Образование. Образование как ценность и система Роль образования в жизни человека

Дошкольная педагогика в системе современного человековедения. Предмет и методы дошкольной педагогики.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении). 2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив). 3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории. 4. Специфическое содержание. 5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дис­циплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем великого педагога XVII в. Я.А.Коменского . Последователем идей Я.А.Коменского стал основоположник российской педагогики К.Д.Ушинский . Он отмечал важность трудового воспи­тания как ведущего фактора развития индивидуума, це­лью воспитания видел формирование творческой и ак­тивной личности, подготовку ребенка к умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности.

Современные педагоги определяют дошкольную педагогику , как науку о взаимосвязи обучения, образова­ния и воспитания, направленного на всестороннее разви­тие личности.

Дошкольная педагогика - отрасль возрастной педаго­гики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет дошк. педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данно­го предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошк. педагогики :1) способствовать воспитанию и обучению детей в соот­ветствии с требованиями современного общества; 2) изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей; 3) разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы етод - это путь, способ достижения целей и решения задач) :

1) исследовательские методы , позволяющие полу­чить необходимые знания для постановки цели и реше­ния намеченных задач. Исследовательские методы помогают изу­чить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литера­туры, работ дошкольников.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целе­направленный поиск путей совершенствования образователь­ного процесса, изучать и обобщать педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся : изучение и анализ литературы, наблюде­ние, беседа, анкетирование, изучение педагогической до­кументации, детских работ, эксперимент.

2) Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность уп­равлять педагогическими процессами.

Методы обучения представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педа­гога и дошкольников, при которой дети усваивают уме­ния, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности. Прием – часть метода, его конкретный элемент Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я.Голант, С. И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: 1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) – дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ – это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей – это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Воспитательные методы - наиболее общие способы достижения воспитательных задач.

Современная дошкольная педагогика впитала в себя мно­гие сведения о воспитании и обучении детей. Ее источника­ми являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагоги­ческая практика, экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребен­ка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Теоретико-методологические подходы дошкольной педа­гогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей, позволяют произвести переакцентировку содержания в основных кате­гориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в под­готовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные усло­вия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных из­менений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. Характеризуя дошкольника, можно говорить об особенностях и закономерностях возраст­ного развития (причем важен не столько биологический, сколько психологический возраст ребенка).

Формирование - специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - специально организованный процесс взаи­модействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отно­шения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек. Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем он создает свою субкультуру. Часто она рассматривается как специальный набор при­знаков, ценностей, по которым представители данного воз­раста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отлично­го от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Она проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах дет­ского фольклора. Субкультура детства - способ освоения ре­бенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума.

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются: Создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания; Формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста; Экологическое воспитание дошкольников; Разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ; Воспитание к обучение одаренных детей; Развитие творческой активности дошкольников; Научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов; Пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений; Преемственность в работе детского сада и школы и т. д.

Пересмотр содержания основных подходов к детям пред­полагает учет принципов личностно-ориентированной педаго­гики. Эти принципы отражают взгляд общества на ребенка, на то, как мир взрослых воспринимает мир детей. Предпочте­ние отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, старается доходить до каждой личности.

Реализация задач развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогичес­кой системы, построенной в соответствии с основными под­ходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Методологические основы дошкольной педагогики отра­жают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиоло­гический подход, системный, деятельностно-творческий, лич­ностный, культурологический, синергетический и т.д.

Аксиологический подход позволяет определить совокуп­ность приобретенных ценностей в образовании, воспита­нии и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценно­сти коммуникативной, психосексуальной, этнической, пра­вовой культуры. Данный подход рассматривает формиро­вание здоровья, культуры, познания, радости общения игры, труда как непреходящих ценностей при воспитании детей.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основные ценностные ориентации народа, этноса. Диалог культур - основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания. Данный принцип был обоснован в работах немецкого педагога А. Дистервега и получил развитие в трудах К.Д.Ушинского.

