Первое дошкольное учреждение было открыто. История появления детских садов. Размышления и комментарии

Детский сад – это образовательное учреждение для детей до 6-7 лет, которое призвано осуществлять подготовку детей к школе, а также оказывать помощь родителям по присмотру за детьми в дневное время. Появление данного социального сервиса было связано с целым спектром процессов и трансформаций, которые происходили на рубеже 19-20 вв.

Галина Шубина «Детские сады и ясли - нашим детям!», 1955.

Во-первых, с развитием капитализма,промышленной революцией и массовым распространением женского наемного труда. Социально-экономические изменения в 19 веке сопровождались вовлечением женщин в производство и трудовую сферу. Именно в этот период женщинам в Европе было гарантировано право на труд и самостоятельное управление своим заработком. Их активное участие в этом процессе было возможно при создании условий для совмещения двух видов деятельности – материнства и трудовой деятельности. Эти дополнительные социальные сервисы позволяли производителям использовать потенциал женской рабочей силы.

Во-вторых, с развитием движения за женские права (начиная с «первой волны феминизма») . Вовлечение женщин в сферу производства закономерно вызывало вопросы создания «нормальных» условий труда и социальных гарантии, которые бы поддерживали женскую эмансипацию и позволяли женщинам иметь также свободный доступ к трудовой сфере, а соответственно и материальным ресурсам. В традиционной системе», где мать не работала и занималась преимущественно заботой о доме и ребенке, не было необходимости в детских садах и других учреждениях и сервисах общественного воспитания. Однако движение женщин за свои права предоставило им право на образование и труд и, соответственно, экономическую независимость и доступ к общественной сфере. Актуализировались три проблемы: совмещения материнства и работы; гарантии равного доступа к устройству на работу; а также необходимость перестройки и более равноправного распределения обязанностей по уходу за ребенком в семье.


В-третьих, с развитием социальных движений и идей по преодолению бедности и социально-экономического неравенства. Именно в период с конца 19 и начала 20 века активно внедряются и развиваются доступные общественные учреждения воспитания, которые предоставляют возможность более бедным слоям, а особенно женщинам-работницам, снизить затраты на содержание детей, а также предоставить детям возможности на образование.

Однако при этом важно отметить, что причины появления детских садов, особенности их существования имеют свои «подводные камни», которые я также попытаюсь осветить в данной статье.

История появления детских садов

Первые прототипы детского сада стали появляется в Европе в начале 19 столетия. Хронологически кратко историю появления детских садов можно представить следующим образом:

Создан первый прототип детского сада в шотландском городке Нью-Ланарка. Садик был создан фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.

Самуил Уильдерспин открыл похожий детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян в Лондоне.

В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу « О важности воспитания детей бедняков».

Данный прототип детского сада положил начало распространению детских садов и учреждений дошкольного типа по всей Великобритании:

в 1904 году в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название «школа-ясли»;

в 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель придумал само название «детский сад» и организовал «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Однако данное учреждение просуществовало всего 7 лет, и было закрыто из-за недостатка средств. При этом к 1847 году уже существовало 7 подобных детских садов на территории Германии. В 1850-х Фрёбель открыл еще один детский сад в Мариентале, однако в 1851 году по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть социалистической системы Фребеля, якобы имеющей целью вести юношество к атеизму.

Детский сад в Дрездене, 1900. Фотограф Gisela Frei .
© DeutschesHistorisches Museum

Формируется система общественного дошкольного воспитания во Франции под влиянием идей и деятельности Полины Кергомар, которая, работая в Министерстве образования, в течение 20 лет руководила дошкольным образованием.

Мария Монтессори открыла свое первое дошкольное учреждение для детей рабочих в Риме. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания.

Также в этом же году Овидом Декроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.

Проекты Монтессори и Декроли продолжают существовать до сегодняшнего дня.

На женской конференции в Бремене Клара Цеткин предложила план реформы школьного дела - план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.

Мария Монтессори

Социально-экономические трансформации, отмена крепостного права в 19 в. в России оказали влияние также на изменение социально-экономического положения женщин. Детские сады особенно были необходимы для работающих женщин в городах.

