Логопедические занятия с детьми 3 4. Логопедические занятия для детей дома. Рассматривание и изучение картинок

» был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков , который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.

Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.

Ноябрь – 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.

«Кораблик»

Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).

3. Развитие мелкой моторики:
- гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;

Делать пальчиковую гимнастику:

У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)

4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.

5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»

Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

6. Подвижная игра «Платье»

Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:

Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе
Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка
Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.

Ноябрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Футбол».

Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)

2. Развитие артикуляционной моторики.

- «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;

- «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.

3. Развитие мелкой моторики.

Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку)
Где были? – у бабушки.
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопушечки.
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)

На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики)
Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно)
Мы игрушки сосчитать.

3. Развитие слухового внимания.

Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.

Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.

4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.

5. Подвижная игра «Тапки».

Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах)
Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).

Ноябрь, 3 неделя.

С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь подунь, мой ветерочек.
Ветерочек-ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.

Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);

Язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.

3. Развитие мелкой моторики.

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит6 «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.

В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.

5. Развитие понимания речи.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);

При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.

Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.

6. Подвижная игра «Капля».

Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют)
Капля, два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Ноябрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».

На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).

Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.

Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.

«Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).

2. Артикуляционная гимнастика.

«Котик лакает молоко».

Молоко лакает кот (высовывается широкий язык)
Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).

Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».

3. Развитие мелкой моторики.

Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Варим, варим мы компот, («мешают ложкой»)
Угостим честной народ (разводят руки в стороны).

4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).

Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:

Положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).

5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.

Понятия «громко-тихо».

6. Развитие понимания речи.

На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:

У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.

У нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.

Он круглый, красный, пластмассовый.

7. Подвижная игра «Грибочки».

В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка»)
Веселую пляску они завели.
Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево)
Понравиться очень хотят нам они.

Декабрь, 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).

С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

2. Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:

Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губки улыбнулись,
К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).

Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.

3. Развитие мелкой моторики «Дом».

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя)
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены»)
Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть еще одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба)
Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой)
«Приходите поскорей!»

4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.

Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.

5. Развитие фонематического слуха.

Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.

6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.

7. Подвижная игра «Корова».

«Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев)
Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо)
Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо)
Убегайте далеко!» (убегают).

8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).

9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».

Декабрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».

С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.

Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Мишка».

«э-э-э как мишка, вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Ваня с Машенькой играет
И по комнате гуляет,
Как Мишутка напевает:
«Э-э-э-э-э-э».

Упражнение «Слоник»

На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу,
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу:
У-у-у-у-у.

Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».

3. Развитие мелкой моторики.

Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).

4. Учить различать основные цвета и дополнительные.

5. Развитие понимания речи.

Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.

Научит понимать вопрос Чем?

Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом)
- чем ты вытер лицо? (полотенцем)
- чем ты ешь суп? (ложкой)
- чем расчесываешь волосы? (расческой).

6. Подвижная игра «Зайка».

Дети выполняют движения и договаривают слова.

Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки)
Зайка прыг за кусток. (присели)
Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу)
Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).

7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

Декабрь, 3 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.

2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».

Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).

3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).

Упражнение «Зайка».

(нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)

Ушки на макушке,
А зубки – на губке (ф-ф-ф….)
Выходит теплый воздух (держать ладошку).

4. Развитие мелкой моторики.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.

« Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного)
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!

5. Развитие понимания речи.

Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.

6. Подвижная игра «Это я».

Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения)
Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела)
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ
Ой, устали. Вытрем лоб.

Декабрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».

Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.

3. Артикуляционная гимнастика.

Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).

Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает)
(П) сквозь зубы прорывайся!

4. Развитие мелкой моторики.

«Новогодние игрушки»
Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными)
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Блеском радуют ребят.

Виктория Ламм

Логопедические занятия с детьми 3-4 лет скорректируют произношение и позволят научиться ребенку правильно говорить быстрее.

Иногда по ряду причин неврологического, физического или психического характера нарушения речи выливаются в определенную форму.

Это может быть вызвано бедностью словарного запаса, неверного произношения слов, путаницы в окончаниях или перестановке слогов слова , могут быть проявления и в темпе речи.

Начинаются логопедические занятия с детьми 3-4 лет , когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией.

Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.

Мои логопедические занятия для детей 3-4 лет включает

Обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц,

Динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек,

Пальчиковую гимнастику и мелкую моторику,

Иногда рефлексотерапевтический массаж.

В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность.

Развиваются сенсорные функции, практикуется конструктивное мышление, постепенно нормализуется мышечный тонус.

Все занятия я провожу в игровой форме. Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. Со мной они играют, веселятся и развлекаются.

Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения :

1. Дудочка. Ребенок смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком : вверх вниз.

2. Чашка. Попросите ребенка открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.

3. Красим небо ! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.

4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.

5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.

6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Исхожу из принципа : если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому так же необходимы занятия дома с родителями . Важная и решающая роль в коррекционной работе с детьми отводится семье . С родителями ведется насыщенная работа, необходимая для эффективного решения поставленных задач.

Только если ребенок устал, нельзя настаивать! Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого . Ещё хорошо рисовать по контурам. Они выполняют это без особого удовольствия, но штука полезная.

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься.

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью видят, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.

Занятия по логопедии с детьми 3-4 лет я провожу в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка их очень забавляет.

Несколько советов родителям детей с ОНР.

1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!

2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А ребенок пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.

3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок.

4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего ребенка проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Ребенок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!

5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится.



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта) Методика проведения занятий по речевому развитию. 1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач: по связной речи, звуковой.

Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет 1 «Снегурочка и Снеговик» Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах. Оборудование: картинка с изображением Снегурочки.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


Упражнение №3. Звукоподражание

Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р»

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


Упражнение №5. Работа со звуком «л»

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


Упражнение №7. Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

Речевые особенности

До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка – мультик или зезя – ежик.



Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов – это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

  1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
  2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
  3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
  4. Знание единственного и множественного числа.
  5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
  6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
  8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

Трудности произношения

В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

  1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
  2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
  3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».


Дошкольный возраст – самое время для постановки звука Р

Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

Начало логопедических занятий

С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.



Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры – наиболее комфортный способ для понимания крохи.

Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

Упражнения для разминки губ и мышц языка

Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.



Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

  • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
  • вытягивание губ хоботком;
  • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
  • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
  • массирование вытянутых губ пальцами;
  • надувание щек, вместе и по отдельности;
  • втягивание щек;
  • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
  • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
  • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

Постановка звука «р»

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте – это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
  2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
  3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».


Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

Постановка шипящих

Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

Упражнения для общего развития речи

Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

  • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
  • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
  • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
  • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».


Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

Дополнительные действия, направленные на развитие речи

В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

  • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
  • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
  • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
  • Как сказать ласково? Папа – папочка, заяц – зайчик.
  • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный – короткий, пустой – полный.
  • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
  • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
  • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
  • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.


Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными – задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги:

  • “Уроки логопеда. Игры для развития речи”, автор Елена Косинова. В ней подобраны всевозможные пальчиковые упражнения, сказки про язычок и задания для его тренировки. Также в книге можно найти множество скороговорок. Книга подходит всем детям с рождения и до 6 лет, а не только тем, у кого имеются дефекты.
  • “Альбом по развитию речи”, автор Володина В.С. Подборка понятных развивающих заданий.
  • «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В книге всего четыре альбома: автоматизация свистящих, шипящих и 2 типов сонорных звуков.
  • «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», авторов С.И. Карпова, В.В. Мамаева.
  • «Грамотейка» – это целая серия книг.
  • «Школа семи гномов».