Системный подход предполагает организацию работы в соответствии с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации условий, способствующих развитию, воспитанию, обучению детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущих, основных деятельностей, обеспечивающих возможности реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом, активным творцом (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально привлекательна для проявления себя «здесь и теперь». Деятельностностно-творческий подход позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка, его способность к активности, творчеству, инициативности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, же­ланий, интересов, склонностей ребенка, учитывает до­школьный период как самоценный. Личность раскрывается, совершенствуется в условиях педагогически содержательной деятельности, поэтому зачастую данный подход определя­ют как деятельностно-личностный.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждо­го участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся под­системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию.

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование», смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Обычно выделяют следующие аспекты содержательной трактовки этого понятия: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.

В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Начиная с 60-х гг. XX в., когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом, эта категория стала предметом философского осмысления в отечественной науке. Изучает природу ценностей, их место в реальности и структуре ценностного мира наука аксиология.

Термин «ценность» используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие продуктов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок. Они закрепляются и функционируют в общественном сознании как идеи, принципы, идеалы, цели деятельности и служат ее ориентирами. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, обеспечивающих социальную регуляцию. Усвоение этих ценностей составляет необходимую основу формирования личности и поддержания в обществе принятого порядка.

Основные ценности остаются постоянными на различных этапах развития человечества. Такие ценности, как жизнь, мир, труд, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку временем на протяжении всей истории человеческого общества. В различные исторические эпохи происходят только их переосмысление и переоценка.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой воспитательной и образовательной деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Педагогические, так же как и другие ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Они формируются исторически, представляют собой форму общественного сознания в виде специфических образов и представлений. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей личности и общества педагогические ценности тоже меняются.

Общечеловеческой ценностью является образование. Этот факт подтверждается правом человека на образование, закрепленным конституциями большинства стран. Реализация такого права обеспечивается существующими системами образования, в которых находит отражение один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования и т.д.;

Способ социализации личности и преемственности поколений. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта, одновременно, закрепляя в сознании молодого поколения, новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, то есть следуют обусловленному конкретными природными и культурно-историческими условиями социальному опыту. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называют социализацией. Очевидно, что задачи социализации человека решаются как стихийно, в процессе его жизнедеятельности в обществе, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием;

Механизм формирования общественной и духовной жизни человека, а также массового духовного сознания.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;

Процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение для развития цивилизации. Осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов.

НАУКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аксиологический статус науки

Возникновение науки как специфической формы познавательной деятельности и ее институционализация в новоевропейской культуре были связаны с обоснованием особого аксиологического статуса научного знания. Наука считается автономной, беспристрастной и нейтральной, свободной от ценностей. Вместе с тем наука является сложным социокультурным феноменом, находится в совокупности разнообразных отношений с обществом. Она, с одной стороны, зависит от различных общественных факторов, с другой, она сама в значительной степени определяет общественную жизнь.

Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей, внедряется в различные отношения самих людей. В современном обществе наука выступает причинным фактором как позитивных, так и негативных процессов, проходящих в рамках современной цивилизации. Таким образом, в современной культуре наука не только приобретает статус формально значимого для жизни человека социального фактора, но и становится безусловной ценностью, способной реализовывать себя как в позитивном, так и в негативном смысле.

Под ценностью в общем смысле понимается качество отношения субъекта деятельности к результату своей деятельности.

Говоря о науке как о ценности, выделяют два основных ее аксиологических измерения:

1) Мировоззренческая ценность науки – наука с определенного времени выполняет важнейшие функции в формировании современного мировоззрения. Такие вопросы, как устройство и эволюция Вселенной, возникновение и сущность жизни, природа человеческого мышления, способность биосферы к изменениям и т.д., обладают безусловным мировоззренческим статусом. По мере того, как обосновывалась ценность науки в качестве авторитетной культурно-мировоззренческой инстанции, в общественном сознании утверждалось представление о ней как своеобразном эталоне рационального отношения человека к действительности (особенно в эпоху Просвещения – позднее вопросы по этому поводу).

