Почему молчат дети? В этом детдоме младенцы в кроватках всегда молчат. Почему? Это надо знать

Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппарат, но, тем не менее, он молчит. Наиболее распространенные версии в данном случае это:
- он как наш папа, тот тоже молчал долго, а потом сразу заговорил целыми словами/предложениями;
- да не пугайтесь вы – мальчики ленивы по природе, а потому начинают говорить позже.

Собственно, такие варианты тоже могут иметь место быть. И родители в таком случае могут либо просто не придавать большого значения или же, наоборот, чрезмерно бить в колокола, что малыш «в таком возрасте до сих пор не декламирует стихи с выражением». Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку начать говорить.

Каждому звуку свое время

Приблизительно к полугоду, когда малыш начинает гулить в ответ на ваше обращение к нему, издает звуки, играясь или реагируя на окружающий мир, можно говорить о подготовке к речи. Губки, небо, язычок начинают свою тренировку и готовятся произносить слоги, слова и так далее. Пока его гуление – это просто звуковые сигналы, но до первых слов осталось совсем немного. Пусть пока эмоции говорят больше, чем лепет, тем не менее, такой способ «общаться» свидетельствует о том, что развитие происходят в пределах возрастной нормы.

Совет: обращайте внимание, дорогие родители, на то, как кроха реагирует на звуки, вашу речь. То есть контролируйте его слух тоже.

Ближе к году карапуз уже имеет пассивный словарный запас (то есть он понимает обращенную к нему речь, ее смысл), в активном словаре внятно произносимые слоги «ма-ма, ба-ба, па-па» и так далее. А к двум годам уже есть в запасе два десятка слов, произносимых достаточно внятно. И как раз в этом возрасте ребенка, что называется, прорывает на общение – он начинает говорить, сначала простыми предложениями, конечно.

Совет: во избежание задержки в формировании полноценного общения удалите из своего лексикона фразу «Сколько тебе можно повторять». Почему? Потому что повторять нужно столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок вас понял. Чтобы такие повторы не превратились в нудные поучения – обращайте все ваши обучающие разговоры в игру. Используйте для этого любимую игрушку ребенка .

Если есть сомнения

В том случае, если все же у вас есть сомнения, почему же малыш молчит, тогда начните с проверки слуха. Согласитесь, что нарушение в работе слухового аппарата никак не способствует развитию речи, поскольку кроха не может нормально различать слова и звуки, а значит и повторить не может. После проверки слуха, при наличии проблем с речью, стоит поискать хорошего логопеда. На консультации специалист проверит, в каком состоянии у ребенка находится речевой мышечный аппарат.

Если будет необходимость, то логопед порекомендует вам комплекс упражнений, выполняя которые укрепятся мышцы щечек, языка, челюсти и гортани. Такое ослабление мышц может быть у малышей, которые недолго находились на грудном вскармливании или же не научились жевать твердую пищу.

После проверки выяснилось, что у ребенка с речевым аппаратом и его мышцами все в порядке? Тогда вам понадобится консультация у невролога. Стоит еще проанализировать, достаточно ли малышу общения с вами? Может быть, вы мало общаетесь, и кроха слышит недостаточно речи?

Психологические причины молчания

Помимо того, что у ребенка могут быть проблемы с мышцами речевого аппарата, также его молчание может быть связано с психологическими моментами. Давайте более подробно остановимся на этом.

Если вы будете намеренно коверкать обращенную речь к малышу по типу сюсюканья, то не ждите от него правильного произношения. Больше этим страдают бабушки, выражая тем самым свое умиление и безграничную любовь к малышу. Старайтесь избегать подобную манеру общения.

Не ругайте ребенка, если он что-то произносит неправильно, а тем более не высмеивайте это. Не забывайте о том, что каждому возрасту присущи свои возможности, и перепрыгнуть через голову самого себя он не сможет. Испытывая стресс от такого давления, кроха найдет один-единственный способ защиты – молчать.

