Логопедические игры на тему игрушки. Конспект фронтального занятия в старшей группе по программе преодоления ОНР. Оларь Елены Ивановны. Тема: «Игрушки». Игра на развитие внимания, памяти «Чего нет?»

Методическая разработка — конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи на тему «Игрушки». На данном занятии обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Игрушки». Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят.
  • Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),
  • образование слоговой структуры слова,
  • обучение фонематическому анализу слова,
  • развитие пространственных представлений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.

Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).

Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.

Его пинают,
А он не плачет,

Его бросают-
Назад не скачет.

Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?

Резиновый, круглый, большой, разноцветный.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

Это матрёшка.

Правильно. Матрёшка какая?

Деревянная, новая, красивая, яркая.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

Верно. Машина какая?

Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.

Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.

Верно. Кукла какая?

Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.

Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? -
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…

Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?

Металлическая.

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.

Верно. Мишка какой?

Молодцы. Отгадали все загадки правильно.

II. Тема занятия.

Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.

Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?

Дети рассказывают, как играют с игрушками.

Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).

III. Игра «Сосчитай-ка».

(согласование числительных 2 и 5 с существительными).

Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.

Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.

IV. Игра «Превращения».

(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Давайте поиграем с игрушками в «превращения».

На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.

Я превратил мяч в мячик.

Я превратил машину в машинку.

А я превратила куклу в куколку.

Я превратил паровоз в паровозик.

А я превратила пирамиду в пирамидку.

V. Игра «Живая игрушка».

(развитие связной речи, общей моторики).

Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.

У меня юла. Она может кружиться. (Ребёнок кружится)

А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. (Ребёнок прыгает)

У меня неваляшка. Она умеет качаться. (Ребёнок качается)

У меня кукла. Она умеет танцевать. (Ребёнок танцует)

У меня мишка. Он умеет рычать. (Ребёнок изображает мишку)

VI. Игра «Собери пирамидку».

(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)

Что это?

Пирамидка.

Пирамидка без чего?

Без колец.

Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).

Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.

VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.

Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

(развитие зрительного внимания, мышления).

О чём мы говорили на занятии?

Об игрушках.

Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.

Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.

IX. Организация окончания занятия.

Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.

Хлуднева Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 106
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разрботка

Конспект логопедического занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида (2 вариант) с использованием адаптирующей педагогики и личностно-ориентированного подхода

Логопедическая тема: звук [у].

Грамматическая тема: множественное число имён существительных.

Лексическая тема: «Игрушки».

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение, расширение и обобщение представлений учащихся об игрушках;

Формирование обобщающего понятия игрушки;

Уточнение артикуляции звука [у];

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия;

Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

Развитие плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование положительной установки детей на участие в занятии;

Воспитание навыков общения в игре на занятии.

Оборудование: игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек, лото «Один-много», «волшебный мешочек», разноцветные флажки.

Ход занятия.

Организационный момент.

При входе в кабинет логопед приветствует детей. На партах лежат предметные картинки.

Логопед: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Выберите картинки с изображениями игрушек.

Ученики выбирают.

Логопед: Молодцы! Мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, как можно с ними играть.

Логопед убирает со стола картинки.

Игра «Волшебный мешочек»

Логопед достаёт мешочек с игрушками.

Логопед: Ребята, в волшебном мешочке лежат игрушки вам необходимо определить на ощупь, какая игрушка лежит в мешке.

Ученики по очереди на ощупь, не заглядывая в мешочек, берут в руки один предмет и пытаются угадать и назвать его.

После того как ученик назвал предмет в мешочке, он достаёт его и выкладывает на стол.

Логопед: Что это?

Ученики: Мячик.

Логопед: Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

Ученики: Круглый, большой, красный.

Логопед: Ещё он гладкий, резиновый, упругий.

Затем другой ученик достаёт следующую игрушку.

Логопед: Что это?

Ученик: Мишка.

Логопед: Давайте рассмотрим мишку и расскажем, какой он.

Ученики: Красивый, большой.

Логопед: Ещё он мягкий, коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы.

Аналогично рассматриваются ещё две игрушки: машинка и кукла.

Логопед: Мы достали из «волшебного мешочка»: мяч, машинку, мишку и куклу! Как вы назовете их одним словом?

Ученики: Игрушки.

Логопед: Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игрушки? Что делают с ними дети?

Ученики: Играют.

Логопед: Дети играют с игрушками. Молодцы! А сейчас давайте выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Самолётики».

