Логопедические игры занятия с использованием песочной терапии. Проект направленный на использование песочной терапии на логопедических занятиях «волшебный песок. Составление слов из букв

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда. МОУ «Начальная школа – детский сад 3, с. Елово» Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна г.


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.


Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются: -сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; -нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; -коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; - успешная социализация детей с дефектами речи.


Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам. Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.


Нетрадиционные логопедические технологии. Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией. Массаж языка. Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины. Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.


Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании. Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.




· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; · снимают мышечную напряжённость; · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; Игры с песком


· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; · способствуют расширению словарного запаса; · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · позволяют развивать фонематический слух и восприятие; · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.


Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 размер поля, а 8 глубина). Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.


Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.


Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.


Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.


Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!


Игры с песком «Дорожки из песка». «Чувствительные ладошки» "Мой город". · «Чей это след?» «Назови звук» «Найди друга» «Песочный дождик» «Кто это был?» «Какой звук лишний?» и другие




Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - они чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке. Кроме того игры с песком на свежем воздухе, на берегу реки, в благоприятных природных условиях играют значительную роль в летнем оздоровлении и закаливании детей.




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ Подготовила учитель-логопед Верховцева Ирина Викторовна

« часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл густав Юнг (1875-1961) Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Песочная терапия Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей; развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…

Песочная терапия способствует обогащению словарного запаса; развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями. р азвитию фантазии и образного мышления совершентвованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства

Условия при работе с песком: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания стола песком

РАСХЛОПЫВАНИЕ

пРОСЕИВАНИЕ

Методики рисования песком

ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПАЛЬЦЕВ

Рисование ребром большого пальца

ОТСЕЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Рисование ладонью

Рисование кулаком

Рисование мизинцами

РИСОВАНИЕ ЩЕПОТЬЮ

НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА

Рисование симметрично двумя руками

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

ВЫДУВАНИЕ РИСУНКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТЕЧКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССАЖНОГО МЯЧИКА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

Тема: «Морозные узоры» Цель: - Показать детям на практике, что для творчества можно использовать самые разнообразные техники и материалы, научить детей изображать зимнее явление...

Лариса Исламова
Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда»

К логопеду в песочницу !

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда .

История метода «Песочная терапия »

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание

Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .

Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.

Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .

Задачи :

Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

Развивать мелкую моторику рук :

Обогащать и активизировать словарь родного языка;

Формировать лексико-грамматические категории языка;

Автоматизировать корригируемые звуки ;

Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;

Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .

Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)

При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат :

У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,

Сформированы речевые навыки общения,

Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,

Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии,

Дети свободно используют грамматические категории языка,

Автоматизированы корригируемые звуки ,

Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,

У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,

Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы

Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.

Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.

Коллекция миниатюрных фигурок :

Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,

Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,

Транспорт разного назначения,

Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)

Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,

Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,

Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Конструкт занятия

Название этапа

Цель этапа

Мотивационный

Сообщение темы, цели занятия

Супервижн –

выставка фигурок и предметов к занятию

Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

Ритуал входа

«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша

Основной коррекционный

Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно

Ритуал выхода

Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :

Дыхательная гимнастика

Пальчиковый практикум

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте

Развитие связной речи

Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых

занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы

Развитие диафрагмального дыхания

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .

Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .

Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .

Развитие фонематического слуха

Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).

Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Гуненко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков
Дата публикации: 14.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков

Важнейшим

звукопроизношением

является

автоматизация поставленного логопедом звука, которая в свою очередь включает

два момента: непосредственно автоматизация звука и дифференциация этого

звука с тем, на который шла замена.

Современная жизнь наполнена различными технологиями, компьютерами,

гаджетами, смарт-столами, смарт-досками и т.п. И в работе логопеда тоже назрел

усовершенствования

разнообразия

современным

подрастающим

поколением.

Песочный

современный,

эффективный

разнообразить

усовершенствовать работу логопеда над автоматизацией звуков. Большой плюс

работы с песком – психологический момент, когда подключаются тактильные

ощущения, мелкая моторика, момент психологической релаксации, ведь недаром

игры с песком начинаются в самом раннем возрасте. К тому же песочный стол не

материальных

подручных

материалов или использовать противень с высокими бортиками.

Виды работ при автоматизации звуков

Изолированное произнесение звука.

Одно из правил работы на песочном столе – «не молчим», которое означает,

что любое движение сопровождается произнесением автоматизируемого звука.

Мы просим ребенка нарисовать круги пальчиками одной руки,

двумя руками

одновременно, меняя направления: по часовой стрелке, против часовой стрелки,

навстречу друг другу с верхней половины, навстречу друг другу с нижней

половины.

различные

можно одной рукой и двумя. Детям очень нравится упражнение «Паучки» -

закапывание ладошек в песок. Затем «выглядывание» из-под песка отдельных

пальчиков. Этим упражнением мы одновременно можем закреплять, где правая

«зарывание»

поочередное

называнием

определенной

упражнением

автоматизации

«Дождик»

высыпание

производится

Высыпание

пальчиками

Высыпания

песочницу, а могут в другую ладонь со сменой рук.

