Логопедический проект "послушный ветер - ветерок" в старшей логопедической группе. Логопедический проект «Веселый ветерок Проекты логопеда в доме ребенка

Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская школа-интернат

«Давайте говорить правильно»

(социальный проект)

Руководитель проекта:

Лесникова Ирина Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Ветлуга

201 6 г.

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Паспорт проекта…………………………………………………... 6

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Мероприятия………………………………………………………. 9

Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10

Описание проекта…………………………………………………. 11

Заключение…………………………………………………………. 14

Результаты проекта………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………… 16

Приложение……………………………………………………….. 17

Актуальность проекта

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

Паспорт проекта

Название проекта

«Давайте говорить правильно»

Идея проекта

Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Образовательная организация

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

"Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида"

Индекс: 606860

Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а

e-mail [email protected]

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

География проекта

606860, Нижегородская область, г. Ветлуга

Руководитель проекта

Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед

Исполнители

учащиеся 1-4 классов и их родители

Сроки реализации

2015 – 2016 учебный год

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

сентябрь 2015 уч.года

Разработка проекта

Учащиеся 1-4

Родители учащихся 1-4 классов

октябрь 2015 г. – май 2016 года

Развитие проекта

Подведение итогов

Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Формы и методы работы

Тема

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на сайте

«Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Индивидуальные консультации

«Разное»

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Мониторинг детей

«Логопедическое обследование»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта

Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

Проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

Проведение индивидуальных консультаций;

Создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

Презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

Ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).


Цель:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Результаты проекта

    Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Литература

    Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6

    Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63

    Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74

    Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.

    Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.

    Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.

    Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.

Приложение

Приложение № 1

Индивидуальные консультации

Приложение № 2

Родительские собрания

Приложение №3

Открытые занятия


Приложение № 4

Домашние задания


Приложение № 5

Праздники и развлечения



Приложение № 6

Анкетирование родителей учащихся

Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________

Приложение № 7

Уровень родительской мотивации

Логопедический проект «Веселый ветерок»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте

Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох - необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» - при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» - при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов – в контакте с семьей.

Участники проекта
1. Дети средней группы «Сказка», занимающиеся в логопедическом пункте.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.

Место реализации – МДОБУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи :

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

Ожидаемый результат : дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки
1 этап Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь
2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь
2 этап Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь
2. Выработка глубокого вдоха ноябрь
3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май
Работа с родителями:
1. Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь
2. Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь
3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года
4. Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль
Работа с педагогами группы
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь
2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь
3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль
3 этап Итоговый
1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках март, май
2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель

План реализации проекта:

Месяц
сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

октябрь «Подуй на листочки»

«Ветерок»

ноябрь «Подуй на вертушку»

«Подуй на облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь «Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль «Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

март «Подуй на чай»
апрель «Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май «Забей мяч в ворота»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
  2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
  3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
(Средняя группа)

«Сдуй бабочку».
Сдуть бабочку с цветка.

«Подуй на бабочку ».
Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

«Сдуй жука».
Сдуть жука c цветка.

«Подуем на листочки».
Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги) со стола, с ладони.

«Вертушка».
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

«Горячий чай».
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.

«Подуем на облака».
Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.

«Плыви, кораблик!»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.

«Мыльные пузыри».
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

«Подуем на снежинку».
Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

«Шарик».
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

«Новогодняя гирлянда».
Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«Снег идёт! »
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

«Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.

«Забей мяч в ворота».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Прокатаем брёвнышки».
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.

Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»

Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.

Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.

Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного. Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…

Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.


Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЗВУКИ»

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект предназначен для детей 6– 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта.
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Привлечь детей к совместной деятельности.
6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат.
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
- положительная оценка деятельности ДОУ.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Практическая значимость проекта
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
4. Логопедический проект «Непослушные звуки»
Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы.
Работа с детьми .
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке».
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков».
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки».
Работа с семьей
Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».
Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки».
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки).
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап реализации проекта:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей.

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

Проект «Трудные звуки»

Название проекта: Трудные звуки.

Руководитель проекта: Тимошенкова Надежда Георгиевна

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, ученики начальных классов, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

    Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.

    Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

    Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

    Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.

    Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

    Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта

Подготовительный:

    изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

    создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;

    подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;

    провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

    развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках

    осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал

    приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)

    оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков

Заключительный этап:

    диагностика детей.

    родительское собрание.

    анкетирование родителей.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

    словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);

    наглядные (демонстрационный материал);

    практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Календарный план реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»

Ноябрь

Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»

Декабрь

Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков

Январь

Консультации для родителей и педагогов

Февраль

Открытые занятия для родителей

Март

Участие детей в праздничном концерте для мам

Апрель

Неделя правильной речи

Май

Итоговые занятия

Предполагаемый результат:

    повысится интерес детей к учебной деятельности;

    улучшится качество звукопроизношения;

    повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

    звукопроизношения;

    психических процессов;

    коммуникативных функций речи.

Дальнейшее развитие проекта:

    публикация проекта;

    проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

    разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

    в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;

    внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

    обмен опытом с коллегами.