Первые детские сады появляются в России в 60-е гг. XIX века. Однако, они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Первый же бесплатный детский сад создается лишь в 1866 г.благотворительным учреждением при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Сад был открыт благодаря активной деятельности Аделаиды Семеновны Симонович. Однако в связи с финансовыми трудностями он был вскоре закрыт.

Следующий бесплатный народный детский сад появляется в 1894 г. Он открывается Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой.

Важно отметить, что существование всех народных детских садов в досоветский период сталкивалось с постоянными трудностями финансирования. Поэтому их количество было не велико, и находились они преимущественно в крупных городах. Наибольшее развитие детские сады на нашем пространстве получили в Советский период, что было связано с трансформациями в сфере семейно-брачных отношений.

В Советском Союзе женщины также активно использовались как экономическая, политическая и социальная сила. При этом материнство мыслилось в терминах гражданской обязанности по воспроизводству и социализации советских граждан. Соответственно государство проводило политику социальной поддержки материнства и охраны здоровья женщины. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Детский сад позволял раньше выйти на работу, быть активно включенной в общественную деятельность.

Начиная с самого момента становления Советского государства, принимается ряд важных нормативных документов, которые регламентировали деятельность детских садов: «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917), «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919), «Программа работы детского сада» (1932-34), «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада» (1938), «Типовая программа воспитания в детском саду» (1978, 1984). Эти документы определили основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Количество детских садов и детей в них в период с 1925 по 1928 гг.

Сельская местность

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

В 1937 г.были введены ведомственные детские сады ,в в 1959 г.создается новый вид дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад , где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Также в связи с проблемами послевоенного периода, большими потерями мужского населения в 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей для одиноких матерей снижалась на 50%.

Постепенно все большее внимание стало уделяться развитию сети детских садов в сельской местности: были введены «Положение о колхозном детском саде» (1954) и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973).

Размышления и комментарии

Следует отметить, что первоначальное появление детских садов будь то в Европе или Советском Союзе вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, появление такого рода социальных сервисов позволило женщинам выйти из приватной сферы, получить образование, ходить на работу и получать ресурсы для самостоятельного выживания, ухода от экономической зависимости от мужчины. Важно отметить, однако, что частичное освобождение женщины от заботы о ребенке служило целям экономического использования её как рабочей силы. Детские сады создавались не для того, чтобы помочь женщине, но для того, чтобы помочь государству использовать женщин как трудовой ресурс. Общественное рассматривалось как доминантное по отношению к приватному и частному. Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Соответственно материнство представало как гражданская обязанность. В таком случае детские сады, «освобождая» женщину из приватной сферы, по сути, поддерживали систему трудового угнетения и эксплуатации женщин.

Существование детских садов как социального феномена достаточно неоднозначно. Однако мне бы хотелось подчеркнуть их позитивный потенциал.Появление детских садов все же стало элементом «освобождения» женщины, дало возможность совмещать материнство и общественную активность. Также бесплатные общественные детские сады оказывали значимую помощь для женщин из бедных «слоев».

В марте 2013 г. мне удалось побывать на конференции, организованной украинской феминистской инициативой «Феминистическая Оффензива». Особый интерес помимо самой конференции представлял один момент, а именно детский уголок. Так организаторки конференции приняли решение создать детский уголок, где участницы и слушательницы конференции могли оставить детей под присмотром .

Подобный опыт позволяет на практике увидеть важность и необходимость социальных сервисов в усилении общественной активности женщин. Детские сады становятся хорошей помощью и подспорьем для родителей по воспитанию детей. Соответственно возможно детские сады и особенности их функционирования требуют определенного пересмотра и анализа.

При этом речь не идет о некой утопии. Взять хотя бы опыт Швеции, где детские сады также являются важным элементом социальной инфраструктуры .Группы в детских садах состоят из 5-6 детей, а стоимость за детский сад привязана к доходам родителей (и составляет от 1 до 3% от дохода).При этом охват детей составляет около 80% вне зависимости в городах или в сельской местности. Отсутствуют очереди в детские сады, место гарантировано каждому желающему. Сама организация детских садов не вызывает нареканий у родителей и представляет собой пространство, направленной на развитие личности каждого ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения – действует принцип переговоров.