Одновременно

автоматизацией

знакомим

которая обозначает данный звук. Рисуем ее пальчиком либо обводим шаблон

этой буквы. А можно «дождиком» засыпать внутреннюю часть шаблона буквы.

На песочном столе в процессе автоматизации звука мы можем решать вопрос

ориентации в пространстве – графический диктант на песке. Можно попросить

ребенка нарисовать круги пальчиком в верхнем левом от него углу, в верхнем

правом, в нижних углах. А если в центре стола положить букву, то задание

усложняется употреблением предлогов: «Нарисуй круг или насыпь горку НАД

буквой, ПОД буквой, СЛЕВА от буквы, СПРАВА от буквы, сделай так, чтобы

буква была МЕЖДУ кругами.

песочный

помогает

развитием

фонематического

Например,

закапывает

картинки,

ребенок откапывает одну, логопед ее называет, ребенок говорит, есть ли в этом

автоматизируемый

откапывание

картинки

обязательно

сопровождается произнесением этого звука.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом нужных слогов в каждом виде работ.

«Прыгаем» пальчиками по песку от одного края песочницы до другого в

направлениях.

«Прыгаем»

пальчиками

«Прыгаем» одним пальчиком, двумя, четырьмя, пятью пальчиками. Можно это

делать одновременно двумя руками, поочередно.

«Оставляем

прикладывая

кулачки, костяшки пальцев, тыльную сторону ладоней.

«Пальчики

купаются».

зарываются

растопыривает пальчики и снова смыкает их. Еще вариант: ребенок собирает

пальчики в кулачок – разжимает их. Можно одновременно двумя руками, можно

поочередно. А потом пальчики по одному выглядывают из-под песка.

«Идем в гости». Это упражнение очень эффективно работает на открытые

слоги. В центр кладется буква, обозначающая автоматизированный звук. По

четырем углам песочницы закапываются гласные. Ребенку предлагается сначала

откапать

сопровождая

откапывания

изолированным

произнесением автоматизируемого звука, назвать ее. А затем от центра к этому

гласному провести « извилистую дорожку»: С-С-С-А. И так поступаем со

всеми гласными.

«Спускаемся

парашюте».

упражнение

эффективно

работает

закрытые слоги. Гласные кладутся около дальнего от ребенка борта песочницы, а

согласный кладется к ближнему бортику. Пальчики от гласных спускаются к

согласному: А-А-А-С.

Выкладывание

различных

подручного

материала:

пластмассовых крышек, фасоли, крупных пуговиц, крупных бусинок, мелких

камешков. И счетных палочек выкладываем лестницу. Затем одним пальчиком

пальчиками

предметам

произносим

логопедом слоги.

Работа с пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок может очень

хорошо разнообразить работу по автоматизации звуков в слогах. Эти крышки

могут быть красного, зеленого, синего, желтого цвета. Упражнение называется

«Музыкальные клавиши». Ребенку дается задание произнести определенный слог

на определенный цвет. Крышки ребенок может откапывать из песка, может

доставать из непрозрачного мешочка. Откапал крышку – назвал слог – выложил

в дорожку. Затем ребенку предлагается спеть песенку, нажимая пальчиком на

«клавишу»: ША-ШО-ШО-ША… Начинать можно с двух цветов (двух слогов),

постепенно усложняя до трех и четырех цветов (слогов): ША-ШО-ШУ-ШИ...

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом слов в каждом виде работ.

Упражнения на этом этапе могут повторять упражнения и второго пункта,

только вместо слогов ребенок произносит слова.

Пластмассовые крышки можно использовать следующим образом: красная

крышка – звук в начале слова, зеленая – звук в середине слова, синяя – звук в

конце слова. Ребенок откапывает крышку и придумывает слово. Если ребенок

затрудняется,

предложенных

логопедом.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает, называет и определяет место этого звука в слове.

В песок закапываются картинки с определенным звуком одно-, двусложные.

Ребенок откапывает картинку, называет слово, выкладывает его на песке буквами

пластмассовой

разрезной

логопеда:

определи

количество слогов, скажи ласково, один – несколько, посчитай до пяти, выложи

крышками звуковую схему слова, назови ударный слог.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает картинку, сопровождая действие словами. Например:

«Р» - Я рою песок и отрыл… ракету, ракушку, парус и т.д.

«Щ» - Я ищу, я ищу… щенка, плащ, щетку и т.д.

«Ш» - Я нашел, я нашел… шапку и брошу ее в машину и т.д.

«С» - В песке спрятался(лась)… носок, капуста, мост и т.д.

«Л» - Бабочка летела и на… куклу, лопату… села и т.д.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация

песочном

проходить

нескольких

направлениях:

Дифференциация смешиваемых в речи ребенка звуков.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Дифференциация глухих и звонких звуков.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Я в своей работе использую следующие упражнения.

В песок закапываются картинки со звуками, которые надо дифференцировать.