2) Инструментальная ценность науки – заключается в том, что наука создает предпосылки для удовлетворения возрастающих потребностей человека, выражает его стремление к господству над объектами природы и социальной действительности. Наука, соединившаяся с технологиями, стала могучей производительной силой, способной не только удовлетворять существующие человеческие потребности, но и порождать принципиально новые типы целей и мотивов человеческой деятельности. Наука вносит значительный вклад в обеспечение потребностей человека в безопасном существовании и в создание для него комфортных условий жизнедеятельности.

При этом фундаментальная наука ориентирована на такой вид познавательной и исследовательской деятельности, который не содержит в себе никаких внешних оправданий и преследует лишь одну цель – достижение истинного знания об исследуемой реальности. В этом смысле теоретическое познание выглядит самодостаточным и самоценным. Инструментальный эффект полученного нового знания, как правило, не является предметом специального осмысления в рамках фундаментальных научных исследований. В прикладной науке этот эффект преднамеренно планируется и достигается благодаря внедрению теоретических знаний в различные сферы жизни общества и обслуживающие их технологии.

Сциентизм и антисциентизм

Неоднозначность науки как социокультурного феномена достаточно отчетливо обнаруживает себя в двойственной мировоззренческой оценке самой науки, а также ее социальных последствий. Выделяют два вида такой оценки: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – философско-мировоззренческая позиция в оценке науки, исходящая из абсолютизации ее позитивной роли в решении актуальных проблем познания и преобразования реальности. Сциентизм связан с такими направлениями философской мыли, которые опираются на принципы рационализма, прогрессизма, обосновывают приоритетность ценностей научных инноваций и социальных модернизаций, видят только положительные стороны НТП. Основные представители сциентизма в философии науки: Г. Спенсер, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл. Как правило, представители сциентизма в качестве эталона науки рассматривают естественнонаучные и технические дисциплины и полагают, что только они способны обеспечить человеку успешное разрешение важнейших проблем его индивидуального и социального бытия. Для сциентизма характерна инструментальная трактовка науки как универсального средства решения социальных проблем в противовес ценностным формам культуры (философия, религия, искусство, мораль). На практике сциентизм обычно сочетается с технократизмом.

В рамках сциентистской ориентации выделяют два ее типа:

Аксиологический сциентизм (наука – высшая культурная ценность, ее прогресс является необходимой предпосылкой прогрессивного изменения общества в целом);

Методологический сциентизм (методы математических и естественных наук являются универсальными и могут обеспечить рациональное познание не только объектов природы, но и социокультурных феноменов.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция в оценке науки, которая приуменьшает (либо полностью отрицает) позитивную роль науки в развитии общества и культуры. Представители антисциентизма подчеркивают факт невозможности свести реальность к научно-рациональным моделям и интерпретациям, настаивают на нерациональности подлинной реальности и принципиальной ограниченности науки в делах познания мира и человека. Основные представители: М. Хайдеггер, Г. Маркузе, Э. Фромм, П. Фейерабенд.

Основные формы антисциентизма:

1) антропологический антисциентизм: обосновывается мысль о принципиальной невозможности при помощи науки постичь феномен человека и выразить особенности его бытия в мире средствами научно-рационального познания. Тайна человеческого существования может быть только предметом философских, художественных размышлений.

2) гуманистический антисциентизм: Прогресс в научном постижении мира не обеспечивает нравственно совершенствования человека. Начало положил Ж.-Ж. Руссо. Г. Маркузе: подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества. В рамках данного направления разрабатываются различные проекты «гуманизированной науки».

3) иррационалистический антисциентизм: полное отрицание определяющей роли науки в познании мира. Науке противопоставляются мифологические, религиозные, философские системы традиционалистского характера, романтические утопии как якобы более адекватные пути постижения мира.

Современная социокультурная ситуация, в которой проявилась внутренняя противоречивость науки и ее последствий, порождает дилемму сциентизма и антисциентизма. С одной стороны, стандарты жизни, основанные на постоянном развитии науки и высоких технологий – без науки и технологий нельзя обеспечить достойное качество жизни и комфортные условия обитания человека в природной и социальной реальности; с другой, обострение глобальных проблем, в немалой степени связанное с развитием науки.