Источник http://nmnby.eu/news/analytics/5135.html

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.

После того, как доча пошла в детский сад, я стала думать, а откуда пошло происхождение этого дошкольного заведения и для чего оно было создано… и вот нашла ответ:

25 октября 1872 года, 135 лет назад, в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». И подпись «Елизавета Смидович». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, схватились за головы: какой там детский сад, если у самих восемь детей! Другие пожимали плечами, мол, наверное, у доктора дела идут худо, за воспитание чужих детей он, поди, будет приличные деньги брать! Каково же было удивление тулян, когда первая «садовница» пояснила – никакой платы за содержание детей она брать не будет. А вся эта затея задумана только для того, чтобы детишки развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. И делить детей на «своих» и «чужих» она не собирается, ко всем будет относиться с одинаковой меркой. А для маленьких воспитанников будут отведены лучшие комнаты – столовая, зал и гостиная – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.Елизавета была доброй «наседкой» – в летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. А вообще под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.Одним из самых «шустрых» воспитанников был 5-летний Викентий Викентьевич, которому «науки» давались легко, он, чувствуя себя в детском саду как дома, старался растормошить других воспитанников, вовлекая их в игры. Жаль только, что у доктора Смидовича времени на ребят было мало: Викентий Игнатьевич еще в ноябре 1864 года открыл новое, невиданное доселе учреждение – бесплатную лечебницу для приходящих, где и пропадал большую часть времени. А если и был дома, то чаще всего работал в домашних химической и бактериологической лабораториях или аккуратно вел метеорологические наблюдения, много работал по статистике. Несколько слов о детских садах вообще и о российских в частности. Красивое, хотя и странное, название – «детский сад» – придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто. Но как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад…Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. С этой целью педагог создал свой развивающий набор – «Дары Фребеля», по которым «садовницы» учили детишек: шарики из шерсти всех цветов радуги, деревянные шары, кубики, цилиндры.Первым в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей. Он был открыт в 1872 году, а в 1875 году воспитанники пришли в дошкольное учреждение в последний раз. Очевидно, ангельского терпения Елизаветы Павловны хватило только на этот короткий срок. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Впрочем, есть еще одно обстоятельство: «душе» детского сада Викентию Викентьевичу исполнилось 8 лет, и его отдали в гимназию. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Да, многие из вас, уважаемые читатели, его хорошо знают. В 1884 году Викентий с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Чуть позже он увлекся идеями народничества. В 1888 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета, повторяя путь отца. В 1894 году несколько месяцев практиковал на родине в Туле, и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.Большинству же читателей он знаком по роду другой своей деятельности – литературной, и по своему псевдониму – Вересаев. Диапазон его творческих устремлений был очень широк. Им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сестры» (1933), документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937). Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.А начиналось все с отчего дома и детского сада, который открыла его мама! Так что сегодня, размышляя над тем: «Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?» тысячу раз подумайте: а стоит ли отказывать малышу в шансе? Вдруг именно в этой среде будут заложены те ростки таланта, которые в будущем дадут щедрый урожай?

И еще статья тоже интересная))

История детского сада уходит корнями лишь в начало 19 века. Первые такие заведения назывались «Школами для самых маленьких». Самую первую «школу» создал Роберт Оуэн в Шотландии. Несмотря на это, родоначальником детских садов принято считать немца Фридриха Фребеля (см. изображение). Он в 1837 году в городе Бланкенбурге открыл собственное заведение для маленьких детей и назвал его детским садом. Т.к. дети – это цветы жизни, у них должен быть свой сад. И первых воспитательниц называли даже садовницами.
Дальше детские сады начинают появляться в других европейских странах. Одновременно с этим начинают появляться и развиваться всевозможные педагогические теории и системы. Заметьте – не до этого, а только одновременно, а зачастую, значительно позже. Чаще всего, детские сады создавались для тех детей, которые не получали вообще никакого воспитания (не все конечно, были и элитные детские сады, где педагоги учили детей по какой-нибудь своей системе). Большинство детей того времени воспитывалось в семьях. Родители не спешили отдавать дитя в чужие руки. Но в 19 веке в Европе получают распространение идеи атеизма. Одно из последствий этого – учащение разводов (которые запрещены в христианстве). Матери вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить себя и детей. А дети предоставлены самим себе. Вот тогда, различные общества милосердия начинают создавать группы по присмотру за такими детьми.