Готовые бумажные самолётики логопед выставляет на старт на столе.

Логопед: Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).

Игра «Один-много».

Логопед выкладывает на парту перед учениками картинки с изображениями одной или нескольких игрушек.

Логопед: На картинках изображены игрушки. На некоторых картинках нарисована одна игрушка, а на некоторых их много. Вам нужно подобрать картинки парами: картинку с рисунком одной игрушки и картинку с рисунком нескольких таких же игрушек, например: мяч - мячи. Выполняйте.

Ученики подбирают карточки. Некоторые дети с помощью учителя.

Логопед: А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

1-й ученик: Машина - машины. Кукла - куклы.

2-й ученик: Кубик - кубики. Мишка - мишки.

3-й ученик: Мяч - мячи. Самолёт - самолёты.

Логопед: Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

Развитие мелкой моторики.

Выполнение упражнения с массажным мячиком.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

Будто я сметаю крошки.

А потом сожму немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч кидаю между рук!

Выделение звука [у] на фоне слова.

Логопед раздаёт ученикам флажки.

Логопед: Я сейчас буду говорить слова, а вы будете поднимать флажки, когда услышите в этих словах звук [у]. Но сначала давайте споём этот звук вместе. Вытяните губы «трубочкой» и пойте вместе со мной.

Логопед обращает внимание учеников на свои губы, что может служить зрительной опорой при выполнении этого упражнения.

Логопед: Сейчас мы будем соревноваться в том, кто дольше протянет звук [у]. Звук нужно тянуть на одном выдохе, не останавливаясь.

Учащиеся по команде логопеда начинают длительно, на выдохе произносить звук [у].

Собирание картинки из частей.

Логопед раздаёт разрезные картинки с изображением игрушек.

Логопед: Вам нужно правильно собрать картинку игрушки по образцу.

Ученики выполняют.

Логопед: Назовите, что изображено на картинке, которую вы собрали.

Учащиеся: Мишка, машинка.

Логопед: Хорошо!

Игра «Чего не стало?»

Логопед выставляет на стол 4 игрушки.

Логопед: Что вы видите?

Ученики: Машину, мяч, куклу, мишку.

Логопед: Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.

Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола одну из игрушек.

Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка пропала?

Ученики: Мяч.

Логопед: Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки ещё раз.

Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола куклу.

Логопед: Откройте глаза. Что изменилось?

Ученики: Нет куклы.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Упражнение «Эхо».

Логопед предлагает ученикам встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При этом используются предметные картинки.

Логопед (громко): Во-да!

Ученики (тихо): Во-да.

Логопед (громко): Ку-би-ки!

Ученики (тихо): Ку-би-ки.

Логопед (громко): Ва-го-ны!

Ученики (тихо): Ва-го-ны.

Логопед (громко): Ма-ши-на!

Ученики (тихо): Ма-ши-на.

Логопед: Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!

Окончание урока.

Логопед выясняет, что понравилось ученикам на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ученика.

You have no rights to post comments

Фронтальное логопедическое занятие

Тема: «Игрушки»

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед Сухинина О.Ю.

Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.

Задачи:

образовательные:

  1. уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  2. закрепить знания о предложении;
  3. совершенствовать грамматический строй речи;

развивающие:

  1. развивать диалогическую речь;
  2. развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;

воспитательные:

  1. воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
  2. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

1. Организационный момент:

Дети стоят взявшись за руки

Логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения

2. Упражнение «Повтори правильно».

Кукла – мяч – танк;

Матрёшка – мишка – ведро;

Машина – кубики – юла;

Неваляшка – пирамидка – мозаика;

Лото – дудочка – домик.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках).

3. Беседа об игрушках.

Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки? Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

4. Артикуляционная гимнастика:

1. «Лошадка». 3. «Язычок вышел погулять».

2. «Кошечка».

5. Отгадывание загадок.

Круглый, гладкий и пузатый - Косолапые ноги,

Больно бьют его ребята. Зимой он спит в берлоге.

Почему беднягу бьют? Догадайся, ответь,

Потому, что он надут. Что это за зверь?

(Мяч). (Медведь).

7. Упражнение «Из чего сделана игрушка?».

(образование относительных прилагательных)

Машина сделана из железа, она – железная;

Самолёт сделан из пластмассы, он…;

Матрёшка сделана из дерева, она…;

Мишка сделан из плюша, он…;

Кукла сделана из резины, она… и т. д.