Социальные ценности и нормы научного этоса

Одной из актуальных проблем ценностного измерения науки является вопрос о взаимосвязи внутринаучных (когнитивных) ценностей, разделяемых научным сообществом, и социальных ценностей, задающих фундаментальные приоритеты и цели развития общества на конкретном историческом этапе его существования.

Внутринаучные ценности представляют собой совокупность нормативных предписаний, которые выполняют функции организационной интеграции различных научных сообществ и регулируют характерные для них формы исследовательской деятельности.

К ним относятся: методологические нормы и процедуры научного поиска; модели объяснения и обоснования научного знания; стандарты организации и структурного оформления научного знания; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества. Внутринаучные ценности выступают основанием консолидации ученых в научном сообществе.

Та или иная совокупность внутринаучных ценностей предписывает ученому определенную модель профессионального поведения и профессиональной ответственности за достоверность и качество научных результатов. Эти ценности составляют основу этоса науки . Этос науки – это комплекс нормативных правил и предписаний, свободно принимаемых научным сообществом в качестве обязательных условий их совместной деятельности в сфере науки. Эти правила гарантируют стабильное функционирование науки как социального института, несмотря на то, что ученые рассредоточены в пространстве и во времени и включены в различные социокультурные системы.

Впервые понятие «этос науки» употребил американский социолог Р. Мертон. По его мнению, научный этос включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»:

Универсализм (независимость результатов научной деятельности от субъективных факторов, поскольку наука ориентирована на формирование объективного знания);

Коллективизм (предписывает ученому незамедлительно передавать результаты своих трудов в общее пользование, знакомить с ними всех членов научного сообщества без каких-либо предпочтений; научные открытия образуют общее достояние и принадлежат исследовательскому коллективу; ученый как автор открытия может претендовать только на право приоритета, но не собственности, что гарантирует ему лишь профессиональное признание и уважение);

Бескорыстность (в профессиональном поведении ученому не следует учитывать никакие интересы, кроме достижения истины – запрет на любые действия, направленные на приобретение признания за пределами научного сообщества (успех, власть, слава, популярность);

Организованный скептицизм (требование детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата). Согласно Р. Мертону, эта комбинация норм обеспечивает функциональную цель науки – формирование нового объективного и его дальнейшее развитие.

В данном подходе органично соединены когнитивные и коммуникационно-деятельностные аспекты научного творчества. Однако она многого не учитывает. За ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его актуальность, получение нового знания с ориентацией на его возможные практические приложения и т.д. Объективность и обоснованность.

Однако здесь не учтено в должной мере влияние тех ценностных установок и социокультурных факторов, которые определяют отношение к науке за пределами научного сообщества и задают видение и оценку науки с позиций доминирующих в обществе социальных ценностей и приоритетов развития.

Социальные ценности укоренены в культуре общества и определяют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативно-регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных взглядов и убеждений, в том числе членов научного сообщества. Социальные институты оказывают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Социальные ценности претендуют на то, чтобы быть общезначимыми, они обеспечивают стереотипность поведения. Система социальных ценностей закреплена в праве, традициях, нормах общежития и делового общения. Нередко наука, включенная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические запросы общества. Она предстает как инструмент политики.

Соотношение внутринаучных и социальных ценностей.

Возникает вопрос: почему ученый поступает именно таким образом, в чем причина соблюдения им указанных норм профессионального поведения? Р. Мертон считает, что основополагающей мотивацией в данном случае является стремление ученого к профессиональному признанию в научном сообществе. Следовательно, действенность норм научного этоса основана на предположении о полной рациональности поведения ученого. Однако впоследствии сам Р. Мертон отказался от этого идеализированного представления о реальной практике научных исследований. Он анализирует такие явления в жизни науки, как конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т.д. В результате обосновывается вывод о противоречивости мотивов и профессионального поведения ученых.