Если мама по каким-то причинам испытывает стресс, она подавлена и расстроена все время, не проявляет интереса к общению со своим ребеночком, хмурая и расстроенная – теряется желание общаться. Малышу жизненно необходимо общение, объятия, контакт – без него развитие крохи будет замедленным.

Семьи – билингвы. Когда в семье родители – носители разных языков, то не исключено, что ребенок начнет говорить позже. В частности, если оба родителя будут общаться то на одном, то на другом языке. В таком случае крохе сложно усваивать языки. Лучше будет, если каждый родитель будет говорить на своем языке, находясь рядом с ребенком. Существуют рекомендации по обучению второму языку в возрасте от 5 лет, а до этого лучше общаться с ним на одном языке. В таком случае он научится говорить на двух языках без акцента и грамотно.

Ребенок находится в состоянии стресса из-за постоянных ссор родителей. От нахождения в постоянной негативной обстановке даже цветы вянут и погибают, а что уже говорить о малышах, которые нуждаются в любви и ласке, а вместо этого пребывают в обстановке ссор, ругани и постоянных разборок? Интуитивно такой ребенок будет стараться прятаться, чтобы его меньше слышали и видели. О каком развитии речи может быть речь?

Если родители – гиперзаботливы и предупредительны. В желании помочь своему крохе молодые мамы и папы часто перегибают палку и стараются облегчить и предугадать любое действие малыша. В таком случае ребенок просто не испытывает потребность стараться что-то делать. Зачем? Мама с папой итак все сделают. Это касается и развития речи: для чего стараться учиться говорить, если родители все равно поймут?

Отдельным пунктом можно выделить момент того, что мама может, совершенно из добрых побуждений, спровоцировать у ребенка обратную реакцию. Имеется ввиду желание объяснять все доступно, буквально каждое действие и событие сопровождать длинными сопроводительными комментариями, буквально не оставляя малышу ни малейшего шанса «вставить» свое слово.

Общение с ребенком заменяется интерактивными игрушками и гаджетами. Да, дети очень быстро понимают, на какую кнопочку нажать и как включить мультфильм или игру. Но! Живого общения у него при этом нет. Ребенок молчит, активный словарный запас не пополняется.

Как помочь ребенку?

Изначально стоит понять, что самый важный фактор для развития речи у крохи – это полноценное общение без коверканий и сюсюканий, а также массивного использования уменьшительно-ласкательных слов по типу: кошечка, собачечка, печенюшечки, чаечек и тому подобное. Украшайте свою речь эмоциями, вкладывайте всю свою любовь и душу в слова, проявляйте терпение – он только учится делать то, что вы уже столько лет делаете. Общайтесь, рассказывайте и комментируйте происходящее вокруг, но не забывайте обращаться к нему, чтобы он чувствовал себя полноценным участником беседы.

Игры, чтение, песни и общение – все это идет исключительно только на пользу развитию ребенка и формированию его словарного запаса, как активного, так пассивного. Не игнорируйте упражнения и игры для развития мелкой моторики – чем лучше она будет развита, тем легче будет происходить момент обучения речи.

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору? Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Давайте сначала проведем тест на речь ребенка. Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 3 годам ваш ребенок

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головного мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга малыша или каких-либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих ребенок воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова и звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и не научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в жизни ребенка. Например, новое место жительства, адаптация к детскому саду или появление новых членов семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители всё говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба языка ребенку сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К психологу . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон.
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка.
  • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном - как разговорить малыша, который в 3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз ребенка. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих ребенка к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему ребенку окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть ребенок растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки малыша вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Предупреждаю, что информация, предоставленная на данном семинаре, особенно в части лечения, дана вам, уважаемые родители, исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?

Ребенок боится

Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша - вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.

Ребенку не интересно

Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.

Ребенок протестует

Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.

Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.

В вашем браузере отключен JavaScript

Если ребенок молчит…

Если вы столкнулись с таким поведением ребенка, в первую очередь определите, с чем оно связано. Страх можно прочитать в глазах малыша и постараться успокоить своего ребенка. Не используйте командный тон, не повышайте голос, говорите с малышом спокойно.