Для семей, где мать не работала, не было необходимости в детском дошкольном учреждении. Но чем больше происходила эмансипация женщин, чем больше их меняло семью не карьеру, тем больше появлялось детских садов.

В странах Азии и Ближнего Востока, где традиционно сильна роль семьи, детские сады появились только в середине 20 века. И то, лишь под влиянием западной культуры или коммунистических идей. Где сильнее насаждалась эта самая культура, там раньше и возникали детские сады.

А в мусульманских странах до сих пор еще мало дошкольных учреждений. Но западная культура начинает просачиваться уже и туда, неся с собой тенденцию отдавать ребенка на воспитание в детский сад.

В России первые детские сады появились в середине 19 века, но большого распространения не получили. Главной сподвижницей детсадовского движения в России считается Аделаида Симонович, которая открыла первый в России детский сад – в 1866 году в Петербурге. Но она столкнулась с непониманием со стороны матерей. Ну не могли они взять в толк, для чего отдавать ребенка в детский сад, если у него есть братишки-сестрички, с которыми он играет и общается, и няни-гувернантки, которые научат его всему, что нужно!

В начале 20 века всевозможные «прогрессивно настроенные» деятели и организации начинают проводить разъяснительную работу с населением, убеждая родителей в благе детских садов. Но в основном, это все же учреждения по присмотру за детьми тех родителей, которые вынуждены оба выходить на работу, а вовсе не образовательно-воспитательные.

Во время первой мировой войны наблюдался некоторый рост детских садов. Это связано в первую очередь с тем, что выросло количество беспризорных детей. Общественно-педагогические организации получили возможность усилить деятельность по дошкольному образованию за счет приспособления ее к нуждам военного времени – оказывать помощь детям воинов, открывать народные детские сады и детские очаги с длительным пребыванием в них детей, детские приюты для детей беженцев и т. д.

В период между февральской и октябрьской революциями население было слишком занято политикой. Зато после перехода власти к большевикам, дошкольному воспитанию начинает уделяться очень большое внимание. Еще бы! Ведь теперь провозглашено равенство между мужчинами и женщинами. Женщины повсеместно вовлекаются в рабочий процесс. За детьми нужен пригляд. Ну, под это дело и начинают разрабатывать методики развития и воспитания советского гражданина, начиная с самого раннего возраста.

Конечно, современный детский сад может принести много пользы ребенку. С ним занимаются профессиональные педагоги, его многому там учат. Но все-таки, не стоит забывать, что изначально детский сад был создан для присмотра за детьми работающей матери. Большинство же детей 19 века и все дети до этого воспитывались в семье. И ничего, как-то росли и вырастали. И были среди них и ученые, и поэты-писатели, и государственные деятели, и художники, и даже сам Фридрих Фребель…

Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

В 1863 году в России открыли первый детский сад. Почему громкое пение вредит здоровью, зачем в бомбоубежище устраивался театр теней и какие опыты проводились с самоваром - «Газета.Ru» рассказывает о детских садах разных эпох.

Выращивание цветов жизни


Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten - дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten – «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».
Интересное в сети

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» - воспитательницы - играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый Николай Пирогов в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение - голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников - врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину - в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году - он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику - дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.
Новости Рамблера

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата - 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», - писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше - в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады - к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей - они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения - занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям – им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908-1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» - произвести опыт с блюдечком над самоваром».

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений - необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов - в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 - уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа - семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.