Свобода и социальная ответственность ученого

Наука, существующая как базисный компонент в структуре техногенной цивилизации, на протяжении последних четырех веков оценивалась по-разному. В эпоху Просвещения она рассматривалась как безусловное благо, гарант прогресса и социальной справедливости. Позднее все более популярной становится идея ценностной нейтральности науки как чисто академической сферы деятельности, преследующей лишь цели постижения истины. Со второй половины ХХ в. выделяются два основных принципа в рамках социальной оценки науки:

Свобода научного исследования как безусловный гарант конструктивно-творческих возможностей науки и условие формирования ею интеллектуальных и технологических новаций, необходимых для развития общества;

Социальная ответственность научного сообщества не только за непосредственный результат исследовательского поиска, но и за практическое его использование в различных сферах жизни общества.

Направленность на оценку науки в соответствии с принципом ее социальной ответственности становится особо заметной тогда, когда она обретает вид Большой науки. В такой период наука не только оказывает существенное влияние на разработку средств человеческой деятельности, но и определяет наиболее актуальные и приоритетные ее цели. В это время ряд представителей научного сообщества заявили о необходимости эффективного социального контроля за наукой с тем, чтобы снизить риски, инициированные НТП и скорректировать фундаментальные цели социального развития, сориентировав его, прежде всего, на гармоничный диалог человека и природы, на обеспечение перспектив выживания человечества в условиях постоянного роста знаний.

Интерес к проблемам социальной ответственности науки стимулировал развитие этики науки . Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что современная техника задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что создает определенную угрозу его жизни и здоровью (с этим первоначально столкнулись физики, затем медики, генетики).

Этические проблемы внутринаучного характера . Среди проблем этики науки важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос науки направлен также на ее защиту от пара-, лже-, псевдо-, анти- и квазинауки. В научном сообществе установлены достаточно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата (разрыв научных контактов, байкот). Для исследований, претендующих на научный статус, обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Проблема одержимости ученого. Проблема преувеличения ученым своего личного вклада по сравнению с деятельностью коллег.

Этические проблемы социального характера . Проблема использования военных разработок.

Экологическая проблема. Проблема клонирования. Проблемы генной инженерии. Вопрос о возможностях манипуляции над психикой человека.

Особые проблемы: связь науки и бизнеса, науки и власти.

Необходимость запрета и ограничения на некоторые научные исследования. Для этого необходим социальный контроль за наукой. Прежде всего, требуется демократический контроль над теми силами и институтами, которые определяют развитие науки, руководят процессами использования и применения научных знаний. Стало очевидно, что целью науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями. Этическая экспертиза планируемых научных исследований.

Соотношение свободы и социальной ответственности ученого.

Наука - это:

· Особая система знаний о природе, обществе, мышлении

· Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний

· Система специфических организаций и учреждений

Образование - совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Социальная ценность – одна из видов ценностей, представляющая из себя общественный идеал, эталон общественной жизни, то, что в определенное время важно, значимо для общества.

Наука и образование взаимосвязаны и взаимозависимы :

Наука - это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено, а Образование – сам процесс накопления знаний, способ вхождения в мир науки. Можно сказать, что наука стоит выше образования, задача образования в том, чтобы, накопив достаточного количества знаний, совершенствовать науку. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества.

Наука и образование также связаны и с социальными ценностями. Между ними существует некая тройная связь, представляющая собой два вида:

· 1ая вид связи: наука и образование как социальные ценности

Образования выступает как средство интеграции общества и средство передачи общественных ценностей различным социальным группам. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Роль образования в определенном обществе зависит от ценностей этого общества.

Наука способствует преумножению социальных ценностей и направлена на обеспечение благополучия общества (стоит заметить, что иногда степень этого благотворного влияния идет в противоположную сторону, то есть, например, когда создаются технических изобретения, приносящие вред обществу, чего, исходя из изначальных целей науки, не должно быть.)

В настоящее время науке отводится ведущая роль в разрешении глобальных проблем современности.

· 2ой вид связи: социальные ценности в науке и образовании

Наука – это подсистема общества. Сами соц. ценности, потребности развития общества часто являются основным фактором, который определяет проблематику научных исследований. И от того, каковы на определенный момент времени социальные ценности в науке и образовании и будет зависеть, каким будем в этой сфере развитие. Наука и образование испытывают на себе определенное воздействие со стороны общества, социальных установок и ценностей.