Если страх ребенка – это боязнь что-то сделать не так, то он обычно возникает как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей. Вам нужно пересмотреть свое поведение и постараться давать малышу как можно : не стоит объяснять ему правила пользования каждой новой игрушкой, читать лекции о том, как опасно ходить по лужам, покрытых льдом, и каждый раз рассказывать, как нужно правильно шнуровать ботинки. Постепенно малыш перестанет чувствовать давление с вашей стороны и станет более раскованным и открытым.

Если ребенок вас не слышит из-за того, что его мысли сосредоточены на чем-то совершенно другом, нужно либо дождаться более удобного момента, либо поговорить с крохой о том, что его занимает в данный момент. Малышка, с которой вы немного поиграете в куклы, охотнее пойдет обедать, а ребенок, собирающий новый конструктор, сможет переключиться на ваш вопрос, если вы сначала поинтересуетесь, чем он сейчас занят.

Если же причина – протест против , вам нужно пересмотреть правила воспитания. Если ребенок постоянно слышит от вас замечания и упреки, неудивительно, что ему это надоедает, и он стремится закрыться от них «непроницаемой стеной».

Главное – это умение интересоваться тем, что происходит в мире вашего ребенка, и желание понять его, а не стремление сделать так, чтобы он беспрекословно подчинялся, выполнял приказы и всегда был готов отвечать на ваши вопросы. Только при взаимном понимании между родителем и ребенком могут возникнуть доверие и близость, которые нужны всем.

Виктория Грицук

Дайна и Мэтт Мейгер - молодая пара из Челси, штат Мичиган, США. В прошлом году они с нетерпением ждали рождения своей малышки Луэллы.

После 18-часовых схваток Дайна совсем ослабла, а сердцебиение Луэллы начало замедляться. У матери и дочки сильно поднялась температура. Мэтт и Дайна молились, чтобы все прошло успешно, и 23 октября Дайна родила.

Совсем недавно Дайна поделилась историей, которая быстро разошлась по Интернету, не оставляя никого равнодушным.

“В первый раз, когда мы решились оставить дочь дома, мы отправились в церковь. Там один из миссионеров рассказал случай, который запал мне глубоко в душу. Этот миссионер побывал в одном из детских приютов в Уганде. На самом деле он бывал во многих из них, но именно этот отличался от остальных.

Мужчина вошел в детскую комнату, где было более 100 кроваток, в которых лежали младенцы. Он в изумлении прислушался и не поверил своим ушам - стояла оглушающая тишина.

Звук, который никогда не присутствует там, где есть маленькие дети. Но здесь, в комнате с более чем 100 малышами, стояла именно она, пугающая тишина. Он повернулся к нянечке и спросил, почему так тихо. Ответ, который прозвучал, заставил меня вздрогнуть. Я никогда, НИКОГДА в жизни не забуду его.

Медсестра посмотрела на миссионера и сказала: “После того, как они попадают к нам сюда и плачут бессчетное количество часов, проходит неделя, когда они успокаиваются, понимая, что никто к ним не придет…

…Они перестают плакать, когда понимают, что никто не придет к ним. Ни через 10 минут, ни через 4 часа, возможно, никогда…

Мое сердце как будто разбилось на части, и я никак не могла собрать его по кусочкам. Во мне загорелось желание дать обещание. Обещание самой себе.

Мы пришли домой. В ту ночь, пока Луэлла спала, прижавшись своим маленьким тельцем ко мне, я дала ей обещание. Что я всегда буду приходить к ней.

В 2 часа ночи, когда услышу плач по радионяне, я приду.

Когда ей впервые будет больно, когда ее сердце будет разбито в первый раз, мы придем к ней.

Мы будем рядом, поддержим, позволим ей самой принимать решения, но будем рядом.


Она увидит, как мы плачем и расстраиваемся, ведь плакать и чувствовать - это нормально.

Она будет знать, что мы - ее безопасное пристанище.

Мы всегда будем рядом”.