8. Упражнение «С какой игрушкой ты играл?»

(усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени по картинкам)

9. Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, машинка, мишка, кукла, кубики, шарики, дом… (определить самое короткое и длинное слово).

10. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

Что это?

Из каких частей состоит?...

Какой формы?...

Какого цвета?...

Из какого материала сделана?...

11. Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, и т. д.

Пальчиковая гимнастика

«Мяч»

Чуть ударишь этот мячик –

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

(поочерёдное соединение всех пальцев с большим)

14. Работа в тетрадях.


Коррекционно-образовательные задачи.

  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить детей составлять описательный рассказ по заданной схеме.
  • Учить детей различать и называть наложенные контурные картинки.
  • Учить образовывать родительный падеж существительных.
  • Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать словарь детей по теме игрушки.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы^

Загадывание загадки.

Сюрпризный момент.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный - игрушки: медвежонок, мяч, пирамидка, кукла, машинка.

Раздаточный -листки с наложенные контурные картинки, карандаши.

Лексический материал:

Слова: медведь, медвежонок, кукла, мяч, танк; матрёшка, мишка, ведро, машина, кубики, юла, неваляшка, пирамидка, мозаика; лото, дудочка, домик, зайчик, кубик, лошадка, грузовик, шар, телефон, лопатка, лиса, поезд, кроватка, поезд.

Предложения: Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная. Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. Я сошью зайца из шерсти. Он будет шерстяной...

Предварительная работа^

Чтение художественной литературы о игрушках, рисование игрушек.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят взявшись за руки.

Учитель-логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Упражнение «Повтори правильно».

Учитель-логопед: Сядет тот, кто повторит за мной.

Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро; машина – кубики – юла;

неваляшка – пирамидка – мозаика; лото – дудочка – домик, зайчик - кубик - лошадка; грузовик - шар - домик; телефон - лопатка - лиса; поезд - мяч - кроватка.

(Дети повторяют и садятся на свой места.)

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Ответы детей: (о игрушках).

Основная часть

1. Беседа об игрушках

Учитель-логопед: К нам на занятие придет гость. А вот кто это вы узнаете отгадав загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Ответы детей: (медведь).

Учитель-логопед: Медвежонок принес нам корзину с игрушками (кукла, пирамидка, матрешка, зайчик).

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

Учитель-логопед: Ребята, мы с вами тоже будем делать из разных материалов свои любимые игрушки и рассказывать об этом медвежонку.

Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная.

(Дети рассказывают и передают медвежонка друг другу.)

Ответы детей: (Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый...)

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед убирает одну игрушку и предлагает детям назвать предмет, который убрали.

5. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонья, как бы удары по мячу.)

Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

6. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

7. Развитие речевого слуха

(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)

Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (В. Волина.)

Ответы детей: (шесть).

Учитель-логопед: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

Ответы детей: (мартышка, мишка...).

8. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

Что это?

Из каких частей состоит?...

Какой формы?...

Какого цвета?...

Из какого материала сделана?...

9. Упражнение «Наложенные изображения»

У детей на столах лежат листочки.

Учитель-логопед: Медвежонок приготовил для вас задание. Посмотрите какие игрушки нарисованы на ваших листочках.

Ответы детей: (мяч, юла, пирамидка).

Учитель-логопед: Девочки раскрасят цветными карандашами юлу, а мальчики пирамидку.

(Дети выполняют задание.)

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы справились с заданием медвежонка.

Заключительная часть

Учитель-логопед: «Ребята, медвежонку пора домой к маме. Вспомните, что медвежонок нам принес. Какие игры вам понравились?» (Медвежонок прощается и уходит.)

Литература:

1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.

2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. - Ярославль: «Академия развития». 1998.

3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.

Конспект

логопедического занятия по развитию речи

на тему: Игрушки.

МБДОУ д\с № 16 « Золотой ключик»

подготовительная логопедическая группа № 5

учитель-логопед Горбатенко М.Н.

Коррекционно – образовательные цели:

Формировать представления об игрушках. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающее понятие игрушки.

Коррекционно – развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры « без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок о игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да)

Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

Будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т.д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - « Мир игрушек».

Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

Молодцы!

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

Молодцы!

Физ. минутка - « Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

Задание № 4 Игра « Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

Молодцы!

Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»

Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

Вы хотите подарить подарки? (да)

У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.(см. приложение №8).

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н.В. Нищева – дидактическая игра « Играйка».

Н.В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».