. Такая же проблема существует и на Западе.

Кроме того, те рабочие места, которые традиционно освобождались для молодежи, в силу продленного пенсионного возраста будут ротироваться меньше, что уже грозит ростом молодежной безработицы, создавая серьезный риск для будущих поколений в вопросе наработки трудового стажа. Решать эту проблему следует не за счет роста пенсионного возраста, а за счет развития экономики, повышения эффективности и производительности труда», - резюмирует Александр Сафонов.

Ранее главной причиной необходимости повышения возраста выхода на пенсию глава ЦСР называл дефицит Пенсионного фонда России. Теперь на первый план вышло недостаточное финансирование образования и здравоохранения.

Председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин убежден, что повышение пенсионного возраста в России неизбежно и оно оправдано для обеспечения достойной пенсии.

"Международная организация труда считает, что государство должно обеспечивать минимум 40% от заработка, а с учетом добровольных и накопительных программ это должно быть до 70%. Это есть в разных странах, таких, как Великобритания, Германия, Италия. Значит, мы должны эту программу тоже наметить. Пусть это будет через 10-20 лет, но мы должны выйти на эти параметры. В том числе, и повышение пенсионного возраста, без этого не обойтись", - заявил в среду Кудрин на финале Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры России", который открылся в Сочи.

Глава ЦСР отметил, что три кита бюджетной и государственной политики – это образование, здравоохранение, и транспортная инфраструктура, финансирование которых необходимо обеспечить фискальным манёвром.

"Это три кита бюджетной и государственной политики - как перераспределить средства. Мы подсчитали на моделях, сколько это дает. Этот маневр дает 1% ВВП по сравнению со всеми другими программами в течение пяти-шести лет", - заметил Кудрин.

По его словам, чтобы обеспечить финансирование китов, стоит немного снять финансирование с других направлений госрасходов, например, снизить расходы в области государственного управления. Повышение пенсионного возраста также помогает решению такой задачи.

Напомним некоторые факты

Высказывание Алексея Кудрина о необходимости повышения пенсионного возраста не сосем неожиданно. Оно повторяется раз в один-два месяца. Но когда 15 ноября 2017 года в интервью газете «Аргументы и факты» он говорил о повышении пенсионного возраста, то просто указал, что ресурсов для выплат пенсий не осталось .

Потом, он сказал, что его не совсем правильно поняли (ред. - правильно сказал, его не совсем правильно поняли), но на следующий день Пенсионный фонд России даже официально опроверг его слова о нехватке ресурсов.

Когда Кудрин говорит о маневре, то он отсылает к своей фундаментальной (по ссылке - редакционное мнение) «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики», в которой предлагается пересмотреть структуру госрасходов и направить нефтегазовые сверхдоходы в полезные госрасходы (те же три кита).

Потом он предлагал сократить чиновников. А затем его предложение было дополнено 18 января 2018 года идеей создания «умного правительства», которая опирается на информационные технологии. Меры должны были привести к уменьшению расходов на госаппарат (по ссылке - редакционное мнение).

Резюмируем

Со времени последней модификации прошло две декады. Видимо, модель бюджетного манёвра ещё раз немного пересмотрели, если посчитали, что предыдущие предложения не могут обеспечить достаточное финансирование. Если раньше пенсия рассматривалась Кудриным как отдельная категория с собственным обеспечением, то теперь она интегрировалась в общую стратегию.

Фактически пенсионерам предложено отложить выход на пенсию не только для того, чтобы обеспечить её будущее повышение, а для того, чтобы они помогли трудоспособным получить образование и улучшить здоровье. В целом, нормально. Пенсионеры ещё с советских времен помогали молодёжи. Правда тогда они помогали частью пенсии, а теперь помогут натуральным ежедневным трудом.

Есть беспокойство, что скоро ЦСР дополнительно переосмыслит предложение ученых о , и тогда будет предложена совершенно уникальная реформа пенсионной системы.