В разные стороны песочницы либо кладутся соответствующие буквы, либо

ставятся предметы: сумка и шапка (если дифференцируем С – Ш), лодка и

коробка (если Л – Р) и т.п. Ребенок откапывает картинку, называет слово и

относит картинку к определенной букве или предмету.

дифференциации

звонких, гласных и согласных, логопед обговаривает с ребенком, что внимание

обращаем

последний.

закапываются

картинки. Ребенок их откапывает, называет. Если, допустим, в этом слове первый

звук твердый, он кладет на картинку синюю бусину (или пуговицу, камешек,

крышку, фишку), если мягкий – зеленую.

Картинки закапываются в песок. По разные стороны песочницы кладутся

картинки

изображением

колокольчика

наушников.

откапывает

картинку,

определяет,

колокольчику, либо к наушникам.

Для определения гласного и согласного звука можно использовать красные и

серые (любой цвет) бусины, пуговицы, карточки, фишки, крышки.

Использования песочного стола дает логопеду возможность импровизировать,

искать более эффективные способы в работе над автоматизацией звуков. Это еще

и хороший помощник в установлении с ребенком нужного контакта. Отвлекаясь

на песок и манипуляции с ним, ребенок быстрее и легче автоматизирует звук в

своей речи. К тому же, с точки зрения психологии, на песке легко удалить

неудачный вариант – закопал картинку – и начинай все с начала, неправильно

букву написал – быстренько стер. Главное, что многие дети просто очень любят

играть с песком.

Ирина Гуненко

учитель-логопед

МАДОУ д/с № 369 « Калейдоскоп»

Песочная терапия на занятиях логопеда.

учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» Г.Пикалёво Абраева Евгения Сергеевна


Песочные игры

Проективные

Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребёнка.

Познавательные

Игры на знакомство с окружающим миром

Обучающие

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.


  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме(принцип доступности информации)
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по коррекции звукопроизношения стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.


Тема : «Звук Ш Автоматизация произношения в словах всех типов»

Задачи:

  • Закреплять умение слышать и выделять звук Ш в потоке других звуков;
  • Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш.
  • Продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах.
  • Развивать навык слогового анализа слов.
  • Развивать навык чтения слов.
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Развивать пространственное воображение;
  • Развивать внимание, память.

песочница с сухим песком

размером 100 х 140 х 8 см.

Оборудование:

  • Фигурки Смешариков
  • Пуговицы в виде различных предметов
  • Груши, вишни.ромашки из дерева
  • Изображения домиков Смешариков
  • Картинки для слогового анализа
  • Стеклянные камушки
  • Буквы.

Знакомство с правилами поведения

в песочнице.

1.Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок друг в друга или брать его в рот.

3.После игры с песком нужно все игрушки убрать на свои места.

4. После игры с песком нужно вымыть руки с мылом.


Развитие фонематического

слуха и восприятия

Логопед:

Сегодня мы отправляемся в гости к Смешарикам. Смешарики помогут тебе научиться говорить звук Ш правильно.

Задание от Кар-Карыча : Если ты услышишь звук Ш, спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей.

(логопед произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).


Автоматизация звука в слоге. Дорожка слогов

Из камушков на песке построена дорожка.

Логопед :

Шагай по дорожке указательными пальчиками и повторяй «ша-ша-ша»

Ребёнок «прошагивает» пальчиками слоги.


Голубая дорожка слогов

Логопед :

Шагаем по дорожке средними пальчиками и повторяем « шо-шо-шо». Мы идём в гости к Нюше.


Формирование пространственных представлений

Логопед :

Нюша собрала урожай и сейчас украшает сад. В правый верхний угол положи грушу. В левый нижний угол -вишенку. Под грушей положи ромашку, над вишней- ещё одну грушу. Назови все предметы.


Зелёная дорожка слогов

Логопед:

Теперь мы идём по зелёной дорожке. «Наступай» на камушки безымянными пальчиками и повторяй слоги: «шу-шу-шу».


Развитие навыка слогового анализа слов

Логопед :

Совунья, Бараш, Пин придумали задание. С помощью кисточки найди в песке картинки и распредели на на группы по количеству слогов. Пин возьмёт картинки, в названии которых 1 слог, Бараш- 2 слога, Совунья -3 слога. Назови все картинки.


Фиолетовая дорожка слогов

Логопед:

Идём по фиолетовой дорожке к Лосяшу. «Пройдись» по камушкам мизинчиками:« шу-шу-шу».


Составление слов из букв

Логопед:

У Лосяша для тебя есть весёлые разноцветные буквы. Из букв составь слова на звук Ш и прочитай их.

Составь предложение про Лосяша со словами ШАРФ и ШАПКА.


Подведение итогов занятия

Логопед : Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Смешариков. Сегодня на занятии ты учился правильно произносить звук Ш и показал Смешарикам, как хорошо уже это у тебя получается.



  • Кроме занятий по коррекции звукопроизношения пескотерапию использую как средство работы и на групповых занятиях по лексико – грамматическим темам («Осенний парк»).


  • С помощью поговорок и пословиц идёт обогащение и развитие словарного запаса. Дети сами находят, сами выписываю, сами запоминают и применяют знания.